Ложные сведения в суд

Ложные сведения в суд

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Суд отказывает в иске о защите чести и достоинства, если оспариваются сведения, изложенные в обращении в орган власти
    • 9. Требования истца о защите чести и достоинства не подлежат удовлетворению, если им оспариваются сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, а само обращение не содержит оскорбительных выражений и обусловлено намерением ответчика реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

      Запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц прямо установлен в статье 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

      В ряде случаев при рассмотрении дел, оценивая сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, суды приходили к ошибочному выводу о том, что оспариваемые истцом высказывания, которые, по его мнению, порочат его честь, достоинство или деловую репутацию, должны рассматриваться как утверждения о фактах и событиях, являющиеся предметом судебной проверки в порядке статьи 152 ГК РФ .

      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в целях исправления ошибки в применении норм права при рассмотрении конкретного дела, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, высказала следующую правовую позицию.

      Каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц. При этом гражданин может указать в обращении на известные ему факты и события, которые, по его мнению, имеют отношение к существу поставленного в обращении вопроса и могут повлиять на его разрешение. То обстоятельство, что изложенные в обращении сведения могут не найти своего подтверждения, не является основанием для привлечения заявителя к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 ГК РФ , если соответствующее обращение обусловлено его попыткой реализовать свои конституционные права, имеющие выраженную публичную направленность, в целях привлечения внимания к общественно значимой проблеме. Иное означало бы привлечение лица к гражданско-правовой ответственности за действия, совершенные им в пределах предоставленных ему конституционных прав, а равно при исполнении им своего гражданского долга.

      Судами, рассматривающими данное дело, не было установлено, что оспариваемое сообщение содержит оскорбительные выражения, что являлось бы недопустимым злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения .
      ———————————
      Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 49-КГ13-9.

      По другому делу Б. обратилась в суд с иском к Г. о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда.

      Судом установлено, что Г. обращался в органы ФСБ и МВД России с заявлением и давал объяснения о том, что на территории конкретного субъекта Российской Федерации действует преступная группировка, которая занимается незаконным оборотом наркотических средств, в состав которой входят истица Б. и ее муж А. Постановлением начальника территориального органа МВД России в возбуждении уголовного дела в отношении Б. и А. было отказано за отсутствием состава преступления.

      Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Б., суд первой инстанции исходил из того, что при обращении ответчика с заявлением в правоохранительные органы имела место реализация конституционного права на обращение в государственные органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию о совершении преступлений.

      Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя исковые требования Б., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку обращением ответчика в правоохранительные органы истцу причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу своей репутации, постольку причинение действиями ответчика ущерба достоинству и репутации Б. является основанием для взыскания с Г. в пользу истца компенсации морального вреда.

      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда апелляционной инстанции не согласилась, указав, что выяснение того, было ли обращение в государственные органы обусловлено намерением причинить вред другому лицу, является юридически важным обстоятельством, подлежащим доказыванию и установлению судом.

      Соответственно, в том случае, если судом не будет установлено, что обращение в государственные органы было подано с намерением причинить вред другому лицу, то лицо, обратившееся с таким заявлением в государственные органы, не может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности в порядке статьи 152 ГК РФ независимо от того, что таким обращением лицу были причинены нравственные страдания.

      По данному делу суд апелляционной инстанции не установил, могли ли действия ответчика по реализации его конституционного права на обращение в государственные органы служить основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности, что повлекло за собой вынесение незаконного судебного постановления и отмену его вышестоящим судом .
      ———————————
      Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 18-КГ14-13.

      По аналогичным основаниям с вынесением нового судебного акта было отменено и решение суда по иску депутата законодательного органа области А. к средству массовой информации и прокуратуре области о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации причиненного ему морального вреда.

      Судом по данному делу было установлено, что на интернет-сайте информационного агентства (учредитель — ответчик) была размещена официальная информация прокуратуры о возбуждении в отношении А. дела об административном правонарушении. В отношении данной публикации пользователями указанного интернет-ресурса был дан ряд негативных комментариев, в которых сообщалось о причастности А. к убийствам, а также об обстоятельствах нарушения им действующего законодательства.

      Кроме того, на интернет-сайте информационного агентства было опубликовано официальное сообщение прокуратуры о принятом решении провести проверку по изложенным в комментариях фактам.

