Контрольные функции и полномочия органов исполнительной власти

Казначейский контроль в сфере закупок с 01.01.2017

Положениями Закона о контрактной системе*(1) предусмотрен контроль в сфере закупок, который осуществляется на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях. Одним из органов государственной власти, на которые возложены полномочия по контролю в сфере закупок, является Федеральное казначейство. В статье мы поговорим о полномочиях Федерального казначейства в сфере контроля за государственными закупками, а также о порядке его проведения.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Полномочия Казначейства в сфере контроля за закупками

В силу положений Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, правовых актов, определяющих функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
— федеральный орган исполнительной власти, выполняющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Как мы видим, на Федеральное казначейство возложены полномочия по контролю в сфере закупок в рамках реализации функций:
— органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
— органа внутреннего государственного финансового контроля.
Контроль как органа, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство должно контролировать соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок.

Для справки. Правила контроля в сфере закупок определены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила контроля).

В силу ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольные органы будут контролировать:
1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:
— в планах-графиках – информации в планах закупок;
— в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Контроль в отношении указанных документов и информации (объекты контроля) будет осуществляться Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Необходимо отметить, что порядок взаимодействия Федерального казначейства и субъектов контроля определен Приказом Минфина РФ от 04.07.2016 N 104н «О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Примечание. Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.

В случае если в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе объекты контроля не подлежат размещению в ЕИС, контроль в отношении данных объектов будет осуществляться путем направления с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля:
утвержденных в установленном порядке планов закупок и планов-графиков закупок, в том числе изменений, внесенных в них;
информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, включенной в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;
данных о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Согласно п. 10 Правил контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных учреждений) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.
Контроль как органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля обладает полномочиями по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральное казначейство контролирует:
а) соблюдение требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
б) нормирование в сфере закупок, предусмотренное ст. 19 названного закона, при планировании закупок;
в) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
г) применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
д) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
е) своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
ж) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Согласно ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
— при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Исходя из ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, порядок осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Субъекты контроля в сфере закупок

Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство будет проводить контрольные мероприятия в отношении:
государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе;
федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, проводящих закупки согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Однако здесь следует отметить, что перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это станет возможным в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Необходимо отметить, что положения Правил контроля распространяются на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.
Заметим, что как орган внутреннего государственного финансового контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 названного закона).

Порядок проведения контроля в сфере закупок

В силу п. 13 Правил контроля в ходе контрольного мероприятия контрольные органы сопоставляют информацию об объеме финансового обеспечения, включенную в планы закупок, с информацией:
— о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
— о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
— об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Кроме того, Федеральное казначейство в ходе проверки должно будет обратить внимание на наличие фактов:
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичными ценами в документации о закупке;
несоответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
несоответствия цены контракта и идентификационного кода закупки в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.

Оформление результатов контроля в сфере закупок

В случае выявления в ходе проверки каких-либо недостатков и недочетов должностные лица Федерального казначейства будут обязаны:
а) направить субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, не размещаются в информационной системе до устранения нарушения и прохождения повторного контроля;
б) сформировать отметку о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, и направить согласно п. 11 и 12 Правил контроля протокол с указанием выявленных несоответствий в течение трех рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.
При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Если же по результатам проверки факты несоответствия контролируемой информации требованиям, прописанным в ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлены не будут:
— объекты контроля, подлежащие размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе;
— орган контроля по результатам контроля, предусмотренного пп. «б» п. 8 Правил контроля, формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, согласно п. 11 и 12 Правил контроля в течение трех рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля.
Орган контроля в течение трех часов с момента формирования результатов контроля обязан уведомить в электронной форме субъект контроля о результатах проверки.

В заключение еще раз обратим внимание наших читателей, что начиная с 1 января 2017 года Федеральное казначейство контролирует соответствие:
1) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) сведений об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для проведения данных закупок:
– в планах-графиках – информации в планах закупок;
— в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Порядок осуществления такого контроля определен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

А. Павелин, эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2016 г., с. 41-50.

www.finexg.ru

Положение о ФСИН России

Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование — ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Цели и задачи.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

ФСИН России осуществляет следующие полномочия:

1) Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти; функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;

2) Осуществляет: направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения; подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России; разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы; функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей; охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы; координацию деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России, в соответствии с законодательством Российской Федерации; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств; договорную и претензионную работу;

3) Принимает участие: в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание;

4) Организует: общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; выполнение размещенных на предприятиях и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд; взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями; осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации; подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; исполнение актов об амнистии и помиловании;

5) Создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) Осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций;

7) Осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;

8) Запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

9) Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

fsin.su

Публичное право и экономика

Объекты и субъекты концессионного соглашения

До принятия закона о концессионных соглашениях считалось, что неразвитость концессий проистекает из его отсутствия. Однако и теперь, спустя годы после вступления закона в силу, мы не имеем ни одного концессионного соглашения, заключенного именно в этом качестве, а не облаченного в форму инвестиционного соглашения или другого сложносочиненного договора. В чем причина? Представители бизнеса высказывались о несовершенствах закона, слабой гарантированности их прав и т.п.

В результате закон претерпел существенные изменения в июне 2008 г., что пока никак не сказалось на количестве заключенных концессионных соглашений. Быть может, в основе лежит не столько несовершенство закона (риторический вопрос — а какой закон совершенен?), сколько слабое желание самого бизнеса подключаться к решению социально значимых задач? Говорят, что инвесторы не желают заключать договоры концессии на «кабальных» условиях, которые предусматривает закон о концессиях с его идеологией патернализма 1 См.: Рачков И.В., Сорокина А.А. Новое в правовом регулировании концессий в транспортном секторе // Закон. 2008. № 7. С. 69. . Нам же представляется, что инвесторы просто боятся уйти из-под режима гражданского права в это самое смешанное регулирование, пронизанное публично-правовой идеей 2 Достаточно вспомнить историю с защитой обманутых дольшиков. Призванный стать новогодним подарком к 2005 г. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привел застройщиков к использованию забытых было схем продаж через векселя, переуступку прав и пр. Договоры участия в долевом строительстве повсеместно не заключаются именно потому, что дисциплинируют отношения с участием публично-правовых механизмов, а бизнес этого избегает. . Гражданское право дает неоднократно апробированные гарантии и защиту, а публичное право, в силу его неразвитости и политической зависимости, грозит незнакомыми рисками. И видя, как государство само еще не разобралось с этим смешанным регулированием (а именно — не желает объявить, что большая часть концессионных отношений регулируется публичным правом, которое тоже способно давать гарантии), инвесторов можно понять.

Итак, объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав законодательно установленного перечня имущества (такое, как автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты железнодорожного транспорта, метрополитен, морские и речные порты, объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, гидротехнические сооружения и др.). С целью стимулирования концессий, объектом которых являются аэродромы, в результате внесения изменений в закон в перечень объектов добавлена и авиационная инфраструктура 3 Специалисты уже отметили недостатки закона, говорящие об ограниченной допустимости его применения в отношении объектов аэродромов и аэропортов: 1) отсутствует механизм разделения рисков между концессионером и концедентом; 2) не урегулированы исключительные коммерческие права концессионера на объект концессии, а также права третьих лиц на ведение бизнеса на территории объекта концессии; 3) не закреплены права действующих операторов аэропортов на приоритет в конкурсе на заключение (перезаключение) договора концессии при прочих аналогичных предложенных условиях; 4) не предусмотрена возможность заключения концессионных соглашений с целью привлечения для управления государственным имуществом частных нематериальных инвестиций (к примеру, в виде управленческих технологий); 5) существующая система тарифного регулирования аэропортов как естественных монополий неадекватна нормам принятого закона (см.: Лебедева М.Ю. Проблемы применения Закона «О концессионных соглашениях» в аэропортах Российской Федерации // Транспортное право. 2006. № 3). .

Перечень объектов концессионного соглашения является закрытым, и это определенная гарантия стабильности института концессии. Однако некоторые из объектов описаны так, что к ним можно отнести неограниченное количество видов имущества (например, «иные объекты социально-культурно го назначения»), да и изменения в федеральные законы (необходимые для дополнения перечня объектов концессии, в который не вошли, к примеру, земельные участки) вносятся теперь проще, чем в 90-е гг. XX в. Разумеется, закрытость перечня объектов полезна для ограничения произвольности действий власти, но только при условии правильного составления самого перечня.

Сформулировав такой перечень объектов, законодатель дал понять, что концессия носит «инфраструктурный» характер. Иными словами, се объектом могут быть только вещи, созданные человеком, относящиеся к основным средствам, характер и цель назначения которых делает невозможным применение иных механизмов по их развитию и достижению эффективности использования (например, приватизационных) 3 См.: Широков С.Н. Объект концессионного соглашения и понятие недвижимого имущества // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 6. .

Важно подчеркнуть, что объектом концессионного соглашения является именно имущество, а не услуга или деятельность относительно определенного имущества. «Это может отпугнуть крупных инвесторов, которым интересно получить в концессию все водоснабжение населенного пункта, а не трубопровод» 3 См.: Рачков И., Сорокина А. Белые пятна в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» // Закон. 2007. № 4. . В данном случае нас волнует то, что именно деятельность по поводу имущества признана объектом концессий на Западе, и в этом ее публично-правовой смысл — государство передает осуществление общественно значимой функции в частный сектор. То есть отправной точкой является функция, деятельность, а имущество — второстепенно. Отсюда же — связь классической концессии с публичной деятельностью.

Сторонами концессионного соглашения являются кон цедент и концессионер. Круг возможных концессионеров широк и состоит из субъектов гражданского права. Кстати, отнесение к юридическим лицам по Гражданскому кодексу РФ государственных (муниципальных) предприятий формально не препятствует и им вступать в концессионные соглашения.

Концедент — это публично-правовое образование (Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления). Согласно изменениям, внесенным в рассматриваемый закон 30 июня 2008 г., концедент получил право передавать по нормативному акту соответствующего уровня осуществление отдельных прав и обязанностей государственными органам и юридическим лицам. Возможно, это сделано для расширения возможностей государства и в перспективном расчете на удачную административную реформу. В самом законе имеется единственное указание на деятельность таких органов и юридических лиц — в ст. 9, согласно которой именно данные субъекты осуществляют контроль со стороны концедента за исполнением концессионного соглашения.

Проблема в том, что делегирование полномочий в России — вопрос нерешенный (и возможно намеренно), особенно по отношению к частным лицам. А распределение ответственности при делегировании, гарантированность прав концессионера при неправильной реализации компетенции — существенные вопросы, способные привести к опротестованию законности сделки. Кроме того, неясна процедура делегирования — происходит ли это по специальному поручению или по итогам конкурса? Регулирование процедуры делегирования допускается как федеральными законами, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что вряд ли будет способствовать единообразию.

Нерешенным остался еще один вопрос. Подготовка концессионного соглашения по проекту «Западный скоростной диаметр» выявила, что закон не предусматривает множественности лиц на стороне концедента и не регулирует взаимодействие концессионера с двумя и более концедентами и между концедентами.

Возможно, именно этим обстоятельством объясняется принятие Указа Президента РФ от 23 ноября 2007 г. № 1571 «О передаче в собственность Красноярского края находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества Аэропорт «Красноярск»», согласно которому в собственность Красноярского края передаются находящиеся в федеральной собственности акции (51%) открытого акционерного общества «Аэропорт Красноярск» для привлечения администрацией Красноярского края на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта 4 Так как из текста указа следует, что речь идет о безвозмездной передаче акций, то она подпадает под разграничение государственной собственности, которое всецело теперь связано с полномочиями публичных органов. Указ же мотивирован сугубо экономической целью. .

isfic.info

Популярное:

  • При стаже вождения более 3 лет Стаж вождения Телефонная консультация 8 800 505-92-65 229 ответов от юристов и адвокатов Первый раз сталкнулся с такой историей (стаж вождения - 15 лет). Я инвалид 1-й гр. не имею физической возможности на инв. коляске преодалевать […]
  • Декларация единый налог 2 группа Декларация единого налога - 2 группа единщиков 02. Сроки сдачи декларации и налоговые периоды Для предпринимателей второй группы отчетный период paвен календарному году (coгл. п.296.2 cт.296 Налогового Кодекса). При годовом отчетном […]
  • Во сколько лет женщины выходят на пенсию в лнр ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛАдминистрации города Свердловска и Свердловского районаЛуганской Народной Республики 1. Повышение пенсий к 1 июля. Ждать или не ждать? Как сообщали в прессе, Глава ЛНР Игорь Плотницкий поставил перед министерствами […]
  • Налог на дорогу рб 2018 Подготовлен проект указа по изменению системы взимания госпошлины за прохождение техосмотра Уже четыре года автовладельцы разделены на два лагеря: те, кто оплатил госпошлину и прошел техосмотр, и кто, боясь получить штраф за непройденный […]
  • Ут возврат товара от клиента Как сделать возврат товара от покупателя в 1С 8.3 Настоящая инструкция содержит описание работы по созданию документов «Возврат товаров от клиента» в системе «1С:Управление торговлей», созданной на платформе «1С:Предприятие», и […]
  • Осаго в ингосстрахе в москве Ингосстрах - офисы и филиалы - Москва и Московская обл. Адреса филиалов/офисов Ингосстрах - Москва и Московская обл. Москва ул. Лесная, д. 41 метро Белорусская Новослободская Менделеевская Тел.: (+7 495) 956-55-55, 232-32-11 Факс: (+7 […]
  • Госпошлина для кассации в верховный суд Кассационная жалоба в Верховный суд Здравствуйте! Мне нужно подать кассационную жалобу в Верховный суд (составлена). Но я не знаю куда ее подавать, размер госпошлины и реквизиты. Гражданское дело по отмене договора дарения недвижимого […]
  • Как производится расчет при увольнение Увольнение в порядке перевода Актуально на: 8 декабря 2016 г. Трудовой договор может быть расторгнут с работником в связи с его переводом на работу к другому работодателю (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Перевестись на работу к другому […]