Когда возникает общая долевая собственность на земельный участок

Уплата земельного налога бюджетными учреждениями


Уплата земельного налога бюджетными учреждениями

1. Плательщики земельного налога

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога являются в том числе бюджетные учреждения, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вышеуказанные права, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

При передаче имущества бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», информация о существующих правах на земельные участки определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу вышеуказанного Закона (письмо Минфина России от 18.02.2008 N 03-05-05-02/07).

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, занимающиеся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством.

Органы, ведущие государственный земельный кадастр, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формам, утвержденным Минфином России.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Согласно письму Минфина России от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, вышеуказанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ, в которой речь идет о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.

При применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей обложения земельным налогом бюджетным учреждениям необходимо учитывать предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 N А12-12852/06), при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговые органы должны применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода.

2. Объект налогообложения

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Отдельные земельные участки не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ, а именно:

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством, в том числе предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, занятые находящимся в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Отдельно в п. 3 ст. 392 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, приобретенным вместе с объектами недвижимости.

Бюджетные организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом, должны органы муниципального образования, представительными органами которых по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, введен земельный налог (письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-05-04-02/29).

4. Порядок расчета земельного налога

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3% — в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— 1,5% — в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки в г. Москве предусмотрены ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» и составляют:

— 0,3% от кадастровой стоимости участка — в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;

— 0,1% от кадастровой стоимости участка — в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— 1,5% от кадастровой стоимости участка — в отношении прочих земельных участков.

Если отчетным периодом по земельному налогу является квартал, то сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой этого налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении], к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

Представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Законом г. Москвы «О земельном налоге» такое право не предусмотрено.

Много вопросов возникает у бюджетных учреждений при расчете земельного налога в ситуации перевода земельных участков в течение налогового (отчетного) периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 определено, что для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.

Поэтому если в налоговом периоде правообладатель земельного участка не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка земельного налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должны применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

5. Налоговые льготы

Льготы по земельному налогу согласно ст. 395 НК РФ установлены:

— организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

— организациям — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозным организациям — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участ-ков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организациям народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

— организациям — резидентам особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Дополнительные налоговые льготы предусмотрены ст. 3.1 Закона г. Москвы «О земельном налоге» (в ред. от 16.07.2008 N 36) для отдельных категорий организаций, а именно:

— для органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемых из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

— для государственных учреждений г. Москвы, созданных по решениям Правительства Москвы и финансируемых из бюджета г. Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для организаций — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;

— для государственных научных центров, а также научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, — в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

— для учреждений и организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001 N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

— для органов судебной системы, включая мировых судей, органов прокуратуры, органов внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для органов, подразделений и организаций пожарной охраны — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

— для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц.

6. Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года.

При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] вправе не предусматривать отчетный период. Законом г. Москвы «О земельном налоге» установлены и налоговый, и отчетные периоды в общем порядке, предусмотренном НК РФ.

7. Порядок и сроки уплаты земельного налога

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено п. 3 ст. 398 НК РФ, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм авансовых платежей по земельному налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

8. Налоговая декларация

Налоговая декларация по земельному налогу представляется по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Бюджетные организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, представляют по истечении отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Бюджетные организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Формы налоговой декларации по земельному налогу (далее — декларация) и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (далее — расчет по авансовым платежам) утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95 (применяется с 1 января 2009 года).

При наличии у организации нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на каждый объект налогообложения [долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), долю в праве на земельный участок] заполняется отдельный лист Раздела 2 декларации и отдельный лист Раздела 2 Расчета по авансовым платежам, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Декларация заполняется в отношении сумм земельного налога и авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования. При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы земельного налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если у организации все земельные участки не признаются объектами обложения земельным налогом, то у них и не возникает обязанности по уплате данного налога. Следовательно, у организации не возникает обязанности по представлению декларации (расчетов по авансовым платежам) (письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20).

Если бюджетная организация обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, то на основании письма Минфина России от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 организация обязана представлять в налоговые органы декларацию (расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в декларацию (в расчеты по авансовым платежам) не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным налогом.

9. Отражение уплаты земельного налога в бюджетном учете

На основании Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено выделение бюджетных средств на уплату земельного налога главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении. Расчет объема финансирования вышеупомянутых расходов должен производиться в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”», в соответствии с которым объем ассигнований, необходимых бюджетным учреждениям, определялся на основании представленных в 2007 году главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2008 год и информации ФНС России о суммах фактически начисленных и уплаченных налогов за I квартал 2008 года по включенным в реестры бюджетным учреждениям. В аналогичном порядке данная процедура должна применяться и последующие плановые периоды.

На основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» уплата налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, отражается по ст. 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.

Порядок отражения уплаты земельного налога в бюджетном учете определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Отражение операций по начислению и уплате земельного налога зависит от использования земельного участка в бюджетной деятельности или в деятельности, приносящей доход:

www.nalvest.ru

Совместная и общая долевая собственность: в чем разница?

Общая долевая собственность супругов предусмотрена законодательным нормами РФ наравне с совместной. Именно на праве общей долевой собственности часто оформляется покупка недвижимости и другого ценного имущества. В чем разница между этими режимами и почему иногда долевая собственность предпочтительнее, расскажем в нашей статье.

Право общей долевой собственности и совместной собственности (признаки по ГК РФ)

Общая долевая и общая совместная собственность имеют одинаковую природу: обе они предполагают многочисленность собственников одного и того же объекта имущества. При этом каждая из них имеет также и свои отличительные особенности.

Трактовка права общей долевой собственности ГК РФ предполагает изначальное определение долей владения имуществом, которые могут как равными, так и неравными. Распоряжение имуществом осуществляется супругами в пределах принадлежащих им долей.

Важно! Между общей долевой собственностью и долевой собственностью разницы нет. Согласно гражданскому законодательству, эти понятия идентичны.

Совместная же собственность супругов не предполагает выделения долей, и распоряжение имуществом осуществляется супругами совместно, основываясь на принципе добросовестности.

По желанию супругов или заинтересованной третьей стороны имущество, находящееся в их совместной собственности, может быть разделено. Доли, полученные в результате такого разделения, образуют общую долевую собственность.

В каком случае возникает общая долевая собственность супругов?

Общая долевая собственность супругов образуется тогда, когда для их имущества применяется не законный (установленный нормами семейного законодательства РФ), а договорной режим. По воле супругов это происходит:

  • при заключении брачного договора (тогда этот режим будет действовать для всего совместного имущества супругов, которое они определят в условиях договора);
  • при заключении отдельных договоров по приобретению (созданию) имущества.
  • В последнем случае для одной части имущества супругов может действовать законный режим, а для другой части — договорной.

    Важно! Помимо добровольного установления общей долевой собственности существует еще и принудительное, которое происходит в судебном порядке.

    Общая долевая собственность на квартиру, дом, земельный участок и ее отличия от совместной собственности

    Между совместной собственностью и долевой собственностью разница в большей степени проявляется именно в отношении недвижимого имущества. Это связано с тем, что владение объектами недвижимого имущества наряду с правами устанавливает также и обязанности по содержанию имущества.

    Вторым фактором, который играет роль в том, что супруги стремятся к более четкому разграничению долей владения недвижимым имуществом, является его стоимость. Цена недвижимости, как правило, высока и потому существенно затрагивает интересы сторон.

    Учитывая это, гражданское законодательство России устанавливает для недвижимости особый порядок распоряжения, отступая от принципа добросовестности, который является постулатом совместной собственности и отличает ее от долевой. Речь идет о требовании нотариально заверенного согласия второго супруга на сделку с имуществом, которое составляет общую совместную собственность. Однако отступление от принципа презумпции добросовестности не отменяет других признаков совместной собственности (и ее отличия от общей долевой собственности), в том числе равноправия супругов в распоряжении имуществом.

    Определение долей в праве общей долевой собственности

    Прекращение режима совместной собственности и переход к общей долевой собственности могут наступить вследствие того, что:

    • супруги установили долевое владение с определением долей, принадлежащих обеим сторонам, в момент приобретения права общей собственности на имущество;
    • супруги определили доли владения имуществом на основании взаимного согласия путем подписания соглашения о разделе имущества либо (в случае отсутствия согласия сторон) путем обращения в суд;
    • третья сторона, заинтересованная в определении доли одного из супругов, обратилась в суд (например, при обращении взыскания на совместное имущество) с обращением о разграничении долей в общей долевой собственности.
    • По взаимному согласию супругов доли могут быть определены как пропорционально их вкладу в создание (приобретение) имущества, так и непропорционально. Суд при определении долей исходит в большинстве случаев именно из пропорций вклада каждого супруга.

      Последствия выделения доли из общей долевой собственности

      Выделение доли каждого из супругов приводит к тому, что они получают право самостоятельно распоряжаться своей долей имущества и приобретают на нее право общей долевой собственности. При этом необходимо помнить, что у второго супруга появляется право первоочередного приобретения не принадлежащей ему доли, если второй супруг решает ее продать.

      Помимо этого выделение доли приведет к разграничению обязанностей по содержанию имущества. В частности, это касается уплаты налогов с общей долевой собственности, страхования имущества, а также коммунальных, эксплуатационных и прочих расходов.

      Следует особо отметить, что если условия владения общим имуществом устанавливаются брачным договором, то при признании его недействительным или расторжении (как по решению суда, так и по обоюдному согласию супругов) стороны возвращаются к законному режиму.

      Если же долевая собственность была установлена индивидуальным договором (например, приобретения квартиры), то решением сторон или судебных органов может быть только изменен размер долей, совместное же владение уже не может быть установлено. Единственной возможностью для сторон вернуться к совместному режиму владения является оспаривание сделки целиком и признание ее недействительной — однако для этого у сторон должны быть очень веские обстоятельства.

      nsovetnik.ru

      Раздел земельного участка, находящегося в долевой собственности

      Земельный участок – это мечта многих людей. Многие годами готовы ждать покупки того или иного надела земли. И вот, драгоценный кусок уже стоит перед вашими глазами, однако стоимость его во много раз превосходит ту, на что вы рассчитывали. И здесь начинает происходить долевая покупка.

      Вы предлагаете поделить участок с родственниками, друзьями и в итоге у одного участка земли появляется множество хозяев.

      Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 638-25-61 . Это быстро и бесплатно !

      Конечно, покупать долевое имущество весьма просто. В складчину вы не потратите слишком большое количество средств, а рядом всегда будут знакомые люди. Однако жизнь преподносит сюрпризы и возможно, в ближайшем будущем вам придется делить участок для того, чтобы вычленить свою долю и распорядиться ей по своему усмотрению.

      Возможно, это будет продажа или обмен – не важно. Важна процедура раздела земельного участка, который находится в совместной общедолевой собственности не у одного, а сразу у нескольких людей. Такой раздел предусматривает намного больше бумажной волокиты.

      Ответим в следующем пункте.

      Подробная инструкция

      Для начала давайте обратимся к законодательству. Так, в статье 25 Гражданского кодекса нашей страны говорится о том, что имущество, у которого изначально было несколько собственников разрешается делить между ними по их соглашению, заключенном в письменном виде.

      Если же соглашения нет и кто-то из участников не доволен сложившейся ситуацией, то один из участников, требующий того, чтобы его доля была выделена из участка может идти за справедливостью в суд, подавая исковое заявление.

      Таким образом, алгоритм ваших действий, чтобы оформить часть участка в собственность прост.

      Первым делом необходимо оповестить всех долевых собственников о том, что вы нуждаетесь в определении доли с ее последующем выходом. Вы должны заранее прикинуть примерную долю и сказать о ней собственникам. После оповещения вы должны получить от них согласие – лучше всего в письменно виде.

      Дело в том, что вам просто необходимо, в случает суда доказать, что некоторые из дольщиков были целиком и полностью за.

      После того как вы получили ответы – приступайте к их анализу. Если все согласны – вам очень повезло. Вы можете собрать все необходимые документы, а это кадастровый и технический паспорт участка, приобщить к ним согласие от других собственников и свои документы на право собственности и уже с легким сердцем обращаться в регистрационную палату.

      Если же согласия достигнуто не было – доказать свои права на собственность в РФ вы можете только в судебном порядке, что не всегда приятно.

      Дело в том, что такие участки по каким либо критериям и параметрам не подходят под определенные стандарты, а значит, разделены быть не могут. Именно поэтому даже согласие всех собственников не дает вам право на раздел участка и непосредственный выдел своей доли.

      Если вы обращаетесь за справедливостью суд, то суд будет действовать по своему внутреннему убеждению и скорее всего, присудит вам участок равный по долям прав с другими участниками суда, которые вместе с вами делят земельный надел.

      Однако если раздел участка считается абсолютно добровольным, то вам могут запросто отдать ту долю, которую затребуете вы, даже если по размерам она будет отличаться.

      Таким образом, если отталкиваться от теории и переходить к практике, то первым делом вы оповещаете пользователей и собираете соглашения. Далее вы посещаете специалиста по межеванию земельных участков и рассматриваете проект выдела конкретно вашего земельного участка.

      Далее, вы отправляетесь в кадастровую палату и подаете туда заявление о разделе участка. В результате вы получите новые кадастровые паспорта на данные наделы.

      Следующий шаг – обращение в ни что иное, как регистрационную палату. Там, в регистрационной палате вы подаете все необходимые документы и получаете, наконец, таки новые свидетельства о праве собственности.

      Процедуры деления участков на два или несколько

      Раздел участка на две части – занятие достаточно простое. Даже если второй собственник не согласен на раздел, в судебном порядке участок все равно будет поделен поровну. Однако сложности наступают, когда участок делится между сразу несколькими пользователями.

      Так, например, первая сложность возникает в том, что не со всех удается взять соглашения о делении, а некоторые будут вовсе против подобных действий.

      Вторая сложность заключается в том, что собственники наверняка будут не рады перспективе выдела участка, который определен лично вами. Он будет в чем то не угождать им размером или расположением.

      Третья проблема – при наличии зданий и строений, будет очень сложно осуществлять деление между всеми членами собственников участка.

      Также проблематично привести всех собственников сразу в кадастровую палату, а также в регистрационную палату.

      Помимо сложностей с количеством собственников вы наверняка столкнетесь с проблемой подачи документов. Конечно, подача документов – одна из важнейших причин, почему дела о разделе земельного участка в долевой собственности долгое время остается без реализации как таковой. Проблема, конечно, кроется во многих факторах и главное – в неправильном их подборе.

      Необходимые документы

      Если рассматривать ситуацию с разделом по согласию всех сособственников или же раздел земельного участка через суд – в любом случае вам необходимо собирать весомый пакет документов, который непременно станет важной частью га пути к выделу вашей доли.

      Итак, первый документ – это свидетельство о долевой собственности. Он обязателен для предъявления на всех этапах рассмотрения дела о разделе земельного участка между собственниками. Именно данный документ доказывает ваше право на владение, пользование и распоряжение землей.

      Следующий важный документ – это кадастровый паспорт. Именно он показывает границы собственности, на его основании можно производить деление участка.

      Технический паспорт земельного участка рассказывает о категории используемых на нем земель, о ее применении и так далее. Он также обязателен к предъявлению.

      Не забудьте о документах, которые будут удостоверять вашу личность. К ним в первую очередь относится паспорт гражданина российской федерации. В случае если собственники дали свое согласие на раздел участка, приобщите к пакету документов и их.

      А в случае, если согласие дали не все, приложите хотя бы те, что сумели добыть.

      Государственная пошлина – это обязательная часть любой услуги, которую оказывает вам государство, а обращение в регистрационную палату, или же на худой конец в суд – та же услуга.

      Именно поэтому оплата государственной пошлины носит обязательный характер и без документа, удостоверяющего этот факт ваш вопрос решаться не будет.

      Размер государственной пошлины установлен налоговым кодексом Российской Федерации. В зависимости от размера вашего участка сумма пошлины будет варьироваться, но она не может превышать отметку в пять тысяч рублей.

      Также, пошлина не может быть меньше двухсот рублей.

      Государственную пошлину необходимо оплачивать перед подачей документов, а чек приобщать непосредственно к ним. Также, необходимо четко осознавать важность оплаты государственной пошлины и оплачивать ее самому, а не надеяться на помощь третьих лиц.

      Для того чтобы рассчитать размер пошлины вам стоит обратиться к юристам или же в налоговую службу, а также попробовать самому рассчитать ее размер, обратившись к налоговому законодательству.

      Особенности и нюансы

      Особенностями раздела земли являются многие факты. Например, если земельный участок обременен долгом, то он также как и земельный участок сам в принципе делится между собственниками. Также, нюансом выступает тот факт, что наличие построек также приводит к неравномерному разделу земельного участка.

      Стоит помнить о том, что деление земли происходит на основании документов общей собственности и если один из сособственников умер, а его правопреемник еще не вступил в права наследования, его мнения может быть по каким либо причинам не учтено, однако наследник должен быть оповещен обязательно.

      Таких нюансов достаточно много и прежде чем начать активные действия по разделу удостоверьтесь, что они не являются помехой для вашей процедуры.

      С измененным участком

      Если земельный участок в процессе его владением пользования и распоряжения был изменен и это изменение носит любой характер – изменение количества построек, изменение границ и расположений, которые еще не нашли свое отражение в кадастровом паспорте предприятия, то необходимо дождаться изменений в кадастровом паспорте.

      Также необходимо руководствоваться положениями в Земельном кодексе, в которых говорится о возможности выдела земельного участка, но с условием, что не будут внесены изменения в его границы.

      Раздел с измененным земельным участком требует отдельных внесений изменений в технический паспорт, а также вызов специалистов непосредственно на место раздела для того, чтобы были проведены соответствующие замеры, зафиксирующие изменения.

      Понятие общей долевой собственности

      Право общей долевой собственности может возникнуть в отношении любой вещи. Как правило, оно возникает в условиях общего владения вещью, которую невозможно разделить на всех участников права. Но в том случае, когда речь идёт о земельном участке, он остаётся в общей собственности по согласию (не всегда добровольному) сторон.

      Земельное право предусматривает общее долевое владение в двух вариантах:

      1. Владение долей в праве собственности.
      2. Владение на основании общей долевой собственности.

      В обоих случаях речь идёт не о самостоятельном владении частью земельного участка выделенного в общем имуществе, а лишь о части прав на совместное имущество. При этом право владения долей определяет конкретную часть права владения на формально закреплённую часть собственности.

      Владение на основании общей долевой собственности предусматривает полноценное владение имущественным правом на весь земельный участок всеми субъектами права. В обоих случаях также, владение осуществляется на условиях устных или письменных соглашений.

      При владении долей в общей собственности, соглашения заключаются в отношении распределения долей между субъектами права на землю. Этот вариант используется:

    • в дачных кооперативах;
    • в садово-огороднических товариществах;
    • в гаражных кооперативах при условии собственности на землю со стороны кооператива.

    Землепользователи определяют на общем собрании и регистрируют протоколом, либо иным локальным актом, право каждого из членов на определённый участок земли, соответствующий изначально определённому нормативу.

    В некоторых случаях дольщики заказывают межевой проект, который достоверно разграничивает доли участков, определяя фактическое положение межевых границ. Владение участком на основании общей долевой собственности может осуществляться:

    • родственниками, получившими участок в наследство;
    • на основании совместного приобретения участка;
    • при партнёрстве индивидуальных предпринимателей;
    • жильцами малоэтажных и многоэтажных домов.
    • В этих случаях доли формально не выделяются, а каждый из участников долевого владения имеет право на весь участок, кроме случаев устного или письменного договора, который не имеет серьёзной юридической силы, а выполняет функции внутреннего регламента пользования. В случае возникновения споров, рассматривается вопрос о выделении долей.

      Общедолевая собственность на участок многоквартирного дома

      У участников долевого строительства многоэтажных новостроек после сдачи дома в эксплуатацию, заселения его жильцами и получения свидетельства о доле в праве на квартиру, появляется выбор в отношении прилегающего к дому участка. Он заключается в вариантах:

      Этот вопрос решается на общем собрании и при согласии всех жильцов, участок, выделенный для функционирования данного жилого дома, может быть приватизирован. Каждый из жильцов имеет равные права на пользование участком.

      Обычно участком распоряжаются для обустройства детских игровых площадок, цветников, стоянок для автомашин и прочих нужд жильцов дома.

      После приватизации, доля каждого жильца в праве на участок определяется соразмерно доле в праве на жилое помещение. Но в многоквартирных домах такие правила практически не принимаются, так как они лишают жильцов преимуществ, которые им даёт общее пользование.

      Долевая собственность участка под домом

      Аналогичен принцип владения землёй под домом, имеющим несколько квартир или долей в жилом помещении. Часто такая форма собственности является классическим камнем преткновения для мирного урегулирования вопроса о пользовании землёй.

      Общее пользование участком под домом предполагает, что все жильцы имеют на землю под домом и в его окрестностях в соответствии с межевыми границами, равные права.

      Но если по факту пользования, права не равны и жильцы вступают в споры в отношении наиболее эффективного пользования землёй, они могут договориться об условном разделе территории прилегающей к дому, для реализации прав пользования на равных условиях. Если земля в праве собственности у жильцов, а соглашение о пользовании не достигнуто, они имеют право:

    • Договориться о выделении долей в праве общей собственности на основе соглашения.
    • Договориться о закреплении долевого права через суд.
    • После этой процедуры каждый сможет распоряжаться выделенной долей участка, прилегающего к дому, по своему усмотрению.

      Заключение

      Существует множество способов выдела доли земельного участка принадлежащую вам и только вам, однако ни один из этих способов не является легким. Вам придется направить все свои силы на то, чтобы провести данную процедуру грамотно и тогда выдел доли земельного участка в конкретно вашу собственность будет возможен в самые ближайшие сроки.

      Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

      +7 (499) 638-25-61 (Москва)
      +7 (812) 611-25-16 (Санкт-Петербург)

      lawyer-consult.ru

    Популярное:

    • Закон тишины 2018 в самаре Закон тишины 2018 в самаре от 13 января 2014 года N 7-ГД Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Самарской области (с изменениями на 4 июня 2018 года) ПринятСамарской Губернской Думой24 декабря 2013 […]
    • Федерального закона от 2 декабря 2013 г 349-фз Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в название внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]
    • Приказ на возврат отпускных при увольнении Сотрудник, отгуляв отпуск авансом, написал заявление на увольнение. Необходимо ли удержать с работника сумму, превышающую 20% от выплачиваемой работнику суммы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В данном случае работодатель […]
    • Приказ минрегиона 262 Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ СМЕТА МДС 2016 Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации СТ - СМЕТА ПИР Программа для расчета стоимости проектных работ И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ В […]
    • Приемная семья над несовершеннолетними Семейное право. Под ред. Крашенинникова П.В. М.: 200 8 . — 302 с. В данном учебнике освещаются понятия российского семейного права, семейных правоотношений, брака, условия и порядок его заключения, расторжения и признания […]
    • Причины увольнения по статье 33 Трудовой кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 81 § 1. Одним из оснований прекращения трудового является его расторжение по инициативе работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК). Это предусмотрено ст. 81 ТК, где установлен ограниченный […]
    • Жалоба председателю верховного суда рф Жалоба председателю верховного суда рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
    • Транспортный налог конспект Учет затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства (зерно) Расчётно-объяснительная (пояснительная) записка К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ На тему: «Учет затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства (зерно) в ЗАО Имени […]