Закон об образовании ст 75

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 75 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для образовательного законодательства. Однако, несмотря на то, что в законе N 3266-1 дополнительному образованию была посвящена самостоятельная статья 26 «Дополнительное образование», нормы о дополнительном образовании детей и взрослых в рамках рассматриваемой статьи значительным образом переработаны с учетом опыта обобщения соответствующего нормативного материала.

Часть 1 комментируемой статьи определяет широкий набор задач, решаемых дополнительным образованием от развития творческих способностей индивидов до организации их свободного времени. Из чего можно заключить, что цели получения дополнительного образования гораздо шире, чем иных его видов. Одна из задач, которую решает дополнительное образование, хотя она прямо и не обозначена в комментируемой норме, — это создание в стране системы непрерывного образования: требование времени, следствие развития научно-технического прогресса и обеспечения всеобщей занятости населения.

Отдельно в комментируемой норме определены задачи дополнительного образования детей. Это:

а) адаптация их к жизни в обществе;

б) профессиональная их ориентация;

в) выявление и поддержка у них выдающихся способностей.

Решение этих задач требует, чтобы содержание образовательных программ дополнительного образования отвечали, как минимум, двум условиям: учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи дополнительные общеобразовательные программы различаются как по содержанию, так и по объекту их применения. Так, общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых. А дополнительные профессиональные программы в сфере искусства, физкультуры и спорта рассчитаны на реализацию только для детей. С такой постановкой вопроса можно поспорить. Например, программа обучения рисованию за 1 час рассчитана на все возрасты обучаемых, а программа оздоровительной физкультуры — только для взрослых.

Часть 3 комментируемой статьи справедливо устанавливает, что в целом к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню их образования, если иное не обусловлено их (программ) спецификой. Действительно, дополнительная программа по освоению компьютера может быть реализована среди обучаемых, как минимум, обладающих знанием грамоты и элементарными профессиональными навыками.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает весьма либеральные требования к дополнительным общеразвивающим программам: их содержание и сроки обучения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. От себя добавим: если таковые имеются.

Тем не менее некоторые особенности реализации дополнительных профессиональных программ имеются (часть 5 комментируемой статьи). Они установлены частями 3-7 ст. 83 и частями 4-5 ст. 84 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

zakonobobrazovanii.ru

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Консультации юриста по ст. 75 Закона Об образовании в Российской Федерации

  • Ответ юриста:

Ответ: Вы ОБЯЗАНЫ ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА СВОЕГО РЕБЕНКА.
Во — первых, СМЕРIII абсолютно правильно отмечает, что практика подобных ОРМ используется. То есть, существуют механизмы противодействия защите прав несовершеннолетних. Нужно иметь опыт и специальные познания, чтобы справиться с противодействием.

1. Повторимся еще раз: сталкиваетесь с злоупотреблениями сотрудников ПО- обращайтесь за профессиональной защитой, «самолечением не занимайтесь». Кажущиеся очевидность нарушения прав и доступность способов защиты от нарушений — только иллюзии.

2. Переведем на язык права то, что Вы сообщаете. По требованию сотрудников милиции (надо выяснить данные) такого — то числа, в такое -то время, такие — то педагоги, растаких то школ, классов ПРОТИВ ВОЛИ несовершеннолетних (таких -то) УДАЛИЛИ с уроков (каких именно) следующих несовершеннолетних (год, место рождения, ФИО) — потерпевших ( для заявления в Следственный комитет при прокуратуре в РФ в энском регионе о возбуждении уголовного дела по признакам совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 302 УК РФ и ст. 286 Особенной части УК РФ ), заявителей (для жалоб) , истцов ( в иске к Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда по основаниям, предусмотренным ст. ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, п. 2 ст. 1070 ГК РФ, ст. 1069 ГК РФ, ст. 56 СК РФ, ст. 40 Конвенции о правах ребенка, ст. 75 УПК РФ, ст. ст. 5, 9, п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) . Данное обстоятельство МОГУТ ПОДТВЕРДИТЬ нижеследующие СВИДЕТЕЛИ (ФИО, год рожд, место жительства, законные представители) — Н/Л одноклассники. Ходатайствуем об вызове и допросе.
Поскольку УДАЛЕНИЕ с урока, нарушение права на образование, неприкосновенность личность, защиту (ст. 56 СК РФ) , волеизъявление были нарушены, то ПРЕПРОВОЖДЕНИЕ несовершеннолетних в отделение милиции ПРОТИВ воли несовершеннолетних и без информирования об этом законных представителей очевидно и не требует дополнительных доказательств.
Несовершеннолетние были доставлены ПОД предлогом их опроса (если ОРМ) , допроса (если следователь допрашивал) в качестве свидетелей по уголовному делу.
При этом, действительной целью было получение доказательств с нарушением федерального закона (недопустимых в силу ст. 75 УПК РФ) , поскольку доставлены Н/л были по принуждению, допрашивались не полностью дееспособные лица ( ст. 21 ГК РФ) с нарушением права на защиту ( ст.. ст. 56 СК РФ, ст. 191 УПК РФ) , то деяния сотрудников милиции не были направлены на исполнение служебного долга, но привели к причинению СУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА вреда правам и законным интересам несовершеннолетних, что подтверждается МЕДИЦИНСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ (заключением медико- социальной экспертизы) о возникновении СИТУАТИВНОГО невроза вследствие шока от противоправной стрессовой ситуации, которая была создана для Н/Л сотрудниками милиции.
Таким образом, имеется факт ПОНУЖДЕНИЯ несовершеннолетних свидетелей к даче показаний.
Тем самым нарушены конституционные гарантии защиты материнства и детства, гарантии предусмотренные ст. 40 Конвенции
о правах ребенка (15.09.1990 вступившей в силу и обязательной в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ для России) :
..свобода от принуждения к даче свидетельских показаний . ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об образовании», а также гарантии предусмотренные Семейным кодексом РФ.
Нарушена ст. 5 Закона об оперативно — розыскной деятельности, предусматривающая обязанность соблюдать права граждан, в т. ч. право на защиту.

3. Что касается поведения сотрудников ПРИ допросе или опросе, то эти обстоятельства можно излагать в жалобе в прокуратуру . в заявлении в СК при прокуратуре в РФ. В иске не стоит. пока факт не установлен, хотя показания УЖЕ потерпевших ДО допроса детей выглядят куда более убедительно, чем показания НАРУШИТЕЛЕЙ (как минимум) ПРАВ .
Отключались ли телефоны во время допроса? Были ли звонки во время допроса?
Продолжаем . Н/л понуждались к даче показаний против воли. Оконч-см. коммент

www.jurinspection.ru

Закон об образовании ст 75

Вам стало известно, что ваш коллега периодически является на уроки нетрезвым. Ваши действия?

Это не моё дело. И вообще это преподаватель другого предмета

Сразу же сообщу об этом директору

Выскажу коллеге всё, что о нем думаю, но только лично, с глазу на глаз

Дождусь ближайшего педсовета и вынесу этот вопрос на обсуждение

Я сам – тот «коллега»

Всего проголосовало: 68

Текущий номер

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Центр «Содействие» – сюда за помощью и советом едут родители детей с ограниченными возможностями здоровья, папы и мамы приемных детей Ростова Великого. Почему именно сюда? Ответ – в специальном репортаже Надежды Тумовой и Михаила Кузминского.

В этом году попытки апелляции по итогам ЕГЭ не очень порадовали желавших разобраться и повысить свои баллы. Кого-то из детей педагоги даже отговаривали: «Не ездите, баллы ведь можно и потерять»… Что же пошло не так? Свои предположения высказывают те, кто в этом году получил бесценный опыт отстаивания своей позиции.

Министерству высшего образования и науки и Рособрнадзору поручено реформировать порядок проведения государственной аккредитации вузов. Это решение поддерживают и сами ректоры: накануне они направили президенту письмо с просьбой изменить устаревшую систему госаккредитации. Что для этого нужно сделать в первую очередь? Размышляют наши эксперты.

Наши приложения

Дополнительное — значит важное

Цели дополнительного образования детей
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1 ст. 2). Дополнительное образование занимает важное место в структуре системы образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (гл. 2 ст. 10). Закон определяет цели дополнительного образования детей и взрослых:
— формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
— удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
— укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10 ст. 75). В законе есть два ключевых момента: дополнительное образование — единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования; в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2 ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Отсутствие требований к итоговой аттестации в системе дополнительного образования остро обозначает проблему обеспечения образовательных достижений обучающихся, обеспечения динамики индивидуальной успешности и позитивной социализации каждого обучающегося, трансляцию инновационных педагогических практик в области образовательных воспитательных технологий, обеспечивающих образовательные результаты. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Обучающиеся в системе дополнительного образования детей и взрослых — дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане без ограничений в возрасте. Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся — детей и взрослых.

Дополнительные образовательные программы
В законе определено: к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (гл. 2 ст. 12). В соответствии с этим положением в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ, сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл.10, ст. 75).

Образовательные организации дополнительного образования
Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым законом определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Закон определяет, что организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В соответствии с законом дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы) (гл. 2 ст. 23).
В действующем Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. №504, зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2012 г.) определены виды образовательных учреждений дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детства и юношества, станции юных натуралистов, детская экологическая (эколого-биологическая) станция, в которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области могут реализовываться в области искусств и спорта в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств); специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; детско-юношеских спортивных школах в соответствии с особенностями реализации программ и требованиями к ним, раскрытых в ФЗ. В настоящее время должны разрабатываться обеспечивающие нормативные акты.

Дополнительные программы в области искусства и спорта
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта включены в систему непрерывного образования на принципах непрерывности и преемственности этапов профессионального становления личности (гл. 11 ст. 83, 84).
Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования. Законом определено, что утверждение перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств осуществляет Министерство культуры РФ.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают:
1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам в соответствии с нормативными актами соответствующих министерств: культуры, спорта, образования и науки РФ. Эти федеральные государственные требования в области физической культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора на основе выявления индивидуальных способностей и физических данных. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются нормативными актами Министерства культуры, Министерства спорта и Министерства образования и науки РФ. Проекты нормативных актов в настоящее время должны быть в разработке.
Перечень типов образовательных организаций, в которых могут реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств:
в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
в образовательных организациях высшего образования.

В соответствии с гл. 6 ст. 60 ФЗ «Об образовании» выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

Дополнительное образование
в кадетских школах
В законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях (гл. 11 ст. 86). В законе обозначены общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «кадетская школа», в которых образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Сетевая форма реализации дополнительных программ
Новый закон определил сетевую форму реализации образовательных программ, которая распространяется и на дополнительные образовательные программы. Сетевая форма согласно ФЗ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ могут участвовать научные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, искусства и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренного соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (гл. 2 ст. 15). Отталкиваясь от направленностей дополнительных образовательных программ, можно спрогнозировать новые образовательные сети: научно-технические, физкультурно-спортивные, спортивно-технические, культурологические, эколого-биологические, художественно-эстетические и другие, в которые могут войти научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, учреждения спорта и физической культуры, ландшафтные парки и иные организации. Для включения в сетевую форму у образовательной организации дополнительного образования должны быть концепция и программа развития, высокая мотивация к разработке и развитию программ, ориентированных на современные образовательные потребности, ведь сетевая форма должна осуществляться на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов социального партнерства и сотрудничества.

Лариса ЛЬВОВА, кандидат педагогических наук

www.ug.ru

Статья 75 Конституции РФ

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Статье 75 Конституции РФ

1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

Положения комментируемой статьи развиваются в Законе о ЦБ РФ. В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.

Закон о ЦБ РФ предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29). Гражданский кодекс содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).

Пункт 4 ст. 4 Закона о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. В настоящее время в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Она используется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины, предусмотрены в указанном Законе.

Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета. Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится лишь при недостаточности средств на рублевых счетах. В этом случае взыскание налога производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты; при взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).

Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008), который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном Законом (ст. 6, 10).

Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляется ЦБ РФ монопольно (п. 2 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований) и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ).

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать: установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31), обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).

Анализ комментируемой статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что ЦБ РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти)*(928).

В соответствии с Законом о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее ЦБ РФ по характеру своей деятельности прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.

Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.

На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Понятия «система налогов» не может быть сведено к понятиям перечня или совокупности налогов. Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Так, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (пп. 1 п. 4 ст. 340 НК).

Установление налогов в виде системы обеспечивает соблюдение принципа соразмерности налогообложения. Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет данному принципу особое значение, указывая на то, что налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией, ее ст. 34, 35 и др. (Постановление от 04.04.1996 N 9-П*(929). Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь, к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов, что продиктовано природой данного налога, а также принципом соразмерности налогообложения.

При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются.

Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный Кодекс предусматривает не только систему налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (о федеральных, региональных и местных налогах и сборах см. комментарий к ст. 57).

Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Так же и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований. Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.

Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.

Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов, взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.

Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны публичных интересов (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).

Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются в НК. Согласно НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются в п. 3 ст. 12 НК.

Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).

Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.

4. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому ст. 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются Российская Федерация и ее субъекты: государственные займы — это договоры, займодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Применительно к государственным займам комментируемое конституционное положение употребляет термин «выпуск». Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК, договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ. Вопросы государственного и муниципального заимствования регулируются главным образом в ст. 103 («Осуществление государственных и муниципальных заимствований») и 104 («Заимствования и гарантии субъектов РФ, муниципальных образований в иностранной валюте»). В соответствии с положениями пп. 4 и 6 ст.103 БК только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права. Если учитывать, что отношения по привлечению иностранных займов регулируются нормами гражданского права, то подобное ограничение имеет свое конституционное оправдание: в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме того, допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось, имеет интегративную направленность в регулировании федеративного устройства. Однако субъекты РФ обладают правом привлечения займов от иностранных банков в порядке, установленном Правительством РФ, а также выпускать внешние облигационные займы в соответствии с БК РФ и Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (абз. третий п. 6 ст. 103 и п. 1 ст. 104).

Не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции и займы, выпускаемые органами местного самоуправления, хотя они и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 N 540-О*(930).

Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов. Поэтому она имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Данное конституционное требование реализовано в ГК, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).

constrf.ru

Популярное:

  • Правило no 83 еэк оон Правила ЕЭК ООН N 83 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей" (с изменениями и […]
  • Прокурор г барнаула XIX век – «Золотой век» русской культуры!. Литература. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемshk-p.narod.ru Похожие презентации Презентация на тему: " XIX век – «Золотой век» русской культуры!. Литература." […]
  • Приказ на возврат отпускных при увольнении Сотрудник, отгуляв отпуск авансом, написал заявление на увольнение. Необходимо ли удержать с работника сумму, превышающую 20% от выплачиваемой работнику суммы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В данном случае работодатель […]
  • Законы по серверам Операторов могут начать наказывать за хранение персональных данных российских граждан на зарубежных серверах С предложением дополнить ст. 13.11 КоАП об ответственности за нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № […]
  • Статья 244 ук рф с комментариями 1. Объектом преступления является общественная нравственность.2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их […]
  • Предостережении прокурора Предостережение как правовое средство (В. Панченко, И. Макарчук, "Законность", N 6, июнь 2013 г.) Предостережение как правовое средство Правовые средства представляют собой институциональные явления правовой действительности, воплощающие […]
  • Страховые взносы в 2018 году для ип на патенте за работников Налоги и взносы для ИП в 2018 году: что нового? К основным нововведениям, затрагивающим ИП в новом 2018 году, относится изменение порядка расчета и размера фиксированных страховых взносов, введение налоговой амнистии, увеличение […]
  • О реализации полномочий органами местной власти 26 сентября 2017 года вступили в силу изменения в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 "О противопожарном режиме". МЧС России […]