Приказ 243 министерства транспорта

Приказ 243 министерства транспорта

Proxima Nova TimesNewRoman

Интервал между буквами

Стандартный
Средний
Большой

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Информационное обеспечение ЕГИС ОТБ представляет собой государственный информационный ресурс.

Информационное обеспечение деятельности ФСБ России, МВД России, уполномоченных подразделений транспортной безопасности Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Роавтодора, Росжелдора, Росморречфлота в сфере обеспечения транспортной безопасности осуществляется на безвозмездной основе.

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности разработана Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.

Министерство транспорта Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области создания и функционирования Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. Оператором системы распоряжением Президента от 30.11.2011 г. № 777-рп определено Федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации».

Условия и порядок доступа к ЕГИС ОТБ определяется статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных».

Нормативные правовые и иные акты, регулирующие порядок создания, ведения, а также порядок доступа заинтересованных лиц
к Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (ЕГИС ОТБ)

1) Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции от 13.07.2015);

2) Федеральный закон от 3 февраля 2014 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»;

3) Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции от 21.07.2014);

4) Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 21.07.2014);

5) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 года №243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» (с учётом редакции от 05.09.2014);

6) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №228 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской

Федерации от 19 июля 2012 г. №243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных»;

7) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №35 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах»;

8) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №1285?р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте»;

9) Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

www.mintrans.ru

Приказ Министерства транспорта РФ от 26 июня 2017 г. № 243 “О внесении изменений в Регламент Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 27” (не вступил в силу)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6366; 2012, № 22, ст. 2754), Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 6, ст. 830), постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 174 «О внесении изменений в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1357), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 188 «О внесении изменений в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1254) приказываю:

Внести изменения в Регламент Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 27 (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2006 г., регистрационный № 7735), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 19 (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2008 г., регистрационный № 11216), от 6 мая 2008 г. № 77 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2008 г., регистрационный № 11784), от 30 сентября 2008 г. № 161 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2008 г., регистрационный № 12474), от 20 октября 2010 г. № 223 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2010 г., регистрационный № 19084), от 7 июня 2011 г. № 155 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2011 г., регистрационный № 22146), от 25 октября 2012 г. № 383 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2012 г., регистрационный № 26004), от 5 марта 2013 г. № 64 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2013 г., регистрационный № 28043), от 10 апреля 2013 г. № 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 июня 2013 г., регистрационный № 28693), от 26 мая 2016 г. № 133 (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2016 г., регистрационный № 42576), согласно приложению к настоящему приказу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2017 г.
Регистрационный № 47446

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 26 июня 2017 г. № 243

Изменения,
вносимые в Регламент Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 27

1. Подпункт «а» пункта 1.2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации;».

2. В подпункте «г» пункта 1.2 слова «, Федерального агентства геодезии и картографии» исключить.

3. В абзаце втором пункта 1.6 слова «, геодезии и картографии» заменить словами «с учетом создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

4. В абзаце третьем пункта 1.6 слова «, геодезии и картографии» заменить словами «и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

5. В абзаце втором пункта 2.2 слова «геодезии и картографии» заменить словами «с учетом создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

6. В абзаце третьем пункта 2.2, абзаце первом пункта 2.4 слова «геодезии и картографии» заменить словами «пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

7. В абзацах первом и втором пункта 2.3, абзаце третьем пункта 3.40.1, пункте 8.31, абзаце втором пункта 8.36, абзаце шестом пункта 8.37 слова «, геодезии и картографии» исключить.

8. В абзаце шестом пункта 2.5, абзаце четвертом пункта 2.7, абзаце третьем пункта 8.32, абзаце третьем пункта 8.37 слова «геодезической и картографической деятельности» заменить словами «обустройства государственной границы Российской Федерации».

9. В пунктах 7.52 — 7.56, 8.29, 8.30 слова «геодезии и картографии» заменить словами «обустройства государственной границы Российской Федерации».

10. Пункт 7.9 изложить в следующей редакции:

«7.9. Министр организует работу Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве, представляет Министерство в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.».

