Закон идентификации личности

О требованиях российского законодательства к идентификации физических лиц при операциях с наличной иностранной валютой

Изучение ряда комментариев, появившихся в преддверии вступления в силу указанного Федерального закона и касающихся вопроса идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (абзац 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), показало необходимость подготовки дополнительного комментария.

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые эксперты приходят, как представляется, к ошибочному выводу о том, что с 18 июня 2004 года при покупке иностранной валюты гражданину России не требуется предъявлять какие-либо документы, удостоверяющие его личность, в первую очередь — паспорт.

Необходимо учитывать последнюю редакцию Федерального закона о ПОД/ФТ

С одной стороны, законодатель недвусмысленно указывает на недопустимость установления требования об идентификации личности физического лица при совершении сделок купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. С другой — необходимо учитывать, что такой подход рассматривается лишь в качестве общего правила, установленного Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» для такого рода операций. При этом законодатель оговаривает альтернативу, в соответствии с которой исключения из этого общего правила могут быть предусмотрены федеральными законами.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Федеральный закон о ПОД/ФТ). Федеральный закон о ПОД/ФТ указывает на обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в таких организациях (подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона о ПОД/ФТ). При этом уполномоченные банки (в широком смысле являющиеся кредитными организациями), только через которые и могут производиться операции купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в соответствии со статьей 5 Федерального закона о ПОД/ФТ относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Возникает необходимость в понимании того, кого законодатель рассматривает в качестве лица, находящегося на обслуживании в кредитной организации, а также каким образом толковать термин (что понимать под термином) «находится на обслуживании».

С этой целью представляется целесообразным осуществить краткий сравнительный анализ правовых норм в отношении требований по идентификации, действовавших в первоначальной редакции Федерального закона о ПОД/ФТ (вступил в силу 1 февраля 2002 г.) и соответствующих правовых норм с учетом Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» (вступил в силу 3 января 2003 года).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 первоначальной редакции Федерального закона о ПОД/ФТ обязанность по идентификации у кредитной организации возникала лишь в случае, если:

1) совершаемая субъектом операция с денежными средствами или иным имуществом относилась к операциям, подлежащим обязательному контролю (исчерпывающий перечень таких операций указан в ст. 6 Федерального закона о ПОД/ФТ);

2) субъект обратился в кредитную организацию для открытия банковского счета (банковского вклада) (в терминологии Федерального закона о ПОД/ФТ — для открытия счета (депозитного вклада));

3) с учетом нормы пункта 3 статьи 7 первоначальной редакции Федерального закона о ПОД/ФТ в отношении операции субъекта в результате реализации кредитной организацией собственных правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, независимо от того, относится или не относится эта операция к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Применительно к операциям покупки или продажи наличной иностранной валюты следует сделать вывод, что субъекты, осуществлявшие такие операции, подлежали идентификации в вышеуказанных случаях (1) и (3), поскольку применительно к случаю (1) операции покупки или продажи наличной иностранной валюты, если они совершаются на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, являются операциями, подлежащими обязательному контролю, а применительно к случаю (3) в отношении такой операции при определенных обстоятельствах могут возникнуть подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, если бы мы имели дело ко дню вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с первоначальной редакцией Федерального закона о ПОД/ФТ, утверждения ряда экспертов о проведении физическими лицами операций купли-продажи наличной иностранной валюты на сумму до 600 000 рублей без их идентификации со стороны уполномоченных банков было бы справедливым. Возможно предположение, что именно такая конструкция и задумывалась законодателем, поскольку работа над проектом Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» началась задолго до вступления в силу Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”».

Обменные пункты по-прежнему обязаны идентифицировать физическое лицо

Необходимо обратить внимание на то, что сфера применения указанной нормы не ограничена ни по субъектному составу участников операции, ни по ее размеру, ни по ее характеру. С учетом изложенного следует сделать вывод, что под лицом, находящимся на обслуживании в кредитной организации, следует понимать любое лицо, которое обратилось к ней за получением услуги в рамках либо банковских операций, осуществляемых кредитной организацией на основании части 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и выданной ей Банком России лицензии на осуществление банковских операций, либо в рамках иных операций, осуществляемых кредитной организацией на основании части 2 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При этом кредитная организация должна проводить как идентификацию лиц, которые обращаются к ней для установления длящихся правоотношений (в том числе на основании договоров банковского счета, банковского вклада, кредитного договора, договора финансовой аренды (лизинга), договора финансирования под уступку денежного требования, договора аренды банковских ячеек (сейфов), договора доверительного управления имуществом, депозитарного договора, других долгосрочных договоров), так и лиц, которые обращаются в кредитную организацию за получением услуги разового характера (включая операции купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте).

