Единый день профилактики правонарушений несовершеннолетних

Сайт муниципального округа СОКОЛИНАЯ ГОРА
в городе Москве

Адрес: Медовый переулок, д.12
Тел.: 8-499-785-05-71

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

См. постановление Московской городской Думы от 13 апреля 2005 г. N 83 «О Законе города Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их полномочия.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) являются:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия — употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не являющиеся преступлением или административным правонарушением;

4) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; родителей; опекунов, попечителей, приемных родителей (далее — законные представители), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; учет лиц данных категорий;

5) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

6) осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, а также рассмотрение дел о поведении, отклоняющемся от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и об антиобщественных действиях;

8) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей;

9) иные задачи, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 2. Принципы деятельности комиссий

Деятельность комиссий основывается на принципах:

2) гуманного обращения с несовершеннолетними;

3) сохранения конфиденциальности информации.

Статья 3. Система комиссий

Систему комиссий составляют:

1) Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Городская комиссия);

2) окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — окружные комиссии);

3) районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — районные комиссии).

Статья 4. Городская комиссия

1. Городская комиссия образуется Мэром Москвы в соответствии с настоящим Законом на срок его полномочий.

2. Численный и персональный составы Городской комиссии определяются Мэром Москвы.

3. Председателем Городской комиссии является Вице-мэр Москвы или первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, определяемый Мэром Москвы.

4. Городская комиссия:

1) координирует и контролирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) контролирует, направляет и координирует деятельность окружных и районных комиссий, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет опыт их работы;

3) принимает участие в разработке правовых актов и программ по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшению условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролирует их реализацию;

4) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

Статья 5. Окружные комиссии

1. Окружная комиссия образуется префектом административного округа города Москвы (далее — префект административного округа) на срок его полномочий.

2. Численный и персональный составы окружной комиссии определяются префектом административного округа по согласованию с Городской комиссией. Численный состав окружной комиссии не может быть менее трех человек.

3. Председателем окружной комиссии является заместитель префекта административного округа, определяемый префектом административного округа.

4. Окружная комиссия:

1) координирует и контролирует на территории административного округа города Москвы деятельность окружных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) контролирует, направляет и координирует деятельность районных комиссий, обобщает и распространяет опыт их работы;

3) принимает участие в разработке проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) во взаимодействии с органами исполнительной власти города Москвы контролирует реализацию окружной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 6. Районные комиссии

1. Районная комиссия образуется руководителем управы района города Москвы (далее — руководитель управы района) по согласованию с председателем Городской комиссии на срок полномочий руководителя управы района. Порядок согласования состава районной комиссии определяется Городской комиссией.

2. Численный состав районной комиссии не может быть менее трех и более 12 человек. Количество штатных работников районной комиссии не может быть менее двух человек.

3. В состав районной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, ответственный секретарь, специалисты, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты муниципального Собрания. В состав районной комиссии могут входить представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов государственной власти города Москвы (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее — органы местного самоуправления), а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

4. При необходимости по предложению Городской комиссии в районе может быть образовано более одной районной комиссии.

5. Районная комиссия:

1) осуществляет полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

2) принимает участие в разработке проектов правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) организует контроль, обследования и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

4) обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних;

а) представление органа управления образовательного учреждения о переводе обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста 15 лет до получения основного общего образования; об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения. В случае исключения обучающегося из образовательного учреждения принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

б) представление работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации). В случае расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником принимает меры по его трудоустройству;

в) жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;

а) несовершеннолетнего, совершившего действие, за которое установлена административная ответственность;

б) несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

в) несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия;

г) родителей, законных представителей несовершеннолетнего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего;

д) других категорий лиц, предусмотренных федеральным законодательством,

рассматривает материалы и дела, применяет меры воздействия в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимает решения:

а) о направлении несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении и поведении, с согласия их родителей, законных представителей, а в случае, если несовершеннолетний достиг возраста 15 лет, — с его согласия в реабилитационные учреждения различных видов и типов в порядке, установленном федеральным законодательством;

