Приказ о назначении прорабом образец

Форма М-29. Отчет о расходах материалов в строительстве

На сегодняшний день унифицированной формы по отчету и фиксации затраченных объемов строительных материалов на стройках нет. Ранее общеприменимым и обязательным был документ по форме М-29, который относился к первичной документации строительных фирм. Однако, несмотря на отмену с 2013 года использования единого образца этого документа, он по-прежнему широко распространен в своем прежнем виде. На основе него проводится списание стройматериалов на себестоимость работ. Этот же документ позволяет сопоставить данные по заранее запланированным расходам, исходя из норм и фактического потребления материалов.

Кто заполняет документ

Основная обязанность по заполнению формы М-29 входит в компетенцию прорабов или начальников стройучастков, которые в течение некоторого периода времени вносят в него все требуемые сведения, касаемо реального использования стройматериалов. Информацию же по нормам расходования материалов вписывается сотрудниками производственно-технических отделов. А проверяется и подписывается отчёт о расходах материалов специалистами бухгалтерии и руководителем строительной организации.

При этом проверка документа должна производиться помесячно, чтобы своевременно выявлять допущенные нарушения по нормам расхода материалов и предотвращать их в дальнейшем.

На каждый отдельный строительный объект заполняется свой отчет. Документ может иметь дополнительные листы, поэтому его объем неограничен.

Основанием для составления отчета служат общеутвержденные и местные нормы расходования стройматериалов, «первичка» по учету материала, сведения из журнала учета выполненных работ и т.д.

Инструкция по заполнению отчёта по форме М-29

Открывает документ титульный лист, который включает в себя наименование строительного объекта, а также период ведения работ (дата их начала и окончания). Тут все понятно и никаких затруднений эта часть вызвать не должна.

Далее идет первая основная страница отчета, которая заполняется специалистами производственно-технического отдела предприятия перед тем, как строительная бригада приступит к своим трудовым обязанностям. В ней прописываются нормы по расходу того или иного материала на строительство. В первую графу вносится конкретное название работ, их код (если такое кодирование применяется), единица измерения затрачиваемых на их проведение материалов (метры, килограммы, кубы, штуки и т.д.).

Далее вписывается обоснование норм расхода (здесь указывается ссылка на разделы, таблицы, пункты сборников, которыми пользуются для высчитывания норм инженеры ПТО данной строительной организации) и сама норма (на основании все тех же документов).

Вторая страница отчета отведена для внесения числовых данных по объему расхода материалов.

Цифры сюда должны вноситься регулярно, после окончания каждого отчетного месяца.

Заполняет этот раздел сотрудник, ответственный непосредственно за ведение работ и расходование материалов на объекте (начальник участка или старший прораб).

Заполнение второго раздела отчёта по форме М-29

В этот раздел вносятся данные по фактическим затратам стройматериалов и результаты сопоставления реальных расходов и установленных норм (это может быть как экономия, перерасход или же нулевой показатель). Определяются эти результаты помесячно в виде вычитания из фактических расходов заранее установленных норм.

Перерасход необходимо указывать со знаком «минус», а экономию со знаком «плюс». При наличии перерасхода в дальнейшем прораб участка должен написать объяснительную (также по специальному образцу).

Все сведения вписываются напротив каждого наименования материалов, изделий и конструкций в соответствующем столбце месяца.

Затем в столбец «списать на себестоимость» вносится цифра по количеству материалов, которые подлежат списанию. Если количество реально израсходованных материалов меньше того, что рассчитано по нормам, к списанию на себестоимость следует внести фактический расход.

Если же ситуация с точностью, да наоборот, но выявленный сверх меры расход материалов вызван необходимостью и аргументирован (например в силу производственных причин), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается столько материалов, сколько разрешает отдельным распоряжением руководитель предприятия.

Вся вышеозначенная информация должна быть заверена прорабом или начальником участка, а также, после проведения анализа и проверки – подписями специалиста производственно-технического отдела, бухгалтера и начальника строительной организации (в данном случае, главного инженера).

В последнюю страницу документа вносятся итоговые данные по расходу стройматериалов, по году и с начала строительства. Эти цифры вполне могут совпадать, если период строительно-монтажных работ был в рамках одного года.

assistentus.ru

Общий журнал работ по форме КС-6

Унифицированная форма КС-6 – это, по сути, журнал, в котором отражаются все наиболее важные сведения о строительных работах: сроки исполнения, объекты, этапы, затраченные материалы, ответственные лица, надзорные организации и т.д. Данный документ имеет юридическое значение, поэтому вся информация, занесенная в него должна иметь подтверждение. Главная цель журнала КС-6 – фиксация контроля за ходом строительно-монтажных и ремонтных работ.

Кто должен заполнять форму КС-6

Как правило, оформлением данного журнала занимается либо прораб, либо начальник участка, причем делать это он должен с самого начала строительной деятельности на объекте. Сведения об ответственном лице обязательно указываются в журнале на титульной странице.

Правила заполнения КС-6

Первое, что необходимо сделать, открывая новый журнал – прошить его белой капроновой ниткой. С обратной стороны журнала на прошивку наклеивается листок со следующим текстом: «прошнуровано, пронумеровано, скреплено печатью», здесь же указывается количество листов (цифрой и прописью), ставится печать и подпись ответственного лица.

С разрешения контролирующих органов журнал можно вести и в электронном виде. Но в этом случае необходимо обеспечить ему надежную защиту от свободного доступа.

Регистрация журнала в надзорных органах

Если строительство объекта требует контроля со стороны Госстройнадзора, то данный журнал по форме КС-6 следует зарегистрировать. Для этого примерно за две недели до начала строительных работ, его нужно передать в надзорную службу, которая ставит на документе свою печать, а также удостоверяет его подписями ответственных сотрудников.

Заполняем титульный лист

Заполнение журнала необходимо начинать с внесения в него основных сведений. На титульный лист нужно в соответствующие строки вписать:

  • полное наименование фирмы-подрядчика, ФИО его уполномоченного лица, код организации по ОКПО (из регистрационных документов);
  • название и адрес строительного объекта (юридический и реальный);
  • полное наименование предприятия – проектировщика, с указанием ФИО его уполномоченного лица;
  • полное наименование компании – заказчика и ФИО его уполномоченного лица;
  • дату начала строительных работ, а дату их завершения (по договору и фактические);
  • ФИО руководителя строительной подрядной организации;
  • дату выдачи журнала, закрепленную печатью подрядчика;
  • информацию о разрешительном документе на производство строительных работ;
  • другие предприятия и лица, также занятые в данном строительстве;
  • компанию, непосредственно занимавшуюся разработкой проектных документов;
  • сведения об изменениях на первой странице.

Итак, в заполненном виде это будет выглядеть следующим образом:

Раздел первый

Здесь нужно указать всех работников, которые заняты в строительстве с обязательной отметкой участка, которым они занимаются. Кроме этого нужно обязательно вписать аттестационные документы, подтверждающие право допуска указанных сотрудников к строительным работам. В соответствующих столбцах надо отметить дату начала и окончания строительных работ на вверенном участке тем или иным специалистом. Раздел заполняется либо руководителем подрядной организации либо его уполномоченным лицом.

Раздел второй

В раздел 2 формы КС-6 вносится полный перечень промежуточных актов, фиксирующих все этапы строительных работ. Как правило, этот список имеется в договоре между заказчиков и подрядчиком.

Раздел третий

Данный раздел является основным – сюда включается подробная информация обо всех выполненных работах на всех участках строительного объекта с обязательным указанием периода их проведения. Чем более тщательно фиксируются все сведения, тем лучше. Иногда здесь указывают даже номер этажа и помещения, в котором ведутся строительные работы, количество и марку использованного материала и т.д. В этот раздел информация должна вноситься ежедневно до тех пор, пока объект не будет сдан заказчику. Если вдруг в процессе работы произошел сбой, сюда же необходимо вписать его причины, при этом каждая внесенная запись должна быть подписана начальником участка или прорабом, контролирующим ход работ.

Раздел четвёртый

Тут вписывается весь перечень журналов и других документов, ведущихся на строительном объекте с подробным указанием организации, выдавшей тот или иной журнал, а также ответственного за его заполнение должностного лица.

Раздел пятый

Здесь необходимо указывать сведения о контроле подрядчика за процессом строительства с кратким описанием сопутствующих условий. Обязательно надо указать даты проведения всех работ, а также подпись ответственного за ведение журнала сотрудника.

Заполнение раздела 6 формы КС-6 и итога документа

Шестой раздел предназначен для контролирующих структур, представители которых могут вписывать в журнал свои замечания и на их основании требовать устранения различных выявленных нарушений.

В заключение следует указать количество заполненных страниц журнала, а также в обязательном порядке поставить подпись генерального директора компании-застройщика.

После того, как все строительные работы на объекте будут закончены, журнал необходимо сдать в надзорную инстанцию. После его проверки, а также установления факта устранения выявленных нарушений, контролирующая инстанция вернет документ подрядчику, который должен будет тщательно хранить его, в соответствии с установленным законом порядком.

Транспорт: документооборот в организации

Транспорт: документооборот в организации

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина», консультант-эксперт по финансовым, экономическим, налоговым, правовым и бухгалтерским вопросам

Специализированные автотранспортные организации, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в других отраслях экономики, эксплуатирующие автотранспортные средства, их работу должны подтверждать оправдательными документами. В статье рассмотрены первичные документы, которыми оформляется работа транспортных средств, а также документооборот в автомобильном транспорте. Ответы на вопросы, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога, вы найдете в книге В. Семенихина «Транспортный налог».

Все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, обязаны выполнять требования Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). Как установлено ст. 9 этого Закона, проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же альбомы не содержат форм для оформления каких-либо хозяйственных операций, организациям дано право самостоятельно их разрабатывать, соблюдая обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — постановление N 78) утв. следующие формы документов по учету работ в автомобильном транспорте:

— путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);

— путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

— путевой лист легкового такси (форма N 4);

— путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С);

— путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-П);

— путевой лист автобуса (форма N 6);

— путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.);

— журнал учета движения путевых листов (форма N 8).

Нетранспортные организации вправе самостоятельно разработать, утвердить и использовать форму путевого листа, которая должна удовлетворять требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ N 152) (письма Минфина России от 25.08.2009 N 0303-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).

Однако вышесказанное не означает, что нетранспортная организация не вправе применять путевые листы по унифицированным формам.

Помимо обязательных реквизитов, указанных в приказе N 152, самостоятельно разработанная форма путевого листа должна содержать обязательные реквизиты, содержащиеся в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утв. Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее — Закон N 259-ФЗ), в частности, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом. Согласно ст. 2 Устава путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства.

Кроме того, путевые листы являются основанием для начисления заработной платы водителю, контроля над его работой, а также осуществления расчетов за перевозку грузов.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (п. 2 ст. 6 Устава).

Приказом N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Указанный документ должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Соблюдать положения, установленные приказом N 152, обязаны все организации, эксплуатирующие вышеназванные транспортные средства независимо от того, являются они автотранспортными предприятиями, или осуществляет деятельность в других отраслях экономики.

Путевой лист с реквизитами, заполненными согласно приказу N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) оформляется на каждый легковой автомобиль, используемый юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для перевозок пассажиров и багажа.

В заголовочной части путевого листа должна быть проставлена печать (штамп) юридического лица (индивидуального предпринимателя), владеющего легковым автомобилем на праве собственности или ином законном основании.

На лицевой стороне путевого листа записывается дата путевого листа (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован.

Если в течение срока действия путевого листа легковой автомобиль используется посменно несколькими водителями, на основании п. 11 приказа N 152 допускается оформление на один легковой автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

В этом случае дата, время и показания одометра (прибора для определения пройденного расстояния) при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает со стоянки. Дата, время и показания одометра при заезде автомобиля на постоянную стоянку указываются в путевом листе водителя, последним заезжающего на стоянку.

Оборотная сторона путевого листа легкового автомобиля содержит раздел, отражающий информацию о маршруте следования автомобиля.

В письме Госкомстата России от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 «О путевых листах» сказано: заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно, расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.) рассчитан на выполнение задания у двух заказчиков.

К специальным относятся автомобили, предназначенные для выполнения определенных функций и оснащенные специальным оборудованием для выполнения этих функций (пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д.).

Раздел «Результат работы автомобиля» заполняют лица, ответственные за эту работу, раздел «Особые отметки» должен содержать сведения об изменении задания, указанного в разделе «Задание водителю», о сопровождающих лицах и т.п.

Путевой лист формы N 3 спец. содержит отрывные талоны, заполняемые организацией, которой принадлежит специальный автомобиль. Отрывные талоны служат основанием для предъявления счета заказчику.

В указаниях по заполнению и применению форм, содержащихся в постановлении N 78, указано: путевой лист специального автомобиля действителен только на один день (смену). Поскольку он содержит отрывные талоны, которые заказчики подписывают и удостоверяют печатью, по мнению автора, его следует выписывать на один день или смену.

Путевой лист легкового такси (форма N 4) является первичным учетным документом по учету работы легкового такси, выписывается в одном экземпляре диспетчером организации и выдается водителю. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист у диспетчера, а по окончании смены сдает его в диспетчерскую.

Путевой лист разрешено оформлять на срок до одного месяца. Тем не менее, на наш взгляд, путевой лист легкового такси целесообразно выписывать на один день или смену.

В настоящее время разработаны специальные программные продукты, предназначенные для автоматизации заполнения путевых листов, а также программы учета работы легкового автотранспорта, которые организации и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении деятельности по оказанию услуг такси.

Путевой лист строительной машины (форма N ЭСМ-2) используется в специализированных организациях для учета работы строительных машин на автомобильном ходу, если применяется почасовая оплата работы строительных машин. Выписывается путевой лист диспетчером организации или иным уполномоченным лицом в одном экземпляре.

На оборотной стороне путевого листа отражаются результаты работы и простоев строительной машины, ежедневно подтверждаемые подписью и штампом заказчика (гр. 1-12). Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С, форма N 4-П). Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы грузового автомобиля по сдельным расценкам, а форма N 4-П (повременная) — при оплате работы автомобиля по повременному тарифу.

Форма N 4-П (повременная) рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя. Форма содержит два отрывных талона. Лицевая сторона талона заполняется в организации — владельце грузового автомобиля, а оборотная заполняется заказчиком. Отрывные талоны служат основанием для предъявления организацией — владельцем грузового автомобиля счета заказчику и предоставляются ему вместе со счетом.

Прежде чем предъявить заказчику счет и отрывной талон, данные из него переносятся в путевой лист, остающийся в организации — владельце грузового автомобиля. Выше линии отреза талонов оборотная сторона унифицированной формы N 4-П содержит таблицы, где повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика, служащие основанием для учета работы автомобиля в течение дня.

При использовании грузового автомобиля для перевозки товарно-материальных ценностей в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов, один экземпляр каждого из которых прилагается к путевому листу.

Лицевая сторона формы N 4-П содержит таблицу, где отражается движение горючего (гр. 9-15), а также время работы спецоборудования, если оно установлено на грузовом автомобиле, и двигателя (гр. 16 и 17). В графы 18-22 таблицы записывается задание водителю.

На оборотной стороне формы N 4-П расположена таблица, предназначенная для отражения сведений о простое автомобиля на линии с указанием причины, времени простоя и подписи ответственного лица. В таблице, расположенной рядом, отражается нормируемый и фактический расход топлива с указанием его марки.

При расчете нормируемого расхода топлива следует руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Лицевая сторона формы N 4-С также содержит таблицы, в которых отражаются:

— работа водителя и автомобиля (гр. 1-8);

— движение горючего (гр. 9-17);

— задание водителю (гр. 18-25).

На обороте путевого листа в гр. 26-40 указывается последовательность выполнения задания, причины и длительность простоев на линии (гр. 41-45), а также результаты работы грузового автомобиля и прицепов (гр. 46-66).

В случае перевозки товарно-материальных ценностей к путевому листу формы N 4-С также должны быть приложены товарно-транспортные документы (по одному экземпляру) с указанием их общего количества в путевом листе (итоговая строка гр. 38).

Все путевые листы, о которых шла речь выше, оформляются в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдаются на руки водителю при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю осуществляется диспетчером организации или уполномоченным на это лицом. Остальные данные заполняются механиком и водителем организации, после чего водитель приступает к работе. Если автотранспортное средство используется для перевозки пассажиров и грузов по заказу, заказчик также заполняет путевой лист, вписывая в него сведения о выполнении заказа.

Каждая из форм путевых листов содержит раздел «Движение горючего». По окончании работы водитель указывает в путевом листе сведения о расходе горючего.

У организаций очень часто возникает вопрос: следует учитывать нормы, утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, для целей налогового учета, или же организация может утвердить собственные нормы расхода?

Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, выплачиваемой организацией своим сотрудникам, если они используют свой личный транспорт в целях организации.

Казалось бы, при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако следует иметь в виду: каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки инспекторы проверят соответствие списанных расходов на ГСМ пройденному автомобилем расстоянию. Применение норм в данном случае является объективной необходимостью с целью избежать не только претензий со стороны проверяющих, но и контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако организация вовсе не обязательно должна руководствоваться утвержденными нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расходы ГСМ. Тем не менее помните: при значительном расхождении ваших норм с нормами Минтранса интерес инспекторов только повысится.

Минфин России не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные нормы, но указывает: при определении обоснованности произведенных затрат они должны их учитывать (письмо от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Неудивительно, что подобные действия приводят к судебным разбирательствам. И что самое интересное, некоторым удается доказать свою точку зрения!

Так, например, произошло в постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). И все же такая судебная практика является, скорее всего, исключением из общего правила.

Оформленный надлежащим образом путевой лист сдается диспетчеру, который проверяет правильность его заполнения.

Как правило, путевые листы передаются в бухгалтерию организации по реестру, составляемому диспетчером. Унифицированной формы реестра нет, поэтому организация может разработать его самостоятельно, соблюдая требования об обязательных реквизитах, предусмотренные Законом N 129-ФЗ. В реестре указываются номера путевых листов, дата их получения и сдачи водителем, а также иные сведения. Использование форм документов, разработанных самостоятельно, должно быть предусмотрено приказом по учетной политике организации, образцы форм помещаются в приложении к приказу.

Помимо используемых форм документов приказом по учетной политике утверждается и график документооборота. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105, документооборот — движение документа внутри организации от момента его создания или получения от других организаций до момента сдачи на хранение в архив.

График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Далее рассмотрим, какие реквизиты должен содержать путевой лист легкового автомобиля в соответствии с приказом N 152, а также порядок их заполнения.

Обязательные реквизиты путевого листа легкового автомобиля

К обязательным реквизитам путевого листа легкового автомобиля относятся:

1) наименование и номер путевого листа.

В наименовании следует указать «Путевой лист легкового автомобиля».

Унифицированные формы путевых листов, как правило, изготавливаются типографским способом, поэтому уже содержат наименование документа.

Номер путевого листа указывается в его заголовочной части и проставляется при его заполнении диспетчером организации или уполномоченным на это лицом. Нумерация документов производится в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой.

Как правило, нумерация каждого вида первичных документов, в т.ч. путевых листов, начинается каждый год заново и ведется организацией в хронологическом порядке;

2) сведения о сроке действия путевого листа, включающие дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован.

В соответствии с п. 10 приказа N 152 путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий месяц. Если путевой лист оформляется более чем на один день, в нем следует указать даты начала и окончания срока его действия.

Ранее возникало немало споров между организациями и сотрудниками налоговых органов по поводу того, с какой периодичностью следует составлять путевые листы. Разрешать такие споры приходилось в судебном порядке. С момента введения в действие приказа N 152 оснований для возникновения подобных споров нет, т.к. путевой лист разрешено составлять на срок не более месяца;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

Если собственником (владельцем) легкового автомобиля является юридическое лицо, в сведениях следует указать его наименование, организационно-правовую форму, место нахождения и номер телефона. Если же собственником (владельцем) легкового автомобиля является индивидуальный предприниматель, указываются его фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона.

Данные сведения вписываются в строку «Организация» заголовочной части путевого листа.

Владельцем транспортного средства является его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).

Не является таковым лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в т.ч. на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ));

4) сведения о транспортном средстве.

Здесь следует указать:

— тип транспортного средства;

— государственный регистрационный знак;

— показания одометра (полные километры пробега) при выезде автомобиля из гаража и его заезде в гараж;

— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Тип и модель автомобиля следует указать в строке «Марка автомобиля», а государственный регистрационный знак — в строке «Государственный номерной знак» на лицевой стороне путевого листа. Показания одометра, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) при выезде автомобиля из гаража и его возвращении обратно, отражаются в таблице «Работа водителя и автомобиля» в гр. 1-8.

Графа 7 предусмотрена для отражения показаний спидометра при выезде из гаража и возвращении в гараж, в то время как обязательным реквизитом являются показания одометра. Спидометр — это прибор для измерения движения транспортного средства, и его очень часто совмещают в одном корпусе с одометром.

Даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и его заезде обратно проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Эти данные должны быть заверены штампами или подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий.

Если индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя, даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и возврате его на стоянку проставляются непосредственно им;

Эти сведения включают в себя фамилию, имя и отчество водителя, а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

В соответствии с положениями Закона N 196-ФЗ организация медицинского осмотра водителей транспорта является обязанностью работодателя. Распространяется ли действие этого закона на все организации или только на организации автомобильного транспорта? Единой точки зрения на этот счет нет.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей должен проводиться во всех организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Предрейсовые осмотры проводятся как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения перед началом рабочей смены водителей. Водители должны явиться на медосмотр с путевым листом. Если водитель допущен к рейсу, в путевом листе ставится штамп «Прошел рейсовый медицинский осмотр».

В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей приведен в письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) не содержит специальную строку, в которой можно было бы отразить сведения о проведении предрейсового медосмотра и места для штампа медицинского работника. В таком случае штамп можно поставить в любом месте путевого листа, удобном для этого.

Путевые листы грузовых автомобилей унифицированных форм N 4-С и N 4-П содержат строку «Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен», а в форме N 4-С, кроме того, предусмотрено место для штампа.

На практике очень часто возникает вопрос о необходимости наличия в путевом листе нетранспортной организации отметки о прохождении предрейсового и после-рейсового медицинского осмотра. Позиция Минфина России в отношении данного вопроса такова. Обязательные реквизиты путевого листа, форму которого организация может разработать самостоятельно, утв. приказом N 152. В качестве обязательного реквизита выступают сведения о водителе, в состав которых входят и информация о прохождении медицинского осмотра. Если в путевом листе данные сведения отсутствуют, такой документ нельзя учесть для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой отсутствие в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра еще не означает отсутствие факта осуществления расходов организацией. Аргументация данной точки зрения следующая: приказ N 152 издан во исполнение требований Закона N 259-ФЗ. Это означает, что он не распространяется на нетранспортные организации. Более того, для целей налогообложения расходы на ГСМ можно подтвердить и любыми другими документами в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ (см. постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 по делу N КА-А40/7253-09).

По мнению некоторых судов, отметка о прохождении медицинского осмотра в нетранспортных организациях необязательна (см. постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 по делу N А36-706/2009, от 28.07.2009 по делу N А36-3582/2008). Поскольку данный вопрос и по сей день остается неурегулированным, чтобы избежать претензий со стороны налоговой службы, налогоплательщику следует оценить существующий налоговый риск по данной тематике в его регионе и принять соответствующее решение.

Маршрут следования автомобиля согласно приказу N 152 не является обязательным реквизитом путевого листа. Означает ли это, что организация, разрабатывая этот документ самостоятельно, может не предусматривать данный реквизит (ведь именно он является наиболее трудоемким по заполнению)?

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 20.02.2006 N 03-0304/1/129, отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования автомобиля не позволяет судить о факте его использования сотрудниками организации в служебных целях. Поэтому данный реквизит является обязательным для целей подтверждения расходов на ГСМ в налоговом учете.

Путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Однако позднее, уже в 2009 году, Минфин России изменил свою точку зрения и указал, что неспециализированные организации, применяющие самостоятельно разработанную форму путевого листа, по сути, могут маршрут следования не указывать (см. письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Главное, чтобы применяемая форма документа соответствовала требованиям Закона N 129-ФЗ. Аналогичную позицию заняли судьи ФАС Московского округа в постановлении от 08.12.2009 по делу N КА-А40/13500-09. Организации следует иметь в виду: если она решила применять унифицированную форму путевого листа и не утверждать свою форму, заполнять маршрут следования придется в любом случае, поскольку в соответствии с постановлением N 78 данный реквизит является обязательным. Его незаполнение приведет к тому, что компания скорее всего не сможет учесть расходы на ГСМ в целях налога на прибыль. Именно к такому выводу пришли судьи в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2009 по делу N А33-13602/08, Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 по делу N Ф04-4540/2009(11903-А27-26).

Исходя из унифицированной формы путевого листа легкового автомобиля, в нем также отражаются следующие данные:

— марка, количество выданного топлива;

— остаток топлива при выезде и по возвращении;

— расход топлива по норме и фактический;

— экономия либо перерасход топлива.

Помимо перечисленного на основании п. 8 приказа N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа легковым автомобилем.

Возможность внесения в указанный документ дополнительных реквизитов установлена также постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации». Названным постановлением, в частности, определено, что в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация может при необходимости вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты, содержащиеся в форме документа изначально, должны оставаться без изменения, удаление каких-либо из них не допускается.

Если организация принимает решение о внесении изменений в унифицированную форму путевого листа, его следует оформить приказом или распоряжением руководителя организации и закрепить приказом по учетной политике организации.

Хранить оформленные путевые листы следует не менее пяти лет.

Ответственность за правильность заполнения путевого листа грузового автомобиля несут руководители организации и лица, ответственные за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении путевого листа.

Первичные документы бухгалтерского учета могут использоваться организацией и для подтверждения данных налогового учета, что установлено ст. 313 НК РФ. Отсутствие документов бухгалтерского учета либо несоблюдение требований по их заполнению могут привести к серьезным последствиям. Так, неприменение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ. Штраф для организации составит не менее 10 000 руб.

Журнал учета движения путевых листов

nalvest.ru

Популярное:

  • Приказ фсин россии от 17122013 777 об организации планирования Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777 "Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777"Об […]
  • Новое прохождения ликвидации Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I"О социальной защите […]
  • Правило внутреннего распорядка для учащихся Правила внутреннего распорядка учащихся Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора (наименование образовательной организации) от ________ № ____ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА УЧАЩИХСЯ 1. Общие положения 1.1. […]
  • Закон пмр о транспорте Закон пмр о транспорте Об утверждении особенностей регулирования перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования Приднестровской Молдавской Республики 26 августа 2014 г. (с изменениями и […]
  • Заявление по месту пребывания для ребенка Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293"Об […]
  • Федеральный закон от 8 марта 2018 Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 56-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в […]
  • Всероссийский реестр по видам спорта Всероссийский реестр видов спорта (с изменениями и дополнениями) С изменениями и дополнениями от: 17 июня, 22 октября 2010 г., 28 июня, 29 августа 2011 г., 10 января, 4 апреля, 27 сентября, 6 ноября, 13 декабря 2012 г., 22 апреля, 20 мая, […]
  • Приказ 555 водители Проект приказа Минздрава России от 15 мая 2013 г. Проект приказа, Минздрав России, 15 мая 2013 В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 24 и 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . № 323-ФЗ «Об […]