      Полагая, что указанные в сообщении прокуратуры данные о проведении в отношении истца проверки на предмет причастности к особо тяжким преступлениям изложены в форме утверждения как факты, имевшие место, и соотносят его с подозреваемым по уголовным делам, что не соответствует действительности, А. просил суд обязать ответчиков их опровергнуть, а также компенсировать ему причиненный моральный вред, который он оценил в 10 млн. руб.

      Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сообщение прокуратуры содержит информацию о проведении в будущем проверки сведений, изложенных анонимными пользователями указанного интернет-сайта. Однако данная информация изложена в некорректной форме, формирующей мнение читателей об истце как о совершившем преступление и нарушившем законодательство.

      Не согласившись с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам областного суда указала, что спорная публикация представляет собой лишь информацию о предстоящей проверке прокуратурой сообщений граждан о причастности истца к совершению уголовно наказуемых деяний и не является утверждением о виновности А. в совершении преступлений, а потому не может рассматриваться в качестве распространения порочащих сведений. Сама по себе некорректность формулировки данного сообщения, использование слова «факт» по отношению к непроверенным сведениям пользователей «Интернета» не были оценены как распространение недостоверных, порочащих сведений с учетом того, что оценка буквального значения слов и выражений в тексте сообщения о проведении прокуратурой проверки, результат которой заранее неизвестен, позволяет прийти к выводу об отсутствии в публикации диффамационных признаков.

      В целях вынесения законного и обоснованного решения по делам данной категории судам необходимо выяснять, действовало ли лицо, распространившее сведения об истце, добросовестно или официальное обращение было обусловлено намерением причинить вред другому лицу.

      Так, городской суд, удовлетворяя исковое заявление А. к М. о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда, установил, что ответчик обратилась в городской совет ветеранов с заявлением о том, что истец незаслуженно пользуется льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны, поскольку в период немецко-фашистской оккупации отец А. служил полицаем и был расстрелян партизанами. По мнению М., чтобы скрыть связь своего отца с немцами, А. в феврале 1945 года устроилась работать в военно-санитарном поезде, отправленном на фронт.

      Разрешая спор, суд указал, что сообщенные ответчиком сведения не доказаны и ничем, кроме ее устных показаний, не подтверждаются. Утверждение М., что направление ею заявления в совет ветеранов имело целью реализацию конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, суд обоснованно не принял во внимание, сочтя его злоупотреблением правом, поскольку ранее с заявлениями о проверке законности статуса А. как участника Великой Отечественной войны ответчик неоднократно обращалась в военный комиссариат области, в орган социальной защиты населения и получила оттуда обоснованные ответы о статусе истца, подтвержденные ссылками на архивные документы.

      Другие разъяснения, содержащиеся в Обзоре :

      logos-pravo.ru

      Описание заявления в суд о клевете

      Клевета – не редкое явление в современном обществе. Желая опорочить другое лицо, человек начинает распространять ложные сведения, которые негативно отражаются на репутации пострадавшего. Подобное явление может происходить как в повседневной жизни, так и в интернете.

      Иногда ложные сведения могут появиться в интернете, вводя граждан в заблуждение и заставляя их менять мнение о человеке, информация о котором была искажена.

      Подобное поведение нельзя оставлять безнаказанным. Действующее законодательство защищает пострадавшего. Человек может восстановить свое доброе имя и наказать клеветника, обратившись в суд. Подобная возможность зафиксирована в УК РФ.

      Для выполнения действия потребуется составить заявление и передать его в государственный орган, который начнет разбирательство.

      Чтобы иск в суд за клевету был принят, и его рассмотрение начато, необходимо составить заявление правильно. Сегодня существует ряд правил и норм, в соответствии с которыми необходимо заполнять бумагу.

      Если при рассмотрении документа будут обнаружены ошибки, государственный орган отклонит заявление. По этой причине необходимо сразу позаботиться о соответствии бумаги установленным нормам.

      Для этого необходимо изучить актуальную информацию по теме, позволяющую понять, какие манипуляции необходимо совершить, чтобы разбирательство было начато.

      Новый закон

      Действующее законодательство постоянно подвергается коррективам, которые позволяют улучшить его эффективность. Периодически принимаются новые нормативно-правовые акты, позволяющие регулировать тот или иной вид правоотношений.

      Так, до 28 июля 2012 года закона, который бы подразумевал наказание за клевету, как такового не существовало. Однако была потребность в данном нормативно-правовом акте.

      Приняв во внимание этот факт, Президент РФ подписал Закон о добавлении поправок в некоторые статьи Уголовного Кодекса РФ. В документе содержалась информация о необходимости принятия закона об ответственности за клевету.

      Нормативно-правовой акт, позволяющий наказать человека, распространяющего обманные сведения, которые порочат честь и достоинство граждан, вошел в Уголовный Кодекс РФ под номером 128.1.

      Сегодня каждое лицо обязано выполнять положения закона о клевете

      Возможное наказание

      Перед тем, как писать заявление в суд о клевете, необходимо ознакомиться с наказанием, к которому может быть привлечен провинившийся человек. Его форму и размер устанавливает статься 128.1 УК РФ. Так, согласно положениям нормативно-правового акта, суд, рассматривающий происшествие, должен принять во внимание состав преступления.

      В качестве наказания к провинившемуся лицу может быть применен штраф, размер которого может доходить до 500 000 рублей. Величина взыскания будет разна заработной плате лица или его другому доходу за период, который может доходить до 6 месяцев.

      Если человек не может оплатить штраф, он будет направлен на исправительные работы. Их длительность может доходить до 160 часов.

      В особо тяжких случаях суровость наказания может быть повышена. Если государственный орган сочтет это уместным, он может увеличить размер взыскания до 5 000 000 рублей.

      При этом увеличится и время исправительных работ. Человек, к которому будет применена данная разновидность наказания, должен будет отработать на благо общества 480 часов.

      Вместе с требованием о восстановлении честного имени и наказании виновника случившегося, потерпевшая сторона вправе потребовать возмещение морального ущерба. Просьбу о компенсации необходимо включить в исковое заявление.

      Следует помнить, что действующее законодательство не устанавливает размер взыскания. По этой причине человек имеет право самостоятельно выбрать сумму, которая его удовлетворит. Однако эксперты советуют требовать денежные средства, общее количество которых соразмерно совершенному деянию.

      При обнаружении ошибок и неточностей любая из сторон процесса имеет право подать заявление на исправление ошибки в решении суда.

      Образец заявления в суд по вновь открывшимся обстоятельствам доступен по этой ссылке.

      Если величина компенсации покажется судье слишком высокой, он может отказать в удовлетворении данного требования

      Возмещение морального вреда

      Согласно нормам действующего законодательства, клевета является преступлением против чести и достоинства, а человек, признанный виновным в совершении правонарушения, будет привлечен к уголовной ответственности. Основанием для направления иска о возмещении морального вреда станет возбуждение уголовного дела в отношении злоумышленника.

      Следует помнить, что, если ответственность не будет признана уголовной, гражданский иск признания не получит. По этой причине разбирательство необходимо начинать с направления заявления о произошедшем в правоохранительные органы.

      При этом потребуется подтвердить происшествие. Выполнить действие помогут слова свидетелей или предоставление фактов.

      Дела, которые могут быть возбуждены по вопросам нематериальных ценностей, не имеют срока исковой давности. Действующее законодательство не запрещает возвращаться к ним по мере необходимости.

      Аналогичные правила действуют и в отношении споров о клевете. Однако человеку потребуется предъявить неопровержимые доказательства, позволяющие признать иск правомерным, если уголовное дело не было начато своевременно.

      Действующее законодательство разрешает человеку, которого оклеветали, претендовать на получение компенсации за моральный ущерб. Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах не присутствует зафиксированной суммы взыскания и человек имеет право самостоятельно определять размер компенсации, его величина должна быть обоснована. Так, большую сумму выплаты можно потребовать в том случае, если в результате действий виновника происшествия человек что-то утратил.

      Суд согласится удовлетворить просьбу о предоставлении компенсации существенного размера в том случае, если:

    • из-за происшествия человек оказался в глубокой депрессии;
    • действия виновника случившегося нанесли вред бизнесу или карьере пострадавшего;
    • лицо лишилось ряда преимуществ.
    • Если до человека дошла информация о том, что кто-то распространяет о нем ложные сведения, не стоит впадать в депрессию и поддаваться панике. Необходимо попытаться выяснить источник недостоверной информации. Получить необходимую информацию несложно.

      Пострадавший человек может обратиться к любому лицу, обладающему ложными данным, и поставить его перед фактом: или оно сообщает источник клеветы, или ему предстоит представить в качестве ответчика в суде. В большинстве случаев граждане соглашаются на сотрудничество.

      Восстановив всю цепочку, человек получит ряд свидетелей и сможет добраться до источника, распространяющего ложную информацию. Выполнив манипуляции, человек выявит стороны процесса и сможет начать разбирательство по всем правилам.

      Выдвигая обвинения против лица в клевете, человек выдвигает его в качестве потенциального ответчика, как по гражданскому, так и по уголовному делу.

