Законы из корана

Законы в Исламе и жизнь мусульманина по Шариату

Шариат или «правильный путь»

Ислам формирует мировоззрение каждого мусульманина, от начала жизни и до самого ее конца. Для истинного мусульманина основополагающим сводом законов является Шариат: исповедуя ислам невозможно ограничиться лишь государственными законами и нормативными актами.

Шариат – это не просто свод ограничений, законов и и запретов, но и собрание правил поведения, моральных, нравственных и духовных норм. В основе Шариата лежат Коран и Сунна (высказывания и дела Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего!). Шариат охватывает такие аспекты жизни мусульман, как религиозные обязанности, нормы уголовного права, нормы семенных отношений и взаимоотношений между верующими.

Шариат — это своеобразный ориентир, образец правильного поведения, который объединяет и мотивирует мусульман. В нем расписана до мельчайших подробностей каждая правовая норма, а любой предполагаемый и возможный поступок человека может расцениваться как:

• Фарз – действия, требующие строго исполнения. Отказ от выполнения предписанных действий – большой грех, влекущий строгое наказание. К обязательным действиям можно отнести пятикратный намаз, обязанность детей опекать престарелых родителей и др.

• Ваджиб – действия, которые, как и фарз, требуют обязательного исполнения. Отличие между ваджибом и фарзом заключается в следующем: за невыполнение первого мусульманин становится грешником, а отказывающийся от фарза переходит в категорию неверных.

• Суннат – действия, которые выполнял Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!). Их выполнение сулит вознаграждение.

• Мустахаб – выполняемые Пророком действия, за невыполнение которых нет греха.

• Мубах – необязательные действия, за которые не предусмотрены ни порицание, ни похвала.

• Харам – категорически запрещенные действия, влекущие за собой тяжкий грех. К греховным деяниям можно отнести: убийство человека, употребление алкоголя, употребление в пищу мясо свиньи, мертвечину, азартные игры, прелюбодеяние, воровство, не исполнение религиозных обрядов и т.д.

При любых обстоятельствах Шариат не изменяется и имеет одинаковую юридическую силу: то, что предопределил Аллах обязательно и может изменяться лишь с Его дозволения. Шариат постоянен, несмотря на вечно меняющиеся человеческие стандарты и нормы.

Ислам – это покорность и поклонение, и верующий мусульманин должен неотступно следовать по Пути, который благословил его Господь.

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репосты!

islam-today.ru

«Закон постепенности» в Коране и Сунне

2 719 Март 18, 2017

Одним из признаков гибкости ислама является учёт особых обстоятельств, случающихся в жизни людей, будь эти обстоятельства частного или общего характера. Шариат утверждает для подобных случаев особые законоположения и допускает в них совершение того, что было запретным в других ситуациях. Острая необходимость иногда даже может относиться шариатом к форс-мажорным обстоятельствам, а общая нужда – приравнивается к острой индивидуальной необходимости. Всё это приводит к большему облегчению для людей и устранению сложностей.

Основа этого положения упоминается в аятах Корана, рассказывающих о запретной пище и людях, которые были вынуждены совершить греховное. Аллах говорит в Коране (смысл): «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Семейство Имрана», аят 173).

Также в одном из хадисов рассказывается, что Абдуррахман ибн Ауф и Зубейр ибн Аввам пожаловались Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на зуд и раздражение на коже, и он разрешил им надевать одежду из шёлка, учитывая сложность их положения.

Учёт обстоятельств

Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт изменений, происходящих в обществе. Эти изменения могут быть связаны с нравственным упадком общества, с его развитием, с форс-мажорными обстоятельствами и т. п. Таким образом, исламские правоведы считают допустимым изменение фатв (правовых постановлений) при изменении условий, места и времени. На это указывают Коран и Сунна, а также это было практикой праведных халифов и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Фатвы и постановления, выведенные учёными много веков назад, могут пересматриваться, если они были прочно связаны с соответствующими обстоятельствами и подходили конкретным условиям. Нельзя не учитывать многие кардинальные изменения, которые произошли в последнее время, поскольку фатва, нацеленная на принесение определённой пользы и отстранение определённого вреда, данная тысячу лет назад, может иметь сегодня прямо противоположный эффект.