б) о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

7) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

8) реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Глава 2. Компетенция комиссий

Статья 7. Права комиссий

1. Комиссии имеют право:

1) запрашивать и бесплатно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для своей работы сведения;

2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

3) привлекать для участия в работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также других заинтересованных лиц;

4) вносить представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

5) вести прием несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц;

6) ставить перед уполномоченными на то органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений, определений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;

7) ходатайствовать перед судом:

а) о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, об условном осуждении и применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;

б) о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

8) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

9) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное действие;

10) применять установленные федеральным законодательством меры воздействия к родителям, законным представителям несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и законных интересов;

11) иные права, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Члены комиссий по поручению комиссий имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Статья 8. Меры воздействия, применяемые комиссиями к несовершеннолетним

1. Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также оставивших образовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

2. Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

3. По результатам рассмотрения материалов и дел в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

4. С учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка комиссии могут применять примирительные процедуры. Организация и проведение примирительных процедур осуществляются Городской комиссией в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 9. Меры воздействия, применяемые комиссиями к родителям, законным представителям несовершеннолетних

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями, законными представителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних комиссии могут применить к ним меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов в действиях (бездействии) родителей, законных представителей несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков преступления комиссия направляет материалы в органы прокуратуры и иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.

Глава 3. Порядок рассмотрения комиссиями материалов и дел

Статья 10. Основания рассмотрения комиссиями материалов и дел

1. Комиссии рассматривают материалы и дела:

1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей и иных лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

5) переданные на рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) прекращенные уголовные дела и материалы об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поступившие из органов внутренних дел или органов прокуратуры для рассмотрения возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».

2. Дела, указанные в пункте 5 части 1 настоящей статьи, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 11. Подготовка заседания комиссии

1. Материалы и дела, поступившие на рассмотрение комиссии, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем комиссии.

2. Порядок подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяются:

1) подведомственность материалов, поступивших в комиссию;

2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;

3) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения; истребование дополнительных материалов;

4) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.

4. По результатам предварительного изучения материалов и дел могут приниматься следующие решения:

1) о назначении дела к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания комиссии;

2) о возвращении полученных материалов, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;

3) о проведении проверки, обследования по поступившим материалам или поручении их проведения соответствующими специалистами;

4) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;

5) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

5. О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, прокурору и иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным.

6. Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям, законным представителям, защитнику, представителю общественной организации, членом которой является несовершеннолетний.

7. Принятые материалы, дела рассматриваются комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.

8. Указанный срок может быть продлен по мотивированному постановлению комиссии в случае поступления ходатайства от одного из участников рассмотрения материалов, дел и (или) необходимости дополнительного выявления обстоятельств дела, а также в случае уклонения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей от явки на заседание комиссии, если материалы, дело не могут быть рассмотрены без их присутствия.

Статья 12. Порядок проведения заседания комиссий

1. Заседания Городской комиссии проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2. Порядок проведения заседаний окружных комиссий определяется регламентом, утверждаемым Городской комиссией.

3. Заседания районной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины членов состава комиссии. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.

4. На заседании районной комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются дела и материалы, его родителей, законных представителей, а в необходимых случаях — педагога, иных лиц по усмотрению комиссии.

5. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы, может быть удален с заседания комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на несовершеннолетнего отрицательное влияние.

6. Защитник несовершеннолетнего, в необходимых случаях представитель общественной организации, допускаются к участию в работе районной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию.

7. Материалы, дела в отношении несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания комиссии и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.

8. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 13. Меры, принимаемые комиссиями к обеспечению проведения заседания

1. Несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, для обеспечения явки на заседание комиссии может быть отдан под надзор администрации этого учреждения до рассмотрения дела об административном правонарушении.

2. Руководитель детского учреждения дает комиссии письменное обязательство обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

3. В случае неявки без уважительных причин на заседание комиссии несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, его родители, законные представители, иные лица по данному делу могут быть подвергнуты приводу органами внутренних дел по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством.

4. Неявка без уважительных причин на заседание комиссии свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 14. Постановления, представления, определения комиссий

1. Постановления комиссий принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов, дел в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, а также по результатам рассмотрения представлений образовательных учреждений, обращений и ходатайств иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Представления комиссий вносятся в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений их прав и законных интересов.

3. Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

4. Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.

5. Содержание постановления комиссии при рассмотрении дел об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. В постановлении о применении мер воздействия, об устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав и законных интересов несовершеннолетнего указываются:

1) наименование комиссии;

2) дата рассмотрения материала, дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается материал, дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материала, дела;

5) доказательства, на основании которых принято решение;

6) правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

7) принятое по материалу, делу решение;

8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.

7. Постановления и представления комиссии подписываются председателем и ответственным секретарем комиссии и оглашаются немедленно по окончании рассмотрения дела.

8. Копия постановления комиссии или выписка из него вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней со дня его принятия.

9. Постановления и представления комиссий обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданами.

10. При получении постановления или представления комиссии органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, которым оно адресовано, обязаны в десятидневный срок сообщить комиссии, направившей постановление или представление, о мерах, принятых по его исполнению.

11. Неисполнение постановления или представления комиссии, непринятие мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в постановлении или представлении комиссии, а также оставление указанных правовых актов без рассмотрения влечет ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

12. Определения комиссий принимаются в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15. Особенности решений по отдельным категориям материалов

1. При рассмотрении материалов, дел, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

2. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, иных лиц, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, потерпевшего, свидетелей, защитника, а в необходимых случаях — заключение прокурора, мнение представителя общественной организации и после всестороннего рассмотрения обстоятельств принимает одно из следующих решений:

1) о применении мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством города Москвы;

2) о прекращении рассмотрения;

3) об отложении рассмотрения и проведении дополнительной проверки;

4) о передаче материалов в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;

5) о возможности применения мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».

Статья 16. Протокол заседания комиссии

1. Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании.

2. Содержание протокола при рассмотрении дел об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В протоколе заседания комиссии при рассмотрении материалов указываются:

1) дата и место заседания комиссии;

2) наименование и состав комиссии;

3) содержание рассматриваемого материала;

4) фамилия, имя, отчество и другие биографические данные лиц, в отношении которых рассматриваются материалы;

5) сведения о явке участвующих в заседании лиц, разъяснении их прав и обязанностей;

6) объяснения участвующих в заседании лиц;

7) содержание заявленных на заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;

8) сведения об оглашении принятого постановления;

9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления.

4. Протокол заседания комиссии подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.

Статья 17. Порядок и сроки обжалования постановлений комиссий

1. Порядок и сроки обжалования постановления комиссии по делу об административном правонарушении устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Иные постановления комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, суд и прокурору.

2. Постановление комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию в течение 10 дней со дня его принятия. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.

3. Порядок и сроки обжалования постановления комиссии в суд устанавливаются гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 27 апреля 2001 года N 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

2) Закон города Москвы от 12 сентября 2001 года N 36 «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона города Москвы от 27 апреля 2001 года N 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

3) Закон города Москвы от 9 июля 2003 года N 49 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 27 апреля 2001 года N 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

www.mosg.ru

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В ГОРОДЕ ВОЛГОДОНСКЕ

Вся работа органов и учреждений системы профилактики в городе Волгодонске регламентируется на основании федерального и областного законодательства.

В 2012 г. в городе создан единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (далее по тексту — банк данных), который утвержден постановлением Администрации города Волгодонска от 19.10.2012 г. № 3103 Официальный сайт Администрации города Волгодонска www.volgodonskgorod.ru, 22.10.2012..

Согласно Порядка формирования банка данных оператором выступает Управление образования г.Волгодонска.

Одним из основных направлений банка данных является создание единого межведомственного информационно-правого пространства для организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, организации условий для реабилитации, социальной адаптации и развития семьи как важнейшего социального института, профилактики правонарушений, семейного неблагополучия, социального сиротства.

Основные критерии для постановки семьи на профилактический учет:

— неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних детей;

— отсутствие контроля со стороны родителей за обучением ребенка;

— жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи;

— вовлечение детей в противоправные действия;

— отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей.

Участниками формирования и использования банка данных являются органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее по тексту — органы и учреждения системы профилактики), такие как: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска, Межмуниципальное управление МВД России «Волгодонское», Управление образования г.Волгодонска, Управление здравоохранения г.Волгодонска, отдел по молодежной политике Администрации города Волгодонска, филиал по г.Волгодонску ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г.Волгодонска, ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Волгодонска», Отдел культуры г.Волгодонска, Комитет по физической культуре и спорту города Волгодонска, Волгодонской филиал ГБУ Ростовской области «Наркологический диспансер».

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семьей, находящейся в социально опасном положении является семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, родители или законные представители несовершеннолетних которой не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Если за основание для разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то, в таком случае, применяется следующая классификация семей, которые нуждаются в социально-психолого-педагогической поддержке:

— семья «группы риска». Такая семья может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для нее особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации;

— проблемные семьи, которые образуются из семей «группы риска», в тех случаях, когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна. Проблемной может выступать и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчужденность между мужем и женой, родителями и детьми;

— неблагополучные семьи, представляющие собой следующую ступень распада межличностных отношений. В них оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребенка;

— асоциальные семьи, характеризующиеся противоправным поведением взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. В них существует прямая угроза жизни и здоровью ребенка Бероусов А.М., Котов Ю.Б., Крамская О.В., Стребейко О.Э. Порядок организации и ведения учета несовершеннолетних и их семей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (методические рекомендации). — М.: Городской Центр «Дети улиц», 2011. — С. 9-10..

Целесообразно, при классификации семей использовать социально-педагогическую дифференциацию, которая основывается на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все делятся на 3 группы:

— социально-благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны, и в таких семьях ребенок чувствует себя комфортно;

— деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и др.). Этим семьям присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Они не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя такие семьи могут быть согласованными, и в них дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию;

— семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это:

а) асоциальные семьи. В них один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей, жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;

б) семьи, в которых кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек);

в) материально-финансово необеспеченные семьи. Такие семьи могут выйти из категории неблагополучных только в случае оказания им социальной помощи;

г) семьи, допускающие антисоциальные проявления (акты насилия, алкогольную и наркотическую деградацию, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальную эксплуатацию и др.);

д) семьи, в которых возникла проблема взаимоотношений (повзрослевший подросток и родители, родители между собой);

е) семьи, в которых сложились разрушающие взаимоотношения (глубоко конфликтные и кризисные семьи, которые находятся на грани распада).

С учетом вышесказанного социально-педагогическая дифференциация помогает разобраться не только в проблемах семейного воспитания, но и в организации реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.

«Трудный» подросток, зачастую, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру Лигидова А.К. Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.area7.ru. .

Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Бывают случаи, когда неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на жизненные ценности, которые и помогают увидеть корни беды.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:

— безнадзорность. В таких семьях ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям и проблемам;

— скрытая безнадзорность. Здесь родители выполняют свои обязанности формально, при этом создается видимость какого-либо интереса к воспитанию детей, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний со стороны детей;

— потворствующая безнадзорность. В данном виде сочетается полная бесконтрольность и некритическое отношение к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов, инспекций по делам несовершеннолетних и др.;

— эмоциональное отвержение. В таких семьях родители тяготятся ребенком, подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;

— воспитание по типу «Золушки». Здесь имеет место чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;

— воспитание в условиях жестких взаимоотношений. В данном виде суровые расправы, наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;

— воспитание по типу «кумира семьи». В таких семьях родители необоснованно и чрезмерно восхищаются своим ребенком и стремятся освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремятся к демонстративности и «жажде признания».

Среди клинико-биологических отрицательных факторов отрицательного поведения подростков следует выделить наследственность, которая снижает защитные механизмы и ограничивает приспособляемость личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

— наследование умственной недостаточности, характеризующейся в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что зачастую приводит подростков к социальной дезадаптации;

— наследование аномальных черт характера, приводящих к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях;

— наследственность, которая обусловлена алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушении формирования характера и др.);

— органическое поражение центральной нервной системы Лигидова А.К. Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.area7.ru..

Рассматривая особенности семейно-правовых нарушений, необходимо отметить, что семейное право не дает понятия деликтной ответственности, т.е. факта, когда деликтное правоотношение, в котором реализуются меры ответственности, возникает из правонарушения. Для семейного права характерны сначала регулятивные отношения между членами семьи, а затем неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей приводит к возникновению охранительного правоотношения и применения мер ответственности Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — С. 98..

Индивидуальная программа комплексной реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, представляет собой форму ведения документации, которая содержит: подробные записи о семье и ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, которые реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики и ориентированы на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные об изменениях, происходящих в семье (аналитическая справка).

В 2012 г. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска утверждена типовая форма индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, которая была разработана специалистами ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска».

Для создания в городе эффективной системы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий в феврале 2012 г. заключено Соглашение межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Это соглашение носит бессрочный характер, в него своевременно вносятся изменения, и оно действует по настоящее время.

Предметом данного соглашения является совместная деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению и устранению причин и условий, которые способствуют антиобщественному поведению детей и подростков и преодолению негативных явлений в детской среде посредством реализации организационных мероприятий.

Это соглашение определяет обязательства для каждого представителя системы профилактики, в приложении соглашения представлены порядки действий органов и учреждений системы профилактики. Оно реализуется в двух направлениях:

— выявление и устранение причин и условий, которые способствуют безнадзорности детей и подростков, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;

— оказание своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.

Индивидуальную реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со следующими принципам:

— индивидуального подхода, который реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;

— законности, которая предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации;

— комплексности, которая предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей;

— взаимодействия, которое определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур;

— ответственности, которая предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

При организации индивидуальной профилактической работы необходимо действовать в следующем порядке:

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска незамедлительно организует разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящихся в социально опасном положении. Для этого:

— создает рабочую группу из специалистов органов и учреждений системы профилактики по предложениям субъектов системы профилактики, которая разрабатывает и реализует индивидуальную программу реабилитации семьи;

— определяет координатора рабочей группы (им выступает специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска);

— председатель рабочей группы утверждает индивидуальную программу реабилитации семьи, представленную координатором рабочей группы;

— контролирует реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении;

— направляет постановления в органы и учреждения системы профилактики, а также в другие органы и учреждения, которые осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью разработки индивидуальных программ реабилитации семей;

— осуществляет анализ эффективности реализации индивидуальной профилактической работы и по его результатам разрабатывает меры, которые направлены на повышение эффективности профилактической работы.

2. Органы и учреждения системы профилактики:

— в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальной программы реабилитации семьи:

а) определяют кандидатуры специалистов в состав рабочей группы;

б) вносят предложения по учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия;

в) оказывают содействие координатору и рабочей группе в выполнении мероприятий программы;

г) планируют и организуют проведение мероприятий, анализируют их эффективность и результативность;

д) обеспечивают методическое сопровождение индивидуальной программы реабилитации семьи;

— в лице специалистов рабочей группы:

а) разрабатывают программу индивидуальной программы реабилитации семьи;

б) исполняют реабилитационные мероприятия в сроки, установленные программой;

в) сообщают о результатах выполнения мероприятий программы координатору (аналитические справки);

г) вносят предложения по актуализации индивидуальной программы реабилитации семьи с целью определения оптимальных подходов в работе с семьей;

— через координатора рабочей группы специалисты:

а) организуют разработку индивидуальной программы реабилитации семьи и предоставляют на утверждение;

б) организуют взаимодействие между специалистами группы при осуществлении индивидуальной программы реабилитации семьи;

в) обобщают результаты реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, анализируют динамику изменений в положении семьи и заносят эту информацию в карту сопровождения семьи (учетная карта);

г) представляют информацию о результатах реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, о динамике изменений в положении семьи в соответствии с установленными сроками контроля реализации индивидуальной программы реабилитации семьи;

д) направляют ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска о снятии с учета, либо продлении срока индивидуальной программы реабилитации семьи, внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации семьи.