      Собрав необходимые данные, человек должен обратиться в полицейский участок. Здесь необходимо составить заявление по обвинению в клевете. К бумаге необходимо приложить список лиц, которые могут выступать свидетелями по делу.

      На этом список необходимых манипуляций для запуска разбирательства заканчивается. Человеку останется только предупредить следователя, который будет осуществлять досудебное разбирательство, о том, что будет подготовлен гражданский иск, и заняться составлением бумаги и сбором документации.

      Образец заявления в суд о клевете и оскорблении

      Эксперты утверждают, что от правильно составленного искового заявления зависит до 80% успешного исхода разбирательства. Занимаясь подготовкой бумаги, человек может прибегнуть к помощи профессионала.

      Специалист поможет составить заявление в соответствии с установленными нормами и подскажет, какую информацию необходимо включить в бумагу. Однако за услуги юриста необходимо платить. Если человек не имеет возможности обратиться за помощью к специалисту, он может заполнить бумагу самостоятельно.

      Порядок действий зависит от того, удалось ли выяснить личность человека, который распространял заведомо ложные сведения. Если факт установлен, пострадавший получает возможность сразу же обратиться в суд. Однако, если личность виновника происшествия еще только предстоит выяснить, заявление следует направлять в полицию.

      Образца заявления, который был бы закреплен в действующем законодательстве, не существует. Бумага заполняется в произвольной форме.

      Данные, которые необходимо указать, могут меняться в зависимости от каждого конкретного случая. Однако существует ряд сведений, присутствие которых обязательно.

      К такой информации относятся:

    • наименование государственного органа, который будет заниматься разбирательством по делу;
    • личные данные истца;
    • сведения об ответчике;
    • подробное описание произошедшего, с указанием того, в чем истец видит ущемление своих прав и унижение достоинства;
    • обоснование претензий;
    • факты, подтверждающие произошедшее;
    • доказательства правоты истца;
    • сумма компенсации, если человек планирует ее получить в денежном эквиваленте;
    • перечень бумаг, которые выступают подтверждением произошедшего.
    • Истец имеет право включить дополнительную информацию, которая, по его мнению, может быть полезна для разбирательства. Во время написания бумаги необходимо придерживаться делового стиля.

      Человека не должны захлестывать эмоции. Заявление в суд с требованием о наказании оклеветавшего лица необходимо писать в спокойном состоянии.

      Это поможет здраво смотреть на ситуации и грамотно составить бумагу, удостоверившись в том, что она соответствует всем требованиям.

      При решение супругов разойтись и решить вопросы с алиментами следует знать, в какой суд подавать заявление о разводе.

      С образцом заявления о повороте исполнения решения суда можно ознакомиться тут.

      Чему равен срок подачи искового заявления в районный суд, читайте здесь.

      calculator-ipoteki.ru

      Арбитражный суд Приморского края

      Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации

      Получатель

      Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока)

      Расчетный счет

      Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

      (глава 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

      Под вновь открывшимися обстоятельствами понимаются юридические факты (фактические обстоятельства), которые объективно существовали на момент вынесения судебного акта, но не были и не могли быть (не являлись общеизвестными или доступными) известны суду, а также лицу, участвовавшему в деле, обратившемуся с заявлением о пересмотре судебного акта.

      Обязательным элементом, отсутствие которого лишает обстоятельства статуса вновь открывшихся, является их существенность: их открытие ставит под сомнение законность и обоснованность судебного акта.

      Право арбитражного суда пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам

      Арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.

      Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам

      Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.

      Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, принятых в порядке надзора постановлений и определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанций либо принят новый судебный акт, производится тем судом, который изменил судебный акт или принял новый судебный акт.

      Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

      Основаниями пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

    • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
    • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
    • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;
    • отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
    • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
    • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
    • установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.
    • Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам

      Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.

      По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.

      Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ.

      Форма и содержание заявления

      Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления.

      В заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

    • наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
    • наименования лица, подающего заявление, и других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
    • наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора;
    • требование лица, подающего заявление; вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 311 АПК РФ и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;
    • перечень прилагаемых документов.

    В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и иные сведения.

    Лицо, подающее заявление, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

    К заявлению должны быть приложены:

  • копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства;
  • копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;
  • документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;
  • доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.
  • Принятие заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам к производству арбитражного суда

    Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и содержанию, принимается к производству соответствующего арбитражного суда.

    В случае нарушения указанных требований арбитражный суд возвращает заявление в порядке, предусмотренном статьей 315 АПК РФ.

    Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд.

    О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение.

    В определении указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению заявления.

    Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

    Возвращение заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам

    Арбитражный суд возвращает заявителю поданное им заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, если при решении вопроса о принятии его к производству установит, что:

    • заявление подано с нарушением правил, установленных статьей 310 АПК РФ;
    • заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано;
    • не соблюдены требования, предъявляемые АПК РФ к форме и содержанию заявления.
    • О возвращении заявления выносится определение.

      Копия определения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня его вынесения.

      Определение арбитражного суда о возвращении заявления может быть обжаловано.

      Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам

      Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд.

      Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления.

      Судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам

      По результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.

      В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном АПК РФ.

      Арбитражный суд вправе повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.

      Копии определения об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам направляются лицам, участвующим в деле.

      Решение, постановление арбитражного суда об отмене судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы.

      primkray.arbitr.ru

      § 2. Режим секретности

      Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, рас- пространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

      Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

      Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, – еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

      Можно назвать такие признаки государственной тайны:

      1) это очень важные сведения;

      2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

      3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

      4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

      5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

      Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

      * Например, Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», постановления Правительства от 14 октября 1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»; от 4 сентября 1995 г. «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

      Практика учит, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание – любимое «лакомство» бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроля за власть имущими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию. Поэтому режим секретности – передовая линия борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.

      Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

      Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

      Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания*.

      Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

      * Их можно рассматривать и как стадии производства по обеспечению секретности.

      Не подлежат засекречиванию сведения о:

      • чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

      • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

      • привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

      • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

      • размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

      • состоянии здоровья высших должностных лиц России.

      Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

      Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне*.

      *Такой перечень был утвержден распоряжением Президента от 30 мая 1997 г. В нем названы руководители ряда федеральных ведомств (МВД, МИД, МПС, ГТК, Банка России и др.), а также руководитель Администрации Президента, начальник Главного управления специальных программ Президента. Распоряжением от 23 января 1999 г. в этот список внесены также министры торговли, юстиции и еще ряд руководителей госкомитетов.

      Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).

      Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности. Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти.

      А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

      Второй компонент защиты – система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

      Допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительном порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

      Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятии руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.

      Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

      Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.

      За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений (соответственно 25, 20 и 10 процентов). А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере:

      • 5% – при стаже работы от 1 до 5 лет;

      • 10 /о – при стаже работы от 5 до 10 лет;

      • 15 /о – при стаже работы свыше 10 лет*.

      Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.

      Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.

      * СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 2718.

      В соответствии со ст. 114, 115, 119 ГПК РСФСР иски, связанные с государственной тайной, рассматриваются судами субъектов Федерации.

      В особом, упрощенном порядке, без прохождения разрешительной процедуры допускаются к секретным сведениям члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочии, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

      Передача секретной информации от одной организации другой, другим государствам (т. е. распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. Для обеспечения режима секретности установлены правила проведения совещаний, на которых используются сведения, составляющие государственную тайну.

      В этом деле широко применяются разнообразные технические средства шифрования, передачи, хранения данных. Транспортировка ее носителей обеспечивается Федеральной службой фельдъегерской связи. На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности.

      Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

      По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

      Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

      Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

      Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

      www.bibliotekar.ru

    Популярное:

    • 38-фз федеральный закон о рекламе 38-фз федеральный закон о рекламе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • Жалоба в порядке 123 Статья 123. Право обжалования СТ 123 УПК РФ 1. Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда […]
    • Детская поликлиника 4 жалобы БУ ХМАО-Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника № 4" к приказу БУ «Сургутская городская поликлиника № 4» от 17.04.2014 № 01-05-141/14 Порядок рассмотрения обращений (жалоб) граждан в БУ «Сургутская городская поликлиника № […]
    • Место приема сообщения о преступлении Административная деятельность полиции Обращения граждан в ОВД Виды обращений. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в […]
    • Статья органы опеки и попечительства Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской […]
    • Приказ о личном приеме граждан образец Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. № 392 “Об утверждении Графика личного приема граждан заместителями Министра и директорами департаментов Министерства здравоохранения Российской Федерации” В соответствии со […]
    • Земельный налог с физ лиц когда платить Порядок и сроки уплаты земельного налога Обновление: 2 февраля 2017 г. Правила (порядок, срок) уплаты земельного налога определяются местными властями (а также властями регионов — Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга) с учетом положений […]
    • Ооо судебная экспертиза челябинск Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Реестр юридических лиц, привлеченных к […]