Сборка корпусов судов

Сборка и сварка корпуса судна на построечном месте

Методы постройки судов и способы формирования их корпусов

Общая технология и организация строительства судна определяются методом его постройки, способом формирования корпуса и методом организации производства (рис. 13.1). На отечественных судостроительных заводах применяют главным образом секционный и блочный методы постройки судов, а также их комбинацию (секционно-блочный). Секционный метод применяют при постройке крупных, средних и некоторых малых судов на наклонных и горизонтальных построечных местах, а блочный — при постройке большинства малых и некоторых типов средних, как правило, на горизонтальных построечных местах. Подетальный метод, который был единственным в эпоху клепаного судостроения, при переходе к сварке потерял свое значение. Сегодня он применяется в основном при постройке мелких судов, когда корпус формируется из деталей и узлов. В настоящее время получили развитие модульные принципы при проектировании и постройке судов.

При секционном методе корпус судна собирают из плоскостных и объемных секций. Замкнутые отсеки и помещения по мере их готовности испытывают на непроницаемость, после чего выполняют монтаж механизмов, трубопроводов, устройств, оборудования и др.

Секционный метод предполагает формирование корпуса судна пирамидальным или островным способами.

При пирамидальном способе, формирования корпус судна по длине делят на ряд частей (рис. 13.2). Эти части, в которые входят все основные конструкции — днище, борта, переборки, палубы, по форме напоминают пирамиду с уступами, образованными отдельными секциями.

1—V — последовательность сборки и сварки «пирамид».

При пирамидальном способе быстрее всего формируется поперечное сечение корпуса по высоте при несколько замедленном его формировании по длине. Сборку корпуса на построечном месте начинают с установки, сборки и сварки закладных днищевых секций первой пирамиды. Ее положение по длине корпуса выбирают с учетом конкретных условий и максимального сокращения продолжительности постройки судна при принятой организации производства. После закладной секции устанавливают последующие секции по длине и высоте, одновременно в нос и в корму. Далее устанавливают секции переборок, бортов, палуб и др.

Сборка и сварка корпуса в высоту позволяет быстро завершать работы по формированию помещений, испытать их на непроницаемость, раньше начать монтажные работы. В целях сокращения сварочных деформаций корпуса сборку и сварку секций выполняют в последовательности, обеспечивающей свободную усадку сварных соединений: поперечные соединения собирают на прихватках, а продольные — на гребенках; е первую очередь сваривают поперечные соединения; секции сваривают симметрично относительно ДП и закладных секций, причем в работе одновременно участвует максимально возможное число сварщиков, что способствует минимальному отставанию от сборочных работ. К сварке секций последующей пирамиды приступают после окончания большинства сборочно-сварочных работ в предыдущей пирамиде.

Несмотря на значительные преимущества, пирамидальный способ формирования корпуса имеет ряд недостатков: весьма ограниченный фронт работ в начале постройки судна на построечном месте; невозможность одновременно вести сборочно-сварочные работы более чем в двух районах, что при сборке корпуса большой длины ведет к увеличению цикла постройки.

При островном способе корпус судна разбивают по длине на несколько самостоятельных районов («островов»), формирование которых производят пирамидальным способом (рис. 13.3). Количество «островов» определяют исходя из конкретных особенностей судна, условий завода, принятых сроков постройки и т. п. В процессе формирования корпуса судна «острова» могут перемещаться по построечному месту или оставаться неподвижными. После окончания формирования «островов» включительно до верхней палубы по возможности большее число рабочих сваривает межостровные кольцевые монтажные стыки.

Островной способ обладает всеми преимуществами пирамидального и вместе с тем не имеет недостатков последнего, т. е. обеспечивает значительное расширение фронта сборочно-сварочных и монтажных работ, в результате чего сокращается цикл постройки судна. Благодаря этому островной способ получает все более широкое распространение на отечественных и зарубежных судостроительных заводах.

Островной способ позволяет рациональнее использовать построечное место тогда, когда его длина значительно превышает длину судна, но недостаточна для размещения двух судов. Свободную часть построечного места используют для постройки носового или кормового «острова» второго судна.

