Какие виды трудового стажа

Образец трудового договора с дистанционным работником 2017-2018

Отправить на почту

Трудовой договор с дистанционным работником — образец 2017-2018 прилагается к настоящей статье — документ, который должен содержать отсылку к договоренностям об осуществлении работы вне рабочих мест, созданных работодателем и контролируемых им. Рассмотрим особенности оформления такого договора.

Трудовое законодательство об удаленном труде

Удаленный труд предполагает, что выполняемая сотрудником работа осуществляется им не на том месте, которое создается и контролируется работодателем. Действующая редакция ТК РФ описывает 2 варианта такого труда:

  • надомный (гл. 49), при котором место работы для работника определено как место его жительства;
  • дистанционный (гл. 49.1), когда место работы не устанавливается и работник вправе выбирать его сам.
  • У обоих вариантов много общего:

  • взаимоотношения между удаленным сотрудником и работодателем базируются на тех же положениях ТК РФ, которые распространяются на обычных работников, с учетом особенностей, возникающих в силу особого характера удаленного труда;
  • работник может не появляться по месту нахождения работодателя или бывать там изредка по мере необходимости, но при этом считается находящимся на работе;
  • время, затрачиваемое на труд, работодателем не контролируется, и работник может сам регулировать периоды труда и отдыха;
  • объем поручаемой сотруднику работы должен обеспечивать для него возможность соблюдать установленную законодательством продолжительность рабочего времени и чередовать периоды труда и отдыха;
  • средства труда, участвующие в выполнении работы, могут принадлежать как работнику, так и работодателю;
  • работнику положена компенсация расходов, понесенных им в процессе выполнения работы, в т. ч. за использование принадлежащего ему имущества;
  • специально оговаривается порядок взаимодействия по передаче работнику задания на работу и получению от него результатов труда;
  • для работодателя перечень его обязанностей по отношению к работнику в части вопросов охраны труда ограничивается проведением инструктажа, обеспечением медицинского обслуживания и необходимостью расследовать несчастный случай с работником, если такой будет иметь место, при этом он должен обеспечивать надомников средствами спецзащиты и контролировать условия их труда;
  • в трудовой договор могут включаться особые основания для увольнения.
  • Надо ли оформлять табель на работающих удаленно сотрудников, читайте в статье «Нужно ли вести табель на сотрудника надомника?».

    Различия во взаимоотношениях с дистанционным работником и с надомником

    Кроме общего, между надомной и дистанционной работой есть ряд существенных различий:

  • надомник привязан к определенному месту, на котором выполняется работа, в то время как работающий дистанционно может выполнять работу в любом удобном для него месте;
  • надомнику разрешено привлекать к выполнению работы членов своей семьи, а дистанционный работник делает работу сам;
  • надомник создает вещи материального характера, требующие вложения в них исходных материальных затрат, а работа дистанционного характера приводит к созданию интеллектуальных продуктов;
  • работа надомником требует осуществления непосредственного взаимодействия с работодателем при получении от него исходных материалов (если их предоставляет работодатель) и передаче ему готовой продукции, а с работающим дистанционно все подобное взаимодействие осуществляется посредством электронных средств связи;
  • для дистанционного работника могут устанавливаться:
    • режим труда, согласованный с работодателем;
    • право применения усиленной квалифицированной электронной подписи создаваемых документов;
    • особые условия в части охраны труда, обеспечения процесса труда, предоставления отпусков.
    • Работа по совместительству с возможностью удаленного труда

      ТК РФ не содержит запрета на удаленную работу для совместителей. Заключая договор о такой работе с совместителем, следует помнить о правилах, установленных гл. 44 ТК РФ, в силу которых для совместителя:

    • рабочее время определяется как половина нормальной продолжительности рабочего дня, и, соответственно, объем выполняемой им работы будет вдвое меньше, чем у обычного работника;
    • предоставление отпуска происходит одновременно с отпуском по основному месту работы;
    • не действуют гарантии, положенные лицам:
      • работающим в районах Крайнего Севера;
      • совмещающим работу и учебу;
      • прекращение договора возможно с предупреждением об этом за 2 недели в случае приема для выполнения тех же функций другого работника, оформляемого на основное для него место работы.
      • Подробнее об особенностях оформления на работу совместителя читайте в материале «Как правильно оформить работу по совместительству по ТК РФ?».

        Особенности оформления кадровых документов при дистанционном труде

        Прием работника на удаленную работу не освобождает работодателя от обязанности обмена документами с ним с целью:

      • получения от работника всех необходимых сведений о нем;
      • предоставления работником оригиналов и копий документов, имеющих значение для трудоустройства и дальнейших расчетов по оплате труда;
      • оформления подписываемого обеими сторонами трудового договора и возможных дополнений к нему;
      • ознакомления работника под подпись с внутренними нормативными актами;
      • получения работником справок от работодателя.
      • Но если с надомником такой обмен можно совершить при непосредственном контакте в момент получения материалов для работы или передачи готовой продукции, то для дистанционного работника такой способ не всегда доступен. Поэтому взаимодействие с ним и в отношении кадровых документов разрешено осуществлять с применением электронных средств связи. При этом документы, которые работник должен представить работодателю в оригинале, подлежат пересылке обычной почтой заказным письмом с уведомлением.

        В отношении прочих документов возможны такие варианты электронного обмена:

      • через обычную электронную переписку с последующей отправкой почтой тех бумаг, которые работнику и (или) работодателю нужно иметь в оригинале;
      • с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, причем от получателя обязательно направление ответного подтверждения.
      • Посредством электронных документов допускается осуществлять:

      • знакомство с внутренними нормативными актами;
      • подачу заявлений;
      • предоставление объяснений.
      • Возможности электронного взаимодействия при заключении трудового соглашения

        Согласование условий трудового соглашения, заключаемого с дистанционным работником, осуществляется в процессе электронной переписки. Но окончательный вариант этого документа должна иметь в бумажном варианте каждая из сторон. Поэтому ст. 312.2 ТК РФ обязывает работодателя не позже 3 календарных дней с момента заключения договора путем обмена электронными документами направить работнику согласованный текст договора (или дополнительного соглашения к нему) обычной почтой заказным письмом с уведомлением.

        Документы, необходимые для трудоустройства (паспорт, трудовую книжку, свидетельство СНИЛС, документы о воинском учете и об образовании, справки), можно подать работодателю в электронном виде. Если он сочтет такое представление недостаточным, то ему почтой заказным письмом направляются нотариально заверенные копии этих бумаг.

        В отношении 2 видов документов, нужных для трудоустройства, для дистанционных работников установлен особый порядок оформления:

      • свидетельство СНИЛС лицо, его не имеющее, должно оформлять самостоятельно;
      • запись в трудовой книжке (либо сама трудовая книжка при первом оформлении трудового договора работником) по соглашению между работником и работодателем может не оформляться, но если такого соглашения нет, то книжку надо передать работодателю лично или через почту заказным письмом.
      • Если запись о дистанционной работе не вносится в трудовую книжку, то основанием для подтверждения трудового стажа за период такой работы будет являться трудовой договор. И в этом случае факт наличия его оригинала на руках у работника приобретает особое значение.