Организация индивидуальной реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, делится на следующие направления деятельности:

1. Мониторинг семьи, находящейся в социально опасном положении.

— обследовать жилищно-бытовые условия;

— изучить образ жизни семьи;

— изучить прошлое семьи;

— изучить особенности личности членов семьи;

— выяснить общие проблемы семьи;

— выяснить особенности семейного воспитания;

— выявить положение детей в системе внутрисемейных взаимоотношений;

— изучить близкое окружение семьи;

— изучить цели, ожидания семьи.

Ожидаемый результат: определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении; анализ полученных сведений; определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация.

Задачи реабилитационной работы:

— сопроводить психолого-педагогически семью в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях);

— провести консультации специалистов: психолога, педагогов, медицинского работника, а также педагогические лектории;

— пропагандировать здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат: создание положительного микроклимата в семье; овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

2.2. Социальная реабилитация.

— организовать помощь в трудоустройстве;

— организовать правовую защиту;

— оказать материальную помощь;

— вовлечь семью в воспитательный процесс.

Ожидаемый результат: включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу; налаживание нравственных традиций семейного воспитания; восстановление положительных контактов семьи с окружением; решение бытовых проблем в семье; повышение статуса семьи до социального. Итог — изменение уклада жизни.

3. Анализ коррекционной работы.

Задача реабилитационной работы — провести аналитическую работу.

Ожидаемый результат: Обобщение опыта; разработка методических рекомендаций.

В целях организации контроля по месту жительства и оказанию помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска совместно с представителями ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», Управления образования г.Волгодонска, инспекторами ОДН ОП-1, 2 Межмуниципального управления МВД России «Волгодонское» еженедельно проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей. В ходе осуществления рейдов составляются акты обследования жилищных условий, проводятся профилактические беседы с родителями о надлежащем содержании и воспитании несовершеннолетних детей, консультации по организации досуга несовершеннолетним, оказанию адресной помощи, обращению к семейному психологу и юристу ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», в Волгодонской филиал ГБУ Ростовской области «Наркологический диспансер» с целью прохождения лечения от алкоголизма, в ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Волгодонска» по вопросам трудоустройства.

Ежеквартально на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска рассматривается вопрос по реализации индивидуальных комплексных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. Заслушиваются руководители органов и учреждений системы профилактики.

С целью организации эффективной работы по устранению причин и условий социального неблагополучия семей с детьми ежегодно в городе проводятся оперативно профилактические мероприятия, такие как: «Подросток», «Забота», «Семья», «Здоровье». Итоги о проведении оперативно-профилактических мероприятий заслушиваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии и проведение профилактической работы — главный момент в профилактике семейного неблагополучия. Поэтому проблема раннего выявления семейного неблагополучия актуальна и значима в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних и является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чем раньше начнется профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.

Эффективность работы в системе профилактики, как положительный результат деятельности всех органов и учреждений системы профилактики и заинтересованных ведомств, будет достигнута только при высоком уровне межведомственного взаимодействия и активной позиции каждого субъекта системы профилактики. Для этого необходимо:

— продолжить работу по раннему выявлению всех форм семейного неблагополучия как важного аспекта деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— усилить работу по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и употреблению несовершеннолетними психоактивных веществ;

— осуществлять надлежащее взаимодействие в проведении профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с Соглашением о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск».