В судостроении в последние годы нашла признание разновидность островного способа формирования корпуса судна, когда корпус разделяется по длине на две части, каждая из которых собирается отдельно на одном или разных построечных местах и затем спускается на воду. Стыкуются обе части корпуса в доке либо на плаву. В последнем случае сборка и сварка монтажного стыка проводится с применением кессона или специального герметизирующего устройства. На рис. 13.4 показана одна из конструкций такого устройства. Оно представляет собой П-образную металлическую раму ящичного типа, состоящую из двух симметричных половин, соединенных между собой в ДП шарниром. Опорный контур устройства выполняется по форме обводов корпуса в районе монтажного стыка. Герметизирующее устройство устанавливается в районе монтажного стыка на всем протяжении его подводной части. Устройство плотно поджимают к наружной обшивке, после чего из корпуса судна в районе монтажного стыка и из герметизирующего устройства откачивают воду. Затем собирают стыкуемые кромки обшивки под сварку. Сварка в этом случае осуществляется с одной стороны — изнутри судна.

1, 2 — корпус, днищевая часть и башни; 3— осушительный насос; 4 — воздушный клапан; 5 — винтовой талреп; 6 — лебедка; 7 — твиндек; 8 — уплотнительный опорный контур; 9 — уплотнительные разъемы корпуса; 10 — ограничители раскрытия; 11 — кингстоны; 12 — шарнир; 13 — водосборный колодец; 14 — рабочая камера; 15 — воздухораспределительный коллектор.

При блочном методе изготовленные заранее блоки, начиная с базового, подаются на построечное место (рис. 13.5). В качестве базового принимается блок, начало формирования судна с которого обеспечивает минимальную продолжительность его постройки. В большинстве случаев в качестве базового принимают блок машинного отделения. Сваривают монтажный стык блоков только после окончания всех сборочных работ по данному стыку.

Блочный метод обеспечивает широкий фронт работ с наименьшим временем нахождения судна на построечном месте и дает минимальные общие сварочные деформации.

Неразрывно с технологией связана организация производства. В настоящее время в судостроении применяют три следующих метода организации производства при постройке судов: позиционный, поточно-бригадный и поточно-позиционный.

Позиционный метод организации производства — индивидуальная постройка судов последовательными этапами в соответствии с технологическим графиком, содержащим номенклатуру и объем работ по каждому этапу. Бригады, выполнившие работы данного этапа, переходят к выполнению работ, предусмотренных на последующем этапе, на том же судне.

Поточно-бригадный метод организации производства — серийная постройка судов специализированными рабочими бригадами, которые последовательно и ритмично переходят с одного судна на другое, выполняя закрепленные за ними одноименные на каждом судне работы. Каждое судно остается на своем построечном месте до спусковой готовности.

Поточно-позиционный метод организации производства — серийная постройка судов на поточной линии с передвижением судна с одной позиции построечного места на другое, через одинаковые отрезки времени, равные такту выпуска судов с этой линии. Специализированные бригады закреплены за каждой позицией.

В современных условиях наиболее рациональным методом организации серийной постройки большинства судов является поточно-позиционный, позволяющий организовать ритмичное производство как на самих поточных линиях постройки судов, так и в заготовительных цехах завода, максимально механизировать работы на специализированных позициях и участках.

Стапельная сборка корпуса судна

При современном способе производства сборка и сварка корпуса на построечном месте (стапеле) составляет 18—20% от всего объема корпусных работ при постройке судна и может осуществляться при неизменном положении корпуса судна или с передвижкой частей корпуса по нескольким позициям в процессе его формирования.

В первом случае корпус судна, начиная от установки закладной днищевой секции и до спуска судна на воду, формируют на одном построечном месте. Подобная организация работ типична для сборки корпусов крупных судов, а также для сборки корпуса единичных судов или судов, строящихся на судоремонтных предприятиях в малом количестве (2—4 судна в год).

Второй случай — с передвижкой по нескольким позициям — более типичен для серийной постройки малых и средних судов на стапелях. Постройка судов с передвижкой может быть поточно-позиционной и конвейерной.

Для сборки корпуса судна стапель оборудуют грузоподъемными кранами и опорными устройствами: набор кильблоков устанавливают по форме килевой линии судна; одновременно подготавливают упоры, подставы, талрепы, тяги и другие приспособления для раскрепления секций на стапеле и подтягивания их друг к другу. До установки закладной секции производят:
разбивку (расчерчивание) построечного места — нанесение следа ДП и батоксов (по плазу), построение перпендикуляров к ДП, нанесение горизонтальной базовой линии;
расстановку элементов опорных устройств (кильблоков, клеток, подстав) по данным разметки с плаза и проверку их по высоте и на горизонтальность.

Разбивка построечного места и проверка положения опорных устройств входит в состав так называемых проверочных работ. К другим проверочным работам относят: определение положения отдельных конструкций (секций, блоков и др.); проверку положения в пространстве всего корпуса судна при постройке, а также контроль его обводов и главных размерений.

Сборку корпуса судна из секций на стапеле начинают с установки днищевых секций в средней части, продолжая формирование корпуса в нос и корму. Среднюю днищевую секцию подают на стапель с нанесенными на наружной обшивке (с внешней стороны) линией ДП и теоретическими линиями среднего и крайних шпангоутов. Продольный набор и пазы обшивки на секциях должны быть недоварены на 300—500 мм для облегчения пригонки продольных секций при выравнивании их в одной плоскости со сложными секциями.

Секцию устанавливают краном на кильблоки, совмещая линии ДП и теоретическую линию среднего шпангоута секции с контрольными линиями стапеля. В случае необходимости под продольные днищевые связи (под стрингеры-кильсоны) устанавливают с каждого борта упоры, опирающиеся в основание стапеля, а для выравнивания секций по обеим ее сторонам приваривают обухи для талперов (рис. 100).

После установки секции (в том числе и по высоте) ее окончательно закрепляют на стапеле талперами, подбивают клинья кильблоков, подставки и вторично проверяют все линии и точки. Далее зачищают торцевые кромки секций и производят подготовку их для стыковки со следующими секциями. Следующую днищевую секцию устанавливают краном на стапельные кильблоки, помещая в междудонное пространство детали и узлы, которые не были поставлены на секцию. Под секцию каждого борта ставят подставы. Теоретическую линию ДП на секции совмещают с линией ДП на кильблоках стапеля, приваривают по два временных обуха на наружной обшивке (снизу) и на втором дне (сверху) в районе смежных монтажных стыков и при помощи тяг и талрепов подтягивают установленную секцию к ранее поставленной до зазора 100—200 мм. Далее проверяют секцию в четырех условных точках на горизонтальность, выравнивают при помощи подстав, тяг и талрепами закрепляют на стапеле. На настиле второго дна и на продольном наборе проверяют зазор по контуру монтажного стыка и по наружной обшивке и намечают припуск и неровности. После удаления припуска и зачистки неровностей производят разделку кромок для монтажной сварки. Затем ослабляют крепление секции к стапелю и подтягивают ее к ранее установленной секции до упора. Проверяют еще раз правильность стыкования и положение обеих секций, производят подготовку к ручной сварке наружной обшивки, второго дна и продольного набора. Для этого выравнивают кромки листов и набора до совмещения плоскостей и закрепляют прихватками. Для обеспечения стыкования секций к ним приваривают направляющие гребенки в виде коротких планок или угольников. Затем снимают тяги, талрепы и обухи секций, окончательно проверяют их установку, вновь закрепляют к стапелю и после проверки установки сдают секции для производства сварки. Таким образом устанавливают все остальные секции днища.

Скуловые секции начинают устанавливать на стапеле также со средней части судна. После подачи краном секцию ставят на одну или две клетки, устанавливают два-три упора и приваривают к наружной обшивке и ко второму дну обуха для подтягивания. При помощи талперов секцию притягивают к днищевым секциям, выравнивая ее тягами и упорами.

На секции до ее установки должны быть нанесены с внешней стороны наружной обшивки контрольные линии: теоретические линии шпангоутов, настилов палуб (на бортовой части скуловой секции), стрингеров и теоретической грузовой ватерлинии (по плазу). Положение секции по длине проверяют, совмещая теоретическую линию среднего шпангоута на секции с такой же линией на днищевых секциях и с контрольной линией на стапеле. Положение секции по полушироте от ДП проверяют рейками с плаза не меньше чем в двух точках обычно по концам. Положение секции по высоте на горизонтальность проверяют рейками от основной линии по рискам на секции. После этого секцию закрепляют и намечают на наружной обшивке, втором дне и на поперечном наборе припуски и неровности так же, как на днищевых секциях. Затем обрезают припуски обычно газовой резкой с последующей зачисткой пневматическим зубилом, подтягивают до упора скуловую секцию к днищевой, после чего выравнивают кромки, окончательно проверяют положение секций и производят стыкование их под сварку. Таким же образом устанавливают и остальные скуловые секции. Обычно каждая секция имеет припуски до 10—20 мм по одному пазу и стыку, а два других ее паза и стыка делают в чистый размер. Если бортовые секции делают отдельно от скуловых (на крупных морских судах), то их устанавливают на стапель аналогично скуловым.

Переборки подают на стапель до и после установки бортовых секций. В последнем случае переборки устанавливают так: прежде всего проверяют по данным с плаза полушироту бортов в районе установки поперечных переборок, выравнивают и закрепляют бортовые секции по полушироте упорами и талрепами, затем намечают меловой линией по нитке теоретическую линию установки переборки на настиле второго дна и на бортах и приваривают к ним направляющие гребенки на расстоянии 400—500 мм друг от друга. На полотнище переборки наносят контрольную линию ДП и грузовую ватерлинию (по плазу), а также приваривают по два обуха с каждой стороны для временного крепления переборки к настилу второго дна.

