Закон судные люди

РЫЛЬСКАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ ИВАНА ШИШМАНА (1378 г.)

Грамота переведена с болгарского текста, помещенного в книге Ивана Дуйчева «Изъ старата българска книжина, II, книжовни и исторически паметници от второго Българско царство», София. Комментарии к тексту сделаны также на основании комментариев, данных И. Дуйчевым.

. Соблаговолило царство мое даровать благообразное и подлинное златопечатное слово 1 моего царства монастырю святого отца Ивана Рыльского, который находится в месте, называемом Рыла, для всех его сел и для всей его недвижимости, для всех его владений и прав, как новых, так и старых. (Далее перечисляются дарованные села и земли, в том числе “. село Градеченица с людьми по имени: поп Тодор со своими детьми и родом своим и Петр Теодосов с братьями своими. ”). И над всеми теми (землями) да имеет неотъемлемую власть тот монастырь Ивана Рыльского при предъявлении этого златопечатного слова моего царства.

К этому еще и такое: где бы ни находились села, или сенокосы, или мельницы, или места для мельниц, или места для ловли (рыбы), или виноградники, или нивы, или какие бы то ни было владения, которые [334] принадлежат этим селениям и этим людям, находящимся под властью этого монастыря моего царства, над всеми ними да имеет неотъемлемую власть этот монастырь святого Ивана царства моего.

Мое царство прямым и ясным освобождением отпускает и освобождает всех людей и все села этого монастыря моего царства, да не смеет их беспокоить никто, а именно: севасты, практоры, примикюры 2 и алагаторы 3 , ни судьи, ни перпираки 4 , ни житари 5 , ни винари 6 , ни десяткари, пчелиные, свинские и овечьи, ни аподохаторы, ни комисы, ни страторы, ни сенари 7 , ни митати, ни крагуляри 8 , ни кучкари 9 , ни градари 10 , ни варничи 11 , побирчи 12 и находници 13 , ни кто-либо другой из всех бояр и служителей царства моего, великих и малых, которые будут отозваны навсегда для (сбора) каких-либо налогов и для повинностей царства моего, никто из них да не имеет (права) беспокоить людей святого отца, ни их нивы, которые имеются в поле или в горах, ни брать для службы какого-либо его человека, ни их работники. ни брать антарию, ни коней, ни скота. К этому также и следующее: никто из них да не смеет путем насилия вторгаться в села и к людям этого монастыря царства моего святого отца (для того), чтобы взимать силой хлеб, ни убивать птицу, ни даже ногой вступать в их двор, но все да будут прогнаны и удалятся далеко при предъявлении этого златопечатного слова моего царства.

Точно так и город Стоб чтобы не имел никакой власти над монастырскими людьми, ни над их владениями даже ни на волос. К этому еще и следующее: если кто-нибудь из монастырских людей начнет ходить с товарами для своей торговли по всей державе и области моего царства, пусть покупает и продает свободно и да не будет препятствовать ему никто при предъявлении этого златопечатного слова моего царства, и да не [335] взимается с него ни кумерк 14 , ни за брод, ни что-либо иное. К этому еще и следующее: если в монастырской области дается какое-либо аерико 15 , этот монастырь царства моего святого отца да взимает все в исправности, а никто другой из этих (чиновников) да не имеет власти на взимание его. И так да пребывает этот монастырь моего царства “Святого Ивана пустынника” со всеми своими имениями, которые перечислены выше, свободно, и да не будет обеспокоен кем-либо до тех пор, пока солнце светит на земле и пока существует царство мое.

Однако и после смерти моего царства тот, кого господь бог, вечный царь, благоизволит поставить на мой престол, был бы то или превозлюбленный сын моего царства или (кто-либо) из братьев или родственников моего царства, то тот да не помыслит отнять ничего, или нарушить, или уничтожить это дарение моего царства, но пусть еще больше обновит, подтвердит и добавит все, что есть доброго да совершат православные цари. Если, однако, кто-либо из них попытается (нарушить), нарушит и отменит это златопечатное слово моего царства и отнимет что-либо из написанного тут и начнет беспокоить людей этого пустынника отца Ивана Рыльского, то тогда господь бог осудит его и да будет причислен он к предателю Иуде.

