Правовые акты форма которых не определена законом

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Типичные нарушения в муниципальных актах, допускаемыми органами местного самоуправления при издании нормативных правовых актов

1.В сфере реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При этом, административные регламенты не содержат положений, определяющих процедуру предоставления муниципальной услуги в электронной форме.

Кроме того, данная процедура не предусматривается в административных регламентах предоставления муниципальных услуг, указанных в Сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 № 729-р.

Значительная часть административных регламентов не соответствует главе 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего» Федерального закона № 210-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В разделах административных регламентов, предусматривающих досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, не учитываются требования части 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, согласно которой положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» рекомендовано органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Таким образом, установление особенностей подачи и рассмотрения жалоб в административных регламентах предоставления муниципальных услуг возможно после урегулирования данных правоотношений отдельным муниципальным нормативным правовым актом.

Кроме этого, в ходе правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг, имеют место нарушения норм федерального законодательства и законодательства автономного округа в части определения документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. В качестве приложений к административным регламентам приводятся формы документов и заявлений, утверждение которых является компетенцией федеральных органов государственной власти или исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Также, имеются нарушения норм федерального законодательства в муниципальных актах, регулирующих порядок разработки и принятия административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ определена структура административного регламента.

При этом отдельными муниципальными актами, регулирующими порядки разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг, определяются иные разделы, подлежащие включению в административный регламент, кроме того имеет место несогласованность положений административных регламентов с положениями муниципальных правовых актов, регулирующих порядок разработки и принятия административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.

2. В сфере законодательства о рассмотрении уведомлений о проведении публичных мероприятий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон № 54-ФЗ, законы и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ, нормативные правовые акты, касающиеся условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.06.2009 № 81-оз «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Закон № 81-оз) в администрациях муниципальных образований определяются должностные лица и (или) структурные подразделения, ответственные за организацию приема и регистрацию уведомлений.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право определять должностных лиц и (или) структурные подразделения, ответственных за организацию приема и регистрацию уведомлений, тогда как, сам порядок подачи уведомлений определен законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Вместе с тем, в отдельных муниципальных актах регулируются вопросы организации публичных мероприятий, определяются права и обязанности организатора и участников публичного мероприятия, требования, предъявляемые к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, порядок рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия.

Также в муниципальных актах устанавливается, что уведомление, составленное и переданное с нарушением требований федерального и регионального законодательства, возвращается организатору публичного мероприятия или лицу, уполномоченному организатором публичного мероприятия, с указанием причины отказа для устранения нарушений.

Однако, согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления возвращать организатору уведомление о проведении публичного мероприятия для устранения нарушений.

Также в процессе проведения юридической экспертизы выявлены нарушения федерального законодательства в части финансирования публичных слушаний, так как не учитываются положения части 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

3. В сфере муниципальной службы.

Муниципальными образованиями принимаются акты в целях реализации гарантии по обязательному государственному страхованию муниципальных служащих, установленной Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Такое страхование признается в качестве одной из основных гарантий, предоставляемых гражданским служащим статьей 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным законом определено, что выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из принципа соотносительности гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, муниципальному служащему гарантируется обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей. Однако, данная гарантия не может быть реализована в виду отсутствия законодательных актов, устанавливающих механизм ее реализации.

Согласно статье 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании, и оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.

Иными правовыми актами, которыми наряду с законами могут регулироваться данные отношения, согласно пункту 6 статьи 3 ГК РФ являются указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации.

Дополнительные гарантии муниципальным служащим определяются законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципальных служащих.

4. В сфере регулирования торговой деятельности.

Отдельными муниципальными актами утверждаются порядки размещения и организации работы объектов торговли, определяются основные требования к размещению, организации, оборудованию и эксплуатации объектов мелкорозничной торговой сети, положения об ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных образований отнесено создание условий для обеспечения жителей услугами торговли.

Аналогичное положение закреплено в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

Названным федеральным законом урегулированы отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В части 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Соответствующие полномочия органов местного самоуправления, определенные Федеральным законом № 381-ФЗ, закреплены также в статье 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.05.2010 № 85-оз «О государственном регулировании торговой деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности статьей 4 Федерального закона № 381-ФЗ определено как один из методов государственного регулирования торговой деятельности. Его содержание раскрыто непосредственно в главе 2 Федерального закона № 381-ФЗ.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 381-ФЗ установлены пределы полномочий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, которые определяются указанными лицами самостоятельно.

Согласно части 3 названной статьи вышеперечисленные порядок и условия осуществления торговой деятельности устанавливаются соответствующими муниципальными органами применительно к муниципальным предприятиям и учреждениям торговли. Действие же отдельных муниципальных актов распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц всех форм собственности.

Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности в силу статьи 16 Федерального закона № 381-ФЗ проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день круг полномочий органов местного самоуправления в сфере торговли законодателем определен и не подлежат регулированию муниципальными нормативными правовыми актами вопросы установления требований организации работы объектов мелкорозничной торговой сети, осуществления контроля, определения ответственности юридических и физических лиц.

5. В сфере определения порядка и учета муниципального имущества, а также осуществления права управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальных нормативных правовых актах имеются следующие нарушения.

Продолжают иметь место случаи установления в МНПА положений, определяющих, что ведение реестра муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», принятие нормативного правового акта, определяющего порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424.

Таким образом, нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие порядок ведения реестра муниципального имущества, подлежат приведению в соответствие с нормами федерального законодательства.

6. В сфере водного законодательства.

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд. При этом не учитываются положения статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

К вопросам местного значения поселения в соответствии с действующим законодательством относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

7. В сфере противодействия коррупции.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, замещающими указанные должности, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требований к служебному поведению, утвержден постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2012 года № 82.

Вместе с тем, не во всех муниципальных образованиях акты в сфере противодействия коррупции приведены в соответствие с действующим законодательством.

В отдельных актах, регулирующих правоотношения в сфере противодействия коррупции, до настоящего времени не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в часть 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, которой определено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

www.prokhmao.ru

Правовые акты форма которых не определена законом

Требования к проектам документов

Требования к содержанию и форме проектов документов, принимаемых Законодательным Собранием к рассмотрению, определены Законом Омской области от 21 ноября 2002 года № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» (в ред. зак. от 27.07.2004 № 538-ОЗ, от 29.04.2005 № 631-ОЗ, от 08.10.2007 № 952-ОЗ, от 04.07.2008 № 1056-ОЗ, от 29.05.2009 № 1159-ОЗ, от 05.10.2012 № 1480-ОЗ, от 28.06.2013 № 1555-ОЗ, от 10.12.2013 № 1591-ОЗ, от 28.07.2014 № 1655-ОЗ, от 04.12.2014 № 1688-ОЗ, от 10.12.2014 № 1693-ОЗ, от 04.03.2016 № 1856-ОЗ), Регламентом Законодательного Собрания Омской области, принятым постановлением Законодательного Собрания Омской области от 22 января 2002 года № 25 (в ред. пост. от 17.02.2004 № 52, от 24.05.2007 № 146, от 14.06.2007 № 188, от 28.02.2008 № 87, от 25.11.2008 № 433, от 26.11.2009 № 352, от 17.03.2011 № 71, от 22.09.2011 № 269, от 26.01.2012 № 27, от 27.09.2012 № 235, от 24.01.2013 № 19, от 24.10.2013 № 269, от 23.01.2014 № 20, от 22.05.2014 № 136, от 23.10.2014 № 285, от 25.02.2016 № 61).

Согласно статье 4 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» Законодательное Собрание Омской области принимает нормативные правовые акты в форме Устава (Основного Закона) Омской области, законов Омской области (областных законов), постановлений нормативного характера.

Согласно статье 6 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» областные законы – принятые в соответствии с определенной Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным и областным законом процедурой нормативные правовые акты Омской области, регулирующие наиболее важные общественные отношения, обладающие высшей юридической силой по отношению к постановлениям Законодательного Собрания Омской области нормативного характера, нормативным правовым актам Губернатора Омской области, Правительства Омской области и органов исполнительной власти Омской области.

Главами 5, 6 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» определяется порядок принятия областных законов, постановлений нормативного характера, в том числе общие требования к содержанию и форме проектов документов, принимаемых Законодательным Собранием к рассмотрению.

В соответствии со статьей 18 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» при внесении проекта областного закона в Законодательное Собрание Омской области (реализации права законодательной инициативы) вместе с проектом областного закона в Законодательное Собрание Омской области представляются следующие документы:

1) пояснительная записка, в которой излагается предмет правового регулирования, обоснование необходимости принятия областного закона, его цели и основные положения, иные сведения;

2) финансово-экономическое обоснование, в котором содержатся сведения о размере и направлениях расходования средств областного бюджета, иных средств и объектов, необходимых для реализации областного закона;

3) перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или действие которых необходимо приостановить в связи с принятием областного закона;

4) список лиц, являющихся разработчиками проекта областного закона.

Субъект права законодательной инициативы, внесший в Законодательное Собрание Омской области проект областного закона, обязан назначить лицо, которому поручается представление проекта областного закона в Законодательном Собрании Омской области. Вместе с проектом областного закона представляются также иные документы, если это требуется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Согласно статье 32 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» вместе с проектом постановления Законодательного Собрания Омской области нормативного характера на соответствующее заседание Законодательного Собрания Омской области представляются следующие документы:

ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Глава 10. ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Статья 51. Общие правила юридической техники

1. Нормативные правовые акты Омской области составляются только на русском языке. Использование в нормативных правовых актах Омской области иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.

2. Изложение нормативного правового акта Омской области должно быть кратким, ясным, обеспечивающим простоту, понятность и доступность. Положения нормативного правового акта Омской области должны быть однозначными и не допускать возможность их произвольного толкования. В нормативных правовых актах Омской области не применяются метафоры, аллегории, устаревшие или сленговые термины. Текст нормативного правового акта Омской области должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально- стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.

3. В нормативном правовом акте Омской области должны быть даны определения вводимых технических, научных и иных специальных терминов. Слова и выражения в нормативном правовом акте Омской области используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в нормативном правовом акте Омской области разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в самом нормативном правовом акте Омской области.

4. Нормативный правовой акт Омской области должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.

Статья 52. Структура нормативного правового акта Омской области

1. Структура нормативного правового акта Омской области может состоять из следующих элементов: раздел, подраздел, глава, параграф, статья, пункт, часть статьи, пункт статьи, подпункт, абзац.

Областные законы подразделяются на статьи, при необходимости объединяемые в разделы, главы, параграфы.

В исключительных случаях при небольшом объеме информации областные законы могут не подразделяться на статьи.

Постановления Законодательного Собрания Омской области нормативного характера, нормативные правовые акты Губернатора Омской области, Правительства Омской области и органов исполнительной власти Омской области подразделяются на пункты, при необходимости объединяемые в разделы, главы, параграфы.

2. Разделы, подразделы должны иметь нумерацию арабскими или римскими цифрами с точкой. Главы, параграфы, статьи должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой.

Разделы, подразделы, главы, статьи обозначаются соответственно словами «Раздел», «Подраздел», «Глава», «Статья». Параграфы обозначаются символом «§».

3. Пункты и подпункты должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой или скобкой.

Допускается нумерация пунктов и подпунктов буквами русского алфавита со скобкой (за исключением букв «ё», «й», «ь», «ъ»).

Части статей и абзацы нумерации не имеют. Абзацы могут обозначаться дефисами. Обозначение абзацев любыми символами, кроме дефисов, не допускается.

4. Статья, пункт, часть статьи, пункт статьи, подпункт, абзац печатаются с красной строки.

5. Если подпункты, абзацы могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, то они заканчиваются точкой с запятой, за исключением последнего, заканчивающегося точкой.

6. Разделы, подразделы, главы, статьи и пункты нормативных правовых актов Омской области должны иметь единую сквозную нумерацию.

Не допускается отдельная нумерация статей и пунктов каждого раздела, подраздела, главы или параграфа. Пункты каждой статьи и подпункты каждого пункта нумеруются отдельно.

7. Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи нормативных правовых актов Омской области, как правило, должны иметь названия, в конце названий точка не ставится. Пункты названий не имеют. Названия разделов, подразделов, глав и параграфов выравниваются по центру. Названия статей печатаются с красной строки.

8. Нормативный правовой акт Омской области должен иметь название. Название является реквизитом нормативного правового акта Омской области, отражающим его содержание.

Название нормативного правового акта Омской области выравнивается по центру и кавычками не выделяется. Точка в конце названия не ставится.

Статья 53. Преамбула нормативного правового акта Омской области

Преамбула нормативного правового акта Омской области содержит разъяснение целей, мотивов и оснований его принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула должна быть изложена кратко. Нормативные правовые акты Омской области могут не иметь преамбулы, если разъяснение целей, мотивов и оснований принятия нормативного правового акта Омской области не требуется.

Статья 54. Требования к содержанию нормативного правового акта Омской области

1. Изложение нормативного правового акта Омской области должно обеспечивать последовательное раскрытие его положений.

2. В нормативные правовые акты Омской области могут включаться индивидуальные предписания.

3. В нормативных правовых актах Омской области используются полные официальные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностей, организаций или дается обобщающее определение соответствующего уполномоченного органа.

4. При ссылке на иные нормативные правовые акты указываются форма нормативного правового акта, его название, а также дата и номер соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено областным законодательством.

При ссылке на отдельные положения нормативных правовых актов Омской области статьи, пункты, подпункты обозначаются соответствующими цифрами, буквами (при этом буквы заключаются в кавычки), а части статей, абзацы, предложения – словами. Внутренние ссылки в тексте нормативного правового акта Омской области указываются при помощи слова «настоящий» в соответствующем падеже.

5. Даты в нормативных правовых актах Омской области указываются словесно-цифровым способом в следующей последовательности – число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже, без сокращения. В однозначном числе месяца ноль перед цифрой не ставится.

Источники официального опубликования указываются следующим образом:

наименование источника официального опубликования, год, номер, статья – для «Ведомостей Законодательного Собрания Омской области»;

наименование источника официального опубликования, год, дата (число и месяц), номер – для газет;

наименование источника официального опубликования, год, дата (число и месяц), номер – для «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

6. При написании чисел в нормативных правовых актах Омской области используются словесный, цифровой и словесно-цифровой способы. При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяются словесный и словесно-цифровой способы.

7. Содержание нормативного правового акта Омской области может быть оформлено таблицей, если необходимо указать сведения о нескольких объектах по ряду признаков. Графы таблицы должны иметь названия, выраженные именем существительным в именительном падеже. Названия граф указываются с прописной буквы. Точка в конце названий граф не ставится.

Номера граф и строк таблицы указываются без точек.

Если таблицу печатают более чем на одной странице, наименование граф или их цифровое обозначение повторяется вверху на каждой странице.

Таблица может быть расположена вдоль длинной стороны листа. В этом случае таблица оформляется приложением к нормативному правовому акту Омской области.

8. Примечания, сноски в тексте нормативного правового акта Омской области указываются, как правило, в приложениях и только в случае, когда содержание примечания, сноски невозможно изложить в части статьи, пункте статьи, пункте, подпункте, абзаце.

Примечания, как правило, располагаются в конце текста нормативного правового акта Омской области (приложения к нему) и обозначаются словом «Примечание.». В исключительных случаях допускается расположение примечаний в конце раздела, подраздела, главы, параграфа, статьи и иных структурных элементов нормативного правового акта Омской области. При наличии нескольких примечаний они нумеруются арабскими цифрами.

Знак сноски обозначается верхним индексом звездочкой (звездочками) или арабской цифрой (цифрами). Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией, располагаемой у границы левого поля листа. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.

9. В нормативном правовом акте Омской области предусматриваются положения о порядке вступления его в силу, за исключением случая, когда соответствующий нормативный правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Статья 55. Оформление приложений к нормативному правовому акту Омской области

1. Положения нормативного правового акта Омской области могут оформляться в виде приложений к такому нормативному правовому акту, являющихся его неотъемлемой частью (положение, порядок, правила, перечень, устав, инструкция, список, схема, расписание, план, график, программа и т.п.).

В нормативном правовом акте Омской области приводится положение об утверждении соответствующего приложения или ссылка на него.

Если нормативным правовым актом Омской области предусматривается утверждение нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами.

2. На первом листе в верхнем правом углу приложения указываются: слово «Приложение», номер приложения (если их несколько), форма, дата и номер или название нормативного правового акта Омской области.

3. Приложения к нормативному правовому акту Омской области должны иметь названия, включающие указание на их форму (положение, порядок, правила, перечень, устав, инструкция, список, схема, расписание, план, график, программа и т.п.).

4. Приложения к нормативному правовому акту Омской области, за исключением завершающихся таблицей с выделенными границами, заканчиваются чертой.

Статья 56. Внесение изменений в нормативный правовой акт Омской области, признание утратившим силу нормативного правового акта Омской области

1. Все изменения, вносимые в нормативный правовой акт Омской области, должны соответствовать его структуре.

2. Внесение изменений в нормативный правовой акт Омской области означает:

исключение или изложение в новой редакции разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений, приложений к нормативным правовым актам Омской области;

исключение или замену слов, символов другими словами, символами;

дополнение нормативного правового акта Омской области новыми положениями (разделами, подразделами, главами, параграфами, статьями, пунктами, подпунктами, абзацами, предложениями, словами и т.д.).

2.1. Если нормативным правовым актом Омской области предусматривается изложение в новой редакции приложения к нормативному правовому акту Омской области, то новая редакция приложения должна содержать гриф излагаемого в новой редакции приложения.

3. Вновь дополняемые разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, предложения располагаются там, где находятся близкие по содержанию положения нормативного правового акта Омской области. Отсчет абзацев ведется с первой красной строки подпункта, пункта, части статьи или статьи нормативного правового акта Омской области.

4. Если нормативный правовой акт Омской области предусматривает существенные изменения какого-либо нормативного правового акта Омской области, то изменения такого нормативного правового акта Омской области должны предусматривать, как правило, его изложение в новой редакции.

5. Вновь включаемым в текст нормативного правового акта Омской области структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через точку или дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта Омской области после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.

6. При исключении из нормативного правового акта Омской области разделов, подразделов, глав, статей, пунктов и подпунктов, а также при дополнении нормативного правового акта Омской области разделами, подразделами, главами, статьями, пунктами и подпунктами изменение нумерации последующих разделов, подразделов, глав, статей, пунктов и подпунктов не производится.

6.1. При внесении изменений в областной закон указываются дата подписания областного закона Губернатором Омской области, номер и название областного закона, далее в скобках указывается источник его официального опубликования, а также источники официального опубликования всех последующих областных законов, которыми вносились изменения в областной закон.

При признании областного закона утратившим силу указываются дата подписания областного закона Губернатором Омской области, номер и название областного закона, далее в скобках указывается источник его официального опубликования.

7. Если нормативным правовым актом Омской области предусматривается прекращение действия какого-либо нормативного правового акта Омской области, то такой нормативный правовой акт Омской области признается утратившим силу. Нормативные правовые акты Омской области или их отдельные положения, которыми вносились изменения в признаваемый утратившим силу нормативный правовой акт Омской области, подлежат соответственно одновременному признанию утратившими силу или изменению.

7.1. Если нормативным правовым актом Омской области предусматривается признание утратившими силу нескольких нормативных правовых актов Омской области, то данные акты перечисляются в хронологическом порядке, начиная с актов, принятых ранее.

Если нормативным правовым актом Омской области предусматривается внесение изменений в несколько нормативных правовых актов Омской области, то данные акты перечисляются в хронологическом порядке, начиная с актов, принятых ранее.

Статья 57. Реквизиты нормативных правовых актов Омской области

1. Нормативные правовые акты Омской области имеют следующие обязательные реквизиты:

1) герб Омской области;

2) наименование формы нормативного правового акта Омской области;

3) название нормативного правового акта Омской области;

4) дата и место принятия, подписания нормативного правового акта Омской области;

6) подпись уполномоченного лица.

2. Для областных законов устанавливаются следующие реквизиты:

1) в верхней части по центру помещается герб Омской области и ниже указываются слова «Закон Омской области»;

2) ниже по центру располагается название областного закона;

3) под названием областного закона справа указывается дата его принятия Законодательным Собранием Омской области;

4) под основным текстом областного закона указываются должность, инициалы имени, отчества и фамилия Губернатора Омской области: слева указываются слова «Губернатор Омской области», справа – инициалы имени и отчества и фамилия Губернатора Омской области;

5) под реквизитом подписи областного закона указывается место его принятия – город Омск, дата подписания областного закона Губернатором Омской области, номер.

3. Для постановлений Законодательного Собрания Омской области нормативного характера устанавливаются следующие реквизиты:

1) в верхней части по центру помещается герб Омской области;

2) ниже по центру указываются слова «Законодательное Собрание Омской области»;

3) ниже по центру указывается слово «Постановление»;

3.1) ниже слева указывается место его принятия – город Омск;

4) ниже слева указываются дата принятия и номер постановления;

5) ниже по центру располагается название постановления;

6) под основным текстом постановления указываются должность, инициалы имени и отчества и фамилия лица, уполномоченного подписать постановление.

4. Реквизиты нормативных правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области и органов исполнительной власти Омской области, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются Губернатором Омской области.

www.omsk-parlament.ru

Популярное:

  • Приказ о ведении персонифицированного учета Утверждена новая Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных в ПФР лицах Минтруд России утвердил ведомственный акт, которым вводится в действие скорректированная Инструкция о порядке ведения […]
  • Законы платёжных терминалов Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ"О деятельности по приему […]
  • Приказ мвд 827 2012 Приказ мвд 827 2012 » Найдено: 117391 документов 1. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. 2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Веpховный Совет Республики Казахстан от 28 […]
  • 343 приказ с изменениями Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 мая 2014 г. N 269 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, […]
  • Ответственность за нарушение федерального закона о персональных данных Ответственность за нарушение федерального закона о персональных данных О персональных данных О персональных данных (с изменениями на 31 декабря 2017 года) ____________________________________________________________________ Документ с […]
  • Федерального закона от 29 декабря 2006 г 256-фз Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих […]
  • Уголовный кодекс в редакции до 2003 года Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в […]
  • Приказ 916н пульмонология Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 916н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология» (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября […]