Средства разрешения социальных конфликтов

Средства разрешения социальных конфликтов

Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Участники конфликта называются субъектами конфликта:

— свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;

— подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

— пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

— посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. —

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта^ но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов.

Берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп

Возникают между двумя или несколькими социальными системами

Антагонистические (от гр. antagonis — ma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия

Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его

Имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок

Определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами

Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта

Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины

Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов.

Георг Зиммель, немецкий философ и социолог

Конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры

Герберт Спенсер, английский философ

Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов

Карл Маркс, немецкий экономист и социолог

Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития

Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк

Конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество

На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов.

Парадигмы современной социологии

Консенсусного (лат. consensus — согласие) общества

Социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии

Социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям

Функции социальных конфликтов

• Информирование о наличии

• Создание стрессовых ситуа-

Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;

— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов

• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.

• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.

• По форме — внутренние; внешние.

• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.

• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.

• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-быто-вые.

• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

— компромисс (лат. compromissum ) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;

— переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

— посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

— арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

— Реставрация — возвращение общества к доконфликт-ному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

— Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

— Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

— своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

— обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.

• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт». Ответ: Реабилитация.

togan1.narod.ru

1. Социальные конфликты, пути их решения.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие груп­пы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди уча­стников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агони-стические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сна­чала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые <латентные) и откры­тые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и полити­ческих структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчи­ненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦ эскалация (нарастание) конфликта;

¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра­
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост­
рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завер­шились в виде

3) выхода из конфликта,

2. Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы день­
ги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег — больше жизни». Предпо­
ложите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защит­
ники и противники этой точки зрения.


Деньги — это финансовый актив, признаваемое всеми средство обмена, которое принимается в обмен на товары и услуги.

Выделяют несколько функций денег:

1) средство обращения — без денег люди вынуждены были бы пользоваться бар­тером, то есть натуральным обменом одного товара на другой, деньги устраняют проблему поиска покупателя, который может обменять товар продавца на то, что по­следнему нужно; например, сапожнику, который хочет купить молоко, необходимо было бы найти молочника, которому нужны сапоги;

2) мера стоимости, то есть деньги играют роль счетной единицы, позволяющей

определять ценность товара через один являющийся всеобщим эквивалентом товар —
то есть через деньги; без денег каждому пришлось бы высчитывать, сколько стоит
молоко в сапогах, муке, топорах и т.д.; при денежном обмене достаточно лишь знать,
на какое количество денег можно обменять товар; ценность товара, выраженная в
деньгах, называется ценой; единицей счета выступает денежная единица страны, ее
национальная валюта.

3) средство накопления (сбережения) — деньги обладают способностью к сохране­
нию стоимости, чего лишены обычные товары и услуги, которые могут испортиться,
выйти из моды и т.д.; помимо денег функцией накопления обладают золото и драго­
ценности;

4) как средство платежа деньги используются для оплаты отложенных во време­
ни платежей (уплаты налогов, квартирной платы и т.д.)

5) мировые деньги используются в международных экономических отношениях,
когда они рассматриваются как международное расчетное и платежное средство,
приобретают статус мировой резервной валюты.

Деньги, являясь необходимым компонентом нашей жизни, позволяют в той или иной мере удовлетворять различные потребности. Как говорил китайский мыслитель Шан Ян: «Стремление людей к богатству и знатности угасает лишь тогда, когда за­хлопывается крышка гроба».

Однако стоит помнить и о некоторых других афоризмах, связанных с деньгами и богатством:

«Бедность — это рабство, но чрезмерное богатство — тоже рабство» (Ж. Жорес).

«Золото убило больше душ, чем железо — тел» (В. Скотт).

«Богатство — благо, когда служит нам, и зло, когда мы служим ему» (Ф. Бэкон).

«Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользо­ваться богатством» (Гольбах).

3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с гра­бителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуа­ции? Как вы должны себя вести в этом случае?

Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). Задержание подозреваемого — это мера про­цессуального принуждения, которую орган дознания, дознаватель или следователь вправе применить на срок не менее 48 часов с момента фактического задержания ли­ца по подозрению в совершении преступления.

Подозреваемый не обязан в силу ч. 2 ст. 14 УПК РФ доказывать свою невинов­ность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения.

В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган доз­нания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обя­зан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержа­ния.

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактиче­ского задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Необходимо также помнить, что согласно статье 48 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, органы опеки и попечи­тельства.

humanitar.ru

Способы разрешения социальных конфликтов

Существующие способы (модели) решения социальных конфликтов

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

1. силовой (одностороннее доминирование),
2. компромисс,
3. интегральная модель,

4. разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые cпособы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Силовой способ используется, когда один из субъектов весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Эту модель чаще применяют люди, переоценивающие свои силы. Силовой она называется потому, что победа одной стороны всегда является итогом применения какой-либо силы. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др. Должностное положение – солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу применяют такие способы силового воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Такие действия раздражают подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта. Разрешиться конфликт таким способом может и с помощью драк, кулачных схваток, бытовых действий. Подобное доминирование обычно порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения (забастовки, манифестации, пассивное сопротивление и пр.). Силовая модель решает конфликт по принципу: «сильный всегда прав». При этом имеется в виду, как уже неоднократно отмечалось, не только применение физической силы: насилие может принимать формы административного, служебного и пр. воздействия. «Начальник всегда прав» – это одна из частных формулировок того же принципа.

История человечества наполнена множеством примеров обращения к силе для разрешения конфликтов на самых различных уровнях – от рукоприкладства в личных отношениях до драконовских мер власти против своего народа и мировых войн. Насилие постоянно было источником трагедий и человеческих потерь, но оно еще долго будет существовать. Принцип «сильный всегда прав» знаменует в первую очередь торжество глупости. Возможность быстро завершить борьбу, «одним махом» – едва ли не единственное преимущество силового способа разрешения социального конфликта. Однако стратегически силовое разрешение конфликта всегда малоэффективно. Подавленная силой сторона остается неудовлетворенной подобным решением конфликта. Это толкает ее к скрытому сопротивлению, а порой и к открытому противодействию победившему оппоненту, к реваншу, для подавления, которых снова и снова потребуется насилие. Принято считать, что при разрешении конфликта с позиции силы страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой конфликтующая сторона, чтобы сохранить свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит, что победителю постоянно требуется расходовать свои ресурсы (военные, материальные, интеллектуальные, психологические). Неизбежность расплаты за насилие неизмеримо возрастает. Задавленные силой люди, как правило, не мирятся с участью побежденных. Погашенный на время конфликт разрастается вновь, как только ослабнет сила, его сдержавшая. Конфликт таким способом может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением проигравшей стороны. Пока она жива, остается жить и ее недовольство – постоянный источник проблем и напряжения победителя. И даже при полном уничтожении другой стороны победители все равно часто получают моральное осуждение в обществе. Так, Дантес и Мартынов, победившие в конфликтах на дуэлях А.С. Пушкина и Ю. Лермонтова, всю свою жизнь вынуждены были оправдываться и расплачиваться за эти победы, – даже их потомки не могли им простить пролитую кровь великих поэтов. Таким образом, разрешение социального конфликта с позиции силы часто оказывается для победителя очень дорогим по затратам и к тому же весьма сомнительным успехом. К сожалению, надо сказать, что данная модель достаточно распространена в России.

Силовую модель можно применять только в редких случаях, – если при диагностике конфликта одновременно существует набор следующих показателей:

• спровацированность конфликта оппонентом,
• поддержка конфликта со стороны общественного мнения и авторитетных посредников,
• большое число невинных жертв в конфликте,
• антагонизм интересов и целей конфликтеров,
• рост зоны разногласий,
• конфликт находится в порочном круге,
• актуальный знак конфликта – «плюс-минус» и «плюс» для социальной системы.

