Налог на имущество ст 373

Статья 373. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

1.1. Не применяется с 1 января 2017 г.

1.2. Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

2. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 373 НК РФ

Комментируемая ст. 373 НК РФ определяет, что плательщиками налога на имущество являются организации. Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (т.е. иностранные организации).

При этом п. 1 ст. 373 НК РФ определяет еще одно условие для того, чтобы организация признавалась плательщиком налога на имущество, — она должна иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

При этом на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, по общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Банк России и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В гл. 30 НК РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл. 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 НК РФ.

Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно гл. 30 НК РФ.

При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ;

— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества, при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, для целей гл. 30 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимого агента).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п. 9 ст. 306 НК РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в

сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона о делимитации территориального моря.

Определение территориального моря согласно п. 2 ст. 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Согласно п. 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Статьей 3 названного Закона установлено, что делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующее:

континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка; подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской

Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема; определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации; внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря; с учетом положений ст. 2 названного Закона о делимитации континентального шельфа внешняя

граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль; если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статус исключительной экономической зоны Российской Федерации определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующие положения об определении и границах исключительной экономической зоны Российской Федерации:

исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (п. 1); внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница

территориального моря (п. 2); внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 3).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Комментируемый п. 1.1 ст. 373 НК РФ устанавливает, что не признаются налогоплательщиками организации (до 1 января 2017 г.), являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

stnkrf.ru

Энциклопедия судебной практики. Налог на имущество организаций. Налогоплательщики (Ст. 373 НК)

Энциклопедия судебной практики
Налог на имущество организаций. Налогоплательщики
(Ст. 373 НК)

1. Плательщиками налога на имущество могут быть признаны органы законодательной или исполнительной власти, если они зарегистрированы в качестве юридических лиц и за ними на праве оперативного управления закреплено имущество, признаваемое объектом налогообложения

В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций. Совет сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица — учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и учитываемое в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на балансе в качестве основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

Поэтому непредставление советом сельского поселения налоговой декларации в срок, установленный пунктом 3 статьи 386 НК РФ, является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 Кодекса.

2. Если в процессе исполнения договора о совместной деятельности создано или приобретено имущество, облагаемое налогом, то участники договора признаются плательщиками этого налога и обязаны исчислять и уплачивать его пропорционально стоимости их вклада в общее дело

Из анализа положений пункта 1 статьи 373 НК РФ, 374 НК РФ, пункта 1 статьи 377 НК РФ следует, что в отношении учитываемого на отдельном балансе имущества, приобретенного или созданного в процессе совместной деятельности, плательщиками налога на имущество являются участники договора, которые производят его исчисление и уплату пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

3. Налогоплательщиком налога в отношения лизингового имущества является его балансодержатель

Из взаимосвязанного толкования пункта 1 статьи 373 и пункта 1 статьи 374 Кодекса следует, что плательщиком налога на имущество организаций является балансодержатель соответствующего имущества.

Исходя из пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Названное положение Закона учтено Минфином России в пункте 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

Поскольку в рассматриваемом случае в соответствии с условиями договора лизинга обязанность по учету лизингового имущества на балансе в качестве основных средств возложена на лизингополучателя, доводы налогового органа о необходимости признания его плательщиком налога на имущество организаций в отношении предмета лизинга правомерны.

4. Налоговое законодательство других стран на признание организации налогоплательщиком налога на имущество влиять не может

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество, являясь плательщиком налога на имущество в отношении объектов недвижимости, расположенных в Республике Киргизия, в нарушение статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляло и не уплачивало указанный налог.

По мнению общества, поскольку правительством Кыргызской Республики до 2010 года в целях привлечения инвестиций был введен мораторий на налог на имущество иностранных организаций (ставка 0 процентов), то данный налог не подлежал уплате и на территории Российской Федерации.

[Однако суд указал на то, что] порядок исчисления и уплаты в Российской Федерации налога на имущество организаций юридическими лицами — резидентами, включая имущество, расположенное за рубежом, установлен национальным законодательством, и изменение (приостановление действия правовых норм) налогового законодательства других государств не меняет этот порядок и не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате налога на территории Российской Федерации.

Суды поддержали выводы инспекции, изложенные в оспариваемом решении о том, что общество необоснованно не исчисляло и не уплачивало налог на имущество в бюджет Российской Федерации с недвижимого имущества, расположенного в Республике Киргизии.

5. Органы местного самоуправления налогоплательщиками налога на имущество не признаются

Проанализировав указанные нормы права, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что управление ЖКХ как орган администрации городского округа ЗАТО Сибирский является органом местного самоуправления и не может быть в рассматриваемой ситуации признано организацией-налогоплательщиком в соответствии со статьей 373 НК РФ.

6. Заинтересованные лица вправе потребовать пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налога на соответствующее недвижимое имущество, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 374, 375, 388, 389, 390, 400, 401, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права арендатора как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения (статьи 373-375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, истец, являясь арендатором земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого земельного участка в размере его действительной рыночной стоимости.

Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться в том числе физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности), статьи 373, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права ООО как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения (статьи 373-375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Данной обязанности корреспондирует право каждого не быть принуждённым к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Из этой правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2009 года N 5-П, следует, что обязанность платить налоги должна среди прочего пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом. При этом возможность изменения кадастровой стоимости в судебном порядке предусмотрена статьями 3, 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Следовательно, ООО, являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих помещений в размере их действительной рыночной стоимости.

В «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Налог на имущество организаций

Глава 1 Налог на имущество — общие положения и налогоплательщики

Любая организация в Российской Федерации обязана уплачивать налоги и (или) сборы. Данная обязанность возникает у организации при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога (или сбора), в частности налога на имущество, возлагается на организацию с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Мы рассмотрим общие положения, касающиеся налога на имущество, а также перечислим плательщиков указанного налога.

Налог на имущество организаций (далее — налог на имущество) на основании п. 1 ст. 14 НК РФ является региональным налогом. Он устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Об этом сказано в п. 1 ст. 372 НК РФ. Следует напомнить, что субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ)). Перечень субъектов Российской Федерации установлен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Устанавливая указанный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).

При установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

При этом налогоплательщиками данного налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ):

Напоминаем, что к российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ). Следовательно, плательщиками налога на имущество являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации. Это подтверждает и Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 18 ноября 2008 г. N 8200/08 по делу N А29-4362/2007, в котором указано, что совет сельского поселения, зарегистрированный в качестве юридического лица — муниципального учреждения, признается налогоплательщиком налога на имущество;

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Следует уточнить, что иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации, то необходимо напомнить, что согласно п. 2 ст. 373 НК РФ деятельность такой организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что п. 2 ст. 306 НК РФ установлено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера (п. 4 ст. 306 НК РФ).

Таким образом, если международный договор применяется в отношении налога на имущество, но признаки постоянного представительства, которые в нем указаны, отличаются от поименованных в ст. 306 НК РФ, то необходимо следовать положениям международного соглашения. Если же действие договора на имущественные налоги не распространяется, то следует руководствоваться только критериями, установленными в ст. 306 НК РФ. На это же указывает и Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 27 ноября 2007 г. N 8585/07 по делу N А56-29835/2006.

Хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 29 января 2009 г. N 03-08-05, в котором рассматривается вопрос распространения на налог на имущество Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» (далее — Соглашение). Согласно Письму налоги, на которые распространяется Соглашение, определены п. 3 ст. 2 Соглашения, а именно на налог на прибыль предприятий и организаций и на подоходный налог с физических лиц.

Налог на имущество не входит в перечень налогов, на который распространяется Соглашение.

Однако в соответствии со ст. 5 Соглашения строительная площадка или строительный, монтажный или сборочный объект либо деятельность по техническому надзору, связанная с ними, образуют постоянное представительство, только если такая площадка, объект или деятельность, в случае строительной площадки или проекта, связанного с преимущественным возведением заводов, мастерских, электростанций или любых иных промышленных зданий либо сооружений, осуществляются в течение периода более 18 месяцев и во всех остальных случаях — в течение периода более 12 месяцев.

Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Таким образом, если деятельность финской компании приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации в соответствии с нормами Соглашения, то компания становится плательщиком налога на имущество согласно нормам российского налогового законодательства.

Обратите внимание! Перечень действующих двусторонних международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения по состоянию на 1 января 2009 г. содержится в Письме ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/20@ «О направлении Перечня действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения».

В случае если иностранная организация имеет в собственности недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то прежде всего нужно уточнить, что признается недвижимым имуществом.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

— земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

— подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимому имуществу может быть отнесено и иное имущество.

Отметим, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Не признаются налогоплательщиками налога на имущество организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и его развитием как горноклиматического курорта, но только в период с 1 января 2008 г. до 1 января 2017 г. На это указывают п. п. 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 310-ФЗ). К таким организаторам относятся организации, поименованные в ст. 3 Федерального закона N 310-ФЗ.

Также не признаются налогоплательщиками указанного налога организации, применяющие специальные налоговые режимы, а именно:

— систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);

— упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

— систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) для отдельных видов деятельности в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);

— систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в отношении основных средств, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п. 7 ст. 346.35 НК РФ).

biglibrary.ru

Популярное:

  • Налог строительство дома Налог на имущество организаций (региональный налог) Глава 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории […]
  • Категория в водительских прав правила Категории водительских удостоверений Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 "Категории […]
  • Оформить кредитную карту visa classic Кредитная карта «Fifa» Сбербанка 27,9 % ставка по кредиту до 50 дней льготный период до 300 000 руб. кредитный лимит первый год бесплатно, со второго 750 руб. в год стоимость обслуживания Специальная карта с повышенными бонусами в […]
  • Как будет гражданство по английский Волонтерские программы 2018 года в России и за границей В 2018 году в России и за ее пределами можно будет стать участником множества волонтерских программ. Большой ажиотаж в обществе вызывает грядущий Чемпионат мира. Именно для его […]
  • Сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства в период проведения в […]
  • О внесении изменении в фз о гражданстве Прохождение входного и предполётного досмотра Уважаемые пассажиры и гости аэропорта Внуково! У входов в пассажирские терминалы аэропорта всем пассажирам и посетителям необходимо пройти входной контроль. Вылетающим пассажирам необходимо […]
  • Что можно сделать в споре Эдвард де Боно. Книги онлайн Эдвард де Боно (Edward de Bono, 1933, Мальта) - обучался в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего приступил к изучению медицины в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч […]
  • Правила каратэ до в соревнованиях Правила каратэ до в соревнованиях ВИД СПОРТА «КАРАТЭ». СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА «КОСИКИ КАРАТЭ». ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ. ВНИМАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ! 1. Удар ногой в голову оценивается в 3 очка; 2. Подсечка с добиванием […]