Ислам и дети после развода

Дети после развода родителей

Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: «Поистине, живот был сосудом для моего ребенка, грудь – источником питья, а подол – тем, где он был и что его оберегало [он – выношенное и выстраданное мною]. Однако его отец развелся со мною и хочет забрать его у меня». Пророк сказал: «До тех пор пока не выйдешь замуж [за другого], у тебя больше прав на воспитание ребенка»[1].

Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение будет зависеть от суда или обоюдного согласия матери и отца. Главное — польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].

Также однажды к пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Господа, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой. Затем подошел к ребенку и сказал: «Это – твой папа, а это – твоя мама. Возьми за руку того, кого желаешь!» Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. Она ушла вместе с ним[3]. В итоге права на ребенка были переданы его матери.

На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки, должна мать. По мнению одних ученых, это 5-летний возраст, по мнению других — 7-летний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ним переходит в компетенцию суда.

Когда у разводящихся родителей есть 5–7-летние дети и оба претендуют на то, чтобы они оставались с ними, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнувшие сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья — отцами[4].

При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом[7].

Богословы подчеркивают, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополни­тельных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Байхакы и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 259, хадис № 2276, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 348, хадис № 2973.

[2] Кстати сказать, если (не дай Бог) ребенок потерял мать или обоих родителей в раннем возрасте, то предпочтение в его воспитании отдается в первую очередь родственникам матери ребенка, ее родным сестрам (о чем сказано в достоверном хадисе), конечно же, при условии что они имеют необходимые навыки ухода за детьми и подобающий морально-нравственный облик.

Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 2. С. 820, хадис № 2699; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 6. С. 380, хадис № 2699; там же. Т. 9. С. 635 и 645, хадис № 4251 и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2280, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 347, хадис № 2972.

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3496, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349, хадис № 2974.

[4] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350.

[5] Традиция использования жребия при решении различных вопросов восходит к Ветхому Завету. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» — гласит Книга притчей Соломоновых (Притч. 16:33). Так, жребий использовали для распределения службы в храме (1Пар. 24:5; Неем. 10:34), в спорах о праве собственности (Притч. 16:33; 18:18) и т. д. В Новом Завете также упоминается практика бросания жребия: при избрании апостолами Матфея в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян. 1:26); Захария, согласно жребию, служил в храме, когда к нему явился ангел Гавриил (Лк. 1:9) и т. д. Пророк Мухаммад и его сподвижники тоже использовали жребий при решении различных вопросов (см.: св. х. Абу Дауда и ан-Насаи). См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3488, «сахих».

[6] Св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 259, хадис № 2277, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 349–351, хадис № 2974 и пояснение к нему.

[7] В достоверном хадисе повествуется история времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда отец ребенка (не достигшего еще периода начала полового созревания, примерно, 11–12 лет) стал мусульманином, а мать не захотела принимать Ислам. Они пришли к Пророку. Отца и мать Божий посланник рассадил по разные стороны от себя и предоставил мальчику право выбора. При этом помолился: «Господи, наставь его на верный путь». Мальчик выбрал отца. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 369, хадис № 3495, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 350, 351, хадис № 2975 и пояснение к нему.

[8] См.: аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 351.

umma.ru

С кем по исламу должны оставаться дети после развода?

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

По мазхабу имама Абу Ханифы при разводе детей раннего возраста предпочтительнее оставлять с матерями, ибо они обладают большим терпением и милосердием по отношению к детям. Об этом свидетельствует хадис, переданный Абдуллой бин Амром (да будем им доволен Аллах), где одна женщина обратилась со своей проблемой к Благословенному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сказала, что отец малолетнего ребенка, который еще нуждается в кормлении и только ползает, а не ходит, хочет забрать его себе. На что Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «У тебя больше на него (ребенка) прав, чем у него, до тех пор, пока ты не выйдешь замуж» (Абу Дауд).

Однако существуют условия, при которых дети могут остаться с матерью.