Для понимания можно привести следующий простенький пример… Во время жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел место запрет на письменную фиксацию его слов. Целью этого запрета было сохранение Корана от каких-либо добавлений к нему. Однако позже, когда Коран был ниспослан полностью, когда он был записан и распространён во множестве экземпляров, письменная фиксация хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стала близкой к обязательной.

Постепенность

Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт «закона постепенности» в соответствии с примером Всевышнего Аллаха в сотворении мира, а также методологии шариата в предписании и запрещении чего-либо.

Наверное, самым ярким примером этого закона является запрет опьяняющих напитков, прошедший через несколько этапов (теме постепенности запрещения опьяняющих напитков и выводов, которые можно извлечь из этого периода ниспослания Корана, на нашей полосе была посвящена отдельная статья: «Единобожие против алкоголизма» – «islamcivil.ru»).

Также именно с «законом постепенности» был связан факт того, что рабство, господствовавшее в человеческом обществе до ислама, сохраняло определённую силу и с его приходом. Категоричное запрещение этих устоев лишь одним единоразовым повелением от Всевышнего Аллаха могло привести к серьёзным социальным потрясениям. Поэтому более мудрым было с одной стороны ограничить пути, ведущие к рабству, а с другой стороны – увеличить пути избавления от него.

«Закону постепенности» необходимо следовать и в нашей сегодняшней деятельности, когда мы хотим укрепить правильное понимание исламских ценностей в умах людей. Если мы хотим воспитать истинное исламское общество, утвердить в нём настоящие исламские принципы, связанные с убеждениями, культурой и нравственностью, то мы должны понимать, что это не произойдёт по росчерку пера или решению властей. Это длительный процесс, который особенно нуждается в претворении «закона постепенности». Конечно, под постепенностью не имеется в виду отсрочка исполнения людьми или отмена известных исламских норм. Речь идёт о планировании, изучении реалий, сдержанности в этом деле.

Яркий пример понимания «закона постепенности» был передан от одного из самых справедливых правителей в истории человечества – Умара ибн Абдульазиза.

Однажды его сын Абдуллах сказал ему: «Отец, почему ты не заставишь людей исполнять все повеления шариата как положено? Клянусь Аллахом, меня не беспокоит моя участь, если это будет сделано ради истины».

Умар ответил: «Сынок, Всевышний Аллах два раза порицал в Коране опьяняющие напитки и только на третий раз запретил их. Я боюсь, что, если заставлю людей выполнять все повеления сразу, они бросят их все сразу, и тогда я буду причиной смуты».

Известно, что впоследствии халифат при Умаре ибн Абдульазизе достиг полного расцвета: как относительно уровня жизни людей, так и в претворении в жизнь шариатских норм.

Главное и второстепенное

Сегодня для религии мусульманина и его культуры очень важно понимание того, что для него является главным, а что – второстепенным. Очень часто исламские авторы и проповедники преподносят людям информацию и данные, не имеющие достаточных оснований в шариатских источниках. Разговоры о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – первое творение Всевышнего; что всё остальное было создано потом ради него; излишние разговоры о «святых», «чудесах»; борьба с суфизмом без различения между правильным и неправильным… всё это, к сожалению, часто занимает значительную часть исламской повестки дня.

Безошибочный критерий, по которому можно отличить главное от второстепенного или ненужного, – это Священный Коран. Каждому направлению следует уделять столько внимания, сколько ему уделяет внимания Коран. То, на что обращается много внимания в аятах Корана и что повторяется во многих сурах, должно иметь приоритет в наших действиях и размышлениях. Например, вера в Аллаха, Его пророков, Писания, Судный день, награда и наказание, Рай и Ад…

Большое внимание следует уделять основам убеждений, основам обрядов поклонения, таким, как намаз, закат, пост, хадж, поминание Аллаха, покаяние, упование на Всевышнего, благодарность Ему, терпение и т. д. Также большого внимания заслуживают основы нравственности: честность, верность, обязательность, мягкость, доброта, скромность, поддержание родственных связей, послушание родителям, забота о нуждающихся и т. д.

Например, о дне рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Коране вообще ничего не говорится. Это указывает на то, что он не имеет какого-то особого значения в жизни исламского общества. С ним не связано какое-либо чудо или какой-то обряд поклонения, который мусульмане должны исполнять в этот день.

Данный критерий является безошибочным, потому что Коран – это основа нашего общества, основа религии и источник закона. А Сунна – это пояснение и комментарий к Корану, без которых невозможно исполнять многие положения Книги Аллаха.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (сура «Ночной перенос», аят 9).

Аллах также говорит (смысл): «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (сура «Трапеза»: аяты 15, 16).

Аллах также говорит (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура «Пчёлы», аят 89).

Имеется в виду, что в Коране были разъяснены все важные основы, в которых нуждается религия. Нет ни одной основы, необходимой для жизни исламского общества, которая прямо или косвенно не имела бы своего начала в Коране. Сунна же посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) служит разъяснением деталей этих основ, помогающим претворять их в реальной жизни.

islamcivil.ru

Одной из особенностей Корана является то, что он весь состоит из законов. Это значит, что каждый аят содержит в себе какой-то закон. Так Священное Писание мусульман начинается со слов:

Писание это — руководство несомненное для богобоязненных (2:2).

То есть руководствоваться надо речью Бога — Кораном. Это — закон. При этом верящие Ему люди подчиняться этому безоговорочно, даже если не понимают пользу этого закона, а не верящие могут его оспаривать, в смысле проверять. Но если они это сделают, то всё равно убедятся, что лучше соблюдать их. Например, в Коране сказано:

И родительницам должно выкармливать новорожденных своих, два года полных. Это тем, кто желает выкармливание завершить. (2:233).

И сегодня медицина доказала, что именно к двум годам организм малыша созревает настолько, что может полноценно усваивать не только молочко мамы, но и другую еду. Его зубки крепнут и могут разжёвывать твёрдую пищу, почки могут справляться с повышенным содержанием воды (в грудном молоке её не так много, как, например, в смесях), ферментативная система дозревает и может нормально переваривать жиры, белки, углеводы. В аяте говорится, что это для тех, кто «желает вскармливание завершить». То есть можно прекратить кормить и раньше, ребёнок от этого не умрёт. И многие так и делают, вроде бы «без последствий». Но как выяснила та же медицина, оказывается, у таких детей гораздо чаще возникают эндокринные патологии в виде нарушений половой сферы или сахарного диабета. Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сегодня рекомендует продолжать грудное вскармливание до исполнения двух лет. Получается, что законы Корана всё же лучше соблюдать.

Или вот другой закон, касающийся быта:

Предписано тем, кто предстал у меры, перед смертью, если оставляет в наследство добро, завещать его родителям и родным, по принятому (2:180).

Завещание — вещь полезная, хотя можно обойтись и без него. Но в этом случае дела, как правило, осложняются — возникают бесконечные тяжбы между родственниками, всем отравляющие жизнь. По этому поводу суфии — мудрецы Ислама, даже оставили анекдот: Однажды Ходжу Насреддина спросили: «Когда наступит Конец света и Судный день?!» Он ответил: «Для меня конец света наступит, когда я умру, а день страшного суда — когда мои родственники начнут делить моё имущество!» Оказывается, это вещь неприятная даже для мёртвых! Поэтому лучше всё-таки поступать по Корану — так вы обезопасите себя и на этом, и на том свете.

Возьмите любой аят любой суры, и вы увидите, что он содержит какой-то закон. Например:

И распростёрли Мы Землю, и разбросали твердыни, стоящие на ней, и произрастили на ней вещь всякую по весу (15:19).

Да, и в самом деле, в нашем материальном мире — «на Земле» (Земля по Корану — образ материального мира), всё оценивается по весу: от таблицы Менделеева до продаж в магазинах! Это общий закон.

Поэтому вся религия Ислам основана на исполнении законов Аллаха. Для этого аяты расписаны в шариат — своеобразную программу действия для мусульманина. Например, наряду с такими установками как паломничество — хадже, посте — уразе и пятикратной молитве — намазе, есть и закон о хиджре — переселении. Он мало знаком гражданам, но исполняют все, даже не мусульмане. Например, отправляясь погостить к родственникам. Закон обоснован таким аятом:

Поистине, тех, которых примут на упокой ангелы, преступивших против душ своих, спросят: «Какими были вы?» Ответят они: «Были мы слабыми на Земле». Скажут они: «Разве не была Земля Аллаха просторна, чтобы переселяться вам на ней?» Этим место в Геенне. И зло обращение это! (4:97)

Хиджра — это исход. Его совершали пророки, спасаясь от своих врагов. Например, Моисей со своим народом от фараона, или Мухаммад (с.а.с.) со своими последователями от курайшитов-язычников.

Но оказывается, переселяясь, человек улучшает свою генетику под влиянием местности. Так, все люди когда-то вышли из Африки, и теперь они уже не все чёрные. Разнообразя свою генетику, человечество спасает себя от вырождения! Кроме того, даже когда человек просто путешествует по Земле, это укрепляет его морально и физически. Происходит обмен информацией, усиливается его иммунитет. Так, если человек уезжает хотя бы за сто километров, иммунная система значительно активизируется. В этом секрет пользы для организма наших поездок на юга. Оказывается, не только солнце, море и воздух помогают нам запастись здоровьем на год, ибо они есть и у нас, но во многом сам переезд!

Отсюда вытекает и общий закон: переезд спасает человека от слабости духовной и физической. И этот закон столь природен для человека, что исполняется автоматически. Поэтому он и не прописан в шариате. О нём мусульмане вспоминают только тогда, когда опасность угрожает всей умме.

В заключение скажем, что именно природность законов Корана делает Ислам столь сильным, что он развивается даже без участия самих мусульман. Просто на этих законах зиждется мироздание. По ним утром восходит Солнце, а вечером появляется Луна на небосводе. И всё остальное происходит по ним. Поэтому человек, дерзнувший выступить против Корана и Ислама, выступает против законов природы, а потому обязательно обречён на самоуничтожение. Это закономерность. И она прописана в следующем аяте:

Те, которые нарушают завет с Аллахом после того, как скрепили его, и разделяют то, что Аллах велел соединить, и сеют нечисть на Земле, и это — те, кто погибнет! (2:27).

azbukakorana.com

Законы из корана

Шариат — предписанные законы ислама.

Несмотря на то, что ислам является религией четких законов и норм и мусульмане часто критикуются за педантичное следование всем предписаниям Корана, сам по себе он не является сборником правил и указов. Тем не менее он глубоко проникает в человеческие взаимоотношения, предписывает множество ритуалов и устанавливает правила поведения, наказания и тому подобные вещи. Закон в исламе известен как шариат, путь или образ жизни, которому необходимо следовать, дабы стать правоверным мусульманином, подчиненным истине и воле Аллаха. Само слово «шариат» почти не используется в Коране, но появление его в данном тексте определяет его генеральное положение в мусульманском вероисповедании:

Потом Мы (повелением своим) тебя наставили на путь Закона (шериата), — так следуй же ему, а не страстям людей, которые не знают [Сура 45:18].

Декалог в христианской Библии, более известный как десять заповедей, является прототипом основных законов Аллаха, и хотя они (заповеди) не изложены в Коране так же категорично, как в Исходе 20:1-17 и Второзаконии 5:6-21, они в той или иной форме появляются в различных отрывках его текста. Коран подтверждает, что законы Бога были переданы Моисею на двух каменных скрижалях:

И начертали для него Мы на скрижалях суть всякой вещи и разъяснение понятий всех вещей. [Сура 7:145]. Один из отрывков Корана [сура 17:23-40] звучит так же, как отрывок из Левита.

Многие из десяти заповедей четко воспроизведены в нем. Заповедь Бога о том, что поклоняться следует только Ему одному, объединена с предписанием относиться по-доброму и с почтением к родителям [сура 17:23]. Прелюбодеяние запрещено, поскольку постыдные и греховные деяния открывают путь другим грехам. Покушение на чужую жизнь, за исключением случаев, имеющих полное основание для него, также запрещено, поскольку Аллах сделал жизнь священной [сура 17:32-33]. Отрубание конечностей предписано в качестве наказания за воровство [сура 5:41]. Ничто на свете не может служить предметом поклонения наряду с Аллахом, это совершенно справедливо приведет идолопоклонника в ад [сура 17:39]. В Коране мы найдем и третью заповедь, в которой говорится, что поскольку имена Аллаха являются самыми прекрасными из всего существующего, то тот, кто посмеет осквернить их, будет наказан [сура 7:180]. Говорить ложь — безнравственно [сура 51:10]. А десятая заповедь звучит так:

И не желайте вы тех благ, которыми Господь одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ! [Сура 4:32].

В современном мусульманском обществе шариат относится в основном к предписанным ритуалам, охватывающим каждый аспект поведения мусульман. Он означает гораздо больше, чем простое послушание ниспосланным законам, он содержит в себе стандарты этики и детально регламентирует религиозную, социальную, политическую и бытовую жизнь последователей ислама. И тем не менее в первую очередь он занимается внешними формами и предписаниями. Например, слово адаб наиболее часто используется для определения более тонких деталей поведения и знаков внимания между мусульманами и их единоверцами. Так, необходимо всегда приветствовать своего собрата по вере словами ас-саламу алайкум — «да будет с Вами мир». Ответ должен звучать так же. Шариат включает в себя и этикет, которому необходимо следовать при общении или ведении дел с немусульманами.

Очень важное разграничение делается в исламе между противозаконными, или запрещенными, и общепринятыми, то есть законными, вещами. Первое понятие из этого ряда известно как харам и означает «запретное, неприкосновенное». Слово это может быть использовано как в священном, так и в обыденном смысле. Например, Священная Мечеть в Мекке названа Масджид ал-Харам. В данном случае слово используется в позитивном смысле. Свиное мясо, с другой стороны, является запретным как харам, поскольку оно нечисто. Мясо остальных животных считается разрешенным в пищу и определяется как халал, т. е. законное, над ним произнесли бисмиллахи, это относится и к остальным продуктам, например к молочным, — они тоже подпадают под статус халал, поскольку в них отсутствуют запрещенные жиры или иные вещества.

Большинству людей хорошо известны описанные в литературе жестокие наказания, практикуемые в исламе. Однако многие исламские страны лишь в недавнем прошлом начали применять эти наказания, в то время как Саудовская Аравия со всей строгостью налагала их на протяжении многих столетий. Эти наказания, известные как худуд (ограничения), фактически являются составляющими уголовных законов ислама. Так, наказание за воровство, сирка, предполагает отрубание кисти руки:

И вору и воровке отсекайте руки, как воздаяние за то, что (души их) усвоили себе — как наказание от Бога, ведь Он, поистине велик и мудр! [Сура 5:38]. Однако в хадисах говорится, что этот приговор должен выноситься только в экстремальных случаях, когда вор украл действительно что-то ценное:

Айша рассказывала, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) говорил: «Рука вора должна быть отрублена только за четверть динара или большую сумму» (Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 907). . В другом предании говорится, что не следует отрубать руку в случае кражи растений или фруктов, когда раб покусился на собственность своего хозяина (поскольку и сам раб, и все, что он имеет, является собственностью хозяина) или когда украденная вещь не представляет коммерческой ценности.

За супружескую измену в мусульманских странах забивают камнями насмерть, а в Аравии отрубают голову, несмотря на то, что Коран предписывает за это преступление наказание в сто ударов плетьми [сура 24:2]. Мусульманские правоведы учат, что это наказание применяется только к неженатым мужчинам или незамужним женщинам, сожительствующим с замужними женщинами или женатыми мужчинами, и что тех и других необходимо казнить самыми разнообразными способами, описанными в хадисах и применяемыми уже при жизни самого Мухаммада.