1. Царские грамоты, на которых ставилась золотая печать, назывались в феодальной Болгарии “златопечатное слово” или “хрисовул” (греч. — “золотая печать”).

2. Примикюр — военный чиновник.

3. Алагатор — начальник эскадрона; чиновник, который заведует конной службой.

4. Перпирак — сборщик денежных даней.

5. Житарь — сборщик налогов на “житарство”. Житарство — обязанность продавать жито государству, позже превращенная в налог, который выплачивался деньгами.

6. Винарь — сборщик налогов на вино.

7. Сенарь — сборщик налогов сеном.

8. Крагулярь (ястребарь) — сборщик соколов для царской охоты.

9. Кучкарь — то же, что псарь.

10. Градари — начальники охраны в городах (монастырские люди освобождались от обязанности охранять города).

11. Варничи — неясный термин.

12. Побирчи — сборщики дани.

13. Находници — послы.

14. Кумерк — налог на товары.

15. Аерико (тварико) — предполагается, что это судебная пеня, которая выплачивалась в царскую сокровищницу.

(пер. Е. А. Тихоновой)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

© текст — Тихонова Е. А. 1961
© сетевая версия — Тhietmar. 2004
© OCR — Медведь М. Е. 2004
© дизайн — Войтехович А. 2001
© Гос. изд. юр. лит. 1961

vostlit.narod.ru

Закон судные люди

I. Прежде всякой правды достойно есть о божьей правде говорить. Потому святой Константин, первый закон написавши, передают, так говорил: Всякое село, в котором отряды бывают или заклинания поганс-кие, отдается 1 в божий храм со всем имуществом. Если имеются господа в том селе и совершают обряды и (произносят) заклинания, они продаются со всем имуществом своим, а цена дается бедным.

II. Во всяком споре и обвинения и заявления князю и “судьям” следует не слушать без свидетелей (послухов) многих, но говорить спорящим — и обвинителям и заявителям, — если не представите свидетелей, как и закон божий велит, принять ту же казнь ожидайте, какую готовили другим; божий закон так велит, и кто этого не соблюдет, проклят будет.

VIIa. О свидетелях (послухах).

XIV. Кто подожжет чужой лес и рубит деревья в нем, должен заплатить вдвойне.

XV. Кто из-за какой-либо вражды или для разграбления имущества огнем подожжет дом, то если в городе огнем сжигают, и если в поселке (городке) или селе — мечом рассекают, а по церковному закону предается посту на 12 лет как враг (враждебник). Если кто стебли или терн хотел сжечь на своем поле и зажег огонь, а итог огонь распространился и поджег чужую ниву или чужой виноград (лозы), надлежит обсудить и [329] расследовать, зажег ли огонь в неведении или от малого ума, (тогда) да возместит ущерб пострадавшему. Если кто в ветреный день зажег огонь и не позаботился, как говорилось, чтобы огонь не распространился, или поленился, или не мог, то будет судим. Если принял все меры, но разразилась буря и от этого огонь распространился дальше, не судится. Если от тучи загорится чей-то дом и сгорит что-либо от этого, а огонь распространится и подожжет другие дома окрестных ему соседей, то поскольку пожар вспыхнул внезапно, не осуждается.

ХVII. Кто имеет спор с другим и не доверил владетелям 6 , но действует самовольно, или властью или силой принудил (к чему-либо), (то) если сделал это с целью получить подлинно свое, лишается своей вещи и возвращает ее. Если он что-либо чужое возьмет, то (по суду) владетеля той земли его бьют, поскольку не в его власти было самому себе быть судьей. И поскольку так поступил, то возвращает тому, у кого было взято.

XVIII. Если родители и дети говорят одни против других, то не дают им веры. Ни госпожа, ни против господина 7 . Раб ли, вольноотпущенный ли, да будет свидетелем.

XXII. Если кто попросит коня до обусловленного места или его пошлет туда и случится, что конь будет поврежден или околеет, то попросившему надлежит возместить ущерб хозяину коня.

XXVII. Кто мертвеца в гробу разденет, продается.

XXVIII. Влезший в алтарь днем или ночью и взявший некоторые из священных сосудов или одежды или всякую вещь — продается. А если вне алтаря из церкви возьмет что, то бьется и остригается и по стране (земле) проведут как нечестивца.

XXX. Присвоивший чужого раба, если скрывает его и не может его вернуть (восстановить), должен за то его господину доставить другого такого раба или дать его цену.

. Поскольку от неприязни ненависть возникает между супругами, что ведет к клевете или плотским или иным озлоблениям, то эти причины следует изложить в законе о разлучении супругов.

Так что в числе причин, указанных в законе о разлучении супругов, имеются: разлучается муж от своей жены за такой грех, если изобличится, что она какой-либо вред готовила жизни его или узнала о злобе других, но ему не рассказала, и если (она) заболеет проказой.

Так же разлучается жена от мужа своего, если какой вред готовил он или узнал о приготовлении других, но не рассказал ей, и если (он) заболеет проказой или если что другое с ним случилось прежде, и у него появятся тяжкие язвы. Это все подобает судьям расследовать со свидетелями, как уже писалось.

Комментарии

1. Церкви вместе со всем своим имуществом отдавались не только лица, творившие языческие обряды и заклинания, а в силу круговой поруки и все жители села, которое терпело в своей среде язычников.

4. Столенз — золотая монета, составлявшая 1/72 часть литры золота (около 41,2 граммов).

5. Речь идет о праве церковного убежища.

www.drevlit.ru

Введение в Болгарии христианства сопровождалось одновременно я введением единого нового права, которое регулировало феодальные общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию. Это право своим источником имело византийское право (титул XVII Византийской Эклоги), но было значительно переработано в соответствии с условиями Болгарского (феодального государства и нормами болгарского обычного права.

Подлинный текст Закона судного людям не сохранился до настоящего времени. Этот закон известен по различным его спискам, имеющимся в двух редакциях — краткой и пространной. Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция закона по так называемому Румянцевскому списку.

Одна из глав закона (глава III) посвящена вопросам военного права и устанавливает порядок дележа военной: добычи.

Закону судному людям посвящена обширная болгарская и русская литература. Имеются значительные исследования и в других странах. Наиболее обширным, полным и новым трудом является работа Венелина Ганева «Законъ соудный людьмъ», изданная в Софии в 1959 году.

III. О военной добыче. Отправляясь на бой с супостатами (врагами) подобает остерегаться всех неприязненных слов и дел, направить мысль свою к богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в боге крепость. И после того как бог победу дал, шестую часть следует взять князю, а остальное все возьмут себе все люди, разделив поровну между великими и малыми. Жупану 2 достаточно княжеской части, а остальное прибавляется к людской доле. Если найдутся некоторые из них кметы 3 или простые люди, проявившие смелость, подвиги и храбрые поступки совершившие, то получают от находящегося там в то время князя или воеводы из указанной княжеской доли. И пусть это дается, поскольку это правильно, и делится между ними на части. Участники боя пусть получат, но пусть дадут часть (добычи) и оставшимся (в лагере).

IV. Если кто имеет жену свою и вступил в сожительство с рабыней, которая окажется нечестной, то ее следует от князя земли той в другую землю продать, а цену ее дать бедным. То же и тому, кто совершает блуд [328] подобает по божьему закону отдалиться от божьих рабов в пост на семь лет. Подобает также быть только на хлебе и воде семь лет.

V. Кто совершает блуд с чужой рабыней, дает 30 столензов 4 хозяину рабыни, а сам подлежит посту в течение 7 лет, как говорилось, но сама она не продается. Если он беден, то его имущество принудительно дается хозяину той рабыни, а сам подлежит указанному посту.

VI. Монаху, который совершает блуд, следует по светскому закону отрезать нос, а по церковному закону полагается ему пост в течение 15 лет.

VII. Если кто возьмет в жены свою куму, то по светскому закону следует обоим отрезать нос и разлучить, а по церковному закону разлучить и в пост на 15 лет отдаются. Такому же наказанию подвергается. также и тот, кто вступит в связь с замужней женщиной.

По всем этим (делам) подобает во всяком споре князю и судьям со всяческим вниманием и терпением производить расследование и не осуждать без свидетелей, но требовать свидетелей правдивых, богобоязненных, уважаемых и не имеющих никакой вражды, ни лукавства, ни ненависти, ни тяжбы, ни спора, но свидетельствующих из страха перед богом и ради его правды. А число свидетелей да будет одиннадцать и не больше этого числа, а в малых спорах от семи до трех и не меньше этого числа. Власть же имеют судьи говорить, предупреждать и указывать свидетелю, что если окажется когдалибо, что он лгал, то ожидает его или проклятие, или продажа (в рабство), или такое же наказание. Не подобает ни в каком споре принимать свидетеля, если он был когда-либо изобличен как лжец и нарушил закон божий или ведет скотскую жизнь или если отказался от присяги как несведущий.

XI. Кто вступил в связь с обрученной девицей, если и по воле девицы совершил это, тому отрезается нос и да бьют его 107 раз.

XIII. Кто имеет двух жен, изгоняет меньшую с детьми ее и его бьют. А пост 7 лет.

XVI. Никто не может прибежавшего в церковь (вывести) насильно 5 . Но прибежавший рассказывает попу (сущность) спора и вину, им совершенную, и да примет поп его, как (просящего) убежища, а причиненное им будет установлено и рассмотрено по закону. Если кто попытается силою из церкви вывести вбежавшего (туда), то кто бы он ни был, да получит 140 ранящих ударов и тогда как подобает расследуется проступок прибегшего (к защите церкви).

XIX. Кто у чужеземца купит пленника со всем его снаряжением, а тот может заплатить за себя цену, данную за него, то да идет свободным. Если не имеет (чем заплатить), то может откупиться от покупателя, когда отработает. Его цена, называемая оплатой, определяется перед свидетелями по 3 столенза за каждый год, и когда завершится (оплата), тогда да будет отпущен свободным.

XX. Свидетели по слуху не свидетельствуют, говоря, что слышали (что-либо) от того или другого должника или иное что, свидетельствующее по слуху, даже если свидетелями являются жупаны.

ХХIII. Заперший чужой скот, или уморивший его голодом, или убивший его как-либо иначе, присуждается (к уплате) вдвойне. [330]

XXIV. Укравший на войне, если оружие — избивается, если коня — продается.

XXV. Хозяин вора-раба, если хочет иметь такого раба, возмещает вред, если не хочет иметь того раба, отдает его в рабство обокраденному.

XXVI. Кто чужое стадо загонит (в свой загон) и совершит это в первый раз — избивается; во второй же — из страны (земли) изгоняется; в третий — продается, но прежде возвращает все, что загнал.

XXIX. Кто свободного украдет и его продаст или сделает его (своим) рабом — себя поработит. Поскольку он свободного поработил, то отдается ему в такое же рабство.

ХХХа. О супругах.

2. Жупан занимал высокое положение в военной администрации.

3. Кметы являлись низовыми органами государственной власти.

6. “Владетель” — осуществлял власть на определенной территории (земле).

7. Имеются в виду супруги.

