Функция налогов кривая лаффера

Кривая Лаффера

Фискальная политика

Фискальная политика — целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Кривая Лаффера

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Дискреционная бюджетная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика — предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

  • Прогрессивное налогообложение
  • Государственные трансферты
  • Ставки налогов и кривая Лаффера

    Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

    Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:

    Возникает вопрос, какова же должна быть ставка налога? Во-первых, ставка налога должна обеспечить поступление в государственную казну определенной суммы денег, необходимой для выполнения государством своих функций. Во-вторых, следует учитывать, что высокие ставки снижают экономическую активность в стране.

    Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

    Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки tоптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

    Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.

    www.grandars.ru

    Функция налогов кривая лаффера

    Обращаясь теперь к рассмотрению функций налогов, остановимся на трёх основных: фискальной, регулирующей и перераспределительной. Так, первая из них — фискальная функция — состоит в том, что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. При этом, однако, важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база (то есть общая сумма доходов, расходов и стоимости имущества, с которой берутся налоги) сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений.

    В своей регулирующей функции налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Например, использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; наконец, влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе.

    Или взять таможенные пошлины. Гибко варьируя ими (изменяя в нужном направлении ввозные и вывозные сборы или отменяя их), мы активно воздействуем на потоки экспорта-импорта. Так, увеличение, скажем, пошлин на швейные изделия из-за рубежа сдерживает их импорт и поощряет отечественную лёгкую промышленность.

    Для регулирования, кроме того, используют ещё так называемый налоговый тормоз. Дело в том, что рост экономики (при неизменных налоговых ставках) автоматически ведёт к увеличению доходов бюджета (за счёт расширения налоговой базы). По-разному реагируя на этот эффект, можно либо тормозить, либо стимулировать дальнейший рост производства. Если в ответ на рост доходов государство адекватно увеличит и свои расходы (и/или снизит налоги, то это ускорит подъём экономики, поскольку совокупный спрос в стране возрастёт. Если же оно не сделает ни того, ни другого, то совокупный спрос сократится, ограничив и экономический рост (данная мера полезна, когда надо “охладить” уже “перегретую” экономику).

    С регулирующей ролью налогов тесно связана и их следующая, перераспределительная функция. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, на защиту окружающей среды, поддержку аграрного сектора и др.).

    Общим примером регулирующей и перераспределительной функций налогов могут служить алкогольно-табачные акцизы: в определённой мере сдерживая (регулируя) потребление опасных для здоровья людей товаров, они одноврёменно дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов детского питания, социальных услуг).

    Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что по методике осуществления все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа. Так, первый тип — дискреционные регуляторы (от лат. discretio — возможность действовать по своему усмотрению) — для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (через принятие очередного постановления, закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и оплаты труда.

    Иначе с автоматическими регуляторами. Они в нужный момент действуют самостоятельно благодаря “встроенным стабилизаторам”, которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при заданных условиях. Например, прогрессивная налоговая система автоматически “включает” повышенную ставку налога на доходы, превысившие определённый уровень. Так же может действовать и система индексации зарплат, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.

    www.macro-econom.ru

    Налоги: сущность и виды. Налоговая система. Кривая Лаффера. Проблема оптимизации налогообложения

    Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Из этого определения вытекают четыре признака налога:

    • обязательность;
    • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
    • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
    • направленность на финансирование деятельности государства.
    • Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:

    • По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
      Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги (уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика) и личные прямые налоги (уплачиваются с реально полученного дохода).
      Косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
      В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров); косвенные универсальные (облагаются в основном все товары и услуги); фискальные монополии (облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах); таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при совершении экспортно — импортных операций).
    • В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональныеналоги, местные налоги.
    • По целевой направленности введения налогов различают:
      абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
      целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
    • В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
    • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
      закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
      регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
    • По порядку введения налоговые платежи делятся на:
      общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
      факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.

    Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

    Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

    Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

    www.ekonomika-st.ru

    Функции налогов. Кривая Лаффера

    НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ — суммы, фактически поступающие в доход определенного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. В общем случае Н.п. являются функцией двух основных факторов налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов от налогов только до определенного предела пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. По превышении этого предела рост налоговой ставки приведет не к увеличению Н.п., а к сокращению доходов бюджета (см. Кривая Лаффера). Н.п. — основной источник формирования доходной части бюджета. Так, Н.п. в бюджет Москвы обеспечивали в начале переходного периода к рынку подавляющую часть доходов — до 85%, в Московском областном бюджете этот показатель составлял 75%. [c.112]

    Каковы основные функции налогов и в чем смысл кривой Лаффера [c.244]

    Фискальная политика, в основном, характеризуется как налоговая. Система налогов любого государства должна способствовать развитию мотивов участников макроэкономики увеличивать доходы, но так, чтобы это не только развивало принадлежащие им активы, но и обеспечивало равновесное участие всех в правилах экономической игры . Таким образом, главная проблема фискальной политики— это взвешивание (оценивание) макроэкономической полезности взимаемого налога с участника рыночного хозяйства по отношению к издержкам, определяемым совокупностью ресурсов для его уплаты. Если совокупность ресурсов для уплаты суммы необходимых налогов в конкретной макроэкономике недостаточна для выполнения государством своих функций, то такое государство признается некредитоспособным, либр нетто-должником мировой экономики. Способ разорения национальной экономики нередко иллюстрируют с помощью кривой Лаффера. [c.242]

    В 80-е годы были предприняты многочисленные попытки эмпирически оценить некоторые зависимости, представляющие особую илжность для данной концепции в целом и в конечном счете определяющие вид кривой Лаффера. Очевидно, что в зависимости от эластичности предложения факторов по ставке налогов на получаемые от них доходы изменяется вид функции Лаффера чем больше эластичность, чем ближе к началу координат находится точка максимума [c.561]

    economy-ru.info

    Функции и принципы налогообложения

    Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

    В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

    С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

    Экономическая функция означает, что налоги являются активным участником перераспределительных отношений и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Принципы построения налоговой системы эволюционируют вместе с рыночным хозяйством, изменяя свое содержание, однако основные принципы налогообложения желательны в любой экономической системе.

    Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

    Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

    Обязательность — принудительность налога и неизбежность его выплаты.

    Социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

    Легитимность — законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

    Объективность и системность — необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

    Эффективность — превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

    Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал экономист А. Лаффер и выразил эту зависимость в «кривой Лаффера» (рис. 5).

    Кривая А. Лаффера — график, показывающий функциональную связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющий такую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума и создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательства.

    «Функции и принципы налогообложения» и другие материалы по теме «Макроэкономика»

    Обратная связь

    Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

    www.inventech.ru

    Популярное:

    • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]
    • Форма заявления 11 Сроки, заявления, перечень необходимых документов Информация о получении уведомлений на экзамены для участников ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения). Обучающиеся, отказывающиеся дать согласие на обработку персональных […]
    • Можно ли оформить доверенность на ипотеку Доверенность на продажу квартиры: виды и способы оформления Доверенность на продажу недвижимости представляет собой документ, в котором собственник (доверитель) передаёт свои полномочия на продажу недвижимости третьему (доверенному) […]
    • Купля продажа или дарение недвижимости Дарение и купля-продажа Любая сделка имеет как плюсы, так и минусы, в зависимости от конкретной ситуации. Не исключением являются дарение и купля-продажа. Нередко, лица, заинтересованные в отчуждении принадлежащего им имущества, пытаются […]
    • Упрощённая система налогообложения 2014 налоги Приходный кассовый ордер (форма КО-1) в 2018 году Бланк Приходного ордера (ПКО) по форме КО-1 Приходный кассовый ордер — один из документов кассовой дисциплины, используемый для оформления поступления денежных средств в кассу ИП или […]
    • Бланк для заявления в жкх Каждая управляющая компания должна качественно выполнять свою работу и оказывать услуги (Закон о защите прав потребителей №2300-1 в редакции от 01.05 2017г.) Постановление №491 от 13.08. 2006 года чётко регламентирует правила по […]
    • Пенсия рабочим пенсионерам в 2018 году Льготы и привилегии матерей-одиночек в 2018 году Матери-одиночки в 2018 году, как и раньше, имеют права на оформление и получение льгот и привилегий, которые отсутствуют у родителей, воспитывающих детей в полных семьях. ФЗ №81 «О […]
    • Приказ по школе о проведении огэ Приказ по школе о проведении огэ Уважаемые законные представители! В соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании», вступившим в силу 01.09.2013, Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом […]