Закон защите экологии

Внесены изменения в закон об экологической экспертизе, закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом уточняются порядок проведения государственной экологической экспертизы и перечень материалов, необходимых для её проведения.

В частности, в целях приведения Федерального закона «Об экологической экспертизе» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации из указанного перечня исключается проектная документация объектов, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом также переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года срок вступления в силу норм, обязывающих предприятия оснастить стационарные источники на объектах I категории автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи соответствующей информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Аналогичным образом продлевается и срок вступления в силу норм, включающих в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, и материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

kremlin.ru

Закон об экологии

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.
  • Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

    Описание закона об экологии

    Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

    • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
    • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
    • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
    • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
    • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
    • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
    • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
    • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
    • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
    • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
    • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
    • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
    • определение принципов проведения научных исследований экологии;
    • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
    • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
    • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
    • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.
    • В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

      Изменения в законе по экологии

      Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

    • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
    • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
    • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
    • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
    • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.
    • Скачать закон об экологической безопасности РФ

      Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

      Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

    • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
    • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
    • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
    • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

    Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

    210fz.ru

    Защита экологических прав

    Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

    Виды экологических прав

    Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

    Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

    К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.
  • Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.
  • Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:

    1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
    2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
    3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

    Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

    Способы защиты экологических прав

    Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

    Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

    Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

    Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
  • Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
  • Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

    Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

    В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

    Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

    Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

    advokat-malov.ru

    6 российских тенденций в охране окружающей среды

    1. Началось принятие большого пакета экологических законов

    В 2012 году Госдума приняла первый закон из пакета экологических законопроектов, разработанных по поручению Президента во второй половине 2000-х.

    В 2010-2011 годах Президент Дмитрий Медведев утвердил поручения по итогам заседаний Госсовета, многие из которых были посвящены усовершенствованию природоохранного законодательства. Только в декабре 2012 года первый из этих законов был принят Госдумой во всех трех чтениях. Им стал Закон о защите морей от нефтяного загрязнения. За закон в марте 2012 года во время акции «Час Земли» WWF России собрал более 120 тысяч подписей.

    В 2013 году WWF ожидает принятия еще 6 экологических законопроектов:

    — Закон о нормировании

    — Закон об экологической экспертизе

    — Поправки в закон об особо охраняемых природных территориях

    — Закон по обращению с отходами

    — Закон об ужесточении ответственности за незаконную торговлю и хранение редких животных и растений

    — Поправки в Лесной кодекс, восстанавливающие охрану защитных лесов от промышленных рубок.

    «Самым важным является, безусловно, принятие закона о нормировании и связанного с ним закона об экологической экспертизе. Они фактически определят новые правила игры для бизнеса, государства и общественных организаций в вопросе контроля над промышленным и бытовым загрязнением. Принятие этих законов приведет к смене парадигмы, существовавшей более 20 лет», — говорит директор WWF России Игорь Честин.

    Также экологи рассчитывают, что в новом году Россия ратифицирует Конвенцию Эспо и Орхусскую конвенцию.

    2. Увеличилось государственное финансирование на защиту окружающей среды.

    Это произошло главным образом за счет запуска в 2012 году масштабных проектов – таких, как проект по уборке Арктики (2,3 миллиарда рублей выделено на 2012-2014 гг.) и Федеральная целевая программа по Байкалу (финансирование на 8 лет составит 58 миллиардов рублей).

    Работы в рамках проекта по уборке Арктики начались в августе 2012 года. Участники экспедиции очищали от мусора загрязненные территории островов архипелага Земля Франца-Иосифа.

    43% средств, выделенных на ФЦП по Байкалу власти потратят на мероприятия по снижению уровня загрязнения озера отходами, 20% — на сокращение сбросов загрязняющих веществ в Байкал. Однако эти траты будут напрасными, если в 2013 году российские власти не решат проблему загрязнения озера Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. БЦБК не только наносит урон объекту всемирного природного наследия, но и является убыточным и работает в ущерб бюджету страны.

    3. Площадь страны, пройденная пожарами в 2012 г., стала самой большой за последние 9 лет.

    В уходящем году площадь лесных земель, пройденных пожарами, составила, согласно спутниковым данным, более 11 миллионов гектаров. В официальную статистику большинство лесных пожаров 2012 года просто не попало: согласно данным Росстата, с января по сентябрь включительно пожарами было пройдено чуть более 2 миллионов гектаров лесных земель (то есть в 5,5 раз меньше, чем по спутниковым данным).

    «Искажение и сокрытие данных серьезно повлияло на борьбу с ними, — рассказывает руководитель Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.Реальные масштабы пожаров требовали введения чрезвычайной ситуации в по меньшей мере в 11 регионах. Это автоматически означало бы введение ЧС межрегионального или федерального характера, с необходимостью мобилизации дополнительных сил и средств из федеральных резервов. Но этого не было сделано, и достаточных сил для борьбы с катастрофой в горящих регионах не оказалось. Жителям многих сибирских и дальневосточных регионов пришлось месяцами задыхаться в дыму».

    Повторение засушливого и жаркого лета в следующем году неизбежно приведет нас к новой катастрофе с лесными пожарами. В средней полосе эта катастрофа может оказаться более разрушительной, чем 2 года назад, из-за огромных объемов сухой мертвой древесины, накопленной за последние годы в результате пожаров, ураганов и массового размножения короеда-типографа.

    4. Новые законодательные и судебные препоны в работе общественных экологических организаций

    В этом году были приняты законы об НКО и митингах, а также поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятия «государственная измена» и «шпионаж». Закон об НКО говорит, что защита животного и растительного мира не входит в понятие политической деятельности. Однако многие другие направления экологической работы – такие, как борьба с загрязнением окружающей среды, изменением климата и даже защита грибов (которые не относятся ни к растениям, ни к животным) – могут стать поводом для присвоения организации статуса «иностранного агента». Законы пока напрямую не коснулись деятельности экологических НКО, но могут быть использованы в любой момент, если станут полезны оппонентам.

    Усилилось преследование экологов, связанное с их профессиональной деятельностью – так, эколог Сурен Газарян объявлен в федеральный розыск. Общественные организации связывают это с его расследованием экологических правонарушений в Краснодарском крае.

    5. Россия на обочине международных климатических переговоров

    В 2012 году был побит новый рекорд минимума льдов в Арктике. Экологи связывают сокращение льдов прежде всего с антропогенным изменением климата. В то же время, международные климатические переговоры в прошлом году принесли мало результатов. А те, которых удалось достичь, в основном касаются финансовой помощи наиболее слабым и уязвимым развивающимся странам.

    Но для России климатические переговоры стали особенно бесполезными. В 2013 году начинается второй период обязательств по Киотскому протоколу. Наша страна решила не участвовать в нем, тем самым остановив российские киотские проекты по снижению выбросов.

    Не вошла Россия и в другое международное начинание – рамочную коалицию «Климат и чистый воздух». Политическое решение войти в нее было сделано, но с тех пор — с середины августа – наша страна так и не сумела продвинуться в этом направлении. Цель коалиции – сокращение выбросов сажи – канцерогена, влияющего и на здоровье людей, и на климат. WWF надеется, что в 2013 году Россия все-таки станет реальным участником этой инициативы, начнет мониторинг сажи и пилотные проекты – например, перевод автобусов с дизеля на газ.

    6. Нефтегазовые компании откладывают проекты в Арктике

    Во второй половине 2012 года в очередной раз была отложена разработка «Штокмана», Shell и BP приостановили проекты в американской Арктике и «Газпром» признал неготовность к добыче нефти на Приразломном.

    По мнению экологов, нефтегазовые компании не хотят заходить в Арктику, но вынуждены это делать под давлением политиков и несовершенных рыночных механизмов. В начале 2012 года WWF выпустил доклад по субсидиям в нефтегазовый сектор. Исследование показало: государство поддерживает добычу нефти и газа за счет налогоплательщиков и природы.