Переборку подают обрезанной в чистый размер по бортам и палубе с припуском по второму дну для пригонки по месту. После этого переборку устанавливают на свое место, выравнивают при помощи тяг в вертикальной плоскости и по веску проверяют на вертикальность. Затем определяют и причерчивают припуск по настилу второго дна, снимают временные крепления, переборку поднимают краном и кладут на деревянные прокладки для удобства удаления припуска. Иногда с места установки, т. е. с настила второго дна, снимают шаблон, а припуск удаляют еще до установки переборки на судно. После этого переборку устанавливают на место, закрепляют и выравнивают при помощи тяг в вертикально-поперечной плоскости по веску, затем переборку обжимают по настилу второго дна и бортам и закрепляют прихватками.

Если у переборки на стойках имеются кницы для крепления ко второму дну или к палубе, то их тщательно подгоняют и закрепляют прихватками.

Секции настилов палуб подают на стапель обрезанными в чистый размер по пазам. На полотнище палубной секции должны быть нанесены теоретическая линия ДП и положение линий крайних шпангоутов.

Сначала для поддержания настилов палубы вдоль ДП устанавливают прогоны, т. е. продольные брусья, опирающиеся на подставки с клиньями (рис. 101). Иногда ставят металлические упоры с распорными домкратами.

После этого намечают линиями место установки секций на внутренней стороне наружной обшивки бортов, на поперечном наборе и поперечных переборках, находящихся в районе установки секций палубных настилов.

К наружной обшивке бортов по намеченным линиям приваривают временные угольники-коротыши, которые служат установочными планками для настила палубы и определяют положение палубы по высоте у бортов.

К палубному настилу и наружной обшивке приваривают временные обухи для подтягивания секции, выравнивают погнутые кромки настила и выступающие части набора. Если по верхней кромке набора корпуса и у переборок имеются припуски, их удаляют. После этого подают секцию краном на место, укладывают на прогоны в средней части и установочные планки по бортам, проверяют положение настила по высоте при ДП и регулируют высоту при помощи домкратов или клиньев под подставками прогонов.

Положение секции настилов по длине проверяют по совмещению теоретической линии шпангоутов на настиле с соответствующими линиями наружной обшивки.

Положение настила в ДП проверяют по концам секции опусканием веска с линии ДП на настиле секции на соответствующую линию на настиле второго дна (или обшивки днища). Настил, если это необходимо, перемещают по длине и прижимают к поперечному набору судна при помощи приваренных обухов и талрепов.

Объемные секции носа и кормы устанавливают на стапель так: проверяют набор кильблоков, придают им при помощи шаблона форму килевого пояса объемной секции; затем секции подают на стапель и устанавливают на кильблоки, а для устойчивости их с каждого борта ставят по два упора. Секции выравнивают и проверяют их положения: по диаметральной плоскости, продольной растяжки (длине) и высоте от основной линии. После этого секцию, подтягивают к основному корпусу на расстояние 100—200 мм при помощи обухов и талрепов, намечают и обрезают припуски по монтажным стыкам наружной обшивки, продольному набору и настилам палуб. Затем секции подтягивают к основному корпусу до упора и после проверки правильности ее положения выравнивают наружную обшивку, палубы и набор до совмещения их плоскостей; после этого обжимают и стыкуют наружную обшивку у киля обеих секций и в дальнейшем производят обжатие последовательно вверх, от киля к палубам.

Настилы палуб секций стыкуют снизу вверх — сначала платформы, потом нижнюю и верхнюю палубы, соединяя продольный набор под настилами, а затем сами настилы при помощи гребенок. При предварительных сборках объемных секций листы настила в частях, примыкающих к бортам, не доваривают по пазам до монтажного стыка на расстоянии 400—500 мм для удобства пригонки при стыковании секций на стапеле. Поэтому при установке носовой и кормовой секций на место и стыковании настилов одновременно обжимают эти настилы в районе стыков у бортов и закрепляют прихватками. После этого снимают талрепы и все временные обухи и места их установок зачищают. Затем окончательно проверяют установку секций по трем размерам (по высоте, длине и полушироте) и производят сварку.

Установку объемных секций надстроек (предварительно собранных без палубы) начинают с разметки места удаления припусков по нижним кромкам путем причерчивания стенок надстройки к настилу палубы. На наружных продольных стенках надстройки наносят горизонтальную линию и теоретическую линию среднего шпангоута, а на торцевых стенках — линию ДП.

