Особенности отбывания наказания женщинами

Глава 21. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами и несовершеннолетними.

Статья 141. Отбывание наказания осужденными беременными женщинами, кормящими матерями и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
1. При исправительных колониях, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы женщины, в случае необходимости организуются дома ребенка. Осужденные женщины, кроме осужденных к лишению свободы на срок более пяти лет за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут помещать в дома ребенка своих детей в возрасте до трех лет. В домах ребенка обеспечиваются условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности и развития ребенка. Осужденные женщины могут общаться со своими детьми в свободное от работы время без ограничений.
2. Кормящие матери и беременные женщины могут получать продуктовые посылки (передачи) в количестве и ассортименте, определяемыми медицинским заключением.
3. Осужденные женщины с беременностью свыше четырех месяцев или имеющие при себе детей в возрасте до трех лет в случаях, если к ним не применяется освобождение от отбывания наказания в соответствии со статьей 83 Уголовного кодекса Украины, направляются администрацией исправительной колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию, при которой имеется дом ребенка.
4. Дети осужденных женщин с согласия матери могут передаваться ее родственникам или с согласия матери и по решению органов опеки и попечительства — иным лицам либо после достижения трехлетнего возраста направляются в соответствующие детские учреждения.
5. Если у матери ребенка, достигшего трехлетнего возраста, неотбытая часть срока наказания не превышает одного года и она добросовестно исполняет свои материнские обязанности, нахождение ребенка в доме ребенка может быть продлено администрацией исправительной колонии до освобождения матери. В случае злостного нарушения матерью требований режима отбывания наказания решение о продлении нахождения ребенка в доме ребенка может быть отменено.

Статья 142. Проживание женщин, осужденных к лишению свободы, за пределами исправительной колонии.
1. Осужденным женщинам, добросовестно относящимся к труду и соблюдающим требования режима, постановлением начальника исправительной колонии по согласованию с наблюдательной комиссией может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии на время освобождения от работы в связи с беременностью и родами, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста.
2. Осужденные женщины, которым разрешено проживание за пределами исправительной колонии:
поселяются вблизи исправительной колонии и находятся под надзором администрации колонии;
могут носить одежду, принятую в гражданском обиходе, иметь при себе деньги и ценные вещи;
могут без ограничения переписываться, получать денежные переводы, посылки (передачи) и бандероли, расходовать деньги, иметь свидания с родственниками и иными лицами;
пользуются правом свободного передвижения по территории, пределы которой определяются начальником исправительной колонии;
в случае родов, болезни осужденных или их детей они могут помещаться в местные лечебные учреждения здравоохранения;
по истечении периода освобождения от работы в связи с беременностью и родами выполняют работу по указанию администрации исправительной колонии, им начисляется заработок на общих основаниях с другими осужденными, отбывающими наказание в исправительной колонии данного вида.
3. Питанием, одеждой, а также коммунально-бытовыми услугами они обеспечиваются по нормам, установленным для осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии.
4. В случае систематического или злостного нарушения установленных правил поведения право на проживание за пределами колонии отменяется по постановлению начальника исправительной колонии, согласованному с наблюдательной комиссией, и осужденные женщины возвращаются в колонию для дальнейшего отбывания наказания.

Статья 143. Особенности отбывания наказания в воспитательных колониях.
1. В воспитательных колониях осужденные имеют право:
расходовать в месяц для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, заработанные в колонии, в сумме до ста процентов минимального размера заработной платы;
получать ежемесячно краткосрочное и один раз в три месяца длительное свидание;
получать посылки (передачи) и бандероли.
(Часть 1 статьи 143 вред. Закона № 107-У1 от 28.12.2007)
2. При добросовестном поведении и отношении к труду и учебе после отбытия не менее одной четвертой части срока наказания осужденные имеют право на улучшение условий содержания и им может быть разрешено:
дополнительно расходовать в месяц деньги в сумме шестидесяти процентов минимального размера заработной платы;
дополнительно получать один раз в три месяца краткосрочное свидание, которое по постановлению начальника воспитательной колонии может проходить за пределами воспитательной колонии;
дополнительно получать в течение года три посылки (передачи) и четыре бандероли.