11. Пункт 11.3 дополнить подпунктом «л» следующего содержания:

«л) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона должностного лица, ответственного за организацию работы в Министерстве по размещению общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных.».

Обзор документа

Скорректирован регламент Минтранса России.

Отдельные изменения связаны с упразднением Росграницы. Министерство наделено функциями по управлению госимуществом, по оказанию госуслуг в сфере обустройства госграницы, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через нее и мест ее пересечения.

С 1 марта 2009 г. было упразднено Федеральное агентство геодезии и картографии. Соответствующие изменения внесены в регламент.

На Министра возложена персональная ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и аудита в Минтрансе России.

Уточнено также, что информационный ресурс Министерства включает в себя контактные данные должностного лица, ответственного за организацию работы по размещению общедоступных сведений в Интернете.

Приказ Министерства транспорта РФ от 8 сентября 2014 г. № 243 “Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 2 статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263) приказываю:

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (приложение № 1 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве (приложение № 2 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (приложение № 3 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования (приложение № 4 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (приложение № 5 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (приложение № 6 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (приложение № 7 к настоящему приказу);

Типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (приложение № 8 к настоящему приказу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 2014 г.
Регистрационный № 34259

Приложение № 1
к приказу Министерства транспорта РФ
от 8 сентября 2014 г. № 243

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры

I. Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (далее — СТИ), (далее — Типовая программа) разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).

4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и (или) транспортных средств (далее — ТС) воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства, организация:

Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 40 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.

6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее — Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

III. Планируемые результаты подготовки

структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

основы информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности;

порядок категорирования ОТИ и (или) ТС;

порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;

порядок разработки и содержание плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

особенности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной

порядок аккредитации подразделения транспортной безопасности, требования к ним, полномочия и ответственность;

8. В результате изучения программы слушатель должен уметь:

разрабатывать внутренние организационно-распорядительные акты в области обеспечения транспортной безопасности;

осуществлять контроль за разработкой и представлением на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

осуществлять контроль за реализацией плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти, об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

осуществлять контроль за подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности;

разрабатывать мероприятия по совершенствованию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС с учетом угроз совершенствования АНВ.

IV. Учебный план

Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.

Модуль 1. Введение в курс подготовки

Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки

Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала (методология построения тестов или иных оценочных критериев). Критерии успешного завершения обучения по программе.

Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз

Основные задачи обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности

Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности:

структура нормативных правовых актов;

дополнительные обязанности СТИ, в зависимости от категории ОТИ и (или) ТС и объявления (установления) уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Документы международных организаций, регламентирующие вопросы защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства.

Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть

Тема 3.1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или её часть

Устройства, предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Регулирование порядка перемещения устройств, предметов и веществ, которые могут применяться для реализации угроз совершения АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Модуль 4. Функции системы мер по обеспечению транспортной безопасности

Основные задачи категорирования ОТИ и (или) ТС. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и (или) ТС. Методы категорирования ОТИ и (или) ТС.

Реестр категорированных ОТИ и (или) ТС, порядок его формирования и ведения.

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС. Права и обязанности специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости. Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости, реестр аккредитованных специализированных организаций на проведение оценки уязвимости.

Оценка уязвимости ОТИ и (или) ТС. Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС.

Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг по утверждению результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.3. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Структура и состав плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Требования к оформлению плана. Порядок утверждения плана компетентными органами в области транспортной безопасности. Порядок внесения изменений (дополнений) в план. Разработка внутренних организационно-распорядительных документов.

Понятие «силы обеспечения транспортной безопасности». Понятие «подразделение транспортной безопасности». Порядок создания и аккредитации подразделений транспортной безопасности, требования к ним. Нормативно-правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности. Функции подразделений транспортной безопасности.

Структура и содержание Положения (устава) подразделения транспортной безопасности.

Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Перечень (номенклатура) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, разрабатываемый СТИ.

Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Понятие «орган аттестации», «аттестующая организация».

Порядок подготовки сил ОТБ.

Требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ.

Модуль 6. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Тема 6.1. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — общие сведения

Утвержденные результаты оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС как основа разработки СТИ плана обеспечения транспортной безопасности.

Тема 6.2. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — секторы зоны транспортной безопасности и критические элементы

Установление конфигурации и границ зоны транспортной безопасности ОТИ, его части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) и (или) ТС.

Установление конфигурации и границ критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Установление конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии со штатным расписанием (перечнями) должностей, с учетом запрета пли ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ.

Тема 63. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — методы и технические средства обеспечения транспортной безопасности

Обзор методов реализации системы мер по защите ОТИ и (или) ТС от АНВ, в частности:

проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;

Изучение инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ и (или) ТС в целях защиты от АНВ:

технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).

Планирование необходимого количественного и качественного состава, возможные схемы размещения инженерно-технических систем, инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Порядок введения в действие внутренних организационно-распорядительных документов, являющихся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Контроль исполнения внутренних организационно-распорядительных документов.

Тема 6.5. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — управление инженерно-техническими системами, техническими средствами и силами ОТБ

Создание пункта (поста) управления обеспечением транспортной безопасности для осуществления управления инженерно-техническими системами, техническими средствами и силами ОТБ.

Тема 6.6. Ресурсное обеспечение транспортной безопасности

Общие сведения о ресурсном обеспечении транспортной безопасности: финансовое, кадровое, информационное, материальное, научно-техническое.

Модуль 7. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Тема 7.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).

Тема 7.2. Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП)

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.

Тема 7.3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.

Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.

Тема 7.4. Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС

Создание и оснащение постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и (или) ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Места размещения, состав и технические характеристики инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, принципы функционирования.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).

Тема 7.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации.

Тема 7.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами СТИ и требованиями законодательства.

Тема 7.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС

Тема 7.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Производство досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра физических лиц и материально-технических объектов с использованием технических средств досмотра.

Тема 7.11. Организация открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности

Способы и приемы организации открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности.

Реализация мер по реагированию сил ОТБ на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Тема 7.13. Порядок действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»

Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в проведении учений и тренировок. Периодичность проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС в зависимости от категории.

Порядок организации и проведения учений в области обеспечения транспортной безопасности.

Модуль 8. Информационное обеспечение транспортной безопасности

Область применения. Цели создания ЕГИС ОТБ. Структура ЕГИС ОТБ. Модель информационных потоков ЕГИС ОТБ.

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (АЦБПДП). Виды перевозок, на которые распространяются требования по формированию АЦБПДП. Источники формирования баз. Сведения, подлежащие передаче в АЦБПДП при оформлении проездных документов (билетов).

Тема 8.2. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну

Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.

Уровни безопасности, порядок объявления (установления). Уровни антитеррористической опасности.

Порядок предоставления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС. Правила заполнения информационных форм об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.

Модуль 9. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Виды проверок и их формы. Плановые и внеплановые проверки, документарные и выездные проверки. Проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов.

Организация и проведения плановой проверки. Предмет и сроки проверки. Планирование проверок. Ежегодные планы проверки. Сводный план проведения плановых проверок.

Организация и проведение внеплановой проверки. Предмет проверки. Основания для проведения внеплановых проверок. Особенности внеплановых выездных проверок, согласование проверок с органами прокуратуры и порядок согласования.

Тема 9.3. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, а также иных лиц.

Виды санкций и порядок их применения.

Модуль 10. Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС и соответствия реализуемых мер угрозам совершения АНВ

Тема 10.1. Соответствие реализуемых мер угрозам совершения АНВ

Анализ отечественного и международного опыта в области контроля качества и соответствия системы мер противодействия угрозам совершения АНВ.

Параметры оценки и контроль состояния защищенности ОТИ и (или) ТС от угроз совершения АНВ.

Модуль 11. Итоги курса подготовки

Обзор основных тем программы. Обсуждение в режиме «вопрос-ответ».

Закрытие курса. Выдача удостоверений о повышении квалификации.

11. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.

13. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами, и макетами.

VII. Формы аттестации

14. В процессе реализации дополнительной профессиональной программы может проводиться промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется организацией с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.

16. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Приложение № 2
к приказу Министерства транспорта РФ
от 8 сентября 2014 г. № 243

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуре и (или) транспортном средстве

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и (или) транспортном средстве (далее — ТС), (далее — Типовая программа) разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч, 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).

4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 20 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.

5. Слушателями программы могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее — Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС;

перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;

порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры (далее -СТИ) и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и (или) ТС;

особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;

осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ГС;

организовать инструктаж сил обеспечения транспортной безопасности;

обеспечить реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.

Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

Обзор программы курса подготовки.

Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала. Критерии успешного завершения обучения по программе.

Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способов защиты от АНВ.

Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от актов незаконного вмешательства.

Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между федеральными органами исполнительной власти.

Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности — общие сведения

Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения

дополнительные обязанности СТИ, в зависимости от категории (ОТИ и (или) ТС и объявления (установления) уровня безопасности (ОТИ и (или) ТС.

Тема 2.3. Положения международных договоров Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства

Международные документы, устанавливающие правила перевозки опасных грузов, положения которых подлежат применению в Российской Федерации.

Модуль 3. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Тема 3.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС

Тема 3.2. Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП)

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП.

Тема 3.3. Организация пропускного и впутриобьектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС

Способы воспрепятствования преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/ТС по постоянным или разовым пропускам.

Тема 3.4. Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС

Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Накопление, обработка и хранение данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Тема 3.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности

Тема 3.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности

Тема 3.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности

Тема 3.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Тема 3.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС

Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.

Тема 3.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС

Тема 3.11. Организация открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействии между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности

Тема 3.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС

Тема 3.13. Порядок действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»

Модуль 4. Информационное обеспечение транспортной безопасности

Тема 4.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну

Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.

Тема 4.2. Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС

Тема 4.3. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ

Уровни безопасности, порядок объявления (установления).

Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России.

Порядок предоставления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельности ОТИ и (или) ТС. Правила заполнения информационных форм об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.

Модуль 5. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Тема 5.1. Органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Правовое регулирование вопросов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, особенности организации и проведения проверок. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности и их взаимодействие.

Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Тема 5.2. Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Организация и проведение плановой и внеплановой проверок. Основания для проведения внеплановых проверок. Особенности внеплановых выездных проверок, согласование проверок с органами прокуратуры и порядок согласования. Предмет и сроки проверки. Планирование проверок. Ежегодные планы проверки. Сводный план проведения плановых проверок. Документирование проверок.

Тема 5.3. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав. Виды санкций и порядок их применения.

Модуль 6. Итоги курса подготовки

Тема 6.1. Итоговое занятие

VI. Организационно-педагогические условия реализации
Типовой программы

9. Реализация дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должна обеспечить приобретение обучающимися знаний и умений, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.

12. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.

13. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами и макетами.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

15. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности по форме, утвержденной организацией.

Приложение № 3
к приказу Министерства транспорта РФ
от 8 сентября 2014 г. № 243

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее — СТИ), подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и (или) транспортного средства (далее — ТС), (далее — Типовая программа) разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).

В случае использования при реализации образовательной программы тренажеров, они должны соответствовать требованиям, определенным Порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее — ОТБ), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 212 (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный № 33979).

4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства, организация:

Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 80 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.

II. Цель подготовки

6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является повышение квалификации работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее — Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

7. В результате изучения программы слушатель должен знать:

количество категорий и критерии категорирования ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС конкретного вила транспорта;

требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности на конкретном виде транспорта и особенности их проверки;

правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств;

порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных;

порядок обращения с информацией ограниченного доступа;

порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и (или) ТС;

правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающие в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

порядок применения технических средств защиты ОТИ и (или) ТС;

права и обязанности СТИ и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности;

организовать разработку и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности;

организовать проведение оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;

организовывать разработку и представление на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

организовать информирование федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных области обеспечения и контроля за обеспечением транспортной безопасности, об угрозе совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

организовать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

организовать подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

V. Содержание модулей Типовой программы

Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.

Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в России. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от актов незаконного вмешательства.

Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между компетентными органами в области транспортной безопасности, федеральными службами, агентствами и их территориальными органами, ответственность за обеспечение транспортной безопасности.

Интеграция системы обеспечения транспортной безопасности в международные системы безопасности.

Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

Изучение основных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения образовательной программы.

Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования по антитеррористической защите объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности:

Тема 3.1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен запрет пли ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или её часть

Тема 4.1. Категорирование ОТИ и (или) ТС

Основные задачи категорирования ОТИ и (или) ТС. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и (или) ТС. Необходимые сведения об ОТИ и (или) ТС, представляемые в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для категорирования ОТИ и (или) ТС. Методические рекомендации по проведению категорирования ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.2. Оценка уязвимости ОТИ и (или) ТС

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС. Выбор специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности. Права и обязанности специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости. Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости, реестр аккредитованных специализированных организаций на проведение оценки уязвимости.

Порядок заключения договоров на проведение оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС. Тарифы на услуги по проведению оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС, оказываемые специализированными организациями на основе публичных договоров. Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС. Оформление результатов проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.3. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности

Структура и состав плана обеспечения транспортной безопасности. Требования к оформлению плана. Порядок утверждения плана компетентными органами в области транспортной безопасности. Порядок внесения изменений (дополнений) в план. Разработка внутренних организационно-распорядительных документов.

Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Сроки проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС, разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности конкретного ОТИ и (или) ТС.

Модуль 5. Силы обеспечения транспортной безопасности

Тема 5.1. Силы обеспечения транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности: порядок создания, аккредитации и функционирования. Положение (устав) подразделения транспортной безопасности

Перечень (номенклатура) должностей. непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, разрабатываемый СТИ.

Порядок проверки сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу.

Тема 5.2. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Порядок аттестации сил ОТБ.

Тема 6.1. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Утвержденные результаты оценки уязвимости ОТИ и/или ТС как основа разработки СТИ плана обеспечения транспортной безопасности.

Разработка дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности в части организационной структуры управления транспортной безопасностью, инженерно-технических систем, технических средств и сил обеспечения транспортной безопасности.

Установление конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и (или) пропускам установленных видов в соответствии со штатным расписанием (перечнями) должностей, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ.

Установление конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурой (перечнями) должностей, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ.

Тема 6.3. Планирование мер но обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — методы и технические средства обеспечения транспортной безопасности

Обзор методов реализации системы мер по защите ОТИ и (или) ТС от АНВ. в частности:

досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

контроль доступа и контроль управления доступом;

оценка данных инженерно-технических систем и технических средств обеспечения транспортной безопасности;

осуществление патрульного обхода, объезда периметра зоны транспортной безопасности ОТИ;

реагирование сил ОТБ на попытки совершения АНВ.

инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности, предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием ТС;

технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);

Тема 6.4. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — разработка, принятие и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов

Разработка внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, включая: номенклатуру (перечень) должностей работников СТИ, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ и (или) ТС; номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС; номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ.

Установление в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС мест размещения и состава оборудования отдельных помещений или выделенных участков помещений для управления инженерно-техническими системами, техническими средствами и силами ОТБ.

Тема 7.2. Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Схемы размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП)

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.

Особенности размещения КПП, исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Тема 7.3. Организация пропускного и внутриобьектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС

Организация пропускного и внутриобьектового режимов на ОТИ и (или) ТС.

Способы воспрепятствования к преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.

Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/транспортных средств по постоянным или разовым пропускам.

Создание и оснащение постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ (ТС), с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Тема 7.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности

Места размещения, состав и технические характеристики инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности. Специфика использования инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.

Тема 7.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности

Порядок обработки и хранения данных инженерно-технических систем.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации и эксплуатационного обслуживания.

Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Реализация мероприятий по проведению досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

Способы и приемы распознавания и идентификации устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.

Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 7.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге «угроза захвата».

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге «угроза взрыва».

Тема 7.14. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности

Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Периодичность проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС в зависимости от категории.

Порядок организации и проведения тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

Тема 8.1. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ)

Формирование АЦБПДП при внутренних и международных воздушных перевозках.

Установленные порядок формирования, ведения и схема информационных потоков АЦБПДП. Модель информационного обмена в процессе формирования АЦБПДП.

Передача данных СТИ и перевозчиками иностранных государств.

Тема 8.3. Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС

Способы и приемы информирования сил ОТБ об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 8.4. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ

Уровни безопасности, порядок объявления (установления). Соотношение с уровнями антитеррористической опасности.

Порядок предоставления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС. Правила заполнения информационных форм об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС.

Тема 9.1. Органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, особенности организации и проведения проверок. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), в области транспортной безопасности и их взаимодействие.

Ответственность органов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их должностных лиц при проведении проверок.

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Тема 9.2. Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности

Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Организация и проведение плановой проверки. Предмет и сроки проверки. Планирование проверок. Ежегодные планы проверки. Сводный план проведения плановых проверок.

Тема 9.3. Ответственность за нарушение требовании в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Признаки и виды юридической ответственности, условия ее возникновения.

Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав.

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и ТС, а также иных лиц.

Тема 10.2. Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС от угроз совершения АНВ

Параметры оценки и контроль состояния защищенности ОТИ от угроз совершения АНВ.

Тема 11.1. Итоговое занятие

10. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

11. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определении и условных обозначений, соответствующих действующим международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

12. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Практические занятия должны выполняться с использованием тренажеров.

Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.

13. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью; учебной доской; информационными стендами; плакатами, схемами, и макетами.

V. Формы аттестации

14. В процессе реализации программы проводится промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.

15. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности по форме, утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Приложение № 4
к приказу Министерства транспорта РФ
от 8 сентября 2014 г. № 243

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования (далее — Типовая программа) разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, ст. 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388, № 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).

2. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое в соответствии с Типовой программой (далее — подготовка) проводится с использованием модульного принципа построения учебного плана, с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

3. Учебные модули (дисциплины), включенные в Типовую программу, используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация) для разработки календарного учебного плана.

Содержание оценочных и методических материалов определяется организацией самостоятельно, с учетом положений законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.

4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, включенный в состав группы быстрого реагирования.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и (или) транспортного средства (далее — ТС) воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства, организация:

при разработке дополнительной профессиональной программы имеет право увеличивать количество включенных в неё академических часов;

самостоятельно определяет соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

Объём дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 80 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.

6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является повышение квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее — Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;

основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС;

порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС;

перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС;

моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения ЛНВ на ОТИ и (или) ТС;

реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и ТС, охранных систем, средств видеонаблюдения;

пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.

Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.

www.garant.ru

Популярное:

  • Приказ об оценке уязвимости Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минтранса РФ от 15.11.2010 N 248 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВЫХ ТИПОВЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ НА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ […]
  • Приказ минэкономразвития рф 650 от 16122010 Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2010 г. N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу […]
  • Если свидетель не придет в суд У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или "читалке". Мы собрали […]
  • Новые правила пожарной безопасности в лесах рф Новые правила пожарной безопасности в лесах рф В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Адвокат тучкова Судья Тучкова Ольга Геннадьевна Родилась 9 июня 1966 года в городе Туле. В 1988 году окончила Тульский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 1997 году окончила […]
  • Экспертиза акб за рулем - Срок службы больше в 1,5 раза* - Стартерный ток больше на 23%* - Работа при t° от -50 до +80°С. *в сравнении с отраслевыми стандартами «По току холодной прокрутки при –18 ºС батарея была пятой. Опуститься вниз заставила […]
  • Статья 128 ук рф часть 2 1. Незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, — 2. То же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло по […]
  • Выдача пенсии в ноябре 2014 Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 ноября 2014 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в декабре 2014 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: Дата фактической выплаты 3 3 […]