• Женщина не должна быть вероотступницей.
• Не должна заниматься прелюбодеянием и воровством.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.

В случае, если мать отказывается забирать себе ребенка по каким-либо причинам, то предпочтение может быть отдано ее матери. Бабушка ребенка по линии матери на первом месте в предпочтении в данном случае. Вторая по очереди предпочтения стоит мать отца ребенка. Если же их нет, или они не могут взять себе ребенка, то смотреть за ним должна сестра отца ребенка, а затем уже сестра матери ребенка. То есть сестры родителя в приоритете при выборе в сравнении с сестрами родительницы.

Мальчики должны воспитываться так до семи лет, а девочки до наступления первого менструального цикла.

По мнению имама Шафии, ребенок может остаться с матерью при соблюдении следующих условий:

• Мать должна быть мусульманкой.
• Обладать здравым рассудком.
• Надежной и честной.
• Не должна быть замужем за кем-либо, кто не является для нее махрамом.
• Ребенок не должен быть взрослым.

m.islam-today.ru

Ислам и дети после развода

С кем остаются дети после развода?

Вопрос от Александра, а также от Аслана:

С кем остаются дети после развода родителей?

Прежде всего, необходимо разъяснить вопрос, касающийся материального обеспечения детей.

Обязанность материального обеспечения детей целиком возложена на их отца. Мать детей не ответственна за это. В случае смерти отца обязанность материального обеспечения его детей ложится на его отца, то есть на их деда. Если и деда нет в живых, то на других родственников по отцовской линии.

Отец обязан материально обеспечивать своих детей до того момента, пока они не достигнут возраста, когда уже сами смогут зарабатывать себе на жизнь. Размер средств материального содержания детей определяется, исходя из их возраста и материального благосостояния их отца.

Если у дочери даже после достижения совершеннолетия нет достаточных средств, или если она не замужем, то обязанность по ее содержанию также ложится на ее отца. Также на отца ложится и ответственность по оплате обучения своих детей.

Алименты в установленном размере выплачиваются матери детей. Если же будет совершенно точно установлено, что она расходует эти средства на иные цели, а не на нужды своих детей, то в этом случае алименты передаются надежному человеку с передачей полномочия по материальному обеспечению детей.

Хидана (права на воспитание детей)

Хидана – это права на воспитание ребенка до определенного срока. Это право принадлежит матери ребенка. Однако с юридической точки зрения мать не обязана делать этого. То есть она не может быть принуждена к тому, чтобы смотреть за детьми и воспитывать их. Однако в том случае, если нет никого другого, кто мог бы взять на себя воспитание детей, мать обязана смотреть за ними и воспитывать их.

Мать обязана воспитывать и защищать свою дочь до девяти лет, а сына до семи лет . Дальнейшее воспитание и защита ложится на отца.

Даже если мать ребенка не является мусульманкой, все равно ребенок передается ей на воспитание. Однако в том случае, если станет очевидным, что воспитание, которое она дает детям, не соответствует нормам ислама и отдаляет ребенка от религии, то в этом случае ребенка забирают у матери и передают на воспитание другому родственнику. А эта мать утрачивает право на воспитание ребенка.

Чтобы сохранить права на воспитание, мать ребенка не должна выходить замуж за постороннего мужчину и должна быть способна обеспечивать и оберегать своих детей.

Разведенная женщина, вышедшая замуж за другого мужчину, а также имеющая недостатки в умственном развитии или целомудрии, утрачивает право воспитания. Но если ее новый муж примет ее детей и возьмет на себя ответственность за их воспитание, то в этом случае дети не могут быть отобраны у матери и переданы отцу. Однако бывший муж имеет право видеть своих детей в любое время.

Содержание детей после развода

Если родители ребёнка живут вместе, то на отца возлагаются материальные расходы, а мать занимается воспитанием ребёнка. Если же родители разведутся, то для ухода за детьми, не являющимися мумайизами (то есть не достигшими возраста 7 – 8 лет, а может, и ещё раньше, в зависимости от зрелости ребёнка), большее предпочтение Шариат отдаёт женщинам, потому что они мягче характером и лучше разбираются в вопросах воспитания детей, более терпеливы и ответственны в заботе о них.

А среди женщин предпочтение отдаётся матери, потому что именно мать проявляет к детям больше душевности и внимания, нежели другие женщины. В достоверном хадисе передаётся, как некая женщина сказала Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, мой живот был убежищем для сына, когда он был в утробе. Моя грудь была пищей и питьём для него. Мой поддон был опорой для него. Его отец дал мне развод и пригрозил, что заберёт его у меня». Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж».

Для того, чтобы мать имела право воспитывать ребенка, она должна быть:

а) мусульманкой;

б) разумной – сумасшедшей матери не дают право воспитания. Если же признаки сумасшествия будут проявляться редко, например, в год один раз, то такое право дают. Также такие болезни, как туберкулез, паралич и тому подобные, то есть недуги, которых отвлекают и не дают возможности заниматься ребёнком, снимают с матери право на воспитание ребёнка;

в) вызывающей доверие, не совершающей явные большие грехи, ибо нечестие снимает право воспитания с матери;

г) свободной от замужества. Если мать выходит замуж, то право воспитания ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, даже если мужчина, за которого вышла мать, согласен оставить ребёнка у матери, за исключением того случая, если мать выйдет за близкого родственника ребёнка, например, брата бывшего мужа.

ВАЖНО: Если же мать выздоровеет или примет Ислам, или разведётся, уйдя от другого мужа, то право воспитания ребёнка переходит обратно к ней, так как причины, которые препятствовали бы ей в этом, отсутствуют.

В случае, если мать умрёт или станет сумасшедшей, право воспитывать ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, потом к бабушке со стороны отца. Потом право предпочтения воспитания переходит к сестре. Из сестёр же предпочтение дается в первую очередь родной сестре, чем сестре со стороны матери или отца. Потом к тёте со стороны матери, потом к племяннице, потом к тёте со стороны отца. Если же мать находится в долгом отсутствии или же откажется от воспитания, право воспитания переходит к бабушке.

После женщин предпочтение отдаётся любому мужчине, который является махрамом и может стать наследником того, кого воспитывают, например – отец, дедушка, брат, дядя и так далее, согласно тому, как распределяется наследство. Если мужчина, который может стать наследником, не является махрамом (то есть близким родственником, за которого запрещено выходить замуж или жениться) для того, кого он будет воспитывать, то ему не отдают на воспитание девочек в возрасте, к которым возникает страсть, а отдают их доверенной женщине под присмотром этого мужчины.

Если есть мужчины, которые не являются махрамами и не являются наследниками, например, двоюродный брат со стороны матери, или есть только мужчины, не являющиеся наследниками, но являющиеся махрамами, как, например, отец матери, сестра матери, сын сестры, сын брата с материнской стороны, то этим людям не отдают ребёнка на воспитание. В таком случае шариатский судья решает, кому их отдать.

Кяфиру (неверному) не отдают на воспитание мусульманина, мусульманину же на воспитание можно отдавать кяфира. Если же мать ребёнка вышла замуж за другого, ей не отдают ребёнка, а отдают её матери. Но если мужчина, за которого она вышла, и отец ребёнка согласны оставить ребёнка у матери, то оставляют. Если же она выйдет замуж за того, кто в общем имеет право на воспитание, например, за брата бывшего мужа, то тогда ей можно отдавать ребенка, если он (брат) согласен. Если же, ввиду каких-то обстоятельств и причин, никто из вышеперечисленных лиц не может взять к себе ребёнка или существует причина, не позволяющая сделать это, то шариатский судья передаёт ребёнка доверенному человеку на воспитание.

Все до сих пор перечисленные решения относятся к детям, не достигшим возраста мумайиза.

Содержание детей, достигших возраста мумайиза.

Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.

Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.

Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.

В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.

Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.

Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

Дети, достигшие совершеннолетия.

Если мальчик достиг совершеннолетия – он сам несёт ответственность за себя и его не принуждают находиться возле одного из родителей. Но ему желательно не покидать их вовсе, а помогать и услуживать им.

Что касается девочки, достигшей совершеннолетия, то если она вышла замуж – она должна находиться рядом с мужем. Если же она не замужем, и не была никогда замужем, то она должна находиться возле родителей. Если же родители разведены, то она выбирает того, с кем желает остаться. Если она хочет жить самостоятельно, без родителей, ей не разрешается это – и её обязывают к выбору одного из них. Если у неё нет родителей, то право заботы о ней переходит к её брату, потом к дяде со стороны отца. Если же она была замужем, то ей предпочтительней жить с родителями. Если же они разведены, то она выбирает одного из них, но её не обязывают к этому. Это всё происходит, если нет опасения в обвинении её в чем-либо непристойном. Если же такая опасность существует, то отец, дед, брат, дядя имеют право запретить ей жить самостоятельно.

www.islam.ru

Ребенок после развода. У кого больше прав?

Мы постараемся кратко коснуться вопроса, заданного одной из сестер: кем воспитывается ребенок, потерявший отца, если его мать выходит замуж, и какие права мать имеет на этого ребенка.

До тех пор, пока мать не выйдет замуж за другого, она имеет больше прав на детей, как указывает на это хадис о женщине, муж которой после развода хотел забрать сына себе, и слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказанные этой женщине: “Ты имеешь больше прав на него, до тех пор, пока не выйдешь замуж”. (Абу Дауд).

Сказал Ас-Сананий: “Этот хадис является далилом на то, что мать имеет больше прав на опеку своего ребенка, если отец захочет забрать его у неё”. “Законоположение, на которое указывает этот хадис не вызывает разногласий; на основании его выносил судебные решения Абу Барк, а затем Умар”.

“Хадис также указывает на то, что мать, выйдя замуж, теряет право на опеку, и это мнение большинства ученых… Однако аль-Хасан и Ибн Хазм (ученые захиритского мазхаба) сочли, что она, выйдя замуж, не теряет права опеки, на что они использовали как доказательство тот факт, что Анас ибн Малик воспитывался у своей замужней матери, также как Умм Саляма вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ее сын остался на ее попечении, а также дочь Хамзы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, присудил её замужней тёте по матери…” (Субулю-с-салям).

Добавим, что, по мнению четырех мазхабов, если мать теряет права на опекунство (например, оставив Ислам, не имея материальной возможности растить детей, выйдя замуж), это право переходит к женщинам по материнской линии: бабушке, тёте и т.д. Ибн Таймиййа и его ученик Ибну-ль-Каййим, однако, придерживались мнения, что после матери опекунство переходит к отцу.

Таким образом, можно сказать, что, если, после повторного замужества матери, её право на воспитание ребенка будет оспорено, то решение остается за иджтихадом судьи, который должен исходить из главного критерия в данном вопросе: пользы ребенка. К важнейшей же пользе ребенка относится его воспитание в религии Аллаха, Велик Он и Славен. В любом случае мать имеет право принимать участие в воспитании детей, регулярно встречаться с ними, т.к. общеизвестно, что потребность в матери у маленького ребенка гораздо выше, чем потребность в ком-то другом.

В конце снова заметим, что в условиях оккупации и затрудненности осуществления исполнительной исламской власти, любой несложный вопрос может стать очень трудным: где найти достаточно компетентного и смелого судью, который будет принимать решение с учетом всех далилов и мнений ученых, и без оглядки на вес в обществе истца или ответчика? Как принудить проигравшую сторону к подчинению этому решению суда?
Ребенок в Исламе имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если же они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка – если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ‘Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, – и Умар не стал возражать ему. Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.
Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение выносили Умар, Али и Шурейх. Это мнение также разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.
А Аллаху ведомо обо всем лучше

Ибн Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шархуль-мамти’» 6/26.
Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.

Вопрос: Я знаю, что в случае развода женщина имеет больше прав на опеку над несовершеннолетними детьми, но если она выходит замуж, то отец имеет больше прав. У меня следующий вопрос: если отец не выполняет финансовые обязательства по отношению к своим детям, он все ещё имеет право отнять их у матери? Я говорю о мужчине, который в состоянии обеспечивать детей. Он женился на другой женщине, которая родила ему ребенка, и которого он обеспечивает. Но он не обеспечивает двух своих детей от первого брака и говорит своей первой жене, что если она снова выйдет замуж, то отберет у нее детей. Правильно ли это?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Одним из вопросов, насчет которых существует полное согласие среди ученых, это то, что женщина имеет больше прав опеки над ребенком, не достигшим возраста различения (около 6-7 лет). Потому, что ребенок в этой стадии жизни нуждается в нежности и особом уходе, который может дать только женщина. Но это право теряется, если женщина выходит замуж, потому что она будет отвлекаться на своего мужа от заботы о ребенке из-за столкновения интересов ребенка и мужа. Ибн Мунзир – да помилует его Аллах – передал консенсус (иджма’) среди ученых о потери права матери на опеку по причине выхода замуж. См. «ал-Кафи» Ибн Абд ал-Барра (1/296) и «ал-Мугни» (8/194).

Не это указывает хадис Абд-Аллаха б. ‘Амр – да будет доволен им Аллах – о том, что одна женщина сказала: «О, посланник Аллаха! Воистину мой живот был сосудом для этого моего сына, моя грудь была его питьём, мои колени его колыбелью, а сейчас его отец развелся со мной, и хочет его у меня отнять». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж». Передали Ахмад (6707) и Абу Дауд (2276), ал-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд», Ибн Касир назвал его достоверным в «Иршад ал-Факъих» (2/250).

Во-вторых: По единогласному мнению ученых материальное обеспечение детей является обязанностью отца, живет ли он со своей женой или состоит в разводе с ней и является ли его жена бедной или богатой. Поэтому, она не обязана расходовать на детей, если у них есть отец.

Если дети находятся под опекой разведенной женщины, то обязанность материального обеспечения детей лежит на их отце, а если она еще и кормит их грудью, то она имеет право требовать оплату за грудное вскармливание ребенка.

Материальное обеспечение детей включает в себя жилье, питание, одежду и образование.… И все, что им необходимо в разумных пределах, учитывая возможности мужа, потому что Всевышний сказал: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Коран, 65:7). И это различается в зависимости от стран и людей.

Если муж богат, то он расходует соответственно своему богатству, а если он беден или имеет средний достаток, то он также расходует соответственно своим возможностям. Если родители договорились об определенной сумме, большой или малой, то это их дело. Но если дело доходит до спора, то решение выносит кадий.

Разведенной женщине дозволено требовать от бывшего мужа оплату за грудное вскармливание ребенка, по единогласному мнению ученых.

Ибн Къудама – да помилует его Аллах – сказал: «Ответственность за грудное вскармливание несет только отец ребенка, и он не может заставлять мать кормить ребенка грудью, если она разведена. И мы не знаем разногласий в этом вопросе». Конец цитаты из «ал-Мугни» (11/430).

Он так же сказал: «Если мать ребенка просит обычную оплату за кормление грудью, то она имеет на это больше прав, даже если отец нашел другую кормилицу, бесплатную или нет». «ал-Мугни» (11/431).

Шейх Ислама Ибн Таймия – да помилует его Аллах – сказал: «Что касается оплаты за грудное вскармливание, то она полагается ей по единогласному мнению ученых, как сказал Всевышний: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (Коран, 65:6)». Конец цитаты из «ал-Фатава ал-Кубра» (3/347).

В-третьих: Опека, согласно определению ряда ученых, – это «Забота о том, кто не достиг возраста различения и не может жить самостоятельно, а так же правильное воспитание и защита от всего, что может нанести ему вред». «Равда ат-Талибин» (9/98). Здесь имеется в виду забота о маленьком ребенке и уход за ним. Таким образом, основной целью опеки является защита интересов подопечного. Поэтому, если отец отказывается от выполнения этого обязательства, – которое включает в себя и материальное обеспечение, – по отношению к своему ребенку, то он становится грешником и теряет право на опеку. В «ар-Равд ал-Марби’» (3/251) сказано: «Подопечного не оставляют в руках того, кто не защищает его и не заботится о нем, потому что это противоречит цели опекунства».

Ибн Къудама ал-Макъдиси сказал: «Целью опекунства является преуспевание ребенка, поэтому оно не должна осуществляться таким образом, что может привести к пагубным последствиям для благосостояния ребенка и его религии». «ал-Мугни» (8/190).

Ибн Къайим сказал: «Если мы даем приоритет одному из родителей, то мы обязаны обратить внимание на то, как он заботится о ребенке. Именно поэтому Малик и ал-Лайс сказали: Если мать живет в не безопасном месте или обладает плохим характером, то отец имеет право взять у нее ребенка. Так же Ахмад – да помилует его Аллах, – в известном сообщении от него сказал, что это зависит от способности отца позаботиться о ребенке. Если он относится к этому пренебрежительно или он не способен на это, или обладает скверным нравом, или является аморальным человеком, в отличие от матери ребенка, то, вне всякого сомнения, у матери больше прав на ребенка. Наш Шейх (т.е. Ибн Таймийа) сказал: «Если один из родителей перестает воспитывать ребенка и приучатьк тому, что Аллах вменил ему в обязанность, то он является ослушником без права на опеку. Каждый, кто не выполняет обязанности, связанные с опекой, теряет право быть опекуном. Его лишают права на опекунство и заменяют на того, кто будет выполнять эти обязанности, или назначают того, кто вместе с ним будет выполнять обязанности, так как цель заключается в повиновении Аллаху и Его посланнику в меру своих способностей.… Если отец женится на женщине, которая не заботится о его дочери, а мать может позаботиться о ней лучше, чем вторая жена, то опекунство, безусловно, отдается матери»». «Заад ал-Ма’ад» (5/475-476).

Шейх ‘абд ар-Рахман ас-Са’ди сказал: «Если один из родителей пренебрегает обязанностями, связанными с опекой и заботой о ребенке, то он теряет право на опеку и вместо него должен быть назначен другой». «ал-Фатава ас-Са’ди» (стр. 535).

Исходя из этого, если отец отказывается обеспечивать своих детей, то он теряет право на опеку над ними, даже если причиной отказа является причинение неприятностей матери ребенка. И это указывает на то, что ему нельзя доверять заботу о детях, а мать имеет право требовать через суд алименты для своих детей.

alifammara.livejournal.com

Популярное:

  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Когда пишется мягкий знак после шипящих правило Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: орфография Выберите […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
  • Сластенин ва Педагогика учебное пособие Сластенин в.А. И др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Рецензенты: доктор […]
  • Ди адвокат Форесто ошейник ОШЕЙНИК ФОРЕСТО для борьбы с эктопаразитами собак и кошек (организация-разработчик: компания «Bayer Animal Health GmbH», Германия) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Торговое наименование лекарственного препарата: Форесто […]
  • Работа юриста авито астрахань Работа Юрист Астрахань Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Астрахань, часто требуется: new_releasesответственность, пунктуальность. Обязанности: адресная доставка документации, ежедневные выплаты заработной платы до 1000 рублейоплата […]
  • Приказ 25 ростехнадзора от 23012014 Приказ 25 от 23.01.2014 ростехнадзор пример заполнения отчета 2036; № 27, ст. Нуакшот нате будет гнушаться вам в нечёткость туда что у него будет миопический раскол дуальное гнездо почему он может отдохнуть. Сведения об организации […]