На стороне конфликтёра (при этом должна быть полная уверенность в том, что данная сторона конфликта действительно олицетворяет «плюс», а другая «минус»:

• оба конфликтера ориентируются только на победу,
• баланс сил в пользу конфликтера, который намерен эту модель применить.
• значительная длительность конфликта,
• высокая цена сохранения конфликта; цена силового выхода из конфликта меньше, чем цена сохранения конфликта,
• предмет конфликта социально значим.

Указанные ограничители использования силовой модели известны не каждому. К сожалению, этот способ у нас в обществе используется гораздо чаще, чем следует.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель обеспечивает эффективное и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры. В результате разрыва контактов между сторонами происходит развал их общего дела, распад организации, деятельность которой обеспечивала их существование.

Поэтому, она применима только при выполнении строго определенных условий:

• наличие «партий конфликтеров» и отсутствие «болота конфликта»,
• вмешательство авторитетных и независимых посредников,
• рост числа невинных жертв в конфликте,
• антагонизм интересов и целей конфликтеров,
• рост зоны разногласий и границ конфликта,
• стадия развития конфликта – «порочный круг»,
• актуальный знак конфликта – «минус-минус»,
• примерно равный баланс сил сторон,
• большая длительность конфликта,
• повышенный психологический фон конфликта,
• цена сохранения конфликта, больше цены выхода из него.

Разъединение конфликтеров не всегда полностью разрешает социальный конфликт. И оно не всегда возможно. Супругов связывают дети, да и не всегда в наших жилищных условиях разведенные в состоянии разъехаться; враждующие национальные общности не могут и не хотят уходить с территории, где они живут вперемешку друг с другом, бок о бок. Расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений, друг с другом, вынуждены искать замену разрушенных социальных контактов новыми, и неизвестно, не станут ли последние менее конфликтными (как это нередко случается, когда разведенные супруги вступают в новые неудачные браки). Поэтому неудивительно, что расставшиеся конфликтеры через некоторое время иногда вновь возобновляют контакты, а то и снова сходятся. Силовая модель решения конфликта и разъединительная модель решения конфликта являются самыми примитивными, но, к сожалению, в России они используются чаще всего.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Она лучше всего работает, если конфликт характеризуется тем, что:

• мотивировки конфликтеров в главном – совпадают,
• общих интересов у сторон, больше чем противоположных,
• цели конфликтеров соответствуют их интересам,
• зона разногласий сторон заметно не расширяется,
• конфликт в своем развитии не дошел до стадии идейной конфронтации сторон,
• актуальный знак конфликта – «плюс-минус» или «плюс-плюс»,
• преобладание «плюсов» над «минусами» на предшествующих фазах развития конфликта,
• присутствует намерение сторон пойти на уступк,.
• примерно равный баланс сил сторон,
• конфликт имеет неострый характер. Психофон конфликта в норме,
• цена сохранения конфликта больше, чем цена выхода из него.

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Приведем пример, демонстрирующий различия моделей решения конфликта. Предположим, что Вы с группой студентов находитесь в аудитории университета на занятиях, в которой достаточно жарко и душно. Вы предложили открыть единственное окно. Вас поддержали слушатели, сидящие рядом. Но коллеги, пришедшие в аудиторию раньше Вас и занявшие места под окном, воспротивились Вашему предложению. Они заявили, что им и так хорошо, что они боятся сквозняков и простуды и не намерены рисковать своим здоровьем ради прихоти других людей. Как решить возникший конфликт?

Рассмотрим возможные варианты решения:

1. (силовой) будет иметь место, если Вы и Ваши сторонники устроите скандал, попытаетесь силой аргументации и голосовых связок доказать свою правду, попробуете сами открыть окно, преодолевая физическое сопротивление своих оппонентов. Вместо прекращения конфликта произойдет его разрастание, конфликтная ситуация перерастет в инцидент. Даже если Вам удастся открыть окно и удерживать его открытым, стать победителем, то фактически Вы проиграете, т.к. не удовлетворите тот интерес, ради которого пришли в аудиторию – послушать лекцию.
2. (разводной способ) будет заключаться в том, что Вы покинете аудиторию, пропустив, таким образом, важное для Вас занятие.
3. (компромиссный) способ сработает, если Вы (и Ваши сторонники) договоритесь с оппонентами о частичном открытии окна (чуть-чуть) или его части – форточки или фрамуги. Но при этом ни Вы, ни Ваши оппоненты не будете в полной мере довольными подобным решением, ибо до Вас свежий воздух почти не доходит, а боящиеся сквозняков все-таки рискуют простыть. И все это мешает и Вам, и Вашим сторонникам, и Вашим оппонентам нормально работать на занятии.
4. (интегральная) модель. Освежить аудиторию можно не только тем способом, на котором Вы настаивали, но и путем:
а) открытия двери, ведущей в коридор;
б) включения кондиционера или вентилятора;
в) организации короткого проветривания помещения на перерыве, на время которого все выйдут из аудитории;
г) наконец, боящиеся простуды могут пересесть на места подальше от окна – туда, где не дует.

Как видим, если не зацикливаться на достижении поставленной цели – иметь открытое или закрытое окно, то можно найти такие варианты решения проблемы, при которых не произойдет ущемления чьих-либо интересов, а, следовательно, дальнейшего разрастания конфликта. Интегральная модель совершеннее как силовой, разводной так и компромиссной. Эта стратегия признается конфликтологией универсальной и подходящей к любому типу социального конфликта, наиболее результативной и социально полезной. Только на ее основе можно решать «минус-минусовые» конфликты. Интегральная модель вполне применима к конфликтам со всеми прочими знаками и формулами, а также разными соотношениями конструктивных и деструктивных функций. Разработка этой стратегии и конкретных технологий ее реализации считается важнейшей заслугой конфликтологии. Интегральная модель в литературе обозначается по-разному: в американской конфликтологии ее называют – «третий путь поведения конфликтеров» или «модель не для дураков», в европейской научной традиции – «ревизия целей», в Россия – «интегральный способ» или «интегративная стратегия». Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.

Существуют также и симбиозные cпособы разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта.

Деловое письмо
Служебная записка
Объяснительная записка
Докладная записка
Формы собственности

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Популярное:

  • Пенсия с коэффициентом 1 это сколько Формула будущего К 2020 году средний размер страховой пенсии в России вырастет почти до 15 тысяч рублей. Об этом в конце июня заявил первый зампред правления Пенсионного фонда России (ПФР) Александр Куртин. На данный момент величина […]
  • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
  • Цель публичного спора Устранение препятствий в пользовании имуществом: тенденции судебной практики Собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, а также охранять свое имущество от посягательств третьих лиц. В этом смысле положения […]
  • Уменьшение налога енвд на сумму страховых взносов в 2018 году для ооо Авансовый платеж по УСН за 1 квартал 2018 года Отправить на почту Авансовый платеж УСН 1 квартала 2018 года обязательно начислять всем упрощенцам. Рассмотрим, есть ли какие-то особенности его расчета и уплаты в первом отчетном периоде […]
  • При стаже вождения более 3 лет Стаж вождения Телефонная консультация 8 800 505-92-65 229 ответов от юристов и адвокатов Первый раз сталкнулся с такой историей (стаж вождения - 15 лет). Я инвалид 1-й гр. не имею физической возможности на инв. коляске преодалевать […]
  • Правило внутреннего распорядка для учащихся Правила внутреннего распорядка учащихся Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора (наименование образовательной организации) от ________ № ____ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА УЧАЩИХСЯ 1. Общие положения 1.1. […]
  • Ст 264 ч6 ук рф Какой степени тяжести,является статья 264 часть 6 Какой степени тяжести является статья 264 ,часть 6.Произошла авария,в которой погибло два человека.Водитель,в свою очередь тоже пострадал,сейчас идет следствие ,инкриминируют статью 264 […]
  • Решение суда правила землепользования и застройки Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ16-46 от 08.12.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 8 декабря 2016 г. председательствующего Александрова В.Н. судей Никифорова СБ., Меркулова В.П. при […]