Непрерывный стаж военнослужащих

Выслуга лет военнослужащих

Обновление: 20 октября 2017 г.

От стажа военной службы зависят многие права и социальные гарантии военнослужащего, например надбавка к денежному довольствию, особые условия выхода на пенсию и т.д. Предметом данной статьи являются выслуга лет военнослужащих, ее понятие и порядок исчисления.

Что такое выслуга лет

Рассматриваемое понятие означает период трудовой деятельности в одной сфере, отработка которого предоставляет работнику определенное право, например на выход на пенсию до достижения общеустановленного срока или надбавку к заработной плате (должностному окладу).

Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ использует понятие «выслуга лет» в контексте пенсионного обеспечения и закрепляет право на пенсию за выслугу лет за:

  • госслужащими (имеется в виду федеральная гражданская служба);
  • военнослужащими;
  • космонавтами;
  • летчиками-испытателями.
  • Выслуга лет интересующей нас категории служащих исчисляется для назначения и определения размера:

  • пенсии за выслугу лет;
  • надбавки к денежному довольствию.
  • Выслуга лет военнослужащих для назначения пенсии

    Военнослужащий наделяется правом на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий:

  • стаж его военной службы составляет не менее 20 лет либо
  • военнослужащий имеет общий трудовой стаж не менее 25 лет и 12 лет состоит на военной службе, если увольнение со службы связано с достижением предельного возраста, состоянием здоровья или штатной реорганизацией.
  • В выслугу лет в данных целях включаются:

  • военная служба;
  • время работы в госорганах и гражданских организациях при условии оставления на военной службе;
  • время нахождения в принудительном плену при условии, что военнослужащий не совершил преступления против своей страны, будучи в плену;
  • время, в которое военнослужащий отбывал наказание и содержался под стражей в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также в случае репрессии с последующей реабилитацией;
  • время обучения, предшествовавшее поступлению на службу (не более 5 лет).
  • Выслуга лет военнослужащих для назначения надбавки к денежному довольствию

    Исчисление данной величины производится на основании Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074. Согласно Правилам в выслугу лет для указанной цели включаются:

  • период приостановления службы на время избрания депутатом, членом Совета Федерации, главой муниципального образования, назначения судьей военного суда или Военной коллегии ВС РФ, высшим должностным лицом субъектов РФ;
  • нахождение в плену;
  • безвестное отсутствие;
  • отбывание наказания, содержание под стражей, если привлечение к уголовной ответственности признано необоснованным;
  • перерыв в службе по причине увольнения, признанного незаконным;
  • служба в органах внутренних дел, военизированной пожарной охране, исправительных учреждениях;
  • служба в органах наркоконтроля;
  • служба в налоговой полиции;
  • служба в таможенных органах;
  • служба в прокуратуре и Следственном комитете;
  • служба в войсках нацгвардии;
  • работа в органах Государственной противопожарной службы;
  • иные периоды.
  • Льготное исчисление выслуги лет

    Отдельные периоды службы включаются в выслугу в льготном порядке, специальные случаи закреплены законодательством.

    Таковыми являются, например:

  • служба в летном составе;
  • служба, связанная с прыжками с парашютом;
  • служба, связанная с нахождением в плавании;
  • периоды командирования за пределы территории РФ, если деятельность военнослужащего связана с первыми тремя видами службы.
  • Выслуга лет сохраняется при переходе на новое место службы.

    glavkniga.ru

    Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

    1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

    Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

    В случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих — граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими — гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих — граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими — гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

    Военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия — равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

    Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

    3. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

    4. Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

    5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

    предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

    сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

    зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;

    преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

    обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

    предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

    предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

    зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

    Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

    7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

    www.zakonrf.info

    Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию

    До 2007 года применялось понятие «непрерывный трудовой стаж», когда еще имели юридическую силу «Правила исчисления непрерывного трудового стажа…», утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 года №252. Сейчас этот документ недействителен, и теперь вместо «трудового стажа» используется формулировка «страховой стаж», но в некоторых случаях для различных расчетов эти два понятия неразрывно дополняют друг друга, поэтому старые законодательные акты, утратившие юридическую силу, до сих пор остаются актуальными.

    Сам порядок исчисления стажа регламентируется ст. 16 ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 №255-ФЗ, согласно которой для определения размеров пособий в связи с беременностью, родами или безработицей в страховой стаж входят все периоды трудовой деятельности на государственной, муниципальной или иной работе, в течение которых производилось социальное страхование работника и начислялись выплаты. Кроме того, в периоды страхового стажа входит и иная деятельность, как это было и до 2007 года:

  • Служба в рядах ВС РФ.
  • Периоды, во время которых уволенные в связи с беременностью или рождением ребенка из ВС РФ или КГБ женщины получали соответствующие пособия при условии, что они вышли на работу до достижения их ребенком 1,5 лет.
  • Прохождение курсов повышения квалификации, если этому предшествовала служба в рядах ФСБ, КГБ, ВС или МВД.
  • Обучение в школах и профессиональных училищах, если перерыв между получением аттестата (диплома) и трудоустройством на работу не превышает 3-х месяцев.
  • Производственная практика или работа во время обучения в ВУЗе или ССУЗе.
  • На данный момент от трудового стажа не зависят практически никакие выплаты, в то время страховой стаж имеет значение для пенсий и расчета больничного, который рассчитывается следующим образом:

  • Оплачивается на 100%, если работник имеет более 8 лет стажа без перерывов.
  • При стаже от 5 до 8 лет оплата больничного производится на 80%.
  • Если стаж составляет от 1 до 5 лет, то листок нетрудоспособности оплачивается на 60%.
  • Таким образом, трудовой и страховой стажи – это два разных понятия, причем первый может быть значительно больше, чем второй. Многих интересует, когда прерывается трудовой стаж после увольнения? Здесь может быть несколько случаев:

    • Работник был уволен по инициативе работодателя за грубое нарушение: явился на работу в нетрезвом виде, совершил хищение или умышленное повреждение имущества организации, и т.д.
    • Если сотрудник в течение одного месяца после увольнения с предыдущего места не устроился на новую работу.
    • На данный момент непрерывный стаж не имеет никакого значения для начисления пенсий и пособий, т.к. для этого используется страховой стаж – периоды перечисления страховых выплат. В некоторых случаях для расчета страхового стажа специалистам приходится сопоставлять его с трудовым, и если первый окажется меньше, то величина пособий будет исчисляться, основываясь на непрерывном.

      Теперь о том, теряется ли стаж при увольнении по собственному желанию. Согласно законодательству, в таких случаях действуют следующие правила:

    • Если работник уволился по своему желанию без уважительной причины, то для сохранения непрерывного трудового стажа он должен устроиться на другую работу в течение трех недель.
    • Если сотрудник увольняется в связи с трудоустройством в организацию, находящуюся в другом городе/стране, то перерыв не должен длиться более 1 месяца. То же самое касается и перевода его супруги в другой город.
    • Также трудовой стаж сохраняется, если женщина беременна, занимается воспитанием детей в возрасте до 14 лете или имеет ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия.

      Определение понятия

      Непрерывный трудовой стаж представляет собой стаж работы сотрудника, на протяжении которого перерывы между переходами из одной организации в другую в связи с увольнением не превышают установленной законом продолжительности.

      По сути, непрерывный стаж при увольнении в 2016 году исчисляется так же, как и ранее: чтобы его сохранить, должно пройти не более одного месяца между моментом прекращения трудового договора с прежним работодателем и трудоустройством на новую работу.

      Нередко бывает так, что после увольнения человек становится на учет в Центр занятости и занимается поисками новой работы, но внезапно заболевает и из-за болезни перерыв между увольнением и последующим трудоустройством увеличивается. В этом случае трудовой стаж не прерывается, т.к. болезнь считается форс-мажорным обстоятельством и для того, чтобы сохранить стаж, ему достаточно получить соответствующие медицинские справки.

      Сроки непрерывности трудового стажа после увольнения

      Иногда возникают ситуации, когда после увольнения из организации при условии последующего трудоустройства трудовой стаж не прерывается, т.к. сроки вынужденной безработицы не учитываются:

    • Ликвидация предприятия или сокращение штата: здесь от сотрудника ничего не зависит, и трудовой договор расторгается по независящим от сторон обстоятельствам.
    • Перевод депутатов Госдумы или лиц, проходящих военную службу, в другой город в связи с их профессиональной деятельностью.
    • Промежуток между выходом на пенсию и последующим устройством на работу.
    • Потеря работы в местах с высоким уровнем безработицы: административных округах закрытого типа, отдаленных местах службы.
    • Прекращение трудовой деятельности из-за составленного по ошибке медицинского заключения, запрещающего продолжение работы, или из-за несправедливо вынесенного обвинения с последующим восстановлением в должности.
    • Привлечение к общественным работам, подлежащим оплате.
    • Нахождение гражданина в местах лишения свободы при условии восстановления на работе в связи с оправдательным вердиктом суда и снятием обвинений.
    • Сколько можно не работать после увольнения, чтобы не прервался стаж? Здесь все зависит от того, кто был инициатором расторжения трудового договора:

    • По собственному желанию и отсутствии уважительных (веских) причин – 3 недели.
    • По сокращению штата – 3 месяца, если предприятие было реорганизовано или ликвидировано.
    • По собственному желанию при наличии уважительных причин, или по соглашению сторон – 1 месяц.
    • Помимо правил определения непрерывного трудового стажа после увольнения по собственному желанию, в 2016 действуют иные сроки для случаев вынужденного расторжения трудовых отношений в отношении отдельных категорий граждан:

    • Проходящие службу по контракту в ВС РФ – 1 год.
    • Военнослужащие, имеющие выслугу более 25 лет, а также ветераны боевых действий – без временного ограничения по срокам.
    • Сотрудники Правительства РФ и Госдумы – 6 месяцев.
    • Что касается непрерывного медицинского стажа после увольнения, то он исчисляется точно так же, как и страховой, т.е. в него входят только те периоды, в течение которых производились страховые взносы. В отдельных случаях условия сохранения стажа могут указываться непосредственно в локальных нормативных актах организации, но они обычно составляются на основании старых Правил исчисления трудового стажа, утративших юридическую силу.

      На данный момент то, через сколько после увольнения прерывается стаж, имеет значение только для отдельных категорий работников, которым причитаются надбавки за выслугу лет и иные компенсации. Во всех остальных случаях трудовой стаж считается прерванным с момента увольнения, а временная безработица приносит куда меньше потерь, чем ранее.

      Как считать непрерывный трудовой стаж при увольнении?

      Для выяснения непрерывного стажа используется ряд документов, на основании которых он и рассчитывается:

    • Трудовой договор и книжка
    • Военный билет.
    • Расчетная зарплатная ведомость.
    • Справка с места работы.
    • В некоторых случаях могут применяться и ведомости архивных организаций. Помимо основной работы, в счет берется и работа, где сотрудник трудился по совместительству, а расчет производится по календарным дням. Также в стаж женщин, имеющих детей до 14 лет, включаются периоды, когда они работали неполные рабочие дни.

      Так как порядок расчета стажа кардинально изменился с 2007 года, то для начисления компенсаций бухгалтерам приходится делать пересчет непрерывного и страхового стажей до 2007 года и после. Если длительность страхового стажа меньше, то действуют старые правила, и в расчет берется только непрерывный.

      Бухгалтерам обязательно нужно знать, через сколько дней после увольнения прерывается стаж, иначе рассчитать размер различных компенсаций будет невозможно, а в случае неправильного начисления уволенный сотрудник может потребовать разъяснения в ФСС РФ или Министерство труда.

      Несмотря на то, что с 2007 года значительно упростился порядок расчета и стаж прерывается с момента увольнения, все же существует ряд нюансов, при которых можно избежать такого прерывания:

    • Если нужно уволиться по своему желанию для трудоустройства на более выгодную работу, лучше всего взять отпуск с последующим увольнением. Таким образом, гражданин имеет право приступить к выполнению трудовых обязанностей в другой организации уже на следующий день после окончания отпуска, однако если он уже увольнялся более 1 раза в 12 месяцев, стаж будет считаться прерванным.
    • Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и захотела выйти на работу, данный отпуск может оформить ее муж, чтобы получать пособия. Если действие трудового договора закончилось еще во время беременности сотрудницы, работодатель должен продлить его, т.к. увольнение в этом случае позволяется только при ликвидации организации.
    • Если предприятие ликвидировано, то при нахождении в отпуске для ухода за ребенком стаж будет включаться период до 3-х лет при условии, что сотрудница стояла на учете в Центре занятости, но не могла устроиться на подходящую работу.
    • Если сотрудник увольняется в связи с переводом в другую организацию, новый работодатель обязан трудоустроить его в течение месяца: именно таков срок непрерывности.
    • Несмотря на то, что сейчас процедура расчета трудового стажа значительно упрощена, все же существуют некоторые сферы, в которых она проводится по старым правилам, установленными нормативными актами организаций.

      Также важно знать и отдельные случаи, когда трудовой стаж считается непрерывным, но они не засчитываются в него:

    • Обучение в аспирантуре, клинической ординатуре, ВУЗе и ССУЗе, если промежутки между их окончанием и трудоустройством не превышают трех месяцев.
    • Направление членов семей военнослужащих на работу или обучение на предприятия СССР или за границу, если с момента окончания учебы до поступления на работу не прошло двух месяцев.
    • Перерыв на сезонной работе при условии, что был заключен трудовой договор и работник протрудился полностью весь прошлый сезон и вернулся на работу в оговоренные сроки.
    • Если сотрудник привлекался к исправительным работам по основному месту трудоустройства без лишения свободы.

    Какие могут быть последствия прерывания трудового стажа?

    Если гражданин до 2007 года увольнялся с работы и его трудовой стаж был прерван из-за превышения сроков безработицы, ранее ему производились выплаты за выслугу лет и он устроился в организацию, в которой они так же начисляются, то он теряет такие льготы до тех пор, пока период его трудового стажа с момента трудоустройства не достигнет установленного для их получения срока.

    Если до 2007 года непрерывный стаж имел большое значение, то сейчас большинство расчетов производится на основании страхового стажа. Именно поэтому тем, кто не получает компенсаций за выслугу лет и был трудоустроен после вступления ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», беспокоиться не о чем, т.к. при расчете выплат и компенсаций у них будут суммироваться только календарные периоды внесения страховых взносов.

    vse-o-trude.ru

    НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

    По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

    Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

    1. Страховой стаж:
    а) общий страховой стаж;

    б) специальный страховой стаж;

    2. Трудовой стаж:
    а) общий;

    б) специальный (выслуга лет);

    3. Непрерывный.
    Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

    НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

    Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

    Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

    При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

    При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

    Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

    лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

    в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

    в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

    Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

    лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

    после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

    после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

    учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

    При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

    Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

    после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

    после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

    Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

    1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

    2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

    Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

    Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

    Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

    Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

    В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

    служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

    время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

    время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

    время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

    время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

    Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

    время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

    время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

    межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

    время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

    Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

    Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

    Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

    В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

    Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

    В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

    Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

    Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

    Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

    В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

    На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

    В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

    Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

    В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

    Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

    Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

    В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

    При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

    В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

    Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

    Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

    В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

    Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

    www.profiz.ru

    Популярное:

    • 1500000 под залог недвижимости 1500000 под залог недвижимости Москва Частным клиентам Кредиты Нецелевой кредит под залог недвижимости Кредит на любые цели от 12% годовых. До десяти миллионов рублей под залог недвижимости ​Преимущества Сумма кредита до 10 млн […]
    • Новости о пенсии фсин Изменения в пенсии сотрудников ФСИН в 2018 году Экономика России до сих пор находится в кризисном положении, из-за чего правительство всевозможными методами пытается рационально распределять средства бюджета. Это приводит к невыполнению […]
    • Госпошлина за допуск к движению 2018 Плата за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении Актуальная информация о размере госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении после техосмотра в Беларуси. С размер […]
    • Краснодар помощник юриста Краснодар помощник юриста Рублев Проект • Краснодар Дельта Комплект • Краснодар Port Work • Краснодар Центр Правосудия • Краснодар Юридическая компания Стар Лекс • Краснодар Центр юридических и бухгалтерских услуг ABAT GROUP • […]
    • Не оплатил вовремя штраф за парковку Штраф за неоплаченную парковку — успешно обжалуется каждый 20-й штраф С прошлого года в центре Москвы стали выписывать штраф за неоплаченную парковку. Платное парковочное место — специально обозначенная, обустроенная и оборудованная […]
    • Коллекторы дождевой воды Строительство коллектора для дождевой воды Дождевая вода отлично подходит для полива растений, для мелких хозяйственных нужд и даже для умывания. Конечно же, речь идет не о городе, где часты «кислотные ливни», а о сельской местности. […]
    • Вакансия юрист в детский сад Вакансия юрист в детский сад Ведущий юрисконсульт Юрисконсульт 1 категории группа компаний • Нефтеюганск Общество с ограниченной ответственностью "Юганскнефтегазгеофизика" • Нефтеюганск "Промышленные технологии" • […]
    • Какая пенсия в нижневартовске Досрочный выход на пенсию для «северян» Лица, работающие на Крайнем Севере, а также районах, приравненных к нему, имеют право досрочно выйти на пенсию по старости. Как рассчитать, когда работники РКС получают право на заслуженный […]