Норма образования в международном праве

§ 2. Создание норм международного права

В сфере международных отношений отсутствуют специ­альные нормотворческие органы. Нормы международного пра­ва создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две ста­дии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиции государства начинается с осозна­ния своих интересов и потребностей, а также понимания воз­можности защитить (удовлетворить) их с помощью других го­сударств или совместно с ними.

Термин «позиция» может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного со­глашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

В процессе создания норм международного права согласо­вываются позиции — требования, разумеется, с учетом воз­можности продвижения к достижению конечной цели.

Позиции государств могут совпадать полностью или в глав­ном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе*.

* Позиции государств относительно удовлетворения их потребностей и за­щиты интересов путем заключения международного соглашения всегда совпадают, иначе они избрали бы какой-то другой путь решения своих проблем.

Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимо­сти. Позиции государств формулируются в виде правил пове­дения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпа­дении позиций государств для достижения приемлемого балан­са уступки и компромиссы неизбежны.

Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государ­ствами — залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные по­зиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.

Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других .государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредст­вом данного конкретного соглашения. Это — отказ ради дости­жения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.

В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляет­ся в виде совпадающих прав и обязанностей государств— уча­стников соглашения, баланс — в виде сочетания их прав и обя­занностей, В последнем случае происходит своеобразное рас­пределение поручений: одно государство (одна группа госу­дарств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) — другими. Коллективными уси­лиями достигается желаемый результат.

Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в ат­мосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмот­ренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 авгу­ста 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.

Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное испол­нение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора — предотвращение распро­странения ядерного оружия.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновре­менно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксиро­ванных в нем, и признание этих правил в качестве обязатель­ных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государ­ства выразили намерение считать их юридически обязатель­ными).

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил по­ведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во вре­мени между первой и второй стадиями может быть значитель­ным, достигая порой нескольких лет*.

* Так Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (23 мая 1969 г. — дата выражения согласия с правилами поведения, зафиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР — в 1986 г.), договор между СССР и США об ограничении подзем­ных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 де­кабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписа­ния 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступи­ла в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федерации — 11 апреля 1997 г.).

Специфика создания обычных норм международного пра­ва заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устой­чивой практики. Таким же образом правила поведения призна­ются в качестве обязательных ( opinio juris ).

Факт рождения договорной нормы (или иной документаль­но закрепленной нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим про­исхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обра­щен в будущее, в котором может быть реализовано его регули­рующее предназначение.

www.bibliotekar.ru

Нормы международного права

Процесс нормообразования в международном праве

Как и внутригосударственное право, МП состоит из норм. Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

2) дача субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда завершение этих двух стадий может совпадать по времени (скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания). В данном случае подписание договора означает завершение процесса окончательного согласования текста договора (правила поведения) и, одновременно, дачу согласия на обязательность договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права в МП императивность нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими нормами МП, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы МП выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) согласование воль субъектов МП относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;

3) дача субъектами МП согласия па юридическую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы МП образуют каркас, своего рода «конституцию» МП и обеспечивают внутреннюю согласованность и непротиворечивость данной правовой системы. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо. Региональными императивными нормами являются также нормы «первичного» европейского права (см. гл. 18 учебника).

Роль вспомогательных процессов в создании норм международного права

Как отмечал Г. И. Тункин, «традиционные процессы создания норм международного права путем международных договоров и международных обычаев остаются основными». Однако в современных условиях в создании норм МП большую роль играют международные межправительственные организации.

Организации активно участвуют в подготовке проектов и принятии текстов международных договоров. Так, 31 октября 2003 г. резолюцией ГЛ ООН № 58/4 принята Конвенция против коррупции.

Значительна роль рекомендаций, принимаемых органами международных организаций. В частности, многие рекомендации становятся базой для заключения соответствующих конвенций. К примеру, рекомендация МОТ№ 171 «О службах гигиены труда» явилась основой Конвенции МОТ№ 161.

Многие рекомендации содержат указания по их имплементации государствами. Так, Консультативными совещаниями государств — участников Договора об Антарктике принимаются соответствующие Рекомендации. В 1999 г. Правительство РФ издало постановление «О Рекомендациях и Мерах, принятых консультативными совещаниями государств — участников Договора об Антарктике». Рекомендация № Я (2000) 2 Комитета министров Совета Европы «По пересмотру и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского Суда по правам человека» (19 января 2000 г.) направлена па совершенствование национальных правовых систем в свете решений ЕСПЧ.

