Иск к перевозчику пассажиров

Договор перевозки

Условия Договора

1. Употребляемые в настоящем договоре термины означают:

билет – настоящий пассажирский билет и багажная квитанция, или настоящая маршрут/квитанция, если применимо, в случае электронного билета, частью которых являются настоящие условия и уведомления;

перевозка – равнозначна термину «транспортировка»;

перевозчик – все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с данной авиаперевозкой;

электронный билет – маршрут/квитанция, выпущенная перевозчиком или от имени перевозчика, электронные купоны и, если применимо, посадочный документ;

Конвенция – один или несколько документов, в зависимости от того, под действие какого из документов подпадает воздушная перевозка, а именно:

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (подписана в Монреале 28 мая 1999 г., далее – «Монреальская конвенция»),
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12 октября 1929 г. – «Варшавская конвенция»),
Варшавская конвенция с изменениями и дополнениями, принятыми в Гааге 28 сентября 1955 г.,
Варшавская конвенция с изменениями и дополнениями, установленными дополнительной конвенцией, принятой в Гвадалахаре 18 сентября 1961 г.

2. На перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила об ответственности, установленные конвенцией, за исключением тех случаев, когда перевозка не является «международной перевозкой» по определению применимой конвенции. При внутренних перевозках ответственность перевозчика регламентируется Воздушным кодексом Российской Федерации.

3. Поскольку это не противоречит вышеизложенному, перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: (i) условиям, изложенным в билете; (ii) применяемым тарифам; (iii) условиям перевозки, установленным перевозчиком, и относящимся к ней правилам, являющимся частью настоящего договора (с которыми можно ознакомиться в представительствах перевозчика). В отношении перевозки между пунктами в США или Канаде и какими-либо пунктами за их пределами применяются тарифы, действующие в этих странах.

4. Наименование перевозчика в билете может указываться сокращенно. Полное наименование и его сокращение содержится в тарифных справочниках, условиях перевозки, правилах и расписании соответствующего перевозчика. Адресом перевозчика является аэропорт отправления, указанный в билете против первого сокращенного наименования перевозчика. Согласованными пунктами остановок считаются пункты, указанные в настоящем билете или обозначенные в расписании перевозчика как пункты остановок на маршруте следования пассажира. Перевозка, выполняемая по настоящему договору несколькими последовательными перевозчиками, рассматривается как единая перевозка.

5. Перевозчик, выдающий билет для перевозки по воздушным линиям другого перевозчика, действует в качестве агента последнего.

6. Любое исключение или ограничение ответственности перевозчика распространяется на агентов, работников или представителей перевозчика и любое лицо, воздушное судно которого используется для перевозки перевозчиком и агентами, служащими или представителями этого лица.

7. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках. В случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно уведомить об этом перевозчика в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанная претензия является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Основание: ст. 126, 127 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Порядок выдачи, хранения и розыска зарегистрированного багажа установлен главами 12, 13 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», установленных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

8. Срок годности настоящего билета устанавливается один год от даты выдачи, если иное не указано в настоящем билете, тарифных справочниках, условиях перевозки или соответствующих правилах.

9. Авиабилет, в т.ч. электронный, является свидетельством заключения договора между пассажиром и перевозчиком. Приобретая билет, пассажир подтверждает свое согласие с условиями этого договора. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в кассу ПАО «Аэрофлот» для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование.
Если пассажир не сделал этого, то последующие участки маршрута перевозки аннулируются системой бронирования в автоматическом режиме без уведомления пассажира «как не приступившего к перевозке». Основание: Федеральные авиационные правила, раздел 2, п. 27, раздел 5, п. 75.

10. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора.

Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки другому лицу, в том числе другому перевозчику. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, в том числе изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Расписание движения воздушных судов может быть изменено, при этом перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, любым доступным способом.

Перевозчик не несет ответственности за неуведомление пассажира об изменении в расписании рейсов, изменении аэропорта вылета/прилета, отмене рейса или изменениях любых иных параметров рейса в случае если при бронировании воздушной перевозки пассажир не предоставил свои контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.) либо перевозчик не смог связаться с пассажиром по указанным контактным данным, обратившись хотя бы один раз по каждому из указанных телефонных номеров (адресов и пр.), в том числе в результате предоставления пассажиром некорректных контактных данных. В указанных случаях перевозчик не возмещает пассажиру убытки, причиненные таким неуведомлением.

Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов, если перевозка была оформлена отдельными билетами.

11. Пассажир должен соблюдать требования государственных органов, касающиеся передвижений, предъявлять въездные, выездные и другие необходимые документы и прибыть в аэропорт ко времени, назначенному перевозчиком, а если это время не установлено, то к сроку, достаточному для завершения предполетных формальностей.

Пассажир обязуется использовать аварийные выходы только по команде экипажа в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью находящихся в салоне пассажиров. ПАО «Аэрофлот» вправе взыскать с пассажира ущерб в результате повреждения воздушного судна и/или задержки рейса в связи с самовольным открытием пассажиром аварийного выхода и/или игнорированием требований экипажа.

Стороны соглашаются, что состоянием здоровья пассажира, угрожающим безопасности самого пассажира или других лиц, создающим беспорядок или неустранимые неудобства для других пассажиров, считается нахождение пассажира в состоянии среднего или сильного опьянения, крайне пониженного или повышенного давления.

В случае если у представителя авиакомпании имеются основания считать, что пассажир находится в одном из указанных выше состояний, перевозчик вправе потребовать от пассажира пройти освидетельствование.

12. Пассажир обязан предъявить на регистрации весь багаж и ручную кладь, а также вещи, перевозимые без дополнительной оплаты сверх норм бесплатного провоза багажа и ручной клади (нормы провоза багажа, ручной клади, а также перечень дополнительно перевозимых вещей, далее – перечень вещей, размещены на сайте ПАО «Аэрофлот»).

При превышении нормы бесплатного провоза багажа пассажир обязан оплатить сверхнормативный багаж. При превышении бесплатной нормы провоза ручной клади (её несоответствия по каким-либо установленным ПАО «Аэрофлот» параметрам) пассажир обязан сдать ее в качестве зарегистрированного багажа в порядке и на условиях, предусмотренных правилами применения тарифа, Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот». Если в результате регистрации ручной клади в качестве отдельного места багажа будет превышена бесплатная норма багажа, предусмотренная правилами применения тарифа, по которому оформлен авиабилет пассажира, он обязан оплатить такой сверхнормативный багаж.

Перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа (в том числе ручной клади, подлежащей сдаче в багаж) в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира, а также в случае отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами.

Пассажир несет ответственность перед другими пассажирами, третьими лицами в случае причинения вреда их имуществу, жизни и здоровью по причине действий пассажира, связанных с ненадлежащей перевозкой ручной клади, дополнительно перевозимых в салоне воздушного судна вещей.

Пассажир несет гражданско-правовую ответственность перед ПАО «Аэрофлот» в случае причинения вреда имуществу перевозчика по причине действий пассажира, связанных с ненадлежащей перевозкой ручной клади, дополнительно перевозимых в салоне воздушного судна вещей.

13. Публичное акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» осуществляет бронирование перевозок и продажу авиабилетов при предоставлении персональных данных пассажиров.

14. При намерении пассажира отказаться от полета пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить ПАО «Аэрофлот» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов:

  • а) для перевозок, оформленных в офисах собственных продаж, филиалах, представительствах ПАО «Аэрофлот» на территории России и за рубежом:
    личное обращение пассажира или его уполномоченного лица по месту оплаты перевозки при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира, с оформлением заявления установленного образца и одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета;
    в случае невозможности обращения по месту приобретения билета – личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал или представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действий от имени пассажира, с оформлением заявления установленного образца для последующего обращения в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата по месту оплаты перевозки;
  • б) для перевозок, оформленных на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот»:
    обращение пассажира или его уполномоченного лица в центр информации и бронирования с последующим осуществлением процедуры возврата авиабилета;
    личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в любой офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира, с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета;
  • в) для перевозок, оформленных через агентскую сеть:
    обращение пассажира или его уполномоченного лица по месту приобретения билета с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета;
    в случае невозможности обращения по месту приобретения билета личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действий от имени пассажира, с оформлением заявления установленного образца для последующего обращения в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата по месту оплаты перевозки;
  • г) письменное уведомление от пассажира или его доверенного лица по почте, направленное в адрес ПАО «Аэрофлот» заказным письмом, с приложением заполненного заявления установленного образца с нотариальным удостоверением подлинности подписи пассажира (доверенного лица), а также приложением копий документов, удостоверяющих личность, при этом временем заявления отказа от перевозки является дата и время получения полного комплекта документов ПАО «Аэрофлот». Полученный комплект документов передается в соответствующее подразделение департамента продаж для последующей аннуляции бронирования, подготовки и отправки указания в агентство, офис собственных продаж, филиал или представительство о возврате положенной денежной суммы за неиспользованную перевозку пассажиру или его уполномоченному лицу по месту оплаты перевозки.
  • Для авиаперевозок, оплата за которые произведена юридическим лицом независимо от канала продажи, помимо отказа пассажира от перевозки необходимо также представить оригинал доверенности на получение денежных средств, заверенной подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами, печатью юридического лица (при наличии).

    В случае невозможности обращения пассажира (уполномоченного лица) для получения возврата сумм за неиспользованную перевозку по месту ее оплаты вопрос о возврате сумм рассматривается ПАО «Аэрофлот» в претензионном порядке.

    15. Никто из агентов, служащих или представителей перевозчика не вправе изменять или отменять положения настоящего договора.

    УВЕДОМЛЕНИЕ: к перевозке, имеющей пункт назначения или остановку не в стране отправления, может быть применима Конвенция, которая в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика за смерть или повреждение здоровья пассажира и за утрату или повреждение багажа.

    Извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности

    Пассажиры, перевозка которых имеет пункт назначения или остановку в стране отправления, уведомляются о том, что положения, определенные конвенциями в области международной воздушной перевозки (Монреальская конвенция 1999 г. или Варшавская конвенция 1929 г.), могут применяться в отношении всей перевозки, включая любой ее отрезок (этап), целиком находящийся в пределах территории страны отправления или назначения.

    В отношении пассажиров, при перевозке которых применяется Монреальская конвенция, ответственность перевозчика за смерть или телесные повреждения пассажира ограничивается размером, установленным Монреальской конвенцией 1 (кроме случаев освобождения от ответственности перевозчика, установленных ст. 20 Монреальской конвенции).

    Перевозчик не несет ответственности за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, в размере большем, чем приблизительно 160 000 долларов США 2 , если докажет, что:

    • (а) такой вред был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов, или
    • (б) такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны.
    • В отношении пассажиров, при перевозке которых применяется Варшавская конвенция:
      и не следующих в (из) США или не имеющих пункт согласованной остановки на территории США, ответственность перевозчика за смерть или повреждение здоровья пассажира в большинстве случаев ограничивается суммой приблизительно 10 000 долларов США или 20 000 долларов США или их эквивалента в иностранной национальной валюте по официальному банковскому курсу,
      и следующих в (из) США или имеющих пункт согласованной остановки на территории США, ответственность определенных перевозчиков, являющихся участниками специальных договоров, помещенных в тарифных справочниках, ответственность за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75 000 долларов США в отношении каждого пассажира, и что ответственность в указанных пределах наступает независимо от доказательства вины перевозчика (см. Примечание).

      Наименования перевозчиков – участников таких специальных договоров имеются во всех пунктах продажи билетов этих перевозчиков и могут быть предоставлены по просьбе пассажира.

      Дополнительное обеспечение обычно осуществляется пассажиром путем страхования в страховой организации. На такое страхование не влияет какое-либо ограничение ответственности перевозчика по конвенции в области международной воздушной перевозки или специальному договору перевозки.

      За дополнительной информацией необходимо обратиться к перевозчику или к представителю страховой организации.

      Дополнительная информация о пределах ответственности, применимых к воздушная перевозке, может быть получена у перевозчика. Если перевозка осуществляется различными перевозчиками, пассажиру необходимо получить информацию по применимым пределам ответственности у каждого из них.

      Примечание: Предел ответственности в 75 000 долларов США включает судебные расходы и издержки, за исключением расходов и издержек, возмещение которых предусматривается отдельно согласно закону страны, где предъявляется иск. В этом случае пределом ответственности считается сумма, составляющая 58 000 долларов, исключая судебные расходы и издержки.

      1 Предел ответственности по Монреальской конвенции 1999 г. составляет 113 100 специальных прав заимствования, что составляет приблизительно 160 000 долларов США. Точный курс перевода специальных прав заимствования в доллары США может быть проверен на официальном сайте Международного валютного фонда в сети Интернет.

      2 Курс перевода специальных прав заимствования в доллары США может быть проверен на официальном сайте Международного валютного фонда в сети Интернет.

      Уведомление об ограничении ответственности за багаж

      За исключением случаев объявления пассажирами заранее повышенной ценности багажа с оплатой дополнительного сбора, ответственность перевозчика за утрату, повреждение или задержку багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой:

    • при применимости к перевозке Монреальской конвенции приблизительно 1 600 долларов США в отношении каждого пассажира 3 ;
    • при применимости к перевозке Варшавской конвенции суммой приблизительно 9,07 доллара США за фунт (20 долларов США за килограмм) зарегистрированного багажа и 400 долларов США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира;
    • при перевозке, осуществляемой исключительно между пунктами в пределах территории США, федеральные правила требуют, чтобы ответственность перевозчика за багаж составляла не менее 2 800 долларов США для одного пассажира.
    • Повышенная ценность багажа может быть заявлена на определенные виды предметов. Некоторые перевозчики не берут на себя ответственность за перевозку хрупких, ценных вещей или скоропортящихся продуктов. Дополнительная информация может быть получена от перевозчика.

      3 Размер ответственности по Монреальской конвенции и составляет 1 131 специальное право заимствования. Точный курс перевода специальных прав заимствования в доллары США может быть проверен на официальном сайте Международного валютного фонда в сети Интернет.

      Дополнительную информацию можно получить в Центре информации и бронирования авиабилетов по телефону

      в городах России 8-800-444-55-55 бесплатно (круглосуточно) и *555 МТС, Билайн, Мегафон, Теле2 (звонок бесплатный),

      www.aeroflot.ru

      Пятый Арбитражный апелляционный суд

      Обзор судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции

      Обзор судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов

      и транспортной экспедиции.

      Во исполнение пункта 4.02 Плана работы Пятого арбитражного апелляционного суда на первое полугодие 2017 года подготовлен обзор судебной практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции.

      Непроявление экспедитором должной осмотрительности при приемке и размещении груза является основанием для взыскания с него убытков.

      Грузоотправитель обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании убытков, причиненных утратой части груза.

      Решением суда в удовлетворении иска отказано. Суд посчитал, что предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» основания для наступления ответственности экспедитора в виде возмещения реального ущерба отсутствуют, поскольку груз от грузоотправителя был принят экспедитором к перевозке в упаковке по внешнему осмотру (без взвешивания и проверки количества и состояния содержимого внутри упаковки), прибыл в пункт назначения при сохранности упаковки и пломбы, и доказательств того, что груз утрачен вследствие обстоятельств, которые экспедитор мог предотвратить, и устранение которых от него зависело, не имеется.

      Суд апелляционной инстанции решение отменил, признав доказанной совокупность обстоятельств для привлечения экспедитора к ответственности в виде возмещения реального ущерба.

      Удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд исходил из того, что в силу статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» именно на экспедиторе лежит обязанность доказывания факта утраты груза в связи с обстоятельствами, за которые экспедитор не отвечает. Кроме того, пунктом 4 статьи 3 Закона Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» закреплено право экспедитора не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей.

      Поскольку экспедитор на профессиональной основе оказывает услуги, связанные с перемещением грузов клиентов, он не мог не знать о том, что в случае выдачи груза весом меньше указанного в квитанции о его приеме к перевозке, именно на экспедитора возлагается обязанность возместить причиненные убытки, в связи с чем, действуя разумно и осмотрительно, экспедитор должен был предвидеть возможные негативные для себя последствия в результате непринятия необходимых мер в целях обеспечения сохранности груза, однако, при приемке груза от клиента не проявил должную осмотрительность в своих же собственных интересах, и принял упакованное грузовое место без проверки содержимого и взвешивания.

      Следовательно, в рассматриваемой ситуации утрата части груза не может расцениваться как обстоятельство, избежать которого экспедитор не мог, и последствия которого не могли быть им предотвращены. Соответственно, в настоящем деле отсутствуют как обстоятельства, освобождающие экспедитора от ответственности за утрату груза, так и доказательства того, что он обеспечил сохранность перевозимого им груза с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась для надлежащего исполнения обязательств.

      С учетом принятия груза для перевозки без объявления ценности исковые требования удовлетворены судом исходя из размера недостающей части груза, указанной в товарной накладной на его приобретение грузоотправителем (подпункт 2 пункта 1, пункт 6 статьи 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

      Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу о взыскании ущерба, причиненного порчей груза.

      Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

      При вынесении судебных актов суды исходили из условий заключенного сторонами договора транспортной экспедиции, положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О транспортно- экспедиционной деятельности», согласно которым экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

      Суды признали, что ответчик при размещении груза не исполнил требования Правил перевозки грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов, а также обязанность предъявлять к перевозке грузы в надлежащей таре, обеспечивающей сохранность грузов при транспортировке, и взыскал убытки в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза, определенной исходя из цены, указанной в спецификации.