Особые законы, относящиеся ко взаимоотношениям людей в Коране описываются законы и рекомендации, охватывающие бесконечное количество аспектов взаимоотношений между мусульманами как в мусульманских обществах, так и там, где мусульмане находятся в меньшинстве. Умма (община) — превалирующий фактор благосостояния любого общества в целом. Мусульманин прежде всего несет ответственность за выполнение обязательств перед своим собратом по вере, и только затем — в общепринятом порядке. Этим объясняется тенденция мусульман, находящихся в меньшинстве, собираться вместе и формировать собственные группы и организации. И хотя многие мусульмане на Западе принимают участие в делах государства и вносят вклад в благосостояние всего общества, они, как правило, формируют собственные тесные сообщества с целью защиты своей мусульманской самобытности.

Человеческие взаимоотношения рассматриваются в Коране по большей части с практической точки зрения, нежели с идеалистической. Поэтому брак, никах, в исламе не является таинством, это, скорее, договор между сторонами, который в соответствующих случаях может быть расторгнут посредством развода. Но все-таки развод считается необходимым злом, или бедствием, а не свободным выбором, доступным мусульманам. Коран называет брак еще одним словом — мисак (договор) [сура 4:21]. Так же, как и Библия, он запрещает браки между находящимися в близком родстве людьми [сура 4:23], и так же, как и Библия, он определяет мужа главой семьи, требуя, чтобы жена подчинялась ему и заботилась о домашнем хозяйстве. Женщинам мусульманкам разрешено выходить замуж только за мужчин мусульман, в то время как мужчины мусульмане могут брать в жены женщин и иудеек, и христианок: . Дозволена вам также пища тех, кому было ниспослано Писанье и ваша пища им разрешена. Разрешено вам в жены брать не только целомудренных, уверовавших в Бога, но также целомудренных из тех, кому ниспослано Писание до вас. [Сура 5:5]. И хотя таких жен нельзя принуждать отказываться от своей веры в пользу ислама, его неписаные законы с презрением относятся к идее, что мусульманин может взять в жены, например, христианку, которая отказывается отречься от своей веры.

Известно, что Коран разрешает полигамию, но ни одной женщине в исламе не разрешено иметь более одного мужа. Мужьям разрешено иметь до четырех жен, но если они опасаются, что не смогут справедливо и беспристрастно относиться ко всем своим женам, им должно остановиться на одной супруге [сура 4:3]. Дружеское понимание вкупе со сдержанностью — таким должно быть отношение мусульманина к жене [сура 4:129]. Мужчины являются защитой и поддержкой женщинам, независимо от того, боятся ли они, что их жены неверны им. Если мужья подозревают своих жен в супружеской неверности, им дано право убеждать и наставлять их. В случае, если женщины не раскаиваются, следует отказаться делить с ними супружеское ложе и в качестве последнего средства разрешается побить их [сура 46:34]. Это всего лишь небольшой перечень типичных законов и постановлений Корана, охватывающих один аспект человеческих взаимоотношений — брак. Шариат регулирует такие вопросы, как развод, чистоплотность и тому подобные вещи. Осведомленность всевидящего ока Аллаха является основным регулировщиком во всех областях человеческого поведения. Хотя особые постановления и законы затрагивают даже ежедневные дела мусульман, большая часть учений Корана преподносится в форме советов, призывающих их жить праведно. Коран более нацелен мудро руководить, нежели принудительно регулировать каждую сторону человеческой жизни. Он никогда не стремится сделать из человека раба традиций — скорее, желает помочь познать себя существом, обладающим правом жить собственной жизнью, позволяя выбирать определенные ограничения и принципы поведения. (Множество описанных в хадисах обычаев, устанавливающих соблюдение правил и ритуалов, регулирующих практически каждый шаг в жизни человека, в действительности не соблюдается.)

studbooks.net

eggoorr

Бросая курить — бросай

С тоски зрения светского человека, особенно знакомого с христианской традицией, основные правила ислама выглядят архаично.
Каждый мусульманин в своей жизни обязан выполнять следующие пять правил:

1. Произнесение шахада или словесного свидетельства о своей вере: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -посланник Аллаха».

2. Индивидуально или коллективно верующие должны пять раз в день совершать салат (намаз) или молитву, стоя на коленях и обращая лицо к Мекке.

3. Соблюдать саул (пост) рамадан (рамазан) в течение месяца.

4. Давать закат или налог в пользу бедных.

5. Совершить хотя бы раз в жизни хадж — паломничество в Мекку. Тот же, кто по разным причинам не может лично совершить хадж, может и должен нанять себе «заместителя», то есть человека, который совершит это вместо него.

Здесь нет и слова, как в христианстве, о соблюдении заповедей. «Не убий», «не укради», «блаженны нищие духом» и «кроткие» — это не для правоверного мусульманина, и оставлено христианам.

Мусульманину достаточно лишь совершить эти пять нехитрых предписаний, и человек становится угодным Аллаху. Плюс придерживаться определённых ограничений в быту, который жёстко регламентирован — например как надо резать барана: на правом боку головой на восток. Иначе зарезанный баран осквернён, а свинья грязное и осквернённое животное по определению, как и друг человека — собака. Запрещено правоверному изображать людей и животных.
Одной из догм ислама, является джихад или священная война, которую обязан вести каждый мусульманин в случае ее провозглашения — это джихад меча. Кроме того, выделяется джихад веры, то есть наказание за преступление перед верой. Уже в XX в. с целью популяризации ислама мусульманские богословы говорят, что джихад включает также и борьбу со своими недостатками. Но эта чуждая воинственному исламу, «натянутая» философия возникла только в наше время и реального воплощения нигде не получила, особенно в мусульманских странах. Правовым и судебным разбирательством в исламе занимается особый суд — шариат (в переводе — «глубокое знание»). Законы шариата регулируют не только внешнее поведение человека, но и разбирают мотивы его поступков. Его отличает, особенно в глазах современного человека, жестокость — отрубление руки за воровство, наказание плетью и т. д. Одновременно с шариатом во многих исламских странах действует еще один свод законов и обычаев — адат, включающий в себя и одобряющий, в частности, законы кровной мести и пр. Сегодня существует масса философских школ и направлений в исламе, которые вели между собой на протяжении практически всей истории кровавые войны: это шииты (в переводе — «партия»), утверждающие, что главой мусульман может быть только кровный родственник Мухаммеда. Представители этого направления, в свою очередь, делятся на исмаилитов, карматов и т. д. Еще одно направление в исламе — сунниты, признающие кроме Корана и сунну (священное предание); хариджиты (восставшие) говорят о том, что халиф (глава мусульман) должен выбираться народом; мурджииты (откладыватели) утверждают, что для того, чтобы быть мусульманином и спасенным, необязательно жить согласно правилам, а достаточно только верить, нося веру в Аллаха в сердце; джабраиты утверждают о божественном предопределении жизни всякого человека, ваххаб и ты— единобожники, отвергающие всевозможные новшества, появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, дервишество, придерживающиеся суровой простоте нравов; большое внимание уделяющие джихаду (священной войне против иноверцев). Кроме названных, наиболее распространенных, существуют другие направления в исламе.

eggoorr.livejournal.com

Популярное:

  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
  • Опека и попечительство гражданское право шпаргалка Гражданское право, Гатин А.М., 2009 Гражданское право, Гатин А.М., 2009. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством […]
  • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Мфц субсидия Порядок оформления субсидии на оплату коммунальных услуг Стоимость коммунальных услуг на сегодняшний день в России многих граждан зачастую ставит в трудное финансовое положение. Высокие цены на газ, электричество, отопление и воду нередко […]
  • Жалобы татарстана 112 жалоб направили в день выборов члены избирательных комиссий Татарстана Большинство жалоб на выборах президента РФ в республике касались дополнительной вклейки к плакатам Павла Грудинина с информацией об иностранных активах […]