Нельзя переоценить роль актов органов международных организаций в формулировании и закреплении содержания общепризнанных принципов и норм МП. Указанные принципы и нормы содержатся в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (29 ноября 1985 г.), резолюции ГА ООН Ху 41/117 «Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав» (4 декабря 1986 г.) и др.

Растет объем «внутреннего права» международных организаций. Например, на 29-й сессии Дунайской комиссии утверждено Положение о Секретариате Дунайской комиссии и о его деятельности. Решение Совета глав правительств СНГ (15 сентября 2004 г.) утвердило Концепцию единого реестра правовых актов и других документов СНГ и Положение о едином реестре правовых актов и других документов СНГ.

В некоторых случаях акты институтов организаций фактически выполняют роль международных договоров, «замещают» их. Так, Рамочное решение Совета «Об учете предыдущих осуждений в государствах — членах Европейского Союза в случае возбуждения новых уголовных дел» (2008 г.) заменило между странами ЕС Концепцию о международной действительности судебных решений по уголовным делам (1970 г.).

Многие акты органов международных организаций становятся самостоятельными источниками МП. В качестве примера можно назвать акты вторичного права ЕС: Регламент Совета (ЕС) № 1347/2000 о юрисдикции и признании, и исполнении судебных решений по супружеским вопросам и вопросам родительской ответственности обоих супругов за детей (от 29 мая 2000 г.).

Все большее число документов международных организаций обеспечиваются средствами национального права. К примеру, 10 января 2002 г. был принят Указ Президента РФ № 6 «О мерах по выполнению Резолюции Совета Безопасности ООН № 1373 от 28 сентября 2001 года».

Ирландский закон «О европейском ордере на арест» (2003 г.) имплементировал Рамочное решение Совета о европейском ордере на арест. Впоследствии Закон был изменен ч. 8 Закона «Об уголовной юстиции (о террористических преступлениях)» (2005 г.).

Приобретают все больший авторитет нормы и правила, содержащиеся в документах международных конференций и совещаний. На конференциях могут разрабатываться международные соглашения. Так, текст Договора о патентном праве (2000 г.) принят на специальной Дипломатической конференции государств.

Некоторые акты международных конференций можно считать самостоятельными источниками МП. Например, на пленарном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности (2000 г.) был утвержден Документ о легком и стрелковом оружии. Государства решили «принять и реализовать нормы, принципы и меры, изложенные в нижеследующих разделах»: борьба с незаконным оборотом (изготовление, маркировка и учет); общие экспортные критерии и меры экспортного контроля; управление запасами, сокращение излишков и уничтожение; раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление. «Нормы, принципы и меры, изложенные в настоящем Документе, являются политически обязательными. Если не указано иное, они вступят в силу по принятии этого Документа».

Не все указанные тенденции и обстоятельства однозначно толкуются наукой МП (отечественной и зарубежной). Однако это не означает, что МП — застывшая система права; оно постоянно совершенствуется и развивается.

studme.org

10.1.1. Общая характеристика международного образовательного права

Как ранее уже отмечалось, международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств. Поэтому информация об условиях применения юридической ответственности и размерах международно-правовых санкций является необходимым условием для определения верной позиции образовательного учреждения относительно своего участия в соответствующем правоотношении и конкретных обязательств в этом отношении.

В-третьих, вновь повторим, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.

Основываясь на этих конституционных нормах, каждый гражданин Российской Федерации или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-право вой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, закрепленного международными актами, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека или иную международную правозащитную организацию.

Таковы общие положения конституционного Российской Федерации и современного демократического международного права, которые лежат в основе образовательной политики государства на современном этапе как внутри страны, так и в международных сношениях.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями — Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями — Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

В предыдущих главах к некоторым из них мы уже обращались, но преимущественно с точки зрения конкретной их привязки к той или иной темы. В данном случае есть необходимость дать их более развернутую характеристику наиболее значимых международных документов об образовании.

Ведущее место среди них занимает, безусловно,Всеобщая декларация прав человека.Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, – говорится в преамбуле Пакта, – может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией (а.2 ст. 13). Значимость этих положений столь велика, что их уместно привести полностью:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

с) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как можно видеть, для нашей страны особенно актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.