Затем на палубе корпуса наносят и пробивают линию ДП и теоретическую линию среднего шпангоута в районе установки надстройки. От этих линий, пользуясь продольной и поперечной растяжками, намечают контур нижней части надстройки и ее внутренних переборок.

Сначала надстройку устанавливают на деревянные подкладки на некотором расстоянии от палубы и совмещают стыки ее с нанесенными на настиле палубы контурными и контрольными линиями. После этого проверяют горизонтальность надстройки относительно палубы, затем намечают на наружных стыках и внутренних переборках надстройки припуски по нижним кромкам, срезают их газовым резаком, убирают прокладки, вторично устанавливают надстройку на палубу, проверяют ее положение и окончательно закрепляют сваркой. Таким же образом устанавливают рубки и кожухи.

Особенностью кормовых объемных секций является установка в них мортир и кронштейнов гребных валов. Устанавливают их тогда, когда в основном закончены сборочные и сварочные работы по корпусу, но надо оставить в соответствующих местах забойные участки продольного и поперечного набора и обшивки. Предварительно должна быть пробита световая линия гребного вала.

Сначала для поддержания мортир и кронштейнов набирают передвижные блоки-салазки с установленными на них отливками и передвигают блоки-салазки к месту установки. Отливки приподнимают и предварительно закрепляют к поперечному и продольному набору судна тягами и подставами. Затем по следу световой линии через втулки отливок натягивают стеклинь, проверяют установку мортир и устраняют отклонения («продольное, по полушироте и высоте) при помощи талей, домкратов и подстав. Правильность положения отливок проверяют по внутренней полости втулок с носового и кормового торцов ее.

Положение отливок по длине проверяют по теоретической линии шпангоута до плоскостей носового и кормового торцов их, нанесенных на продольной растяжке с плаза. После окончательной проверки заделывают забойные участки и соединяют отливки с наружной обшивкой и набором сваркой (или клепкой).

После полного окончания всех сборочных, сварочных работ и испытания на непроницаемость отсеков кормовой части и корпуса вторично пробивают световую линию вала, чтобы проверить положение оси отливок до расточки и правильно провести ее. После расточки мортир и кронштейнов пробивают световую линию вала в третий (последний) раз для проверки правильности произведенной расточки.

www.stroitelstvo-new.ru

научная статья по теме КАРКАСНАЯ СБОРКА КОРПУСОВ — ПЕРСПЕК0 ТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ЕДИНИЧНОЙ ПОСТРОЙКЕ СУДОВ Машиностроение

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «КАРКАСНАЯ СБОРКА КОРПУСОВ — ПЕРСПЕК0 ТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ЕДИНИЧНОЙ ПОСТРОЙКЕ СУДОВ»

КАРКАСНАЯ СБОРКА КОРПУСОВ — ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ЕДИНИЧНОЙ ПОСТРОЙКЕ СУДОВ

В. Д. Горбач, канд. техн. наук; В. С. Михайлов, докт. техн. наук

(ГНЦ ЦНИИТС) УДК 629.5.081.4.002.72:629.5.002.62.21

Корпус судна (кроме корпусов малых судов) на построечном месте может формироваться секционным, блочным или комбинированным (секционно-блочным) способами. Методы постройки корпусов судов постоянно совершенствуются. При секционном и блочном методах плоские секции изготавливают на плоских стендах; секции с криволинейными обводами — в лекальных или стоечных постелях (рис. 1); секции оконечностей — в лекальных стендах [1, 2].

Рис. 1. Стационарная постель:

1 — постель; 2 — секция в сборе

Корпуса малых судов собирают из секций и узлов в стапель-кондукторах. Применяемые постели, кондукторы, стапель-кондукторы обеспечивают заданные обводы секций и корпусов судов.

Трудоемкость и стоимость изготовления постелей, их переналадки (монтаж и демонтаж), хранения и т. д. высоки. Расход металла на изготовление постелей в зависимости от сложности обводов и габаритов секций составляет до 30% их массы, а трудоемкость изготовления достигает 30—35% трудоемкости изготовления самих секций и блоков. Например, при постройке танкеров типа «Крым» масса секций в среднем составляла порядка 200 т, а масса одной постели — 80 т.

При сборке и сварке секций на постелях необходимо дополнительно выполнять: обжатие и закрепление листов обшивки к

лекалам постелей на электроприхватках или гребенках; пригонку набора секций к внутренней поверхности обшивки, обжатой к лекалам постели; освобождение секции от постели, удаление электроприхваток, подвар-ку и зачистку дефектов поверхности и пр.

Статистические данные по точности обводов кромок лекал постелей показывают, что отклонения обводов сложной кривизны достигают ±8 мм и более, и чем сложнее обводы секций, тем больше погрешности постелей (рис. 2). При установке и обжатии набора секции с закрепленной обшивкой пригоночные работы выполняют путем подрезки стенок набора или открепления обшивки от лекал постели на отдельных участках и обжатии ее к набору. Часто обжать набор к обшивке с заданными требованиями по точности зазоров под сварку не удается. На большинстве заводов при повышенных зазорах размеры катетов угловых швов, как правило, завышаются. При этом на малых катетах (3 мм) это завышение самое большое (рис. 3), и постепенно с ростом чертежного катета оно снижается. В случае завышения катета углового шва наряду с дополнительным расходом сварочных материалов возрастают и сварочные деформации. Так, при катете шва 3 мм площадь поперечного сечения наплавленного металла составляет 4,5 мм2; при катетах шва 4 и 5 мм — соответственно 8 и 12,5 мм2, т. е. площадь сечения шва возрастает в 1,8 и 2,8 раза. Так как погонная энергия сварки, вызывающая деформации конструкции, пропорциональна площади поперечного сечения наплавленного металла, то при таком увеличении катета шва сварочные деформации возрастают в 1,8 и 2,8 раза.

Попытки максимально сократить применение постелей делались неоднократно на протяжении существования сварного судостроения. Одной из них можно назвать создание механизированных стоечных стендов, которые имеются на Балтийском судостроительном заводе, «Северной верфи» и других предприятиях.

Вторым направлением является разработка и освоение технологии сборки и сварки секций, блоков и корпусов (для малых судов) с использованием штатного набора, воспроизводящего обводы корпуса. На днищевых и бортовых секциях, имеющих пло-

naukarus.com

Способ сборки корпуса судна

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву. Сущность способа сборки корпуса судна заключается в том, что части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях. Затем кромки стыкуемых частей корпуса причерчивают и по этим кромкам обрезают припуск. Далее устанавливают устройства и приспособления для стыковки. Спускают части корпуса судна на воду и производят их стыковку на плаву. При этом перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна выполняют следующие рабочие операции: определяют осадку каждой части корпуса, производят расчет балластировки для приведения их к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву и устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки. Технический результат реализации изобретения заключается в значительном снижении нарушения взаимной ориентации частей судна после спуска их на воду и стыковки, что достигается посредством поддержания практически неизменными результатов взаимного положения частей корпуса судна на стапеле и на воде. 1 ил.

Изобретение относится к технологии судостроения (судоремонта) и касается сборки корпуса судна (плавучего сооружения) из отдельных блоков.

Известен способ сборки корпуса судна (1), при котором части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, устанавливают постели по отношению друг к другу с дифферентом, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают в сборочное устройство и сваривают по стыкам и пазам.

Недостаток известного способа заключается в том, что он не учитывает деформации при сбросе судна на воду и не пригоден для сборки крупногабаритных конструкций.

Известен способ сборки корпуса судна (2), при котором части корпуса изготавливают отдельно, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву.

Указанный способ наиболее близок к заявляемому, поэтому принят в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является изменение положения упругой линии судна на плаву по отношению к упругой линии на стапеле, что приводит к увеличению напряжений в стыковом шве и нарушению общей ориентации.

Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном способе, при котором части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву, перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки.

Сравнительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемое техническое решение обладает рядом признаков, не совпадающих с прототипом, а именно, перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию изобретения «Новизна».

Сравнение заявляемого изобретения с другими техническими решениями показало, что приведение упругой линии судна на стапеле в соответствие с упругой линией на плаву широко применяется, например, при центровке линии вала, однако в заявляемом изобретении определяется не упругая линия судна и не упругая линия отдельной его части на плаву, а приведенная упругая линия, т.е. упругая линия отдельно взятой части с учетом ее балластировки. Таким образом можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «Изобретательский уровень».

На чертеже схематично изображены части корпуса судна на стапеле.

Сборка корпуса судна (плавучего сооружения) осуществляется следующим образом: после окончания формирования частей корпуса на стапеле определяют осадку блока 1 и блока 2, делают расчет балластировки для приведения блоков к одинаковой осадке, выполняют расчет упругой линии 3 блока 1 и упругой линии 4 блока 2 на плаву. По результатам расчетов доковые опоры 5 блока 1 и доковые опоры 6 блока 2 перемещают до тех пор, пока упругие линии каждого блока не займут положение, соответствующее их упругим линиям на плаву, или производят пересадку на установленные в соответствии с расчетом другие доковые опоры.

После приведения упругих линий 3 и 4 к расчетным выполняют причерчивание и обрезают монтажный припуск по кромкам стыкуемых блоков, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, затем блоки раздельно спускают на воду и производят их стыковку на плаву.

Заявляемый способ значительно снижает нарушение взаимной ориентации блоков после спуска на воду и стыковки, поскольку результаты взаимного положения частей корпуса на стапеле и на воде практически не изменяются.

Источники информации 1. А.С. 1024352, МКИ В 63 В 9/06.

2. А.С. 1156953, МКИ В 63 В 9/00.

Способ сборки корпуса судна, заключающийся в том, что части корпуса судна изготавливают отдельно на стапелях, причерчивают и обрезают припуск по кромкам стыкуемых частей корпуса, устанавливают устройства и приспособления для стыковки, спускают части корпуса на воду и производят их стыковку на плаву, отличающийся тем, что перед причерчиванием кромок стыкуемых частей корпуса судна определяют осадку каждой части корпуса, делают расчет балластировки для приведения их к одинаковой осадке, выполняют расчет упругих линий частей корпуса на плаву, устанавливают доковые опоры в соответствии с расчетными упругими линиями частей корпуса на плаву с учетом балластировки.

www.findpatent.ru

Кондуктор для сборки корпуса судов

Номер патента: 69674

А. Г. Богенский идуктор для сборки корпуса судовкомиссариат рыбной промышленности ССС(340895)ноября 1947 года Изобретение представляет собоюкондуктор для ускорения сборки на верфи корпусов судов небольшого тоннажа, типа морских катеров, Основная особенность кондуктора заключается в применении рыбин, монтируемых по нескольким ватерлиниям. Рыбины укрепляются на кронштейнах, устанавливаемых на вертикальных стойках..г На фиг. 1 изображен общий видкондуктора в плане; на фиг. 2 — боковой вид на одну из стоек кондуктора в увеличенном масштабе.По продольной оси судна на опорах1 устанавливается подкильный брус 2.По концам бруса крепятся стойки 3, на которых в диаметральной плоскости натягивается центровочная струна.С обеих сторон подкильного брусаустанавливаются вертикальные стойки 4, приворачиваемые болтами к врытым в землю опорам 5. Отверстия под болты для возможности регулировать положение стойки по высоте сделаны эллиптическими. К стойкам 4 приварены кронштейны б, устанавливаемые на уровнях соответствующих ватерлиний, К кронштейнам крепятся рыбины 7, изогнутые в плане по форме ватерлиний соответствующего уровня, Рыбины соединяются с кронштейнами б болтами и их положение может регулироваться в горизонтальной плоскости благодаря тому, что отверстия под болты сделаны эллиптическими. Предмет изобретения 1. Кондуктор для сборки корпуса судов, о т л и ч а ю щ и й с я применением рыбин, монтируемых по нескольким ватерлиниям.2. Форма выполнения кондуктора по п. 1, отличающаяся тем, что рыбины монтированы на укрепленных на вертикальных стойках кронштейнах.3, Форма выполнения кондуктора по п, 2, отличаю ща я с я тем, что рыбины монтированы на кронштейнах с возможностью регулирования их положения в горизонтальной плоскости,69 б 74

МПК / Метки

Код ссылки

Стенд для сборки и сварки секций корпусов судов

Номер патента: 132962

. быть преобразован путем горизонтального и вертикального перемещения коксов в постель под сборку днищевых, палубных и бортовых секций любого проекта. По высоте и горизонтали коксы легко устанавливаются по таблице ординат на основании плазовых данных.Сборка секций может производиться на любом свободном участке стенда, что увеличивает производственные возможности цеха.1 фнг. 1 схематически изображен описываемый стенд, состоящий из основания-постели 1, выполненного из швеллерных балок, расположенных попарно; коксов 2, перемещающихся между швеллерами в зазорах а. Кокс представляет собой крестовину, состоящую из 3-х полос и верхней опорной части. В полосах кокса имеются отверстия, расположенные в ве 1.тикальпых рядах, предназначенные для.

Сменное лекало постели для сборки и сварки секций корпуса судна

Номер патента: 553156

. подкладкой вставлена распорная пружина, прижпмающая подкладку к кромкам секций корпуса судна. На фиг. 1 схемати 1 ески изображено предлагаемое лекало; на фиг. 2 — сечение А — А фиг. 1,Натяжное приспособление лекала содержлг 5 перемычку 1, жестко установленную между еговертикальными стенками 2 п 3. В верхней части между стенками 2 и 3 устаноьлена подвижная подкладка 4, при этом между ней и перемычкой 1 вставлена распорная пружина 5.10 Верхняя часть лекала Выполнена криволинейной по форме секции 6 корпуса судна.Секция 6 содержит кромки 7 и 8 листов, подлекащих сборке и сварке.Перед сборкой секции 6 постель (на черте жах не показана) настраивают на заданнуюпогпбь путем смены лекал, которые устанавливают таким образом, чтобы.

Кондуктор для сборки и сварки цилиндрических секций низкобортовых корпусов судов

Номер патента: 616183

. судов, содержащий базовую раму с постоянной опорой, разъемно соединенной со съемными бортовыми опорамит посредством скуловых сменных лекал, при этом базовая рама выполнена с направляющими, в которых установлены смежные бортовые опоры.Однако такой кондуктор характеризуется сложностью перенастройки на сборку судов различных типоразм гается тем, что в направой рамы установлена каэонтальным валом, несуопоры и параллельнымси плоскости симметрии.Кроме того ось вала кабыть смещена относйтИьяжести бортовых опор кси плоскости симметртти 1 изображен предлагаемыйвид спереди; на фнг. 2 — 80 разрез А 1; на 3 — , щ 1 д по стрел г.1.Кондуктор содержит базовую раму 1 с постоянной опорой 2, разъемно соединенной со съемными бортовыми опорами 3 посредством.

Кондуктор для сборки и сварки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов

Номер патента: 963782

. клиньев, Фиксирующихбортовые опоры при извлечении блоков,и забивание их при наладке кондуктора2 ОЦелью изобретения является снижение трудоемкости изготовления иобслуживания кондуктора.Поставленная цель достигается тем,что в кондукторе для сборки и сварки 25цилиндрических секций ниэкобортныхкорпусов судов, содержащем базовую,раму с бортовыми опорами для корпусаУсудна соединенными шарнирно .с осно»ванием кондуктора, в опоре выполнен Зо,Т-образный паз с радиусными скруглениями на полке, а шарнир, соединяющий основание с опорами, выполненв виде стяжки, эакреплейной на полкеуказанного паза.На чертеже изображен кондуктор дляЗ. сборки и сварки цилиндрических секций низкоборотных судов, общий вид.Кондуктор содержит базовую раму 1с постоянной.

Номер патента: 486942

. надле жащее место н фиксируют нх,Изобретение относится к судостроению, Известны кондукторы для сборки и сварки цилиндрических секций низкобортных корпусов судов, содержащие базовую раму с постоянной опорой, разъемно соединеоной со съемными бортовьвми опорами посредством скуловых сменных лекал.Однако известный кондуктор обеспечивает сборку и сварку цилиндрических секций судов только с определенной шириной кориуса.Цель изобретенная — обеспечение возможности сборки секций корпусов различной ширины.б лнена с нано установи с конПредмет изоб ния Кондуктор для сборки 15 чеоких секций низкоборт содержащий базовую опорой, разъемно соедин бортовыми опорами пос сменных лекал, о т л и ч а ро с целью обеспечения в секций корпусов разлнчн рама.

patents.su

Популярное:

  • Сколько рассматривается заявление на возврат Заявление об уточнении исковых требований Образец заявления об уточнении исковых требований с учетом последних изменений законодательства РФ. В ходе рассмотрения гражданского дела в суде часто появляются новые факты, о которых истец не […]
  • Исковое заявление не подписано без движения Как составлять исковое заявление в суд: образец, форма и рекомендации Где взять, перед тем как составлять исковое заявление в суд, образец? Как и куда потом правильно подать иск? Эти и другие вопросы интересуют многих граждан, которые […]
  • Что не подлежит возврату и обмену в рб Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 июня 2002 г. № 778 О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» Изменения и […]
  • Вступление приговора определения и постановления суда в законную силу Курс уголовного процесса Виды (критерии) подсудности Подсудность конкретного уголовного дела может быть определена только при одновременном анализе нескольких видов подсудности, выделяемых по различным критериям. Предметная или, что то же […]
  • На сайте следственного комитета россии На сайте следственного комитета россии Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении 46 летнего жителя г. Минусинска, обвиняемого в совершении […]
  • Закон 14 туризм Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.96 N 132-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Документ в электронном виде […]
  • Понятия места совершение преступления Понятия места совершение преступления По смыслу уголовного закона местом совершения преступлений следует считать место, где окончены все преступные действия, независимо от того, где наступили общественно опасные […]
  • Банкротство туроператора возврат денег ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич Банкротство туроператора (турфирмы). Советы туристам Как вернуть деньги за путевку, если ваш туроператор (турфирма) банкрот. Какой порядок возврата денежных средств. С кого […]