        О том, для чего нужно подтверждение трудового стажа, читайте в статье «Общий трудовой стаж — что входит и как подсчитать?».

        Отличия договора с работающим дистанционно сотрудником от обычного трудового соглашения

        Трудовой договор с дистанционным работником заключается в обязательном порядке (ст. 312.1 ТК РФ). Однако особые условия осуществления дистанционного труда и возможности, предоставляемые действующим законодательством, обусловливают существование ряда отличий такого договора от договора с обычным работником. В договоре с работающим дистанционно:

      • обязательно указание на дистанционный характер работы, при этом в качестве места заключения договора указывают местонахождение работодателя;
      • присутствует условие о неоформлении трудовой книжки, если такое соглашение достигнуто;
      • устанавливается определенный режим работы, если это важно для работодателя, и порядок предоставления отпусков;
      • оговаривается необходимость оформления усиленной квалифицированной электронной подписи, если такая подпись нужна работнику для работы;
      • содержится перечень технических средств и программного обеспечения, которые работник должен применять в работе, если в такой оговорке есть необходимость, а также приводится список передаваемых работнику средств труда, если такая передача осуществляется работодателем;
      • отражается объем компенсации за использование имущества, принадлежащего работнику и используемого для выполнения дистанционной работы, а также иных расходов, возникающих в связи с этой работой;
      • устанавливается порядок обмена заданиями на работу и результатом их выполнения;
      • определяются дополнительные обязанности работодателя по вопросам охраны труда, если в этом есть необходимость;
      • отражаются условия увольнения, дополняющие перечень причин, содержащихся в ТК РФ, если принято решение об их включении в текст документа.
      • Трудовой договор дистанционного работника — образец

        Трудовое соглашение, заключаемое с дистанционным работником, как и договор с обычным работником, имеет произвольную форму, но должно содержать обязательные сведения, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, с учетом особенностей, отличающих дистанционный труд от обычного.

        О том, какие сведения составляют содержание трудового соглашения, читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

        Образец трудового договора о дистанционной работе 2017-2018 можно посмотреть на нашем сайте.

        Трудовое законодательство РФ допускает возможность осуществления работы вне места нахождения работодателя. Такой труд имеет 2 разновидности (надомный и дистанционный), которым присущи как общие черты, отличающие этот труд от обычного, так и свои особенности. Дистанционный труд отличает преобладание электронных форм взаимодействия и возможность не оформлять трудовую книжку. Трудовой договор с дистанционным работником оформляется в обычном порядке, но с включением в его текст положений, требующих согласования между работником и работодателем в силу особого характера работы.

        Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

        nalog-nalog.ru

        Отдых работника при смене 24 часа

        Заработок в интернете
        Поиск эффективного персонала

        Есть организации и предприятия, в которых работники работают посменно, причем график сменности бывает сутки через трое, а рабочая смена составляет 24 часа. Многие задаются вопросом: «Полагаются ли мне перерыв и отдых для сна? Какова должна быть их продолжительность?» Давайте попробуем разобраться, какой же должен быть отдых работника при смене 24 часа.

        Согласно ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

        Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность должно быть установлено правилами внутреннего трудового распорядка организации, в которой работает работник, или по соглашению сторон между работником и работодателем.

        На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания не возможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

        Помимо этого хотелось бы отметить, что такое понятие как «отдых для сна» законодательно не установлено. Однако ст. 109 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает специальные перерывы для обогревания и отдыха. Согласно данной статье на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Обращаем ваше внимание на то, что согласно ст. 109 Трудового кодекса Российской Федерации специальные перерывы для обогревания и отдыха включаются в рабочее время. Помимо этого, работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

        Поэтому, прежде чем подписывать трудовой договор, внимательно прочитайте правила внутреннего трудового распорядка, в которых должно быть прописано в каком режиме работает организация, время начала и окончания смены, перерыв на обед и отдых работника при смене 24 часа, как работает организация в выходные и праздничные дни и на каких условиях вас принимают на работу, соответствуют ли они тем, которые прописаны в правилах трудового распорядка. Так же данные условия должны быть прописаны и в трудовом договоре. Если у вас возникли какие либо вопросы, не стесняйтесь их задать, чтобы потом не возникло претензий к работодателю после подписания трудового договора.

        alianskadrovic.ru

        Трудовой Кодекс Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, который кодифицированно регулирует трудовые отношения наряду с иными источниками трудового законодательства. По аналогии с памятниками советского правового наследия его в народе называют кодекс о труде. Это не вполне верно, поскольку предметом регулирования ТК РФ являются не только правоотношения, связанные с трудовой деятельностью, но также смежные с ней отношения. В неофициальных изданиях допустимо использовать аббревиатуру ТК РФ, в разговорной и газетной речи часто его называют просто Трудовым кодексом, но для официальной печати и для официальных сообщений в СМИ допустимо только полное название.

        Какие отношения регулирует кодекс?

        Цель Трудового кодекса – установление и обеспечение соблюдения гарантий государства на трудовые права и свободы гражданина, защиту интересов сторон трудовых отношений – работника и работодателя, создание и обеспечение благоприятных условий труда.

        Цель достигается путем решения задач по регулированию следующих видов отношений:

        • По организации труда,
        • По управлению в сфере труда,
        • По трудоустройству работника у данного работодателя,
        • По подготовке и дополнительному профессиональному образованию у непосредственного работодателя,
        • По социальному партнерству,
        • По организации и ведению коллективных переговоров,
        • По заключению коллективных переговоров,
        • По участию работников в профсоюзах,
        • По привлечению к материальной ответственности сторон в сфере труда,
        • По государственному контролю за соблюдению норм трудового права,
        • По разрешению трудовых споров,
        • По обязательному социальному страхованию.
        • Принципы действия Трудового кодекса

          Начала, на которых основывается ТК РФ, вытекают из норм международного права и общепризнанных на международном уровне принципов организации труда. К ним относятся:

        • Свобода труда,
        • Право на тот труд, который каждый выбирает самостоятельно, или на тот, на который добровольно соглашается,
        • Право по своему желанию распоряжаться своими индивидуальными способностями к труду,
        • Право на свободный выбор профессии и рода деятельности,
        • Запрет принудительного труда,
        • Запрет на дискриминацию в сфере труда,
        • Защита от безработицы,
        • Обеспечение права каждого на справедливость и безопасность при реализации трудовой деятельности,
        • Право на отдых – ежедневный, выходные дни и отпуск,
        • Равенство прав всех работников,
        • Право на зарплату,
        • Право на карьерный рост и повышение квалификации,
        • Право на защиту трудовых прав,
        • Право на создание объединений работниками и работодателями,
        • Возможность для работников в ограниченных пределах участвовать в управлении организацией,
        • Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере решения трудовых споров и организации труда,
        • Обязанность сторон соблюдать условия трудового договора,
        • Право профессиональных союзов на установление контроля за соблюдением прав работников,
        • Право на защиту и уважение чести и достоинства во время осуществления трудовой деятельности,
        • Право работников на социальное страхование.
        • К кому применяется Трудовой кодекс?

          Сфера действия ТК РФ распространяется на все отношения, связанные с трудом, даже на гражданско-правовые отношения при наличии в них элементов трудовых отношений. Участниками трудовых отношений являются все работники – физические лица независимо от гражданства и миграционного статуса и все работодатели.

          Оглавление

          Консультации и комментарии юристов по закондательной системе РФ

          Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

          Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

          otkrf.ru

          Кадровый потенциал

          Для удобства изучения материала, статью кадровый потенциал разбиваем на темы:

          Кадровый потенциал

          Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова potentia, что означает скрытые возможность, мощность, силу. Широкая трактовка смыслового содержания понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» Понятия «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять. Потенциал (экономический, военный, трудовой, научный, финансовый, духовный, кадровый) представляет собой «обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени».

          Понятие «кадровый потенциал» отражает ресурсный аспект социально-экономического развития. Кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.

          Под кадровым потенциалом общества понимается совокупность способностей всех работников для осуществления определенных целей и требований, стоящих перед обществом. Например — иметь экономику определенного уровня, воспроизводить ее составляющие на всех ступенях производственно-экономического цикла с определенной степенью эффективности. Содержание кадрового потенциала и основные его черты, на мой взгляд, можно сформулировать, исходя из следующего определения кадров.

          Кадры — это квалифицированные, специально подготовленные для той или иной деятельности работники, когда целесообразное их использование предполагает максимальную отдачу того, что способен дать специалист по своему образованию, личным качествам приобретенному опыту работы. Кадровый потенциал заложен в тех функциях, которые он исполняет как профессионал и в силу своих способностей, знаний опыта может обеспечить эффективное функционирование производства. Поэтому анализ кадрового потенциала следует проводить, учитывая экономические предпосылки, в тесной взаимосвязи с научно-техническим, трудовым, производственным потенциалом, которые оказывают непосредственное влияние на количественные и качественные параметры кадрового потенциала, закономерности его развития и эффективного использования.

          Развитие кадрового потенциала

          Программы развития кадрового потенциала включают программы обучения, повышения квалификации и целевой подготовки специалистов.

          Актуальные программы обучения и повышения квалификации уточняются по запросу.

          Целевая подготовка возможна для специалистов:

          Те профессии, которые еще недавно были малопрестижными, в частности, инженерные специальности, вновь становятся востребованными, а найти специалиста на рынке сложно даже с учетом региональных миграций. Программы подготовки ряда вузов не учитывают специфики конкретных предприятий, в результате Вузы выпускают специалистов, которые не могут найти работу, а предприятия простаивают без специалистов.

          В других вузах, выпускающих специалистов по актуальным специальностям, студенты расписаны и закреплены за предприятиями уже с 1-го курса.

          Сегодня ряд технических ВУЗов готов проводить целевую подготовку специалистов для Вашего предприятия.

          • Управленческий персонал
          Ряд наших клиентов сталкивается с тем, что их проект или продукт настолько специфичен, что найти специалистов с аналогичным опытом не представляется возможным или требуется специальная подготовка, предшествующей вступлению в должность. В частности, с такими сложностями наши клиенты часто сталкиваются, когда им необходимо найти специалистов по активным продажам.

          Кадровый потенциал предприятия

          Свободное предпринимательство и жесткая конкурентная среда вынуждают предприятия прогнозировать и планировать свою деятельность, разрабатывать производственные планы с учетом конъюнктуры рынка и своих ресурсных возможностей, включая ресурсы труда.

          При этом решаются три группы задач:

          — Определение потребности в рабочих, cспециалистах, служащих, руководителях по специальностям, профессиям, уровню квалификации с учетом подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
          — Мобилизация коллектива для повышения производительности и качества труда;
          — Обоснование фонда потребления, установление размеров заработной платы и других выплат.

          Потребность в персонале, его численность на предприятиях определяется величиной спроса на изготавливаемую продукцию, производимые работы или услуги. Процесс планирования включает три этапа: оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей, разработку программы по развитию трудовых ресурсов.

          Одна из главных задач — обеспечение рабочих мест на длительную перспективу с учетом постоянного технического и технологического обновления производства.

          Кадры предприятия — это часть персонала, включая основных (штатных, постоянных), как правило, квалифицированных работников. Численность штатных работников отражается в штатном расписании.

          Штатное расписание — Это документ, который ежегодно утверждается руководителем предприятия и отражает профессионально-квалификационную структуру работников с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада.

          Пересмотр штатного расписания осуществляется в течение года, путем внесения в него соответствующих изменений по приказу руководителя предприятия.

          Профессионально-квалификационная структура кадров — складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Профессия — особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических и практических навыков. Специальность — это вид деятельности в пределах профессии, который имеет свою специфику и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, профессия — экономист; специальности: плановик, финансист и т. п.

          Все работники различаются уровнем квалификации, т. е. степенью овладения той или иной профессией или специальностью. Уровень квалификации отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые одновременно являются показателями степени сложности работ.

          В зависимости от срока, на который заключается договор найма. С персоналом предприятия, работники подразделяются на постоянных, временных, сезонных.

          Постоянные работники — это работники, поступившие на работу без указания срока, Временные работники — поступившие на работу на определенный срок, Сезонные — На период сезонных работ.

          Кадровый потенциал организации

          Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

          Социально-трудовые отношения характеризуют социально-экономические, психологические аспекты.

          Система социально-трудовых отношений (СТО) включает следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, принципы и типы.

          Субъектами социально-трудовых отношений выступают: наемный работник, профессиональные союзы, работодатель и государство.

          Наемный работник — гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. В роли наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать индивидуум и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.

          Профессиональные союзы — массовые организации, объединяющие наемных работников, а также другие объединения наемных работников, которые защищают социально-трудовые интересы наемных работников.

          Работодатель — это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем.

          Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

          Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и групповой уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.

          В качестве предметов индивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека на разных этапах его жизненного цикла: трудовое самоопределение, профориентация, наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения и т.д. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом.

          Типы социально-трудовых отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности. Главную роль в формировании типов социально-трудовых отношений играет принцип обеспечения равенства прав и возможностей субъектов этих отношений. Реализация этого принципа в сочетании с принципами солидарности и равноправного партнерства или же с принципом «господства—подчинения» служит основой различных типов социально-трудовых отношений, характеристики .

          Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, локальном (организации)) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. На уровне организации регулирование социально-трудовых отношений осуществляется с помощью системы коллективных договоров, в рамках которых определяются согласованные позиции работников той или иной организации и их работодателей по решению важнейших вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования и т.д. Многоуровневая система регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации представлена на рисунке.

          Рынок труда и его виды

          Важнейшей сферой социально-трудовых отношений является рынок труда, в развитой рыночной экономике, представляющий собой совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве. Основными характеристиками рынка труда выступают предложение рабочей силы (контингент незанятого населения, ищущего работу), и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности народного хозяйства в кадрах. Рынок труда может быть открытым и скрытым.

          Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

          Скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

          В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть частичным (фрагментарным), регулируемым, организованным, теневым (нерегулируемым).

          Частичный (фрагментарный) рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и увольненияработника, условия труда, его оплату и т.п.).

          Регулируемый рынок труда создает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает, наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений, широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулиро-вания.

          Организованный рынок труда — высшая степень развитости рынка труда — предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и пр.).

          Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и предполагающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд, работу по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., не контролируемые государством и профсоюзами.

          В зависимости от контингента работников, занятых по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики, складывается так называемая сегментация рынка труда, под которой понимается разбивка рынка на отдельные сектора-сегменты на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении работников.

          Политика занятости, проводимая в различных странах, определяет наличие двух основных моделей рынка труда — внешнего и внутреннего.

          Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями; предприятия комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников.

          Внутренний рынок труда основывается на профессиональном движении работников внутри организации. Система производственных отношений на этом рынке труда, гарантии занятости, материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.

          В рамках общенационального рынка труда возможно существование различных региональных моделей. Так, рынок труда в крупных индустриальных центрах с развитой инфраструктурой может успешно функционировать в открытом режиме: работники, уволенные с одного предприятия, имеют широкий выбор трудоустройства; период безработицы у этих лиц, как правило, непродолжителен. В сельских районах с перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленностью, в регионах с сезонными отраслями промышленности рынки труда имеют свои особенности. Региональная структуризация рынка труда является важнейшим компонентом политики занятости.

          Другим важным видом структуризации рынка труда является структуризация по демографическим и профессиональным признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

          По демографическим признакам различаются рынки труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, различным уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и прочими характеристиками.

          К профессиональным рынкам труда можно отнести: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки организаций, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.

          Различный уровень гарантий занятости у разных категорий работников образуем дуальный рынок труда, который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокие заработная плата, социальные льготы, т.е. высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике (межотраслевой рынок) в целом, так и в отдельных отраслях (отраслевой рынок) и на предприятиях (локальный), разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.

          Важное значение имеют гибкие формы занятости, или гибкий рынок труда — комплекс мер социально-экономического, производственного и юридического характера для быстрого приспособления деятельности организаций к изменяющимся условиям хозяйствования.

          Гибкость рынка труда включает несколько основных аспектов: мобильность рабочей силы (территориальную и профессиональную); гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (наем, ротация, редукция, увольнение); гибкость регулирования рабочего времени.

          Трудовые ресурсы и персонал

          Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте и работающие или не занятые в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

          Интеллектуальные и психофизиологические качества человека необходимые для осуществления полезной деятельности зависят от возраста, который выступает критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

          В настоящее время нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии, — 55 года для женщин и 60 лет для мужчин. Для некоторых видов профессиональной деятельности пенсионная планка ниже — на 5—10 и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» (например, балет). В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава. К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

          Численность трудовых ресурсов (Т) можно определить следующим образом:

          Т = РТР – РИНВ + Р. ПЕН+ Р. МОЛ
          где РТР — численность населения в трудоспособном возрасте;
          Ринв — численность неработающего населения того же возраста, считающегося, согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособным (инвалиды I—II групп и лица льготных пенсионных возрастов);
          Рпен — работающие лица пенсионного возраста;
          Рмол — работающие подростки до 16 лет.

          Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

          К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

          К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны присутствовать все критерии, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

          В международной практике распространено также понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.

          кономически не активное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, а именно:

          а) среди населения в трудоспособном возрасте:
          — учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
          — лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;
          — лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
          — лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;
          б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
          = лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
          = инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

          Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах страны, региона, отрасли экономики, или в рамках какой-либо профессиональной группы. Кроме этого, применяются понятия: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон человека. Их использование позволяет на основе международных стандартов проводить сравнение между странами.

          Помимо терминов «трудовые ресурсы» и «персонал» в науке и практике экономики, социологии, управления с 80-х годов стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, отдельного работника. Это понятие является более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» — источник возможностей, средств, запаса.

          В организациях чаще употребляют понятие «персонал», т.е. люди со сложным комплексом индивидуальных качеств — социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др., которые отличают их от вещественных факторов произвоства (сырья, машин, энергии, капитала).

          Персонал (от лат. personalis — личный) — это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

          Основными признаками персонала являются:

          • наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, оформленных трудовым договором;
          • обладание определенными качественными характеристиками (специальностью, профессией, квалификацией, компетентностью и др.), отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;
          • целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления целей для отдельного работника.

          Для современных организаций, работающих в рыночных условиях, характерно наличие лиц, групп, которые, не являясь их персоналом, входят в кадровое пространство (поле) этих организаций: акционеры, не работающие в данной организации, совет директоров и другие группы.

          Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации, имеющих различия в квалификации и должностной принадлежности. В нашей стране и ряде других государств широко применялся термин «кадры», взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных (рядовых, командный состав и резерв). В отечественной и зарубежной литературе последних лет достаточно популярны оба эти термина, хотя последний, «кадры», носит более ограниченный характер (например, «кадры управления»).

          В 70-е годы в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала».

          Человеческие ресурсы — понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие «человеческие ресурсы» содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей.

          Особенность человеческих ресурсов состоит в следующем:

          • люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) — эмоционально-осмысленная, а не механическая;
          • люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является важным и долговременным источником повышения эффективности общества или организации;
          • люди выбирают определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.

          Анализ кадрового потенциала

          Корпоративное управление выдвигает повышенные требования к кадровому потенциалу. Это связано в первую очередь с тем, что для эффективного корпоративного управления важен профессиональный и психологический потенциал персонала.

          Оценка персонала является подсистемой в системе управления персоналом и обеспечивает систему управления персоналом информацией о его качестве с точки зрения соответствия стратегии компании, целям бизнеса.

          Оценка персонала — деятельность, проводимая на различных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:

          • при определении потребности в персонале на этапе кадрового планирования. Оценивается существующий кадровый потенциал, и формируются требования к привлечениюперсонала;
          • при отборе персонала (на этапе его привлечения) с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности;
          • при определении потребности в повышения квалификации персонала на этапе его обучения и развития. Оценивается существующий уровень персонала в сравнении с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие должности работников их компетентности;
          • при аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки состояния уровня кадрового потенциала и выработки регулирующих воздействий широкого круга, в том числе: для принятия мер по вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям;
          • выработки мер по мотивации и стимулированию труда;
          • планирования кадрового резерва;
          планирования персональных перемещений.

          Оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия его качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) занимаемой должности. На основании степени указанного соответствия решаются следующие задачи:

          • выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
          • разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;
          • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.
          Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач:

          • установлении обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
          • удовлетворении потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

          При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на следующие группы:

          •результативность труда;
          •профессиональное поведение;
          • личностные качества.

          Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).

          • оценку потенциала работника. При замещении вакантного рабочего места важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры;
          • оценку индивидуального вклада: позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника, и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик;
          • аттестацию кадров — своеобразную комплексную оценку, учитывающую потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат.

          На основе полученных результатов проводится экспертная оценка персонала. С этой целью деятельность испытуемого подразделяется на отдельные функции и качественные характеристики, каждой из которых независимо от других дается балльная оценка привлеченными для этого экспертами, обладающими высокой квалификацией и профессионализмом.

          Оценка кадрового потенциала

          Условия, когда услуга востребована:

          — Необходима профессиональная и психологическая оценка сотрудников компании, а также их потребностей и возможностей в обучении и развитии.
          — При росте предприятия оценка существующего кадрового потенциала на предмет соответствия возможности перемещения на новые руководящие должности.
          — Оценка профессиональных качеств работников в случае появления повышенных требований к их квалификации (рост компании, новый этап развития, появление новых видов деятельности и пр.).
          — Неэффективная работа персонала.
          — Необходима аттестация сотрудников.

          Проведенная аттестация сотрудников. Выявленные результаты. Рекомендации по дальнейшей работе с персоналом.

          • разработка организационно-штатной структуры предприятия;
          • учет персонала;
          • первичное собеседование с кандидатами (Главных бухгалтеров и бухгалтеров различной отраслевой специализации) для выяснения имеющегося опыта работы, личностной и профессиональной мотивации, степени соответствия критериям отбора;
          • тестирование персонала бухгалтерской службы.

          Топ-менеджмент принимает активное участие в организации и проведении обучения в компаниях данной группы. Ряд корпоративных семинаров проводится руководителями иностранных и хорошо позиционируемых российских компаний.

          Результаты обучения дают возможность управлять продажами предприятий, используя маркетинговые, финансовые, мотивационные инструменты управления.

          Обучение способствует быстрому и качественному росту сотрудников, помогает овладеть приемами эффективного управления людьми, временем, собственными.

          Личные навыки руководителя. Мотивация; Тренинги продаж, тренинги лидерства, управленческие тренинги, тренинги формирования команды, тренинги переговоров и другие.

          Тренеры помогают менеджерам и агентам по продажам решать конфликтные ситуации между подразделениями на специальных проблемно-ориентированных тренингах, проводят диагностические тренинги для выявления потенциальных лидеров.

          Управление кадровым потенциалом

          Развитие кадрового потенциала организации является комплексной функцией управления персоналом и предполагает, что в процессе развития происходят прямые капиталовложения в работников, направленные на повышение их конкурентоспособности, а, следовательно, и конкурентоспособности организации. В ходе реализации этой функции организация должна ответить на вопросы: как определить свои трудовые возможности и оценить их, как управлять своим трудовым потенциалом, заинтересовать персонал в развитии и наращивать кадровый потенциал.

          При изучении проблемы развития кадрового потенциала следует, прежде всего, уяснить содержание широко используемых терминов «кадры», «персонал», «кадровый потенциал».

          Кадры – это основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников (рабочих, служащих) предприятия, учреждения, общественной организации.

          Персонал (от лат. рersonalis – личный) – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

          По определению А.И. Кравченко термином «кадровый потенциал» характеризуют скрытые, пока ещё не использованные возможности и способности, своего рода скрытые резервы. Так же выделяют стратегический кадровый потенциал, когда речь идет о подготовке кадров определенной специализации и квалификации, которые будут готовы для эффективного использования на разных уровнях управления через 10-15 лет, с учетом решения новых задач и функций. К тому же развитие кадрового потенциала предполагает не столько воспроизводство имеющихся кадров и их качеств, сколько формирование нового поколения работников, прирост у них новых профессиональных качеств.

          Развитие кадрового потенциала тесно связано с развитием персонала организации. Для практики кадровой работы, управления персоналом организации профессиональное развитие персонала не должно быть самоцелью, оно должно быть в жесткой увязке с содержанием и уровнем труда, требуемого для конкретной должности, группы должностей, организации в целом.

          Развитие персонала организации является комплексной функцией управления персоналом и предполагает, что в процессе развития происходят прямые капиталовложения в работников, направленные на повышение их конкурентоспособности, а, следовательно, и конкурентоспособности организации.

          Поэтому функция развития кадрового потенциала должна включать следующие комплексные функции управления: выявление трудового потенциала организации, деловая оценка персонала организации, профессиональное образование работников, управление движением персонала (карьера), формирование кадрового резерва.

          Необходимо различать два уровня трудового потенциала: трудовой потенциал общности (организации, общества) и трудовой потенциал работника. Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

          Трудовой потенциал организации – возможности организации по достижению ее целей посредством трудовой деятельности работников, обусловленные с одной стороны, наличным трудовым потенциалом работников, а с другой – совокупностью условий, обеспечивающих его реализацию и возникновение эффекта синергии.

          Функции трудового потенциала – это способность трудового потенциала реализовывать потребности личности и организации. Эта способность обусловлена со стороны организации разделением труда, специализацией, а со стороны работника – его профессионализацией.

          Основными функциями трудового потенциала являются: производственная, стабилизирующая, преобразующая, коммуникативная, стратифицирующая, трансляционная и синтезирующая.

          Управление кадровым потенциалом – процесс, направленный на его измерение, развитие, оптимизацию и реализацию в данной организации.

          При управлении кадровым потенциалом работника организация должна руководствоваться следующими принципами:

          — Принцип учета социальной сущности человека.
          — Принцип единства личности и ее поведения.
          — Принцип единства поведения и самореализации.
          — Принцип единства самореализации и развития.
          — Принцип единства трудового потенциала и потенциала предметной деятельности.

          Говоря о развитии кадрового потенциала, необходимо выделить такую функцию управления, как оценка потенциала работника, т.е. оценка возможностей профессионально-должностного продвижения работника или зачисления его в резерв.

          Для этого необходимо: определить круг интересов работника; выявить карьерные предпочтения; определить степень соответствия качеств работника требованиям планируемой должности; установить потребность в обучении.

          Оценка трудового потенциала работника должна производиться в соответствии с планируемыми изменениями в организации или на основании прогнозов изменения требований к персоналу.

          Поэтому управление персоналом в организации через оценку трудового потенциала предполагает решение следующих задач:

          — o формирование производительных способностей работника, которые бы наиболее полно соответствовали его трудовым обязанностям на новом рабочем месте;
          — o создание социально-экономических и производственных условий труда, при которых происходило бы наиболее полное использование способностей и навыков работника.

          Для оценки трудового потенциала работников используется метод оценочных центров, позволяющий определить управленческие способности работника.

          Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации, свойств) требованиям должности или рабочего места.

          На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи: выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника; разработка программы его развития; определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины; определение способов внешней мотивации работника.

          Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

          Важнейшее условие успешного развития кадрового потенциала – профессиональное развитие человеческих ресурсов, который представляет собой комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы.

          Профессиональное развитие – процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.

          Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются семинары по маркетингу для сотрудников отдела персонала, посещение школы бизнеса коммерческим агентом, изучение английского языка инженером-механиком, работа только что принятого в организацию начальника планового отдела сборщиком на заводском конвейере и т.д.

          Важнейшим средством профессионального развития персонала яв-ляется профессиональное обучение.

          Профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Примером профессионального обучения могут служить курсы по изучению новой компьютерной программы для секретарей-референтов, программа по обучению агентов по продажам, финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании. Выбор форм и методов обучения зависит от наличия в организации финансовых и временных ресурсов.

          Правильное управление развитием карьеры сотрудников – чрезвычайно важная задача, которая стоит как перед службой управления персоналом, так и перед руководителями всех уровней. Особенность карьерного роста состоит в том, что в этой плоскости пересекаются интересы и работодателя, и исполнителя.

          Таким образом, организованное продвижение по службе – это программа развития карьеры, которая помогает раскрыть способности работников и применить их наилучшим образом в деятельности организации, поскольку целью управления профессионально-квалификационным продвижением является согласование интересов каждого конкретного работника и организации в направлении накопления и использования человеческого капитала.

          Формирование кадрового потенциала

          Под формированием кадрового потенциала понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи. При этом важную роль играют правильный подбор и расставка кадров, создающие предпосылки для наиболее полного применения их квалификации и дальнейшего ее повышения.

          Подбором кадров называют процесс определения пригодности кадров для эффективного выполнения ими своих функций. Основными требованиями при этом в интересах бесперебойного производства являются профессионально-квалификационные качества работников, соответствие личных и деловых качеств кадров характеру их деятельности.

          В настоящее время в промышленности существует около 10 тыс. профессий. Население знает примерно только о 2 тысячах. Между тем говорят, что человек рождается дважды: в первый раз, когда появляется на свет, во второй – когда приобретает профессию. Поэтому так важен осознанный выбор человеком для себя сферы профессиональной деятельности. Для решения этой задачи служит профориентация, основными звеньями которой являются про информация, профдиагностика и профконсультация.

          Профинформация состоит в подготовке и распространении сведений о различных профессиях. Как показали исследования, только 16 из 100 выпускников средней школы знают, кем они хотят стать. Информационные материалы о различных профессиях, экскурсии на промышленные предприятия, посещение выставок и иное – главные составляющие профинформации.

          Определением индивидуальных склонностей людей к конкретным профессиям или роду деятельности занята профдиагностика. Набор методик и тестов позволяет специалисту выявить физическую и психологическую выносливость, уровень зрительного и слухового восприятия, другие личные качества, необходимые для той или иной профессии. Для сборщика на конвейере, например, или сверловщика необходима усидчивость. Токарей проверяют на восприятие объемности. Кандидатов на другие профессии проверяют на умение логически мыслить и т. д. По результатам профдиагностики дают рекомендации по выбору профессии в соответствии с возможностями и способностями человека.

          Профконсультацию проводят обычно уже при приеме на работу на конкретном предприятии с учетом возможностей удовлетворения профессиональных запросов претендентов на вакантные рабочие места.

          При профотборе исследуют способности кандидата. На соответствующую должность берут только тех, кто обеспечивает успешное выполнение профессиональных задач.

          Важным условием повышения эффективности производств являются правильная расстановка и использование кадров. Этими терминами обозначают процесс социально обоснованного и экономически целесообразного распределения работников по рабочим местам и должностям в соответствии с уровнем и профилем их подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами в целях эффективного выполнения производственных задач. Основным принципом расстановки кадров рабочих служат их профессия и квалификация. Степень соответствия квалификации работников выполняемой ими работе оценивают коэффициентом использования кадров, который рассчитывают как отношение квалификационного разряда работника к среднему разряду выполняемых им работ. Полное соответствие, таким образом, оценивается коэффициентом, равным единице. Существенно меньшая величина говорит о неудовлетворительном подборе кадров и необходимости серьезной работы по повышению их квалификации. Превышение коэффициента единицы указывает на отставание технического уровня продукции и свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по его повышению. Эти отклонения весьма нежелательны, так как могут быть причиной роста текучести кадров.

          Выражая отношение уволенных по собственному желанию (а также за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины) к среднесписочной численности работников предприятия за определенный период, текучесть кадров в случае возрастания является серьезным сигналом о неблагополучии в организации труда и производства. Можно по-разному относиться к определению ущерба предприятию от текучести кадров. Однако этот ущерб для общества в целом несомненен. Он складывается из потерь в виде недовыпущенной продукции из-за неучастия в трудовом процессе увольняющихся работников в период подыскивая нового места работы. Примерно 2/5 работников, увольняющихся по собственному желанию, кардинально меняют профессию.

          Потери от текучести возникают из-за снижения выработки у работников перед увольнением и в первое время после поступления на новое место работы. Исследования НИИ труда показали, что в первый месяц работы на новом месте рабочий выполняет нормы в среднем на 70–75 %, во второй – на 90 %, в третий – 95–97 %.

          Экономический ущерб вызывают также неквалифицированная эксплуатация машин и инструмента в период освоения новой профессии, повышенные потери от брака и снижения качества продукции. На рабочих со стажем работы до одного года, как показали материалы обследования ряда машиностроительных заводов, приходится от 60 до 76 % всех поломок оборудования и от 53 до 67 % всего брака. Кроме того, смена работников в результате текучести кадров нарушает сложившуюся на предприятии систему взаимосвязей, затрудняет социальное развитие коллективов.

          Таким образом, снижение текучести кадров становится для предприятий достаточно актуальной задачей. Невозможно ее разрешение в современных условиях административно-правовыми методами. Стабилизация производственных коллективов возможна и эффективна, главным образом, за счет заметного улучшения условий труда на рабочих местах, включая размер заработной платы, повышения содержательности труда, создания благоприятного морально-психологического климата, заботы о быте и досуге работников, обеспечения возможностей их квалификационного роста.

          Проблемы кадрового потенциала

          Значение развития кадрового потенциала обусловливает сочетание и взаимодействие государственных и рыночных регуляторов указанного комплекса вопросов. В условиях рыночных отношений развитие кадрового потенциала становится непременным условием завоевания устойчивых и тем более лидирующих позиций на рынке. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ.

          Кадровый потенциал в общем виде может быть охарактеризован численностью работников, качеством их профессиональной квалификационной подготовки и, что существенно важно, творческими возможностями. Кадровый потенциал предприятия обладает свойствами целостности, принципиально отличными от свойств, присущих каждому работнику в отдельности.

          Стратегическими направлениями в области управления персоналом становятся максимальное использование технических возможностей, гуманизация труда и всемерное развитие инициативы сотрудников.

          При этом необходимо исходить из следующих принципов:

          — социальные инновации так же важны, как и технологические;
          — капитал нужно инвестировать не только в передовую технологию, но и в подготовку и повышение квалифицированных специалистов;
          — координация активности сотрудников должна обеспечиваться через средства коммуникации и взаимопонимания;
          — проблемы следует решать совместными усилиями коллектива, должен преобладать кооперативный стиль работы.

          Критическим фактором выхода предприятий из кризисного состояния является развитие кадрового потенциала.

          Стратегическое значение, определяющее положение фирмы в условиях конкуренции, имеет уровень образования руководителей и специалистов предприятия. Анализ показывает, что наибольший удельный вес составляют руководители и специалисты со средним специальным образованием.