Имевшиеся в середине-конце 1990-х годов в стране прекращения выплаты стипендий студентам вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, снижения реальных размеров заработной платы преподавателей и даже невыплат и без того низких зарплат и т.п., означали не только регресс образовательных отношений, но и нарушение государством в лице его, прежде всего, исполнительной власти, основополагающих норм международного права. Ситуация стала меняться в начале нового столетия, Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, в качестве одной из важнейших задач выделяет задачу совершенствования государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.

Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также вКонвенции о правах ребенка,вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федерального закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка. И тем не менее, эти меры не полностью соответствуют Конвенции о правах ребенка; в частности, не оговорено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. А в современных условиях Российской Федерации данный запрет является весьма актуальным.

В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как «Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования», «Рекомендации о развитии образования взрослых», «Всемирная конвенция об авторском праве», шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» и другие.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Так, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства — сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых в таких целях, как: ограничение образования любой группы лиц с низшим уровнем образования либо закрытие для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа; создание порядков, при которых лицо или группа лиц ставится в положение, не совместимое с достоинством человека. Эти положения Конвенции, в частности, дают право вые основания признавать попытки ввести платное высшее образование в современных условиях Российской Федерации как дискриминационные. В условиях, когда значительная часть населения находится за чертой бедности, повсеместное введение платы за образование означает закрытие доступа к образованию для этой социальной группы. А ведь именно такого рода действия прямо запрещаются ч. 1 ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.

Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры». Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В Декларации говорится, что вторая половина прошлого столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития. С 1960 по 1995 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., то есть более чем в шесть раз. И в этих условиях подтверждается необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности образования.

Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. В то же время специалист с высшим образованием должен не только быть профессионалом своего дела, но и обладать чувством социальной ответственности, быть активным членом современного гражданского общества и содействовать утверждению в нем принципов равноправия и справедливости.

Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с поставленными задачами Декларация формулирует обстоятельный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить на уровне государства, образовательных учреждений и международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО.

Само содержание данной Декларации обусловливает необходимость того, чтобы она стала «настольным» документом для каждого работника сферы образования, принимающего участие в управлении ею, прогнозировании и развитии. Сегодня ни один нормативный и иной документ органов управления образованием или образовательных учреждений каждого государства, разделяющего принципы и положения Декларации, опосредствующей логику развития образовательных процессов в современном мире, не должен приниматься без их учета. Это в полной мере относится и к российскому образованию, если оно не хочет остаться на обочине дороги, по которой идут развитые страны. Иное дело, что положения Декларации необходимо творчески использовать в нашем образовании с учетом его специфики и условий функционирования.

Декларация, вне всякого сомнения, будет полезной для обучающихся и педагогических работников как документ, определяющий пути развития образования, с учетом которых участники образовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящий период, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую или отдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственного участия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования. В связи с вхождением в Совет Европы у Российской Федерации возникает обязанность выполнять нормы и принципы, закрепленные в документах этой документов Совета Европы (сюда входят, прежде всего, Устав Совета Европы, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол №l к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), в которых право на образование провозглашается неотъемлемым правом человека.

Особую значимость имеют нормыКонвенции о защите прав человека и основных свобод(Рим, 1950 г.), закрепляющие конкретный механизм защиты прав человека от посягательств любых лиц, а также и государства, путем обращения в специально созданные международные организации: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека (ст.19 Конвенции, ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции).

Наличие этих органов позволяет Совету Европы не только вносить единство в нормативно-правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое государствами — членами этой международной организации, но и обеспечивать реальное действие общепризнанных норм и принципов, закрепленных данной Конвенцией. Как показывает многолетняя практика, в адрес Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека поступает немало жалоб на нарушения образовательных прав обучающихся и иных участников образовательных отношений. Европейским судом по правам человека был рассмотрен ряд дел по вопросам образования, в том числе: о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о наличии в государственных начальных школах Дании дисциплины, предусматривающей сексуальное образование обучающихся; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы учащегося, отказавшегося участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции по своим религиозных соображениям.

Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.

Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Рост объемов международной академической мобильности, развитие ее форм и содержания составляют ядро процесса международной интеграции в области образования и науки.