      На лицо, не являющееся участником отношений перевозки, не распространяются специальные положения законов, регулирующие указанные отношения.

      Собственник вагонов обратился в арбитражный суд с иском к грузополучателю о взыскании убытков, составляющих стоимость восстановительного ремонта поврежденных ответчиком вагонов.

      Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.

      При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанции посчитали доказанными обстоятельства, входящие согласно статьям 15, 1064 ГК РФ в предмет доказывания по иску о взыскании убытков, а именно: факт повреждения ответчиком прибывших в его адрес под выгрузку вагонов истца, размер убытков, причинную связь между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.

      Отклоняя доводы ответчика о несоответствии представленных истцом актов о повреждении вагонов требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила составления актов), суд отметил, что поскольку истец, являясь собственником поврежденных вагонов, не участвует в правоотношениях по перевозке, на него не распространяются предусмотренный статьей 104 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» механизм возмещения убытков.

      Статьей 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что в случае повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей к претензии должны быть приложены акт общей формы и другие документы, подтверждающие факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров, а также расчет убытков, понесенных владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения.

      В этой связи при наличии акта общей формы, в котором содержатся сведения о технических повреждениях вагонов, несоответствие представленных истцом актов о повреждении вагонов по форме ВУ-25 требованиям Правил составления актов, обязанность по составлению которых возложена, прежде всего, на перевозчика, не лишает истца как собственника вагонов права требовать возмещения стоимости ремонта.

      Отсутствие у истца статуса участника отношений по перевозке обусловливает также отклонение судом ссылки ответчика на пропуск годичного срока исковой давности, предусмотренного главой 40 ГК РФ о перевозке, поскольку к требованиям о взыскании убытков по главе 59 ГК РФ подлежит применению установленный статьей 196 ГК РФ общий трехлетний срок исковой давности, который истцом соблюден.

      Размер ущерба должен определяться из объявленной стоимости переданного к экспедированию груза, а при ее расхождении с рыночной стоимостью – исходя из пропорционального соотношения объявленной и рыночной стоимости с учетом принципов разумности и справедливости.

      Клиент-грузоотправитель обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании ущерба, причиненного в связи с повреждением переданного к экспедированию автомобиля.

      Решением, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, иск удовлетворен частично.

      Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта нарушения экспедитором договорных обязательств, повлекшего повреждение переданного к экспедированию груза.

      При этом размер ущерба определен судом из стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и расходов, связанных с его оценкой.

      Отказывая во взыскании установленной специалистом суммы утраты товарной стоимости автомобиля, суды указали, что размер ущерба в случае объявления ценности груза рассчитывается исходя из объявленной ценности.

      Рассматривая дело в кассационном порядке, суд округа не согласился с выводами судов двух инстанций, в связи с чем судебные акты отменил, рассчитав ущерб истца пропорциональным соотношением объявленной ценности автомобиля к рыночной стоимости, использованной экспертом при расчете суммы утраты товарной стоимости.

      В обоснование своих выводов суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с абзацем 3 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 25) при рассмотрении исков о взыскании убытков судам следует учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия). С учетом изложенного истец вправе заявлять требование о взыскании такой компенсации в качестве реального ущерба в случае его доказанности.

      Согласно пункту 12 Постановления Пленума ВС РФ № 25 размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

      Таким образом, истец должен представить доказательства, обосновывающие размер убытков, а ответчик, в свою очередь, — доказательства, его опровергающие.

      Суд округа пришел к выводу, что ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, опровергающие выводы эксперта относительно суммы утраты товарной стоимости груза, ходатайство о назначении судебной экспертизы также не заявлялось.

      Таким образом, взыскание ущерба, исходя из пропорционального соотношения объявленной ценности автомобиля к рыночной стоимости, использованной экспертом, отвечает принципам разумности и справедливости.

      Отсутствие государственного контракта на оказание услуг перевозки в целях обороны государства при добросовестности исполнителя не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания платы с заказчика транспортных услуг.

      Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат» о взыскании платы за транспортные услуги, оказанные в рамках исполнения распоряжения военного комиссара области на поставку резерва команды войсковой части в рамках проведения широкомасштабных командно-штабных учений.

      Решением суда, остановленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

      В обоснование судебных актов указано, что в соответствии с положениями пунктов 1 и 4 статьи 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

      При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

      Установив, что оказание истцом транспортных услуг по перевозке офицеров запаса и граждан, пребывающих в запасе, к месту проведения сборов, осуществлялось на основании заявок и нарядов ответчика на поставку транспорта, факт оказания услуг подтверждается путевыми листами, услуги без замечаний и возражений приняты ответчиком на основании актов выполненных работ, суд удовлетворил требования истца в полном объеме.

      При этом суды признали несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате выполненных услуг ввиду их оказания без проведения соответствующей государственной закупки и заключения государственного контракта.

      Суды указали, что оказание услуг без государственного контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика, то есть в случаях, предусмотренных статьей 93 вышеуказанного Федерального закона.

      При этом существенное значение имеет установление обстоятельств оказания услуг, свидетельствующих об отсутствии у заказчика возможности в течение определенного периода времени прогнозировать и контролировать складывающуюся ситуацию, вследствие чего проведение предусмотренных законом конкурсных процедур нецелесообразно в силу значительных временных затрат.

      В соответствии со статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно в перечисленных в указанной статье случаях, к которым относятся, в том числе, закупки в сфере обороны на выполнение работ по мобилизационной подготовке (пункт 3 части 1).

      В соответствии с частью 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

      Как следует из материалов дела, перевозка офицеров запаса и граждан, пребывающих в запасе, к месту проведения сборов, осуществлялась на основании распоряжения военного комиссара на поставку резерва команды войсковой части в рамках широкомасштабных командно-штабных учений, проводимых, в том числе, с целью внезапной проверки боеготовности вооруженных сил Восточного военного округа.

      Приведенные обстоятельства свидетельствуют о срочном характере оказанных услуг, который исключал соблюдение предусмотренной законом процедуры заключения контрактов ввиду длительности ее проведения.

      Помимо соответствия оказанных истцом услуг предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» случаям, указанные услуги носили характер необходимых и значимых для защиты государственных интересов.

      Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что в сложившихся обстоятельствах оказание спорных услуг в отсутствие контракта не может свидетельствовать о наличии в действиях истца признаков намерения обойти закон, недобросовестности или иного злоупотребления, являющегося основанием для освобождения ответчика от обязанности оплаты.

      Несение дополнительных издержек по перевозке груза в результате задержки отправки не по вине перевозчика является основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации непредвиденных расходов.

      Экспедитор обратился в арбитражный суд с иском к клиенту-грузоотправителю о взыскании компенсации уплаченной суммы железнодорожного тарифа.

      Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требования истца удовлетворены частично.

      Удовлетворяя заявленные требования, суды, применив положения статей 309, 310, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», указали, что из представленных истцом суду документов (докладной записки, электронной переписки сторон, фототаблиц) следует, что при погрузке одного из ящиков в полувагон произошло разрушение ящика из-за его недостаточно прочной конструкции, в связи с чем истцом был произведен ремонт указанного ящика, повлекший задержку отправки указанного груза. При этом ремонт ящика был согласован ответчиком.

      Таким образом, поскольку в обязанности клиента в силу договора входила подача грузов в надлежащей упаковке (таре), годной для безопасной транспортировки, грузопереработки и открытого хранения, и дополнительные издержки по перевозке контейнеров возникли в результате задержки отправки груза не по вине истца, что повлекло за собой отправку груза по новому тарифу, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации суммы железнодорожного тарифа по данной перевозке.

      При этом судами учтено, что вышеуказанные обстоятельства не могли быть предотвращены экспедитором при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а, следовательно, и не могли являться основаниями для возложения на экспедитора издержек по осуществлению перевозки в интересах клиента (абзац 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

      Частично отказывая в удовлетворении требований о взыскании суммы железнодорожного тарифа по второму грузу, суды исходили из того, что первоначально отправка груза планировалась в конце декабря 2014 года, затем дата отправки неоднократно менялась истцом на различные даты января 2015 года.

      В обоснование изменения указанных дат оправдательных документов, исключающих вину истца, в задержке груза в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

      Доказательств принятия истцом всех мер к отправке груза в сроки, исключающие предъявление добора тарифа, общество суду не представило, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части у судов не имелось.

      Несвоевременное представление клиентом экспедитору документов для организации перевозки груза влечет отказ во взыскании убытков.

      Клиент обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании убытков, понесенных в результате ненадлежащей организации последним международной перевозки принадлежащего клиенту груза.

      Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

      Постановлением суда апелляционной инстанции в связи с частичным отказом истца от иска решение суда отменено, производство по делу прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

      Поводом для обращения истца в суд явились понесенные им расходы по хранению и сверхнормативному использованию контейнера ввиду задержки его отправления железнодорожным перевозчиком, которая обусловлена несоответствием наименования пломбы, указанной в товарораспорядительных документах.

      Императивное правило, закрепленное в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», пункте 1 статьи 804 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязывает клиента представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора). Пунктом 5 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено право (а не обязанность) экспедитора проверять достоверность представленных клиентом документов.

      Отказывая в удовлетворении требований, суды со ссылками на приведенные положения закона указали, что материалами дела подтверждено, что экспедитор не вызывался обществом для участия в проведении таможенного досмотра, не присутствовал при проведении досмотра, в связи с чем, учитывая непредоставление ему клиентом информации о замене пломбировочного устройства, объективно не мог располагать сведениями о том, что контейнер опломбирован другой пломбой.

      С учетом приведенных обстоятельств, принимая во внимание, что из материалов дела не следует ни противоправность поведения ответчика, ни наличие его вины и причинно-следственной связи между наступлением у истца убытков и поведением ответчика, суды пришли к выводу о необоснованности требований истца.

      Убытки одного из перевозчиков, осуществлявшего доставку груза в прямом смешанном сообщении, в виде выплаченной неустойки за просрочку доставки груза, подлежат возмещению другим перевозчиком пропорционально количеству дней его просрочки.

      Железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском к морскому перевозчику о взыскании убытков, возникших в результате выплаты грузополучателю пени за просрочку доставки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, рассчитанных пропорционально количеству дней просрочки морского перевозчика.

      Решением суда, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены.

      Выводы судов основаны на положениях статьи 75 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно которым общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

      В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.

      В соответствии со статьей 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за просрочку доставки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

      Согласно положениям § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утвержденных МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956) при передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза и с 0 часов следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.

      При проверке расчета предъявленных к взысканию убытков суды признали его обоснованным, учитывающим как подход к определению ответственности исходя из пропорциональности по количеству дней просрочки каждого перевозчика, так и размер провозной платы по каждой отправке. Ограничение ответственности перевозчика перед грузополучателем, предусмотренное статьей 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», не может влиять на распределение ответственности между двумя перевозчиками.

      Требование об уплате пеней за нарушение сроков доставки грузов может быть предъявлено как грузоотправителем, так и грузополучателем, при этом приоритет в удовлетворении требований будет определяться в зависимости от даты обращения указанных лиц к перевозчику с досудебной претензией в порядке статьи 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

      Грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге и морскому перевозчику о взыскании пени за просрочку доставки груза.

      Решением суда в удовлетворении заявления грузоотправителя о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отказано, требования грузополучателя удовлетворены за счет железной дороги, в иске к морскому перевозчику отказано по мотиву предъявления иска к ненадлежащему ответчику.

      Определением суда апелляционной инстанции производство по апелляционной жалобе грузоотправителя на решение прекращено.

      Постановлением суда кассационной инстанции кассационная жалоба грузоотправителя удовлетворена, определение суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в силу следующего.

      Исходя из смысла абзаца 6 статьи 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» правом на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска в случае просрочки доставки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, имеют как грузополучатель (получатель), так и грузоотправитель (отправитель).

      Согласно пункту 2 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 42 (действовавших в спорный период предъявления и рассмотрения претензий), право на предъявление претензии имеет грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях — владелец железнодорожного пути необщего пользования.

      Осуществляя толкование указанных положений законодательства, суд кассационной инстанции указал, что применительно к требованию об уплате пеней за нарушение сроков доставки грузов при предъявлении претензий об их уплате как грузоотправителем, так и грузополучателем, приоритет между ними в порядке применения аналогии закона может определяться на основании даты обращения указанных лиц к перевозчику с досудебной претензией в порядке статьи 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». При этом удовлетворение требований одного управомоченного лица исключает возможность удовлетворения требований другого лица, поскольку перевозчик не может быть привлечен к ответственности за одно и то же нарушение дважды.

      С учетом приведенных указаний кассационной инстанции суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права (пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), привлек грузоотправителя к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

      Из материалов дела следует, что грузоотправителем в адрес грузополучателя по накладным на прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение направлены грузы.

      Ввиду просрочки доставки груза грузополучатель обратился к железной дороге с претензией об уплате пени, отказ в удовлетворении которой послужил основанием для предъявления им в суд соответствующего иска.

      В то же время грузоотправитель направил аналогичные претензии в адрес железной дороги и подал исковые заявления о взыскании неустойки за просрочку доставки груза ранее. Производство по делам, возбужденным по искам грузоотправителя, приостановлено до вступления в законную силу решения по настоящему делу.