          На предприятиях вопросам повышения образовательного потенциала с течением времени уделяется все меньшее внимания, практически отсутствуют стипендиаты. Повышение квалификации работающего персонала, как правило, не осуществляется. А ведь известно: существующие знания в любой области человеческой деятельности устаревают и требуют обновления каждые 5 лет.

          Предполагается, что одной из важных задач перестройки работы с кадрами, повышения эффективности использования кадрового потенциала является создание в регионе необходимых для решения данных проблем материально-технических, экономических и социально-психологических условий.

          Для этого в ближайшие годы целесообразно предпринять конкретные меры по решению следующих задач на региональном уровне:

          — содействие обновлению кадрового потенциала в сторону повышения его квалифицированной и экономически мобильной части на перспективных предприятиях, потерявших значительное число работников из-за спада производства и низкой оплаты труда;
          — обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров, потребность в которых снижается в результате структурных сдвигов, модернизации производства и банкротства;
          — содействие быстрейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без рабочего места, с целью предотвращения потери квалификации;
          — обязательное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, в соответствии с полученной специальностью, если она отвечает спросу экономики, или первоочередное (по сравнению с другими контингентами нуждающихся в работе) до обучение с учетом конъюнктуры рынка труда;
          — обеспечение не только всеобуча руководителей (профессионального, экономического, юридического и т.д.), но и способствование развитию их интеллектуального, культурного, духовно-нравственного и физического потенциалов; для этого необходимо реализовать междисциплинарный подход к обучению кадров (с участием экономистов, психологов, социологов, юристов, филологов и др.).

          Эффективное управление человеческими ресурсами выдвигается в число критических факторов экономического успеха. Поэтому максимальная мобилизация всего потенциала в направлении повышения квалифицированных кадров, сохранения и обновления их состава, увеличения кадрового потенциала — необходимая предпосылка развития региона.

          Методы оценки кадрового потенциала

          • «необходимость получить стоимостную оценку кадрового потенциала вытекает из того очевидного факта, что люди, из которых, собственно, и состоит любая хозяйственная организация, являются таким же важным фактором производства, как и все остальные экономические ресурсы: земля, сырьё, средства производства, основной и оборотный капитал, информация, технология и пр.»
          • «Как указывает известный специалист в области управления О.С. Виханский, основой любой организации и её главным богатством являются люди».

          Всё это так, спору нет. Очевидные вещи всегда лежат на поверхности. Но в рассматриваемой главе есть отдельные высказывания, с которыми можно и не согласиться. Например: «Концепция «человеческих ресурсов» основывается на возможности применения экономических оценок способности людей создавать определенный доход. Чем выше индивидуальная производительность труда работника и больше период его деятельности, тем больший он приносит доход и представляет большую ценность для предприятия».

          Вроде бы всё верно, но так ли это на самом деле? Возможно. Но порой, за витиеватыми фразами хочется видеть, что за ними стоит и желательно в денежном исчислении. Поэтому вопрос о стоимости кадрового потенциала предприятия актуален, в особенности, когда меняется собственник или в силу ряда причин, намечаются серьезные кадровые перестановки.

          Кадры, как известно, решают если не всё, то очень и очень многое. Поэтому, много раз приходилось слышать от собственника вопрос: «сколько?».

          Сколько стоит нанять того или иного специалиста? А не большую ли зарплату он запросил? Или ряд других, схожих вопросов.

          Безусловно, данные вопросы возникают не из праздного любопытства. Это нормальный, прагматичный подход. Собственник имеет предположения, что он хочет получить от привлекаемого сотрудника взамен выплачиваемой заработной платы. Бизнес вообще прагматичен по своей сути, иначе и быть не может.

          Что же касается денег, подавляющее большинство собственников панически боятся переплатить лишнее. Поэтому, каждый собственник обязан знать, какова «рыночная стоимость», как ведущих его сотрудников, так и всего трудового коллектива как единого целого.

          Поэтому, я предлагаю Методику расчета стоимости кадрового потенциала коммерческого предприятия, которая позволит с одной стороны произвести все необходимые математические расчеты и выйти на конкретные цифры, а с другой стороны она достаточно проста, примитивна и не требует ни специального программного обеспечения, ни больших временных затрат.

          Безусловно, предлагаемая методика расчета несовершенна, именно поэтому она с легкостью может быть раскритикована специалистами от академической науки. Но рано или поздно время расставит всё на свои места, и Вам, уважаемые читатели, решать, насколько данный подход приемлем в оценке стоимости кадрового потенциала предприятия, и насколько нет.

          Методика оценки стоимости кадрового потенциала коммерческого предприятия.

          1. Определяемся в предположениях и терминологии. Вводим термины: Стоимость кадрового потенциала предприятия; Оценочная стоимость работника; Гудвил кадрового потенциала работника.

          Стоимость кадрового потенциала предприятия — совокупная оценочная стоимость всех работников предприятия.

          Оценочная стоимость работника — расчетная величина равная произведению выплачиваемой или предполагаемой заработной платы работника на коэффициент Гкп (Гудвил кадрового потенциала).

          где
          S — Оценочная стоимость работника, руб.;
          ЗП — Предполагаемая или выплачиваемая заработная плата работнику, руб.;
          Гкп — Коэффициент. Гудвил кадрового потенциала работника. Расчетная величина.

          Гудвил кадрового потенциала работника — коэффициент, который отображает реальную, рыночную, ИНДИВИДУАЛЬНУЮ стоимость работника не как штатную единицу, а как конкретного человека умеющего выполнять те или иные функции, решать те или иные задачи.

          Примечание:
          В приложении (окно «Коэффициенты Г кп) приведены величины коэффициентов, на которые можно опираться при проведении расчета. Обращаю внимание, что это рекомендованные величины. Но, в виду того, что каждый работник индивидуален, то соответственно к каждому работнику надо подходить индивидуально, вне зависимости от рекомендованных величин.

          — Данная оценка стоимости кадрового потенциала коммерческого предприятия производится как в случае покупки/продажи предприятия, так и в другом случае, когда ради развлекалочки или по другой причине, собственник бизнеса желает знать, сколько стоят его трудовые ресурсы (которые смело можно считать как нематериальные активы) в рублевом эквиваленте.
          — Производящий расчет сам вправе рассматривать квалификацию имеющегося персонала по приемлемой для него классификации. Смотри приложение «Пример расчета стоимости кадрового потенциала оптовой базы «Крендель».
          — Производящий расчет, сам вправе проставлять коэффициент (гудвил кадрового потенциала) так, как он считает нужным. Главное, чтоб это было сделано достаточно корректно.
          — Данная методика предполагает, что стоимость кадрового потенциала коммерческого предприятия рассчитывается исходя из предположения, что все кадровые ресурсы предприятия замещаются другими.
          — Срок замещения равен 1 месяцу.
          — Ввиду того, что персонал полностью замещается, предполагаем, что набор нового персонала будет осуществляться по рекомендациям, через кадровые агентства, так и путем размещения объявлений в специализированной прессе.
          — Уровень заработной платы персонала и сумма вознаграждения Кадровых агентств, принимается, исходя из уровня заработной платы и стоимости услуг, сложившихся в г. Ростове-на-Дону в настоящее время. — Факторы, влияющие на гудвил каждого конкретного работника, могут колебаться в достаточной степени.
          — В приложении учтены далеко не все показатели, по которым можно оценивать гудвил кадрового потенциала.

          2. Открываем электронную таблицу. Создаем 2 листа: «основной лист» и «гудвил КП» и вносим в неё штатное расписание сотрудников (смотри Приложение). Создаем третий лист «Коэффициенты Г кп» и заполняем его, опираясь на пример в Приложении.

          3. На основном листе определяем, какие должности будут приниматься на работу по сторонним рекомендациям, какие через кадровые агентства, какие через рекламу в специализированной газете.

          синий цвет — по сторонним рекомендациям;
          желтый — через объявления в газете;
          белый — через Кадровые Агентства.

          4. Заполняем столбики: «сложившийся уровень оплаты труда» и «Предполагаемый….» в «основном листе».

          5. Расчитываем стоимость затрат за услуги по подбору персонала (Кадрового агентства). Стоимость услуг, принимаем как? часть от предполагаемой оплаты труда. Заполняем таблицу («основной лист»).

          6. Открываем лист «Гудвил КП». Расставляем коэффициенты, опираясь на пример (лист «коэффициенты Г кп»). В листе «Гудвил КП» суммируем проставленные коэффициенты и получаем коэффициент «Гудвил кадрового потенциала» по каждому работнику отдельно. Копируем коэффициент «Гудвил кадрового потенциала» в «основной лист».

          7. Производим расчет путем перемножения предполагаемой заработной платы и гудвилом кадрового потенциала. Суммируем затраты и получаем результат.

          Аудит кадрового потенциала

          Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик.

          Оценка кадрового состава должна включать:

          1) оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, в том числе оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;
          2) оценку соответствия уровня подготовленности персонала требованиям деятельности;
          3) анализ структуры кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификатором должностей;
          4) анализ структуры кадрового состава по социально-демографическим характеристикам;
          5) оценку текучести кадров.

          Оценка кадрового потенциала предполагает:

          1) диагностику основной ориентации управленческого персонала — ориентация на задачу или отношения. Ориентация руководителя на задачу связана с предположением о том, что группа сможет эффективно функционировать, если будет четко и однозначно определена цель. Ориентация на отношения связана с предположением о том, что любая задача может быть решена группой, если в ней создан оптимальный социально-психологический климат, существуют доверительные отношения, доминирует партнерство;
          2) распределение управленческих ролей. Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, какие управленческие роли отсутствуют, какие роли представлены в высшем, среднем и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей важно проанализировать и по основному, и вспомогательному процессам, функциональным направлениям организации;
          3) умение проектировать. Современная организация не может эффективно функционировать в изменяющейся среде, если не будет обеспечена достаточным количеством проектировщиков, людей умеющих создавать технологии реализации деятельностей и решения проблем в конкретных ситуациях. Основная характеристика людей, способных к проектировочной деятельности, — умение строить процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;
          4) сверхнормативную активность — ориентация сотрудников организации на превышение задач, которые были перед ними поставлены, способность делать всегда немного больше, чем было приказано;
          5) инновационный потенциал. Способность сотрудников организации принимать нестандартные, нетрадиционные решения;
          6) способность к обучению. Ориентация на овладение новыми знаниями и умение быстро овладевать ими в процессе самой деятельности;
          7) ролевой репертуар в групповой работе:

          Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации, их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.

          В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:

          1) работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;
          2) организация групповой работы — оптимальное оформление процессов групповой деятельности, постановка групповых целей, соблюдение этапов групповой деятельности, распределение ролей в группе;
          3) создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе — анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов.

          Для эффективной работы по содержанию в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

          • аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;
          • генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;
          • эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;
          • критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;
          • разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.

          Для эффективной организации групповой работы в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

          • организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям;
          • координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);
          • контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;
          • тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.

          Для создания благоприятного климата, рабочих и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

          • эмоциональный лидер — человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения;
          • диагност — человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам;
          • интегратор — человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленнее осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы;
          •удовлетворенность должностным статусом, ориентация на должностной рост, наличие резерва на выдвижение, оценка кадрового резерва — все это будет свидетельствовать об общей ориентации персонала на продвижение, о наличии людей, готовых к занятию новых должностей.

          Аудит кадрового состава и кадрового потенциала позволяет выявить:

          • уровень кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
          • качественную структуру управленческого персонала (ролевая и психологическая структура);
          • потребности в обучении;
          • стили управления;
          • социально-психологический климат;
          • инновационный потенциал;
          • основные источники сопротивления изменениям;
          • распределение персонала в рамках организации (по уровням иерархии и функциональным направлениям).

          Понимание состояния кадровых процессов, формирующегося кадрового потенциала дает возможность получить данные для сопоставления показателей о качестве персонала с требованиями тенденций развития, организационного обеспечения и стратегических установок организации.

          Не менее важным является оценка организационного обеспечения процессов развития фирмы. Для этого проводится аудит организационной структуры.

          Состав кадрового потенциала

          Учебный процесс обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. Образовательный процесс в школе осуществляют 13 педагогических работников.

          center-yf.ru

  • Популярное:

    • Изменение исковых требований в арбитраже Образец уточненного искового заявления в арбитражный суд Уточненное исковое заявление в арбитражный суд - образец этого документа можно скачать по ссылке, размещенной в представленной статье. Мы расскажем далее, каким образом следует […]
    • 50%долевая собственность Долевая или общая совместная собственность В чем принципиальная разница между долевой и общей совместной собственностью супругов Долевая или общая совместная собственность. В чем разница? В чем разница между общей совместной […]
    • Увольнение с военной службы по собственному желанию причины Увольнение военнослужащего по собственному желанию Увольнение военнослужащего по собственному желанию редкая и достаточно сложная процедура. Трудовые отношения военнослужащих регулируются не трудовым законодательством, а Федеральным […]
    • Получения загранпаспорта для несовершеннолетних Как получить загранпаспорт несовершеннолетнему? Оформление и выдачу загранпаспорта несовершеннолетнему осуществляет МВД России по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (ч. 4 ст. 8 Закона […]
    • Декларация единый налог 2 группа Декларация единого налога - 2 группа единщиков 02. Сроки сдачи декларации и налоговые периоды Для предпринимателей второй группы отчетный период paвен календарному году (coгл. п.296.2 cт.296 Налогового Кодекса). При годовом отчетном […]
    • Приказ от 12022007 109 Приказ Минюста РФ от 19 мая 2008 г. N 109 "Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 19 мая […]
    • Внесение сведений в реестр туроператоров Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров Информация об изменениях: Статья 4.2 изменена с 3 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ настоящий Федеральный […]
    • Виды имущества которое может находится в муниципальной собственности § 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество) Напомним, что согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы […]