План ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Министром МЧС России 28 ноября 2013 г. N 2-4-87-36-14)

1. Пояснительная записка

Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — в области ГО и ЧС) организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и осуществляется по месту работы.

Основная цель обучения — повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предлагаемая Примерная программа обучения работающего населения в области ГО и ЧС (далее именуется — Примерная программа) определяет организацию и порядок обязательного обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются — работники организаций). В ней определены требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших обучение, дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения тем.

Обучение всех работников организации по данной Примерной программе проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителей организаций.

Организации на основе данной Примерной программы и с учётом указаний федеральных органов исполнительной власти по подготовке работников центральных аппаратов этих органов, а также подведомственных им организаций, указаний органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по подготовке работников всех организаций, дислоцирующихся в пределах территории муниципального образования, а также особенностей своей деятельности, разрабатывают и утверждают программу обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.

Руководителям организаций при разработке рабочих программ обучения предоставляется право с учетом местных условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем учебно-тематического плана Примерной программы, их содержание, а также уточнять формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей Примерной программы.

Занятия по темам 4-6 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий работникам по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области ГО и ЧС и рассчитана на 19 часов учебного времени в течение календарного года.

Знания и умения, полученные при освоении тем Примерной программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплине.

Контроль за качеством усвоения учебного материала работающим населением в области ГО и ЧС проводит руководитель занятия путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, и проводятся в рабочее время.

Для проведения занятий приказом руководителя организации создаются учебные группы по структурным подразделениям органов власти и органов местного самоуправления, учреждениям и организациям и назначаются руководители занятий по ГО и ЧС.

Занятия проводятся руководителями занятий по ГО и ЧС, а также руководящим составом, инженерно-техническими работниками, членами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ПБ), руководителями и сотрудниками органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, а также другими подготовленными лицами. Занятия по правилам оказания первой помощи и ухода за больными проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Руководители занятий по ГО и ЧС должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Руководящий состав федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий по ГО и ЧС и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий.

2. Требования к уровню освоения курса обучения

В результате прохождения курса обучения работники организаций должны:

опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них работников организации;

сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и порядок их получения;

место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

3. Учебно-тематический план

Программа обучения: работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель обучения: повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Категория обучаемых: работники организации.

Продолжительность обучения: 19 учебных часов.

Форма обучения: в обстановке повседневной трудовой деятельности.

Режим занятий: определяет руководитель организации.

www.garant.ru

Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразны. Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутая в вопросе норма может быть основанием для закупки товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от того, является ли авария бытовой (прорыв трубопровода и т.п.) и вводится ли в связи с такой аварией режим чрезвычайной ситуации. Однако при оценке обоснованности применения этого основания при осуществлении закупки может иметь значение наличие у аварии характера чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях происшествия.
В связи с осуществлением такой закупки следует внести изменения в план закупок и в план-график. При этом изменения в план-график вносятся не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие в том числе аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с этим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Понятия аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы в Законе N 44-ФЗ не раскрываются.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона N 384-ФЗ, под объектом в контексте п. 2 ч. 2 ст. 2 этого федерального закона может пониматься здание и сооружение любого назначения, в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а системой инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п.п. 20, 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Разъясняя вопросы применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представители контролирующих органов со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, указывают, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 09.12.2016 N Д28и-3224, от 19.09.2016 N Д28и-2410, от 16.03.2016 N Д28и-751, от 15.03.2016 N 6770-ЕЕ/Д28п, от 24.12.2014 N Д28и-2842).
В постановлении ФАС России от 17.06.2016 N 17/41463/16 со ссылкой на позицию судебной практики по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
На основании изложенного полагаем, что закупка товаров, работ, услуг у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможна в связи с любой аварией, в том числе и бытового характера, если такая авария отвечает признакам, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ, или имеет характер чрезвычайного и непредотвратимого события, а применение других способов определения контрагента при таких обстоятельствах нецелесообразно, поскольку требует затрат времени. Такой аварией могут быть в том числе обрыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения. Аналогичное вывод был изложен в п. 4 письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 применительно к схожей по содержанию норме п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014. В этом письме, в частности, было указано, что к непреодолимой силе, наличие которой обуславливает возможность закупки товаров, работ или услуг у единственного контрагента, можно отнести и ликвидацию аварий (например прорыв батареи отопления или канализации).
Такое же мнение высказывается в правоприменительной практике в отношении действующего правила п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 N 13АП-15029/15, постановление Смоленского областного суда от 07.08.2015 по делу N 4А-296/2015, постановление Московского УФАС России N 4-7.29-604/77-16 (опубликовано 09.09.2016), решение Оренбургского УФАС России N 06-05-27/2015 (опубликовано 01.12.2015)).
Однако очевидно, что квалификация того или иного события как аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы является оценочной и зависит от особенностей конкретной ситуации. Если заказчик объективно имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, антимонопольный орган может прийти к выводу о том, что применение нормы п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента неправомерно (решение ФАС России от 03.02.2017 N 17/9995/17). Полагаем, что подобный подход не в полной мере отвечает формулировке п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в которой, как нам представляется, авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и т.п. перечисляются в качестве самостоятельных оснований для применения указанной нормы. Из п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не следует, что принципиальная возможность предвидеть и предотвратить аварию исключает возможность осуществления закупки по основанию, предусмотренному этой нормой. Однако правомерность описанного выше подхода в настоящей консультации не рассматривается, а оценить вероятность его применения не представляется возможным.
Закон не ставит возможность закупки товара, работы или услуги на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в зависимость от введения режима чрезвычайной ситуации в связи с аварией. Представляется, что признаки аварии или иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного осуществления закупки товаров, работ или услуг для устранения ее последствий, могут иметь место независимо от совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления тех или иных действий в рамках ил полномочий, предусмотренных Законом N 68-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, заказчик вправе применить такое основание закупки у единственного контрагента в случае аварии вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации при возникновении этого происшествия.
По общему правилу изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента или до даты заключения контракта (если в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не размещается или приглашение принять участие в определении контрагента не направляется) (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553). Вместе с тем согласно п. 10 названных Правил в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ изменения в план-график закупок вносятся не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Таким образом, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан внести изменения в план-график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552) не называют закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для внесения изменений в план закупок. Однако пп. «и» п. 11 этих Правил предусматривает внесение изменений в утвержденный план закупок в случае возникновения иных (помимо прямо упомянутых в этом пункте) существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
Поскольку в план закупок включается информация об объектах закупок, об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) для осуществления закупок (пп. «е» п. 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552), с нашей точки зрения, в связи с закупкой у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчику следует внести изменения в план закупок, дополнив его сведениями о соответствующих объектах закупки и об объеме финансового обеспечения, предназначенном для их приобретения. В течение трех рабочих дней со дня изменения такого плана он должен быть размещен в ЕИС (ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

27 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

План ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Начальник территориального отдела

управления гражданской защиты

Главного управления МЧС России по ___

«_____» __________________ 2013г.

Руководитель ООО «_________________»

«_____» __________________ 2013г.

об организации и ведении гражданской обороны

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. № 28-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федераций» от 26.11.2007 №804, приказом МЧС России «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях» от 14.11.2008г. №687, и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий по гражданской обороне, состав сил и средств гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ООО «________________» (далее – Организация).

1.2. Гражданская оборона в Организации организуется и ведется в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, распорядительными документами руководителя гражданской обороны Организации, а так же настоящим Положением.

1.3 Организация в целях решения задач в области гражданской обороны создаёт и содержит силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально – технических, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне.

1.4. Руководитель Организации — руководитель гражданской обороны несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

2. Полномочия органов управления Организация

2.1. Руководитель Организации – руководитель ГО в пределах своей компетенции:

— осуществляет руководство гражданской обороной в Организация;

— планирует и организует проведение мероприятий гражданской обороны в Организации;

— обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие структурных подразделений Организация при решении задач и выполнении мероприятий по гражданской обороне;

— проводит мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования Организации в военное время;

— утверждает (определяет) состав комиссий и нештатных аварийно спасательных формирований гражданской обороны, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;

— утверждает состав полномочий по решению задач и выполнению мероприятий по гражданской обороне для руководящего состава и должностных лиц Организации;

— осуществляет обучение работников Организации в области гражданской обороны;

— создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения;

— создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной в Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Штаб (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции:

— организует разработку, согласование и корректировку «Плана гражданской обороны», «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Плана эвакуации (рассредоточения) персонала»;

— разрабатывает проекты нормативных и организационно-распорядительных документов, регламентирующих работу Организация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

— организует обучение руководящего состава, личного состава нештатных аварийно спасательных формирований гражданской обороны, рабочих и служащих университета в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организует прием сигналов гражданской обороны и сообщений об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и доведение их до руководящего состава Организация;

— организует создание и поддержание в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

— организует оповещение работников Организация об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и по сигналам гражданской обороны;

— организует учет защитных сооружений гражданской обороны Организация, их обслуживание и поддержание в готовности к приему укрываемых;

— организует назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организует создание, накопление и хранение запасов средств индивидуальной защиты, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;

— организует создание и поддержание в готовности к работе пунктов управления, системы управления и связи на особый период.

— осуществляет сбор, обобщение, анализ информации о характере, масштабах и последствиях чрезвычайных ситуаций, подготовку проектов распоряжений на выполнение мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— планирует и проводит учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

— осуществляют контроль выполнения планов и решений по выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

— организует пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

— организует взаимодействие с Главным управлением МЧС России по Москве, территориальным отделом управления гражданской защиты Главного управления МЧС России Санкт-Петербурга, управлением по делам ГО, ЧС и ПБ Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Москвы, государственными и другими организациями по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Мероприятия по гражданской обороне

В целях решения задач в области гражданской обороны Организация планируют и осуществляют следующие мероприятия по гражданской обороне:

3.1. По обучению работников в области гражданской обороны:

— разработка с учетом особенностей деятельности Организация и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, рабочих программ обучения личного состава нештатных аварийно спасательных формирований гражданской обороны и работников Организация в области гражданской обороны;

— планирование и осуществление обучения личного состава нештатных аварийно спасательных формирований и работников Организация в области гражданской обороны;

— создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников и нештатных аварийно спасательных формирований Организация в области гражданской обороны;

— пропаганда знаний в области гражданской обороны.

3.2. По оповещению работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

— создание на объектах массового пребывания работников и сотрудников университета локальных систем оповещения и информирования;

— комплексное использование средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации в целях сбора информации в области гражданской обороны и оповещения работников Организация.

3.3. По эвакуации сотрудников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

— организация планирования, подготовки и проведения эвакуации сотрудников и членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы;

— подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных ценностей, подлежащих эвакуации;

— разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

— подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакомероприятий;

— создание и организация деятельности эвакуационного органа Организация, а также подготовка его личного состава.

3.4. По предоставлению сотрудников Организация убежищ и средств индивидуальной защиты:

— поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении Организация;

— строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих в загородной зоне укрытий простейшего типа;

— накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими сотрудников Организация;

— разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты сотрудников Организация в установленные сроки.

3.5. По световой и другим видам маскировки:

— определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; разработка плана осуществления комплексной маскировки объектов Организация;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке.

3.6. По проведению аварийно-восстановительных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

— создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-восстановительного формирования (аварийно-технической команды), а также планирование ее действий;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

— организация взаимодействия сил гражданской обороны с нештатными аварийно-спасательными формированиями гражданской обороны Санкт — Петербурга.

3.7. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

— оборудование и поддержание в постоянной готовности на объектах Организация систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;

— оснащение всех объектов Организация противопожарным инвентарем в соответствии с Правилами пожарной безопасности;

— обучение работников и сотрудников университета по программе пожарно-технического минимума;

— организация взаимодействия с противопожарными силами города.

3.8. По обнаружению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

— организация взаимодействия сил гражданской обороны с организациями, решающими задачу по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

— введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— назначение и подготовка разведчиков-дозиметристов в составе звеньев по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и аварийно — технической команды;

— обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационного и химического контроля.

3.9. По санитарной обработке сотрудников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

— подготовка в мирное время личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны и сотрудников Организация правилам про ведения санитарной обработки, обеззараживания помещений, специальной обработки техники и территорий;

— организация взаимодействия сил гражданской обороны с пунктами специальной обработки, санитарно-обмывочными обеззараживания одежды.

3.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

— осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на объектах Организация, оказавшихся в очагах поражения;

— усиление охраны объектов Организация, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

3.11. По вопросам срочного восстановления функционирования систем связи в военное время:

— обеспечение готовности аварийно-технической команды к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем связи;

— создание запасов мобильных резервных и автономных источников энергии.

3.12. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:

— создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;

— подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

— разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;

— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

4. Руководство и организационная структура гражданской обороны

Организация, состав сил и средств гражданской обороны

4.1. Руководство гражданской обороной в Организация осуществляет ректор университета.

Ректор Организация несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите работников Организация.

4.2. В целях подготовки к ведению и ведения гражданской обороны ректор Организация (руководитель гражданской обороны) издает приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны.

Приказы и распоряжения руководителя гражданской обороны в пределах их компетенции в области гражданской обороны обязательны для исполнения всеми работниками Организация.

4.3. Органом, осуществляющим управление гражданской обороны в Организация, является структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны и защиты работников и территории Организация от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – штаб по делам гражданской оборы и чрезвычайным ситуациям (далее — Штаб по делам ГО и ЧС).

Штаб по делам ГО и ЧС организует комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, разработку и утверждение их функциональных обязанностей и штатного расписания. В своей работе Штаб по делам ГО и ЧС руководствуется «Положением о штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Организация».

Штаб по делам ГО и ЧС непосредственно подчиняется Ректору Организация.

4.4. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий приказом Ректора Организация заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия.

Эвакуационная комиссия возглавляется начальником Административно-кадрового управления.

Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется Положением об объектовой эвакуационной комиссии Организация, утвержденным Ректором университета.

4.5. Для решения задач в области гражданской обороны создаются и поддерживаются в постоянной готовности силы гражданской обороны, основу которых составляют подразделения, оснащенные, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В состав сил гражданской обороны Организация входят:

— аварийно-техническая команда (АТК), предназначенные для ремонта и восстановления поврежденных зданий, сооружений Организация вследствие ведения военных действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— звено по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО), предназначенное для приведения ЗСГО в готовность к приему укрываемых и эксплуатации его в режиме убежища в ходе ведения военных действий и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— пункт выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), предназначенное для получения и своевременной выдачи СИЗ работникам Организация;

— санитарная дружина, предназначенная для оказания первой медицинской помощи пострадавшим вследствие ведения военных действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— звено оповещения и связи, предназначенное для обеспечения своевременного оповещения и передачи информации должностным лицам и работникам о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

— группа охраны общественного порядка, предназначенная для поддержания общественного порядка в Организации при возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении аварийно – спасательных и других неотложных работ, при эвакуации работников и студентов;

— посты радиационного, химического и бактериологического (биологического) наблюдения (РХБН), предназначенные для осуществления периодического наблюдения и контроля за зараженностью (загрязненностью) воздуха, воды, почвы и других объектов внешней среды, продуктов питания и воды при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами.

4.6. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими акциями.

Решения о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимает руководитель Организации.

4.7. Для осуществления управления гражданской обороной в Организации создаются и поддерживаются в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения работников и сотрудников Организации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи гражданской обороны, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.

4.8. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, своевременного оповещения работников и сотрудников университета о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.

Сбор и обмен информацией осуществляются специалистами отдела ГО и ЧС штаба по делам ГО и ЧС и дежурной службой главного администратора Организации.

5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в Организации

5.1. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Организации определяется настоящим Положением об организации и ведении гражданской обороны.

Положение об организации и ведении гражданской обороны в Организации разрабатывается и утверждается руководителем Организации.

5.2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников и сотрудников университета, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании Плана гражданской обороны Организации.

5.3. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите работников и сотрудников Организации, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании Плана гражданской обороны Организации.

5.4. План гражданской обороны определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по при ведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. План гражданской обороны разрабатывается штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций университета.

6. Нормативное правовое регулирование в области организации и ведения

гражданской обороны в Организация

Руководитель Организации в соответствии с полномочиями осуществляет нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, в том числе по вопросам:

— организации проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, реализации Плана гражданской обороны Организации;

— осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

— организации подготовки и обучения всех категорий работников и сотрудников Организации в области гражданской обороны;

— создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения работников и сотрудников Организации;

— информирования об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— поддержания в постоянной готовности к приему укрываемых защитных сооружений гражданской обороны Организации;

— планирования мероприятий по подготовке к эвакуации работников, сотрудников университета и членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы, их размещению и всестороннему обеспечению;

— создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

7. Заключительные положения

7.1. Специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны осуществляются:

— комиссиями или должностными лицами Федерального агентства связи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;

— комиссиями и должностными лицами Главного управления МЧС России по г.Москве.

7.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется за счет средств выделяемых руководителем Организации по утвержденным заявкам, включенным в смету расходов штаба по делам ГО и ЧС на текущий год и согласованной с финансовым отделом Организации.

7.3. Неисполнение должностными лицами и работниками Организации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник штаба по делам ГО и ЧС ___________

pozhobrazovanie.com

Популярное:

  • Приказы росжелдора Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (с изменениями и дополнениями) Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26"Об утверждении Правил эксплуатации и […]
  • Закону 265 Профи Винс - ЗАКОН УКРАИНЫ О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг Закон введен в действие со дня опубликования - 11 июля 1995 года (согласно Постановлению Верховной Рады Украины от […]
  • Закон лотерея государственная Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ"О лотереях" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., […]
  • Автобиография в органы опеки Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской […]
  • Правила оказания услуг связи рф Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706"Об утверждении Правил оказания платных образовательных […]
  • Закон рф о бухгалтерском учете 129 фз Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября […]
  • Постоновления суда Статья 443. Постановление суда Статья 443. Постановление суда См. комментарии к статье 443 УПК РФ 1. Признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица […]
  • Российская газета новый закон Российская газета новый закон О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 7 марта 2017 года)(редакция, действующая с 25 марта 2017 […]