    Кроме того, ни у одной компании нет технологий, обеспечивающих экологическую безопасность добычи нефти в Арктике. В августе Гринпис и WWF – которые объявили 2012 год Арктическим — выпустили доклад о неготовности нефтяной платформы «Приразломная» в Печорском море к предотвращению и ликвидации последствий нефтяных разливов.

    Экологи рассчитывают, что в 2013 году нефтегазовые компании снова отложат запуск проектов в хрупкой Арктике.

    wwf.ru

    §1. Российский Закон об охране окружающей среды

    Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
    в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.

    Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
    и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.

    Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы» . С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» . До этого у нас не было общего закона
    в области охраны окружающей природной среды.

    Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

    1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

    2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.

    3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

    4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

    5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.

    Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

    Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

    20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

    По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

    В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

    В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.

    Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;

    ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость контроля в области окружающей среды;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

    В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.

    В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
    и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
    и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

    В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию 1 .

    Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
    а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

    Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в с татьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

    В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.

    12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

    В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

    В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.

    Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.

    Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.

    В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.

    Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков 2 .

    Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

    Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветитель­ское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

    Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

    Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны , в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

    Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.

    В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

    Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.

    Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.

    Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом 3 .

    Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава, посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.

    Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.

    В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

    Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

    1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

    2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

    Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

    Статья 74. Экологическое просвещение.

    1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

    2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

    Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.

    Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения. 4 Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

    Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

    В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.

    Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права 5 .

    1 Здесь почему-то не учтено, что таких комплексов на планете не осталось. В связи с биосферной промышленной деятельностью человечества все экологические системы и ландшафты планеты в той или иной мере изменены.

    2 К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».

    3 Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

    4 Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:

    — несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

    — загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

    — порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

    — нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

    — превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

    — несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

    5 К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:

    — каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

    — каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

    — экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

    — хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

    — недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;

    — должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

    — должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;

    — государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

    — все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

    Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны.

    ecodelo.org

Популярное:

  • Андрей владимирович юрист Великие люди по имени Андрей Святой апостол Андрей – брат апостола Петра. В греческом предании носит имя Первозванного, поскольку был одним из учеников Иоанна Крестителя и раньше своего брата Петра был призван на Иордане Иисусом. Кроме […]
  • Правило no 83 еэк оон Правила ЕЭК ООН N 83 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей" (с изменениями и […]
  • Закон 294 фз от 2008 года ФЗ 294 с изменениями В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от […]
  • Изменения в правила 354 Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения […]
  • Государственная программа по переселению соотечественников документы Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N […]
  • Что значит файл реестра мЙЮОЩЕ ЪБРЙУЙ Linux, РТПЗТБННЩ - РТПВМЕНЩ Й ТЕЫЕОЙС ъБРХУЛ тЕДБЛФПТБ ТЕЕУФТБ, УПЪДБОЙЕ Й РТЙНЕОЕОЙЕ reg-ЖБКМБ ъБРХУЛ тЕДБЛФПТБ тЕЕУФТБ: 1.1) пФЛТПКФЕ НЕОА рХУЛ -> чУЕ РТПЗТБННЩ -> уФБОДБТФОЩЕ -> чЩРПМОЙФШ (ЙМЙ ОБЦНЙФЕ УПЮЕФБОЙЕ ЛМБЧЙЫ […]
  • Субсидии на информационные услуги Кто может получить субсидию на оплату услуг ЖКХ Дата публикации: 23 ноября 2017 года в 12:43. Категория: Общество. Кто имеет право получать субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг? И куда обращаться, чтобы оформить данную субсидию? […]
  • Правила користування електроплитою Вереміївська школа Посадові обов'язки І. Загальні положення 1.1. До роботи з електроплитою допускаються учні, які пройшли медичний огляд, відповідне навчання, отримали інструктаж на робочому місці, оволоділи безпечними прийомами і […]