(пер. Е. А. Тихоновой)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

© текст — Тихонова Е. А. 1961
© сетевая версия — Тhietmar. 2004
© OCR — Медведь М. Е. 2004
© дизайн — Войтехович А. 2001
© Гос. изд. юр. лит. 1961

www.vostlit.info

«ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ»

[Законъ соудьныи людьмъ], древнейший слав. памятник права, созданный в кон. IX в. Дошел в составе русских юридических сборников. Относительно места создания «З. с. л.» существуют 3 гипотезы: 1) «моравская» (Й. Вашица, Х. Папастатис, К. А. Максимович, К. Илиевская) и близкая к ней «паннонская» (Х. Ф. Шмид) гипотезы локализуют создание «З. с. л.» диоцезом архиеп. Мефодия, но при этом Вашица считал, что памятник был создан св. равноап. Кириллом; 2) согласно «болгарской» версии (М. Андреев, В. Ганев), «З. с. л.» был создан на территории Болгарии учениками св. равноап. архиеп. Паннонского Мефодия, изгнанными из Моравии после его смерти в 885 г.; 3) «македонская» версия (С. В. Троицкий) связывает памятник с деятельностью архиеп. Мефодия в Македонии, предшествовавшей его участию в моравской миссии. На сегодняшний день наиболее обоснованной считается «моравская» гипотеза, в к-рой создание «З. с. л.» рассматривается как часть законотворческой деятельности архиеп. Мефодия в Паннонском диоцезе, а язык памятника сопоставляется с др. его переводами: слав. Номоканоном, сохранившимся в Устюжской кормчей XIII-XIV вв., и «Анонимной гомилией» в глаголическом Клоцевом сборнике XI в.

Древнейшая (краткая) редакция «З. с. л.» дошла в 5 рус. изводах кон. XIII — XVII в. 1-й представлен в Новгородском (1280; ГИМ. Син. № 132), Устюжском (кон. XIII — нач. XIV в.; РГБ. Рум. № 230) и Варсонофьевском (кон. XIV в.; ГИМ. Чуд. № 4) списках Кормчей книги. 2-й и 3-й изводы — в юридическом сб. «Мерило праведное» (3-я четв. XIV в.; РГБ. Троиц. № 15) и связанных с ним более поздних списках Кормчей книги. 4-й возник в Новгороде в кон. XIV в. и представлен в Софийском списке (1470-1479; РНБ. Соф. № 1173). 5-й составил основу печатной Кормчей (М., 1653).

Во 2-й пол. XIII-XIV в. в составе кормчих книг «З. с. л.» получил распространение в Сев.-Вост. Руси и в Новгороде. В XIV в. в Новгороде были составлены его новые редакции — Пространная (на основе 1-го извода, по архетипу близка к версии Иоасафовской кормчей XVI в.), дополненная статьями Второзакония и визант. свода «Земледельческий закон» (старший «Пушкинский» список кон. XIV — нач. XV в.; РГАДА. Древл. О. 5. Рубр. 1. № 1), и Сводная (на основе 1-го извода и Археографического извода Пространной редакции), где «З. с. л.» был дополнен статьями «Русской правды» (Троицкий список; РГБ. Троиц. № 765). В сер. XVII в. «З. с. л.» был издан в составе печатной Кормчей. Принадлежащий к кирилло-мефодиевскому наследию «З. с. л.» явился одним из источников и органических составляющих правовой традиции Российского гос-ва и РПЦ.

Древнейшая редакция «З. с. л.» состоит из 32 статей. Содержание 30 из них (за исключением ст. 2 и 1-й части ст. 7) соответствует 17-й части (титулу) законодательного свода «Эклога», составленного при визант. императорах Льве III (717-741) и Константине V (741-775). В «З. с. л.» осуждаются следование языческим обычаям (ст. 1), нарушения половой и брачной морали (ст. 4-13), поджоги (ст. 14-15), нарушение права церковного убежища (ст. 16), самоуправство (ст. 17), вероотступничество (ст. 21), кража и порча имущества (ст. 22-26), кража из храма (святотатство; ст. 27-28), а также регламентируются вопросы судопроизводства (ст. 2, 2-а, 18, 20), раздела военной добычи (ст. 3), положения пленных и рабов (ст. 19, 29-30). Ст. 30-а, отсутствующая в нек-рых списках древнейшей редакции, касается вопросов брака и развода. По сравнению с визант. прототипом в «З. с. л.» были облегчены или исключены многие телесные и членовредительные наказания, вместо к-рых введены церковные епитимии. В статьях 2 и 29 присутствуют реликты обычного (талионного) права со ссылкой на ВЗ. Содержание «З. с. л.» отражает борьбу визант., западноевроп. и слав. правовых традиций с языческими пережитками.

www.pravenc.ru

76. Закон судный людям.