В целях обеспечения эффективной социальной политики в области профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации принципа защиты детства и семьи, в городе Волгодонске организована новая форма работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах системы профилактики, называемая «институт наставничества» Постановление Администрации города Волгодонска от 02.07.2014 г. № 2186 «Об утверждении Положения об организации работы наставников с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования «Город Волгодонск». // опубликовано на официальном сайте Администрации города Волгодонска www.volgodonskgorod.ru, 04.07.2014. .

«Институт наставничества» — волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков «групп риска». Метод наставничества представляет собой способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка.

«Институт наставничества» как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

— это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

— это механизм, благодаря которому люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

— это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

— это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, позволящие человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Наставничество подразумевает взаимоотношения наставника и «подшефного». Система наставничества — это процесс взаимодействия наставника со своим «подшефным», который нацелен на формирование внутренних морально-нравственных установок у подростка.

— личностный поход к подростку, который реализуется в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

— системность, представляющая собой необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

— оптимистическая гипотеза — вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

— объективность подхода к подростку, заключающийся в узнавании многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработке непредвзятых рекомендаций, учете возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

— коммуникативность, выражающаяся в способности к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школ, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными органами власти и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

— неразглашение информации о ребенке и его семье;

— уважение достоинства и культуры всех народов;

— оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

— превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

— стимулирование чувства ответственности.

Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предусматривает закрепление наставника из числа значимых лиц — представителей Администрации города Волгодонска, депутатов Волгодонской городской Думы, учреждений и органов системы профилактики. На сегодняшний день всего в городе на профилактическом учете в органах системы профилактики состоит 105 несовершеннолетних, за каждым из них закреплены наставники.

Каждый наставник, исходя из особенностей личности несовершеннолетнего и опираясь на свой жизненный опыт, выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы, организует досуговую деятельность, оказывает несовершеннолетнему правовую и психологическую помощь. Вся работа наставника построена таким образом, чтобы помочь подростку найти дальнейшую жизненную перспективу, оказать необходимую поддержку в период социальной адаптации и восстановления социально-личностного статуса.

Шефы-наставники — это искренние люди, не безразличные к судьбам детей.

Можно выделить следующие показателями оценки эффективности работы наставников:

— снижение количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах системы профилактики;

— отсутствие совершения «подшефными» несовершеннолетними правонарушений общественного порядка;

— наличие положительной динамики успеваемости несовершеннолетних и посещения учебных занятий;

— отсутствие конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками;

— вовлечение «подшефных» несовершеннолетних в деятельность молодежных общественных объединений.

Результаты работы наставников свидетельствуют о социальной значимости и эффективности «института наставничества» в профилактике правонарушений в подростковой среде, следовательно, необходимо активнее развивать «институт наставничества» в городе Волгодонске, а также увеличить число людей, готовых работать с трудными подростками на добровольной основе.

studbooks.net

Популярное:

  • Закон об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних Закон г. Москвы от 12 июля 2017 г. N 29 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" и Закон города Москвы от 13 апреля 2005 […]
  • Приказ мвд рф от 07082013 n 605 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 ноября 2008 г. №1001 О […]
  • Приказ фапси n 152 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]
  • Реестр договоров за 2018 г Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ"О государственной службе российского казачества" 3 декабря […]
  • Налог по усн в 2013 Налогообложение казенных учреждений Казенное учреждение является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое […]
  • 6-е издание правил устройства электроустановок пуэ Правила устройства электроустановок ПУЭ (утв. Минэнерго СССР) (6-ое издание) Правила устройства электроустановок (ПУЭ)6-ое издание(утв. Минэнерго СССР) См. справку о Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) В настоящую редакцию […]
  • 83 приказ мвд рф Проект Приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" (подготовлен МВД России 24.03.2017) Досье на […]
  • Чечня закон о ветеранах боевых действий Льготы участникам (ветеранам) боевых действий в Чечне в 2018 году Кто является участником боевых действий в Чечне? Согласно с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ № 5 от 21 января 1995 года «О ветеранах» к участникам боевых действий относятся […]