Статья 144. Меры поощрения, применяемые к осужденным несовершеннолетним.
1. За добросовестное поведение и отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным несовершеннолетним могут применяться, кроме предусмотренных статьей 130 настоящего Кодекса, следующие меры поощрения:
предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении работников колонии;
предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей или иных близких родственников.
2. Продолжительность выхода за пределы колонии устанавливается начальником колонии, но не может превышать восьми часов. Запрещается посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии, проводимых после двадцати часов.

Статья 145. Меры взыскания, применяемые к осужденным несовершеннолетним.
За нарушение установленного порядка и условий отбывания наказания к осужденным несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:
предупреждение;
выговор;
строгий выговор;
назначение на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории колонии;
отмена улучшенных условий содержания, предусмотренных статьей 143 настоящего Кодекса;
помещение в дисциплинарный изолятор на срок до десяти суток с выводом или без вывода на учебу или работу.

Статья 146. Должностные лица, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным несовершеннолетним, и объем их полномочий.
1. Кроме должностных лиц, определенных в статье 135 настоящего Кодекса, правом применения мер поощрения и взыскания пользуются старшие воспитатели и воспитатели.
2. Старший воспитатель имеет право применять в устной форме следующие меры поощрения и взыскания:
благодарность;
досрочное снятие ранее наложенного им или воспитателем взыскания;
предупреждение;
выговор;
назначение на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории колонии.
3. Воспитатель имеет право применять в устной форме следующие меры поощрения и взыскания:
благодарность;
досрочное снятие ранее наложенного им взыскания;
предупреждение;
выговор.

Статья 147. Перевод осужденных из воспитательной колонии в исправительную колонию.
1. Осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, переводятся из воспитательной колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию минимального уровня безопасности с общими условиями содержания.
2. Вопрос о переводе осужденного, достигшего восемнадцатилетнего возраста, из воспитательной колонии в исправительную колонию решается Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний по решению педагогического совета и представлению начальника воспитательной колонии, согласованному со службой по делам детей.
(В ред. 07.02.2007)

Статья 148. Оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста.
1. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими двадцати двух лет.
2. Оставление осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста, в воспитательной колонии производится по решению педагогического совета постановлением начальника колонии, согласованным со службой по делам детей.
3. На осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста и оставленных в воспитательной колонии, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Условия труда лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, устанавливаются в соответствии с законодательством о труде.
(В ред. 07.02.2007)

Статья 149. Участие общественности в исправлении и ресоциализации осужденных несовершеннолетних.
1. Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы колонии, решения вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождаемых лиц при воспитательных колониях создается попечительный совет из представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Организация и деятельность попечительного совета определяются положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
2. В целях повышения эффективности воспитательного влияния на осужденных и оказания помощи администрации воспитательной колонии при отделениях социально-психологической службы могут создаваться родительские комитеты. Деятельность родительского комитета определяется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

pravoved.in.ua

Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусмотрены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.

Несмотря на снижение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, отмечаются определенные позитивные результаты в ее развитии: улучшаются условия содержания осужденных лиц, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

В соответствии с указанной Концепцией совершенствуются нормативно-правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы. Вместе с тем, как было отмечено в указанной Концепции, несмотря на общее снижение численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проблема переполнения следственных изоляторов в настоящее время полностью не решена, что ведет в отдельных учреждениях к ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

Помимо этого, сложной остается ситуация с привлечением осужденных к труду. Большинство учреждений уголовно-исполнительной системы не имеют возможности обеспечить рабочими местами даже половину осужденных, в результате чего последние не могут приобретать необходимые им продукты и промышленные товары, а также возмещать потерпевшим вред, причиненный преступлением. Кроме того, недостаточно эффективно функционирует система ресоциализации осужденных.

Сохраняется проблема организации медико-психологической реабилитации осужденных. В связи с низкой оплатой труда отмечается дефицит медицинских работников, а также штатных психологов. Существующая нагрузка на психологов не позволяет проводить адресную индивидуальную работу, направленную на ресоциализацию и формирование у осужденных ответственности за свои поступки, что осложняет реализацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы.

По состоянию на 1 июня 2017 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось (включая следственные изоляторы): 48 385 женщин; 2 588 несовершеннолетних (в том числе осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных для дальнейшего отбывания наказания в воспитательных колониях, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет); 20 224 инвалида.

Отбывание наказания в местах лишения свободы осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами имеет ряд особенностей.

В первую очередь это касается возможности осужденных к лишению свободы женщин видеться с семьей, особенно с детьми. Определенные позитивные шаги в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы, предпринимаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 15 ноября 2016 года № 24-П признал отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания. Реализация указанного постановления должна послужить основой для совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в сфере обеспечения соблюдения прав осужденных на свидания с семьей.

Привлечение инвалидов к труду требует специального оснащения (оборудования) рабочих мест с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, что является одной из причин того, что занятость этой категории осужденных не обеспечивается в полной мере.

Серьезной проблемой остается постпенитенциарное сопровождение несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период осенней сессии 2017 года проекта федерального закона № 156203–7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях либо на строгом режиме).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать проект федерального закона, направленного на установление возможности создания изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, не только при исправительных учреждениях, но также и в местах привлечения осужденных к труду в другой местности в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой расположено исправительное учреждение;

предусмотреть в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297, финансирование мероприятий по адаптации помещений в исправительных учреждениях для отбывающих наказание осужденных инвалидов.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:

подготовить предложения по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

подготовить с учетом практики применения части первой статьи 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, направленные на конкретизацию условий совместного проживания осужденных женщин с детьми, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

изучить возможность увеличения возраста детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести предложения в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях перевода положительно характеризующихся осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях законодательного закрепления предоставления несовершеннолетним и инвалидам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, улучшенных материально-бытовых условий.

5. Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний:

принять меры по трудоустройству осужденных беременных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы (за исключением случаев наличия у них медицинских противопоказаний), в целях получения ими социальных пособий, связанных с беременностью и родами;

повысить эффективность работы психологических служб учреждений уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению материально-бытовых условий нахождения подозреваемых и обвиняемых женщин с детьми в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных инвалидов с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, в том числе по адаптации помещений для осужденных инвалидов;

подготовить предложения по повышению размера оплаты труда медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до среднего по субъекту Российской Федерации;

обеспечить завершение строительства следственного изолятора «Кресты-2» в городе Санкт-Петербурге к 31 декабря 2017 года.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

реализовать меры, направленные на оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации в рамках выполнения Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 года № 410-р;

принять меры по выработке и проведению скоординированных действий всех учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на недопущение распространения элементов криминальной идеологии в среде несовершеннолетних, на контроль за распространением информации в медиа-пространстве, в том числе по проведению мониторинга сайтов и публикаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обеспечить возможность получения инвалидами, освободившимися из мест лишения свободы, своевременной медицинской помощи, в том числе паллиативной медицинской помощи, в амбулаторных и стационарных условиях;

разработать и принять комплекс мер по стимулированию работодателей к обеспечению трудовой занятости осужденных, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;

оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в создании условий для трудовой адаптации осужденных женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2018 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
25 июля 2017 года
№ 343-СФ

council.gov.ru

Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами

Современная преступность женщин характеризуется новыми отличными особенностями и качествами — повышенной жестокостью, агрессивной направленности, насильственными средствами решения конфликтных ситуаций, подготовкой, продуманностью преступных действий, привлечением к преступлениям своих детей, сожителей, совершением групповых преступлений, высоким уровнем рецидивных преступлений, снижением возраста осужденных преступниц.

Интенсивный рост женской преступности происходит на фоне наращивания таких маргинальных явлений, как пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, торговля людьми, что необходимо учитывать при проведении воспитательной работы во время отбывания наказания.

Согласно ст. 18 и ст. 150 УИК Украины женщины отбывают наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с общими или облегченными условиями содержания, колониях среднего уровня безопасности, и секторах среднего уровня безопасности исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания. По состоянию 256 на начало 2010 г.. По ним содержалось более 6000 женщин, осужденных к лишению свободы.

В колонии минимального уровня безопасности с общими условиями содержания направляются женщины, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. В исправительные колонии этого вида переводятся женщины из воспитательной колонии по достижении 18-летнего возраста для дальнейшего отбывания наказания. Они расположены в областях: Донецкой (Приазовская и Снежнянская), Днепропетровской (Днепродзержинска) Луганской (Краснопартизанская), Одесской (Черноморская), Харьковской (Ка чанивська), Черкасской (Уманская).

В колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания отбывают наказание женщины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, преступления небольшой и средней тяжести, а также женщины, переведенные из колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания. Сейчас они содержатся в колониях Львовской области (Галицкая), Днепропетровской (Орджоникидзевская) и Одесской (Ширяевский) областей.

В исправительных колониях (секторах) среднего уровня безопасности содержатся женщины, осужденные к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, а также женщины, которым наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии. По общему правилу женщины, осужденные к пожизненному лишению свободы, размещаются в секторах среднего уровня безопасности исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и для них устанавливается режим, предусмотренный для содержания осужденных в исправительной колонии среднего уровня безопасности. Первым сектор среднего уровня безопасности с новым уголовно-исполнительным законодательством был создан в Черниговской колонии N 44 (м. Чернигов), сейчас такой сектор облашто- ный в Качановской № 54 колонии (г.. Харьков).

Женщины, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, содержатся в Черниговской (г.. Чернигов), Надержищинський (Полтавская обл.), Збаражской (Тернопольская обл.). Женщины, признанные инвалидами первой или второй группы, направляются в Днипродзержинской исправительной колонии Днепропетровской области.

В Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской области отбывают наказание несовершеннолетние лица женского пола.

При УВП для женщин созданы участки социальной реабилитации, лечебные учреждения для больных туберкулезом, дерматологические и венерические заболевания.

По составу совершенного преступления примерно 1/5 часть в колониях составляют женщины, осужденные за умышленное убийство; по 5% — за умышленное тяжкое телесное повреждение, разбой и грабеж; наибольшее количество женщин отбывает наказание за кражи и хищения — 35%; за хулиганство — 1%; за другие преступления — около 30%, из них подавляющее большинство женщин отвечает за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Отметим, что традиционно, на первом месте среди «женских» преступлений всегда были кражи и хищения. Особенностью женской преступности в последние годы является повышение количества преступлений (в абсолютных показателях), связанных с насилием. Однако именно в последнее десятилетие, когда наблюдался резкий всплеск насилия, в женской преступности происходил и процесс гуманизации как при назначении, так и в процессе отбывания наказания женщинами (амнистия, отсрочка отбывания наказания). Эта политика, в конечном итоге, привела абсолютное уменьшение женщин, осужденных к лишению свободы. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: ослабление карательного воздействия на преступность женщин обусловило обратную реакцию с их стороны — увеличение насильственных преступлений.

Наибольшее количество осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, составляют женщины в возрасте от 30 до 40 лет — 37%, женщины до 30 лет — 34%, от 40 до 55 лет — 21%, свыше 55 лет — на уровне 8%. Следует отметить, что возрастная социально-демографическая характеристика осужденных женщин с 1995 в названных группах практически остается без изменений, колебания в разные годы равны 1-3%.

Если рассмотреть характеристику осужденных женщин по образовательному уровню, то она будет следующей: начальное общее образование имеют 3% осужденных, базовое общее образование — 25%, полное общее образование — 51%, начальное и незаконченное высшее — 17%, полное высшее — не более 3 %. Можно утверждать, что по сравнению с прошлыми годами образовательный уровень тех, кто находится сейчас в исправительных колониях, стал значительно выше.

По семейному положению: каждая пятая женщина находилась в зарегистрированном браке, разводе (и те, которые не поддерживают семейных отношений) составляют примерно 30%, вдовы — 8%, никогда не состояли в браке — 26%, в незарегистрированном браке (фактические семейные отношения) находится 16%.

Сейчас в исправительных колониях находится более 10% женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет, до 14 лет — более 15%, у 7% женщин дети находятся в домах-интернатах, 3% — лишены родительских прав.

Из общего количества женщин, отбывающих наказание, трудоспособных — 95%, больных алкоголизмом или наркоманией — более 30%.

Существенных различий между содержанием в исправительных колониях мужчин и женщин относительно оснащения, материально-бытового обеспечения (норма жилой площади для женщин — 4 кв. М), питание, лечение, основных требований режима нет. Сам закон не учитывает физиологические, психологические, психиатрические особенности осужденных женщин.

Можно выделить лишь: а) женщин-инвалидов первой и второй группы;

б) больных активной формой туберкулеза; в) тех, кто достиг пенсионного возраста есть женщин в возрасте старше 55 лет, а также г) женщин с беременностью более 4 месяцев; д) женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных колониях.

Как правило, именно этим категориям женщин разрешается работать по их собственному желанию с учетом выводов врачебной комиссии колонии (ч. 2 ст. 118 КВН). На лицевой счет этих осужденных (в отличие от других) засчитывается не менее 50% начисленного месячного заработка, независимо от всех удержаний. А осужденным женщинам, которым разрешено проживать за пределами исправительной колонии (на основании ст. 142 КВН) — не менее 75% (ч. 2 ст. 120 КВН).

Продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету они могут приобретать не только за деньги, заработанные в колониях (если работают), но и за деньги, полученные по преданию, на пенсию и другого дохода (ч. 1 ст. 108 КВН). Если женщины не работают, не получают пенсий, питание, одежда, белье, обувь и коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно (ч. 4 ст. 115 КВН).

Женщинам-инвалидам первой группы, беременным женщинам и тем, кто имеет детей в домах ребенка при колониях, разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги, в сумме, составляющей минимальный размер заработной платы. Женщинам-инвалидам второй группы и тем, кто находится в лечебно-профилактических учреждениях мест лишения свободы, — до 60% минимального размера заработной платы (части 5 и 6 ст. 108 КВН). Всем остальным женщинам, отбывающим наказание в колонии с минимальным или средним уровнем безопасности, по общему правилу — до 100% и 80% минимального размера заработной платы соответственно.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания направления женщины в дисциплинарный изолятор с выводом или без вывода на работу возможно только до 10 суток. Беременные женщины и те, кто имеет ребенка в доме ребенка, инвалиды первой группы в дисциплинарный изолятор и помещения камерного типа не помещаются.

Женщин с явными признаками беременности, лиц пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности запрещается применять меры физического воздействия, специальные мероприятия и оружие, кроме случаев совершения ими группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала колонии или других лиц, или вооруженного сопротивления (ч. 3 ст. 106 КВН). Смирительная рубашка вообще не может применяться к одной осужденной женщины.

Отдельно следует рассмотреть правовое положение беременных женщин, и тех, кто имеет детей. Закон (ст. 79 УК Украины) позволяет освободить их от наказания еще на стадии вынесения приговора. Итак, в случае назначения наказания в виде лишения свободы (ограничение свободы) беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до 7 лет (кроме осужденных к лишению свободы на срок более 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления), суд может освободить таких осужденных от отбывания как основного так и дополнительного наказания с установлением испытательного срока в пределах срока, на который согласно закону женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком 7-летнего возраста.

Суд может возложить на женщину один или несколько обязанностей, предусмотренных ст. 76 УК Украины (попросить публично или в иной форме извинение потерпевшему; периодически являться для регистрации в органы уголовно-исполнительной системы, сообщать им о перемене места жительства, работы или учебы, не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения их органа, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или заболевания, представляющего опасность для здоровья других людей. Контроль за поведением этой женщины возлагается на органы уголовно-исполнительной службы.

По истечении испытательного срока суд, в зависимости от поведения осужденной, или освобождает ее от наказания или направляет для отбывания наказания, назначенного приговором. В случае если освобождена от отбывания наказания с испытанием женщина откажется от ребенка, передаст его в детский дом, исчезнет с места жительства, будет уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним, не будет выполнять возложенных на нее судом обязанностей или систематически совершать 260 правонарушения, повлекшие за собой административные взыскания и свидетельствуют о нежелании ее встать на путь исправления, суд по представлению контролирующего органа (уголовно-исполнительной инспекции) направляет осужденную для отбывания наказания по приговору суда. Если осужденная в период испытательного срока совершит новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьями 71 и 72 УК Украины.

На основании ст. 83 УК Украины суд может освободить от отбывания наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы беременных женщин и женщин, родивших детей во время отбывания наказания, кроме осужденных к лишению свободы на срок более 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, в пределах срока, на который согласно закону женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком трехлетнего возраста. Законодательством предусмотрена отпуск продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 после них (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей — 70 дней). Женщинам, отнесенным к 1-4 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, такой отпуск предоставляется продолжительностью 180 дней (90 дней до родов и 90 после них).

Освобождение применяется к женщинам, если они: а) имеют семью или родственников, давших согласие на совместное с ней проживание, или б) имеют возможность самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка. После достижения ребенком 3 лет или в случае его смерти суд в зависимости от поведения осужденной может освободить ее от наказания или заменить его более мягким наказанием или направить осужденную для отбывания наказания, назначенного по приговору. Так же поступит суд, если освобождена от наказания женщина откажется от ребенка, передаст его в детский дом, будет уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним, систематически совершать правонарушения, влекущие за собой административные взыскания и свидетельствуют о нежелании встать на путь исправления, или исчезнет с места жительства.

Контроль за поведением таких женщин и женщин, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, осуществляется уголовно исполнительными инспекциями ДДУПВП по месту их жительства и регулируется разделом IV Инструкции о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля в отношении лиц, осужденных к таким наказаниям, утвержденной приказом ДДУПВП и МВД Украины от 19 декабря 2003 № 270/1560.

Если ни одна из указанных оснований освобождения от отбывания наказания не применяется судом при постановке приговора, осужденные женщины с беременностью свыше 4 месяцев или имеющие при себе детей в возрасте до 3 лет, направляются для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию, при которой есть дом ребенка: тех, которые впервые осужденные к лишению свободы, — в Черноморской колонии в Одесской области, женщин, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, — до Черниговской исправительной колонии.

В последние годы в этих колониях содержалось в среднем около 70 женщин, которые имели детей до 3-летнего возраста, или родили их в колонии. Для них по закону (ч. 3 ст. 115 УИК Украины) создавались улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливались повышенные нормы питания. В домах ребенка обеспечиваются условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности и развития ребенка. Осужденные женщины могут проживать вместе со своими детьми в доме ребенка. Если осужденная женщина не имеет такого желания, ей должна быть предоставлена возможность свободно общаться с ребенком без ограничений. Не считается ограничением общения женщины со своим ребенком, если от осужденной требуется посещать ребенка во время, свободное от выполнения возложенных на нее обязанностей (ст. 141 КВН). Кормящей и беременные женщины получают посылки (передачи) специально по медицинским рекомендациям. Сейчас ДДУПВП по договоренности с Швейцарским Бюро сотрудничества в Украине внедряют в Черниговской колонии проект «Женщины и матери с детьми в тюрьме».

После достижения ребенком 3 лет она, с согласия матери, может передаваться ее родственникам или другим лицам (по решению органов опеки и попечительства), или ее направляют в соответствующие детские учреждения. Женщине в этих случаях предоставляется право кратковременного выезда за пределы колонии для устройства ребенка у родственников, опекунов или в детских домах продолжительностью не более 10 суток (ст. 111 УИК Украины).

Если у матери ребенка, достигшего 3-летнего возраста, неотбытая часть срока наказания не превышает 1 года и она добросовестно выполняет свои материнские обязанности, пребывания ребенка в доме ребенка может быть продлен администрацией колонии до освобождения матери. В случае злостного нарушения женщиной-матерью требований режима отбывания наказания это решение может быть отменено (ст. 141 УИК Украины).

К новому уголовно-исполнительного кодекса (ст. 142) автоматически перешла в.35 исправительно-трудового кодекса 1970, которая позволяет женщинам проживание за пределами исправительной колонии на время освобождения от работы в связи с беременностью и родами, а также до достижения трехлетнего возраста. По нашему мнению, она применялась только тогда, когда в системе учреждений исполнения наказаний не было колоний, при которых существовали дома ребенка. Сейчас эта статья практически не действует.

В последние годы около 33% женщин суды назначали наказание сроком до 3 лет (до 1 года — 2%, от 1 до 2 лет — 10%, от 2 до 3 лет — 21%,), от 3 до 5 лет — 34%, от 5 до 8 лет — 20%, от 8 до 10 — 7%, от 10 до 15 лет — 6%. Можно утверждать, что 11% женщин были осуждены за преступления небольшой тяжести, более 55% совершили преступления средней тяжести, а остальные — примерно 34% женщин отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. И хотя этот показатель в последние 10 лет практически остается на уровне 30% (колебания в разные годы составляют 2-3%) абсолютное количество женщин, осужденных к лишению свободы за убийства, тяжкие телесные повреждения, разбой, грабеж значительно увеличилось, что еще раз подтверждает криминологические выводы о росте и опасность современной женской преступности и достаточно строгую судебную практику при назначении 13% женщин наказание от 8 до 15 лет.

Во время пребывания в местах лишения свободы разрушаются семьи, теряются родственные связи, примерно 2/3 осужденных женщин совсем не имеют длительных свиданий с родными, 40% не получают посылок и передач, даже не переписываются, 6% не обеспечены жильем. Поэтому важное значение приобретает эффективная организация воспитательной работы в колонии. Специалистами доказано, что длительное пребывание женщин в изоляции разрушает их психику, многие из них находятся в депрессивном состоянии, замкнутые, апатичны, равнодушны к окружающим, склонны к самоубийству, другие, наоборот, становятся агрессивными, возбужденными, невривно- важен, склонными к нарушениям режима. Во всех колониях созданы комнаты психоэмоциональной разгрузки, психологи колоний проводят психодиагностическую и коррекционную работу, применяют групповые и индивидуальные занятия, тренинги с осужденными на основании изучения их личности с помощью различных тестов, методик, привлекают к работе самодеятельных организаций, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, к обучению в школах (курсах) подготовки к освобождению.

Осужденные женщины, работающие и находящиеся в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, с января 2010 имеют право на ежегодный краткосрочный выезд за пределы колонии продолжительностью 14 календарных дней (Закон Украины от 21 января 2010 № 1828- «О внесении изменений в КВН Украины по обеспечению прав осуждениях лиц в УВП»).

Примерно 35-40% женщин освобождается из учреждений исполнения наказания условно-досрочно, каждый третий — отбывает назначенный срок наказания полностью. Освобождение по амнистии в разные годы имело довольно существенные расхождения: в 1993-1994 гг. Ни одна женщина не была освобождена по этому основанию. После принятия в 1996г. Закона Украины «О применении амнистии в Украине» в этом же году уволилось более 38% женщин, в следующем 1997г. — Более 46%, в 1998г. — 44%, в 1999 гг. — 25%, в 2000г. — на 16%, в 2001г. — 31%, в 2007 гг. — около 40%.Помилование в течение последних 10 лет применяется только к 2% женщин ежегодно.

Необходимо отметить, что наше общество еще не готово к адекватному восприятию и оценке женской преступности, понимание лица преступницы, объяснения причин преступного поведения женщин. И дело здесь не только в том, что основная масса преступлений совершается мужчинами, но и в том, что обычное сознание такие действия связывает именно с ними.

studies.in.ua

Популярное:

  • Правило no 83 еэк оон Правила ЕЭК ООН N 83 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей" (с изменениями и […]
  • Реестр документов в 83 Оперативное информирование акционеров о событиях в реестре по их лицевому счету посредством услуги "Система Мониторинга Собственности" (СМС) Надежность системы ведения реестров владельцев именных ценных бумаг, а также обеспечение прав […]
  • Ут возврат товара от клиента Как сделать возврат товара от покупателя в 1С 8.3 Настоящая инструкция содержит описание работы по созданию документов «Возврат товаров от клиента» в системе «1С:Управление торговлей», созданной на платформе «1С:Предприятие», и […]
  • Ошибки в расчете пособий Переплатили работнику пособие: что делать? из-за недобросовестности самого работника; из-за счетной ошибки в расчете пособия. Рассмотрим эти случаи подробнее. Недобросовестность работника Предположим, переплата пособия произошла по […]
  • Правила по баскетболу 3х3 Правила стритбола — баскетбола 3 x 3 Здравствуйте, уважаемые посетители сайта basketball-training.org.ua! Я думаю, что многие из Вас знают, что вчера (19 мая) в городе Харькове был открыт новый сезон Украинской Стритбольной Лиги. Это […]
  • Окато транспортный налог Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2017-2018 годах? Отправить на почту Уточненная декларация по НДС в обязательном порядке подается при выявлении ошибок, приведших к занижению налога или завышению его суммы, начисленной к […]
  • Закон 1788-12 Вопрос вроде простой : Является ли «пенсия по возрасту на льготных условиях» (по списку №2) пенсией по возрасту ? Как по мне, так ответ очевиден – естественно, это пенсия по возрасту и назначается с даты достижения пенсионного возраста ! […]
  • Увольнение образец в армии Увольнение в связи с призывом Актуально на: 10 октября 2016 г. Иногда случается так, что и работодателя полностью устраивает работник, и сам сотрудник доволен своей работой, но им все же приходится расстаться. В трудовом законодательстве […]