Порядок приема и увольнения на работу

Медосмотр при приеме на работу

Устраиваясь на предприятие, в организацию, каждый претендент обязан пройти медосмотр. Список врачей, у которых надо пройти обследование и получить заключение, может отличаться. Все зависит от рода деятельности, от того, что именно предстоит выполнять на рабочем месте.

Прохождение медкомиссии с одной стороны позволяет работодателю удостовериться, что он поручает ответственное дело человеку здоровому физически и психически. С другой стороны, сам соискатель будет знать, готов ли он к выполнению поставленных перед ним задач. Ежегодные медосмотры помогут еще и отследить динамику состояния здоровья.

Когда нужен медосмотр при приеме на работу?

Обязательность прохождения медкомиссии до устройства на работу людьми определенных профессий закреплена в ТК РФ (изложены в ст. 69, 213, 266, 324, 348.3.)

Работодатель не имеет право, согласно статье 212 ТК РФ, принять на работу человека, не прошедшего медкомиссию. Получить медицинское заключение в виде справки или медицинской книжки необходимо перед заключением трудового договора.

Медосмотр нужен при устройстве на такие виды работ, которые связаны с управлением транспортом, с взаимодействием с детьми, с большим количеством людей, там, где есть особые условия труда, там, где требуется принятие судьбоносных решений или использование оружия.

Кто обязан пройти предварительный медосмотр?

Трудовым Кодексом РФ обязательными к прохождению медосмотра при приеме на работу являются определенные категории работников:

  • моложе 18-летнего возраста:
  • чья профессия сопряжена с вредным и опасным производством;
  • кто трудится в пищевой индустрии;
  • кто оказывает медицинские услуги;
  • торговые работники;
  • задействованные на транспорте;
  • педагоги, вожатые, воспитатели, учителя;
  • работающие в условиях экстрима;
  • обслуживающий персонал, к примеру: официанты, парикмахеры, косметологи, спортсмены;
  • судьи, работники правоохранительных органов, другие сотрудники государственных учреждений;
  • кто трудится на Крайнем Севере или в тех местах, что к нему приравнены.
  • Такой медосмотр перед приемом на работу называется первичным. Он позволяет определить, готов ли человек по состоянию здоровья выполнять ту работу, на которую его принимают, имеет ли он хронические и наследственные заболевания, способные в будущем сказаться на здоровье и препятствовать выполнению порученных дел. Такой медосмотр также защищает коллектив от инфекционных болезней, которые может принести новый сотрудник.

    Принимая нового сотрудника, руководитель под роспись выдает ему бланк направления на прохождение медицинского осмотра у врачей. Документ выдается работником того предприятия, в котором собирается работать претендент. Единого образца бланка медосмотра при приеме на работу не существует. Но есть определенные требования к его оформлению. Он должен содержать:

  • название организации, предприятия;
  • вид деятельности и форму собственности;
  • название той поликлиники, где надо пройти медосмотр с указанием контактных телефонов и адреса;
  • вид медосмотра;
  • ФИО направляемого и дату его рождения;
  • название будущей его профессии;
  • факторы риска на предприятии.
  • Внимание

    Сроки прохождения медкомиссии оговариваются заранее.

    Ответственность работодателя

    Руководитель обязан, согласно закону, направить работника пройти медосмотр, если должность и специфика работы предусматривают такую необходимость. Это требование Трудового законодательства (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ), иначе руководитель предприятия будет подвергнут штрафным санкциям за принятие на работу человека, не проверившего свое здоровье перед началом трудовой деятельности.

    Медосмотрам сейчас уделяется пристальное внимание. Контролирующие органы (Роспотребнадзор, Трудовая инспекция) следят за соблюдением порядка приема граждан на работу и подвергают штрафным санкциям нарушителей Трудового законодательства. Штрафы предусмотрены не малые (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Ответственность работника

    Соискатель не имеет права отказаться от прохождения медосмотра при приеме на работу или какой-то его части. Он должен пройти осмотр всех требуемых специалистов, посетить все необходимые диагностические исследования, сдать анализы и сделать соответствующие прививки, если они обязательны. Иначе контракт с ним не будет подписан, на работу его не примут. Женщинам дополнительно требуется посетить маммолога и гинеколога.

    Не является основанием для отказа тот факт, что претендент на должность еще не принят на работу, не состоит в штате. Статья 69 Трудового кодекса предусматривает, что медосмотр проводится одновременно с заключением контракта найма.

    Пройти медкомиссию необходимо в сроки, установленные законом. Направляемый на медосмотр имеет право пройти обследования в любом медицинском учреждении. Но, как правило, работник направляется в поликлиническое отделение по месту жительства.

    Пошаговая инструкция прохождения медкомиссии при приеме на работу

    Если соискатель получил положительный ответ на свое резюме, то с места будущей работы ему выдают направление на прохождение медкомиссии. Что следует делать работнику далее:

  • В обозначенное время надо явиться в поликлинику, обратиться в кабинет, с которого начинается медосмотр (обычно, это кабинет терапевта).
  • В этот же день человек получает направление на диагностические исследования и анализы. Пройти их можно в тот же день (если успевать по времени в утренние часы).
  • Определиться с посещением остальных врачей (как правило, терапевт дает рекомендацию, как быстрее пройти медосмотр, не теряя времени, к каким врачам и в какое время прийти).
  • Получить медицинское заключение, либо медицинскую книжку. Медкнижка требует некоторого времени для оформления, но можно получить справку с медучреждения о том, что медкомиссия пройдена, а сама медкнижка оформляется.
  • Готовое заключение принести работодателю. Один экземпляр остается в личном деле работника на предприятии. Другой экземпляр – в медучреждении.
  • Дополнительная информация

    Как показывает практика, медкомиссию при приеме на работу можно обойти за два-три дня. Ничего сложного в этой процедуре нет.

    Каких врачей необходимо пройти?

    Стандартный список врачей, которых надо пройти при приеме на работу выглядит так:

  • терапевт (с него начинают и им заканчивают, получая итоговую справку);
  • хирург;
  • невропатолог;
  • окулист;
  • отоларинголог.
  • Придется еще сдать анализ крови и мочи, пройти ЭКГ и флюорографию, для женщин – дополнительно посетить маммолога и гинеколога.

    Это стандарт. Но кроме этих врачей для некоторых видов профессий требуется осмотр и других специалистов. Это могут быть нарколог, психиатр, гастроэнтеролог, кардиолог, аллерголог.

    Образец справки

    Справкой, подтверждающей, что будущий работник предприятия прошёл медосмотр является окончательное заключение терапевта, выписанное на основании заключений других специалистов медицинского учреждения.
    Чаще всего справка оформляется по форме 086/у.

    Срок действия справки

    Если человек впервые устраивается на постоянную работу, то обычно оформляется справка 086/у. Она годная в течение полугода. Для госслужащих справка другая – 001-ГС\у. Ее срок действия – год.

    Тем не менее, работодатель может затребовать пройти медосмотр снова, даже если срок действия справки не истек. Дело в том, что иногда человек проходит медкомиссию для одного предприятия, а потом решает поступить трудиться в другую организацию. А там могут быть свои требования.

    Не стоит путать справку, требуемую до поступления на работу, и ежегодный профилактический осмотр сотрудников. Это разные документы и разные требования. Как и дополнительное медицинское освидетельствование, касающееся некоторых профессий.

    Оплата за медосмотр при приеме на работу

    Законодательство требует от работодателя оплатить расходы, связанные с медицинскими обследованиями при приеме на работу, в соответствии со ст. 212 ТК РФ. Либо вернуть сотруднику затраченные на медосмотр средства. Причем в срок не более 10 дней с момента предоставления всех подтверждающих документов о получении медицинского заключения. Чаще всего люди проходят медицинский осмотр за собственный счет, чтобы получить потом компенсацию за потраченные деньги. Хотя этот путь не совсем законный. Предприятие должно платить сразу, а не компенсировать расходы потом.

    Иногда на практике люди сталкиваются с тем, что никто им деньги за медосмотр при приеме на работу не возвращает. Это нарушение законодательства. И речь идет о сумме, которая для некоторых весьма существенная. Тем более, когда человек еще не успел заработать ни рубля, а только устраивается. В зависимости от регионов сумма эта составляет от 1000 до 3000 рублей.

    Можно попытаться вернуть деньги через написание жалобы в Трудовую инспекцию или прокуратуру. Но на такой шаг редко идут соискатели работ. Впрочем, такая принципиальность иногда позволяет им лучше и увереннее чувствовать себя на рабочем месте.

    Что делать если работник не прошел медосмотр?

    Иногда случается такая неприятность, что соискатель не прошел медицинский осмотр. Ему выдадут заключение о тех или иных медицинских противопоказаниях, которые могут быть как временными, так и без указания времени.

    Если нарушения в здоровье временные – не более 4 месяцев, то работнику могут в течении определенного периода предложить другую вакансию, а потом перевести на желаемую должность. Если противопоказания более серьезные, то работодатель не имеет права принимать на работу такого сотрудника (статья 76 ТК РФ). Он может лишь дать ему альтернативную вакансию при наличии таковой.

    Для самого соискателя медицинские противопоказания являются предупреждением о том, что данная работа ему не подходит и приведет к еще большим проблемам в здоровье. Так что, врачебным заключением пренебрегать не стоит — не только в силу закона, но и в собственных интересах.

    Могут ли уволить если не прошел медосмотр при приеме на работу?

    Согласно законодательству, работник, не прошедший обязательный медосмотр при приеме на работу, может быть уволен. Все зависит от срока противопоказаний, указанных в медицинской справке: более 4 месяцев или менее 4 месяцев. При краткосрочных проблемах в здоровье сотруднику могут предложить временную работу на другой должности. При долгосрочных проблемах могут предложить ту должность, которая позволяет по медицинским показаниям и по профессиональным данным сотруднику трудиться. Либо увольняют, так как медицинские противопоказания являются серьезным основанием для этого.

    Если работника по состоянию здоровья переводят на другую должность с более низкой оплатой труда, но без смены руководителя, то ему в течение месяца обязаны заплатить прежний заработок. А если увольняют, то ему должны выплатить все, что полагается по закону, в том числе, за не использованный отпуск.

    Если медосмотр при приеме на работу не требуется по закону, а соискатель все-равно его прошел, то затраты на это никто ему не компенсирует. Однако, иногда работодатель требует пройти обследование у врачей даже вопреки тому, что данная сфера деятельности не предусматривает обязательный медосмотр. У руководителя могут быть свои требования и критерии отбора сотрудников. Но в таком случае, работодатель обязан оплатить расходы соискателю при приеме его на работу.

    Человеку не обязательно проходить медкомиссию в каком-то конкретном медицинском учреждении. Работодатель может направить его в ту организацию, с которой предприятие имеет договор. Либо человек сам выбирает, куда ему пойти. Главное, чтобы у этого медицинского учреждения были все лицензии на право деятельности и проведение тех или иных исследований и анализов.

    Сведения о здоровье являются, как известно, медицинской тайной. Но в случае прохождения медкомиссии работодатель может и должен быть в курсе состояния здоровья соискателя. Это не является нарушением закона.

    Список врачей и необходимых исследований может быть скорректирован с учетом конкретного региона или документально установлен в данной организации, где соискатель ищет работу.

    rabotnik-info.ru

    Приложение. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

    Настоящий Порядок с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 20 апреля 2018 г. N 290, применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета начиная с 2019/20 учебного года

    Порядок
    приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147)

    С изменениями и дополнениями от:

    30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января, 20 апреля 2018 г.

    Согласно письму Минобрнауки России от 29 июня 2018 г. N 05-6417 нормы Порядка, которые обусловлены ограничением поступления в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования, не подлежат применению в отношении лиц, поступающих на обучение в пределах особой квоты

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее — Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — поступающие) на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета (далее соответственно — программы бакалавриата, программы специалитета) в образовательные организации высшего образования (далее — организации высшего образования), на обучение по образовательным программам высшего образования — программам магистратуры (далее — программы магистратуры) в организации высшего образования и научные организации (далее вместе — организации).

    2. Организация объявляет прием на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно — прием на обучение, образовательные программы) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

    3. Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливаются указанными федеральными государственными органами*(1).

    4. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно*(2). Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации*(3).

    Пункт 5 изменен с 16 февраля 2018 г. — Приказ Минобрнауки России от 11 января 2018 г. N 24

    5. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование*(4). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(5).

    К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:

    при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации;

    при поступлении на обучение по программам магистратуры — документом о высшем образовании и о квалификации.

    Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее — документ установленного образца):

    документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры*(6);

    документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании*(7));

    документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (далее — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее — Санкт-Петербургский государственный университет), или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию*(8);

    документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4765) организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра*(9);

    документ (документы) иностранного государства об образовании или об образовании и о квалификации, если указанное в нем образование признается в Российской Федерации на уровне соответствующего образования (далее — документ иностранного государства об образовании).

    6. Прием на обучение осуществляется на первый курс.

    Пункт 7 изменен с 28 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 31 июля 2017 г. N 715

    7. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг).

    В рамках контрольных цифр выделяются:

    Второе предложение абзаца 3 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 июля 2017 г. N 715) применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры начиная с 2018/19 учебного года

    квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — особая квота). Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, указанных в пункте 11 Порядка;

    квота целевого приема на обучение (далее — целевая квота).

    8. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ*(10).

    Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации*(11).

    9. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц*(12).

    10. Прием на обучение проводится:

    1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний):

    на базе среднего общего образования — на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно в случаях, установленных Порядком;

    на базе среднего профессионального или высшего образования (далее — профессиональное образование) — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования*(13);

    2) по программам магистратуры — по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно.

    Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 пункт 10.1 изложен в новой редакции

    10.1. Лица, указанные в частях 3.1 и 3.3 статьи 5 и статье 6 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 42; N 44, ст. 6048; 2016, N 27, ст. 4240; ст. 4241) (далее — Федеральный закон N 84-ФЗ), принимаются на обучение в организации, расположенные как на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее — территория Крыма), так и за пределами территории Крыма, в соответствии с особенностями, установленными Порядком.

    11. Организация проводит прием по следующим условиям поступления на обучение (далее — условия поступления):

    1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;

    2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;

    3) раздельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в зависимости от их направленности (профиля) в соответствии с правилами, указанными в пункте 13 Порядка;

    Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 11 дополнен подпунктом 4

    4) раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;

    Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 12 изложен в новой редакции

    12. По каждой совокупности условий поступления организация проводит отдельный конкурс. В рамках контрольных цифр проводится отдельный конкурс по каждой совокупности условий поступления и каждому из следующих оснований приема на обучение (далее — основания приема):

    на места в пределах особой квоты;

    на места в пределах целевой квоты;

    на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты (далее — основные места в рамках контрольных цифр).

    Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).

    13. Прием на обучение в зависимости от направленности (профиля) образовательных программ (подпункт 3 пункта 11 Порядка) проводится следующими способами:

    по программам бакалавриата по каждому направлению подготовки в целом, по программам специалитета по каждой специальности в целом, по программам магистратуры по каждому направлению подготовки в целом;

    по каждой программе бакалавриата в пределах направления подготовки, по каждой программе специалитета в пределах специальности, по каждой программе магистратуры в пределах направления подготовки;

    по совокупности программ бакалавриата в пределах направления подготовки, по совокупности программ специалитета в пределах специальности, по совокупности программ магистратуры в пределах направления подготовки.

