Правила проведение инвентаризации рк

Ответственность за организацию и осуществление программы производственного контроля в соответствии с санитарными правилами С.П.№ 1.1.1058-01

Контроль за соблюдением РБ на производственных объектах.

Главный механик, главный технолог или инженер по охране труда и технике безопасности

Контроль за своевременностью проведения необходимых измерений на объектах, проверок контрольных средств измерений.

5. Перечень факторов, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания

Согласно п.3.4.3. санитарных правил СП 2.6.1.1292-2003 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения» ведущим радиационным фактором на предприятиях по добыче и первичной переработке нефти и газа является внешнее облучение работников, а на отдельных технологических участках (очистка буллитов и других резервуаров, ремонт технологического оборудования и т.д.) — также и внутреннее облучение за счет ингаляционного поступления природных радионуклидов с производственной пылью и вдыхания изотопов радона и их короткоживущих дочерних продуктов.

6. Объем и периодичность радиационного контроля

Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Контроль за соблюдением персоналом требований федеральных законов в области обеспечения радиационной безопасности, НРБ-99, ОСПОРБ-99 и иных нормативных правовых актов.

Планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности.

Ежегодно по результатам проверок, ведомственного и оперативного РК

Согласование и пересмотр установленных контрольных уровней воздействия радиационных факторов.

Каждый раз при изменении технологии или изменении НТД

Разработка нормативно-технических документов по радиационной безопасности.

При изменении технологии или изменении НТД

Контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала.

Оперативный контроль за радиационной обстановкой:

При штатном режиме работы.

1. Изменение мощности дозы на рабочих местах (в рабочих зонах) при обслуживании действующего оборудования

2. Измерения мощности дозы гамма-излучения на поверхности технологического оборудования.

Перед началом очистных и ремонтных работ

3. Измерения мощности дозы гамма-излучения на поверхности мест временного размещения оборудования с повышенным содержанием ПРН.

При ремонте и чистке оборудования.

1. Измерения мощности дозы гамма-излучения на поверхности оборудования, подлежащего очистке и ремонту.

Перед началом очистных и ремонтных работ, и после их окончания

2. Измерения объемной активности радона на рабочих местах при очистке и ремонте оборудования.

Перед началом ремонтных работ

3. Определение удельной эффективной активности материалов с повышенным содержанием ПРН.

При вскрытии и очистке оборудования

Ответственный за РК, дозиметристы

Ведомственный радиационный контроль проводится в соответствии с требованиями п. 5.1.4 ОСПОРБ-99 и п. 5.3. СП 2.6.1.1291-03.

Ответственный за РК

Радиационный контроль металлолома (входной, выходной).

Подготовка и аттестация по вопросам РБ ответственных за РБ.

Проведение инструктажа и проверка знаний персонала в области РБ.

1 раз в квартал и при изменении технологии

Представление ежегодной формы стат. отчетности:

-радиационно-гигиенического паспорта организации;

— «Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных ИИИ» 1-ДОЗ.

Выполнение постановлений и предписаний должностных лиц, органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности

В установленные сроки

Ответственный за РБ

7 Перечень мероприятий, предусматривающих обоснование безопасности для человека и окружающей среды

РД 153-39.0-594-08 «Общий регламент по обеспечению радиационной безопасности на объектах подготовки нефти ОАО «Татнефть».

РД 153-39.0-593-08 «Технологический регламент по обеспечению радиационной безопасности при ремонте и демонтаже оборудования, сборе и реализации металлолома».

В соответствии с п.2.4. санитарных правил «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения. СП 2.6.1.1292-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, при производственном облучении природными источниками возникновение радиационных аварий практически исключено, а их возможные последствия незначительны.

8 Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством в области радиационной безопасности

— Акт инвентаризации источников ионизирующего излучения (ИИИ) и радиоактивных веществ (РВ);

— Радиационно-гигиенический паспорт предприятия (РГП);

— Форма 1 – ДОЗ — годовая форма федерального государственного статистического наблюдения “Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных ИИИ”;

— Форма №2 – тп — годовая форма федерального государственного статистического наблюдения “Сведения о наличии, поступлении и передаче РВ”;

При наличии на предприятии ЗРИ и/или ОРИ (закрытые и/или открытые радионуклидные источники:

— Форма ЗРИ – оперативная — “Сведения о передаче, получении, направлении на захоронение закрытых радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных”;

— Форма ОРИ – оперативная — “Сведения о передаче, получении, списании, направлении на открытых радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных”;

В соответствии с Условиями действия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

— Отчет о состоянии радиационной безопасности на радиационно опасных объектах.

9 Мероприятия, необходимые для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов

9.1 Организация и проведение периодических комплексных и целевых проверок, включающих:

— контроль выполнения требований ранее выданных предписаний надзорных органов;

— контроль достоверности отчетной информации о состоянии обеспечения радиационной безопасности;

— контроль организации и состояния учета, хранения радиоактивных веществ;

— контроль выполнения организационно-распорядительных документов ОАО «Татнефть»;

— организация и осуществление контроля за соблюдением требований радиационной безопасности, установленных санитарными правилами и действующей НТД ОАО «Татнефть»;

— организация и проведение радиационного контроля;

— контроль состояния физической защиты производственных объектов.

9.2 Организация радиационного контроля, включающего:

— Измерения мощности дозы гамма-излучения на рабочих местах;

— Измерения мощности дозы гамма-излучения на поверхности технологического оборудования;

— Измерения ЭРОА радона в рабочих зонах;

— Измерения мощности дозы гамма-излучения на границе мест временного размещения оборудования с ПРН;

— Индивидуальный контроль за дозой внешнего облучения.

9.3 Выполнение требований безопасного ведения работ:

— Наряды-допуски на проведение опасных работ;

— Протоколы проверки знаний правил безопасности и охраны труда;

— Журналы инструктажа на рабочем месте;

— Программа проведения инструктажа.

9.4 Рекомендуемые формы журнала измерения мощности дозы гамма-излучения, журнал учета нефтесодержащего сырья с природными радионуклидами (ПРН), журнала производственного радиационного контроля металлолома, акт о результатах (входного, выходного) радиационного контроля (металлолома, демонтированного оборудования) приведены в приложении А.

9.5 Перечень рекомендуемых приборов радиационного контроля приведен в приложении Б.

Рекомендованные формы документов

1 Рекомендуемая форма журнала измерения мощности дозы гамма-излучения

pozhobrazovanie.com

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О бухгалтерском учете и финансовой отчетности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)

Республики Казахстан

О бухгалтерском учете и финансовой отчетности

В оригинале оглавление отсутствует

Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Подпункт 1) изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

1) аккредитация — признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;

2) первичные учетные документы (далее — первичные документы) — документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;

Подпункт 3) изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее — организация по сертификации) — юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

См. Список аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров

В подпункт 4) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее — профессиональная организация) — некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

См. Список аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров

5) регистры бухгалтерского учета — формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

6) бухгалтерская организация — организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации;

Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V

6-1) дочерняя организация — организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как подконтрольная основной организации и представляет финансовую отчетность основной организации для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;

В подпункт 7) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.)

7) организации публичного интереса — финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

См.: Письмо Министерства экономического развития и торговли РК от 7 апреля 2010 года

Подпункт 8) изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

8) профессиональный бухгалтер — физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации;

9) сертификат профессионального бухгалтера (далее — сертификат) — документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;

См . Ответ Министра финансов РК от 3 марта 2011 года на вопрос от 9 февраля 2011 года № 68132 (e.gov.kz)

Подпункт 10) изложен в редакции Закона РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

10) депозитарий финансовой отчетности (далее — депозитарий) — электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилиированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом;

11) стандарт финансовой отчетности — документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее — национальные стандарты) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;

Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

13) международные стандарты финансовой отчетности (далее — международные стандарты) и международный стандарт финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (далее — международный стандарт для малого и среднего бизнеса) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V

13-1) основная организация — организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как контролирующая одну и более дочерние организации и представляет консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам;

14) уполномоченный орган — центральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — организации).

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

2. Индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;

2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.

При несоответствии одному из условий, указанных в настоящем пункте, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, указанным в настоящем пункте, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

См. письмо Налогового комитета МФ РК от 14.12.12 г. № НК-11/11288-И

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

3. Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V

3-1. Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

См. Ответ Министра финансов РК от 29 марта 2012 года на вопрос от 25 марта 2012 года № 133741 (e.gov.kz)

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

4. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Финансовые организации, специальные финансовые компании, исламские специальные финансовые компании осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c международными стандартами и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

5. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:

1) организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;

2) организации, указанные в пункте 3-1 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Статья 6. Система бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.)

3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее — руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.

До 1 января 2013 года по тексту статьи 7 слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика» в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V

Статья 7. Бухгалтерская документация

1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

См. Ответ Председателя НК МФ РК от 1 апреля 2010 года на вопрос от 8 марта 2010 года № 33936 (e.gov.kz)

2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

См. Ответ Министра финансов РК от 1 апреля 2009 года на вопрос от 25 марта 2009 года № 5850 (e.gov.kz) «Об акте сверки взаиморасчетов между двумя юридическими лицами»; Письмо НК МФ РК от 22 июня 2009 года № НК-06-19/5910

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;

7) идентификационный номер.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V

3-1. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

Статья 8. Организация бухгалтерского учета

1. Руководство или индивидуальный предприниматель:

1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.)

2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций.

Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.); Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

На ведомства Национального Банка Республики Казахстан и государственные исламские специальные финансовые компании действие подпунктов 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта не распространяются.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных исламских специальных финансовых компаний осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.

На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется.

К бухгалтерской организации приравнивается организация — член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров.

Статья 9. Руководитель бухгалтерской службы

Руководителем бухгалтерской службы (далее — главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.

Часть вторая статьи 9 введена в действие с 1 января 2012 года

На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер.

См. Ответ МФ РК от 31 мая 2011 года на вопрос от 6 мая 2011 года № 79574 (e.gov.kz)

Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов

1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

2. Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Хранение бухгалтерской документации

Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Тайна бухгалтерской информации

1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан.

Глава 3. Финансовая отчетность

Статья 13. Элементы финансовой отчетности

1. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Активы — ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Обязательство — существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Капитал — доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.

2. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Доходы — увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.

Расходы — уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.

См. Письмо НК МФ РК от 27 января 2010 года № НК-21-54/845

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

Статья 14. Оценка и учет элементов финансовой отчетности

1. Оценка элементов финансовой отчетности — определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

См. Письмо Национального Банка РК от 13.09.10 г. № 24408/746

Статья 15. Финансовая отчетность

1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введено в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)

3. Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, устанавливаются бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.

Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.

Финансовая отчетность организации публичного интереса подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером.

См. Письмо территориального НК № 1362

В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); изложена в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности

Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами и международным стандартом для малого и среднего бизнеса, опубликованными на казахском или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда международных стандартов финансовой отчетности.

Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Статья 18. Отчетный период

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

1. Отчетным периодом является период, за который организацией представляется финансовая отчетность.

Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.

Статья 19. Представление финансовой отчетности

1. Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.)

2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией;

Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V

4) своей основной организации, по отношению к которой они являются дочерними, в порядке, определяемом основной организацией, включая перечень, формы и сроки.

См. Ответ Председателя НК МФ РК от 14 сентября 2010 года на вопрос от 15 апреля 2010 г. № 37110 (e.gov.kz)

2. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V (см. стар. ред.);

3. Организации (кроме финансовых организаций, микрофинансовых организаций, специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг) представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV; Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V (см. стар. ред.)

3-1. Финансовые организации, микрофинансовые организации, специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, и исламские специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан.

4. В пределах срока, указанного в статье 18, учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.

Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V

4-1. Для обеспечения прозрачности и достоверности данных, включаемых в консолидированную финансовую отчетность, основная организация вправе определять порядок применения дочерними организациями единой учетной политики, инвентаризации имущества дочерних организаций, обесценения активов дочерних организаций и другие вопросы, связанные с прозрачностью и достоверностью данных финансовой отчетности дочерних организаций.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

5. Представление консолидированной финансовой отчетности производится в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 3-1 и 4-1 настоящей статьи.

6. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

См. перечень и формы годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций), утвержденные Приказом Министра финансов РК от 20 августа 2010 года № 422.

В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

7. По решению Правительства Республики Казахстан создается депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Глава 4. Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом.

Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

1-1. Правительство Республики Казахстан:

1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

2) утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

3) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

3-1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) (см. стар. ред.)

3-2) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) (см. стар. ред.)

4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введено в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.)

2. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.)

3. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.); Закона РК от 26.11.12 г. № 57-V (см. стар. ред.); Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях, микрофинансовых организациях, специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, исламских специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, Банке развития Казахстана, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним.

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

2) разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета;

См. постановление Правительства РК от 14 октября 2011 года № 1172 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан;

7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.)

9) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

10) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации;

В подпункт 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

11) разрабатывает и утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации;

Пункт 5 дополнен подпунктом 11-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V

11-1) утверждает правила проведения сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтера;

Пункт 5 дополнен подпунктом 12-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V

12-1) утверждает правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

13) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации;

14) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации;

Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.); Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) (см. стар. ред.)

16) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации;

17) утверждает положение о консультативном органе;

В подпункт 18 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

18) разрабатывает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

Пункт 5 дополнен подпунктом 18-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V; изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) (см. стар. ред.)

18-1) разрабатывает и утверждает перечень и формы годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций);

19) согласовывает форму сертификата;

Пункт 5 дополнен подпунктом 20 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV; изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

20) осуществляет государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и за деятельностью профессиональных организаций и организаций по сертификации;

21) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) (см. стар. ред.)

Пункт дополнен подпунктом 22 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

6. Национальный Банк Республики Казахстан:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V (см. стар. ред.); Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

1) для финансовых организаций и микрофинансовых организаций:

разрабатывает и утверждает стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

2) для дочерних организаций Национального Банка Республики Казахстан разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV (см. стар. ред.)

разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV

3-1) для исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

Пункт дополнен подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V; изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

3-2) для Банка Развития Казахстана разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

Пункт дополнен подпунктом 3-3 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V

3-3) для исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV (см. стар ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V (см. стар. ред.)

4) осуществляет контроль за соблюдением финансовыми организациями, микрофинансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Закон дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV

Статья 20-1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки и иных формах.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.); Закона РК от 29.10.15 г. № 376-V (введен в действие с 1 января 2016 года) (см. стар. ред.)

2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 21. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

2. В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

3. Консультативный орган вправе:

1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Консультативный орган обязан:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу;

2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.); Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

5. Профессиональная организация должна отвечать следующим разрешительным требованиям:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот профессиональных бухгалтеров;

2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов;

3) наличие системы повышения квалификации своих членов;

4) соответствие правилам аккредитации.

6. Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации.

7. Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

8. Профессиональная организация вправе:

1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции;

2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

5) участвовать в рассмотрении материалов по аккредитации организаций по сертификации.

9. Профессиональная организация обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилами аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу;

3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке;

4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов;

Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV

5) заключить соглашения о взаимодействии с одной или несколькими организациями по сертификации;

Пункт 9 дополнен подпунктами 6) и 7) в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (введены в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования)

6) требовать соблюдения бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

7) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения о нарушении бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья дополнена пунктом 10 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V

10. Организация по сертификации обязана:

2) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном порядке;

3) предоставлять информацию о принятых мерах по полному устранению нарушений и недостатков;

Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 12.11.15 г. № 393-V

4) проводить экзамены по экзаменационным модулям, соответствующим законодательству Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Статья 22. Условия сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры

1. Сертификация кандидатов в профессиональные бухгалтеры осуществляется организацией по сертификации.

2. Организация по сертификации осуществляет разработку, издание и распространение материалов по программам сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры, организует экзаменационный процесс.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V (см. стар. ред.)

3. Организация по сертификации должна отвечать следующим разрешительным требованиям:

1) наличие не зависимой от обучения экзаменационной системы;

2) наличие экзаменационных модулей, включающих обзор законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, системы их обновления;

3) наличие соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

4) соответствие правилам аккредитации, утвержденным уполномоченным органом.