Необходимым условием равноправного и полномасштабного включения Российской Федерации в этот процесс является присоединение к основным международно-правовым актам, в первую очередь предназначенным регулировать академическую мобильность. Определяющими здесь являются нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется признание документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом. Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, разработанные ЮНЕСКО для различных регионов мира, формируют глобальную международно-правовую основу для многосторонних и двухсторонних взаимодействий. Всего принято 6 таких конвенций, в том числе: для Арабского, Африканского, Азиатско-Тихоокеанского, Европейского, Латиноамериканского и Средиземноморского регионов мира.

www.lexed.ru

Нормообразование в международном праве

Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет — основной принцип признания действительности между­народно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязан­ность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в международном праве началось с формиро­вания обычаев. Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный харак­тер. Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформ­лена в виде юридического документа с четкой словесной формули­ровкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяю­щихся действий всех или подавляющего большинства субъектов (на­пример, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать их неприкосновенность).

Признание существования той или иной обычной нормы и ее кон­кретного содержания может явиться предметом разногласий между государствами. На помощь установлению истины в данном вопросе приходят труды ученых-юристов (доктрина международного права) и толкования, составляющие часть решений арбитражных и судеб­ных международных органов. В последние десятилетия в этом отно­шении существенную роль стали играть резолюции международных организаций, в первую очередь Организации Объединенных Наций. Например, вопрос о том, какие действия государства следует рас­сматривать как вооруженное нападение, предоставляющее другому государству право на самооборону, проясняется в резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. К актам агрессии, как наиболее опасной форме незаконного применения силы, отнесены вторжение или нападение вооруженных сил одно­го государства на территорию другого, любая аннексия с приме­нением силы, блокада портов или берегов вооруженными силами, засылка одним государством на территорию другого вооруженных банд и т.д.

Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (регио­нальный) характер.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объеди­ненных в международном договоре, и систематизация норм называ­ются кодификацией. Так, Комиссия международного права ООН ко­дифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление обычных норм не успевает за потребностями международно-правового регулирования возникающих проблем меж­государственных отношений. Поэтому международное сообщество не может ограничиться кодификационной деятельностью, и, соглас­но Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не только ко­дификации, но и прогрессивного развития международного права (п. 1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (например, порядок участия государств в деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства).

Образование норм обычного международного права — процесс длительный. Он продолжается и в настоящее время. Однако время складывания новых обычаев сокращается в результате деятельности международных организаций. Если в десятках резолюций ООН по одному и тому же вопросу в течение ряда лет единогласно прини­мается какое-либо положение и все государства следуют этому пра­вилу, можно говорить о становлении новой нормы обычного права. Это еще не договорная норма, поскольку резолюции международных организаций за редким исключением носят характер рекомендаций. Например, происходит становление обычных норм в области между­народного сотрудничества по поддержанию и сохранению качества окружающей среды.

Обычай продолжает сохранять значение и после его кодифика­ции, в частности для государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.

От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это — международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях значительное место, международное право все больше становится договорным правом. Заключение договоров — это сегодня основной способ нормообразования в системе международного права.

В последние годы развивается концепция возникновения «мягкого права». К нему относят международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.). Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъек­тивизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковывать какое-либо положение международного докумен­та либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

studopedia.org

Популярное:

  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Правила оформления решения Решение – это правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. 1 Решениями называются также совместные распорядительные […]
  • Сластенин ва Педагогика учебное пособие Сластенин в.А. И др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Рецензенты: доктор […]
  • Упрощённая система налогообложения 2014 налоги Приходный кассовый ордер (форма КО-1) в 2018 году Бланк Приходного ордера (ПКО) по форме КО-1 Приходный кассовый ордер — один из документов кассовой дисциплины, используемый для оформления поступления денежных средств в кассу ИП или […]
  • Приказ здравоохранения 822 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке […]
  • Уменьшение налога енвд на сумму страховых взносов в 2018 году для ооо Авансовый платеж по УСН за 1 квартал 2018 года Отправить на почту Авансовый платеж УСН 1 квартала 2018 года обязательно начислять всем упрощенцам. Рассмотрим, есть ли какие-то особенности его расчета и уплаты в первом отчетном периоде […]
  • Правила зимников Приложение N 1. Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Правилаобеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным […]
  • Понятие сети интернет в законе Понятие сети интернет в законе Термин "Интернет" ( Internet) впервые появляется в публикациях в 1973г. как сокращение от Interconnected Networks - соединенные сети. В юридической литературе сеть Интернет определяют следующим образом – это […]