При анализе норм, касающихся идентификации лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, необходимо учитывать также то немаловажное обстоятельство, что Федеральным законом № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, был распространен на систему противодействия финансирования терроризма. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона о ПОД/ФТ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон такой операции являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом о ПОД/ФТ порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо одной из сторон такой операции является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо одной из сторон такой операции является физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

При этом анализ конструкции статьи 6 Федерального закона о ПОД/ФТ позволяет сделать вывод, что указанные операции подлежат обязательному контролю независимо от того, на какую сумму они проводятся. Толкование же нормы части 2 статьи 11 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому физические лица, осуществляющие операции купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков, не подлежат идентификации, приведет к тому, что лица, признанные в порядке, определенном Федеральным законом о ПОД/ФТ, экстремистами либо связанными с экстремистами лицами, смогут осуществлять указанные операции без контроля со стороны государства. Вместе с тем очевидно, что такой подход не может быть признан правильным как с точки зрения необходимости государственного контроля за операциями указанных выше лиц, так и с учетом изложенного выше толкования соответствующих норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федерального закона о ПОД/ФТ.

Возможно, что указанные выше или близкие к ним рассуждения привели к тому, что изданная Банком России в целях исполнения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» прямо указывает на то, что операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица (п. 4.5 Инструкции). При этом при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обменные пункты обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» (п. 4.6 Инструкции).

В заключение следует обратить внимание на те документы, которые по общему правилу должны использоваться уполномоченными банками в целях идентификации физического лица при проведении им операций купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте:

— для граждан Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации, общегражданский заграничный паспорт, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего или военный билет, а также иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации;

— для иностранных граждан: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

— для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации: вид на жительство в Российской Федерации;

— для иных лиц без гражданства: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство, иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;

— для беженцев: свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, удостоверение беженца.

www.reglament.net

Законопроект об идентификации в мессенджерах: какие требования выдвинули депутаты

Государственные рассылки, блокировки, запрет на незаконные сообщения и другие положения документа.

24 мая 2017 года депутаты от «Единой России» и КПРФ внесли в Госдуму законопроект об обязательной идентификации пользователей мессенджеров, в котором перечисляются требования, предъявляемые к владельцам интернет-сервисов.

На кого распространяется закон

Документ дополняет уже существующий федеральный закон №149-ФЗ об организаторах распространения информации (ОРИ) и вводит понятие «организатор распространения информации, обеспечивающий предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями» или же сокращенно «организатор обмена мгновенными сообщениями».

Из текста законопроекта следует, что к ним относятся онлайн-сервисы и приложения, предназначенные для приема, передачи и обработки сообщений между интернет-пользователями.

Согласно документу в его нынешнем виде, мессенджеры — это новый вид ОРИ. Определять, какие сервисы попадают под действие закона, предстоит Роскомнадзору. Как и в случае с ОРИ, ведомство будет добавлять проекты в специальный реестр после получения от владельцев нужной чиновникам информации.

Пока неизвестно, будет ли создаваться отдельный перечень для мессенджеров или они будут в общем реестре ОРИ. Но уже сейчас из-за отсутствия четкой формулировки ОРИ может считаться практически любой сайт или сервис, предоставляющий пользователям возможность коммуницировать друг с другом.

Обязанности мессенджеров

Организатор обмена мгновенными сообщениями обязан ограничивать по требованию Роскомнадзора спам, а также сообщения, «содержащие информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации». Эта же норма распространится и на обычных ОРИ. Как именно будет выявляться подобная информация, в законопроекте не уточняется.

На мессенджеры накладывается обязательство по работе только с идентифицированными пользователями. Установление личности осуществляется с помощью номера мобильного телефона. Владельцам сервисов также для своей работы предстоит заключить договоры об идентификации с операторами связи.

Кроме того, от мессенджеров потребуется организация технической возможности отказа одних пользователей от получения сообщений других пользователей и возможность рассылки сообщений по инициативе госорганов.

В законопроекте также присутствует пункт о требовании обеспечивать конфиденциальность передаваемых сообщений. Как одновременно будет обеспечиваться конфиденциальность и защита от рассылки незаконных сообщений, неизвестно.

Что грозит за невыполнение обязательств

Если мессенджер не будет выполнять требования закона, ему грозит блокировка. В законопроекте указывается, что доступ может быть ограничен операторами связи по требованию Роскомнадзора. При этом ведомству необходимо «вступившее в законную силу решение суда, полученное по системе взаимодействия».

Также депутаты внесли в парламент законопроект о штрафах за невыполнение новых норм. Для граждан санкции составят от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 800 тысяч до 1 млн рублей.

В случае принятия закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

vc.ru

Закон идентификации личности

Идентификация клиента онлайн и офлайн: как устроен закон об обязательной проверке личности

Удалённую идентификацию и верификацию внедряют уже не только крупнейшие российские и глобальные организации — авиакомпании (United, EasyJet) или сервисы совместного потребления (Airbnb), но и сравнительно небольшие фирмы — финтех индустрия (Tokenbox, Zerion), каршеринги и райдшеринги (YouDrive, BeepCar). Рассказываем, что такое и зачем нужна проверка документов, удостоверяющих личность, и другие способы верификации онлайн.

Что такое удалённая идентификация

По закону 115-ФЗ компания обязана идентифицировать клиента перед любой финансовой операцией с ним. Цель введения таких процедур — борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма.

  • полное имя,
  • гражданство,
  • дата и место рождения,
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  • Какие типы данных требует подтверждать закон:
  • банки;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • ломбарды;
  • букмекеры;
  • финтех-компании и пр.

Юридическая сила: упрощённая идентификация и полная

Существует два типа идентификации — упрощённая и полная. Они отличаются глубиной проверки и перечнем сведений, которые обязана проверить компания.

Упрощенная идентификация клиента относится только к операциям частных лиц на сумму до 15 000 рублей и не предполагает уточнения информации о связанных с ним контрагентах. Не потребуется клиенту и раскрывать данные о целях своей деятельности и проведения конкретной финансовой операции. Упрощенную идентификацию можно проводить в электронном виде по цифровым копиям документов без физического присутствия пользователя. Это сильно упрощает процесс как для организации, так и для самого клиента.

Что еще регламентирует закон об упрощенной идентификации: человек не должен вызывать подозрений, а смысл финансовой операции должен быть прозрачным, то есть не должен вызывать подозрений, что цель упрощенной идентификации заключается в избежании расширенной проверки.

Для полной идентификации клиента обязательно его личное присутствие и наличие оригиналов документов или нотариально заверенных копий.

Тема удалённой идентификации клиентов, KYC и AML-процессов тонкая и сложная, поскольку очень быстро меняются технологии и законодательство. Если вы хотите, чтобы ваши процессы работали как часы, задумайтесь об автоматизации. Мы готовы обсудить: [email protected]

sumsub.ru

«Большой брат» пришёл: Сквозная идентификация граждан антиконституционна

Россия приступает к созданию интегрированных баз данных, содержащих персональные сведения граждан, после того, как Германия, Франция и Англия уничтожили подобные базы данных через несколько лет эксплуатации

Москва, 17 февраля 2018, 13:27 — REGNUM Резолюция родительской и патриотической общественности по итогам круглого стола «Сквозная идентификация и информационная безопасность общества» 13 февраля 2018 года, Москва

Представители родительских, патриотических организаций, в том числе Информационно-правозащитного центра «Иван-чай», Ассоциации родительских комитетов и сообществ, Общественного Уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, патриотического движения «Сорок Сороков», партии «Великое Отечество», Всероссийской общественной организации «Много деток — хорошо», Автономной некоммерческой организации «Православная семья», нескольких епархий Русской Православной Церкви провели круглый стол в Общественной палате Российской Федерации на тему «Сквозная идентификация и информационная безопасность общества» (далее — круглый стол, мероприятие).

Мероприятие инициировано в качестве реакции на планы Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по внедрению в законодательство и правоприменение сквозного идентификатора личности.

Участники круглого стола заслушали доклады экспертов общественных организаций, представителей научного сообщества, практикующих юристов, клириков Русской Православной Церкви, обсудили правовую базу, направленную на внедрение сквозной идентификации личности и приняли следующую резолюцию с рекомендациями органам власти Российской Федерации.

Суть проекта сквозной идентификации заключается в присвоении каждому гражданину номера (личного кода, электронного идентификатора), который будет своеобразным ключом для доступа к полному досье с информацией о человеке из различных информационных баз, формируемых в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности.

Докладами, озвученными на круглом столе, доказано планомерное формирование юридической базы для системы тотального электронного контроля за всеми гражданами. Так, уже создана юридическая база для контроля за здоровьем граждан в системе, которая будет аккумулировать детальную информацию о здоровье всех россиян и об их взаимодействии со сферой здравоохранения, включая платную медицину (Единый государственный реестр в сфере здравоохранения). Создается Единая государственная информационная система социального обеспечения, которая будет аккумулировать в электронном виде всю информацию по фактам оказанной социальной поддержки, по взаимодействию граждан со сферой социальной защиты и использует номер СНИЛС (без имени гражданина) для персонификации и поиска информации по базе в отношении конкретного человека. Формируются базы данных в сфере образования, направленные на тотальный ежедневный электронный контроль за обучением граждан. 28 июля 2017 года утверждена программа «Цифровая экономика» (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р), которая представляет собой проект по формированию глобальной системы обработки всех персональных данных всех граждан РФ и развитие искусственного интеллекта. Данная программа предусматривает тотальный электронный контроль во всех областях, в том числе в сфере образования и трудовой деятельности. В частности, предусмотрено внедрение и закрепление открытого формата персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих полную запись учебно-трудовой деятельности, с возможностью обмена указанной информацией между работодателями. В имущественной сфере при регистрации прав на недвижимость введено применение СНИЛС при оформлении прав собственности.

31.12.2017 года президентом РФ подписан Федеральный закон Российской Федерации № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон вводит Единую биометрическую систему (ЕБС), легализует сбор и передачу персональных данных граждан РФ государственными органами, банками и иными организациями в ЕБС и в Единую систему идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных системы, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА). При этом законом передаются неограниченные полномочия по составу собираемых сведений и их фиксированию в ЕБС и ЕСИА Правительству Российской Федерации, а также Центральному банку Российской Федерации. Следует заострить внимание на том, что закон касается не только финансовых услуг, как сообщается в средствах массовой информации, он охватывает абсолютно все сферы жизнедеятельности граждан — взаимодействие граждан с государственными органами, банковскими и небанковскими организациями, перечень которых может быть расширен по закону до бесконечности.

К 2020 году программой «Цифровая экономика» запланировано «создание системы центров обработки данных, обеспечивающей обработку всех данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории РФ». Вышеупомянутые информационные системы по законодательству являются интегрируемыми. Такое регулирование означает, что введение сквозного идентификатора личности создаст возможность практически одномоментного сбора полного досье информации на человека и его семью, вплоть до биометрических данных и иной самой личной информации.

Участники круглого стола обратили внимание на то, что внедряемая программа прямо противоречит Поручению Президента Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года, в котором сказано:

«В целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации обеспечьте внесение изменений в федеральные законы, предусмотрев следующие принципы обработки данных в государственных информационных системах:

минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач;

декларирование и согласование порядка обработки персональных данных с целями их обработки;

хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту возникновения таких данных…

Срок — до 1 декабря 2017 года».

Однако программой «Цифровая экономика» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации№ 1632-р) запланировано достижение прямо противоположных целей, и даже «создание общей цифровой среды доверия на пространстве ЕАЭС, а также общей политики по созданию такой среды доверия с другими государствами и интеграционными объединениями» . Из чего можно заключить, что планируется опасное выстраивание номерной идентификации субъектов с обработкой всех их персональных данных в мировом масштабе.

Докладчики представили материалы правоприменительной практики, которые уже в настоящее время свидетельствуют о массовых нарушениях прав граждан в связи с внедрением системы электронных государственных услуг, в частности, о принуждении к использованию электронной формы госуслуг, к широкомасштабному сбору и обработке персональных данных, к получению и использованию страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора личности в самых различных сферах, которые не соприкасаются с реализацией пенсионных прав граждан, ради которой по закону было декларировано внедрение СНИЛС. Все более широко распространяются различные ограничения и шантаж в отношении граждан, не разрешающих обработку персональных данных в сфере госуслуг, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Формирование системы сбора и обработки персональных данных граждан с использованием сквозного идентификатора личности признано участниками круглого стола нарушением многочисленных статей Конституции Российской Федерации о правах граждан, фактически отменой положения о неприкосновенности частной жизни (статья 23), о достоинстве личности (статья 21), о свободе вероисповедания (статья 28).

Экспертами отмечено, что формируемая система подрывает запрет, предусмотренный частью 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» («Принципы обработки персональных данных»):

«Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой».

Это правило обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. В случае внедрения сквозного идентификатора к интегрируемым базам со всеми данными о личности обозначенный механизм будет полностью уничтожен.

Построение обсуждаемой системы в силу доступности детальной информации обо всех гражданах страны внешним недоброжелателям при любом взломе системы (что высоко вероятно) единодушно признано участниками мероприятия серьезной угрозой национальной безопасности и суверенитету страны.

Клирики Русской Православной Церкви указали на существующую позицию Архиерейского собора, который признал недопустимым принуждение граждан к использованию электронных идентификаторов личности, обратили внимание на опасность нарушения духовных прав и свобод личности и уже существующую дискриминацию по религиозным убеждениям, о чём неоднократно высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кроме того, Патриарх обращался по данному вопросу к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. В ответ на обращение было издано письмо Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 22.01.2014 №А6−403, в котором указано:

«Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы…».

Тем не менее православные граждане, отказывающиеся от электронной формы обработки персональных данных, не принимающие номерные знаки для идентификации личности (ИНН, СНИЛС), на практике все чаще сталкиваются с отказами в реализации конституционных прав.

Участники мероприятия обратили внимание на западный опыт, который доказывает неприемлемость внедряемого в России проекта. В частности, такие страны как Германия, Англия, Франция отказались от введения сквозных номерных идентификаторов личности. В Англии система Национального регистра граждан с их персональными данными и номерными картами стоимостью 5,4 млрд фунтов стерлингов была создана в 2006 году, однако в 2010 году полностью уничтожена, поскольку было признано, что данная система нарушает основополагающие права и свободы граждан и имеет неуправляемые нарушения конфиденциальности.

Вместе с аналитическими выводами в материалах круглого стола представлены предложения по изменению законодательства, а также направления для разработки таких предложений.

Участниками круглого стола рекомендовано:

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Разработать и внести в законодательство норму о запрете идентификации граждан путем присвоения гражданам единого номера (сквозного идентификатора). При этом следует рассмотреть вопрос о внесении запрещающей нормы в Конституцию Российской Федерации (на примере Конституции Португалии, согласно пункту 5 статьи 35 которой: «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер»), поскольку внедрение номерной идентификации приведет к нарушению многочисленных конституционных прав граждан.

2. Разработать и внести в законодательство нормы:

о допустимости использования исключительно локальных информационно-справочных массивов персональных данных на нижнем уровне сбора этих данных (в налоговых органах, поликлиниках, учебных заведениях и др.), исключающих передачу персональных данных третьим лицам без добровольного письменного согласия граждан;

запрещающие интеграцию информационных баз, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

3. Разработать и внести в законодательство нормы об ответственности должностных лиц, принуждающих граждан к электронной обработке персональных данных, в том числе с применением угроз в отказе от предоставления государственных или муниципальных услуг.

4. Разработать законопроекты, реально гарантирующие получение государственных и муниципальных услуг гражданами, отказавшимися от обработки персональных данных.

5. Разработать и внести в законодательство нормы об ответственности должностных лиц, отказавших в оказании государственных или муниципальных услуг по причине отказа гражданина от обработки персональных данных.

6. Разработать законопроект об отмене Федерального закона Российской Федерации № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 декабря 2017 года.

7. Разработать законопроект об ответственности банков за незаконное ограничение оборота наличных денежных средств, в том числе, за уклонение от приема платежей от физических лиц в наличной форме.

8. Исключить из Федерального закона Российской Федерацииот 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нормы, которые предусматривают внесение в реестр прав на недвижимость сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, и дополнить нормой о ликвидации из указанного реестра ранее внесенных сведений об указанных номерах.

ЦЕНТРАЛЬНОМУ БАНКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

9. Издать нормативный акт для банков о недопустимости служащих банков и самих банков незаконно ограничивать оборот наличных денежных средств.

10. Выступить с инициативой закрепления законодательных гарантий сохранения возможности расчетов в наличных денежных средствах и о введении ответственности, вплоть до уголовной, за навязывание банковских услуг и незаконное принуждение к безналичным расчетам.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

11. Привести нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие широкомасштабный сбор персональных данных, в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

12. Прекратить бюджетное финансирование и реализацию антиконституционной Программы «Цифровая экономика», утвержденной 28 июля 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №1632-р, направленной на полномасштабный электронный сбор и обработку всех персональных данных граждан Российской Федерации, внедрение биометрической, сквозной идентификации личности.

13. Разработать проект нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации об исключении нормы о создании единого регистра граждан, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации №977 от 28.11.2011.

14. Пересмотреть положения приказа Минздрава Российской Федерации от 10 августа 2017 года №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» в целях исключения правила о передаче информации о результатах медосмотров на единый интернет-портал Минздрава Российской Федерации, а также в целях восстановления возможности для обучающихся всех возрастов проходить краткие медицинские ежегодные осмотры педиатра (ранее называвшиеся «периодическими») для получении справки о состоянии здоровья и обеспечения права на образование.

15. Отменить ведомственные инструкции Минобрнауки, которые предусматривают, вопреки Федеральному закону Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ принудительный перевод образовательных учреждений на электронные дневники. Обязать Минобрнауки гарантировать родителям соблюдение их права на оценку успеваемости учащихся в традиционной форме с использованием бумажных дневников.

16. Обязать Минобрнауки прекратить внедрение цифровых технологий в образовательный процесс без учета мнения родителей.

17. Обязать Минобрнауки принять правовые акты с целью обеспечения допуска к образованию, в том числе к поступлению в высшие учебные заведения, граждан, отказавшихся предоставить согласие на обработку персональных данных, в частности, при прохождении государственной итоговой аттестации.

18. Обязать министерства и ведомства внести изменения в нормативно-правовые акты с целью гарантировать право граждан беспрепятственно получать государственные и муниципальные услуги в случае отказа от предоставления согласия на обработку персональных данных, в том числе в случае отсутствия и (или) отказа от предоставления СНИЛС и ИНН, обеспечить указанное право необходимыми юридическими актами, техническими возможностями и разъяснением прав граждан, в частности, внести соответствующие изменения в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.11 №158н в редакции от 11.01.2017 года, содержащие дискриминационное обязательное требование о предъявлении гражданином СНИЛС для страхования в системе обязательного медицинского страхования.

КОНТРОЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19. Обратиться в Правительство Российской Федерации с запросом о статусе исполнения поручения Президента В.В. Путина Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву от 26 апреля 2017 года по изменению законодательства в целях минимизации состава обрабатываемых персональных данных; декларированию и согласованию порядка обработки персональных данных с целями их обработки, внедрению хранения персональных данных в электронном виде по месту возникновения данных и др. со сроком исполнения 1 декабря 2017 года.

regnum.ru

Популярное:

  • Приказ 80 от 2007 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2007 г. N 278 "О внесении изменений в Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. […]
  • Субсидии для госслужащих 2018 Единовременная субсидия на приобретение жилья госслужащим в 2018 году Единовременная субсидия на приобретение жилья федеральным государственным служащим предоставляется на основании Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О […]
  • Приказ минюста рф 205 от 03112005 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205"Об утверждении Правил […]
  • Снятие с регистрационного учета бывшего мужа исковое заявление исковое заявление о снятии с регистрационного учета В Бутырский районный суд г. Москвы. Соистец: Грушевская Екатерина Андреевна. Соистец: Иванова Александра Петровна. Адрес: г. Москва, ул. Дубровская, д. 18, корпус 2, кв. 53. Телефон: 8 […]
  • Бухгалтерский учет налога с оборота Бухгалтерский учет налога с оборота «Talros-Audiit» Роберта Хирви НАЛОГ С ОБОРОТА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ (8 июля 2004 года) ДОХОД С ПРОДАЖ (РЕАЛИЗАЦИЯ) И ОБОРОТ В ЗНАЧЕНИИ ЗАКОНА О НАЛОГЕ С ОБОРОТА (СОВПАДЕНИЕ И […]
  • Закон рф 102-фз об обеспечении единства измерений Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 […]
  • Ст 120 ук рф практика Статья 120 УК РФ. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации 1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, - 2. То же […]
  • Заявка о предоставлении субсидий Постановление Правительства РФ от 13 марта 2015 г. N 220 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на […]