Закон судный людям — самый древний письменный законодательный памятник из сохранившихся среди славянских народов. Он был создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами в 865 году христианства. Это был период развития болгарского феодального государства, усиления государственной власти. Введение христианства как официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся феодальный правопорядок, способствовало укреплению позиций класса феодалов-бояр, оправдывало существовавшее социальное неравенство — наличие класса господ-бояр и подчиненных крепостных крестьян.

В Законе судном людям, состоящем из 32-х глав, затронуты многочисленные правовые вопросы. Постановления Закона судного людям касаются преступлений, связанных с принятием христианства (вопросы о санкциях, которые надо наложить на язычников — I глава), преступлений против общественной нравственности и христианской морали (прелюбодеяние, нарушение права церковного убежища, идолопоклонство, вероотступничество) и [680] преступлений против собственности (поджог, некоторые виды воровства — главы IV—XII). Разнообразны предусмотренные этими постановлениями наказания — смертная казнь, членовредительство, телесные наказания, продажа виновного в рабство, изгнание и наложение поста.

Закон судный людям содержит также ряд положений, устанавливающих принципы, на которых организуется новый судебный процесс (главы II, VIIa, XVI, XVIII, XX и часть главы ХХХа). Закон обязывает судей не рассматривать дела без свидетелей, указывает, кто может быть свидетелем и каким должно быть их число, а также говорит об оценке судом свидетельских показаний. Установление этих принципов судебного процесса представляло собой реакцию против прежней системы судебного разбирательства, основанной на самопризнании обвиняемого, вырванном путем пыток.

В Законе судном людям рассматривается ряд вопросов,, касающихся имущественных и семейных отношений и сохранения некоторых форм рабовладения. Таковы постановления об ответственности хозяина вора-раба за нанесенный последним ущерб, о праве военнопленного получить свободу за выкуп, об ответственности лица, взявшего-в пользование коня и не возвратившего его в сохранности,, об отношениях между супругами и причинах развода (главы XIX, XXII, XXV, XXX, ХХХа).

Закон судный людям позволяет понять особенности: социально-экономической структуры складывавшегося в Болгарии феодального общества и взаимоотношений между членами этого общества.

Ниже приводятся выдержки из Закона судного людям. При переводе использованы текст закона на древнеславянском языке, а также перевод В. Ганева на болгарский язык и его анализ отдельных статей этого закона.

studfiles.net

Популярное:

  • Когда пишется мягкий знак после шипящих правило Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: орфография Выберите […]
  • Екатерина юрист иваново You're jailbait, and I just can't wait, Jailbait baby come on Jailbait (англ. Соблазн , маш. Тюремная наживка, устар. нимфетка) — девочки в возрасте от 12 до когда-уже-можно лет, с ярко выраженными вторичными половыми признаками, […]
  • Приказ от 12022007 109 Приказ Минюста РФ от 19 мая 2008 г. N 109 "Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 19 мая […]
  • Собственность переходит в руки Трансформация собственности Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и […]
  • Реестр закупок ключ Программное обеспечение для государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупок Как это работает Базовая версия программы - ведение закупок одного заказчика Однопользовательская версия. Программа "Реестр закупок" и […]
  • Закон о соцзащите рф ФЗ-181 «Об инвалидах» с изменениями Инвалид — это гражданин, который по определенным причинам является полностью или частично нетрудоспособным. Нередки случаи, когда инвалида не хотят принять на работу или они подвергаются дискриминации. […]
  • Проверить штрафы гибдд по самаре Супрема самара 04.08.2014 | автор: Bret-Pit | Штрафы гибдд мопеды | Просмотров: 242 Быстрая загрузка: Супрема самара Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться […]
  • Размер налогов в фсс Размер налогов в фсс ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и […]