    По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами.

    14. Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов (далее вместе — документы, необходимые для поступления; документы, подаваемые для поступления; поданные документы).

    15. Лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее — доверенное лицо), может осуществлять действия, в отношении которых Порядком установлено, что они выполняются поступающим, и которые не требуют личного присутствия поступающего (в том числе представлять в организацию документы, необходимые для поступления, отзывать поданные документы). Доверенное лицо осуществляет указанные действия при предъявлении выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление соответствующих действий.

    16. При посещении организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами организации поступающий (доверенное лицо) предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность.

    17. Организационное обеспечение проведения приема на обучение, в том числе для обучения в филиале (филиалах) организации, осуществляется приемной комиссией, создаваемой организацией. Председателем приемной комиссии является руководитель организации высшего образования, руководитель или заместитель руководителя научной организации. Председатель приемной комиссии назначает ответственного секретаря приемной комиссии, который организует работу приемной комиссии, а также личный прием поступающих, их родителей (законных представителей), доверенных лиц.

    Для проведения вступительных испытаний организация создает в определяемом ею порядке экзаменационные и апелляционные комиссии.

    Полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации высшего образования, руководителем или заместителем руководителя научной организации. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми председателем приемной комиссии.

    18. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:

    1) по программам бакалавриата, программам специалитета:

    срок начала приема документов, необходимых для поступления, — не позднее 20 июня;

    срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, — не ранее 7 июля;

    срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, — не ранее 10 июля;

    срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний (далее — день завершения приема документов и вступительных испытаний), — 26 июля;

    Информация об изменениях:

    Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 в подпункт 2 внесены изменения

    2) по программам магистратуры:

    срок начала приема документов, необходимых для поступления, — в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно;

    срок завершения приема документов, необходимых для поступления, — не ранее 20 июля;

    срок завершения вступительных испытаний — в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно.

    base.garant.ru

    Основы государственной службы и кадровой политики

    Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание

    Нормативное определение кадровой работы, как и кадровой политики, отсутствует в действующей нормативно-правовой базе. Кадровая работа — это деятельность органов управления, кадровых служб и должностных лиц, содержанием которой является практическая реализация целей, задач и принципов кадровой политики; это совокупность направлений, форм и технологий работы с кадрами (персоналом). Кадровая работа в государственном органе — прерогатива его кадровой службы.

    Впервые содержание кадровой работы и компетенцию кадровой службы государственного органа определил Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ. В статье 28 этот закон определил четыре основные функции (задачи) кадровой службы государственного органа:

  • обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственным служащим испытания;
  • оформление решений государственных органов, связанных с прохождением государственными служащими государственной службы, внесение необходимых записей в трудовые книжки;
  • консультирование государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
  • анализ уровня профессиональной подготовки государственных служащих, организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
  • В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. законодатель, углубляя понимание задач кадровой службы, заметно увеличил перечень ее функций. На основании данного правового акта был узаконен термин «кадровая работа» и сформулировано ее содержание.

    Статья 44 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что в содержание кадровой работы государственного органа входят:

  • формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
  • подготовка предложений о реализации положений федерального законодательства о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;
  • организация подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы и т.п.;
  • ведение трудовых книжек гражданских служащих;
  • ведение личных дел гражданских служащих;
  • ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
  • оформление и выдача служебных удостоверений гражданских служащих;
  • обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов;
  • организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
  • организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
  • организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
  • организация заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
  • организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
  • формирование кадрового резерва организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
  • обеспечение должностного роста гражданских служащих;
  • организация проверка достоверности предъявляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • организация проведения служебных проверок;
  • организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных законом;
  • консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.
  • Каждое из представленных направлений кадровой работы регулируется правовыми актами разного уровня — от федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ до ведомственной инструкции.

    Первое и главное направление кадровой работы — формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы — регулируется статьей 11 «Формирование кадрового состава государственной службы» Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ и ст. 60 «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

    Нормами закона № 58-ФЗ определяются основные условия и пути формирования кадрового состава государственной службы. Пункт 1 ст. 11 устанавливает: формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

  • созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта РФ, кадрового резерва в государственном органе субъекта РФ для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
  • развитием профессиональных качеств государственных служащих;
  • оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
  • созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
  • использованием современных кадровых технологий;
  • применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
  • Далее в законе определяется, что федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ устанавливаются порядок поступления на государственную службу и порядок замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе.

    В Федеральном законе № 79-ФЗ (п. 2 ст. 60) выделены шесть основных направлений организации работы в государственном органе по укомплектованию кадрового состава гражданской службы:

    1. профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
    2. содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
    3. ротация гражданских служащих;
    4. формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
    5. оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
    6. применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
    7. Как видим, второй закон повторяет, дополняет и конкретизирует первый применительно к гражданской службе. Основные направления кадровой работы в этой области нормативно очерчены достаточно ясно.

      Кадровые службы государственного органа осуществляют подготовку предложений по реализации законодательства о гражданской службе и организуют подготовку правовых актов, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и прекращением: издание приказов о назначении и освобождении от должности, подготовку служебных контрактов, должностных регламентов и т.д. Кадровые службы разрабатывают правовые акты, относящиеся ко всем гражданским служащим данного органа, например издание служебного распорядка дня государственного органа.

      Кадровая служба ведет трудовые книжки гражданских служащих в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, утвержденным этим постановлением Правилами ведения и хранения трудовых книжек.

      Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в том числе о стаже государственной службы. Работодатель, а в государственном органе им является представитель нанимателя, обязан хранить и вести трудовую книжку на каждого гражданского служащего, проработавшего в государственном органе свыше пяти дней. По заявлению работника ему выдается заверенная копия трудовой книжки.

      В трудовую книжку вносятся сведения о гражданском служащем, замещаемых им должностях гражданской службы, переводе в другие государственные органы, об увольнении гражданского служащего, основаниях изменения или прекращения служебного контракта а также сведения о поощрении и награждении за гражданскую службу. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносится, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

      В трудовые книжки вносятся записи: номер записи по порядку; дата записи; сведения о приеме на работу, о переводах на другую работу и об увольнении; на основании чего внесена запись (документ, его дата и номер). Трудовые книжки ведутся на государственном языке РФ — русском, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может вестись еще и на языке этой национальной республики.

      Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Все записи о переводе на другую постоянную работу, о награждении и т.п. вносятся не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольнения с той формулировкой, которая обозначена в приказе. Зачеркивание в книжке неточных или неправильных записей не допускается. Лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдаст работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.

      Трудовые книжки, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в течение двух лет в кадровой службе организации отдельно от остальных трудовых книжек. По истечении указанного срока невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

      На кадровую службу возлагаются также учет и хранение трудовых книжек. В целях хранения трудовых книжек, а также бланков новых трудовых книжек и вкладышей в организациях ведутся приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и книга учета движения трудовых книжек. Ответственность за ведение, хранение. учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом работодателя.

      На кадровую службу возложена обязанность ведения и хранения личных дел гражданских служащих. Статья 42 «Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ определяет основные требования, которые предъявляются кадровой службе при обработке, хранении и персональных данных гражданского служащего. Статья (п. 3) устанавливает, что в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа Наложение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела утверждается Президентом РФ.

      30 мая 2005 г. вышел специальный указ Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» № 609, который определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных гражданского служащего, а также ведения столичного дела

      Наиболее важные положения этого указа:

    8. под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах его жизни, содержащиеся в личном деле гражданского служащего и позволяющие идентифицировать его личность;
    9. защиту персональных данных гражданских служащих обеспечивает представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа, а по его поручению — работники кадровой службы;
    10. не допускается передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных законом;
    11. запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.
    12. К личному делу гражданского служащего согласно указу приобщаются:

    13. письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу;
    14. собственноручно заполненная и подписанная гражданином РФ анкета установленной формы с приложением фотографии;
    15. документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
    16. копия паспорта и копия свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;
    17. копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;
    18. копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке;
    19. копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий;
    20. копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;
    21. экземпляр служебного контракта;
    22. копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы;
    23. копии документов воинского учета;
    24. копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности и прекращении служебного контракта;
    25. аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;
    26. экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений и о возможности присвоения ему классного чина;
    27. копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина;
    28. копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении из кадрового резерва;
    29. копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия;
    30. сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
    31. медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданского служащего заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и ее прохождению.
    32. В личное дело гражданского служащего включаются и некоторые другие документы, установленные законодательно. Служащий имеет право и обязан раз в год знакомиться с материалами своего личного дела, имеет право брать копии, вносить письменные заявления и объяснения. Но он не имеет права требовать изъятия того или иного документа из дела или делать исправления. Личное дело выдается на руки только его обладателю и непосредственному руководителю.

      Кадровая служба обеспечивает ведение Реестра гражданских служащих в государственном органе. Под Реестром подразумевается перечень работающих в данном государственном органе гражданских служащих с указанием занимаемой должности и кратких сведений из личного дела, зафиксированных на электронном носителе. Федеральный закон № 79-ФЗ (ст. 43) возлагает на представителя нанимателя обязанность вести Реестр гражданских служащих и обеспечивать защиту сведений, занесенных в Реестр, от несанкционированного доступа и копирования.

      Реестры федеральных государственных гражданских служащих и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации. Наличие унифицированного Сводного реестра позволит органам по управлению государственной службой осуществлять необходимый мониторинг состояния и движения кадров в государственных органах, их ротацию между государственными органами, в том числе между федеральными и региональными. Порядок и форма ведения Сводного реестра гражданских служащих РФ должны утверждаться указом Президента РФ.

      На кадровую службу государственного органа возложены оформление и выдача служебных удостоверений гражданских служащих — официального документа подтверждающего его статус и должностные полномочия. Порядок оформления и выдачи служебных удостоверений устанавливается локальным правовым актом государственного органа. При увольнении гражданского служащего, уходе на пенсию или при его переводе в другой государственный орган служебное удостоверение подлежит обязательной сдаче.

      Обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов подробно раскрывается в ст. 19 этого же закона. Закон № 79-ФЗ ввел правовую новеллу: конфликт интересов на государственной гражданской службе. Дается легальное определение этого термина, названы возможные условия и признаки возникновения ситуации с конфликтом интересов, предусмотрены механизмы его преодоления, определяются возможные правовые последствия. Административно-правовая и психологическая природа конфликта интересов только начинает исследоваться.

      Федеральным законом № 79-ФЗ предусмотрен организационный механизм урегулирования конфликта интересов. Для этого в государственном органе по управлению государственной службой образуются специальные комиссии в соответствии с правовым актом государственного органа и функционируют на постоянной основе. В состав комиссии входят, представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из кадровой службы, правового подразделения и подразделения, в котором служащий, валяющийся стороной конфликта, замещает должность); представитель соответствующего органа по управлению государственной службой; представители научных и образовательных учреждений — независимые эксперты. Минимальное число членов комиссии — семеро. До образования органа по вопросам управления государственной службой его представителем может быть представитель вышестоящего управления государственной службы и кадров или руководителя аппарата.

      Полномочия и функции этой комиссии утверждены указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требования к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов».

      На кадровую службу государственного органа возложена задача организации и обеспечения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включения гражданских служащих в кадровый резерв. Подробно на эту тему говорится в ст. 22 Закона № 79-ФЗ. В настоящее время конкурс регулируется указом Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112.

      Прежде всего кадровая служба публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе в периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа. Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа при наличии вакансии, замещение которой может быть по закону осуществлено на конкурсной основе.

      В объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указывается: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов; срок, до истечения которого принимаются документы.

      Право на участие в конкурсе имеют гражданские служащие, а также граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Документы представляются в кадровую службу в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

      После проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности, представитель нанимателя принимает решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянная конкурсная комиссия, в состав которой входят:

    33. представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
    34. представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой;
    35. представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Затем в назначенное время кадровая служба проводит конкурс на замещение вакантных должностей гражданской службы, в результате которого конкурсная комиссия принимает решение о победителе конкурса.

В соответствии с действующим законодательством кадровая служба обязана организовывать и обеспечивать проведение аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих.

Данному вопросу посвящены ст. 48 и 49 Закона № 79-ФЗ. Цель аттестации — определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности. Цель квалификационного экзамена — оценка при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина. В настоящее время аттестация и квалификационный экзамен регулируются указами Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 110 и «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111.

Аттестация и квалификационный экзамен гражданских служащих проводятся кадровой службой государственного органа в два этапа подготовительный и основной (проведение заседания аттестационной комиссии и вынесение решения).

Подготовительный этап является ответственным периодом организации аттестации и квалификационного экзамена. Подготовка к проведению этих мероприятий должна проводиться планомерно и начинаться с организации разъяснительной работы среди служащих о целях, задачах и порядке проведения аттестации и экзамена.

Затем готовится документационная база. Кадровая служба подготавливает, а руководитель государственного органа подписывает правовой акт (приказа) о формировании аттестационной комиссии; об утверждении графика проведения аттестации и квалификационного экзамена; о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации и квалификационному экзамену; о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации и квалификационного экзамена перед руководителями соответствующих подразделений государственного органа ставятся задачи по обеспечению подготовки и проведения этих мероприятий.

Одной из важных задач кадровой службы является создание аттестационной комиссии, которая одновременно является и комиссией для приема квалификационного экзамена.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

На втором этапе работы аттестационная комиссия на заседании рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.

По результатам аттестации и квалификационного экзамена гражданского служащего принимается положительное и отрицательное решение.

Решение аттестационной комиссии является итоговым юридическим документом, так как именно в этом решении в окончательном виде подводятся итоги аттестации и квалификационного экзамена гражданского служащего. После этого кадровая служба готовит проект приказа для утверждения руководителем государственного органа.

Новая задача кадровой службы государственного органа — организация заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы. Подробно об этой правовой новелле в системе государственной службы говорится в ст. 61 Федерального закона № 79-ФЗ.

Договорной порядок профессионального обучения позволяет реализовать принцип равного доступа к замещению вакантных должностей гражданской службы для граждан РФ, что является организационно-правовым способом профессиональной подготовки и привлечения квалифицированных кадров на гражданскую службу. Указ Президента РФ, регулирующий вопросы заключения такого договора, пока не принят. Координировать данный вопрос по закону должен федеральный орган по управлению государственной службой, который еще не создан. Функции этого органа исполняют федеральные государственные органы в соответствии с возложенными на них функциями.

В настоящее время в соответствии с Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942, осуществляется целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет федерального бюджета. Задания на подготовку специалистов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, имеющим в своем ведении образовательные учреждения в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение за счет средств федерального бюджета. Целевая контрактная подготовка реализуется на основе заключения на добровольных началах договора (контракта) со студентом и конкретным работодателем на обучение.