Соблюдение требования о наличии соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями обязательно по истечении шести месяцев с момента выдачи свидетельства об аккредитации.

4. Допуск кандидатов в профессиональные бухгалтеры к участию на экзаменах для получения сертификата осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

5. Лица, сдавшие экзамены, получают сертификат единого образца по форме, согласованной с уполномоченным органом. Срок действия сертификата не ограничен.

См. ответ Министра финансов РК от 1 апреля 2010 года; см. ответ Министра финансов РК от 14 июня 2011 года

Статья 23. Лишение свидетельства об аккредитации

1. Уполномоченный орган принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации в случае, если:

1) в течение установленного правилами аккредитации срока профессиональная организация не делегировала своих представителей в состав консультативного органа;

2) систематически (более трех раз) в течение последних трех лет нарушала правила аккредитации;

3) предоставила заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности;

4) не устранила в течение двух месяцев причин, по которым вынесено предупреждение уполномоченного органа или наложены административные взыскания.

2. Профессиональная организация, организация по сертификации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

Статья 24. Внутренний контроль

1. Организации для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранности активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, вправе организовывать внутренний контроль.

2. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство.

3. Контроль государственных учреждений проводится государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Статья 26. Переходные положения

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.10.08 г. № 72-IV (см. стар. ред.)

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением части второй статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2012 года.

2. Документы, подтверждающие квалификацию профессионального бухгалтера и признанные уполномоченным органом, выданные до введения в действие настоящего Закона, действительны.

3. Индивидуальными предпринимателями и организациями, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, стандарты бухгалтерского учета применяются до введения в действие национальных стандартов.

4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 171; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст. 205; 1999 г., № 20, ст. 727; 2001 г., № 24, ст. 338; 2002 г., № 12, ст. 116; 2003 г., № 15, ст. 139; 2004 г., № 11-12, ст. 66; 2006 г., № 4, ст. 24; № 8, ст. 45).

consult-help.kz

Популярное:

  • Платиться ли налог с убытка УСН “Доходы” или “Доходы минус расходы” УСН “Доходы” или УСН “Доходы минус расходы” Что лучше? Поможет калькулятор. Тот кто переходит на УСН сам вправе выбирать объект налогообложения - 6% от доходов (C 2015 года ввели налоговые каникулы, […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Имеющих право на голосование голосов Центризбирком обнародовал данные подсчета 99% голосов: за Путина 76,65% По предварительным данным ЦИК, опубликованным после обработки 99% протоколов с избирательных участков, Владимир Путин набирает 76,65%, второе место у Павла Грудинина […]
  • А 100 что означает в правилах Правило 100 процентов поможет достичь любой цели Побороть вредные привычки, завершить начатые проекты, поставить несколько новых целей и обязательно их достичь — всё это можно сделать, если применить простое правило 100 процентов. Скажу […]
  • Алименты недвижимость Порядок уплаты алиментов Алименты предназначены для содержания несовершеннолетних детей, а также других нетрудоспособных членов семьи, которые нуждаются в финансовой помощи. В Семейном кодексе данному вопросу посвящен пятый раздел. […]
  • Какой налог на 306 лошадиных сил Транспортный налог по регионам. и какого хрена?! Расчитаем за 2010 год. Для примера возьмем, допустим, mercedes S500 2002 г.в. 306 л.с. Сумма транспортного налога к уплате за 2010 год для 6 регионов. 95. Чечня, Республика - 2448 руб. 05. […]
  • 1с авансы по налогу на прибыль Авансы по налогу на прибыль: отражать или нет? Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предусматривает возникновение у организации обязательств в виде ежемесячных авансовых платежей. Даты их внесения не совпадают ни с окончанием […]
  • Вакансии юрист москва с предоставлением жилья В Ленобласти полно вакансий и служебного жилья Оказывается, сейчас Ленобласть готова предложить горожанам немалое количество рабочих мест. Но петербуржцы об этом не знают. — Представьте, у нас долго не была занята вакансия менеджера с […]