      Рассмотрев заявленные требования грузополучателя, апелляционный суд пришел к выводу, что поскольку в сложившейся конкретной ситуации удовлетворение требований одного управомоченного лица по существу исключает возможность удовлетворения требований другого лица, арбитражный суд обязан дать оценку возможности обеспечения эффективной защиты и установления баланса их прав и законных интересов.

      Учитывая, что исковые требования грузоотправителя о взыскании неустойки были предъявлены до обращения грузополучателя с аналогичными требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего дела, грузоотправитель был лишен возможности предъявить в рамках настоящего дела самостоятельное требование к тому же ответчику с тем же предметом (как заведомо подлежащее оставлению без рассмотрения в силу пункта 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах грузоотправитель правомерно заявил о привлечении его к делу в качестве третьего лица без самостоятельных требований, что, однако, наделяет его меньшим объемом процессуальных прав, по сравнению с теми, которыми наделен истец или третье лица с самостоятельными требованиями, и исключает разрешение спора в его пользу в рамках настоящего дела.

      Поскольку защита прав обоих управомоченных лиц на предъявление претензии к перевозчику должна осуществляться при предоставлении им равного доступа к правосудию, разрешение по существу требований грузополучателя в рамках настоящего дела не соответствует целям эффективного правосудия с учетом выявленных особенностей процессуального положения грузоотправителя, ограничивающих возможность защиты его законных интересов.

      Судебная коллегия отметила, что на момент обращения с настоящим иском грузополучатель был осведомлен о более раннем заявлении соответствующих требований грузоотправителем, однако не предпринял разумных мер по установлению контакта с грузоотправителем с целью определения подходов к вопросу реализации прав на предъявление претензий к перевозчику.

      Таким образом, именно грузополучатель после подачи и принятия к рассмотрению исков грузоотправителя имел реальную возможность принять участие в инициированном последним процессе путем вступления в дело в качестве лица с самостоятельными требованиями.

      Вместе с тем, поскольку указанные действия грузополучателем совершены не были, его поведение не может быть признано разумным и добросовестным и отвечает критериям злоупотребления правом, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа лицу в защите принадлежащего ему права.

      Указания арбитражного суда кассационной инстанции в части толкования закона о возможности применения в рассматриваемом случае для целей определения приоритета между грузоотправителем и грузополучателем очередности даты обращения указанных лиц к перевозчику с досудебной претензией в порядке статьи 120 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в порядке аналогии закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) также послужили основанием для вывода коллегии об отсутствии оснований для удовлетворения требований грузополучателя как направившего соответствующие претензии к перевозчику вторым, после грузоотправителя.

      Кроме того, поскольку согласно статье 122 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» претензии, возникшие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, в случае, когда конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция, предъявляются к железной дороге назначения, оснований для привлечения морского перевозчика к ответственности за просрочку доставки спорного груза, удовлетворения требований к данному лицу, также не имеется.

      С учетом изложенного, отменив решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением норм процессуального права, коллегия суда апелляционной инстанции в исковых требованиях грузополучателя отказала.

      5aas.arbitr.ru

    Популярное:

    • Приказ фапси n 152 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]
    • Закон о департаменте Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации определены статьёй 31 Федерального […]
    • Правила наложения дисциплинарного взыскания рк Правила наложения дисциплинарного взыскания рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
    • Закон рк о гос Контроле и надзоре I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 . Настоящие Общие правила взр ы вобезопасности для взр ы вопожароопасн ы х химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение […]
    • Нотариус в щелково московской области Нотариус г. Щелково 19 мая 2018 года 23 июня прием с 15.30 в связи с заседанием нотариуса в комиссии МоНП. 24 мая прием до 16.40. Нотариус будет в отпуске с 25 мая по 6 июня 2018 года. С 7 июня работаем по графику. 25 апреля 2018 […]
    • Приказ водительская медкомиссия Водительская медкомиссия (на права, для водителей) в Твери Цена справок от 500 до 1000 рублей. Система скидок Звоните: +7 (4822)342-456 (Брагина, 36) +7 (4822) 347-880 (Вагжанова, 127) +7-910-830-01-01 (пр-т Победы, 27) Уважаемые […]
    • Приказ мвд рф от 07082013 n 605 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 ноября 2008 г. №1001 О […]
    • Правила формирования инн ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (в ред. Приказа МНС РФ от 24.12.1999 № АП-3-12/412) Настоящий Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения […]