Сочинение спор поколений в грозе

Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.

В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.

Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.

Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.

sochin.net

Сочинение на тему Конфликт старого и нового в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно

­Конфликт старого и нового

Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой. Автор просто передал общественные настроения второй половины 19-го века, когда на смену старым устоям болезненно и медленно приходили новые.

В драме «Гроза» описывается маленький провинциальный городок, жители которого главной ценностью в жизни считают деньги и беспрекословно подчиняются тем, у кого они есть. Городом управляют такие богатые купцы как Дикой и Кабаниха. Они являются представителями старшего поколения и представлены с самой худшей стороны. Автор показал, как их жестокость и деспотизм воздействовали на окружающих. Савел Прокофьевич любил недоплачивать подчиненным, угнетать родных и просто бесчинствовать, за что его в городе называли самодуром. Человек для него что червяк: «захотел – раздавил, захотел – помиловал».

Еще хуже обрисован образ Кабанихи (Кабановой Марфы Игнатьевны). Это богатая вдова, которая своей авторитарностью давно подавила не только рабочих, но и собственных детей. Её интересует только беспрекословное подчинение. Ради достижения своих целей она готова надеть маску добродетели и притворятся набожной. В результате под видимым благочестием и соблюдением старых традиций прячутся нетерпимость, злоба и жестокость. Большинство персонажей, описанных в драме, боятся перечить этим «хозяевам мира». Они предпочитают также притворяться и лицемерить, лишь бы не проявлять силу характера.

Единственным сильным человеком в этом «темном царстве» показана невестка Кабанихи – Катерина. Она представитель «нового» в произведении и тот самый проводник, который пошатнет положение деспотов в их патриархальной среде. Даже Борис, человек неглупый и образованный, позволяет дядьке тиранить себя. В купеческом мире нормой становятся жестокие, человеконенавистнические отношения. Вырваться из этого замкнутого круга никто не может, а Катерине это удается самым печальным образом. Не выдержав осуждения домочадцев и отстранения Бориса, она бросается в Волгу. Её самоубийство становится протестом против установленных нравов патриархального города.

На самом деле в драме показан конфликт изжившего себя старого с новым, молодым веянием и стремлением к свободе. Узнав о любви Катерины к Борису, Кабаниха говорит сыну: «Куда воля-то ведет!» Для нее проявление любых искренних чувств это бесстыдство, а вот кланяться прилюдно мужу в ноги и демонстрировать фальшивые слезы, это идеал к которому нужно стремиться. Кабаниха не хотела и не могла осознать обреченность своих воззрений. В глубине души и она, и Дикой понимали, что их время уже прошло, но сдавать позиции не хотели. Однако смерть Катерины пошатнула их авторитет в обществе, таким образом, заложив фундамент для новых порядков.

www.sdamna5.ru

конфликт поколений (Островский А. Н.)

Русские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви ,смысле жизни,культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме «Гроза»?

В драме «Гроза» как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых,Марфа Игнатьевна обладает сильным и влаственным характером,женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям.

Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи.Сын ее Тихон,муж Катерины, ни в чем не смеет перечить матери,он не пытается не только с ней спорить , но даже не делает попыток защитить жену ,которую постоянно,днем за днем,за дело и без дела ест свекровь.Но в лице Катерины Марфа Игнатьевна встречает сильную соперницу ,девушка считает,что каждый имеет право на свое собственное мнение, и не готова подчиняться Кабановой. Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре.Она прекрасно знает,что за жизнь предстоит Варе,когда та выйдет замуж,поэтому она охотно отпускает ее погулять с молодежью. Здесь мы видими ,что Марфа Игнатьевны явный представитель класса взрослого поколения ,которое навязывает свое мнение младшим.

Рядом выстраивается еще одна конфликтная социальная группа, семья Бориса и его дяди.

Дикой типичный самодур,то есть человек ,который действует сугубо по своей прихоти,не считаясь с другими. Он глумиться над племянником и над всеми своими домашними ,но отступает перед теми,кто может дать ему отпор. Борис, напротив-добрый, хорошо образованный и воспитанный,но по своей натуре слабый человек. Он вынужден слушаться своего дядю, ради надежды на наследство. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, тем не менее, Борис унижается перед самодуром, терпя его выходки. Он подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь.Возможно, не будь Борис столь слабохарактерным, жизнь его сложилось бы совершенно иначе.

Не смотря на то ,что произведение написано в 19 веке , а сейчас на дворе 21 век,конфликт поколений продолжает оставать одной из главный проблем человечества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.

В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?

Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.

Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.

www.allsoch.ru

Сочинение спор поколений в грозе

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».

Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.

В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату­роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий­ного протеста народных масс против сковывающих условий «темно­го царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столк­новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зави­сящих от них внешних сил.

В пьесе также присутствует конфликт поколений между Кате­риной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста­рое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно опреде­лить как трагедию. Трагедия — произведение, в котором присутст­вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива­ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес­смертного Прометея).

Гибель Катерины — это результат столкновения двух истори­ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време­нем, в которое они живут. Например: Кулигин — это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличитель­ной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци­тирует Ломоносова и Державина — это тоже черта человека XVIII века. Борис — это уже просветитель XIX века, образованный чело­век. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных до­мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникаю-щая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате­рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое­му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положе­но: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут­ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо­лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат­риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж — это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо­мент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катери­ны — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за­была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Ка­терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех — самоубийство.

Пьеса «Гроза» — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

skola.ogreland.lv

Популярное:

  • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]