В договоре предусматриваются обязательства сторон, в том числе обязательство обучаемых замещать по распределению в соответствующем государственном органе государственные должности государственной службы в течение определенного срока (не менее трех лет). При невыполнении обучаемым обязательств замещать по распределению государственную должность государственной службы ему может быть предъявлен иск о возмещении соответствующему государственному органу расходов на свое обучение. Обучаемый, не выполнивший обязательство замещать по распределению должность государственной службы в течение срока, предусмотренного договором, возмещает соответствующему государственному органу расходы на свое обучение.

Расходы на обучение не подлежат возмещению, если государственный орган не обеспечил обучаемому замещение должности государственной службы в течение срока, обусловленного договором, либо обучаемый по состоянию здоровья или иной уважительной причине не может замещать соответствующую должность гражданской службы.

Предложение о заключении договора делается студенту руководителем учебного заведения, в котором он учится, т.е. сами кадровые службы не ищут контрактников.

Важной обязанностью кадровой службы государственного органа является организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих. Этому направлению деятельности посвящены ст. 62 Закона № 79-ФЗ, а также указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию. Она осуществляется на основе договоров, заключаемых кадровой службой от лица государственного органа по результатам конкурса с соответствующими аккредитованными образовательными учреждениями.

На профессиональную переподготовку направляются, как правило, служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по занимаемой государственной должности.

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий. Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей.

Повышение квалификации гражданского служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.

Образовательное учреждение для дополнительного профессионального образования служащих выбирает заказчик — государственный орган по результатам конкурса. Этим занимается кадровая служба Формы и методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложности образовательных программ, в соответствии с потребностями государственных органов и на основании заключенных договоров.

Стажировка гражданских служащих проводится кадровой службой в государственных органах или иных организациях в целях возможности замещения новой должности гражданской службы, изучения передового опыта, закрепления теоретических знаний.

Специальной функцией кадровой службы государственного органа является формирование кадрового резерва, организация работы с ним и его эффективное использование. Работе с кадровым резервом посвящена ст. 64 Закона № 79-ФЗ.

Эффективное и рациональное использование института кадрового резерва обеспечивает:

  • своевременное удовлетворение потребностей в кадрах государственных служащих всех категорий;
  • качественный подбор и целенаправленную подготовку кандидатов на выдвижение;
  • проверку готовности государственного служащего, зачисленного в резерв, к исполнению обязанностей по должности, планируемой к замещению;
  • сокращение периода адаптации государственных служащих, вновь назначенных на более высокие должности государственной службы;
  • повышение уровня профессионализма и улучшение качественного состава государственных служащих.
  • В соответствии с действующим законодательством кадровый резерв формируется с соблюдением трех условий:

  • с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих РФ. Сводный реестр является общефедеральной информационной базой, которая обеспечивает единство системы государственной службы РФ;
  • поступивших в государственный орган заявлений от гражданских служащих и граждан;
  • на конкурсной основе.
  • Работа кадровой службы с кадровым резервом должна решать такие проблемы, как определение структуры, состава, условий, этапов, форм и методов формирования кадрового резерва. Структура кадрового резерва обусловлена особенностями и спецификой конкретного государственного органа. В каждом государственном органе кадровый резерв формируется, как правило, по группам должностей. Состав кадрового резерва формируется в два этапа. На первом этапе идет поиск, предварительный отбор, изучение и оценка возможных кандидатур кадровыми службами. На втором этапе конкурсные комиссии государственного органа по рекомендации кадровых служб окончательно принимают решение о включении (или невключении) кандидата в состав кадрового резерва.

    Важное место при выборе кандидатов в резерв выдвижения занимают изучение их профессиональных и деловых качеств, выработка и применение современных критериев отбора и технологий оценки. При формировании кадрового резерва должны учитываться: результаты служебной деятельности человека, уровень профессионального образования, стаж работы по специальности и стаж государственной службы, возраст, состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание чиновника.

    При использовании кадрового резерва не следует допускать выдвижения работника на более высокие должности без прохождения всех служебных ступеней. Кадровые службы в соответствии с планом должны проводить теоретическое обучение кадрового резерва и его практическую подготовку. Главное требование — эффективное использование отобранного и подготовленного кадрового резерва.

    Одна из новых задам кадровой службы государственного органа — обеспечение должностного роста гражданских служащих.

    Но должностной рост чиновника не может быть автоматическим. Содействие должностному росту служащих со стороны кадровой службы и руководителей должно осуществляться на принципах объективности, беспристрастности, равенства социальной справедливости, демократизма, гласности и конкурсной основе.

    Служебная карьера в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ. ст. 60. п. 1, более всего зависит от двух условий:

  • заслуг гражданского служащего в профессиональной служебной деятельности и его деловых качеств;
  • уровня профессионального мастерства гражданского служащего.
  • В кадровой работе должны быть исключены «теневые» принципы выдвижения кадров. Во главу угла кадровой политики должен быть поставлен профессионализм работника.

    Ответственной задачей кадровой службы является организация проверки достоверности предъявляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну. Решение данной задачи конкретизируется в ст. 16. 17 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Согласно действующему законодательству персональные данные о гражданском служащем кадровым работникам следует получать у него лично. Однако при этом сохраняется вероятность предоставления недостоверных сведений. Особенно это касается дипломов о высшем профессиональном образовании, подлинность которых нужно проверять. Поэтому кадровые службы государственного органа наделены правом проверки достоверности представляемых гражданином при поступлении на гражданскую службу персональных данных и иных сведений, в том числе путем направления запросов в различные организации. Порядок проведения таких проверок установлен указом Президента РФ от 1 июля 1998 г. № 641. В любом случае ответственность за заведомо ложные сведения несет персонально лицо, их представившее.

    Гражданская служба часто связана с владением конфиденциальной информацией — с государственной и не служебной тайной. Наиболее строгий режим такой охраны установлен в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» (1993) для сведений, относящихся к государственной тайне. Кадровая служба в соответствии со статусом должности определяет порядок доступа гражданского служащего, замещающему эту должность, к сведениям, относящимся к государственной тайне. Допуск гражданских служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Но отказ служащего от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющими государственную тайну, может повлечь за собой его увольнение с государственной службы.

    Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, которым будет допущено оформляемое лицо. Организация доступа должностного лица к сведениям, составляющим государственную тайну, и контроль возлагаются на руководителя государственного органа, а также на структурное подразделение по защите государственной тайны. Кадровая служба лишь оформляет допуск установленной формы.

    Перечень сведений, относящихся к служебной тайне или служебной информации, утверждается руководителем каждого государственного органа по представлению кадровой службы. Здесь важно знать меру и не засекретить абсолютно все сведения о работе государственного органа и служащих. В этом случае будет нарушена ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ, которая устанавливает в качестве принципа гражданской службы доступность информации о гражданской службе.

    Отдельная задача кадровой службы — организация проведения служебных проверок. Решение данной задачи регулируется ст. 59 «Служебная проверка» Закона № 79-ФЗ. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Проведение служебной проверки поручается кадровой службе с участием правового подразделения и профсоюза (если есть) данного государственного органа. Служебная проверка должна быть проведена в течение одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.

    Результаты проверки сообщаются руководителю государственного органа в форме письменного заключения, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложения о применении или неприменении к служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение подписывается руководителем кадровой службы и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка

    Новая задача, которая была поставлена перед кадровой службой в Федеральном законе № 79-ФЗ, — организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных законом.

    Кадровые службы не наделены полномочиями проводить оперативно-розыскную работу, дознание, следствие и иные действия, свойственные специальным службам по установленной компетенции. В этой связи кадровые подразделения лишь организуют, но сами не проводят проверку сведений о доходах, о соблюдении запретов и правоограничений и т.д.

    Сведения о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему имуществе, которые подаются ежегодно до 30 апреля, следует рассматривать как одно из направлений в обеспечении принципа доступности информации о гражданской службе и как форму антикоррупционных действий государства

    Перечень запретов и ограничений, связанных с гражданской службой (ст. 16—17), достаточно широк. Наибольшую важность имеет запрет на осуществление чиновником предпринимательской деятельности. Нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности. Гражданским служащим запрещено заниматься любыми видами деятельности, которые могут быть отнесены к предпринимательской, — производство, реализация товаров, оказание услуг и т.д., но не запрещает этого членам их семей и близким родственникам.

    Наконец, кадровая служба обязана консультировать гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы. Такое консультирование не должно выходить за рамки специальных знаний работников кадровой службы и должно касаться вопросов прохождения гражданской службы — аттестации, денежного содержания, служебной проверки, ухода на пенсию и т.д.

    Приведенный перечень функций кадровой работы, осуществляемой в государственном органе, не является исчерпывающим. По решению руководителя государственного органа на кадровые службы могут возлагаться и другие функции.

    isfic.info

Популярное:

  • Оплата и налоги по договору Образование и лечение сотрудников: налоги, отражение в учете, оплата, компенсация Лечение сотрудников Социальный пакет многих компаний включает такие элементы, как проведение медицинских осмотров, вакцинации, полисы добровольного […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Субъектами права собственности могут быть органы государство Субъекты и объекты права собственности Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права […]
  • Ндс налог на прибыль единый социальный налог это Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)? Отправить на почту Когда отменили ЕСН? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье. В каком году отменен ЕСН и с чем это […]
  • Резолюция директора на заявлении работника Всё о том, кто оплачивает медосмотр при приеме на работу согласно ТК РФ При поступлении на работу для выявления степени пригодности по здоровью нового сотрудника проводятся медицинские осмотры. Такие мероприятия осуществляются по […]
  • Приказ мчс 576 Разрешение (лицензия) на такси. Как и где получить лицензию на такси в Санкт-Петербурге Стоимость услуги по оформлению разрешения на перевозку в такси – 3 900 руб. Срок оформления лицензии на такси до 30 дней Срок действия разрешения […]
  • Новые правила по электрике СНиП - строительные нормы и правила, ПУЭ - правила устройства электроустановок, ГОСТ, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. (утв. приказом Минэнерго […]
  • Усн сдает налоги на прибыль Как платится налог на прибыль на УСН доходы минус расходы Сократить количество отчетности в ФНС и облегчить бухгалтерский учет можно при помощи упрощенной схемы налогообложения. Она весьма популярна как среди организаций и ИП. Этот режим […]