Многопартийность закон

§ 7. Политические партии и многопартийность в Российской Федерации

Политические партии в Российской Федерации. — Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической

Правовое положение политических партий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года, который вступил в силу с момента его официального опубликования, т. е. 14 июля 2001 г.

В статье 3 Федерального закона дано следующее определение политической партии: «Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Слово «партия» латинского происхождения. Однако для его перевода отдельные авторы берут слова с разным смысловым значением. Во-первых, о партии говорят как о части какого-либо общественного класса, точнее, его наиболее активной и организованной части; во-вторых, о партии говорят как о политической организации, выражающей интересы общественного класса или его определенного слоя, объединяющей их наиболее активных представителей для достижения определенных целей.

Требования, которым должна отвечать политическая партия, определены в п.2 статьи 3 Федерального закона: во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации (принято считать, что это должно быть не менее 46 субъектов; во-вторых, в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии при условии, что более чем в половине субъектов партия должна иметь не менее ста членов политической партии, а в остальных региональных отделениях — не менее пятидесяти членов в каждом из субъектов Российской Федерации; в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональных отделений должны находиться на территории Российской Федерация.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; и, главное, — выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Конкретизируя эти положения п. 4 статьи 3, статья 36 Федерального закона устанавливает, что политическая партия является единственным общественным объединением, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на

иные выборные должности в органах государственной власти.

К числу ограничений на создание политических партий относятся прежде всего, ограничения, предусмотренные в статье 13 Конституции Российской Федерации, а также федеральный закон не допускает создание политических партий ни по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Такое установление Федерального закона привело к тому, что те политические общественные объединения, которые были созданы до вступления в силу названного Федерального закона, т. е. до 14 июля 2001 года, получили право преобразоваться в политическую партию в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона, т.е. до 14 июля 2003 года. К указанному сроку в Российской Федерации оказалось 44 таких политических партий. По истечение указанного срока, общероссийские общественные объединения, не преобразовавшиеся в политическую партию, утрачивают статус политического общественного объединения и действуют как общероссийские общественные объединения на основе устава, который не должен противоречить Федеральному закону «О политических партиях».

Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие. Никаких иных ограничений относительно членства в политической партии федеральный закон не предусматривает. Есть, однако, одно указание на то, что Президент Российской Федерации вправе приостанавливать членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Политические партии и их региональные отделения подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется соответствующим федеральным или территориальным регистрирующим органом. Такими органами в настоящее время в Российской Федерации является Министерство юстиции Российской Федерации и его структурные подразделения в субъектах Российской Федерации.

Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах не только самостоятельно, но также и путем вступления в избирательные блоки с другими политическими партиями и общероссийскими общественными объединениями, если в их уставе предусмотрено такое право.

Требование об участии политической партии в выборах имеет весьма категорический характер. В п. 2 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что если политическая партия не принимает участия в выборах в течение пяти лет, то такая партия подлежит ликвидации по решению ее высшего руководящего органа, т. е. съезда партии, либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Кроме указанного случая, политическая партия может быть ликвидирована в случаях: отсутствия региональных отделений численностью не менее ста членов партии в половине субъектов Российской Федерации; отсутствия необходимого числа членов политической партии, т.е. менее десяти тысяч. В статье 41 Федерального закона предусмотрены также иные основания ликвидации политической партии.

Политическая партия действует на основании устава. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Многопартийность в Российской Федерации. — Статья 13 Конституции Российской Федерации, напомню, признает в Российской Федерации не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность.

Практикой развития демократии в современных государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США.

Обычно о многопартийности говорят тогда, когда в той или иной стране действуют две и более политические партии. Подобное утверждение нуждается в уточнении. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе_участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства.

С провозглашением Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия неразрывно связан и вопрос о политическом многообразии. Суть его заключается в объективной обусловленности различных позиций, различных интересов социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере при реализации стоящих перед ними целей и задач.

Среди 44 зарегистрированных политических партий к началу августа 2003 года наиболее известны: КПРФ, «Единая Россия», СПС, «Яблоко», ЛДПР, Аграрная партия.

тия», есть Российская партия мира во главе с И. Кобзоном и др.

Политологи считают, что только две партии — «Единая Россия» и КПРФ в наибольшей степени отвечают требованиям современных партий и имеют достаточное количество своих региональных отделений.

77 Показательны в данном случае некоторые итоги выборов депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. К участию в выборах были допущены 23 политические партии (включая и блоки). Пятипроцентный рубеж сумели преодолеть только четыре: блок «Родина», ЛДПР, «Единая Россия» и КПРФ. I2 из числа этих партий набрали менее 1% голосов избирателей; 3 партии набрали чуть больше 1%.

От других общественных объединений, действующих на политической арене, политические партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте, дающие возможность принимать участие в управлении делами государства, реализовать свои программы.

Формы, которые используют политические партии для достижения своих целей в условиях многопартийности, частично определены в статье 3 Федерального закона. Среди других форм можно выделить следующие:

во-первых, исходным пунктом деятельности любой политической партии является стремление к реализации своей программы и своего политического курса, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения, создание для свое деятельности благоприятной социально-психологической атмосферы. С организационной точки зрения это выражается в создании т. н. «мозговых центров», инициативных групп, комитетов, на которых возлагается организация и проведение всей пропагандистской работы в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о выборах того или иного государственного органа;

во-вторых, существенным является умелое и эффективное функционирование партии в качестве «электоральной машины» (сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее «электорат»; англ., фр. Слово — избиратель). На этой стадии деятельности задача политической партии сводится к активной пропагандистской работе среди избирателей, к состязательности в ходе избирательной кампании;

в-третьих, в процессе разъяснительной работы осуществляется та же функция вовлечения (рекрутирования) в ряды партии новых членов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, воспитание активистов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие посты в партийных организациях и на соответствующие должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

в-четвертых, в случае завоевания большинства мест в парламенте партия получает статус правящей (российское законодательство такого статуса официально не предусматривает), принимает активное участие в формировании правительства. В настоящее время представители партии «Единая Россия» уже называют себя «партией власти» и требуют от Президента Российской Федерации при формировании Правительства опираться на партию, победившую на выборах;

в-пятых, та партия, которая в результате выборов получила то и иное количество депутатских мест в парламенте, ведет свою работу по следующим направлениям:

а) участвует в формировании и контроле за деятельностью государ- ственных органов;

б) учитывает наличие различных политических течений как в самом парламенте, так и в других органах государственной власти;

в) участвует в подготовке законопроектов, в работе комитетов и комиссий, а также в решении других задач, предусмотренных регламентом законодательного (представительного) органа.

в-шестых, политические партии также реализуют коммуникативную функцию, суть которой состоит в установлении и поддержании обратной связи со своими избирателями, используя для этой цели средства массовой информации, личные контакты с избирателями как в представительном органе, так и в избирательных округах.

Многопартийность, как открытая форма реализации политического многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.

Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить.

Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество. Для современно российской действительности одним из таких негативных моментов является также сам факт чрезвычайно большого количества политических партий, что не может не наложить свой неприятный оттенок на общее морально нравственное состояние общества.

При осуществлении любого мероприятия в условиях многопартийности необходим опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства. Особое значение в этом отношении приобретает и политическая культура.

Есть ли у нас политическая культура? Она у нас есть. Только в отличие от стран со сложившейся парламентской системой она у нас не либеральная, а авторитарная. В чем разница между либеральной и авторитарной политической культурой? Разница в следующем:

во-первых, у них, т.е. у западных демократий, борются за власть чтобы претворить в жизнь конкретную, заранее разработанную программу. У нас за власть дерутся в первую очередь ради самой власти и часто действуют по принципу — возьмем власть, а там что-нибудь придумаем;

во-вторых, у них политическая оппозиция — просто оппоненты, с которыми всегда можно договориться, найти компромисс. У нас оппозиция что-то вроде смертельного врага, чьи действия — это сплошные козни против другой стороны, который должен быть подавлен, ликвидирован. Беда наших партий власти, что они всегда у власти. А потому никогда не нуждаются ни в какой идеологии, ни в какой оппозиции. Они забывают о том, что только пребывание в оппозиции заставляет принимать серьезные решения;

в-третьих, у них политик, от которого отвернулись по той или иной причине избиратели, спокойно уступает власть более популярному оппоненту. У нас, взявши власть, стремятся удержать ее любой ценой, даже при очевидных провалах и невыполнении обещаний;

в-четвертых, в зарубежных странах члены партии, имеющие парламентские мандаты, автоматически расстаются с ними в случае выхода или исключения из партии. В нашей Государственной Думе стало обычным явлением, когда избранный депутат по списку одной партии, в течение срока пребывания в Думе может несколько раз сменить свою партийную принадлежность.

Вот такова наша современная многопартийность!

Интересным является постановка вопроса о соотношении проблемы демократии и политической культуры, предложенное итальянским политологом конца 60-х годов ХХ века E. Сартори. Согласно Сартори: «. в демократии уровень политического класса в конечном счете зависит от состояния политической культуры». И, далее: «. всегда можно утверждать, что каждая демократическая страна имеет тот политический класс, которого она достойна. Однако еще вернее, что страна не может иметь политический класс лучший, чем ее политическая культура». Сартори также полагает, что если Италия останется идеологическим раем, доверенным дилетантскому управлению импровизированных «актеров», то вина в значительной степени падает не на политиков, а на политическую культуру, замкнутую в ленивом провинциальном тщеславии, глухую к нарастающему множеству проблем, не знающую или решительно отвергающую поли-78

тическую науку. 78 См.: Современная буржуазная политическая наука. Проблемы государства и демократии. Изд. «Наука». А, 1982. С.252.

lawbook.online

Архив номеров

Многопартийность – новый виток развития или политический декаданс?

В начале апреля президент Дмитрий Медведев подписал закон об упрощении регистрации политических партий в России. Согласно новому законодательному акту для создания и регистрации новой партии она должна иметь не 40 тысяч членов, как раньше, а всего 500 сторонников. Кроме того, теперь в случае отказа Минюста в регистрации партии ведомство должно мотивировать своё решение

Несмотря на большое поле для политических манёвров, которое, казалось бы, открывает закон, представители многих движений и партий называют его далёким от совершенства. О плюсах и минусах нового законодательного акта и последствиях его реализации в нашем регионе говорилось на круглом столе «Многопартийность: тверские перспективы», прошедшем 27 апреля в музее им. Салтыкова-Щедрина.

Устроителем мероприятия выступило тверское региональное отделение общества «Мемориал», вёл круглый стол его сопредседатель Сергей Глушков. К участию были приглашены представители политических партий, общественных организаций и научного сообщества нашего региона.

Как отметили организаторы, проведение круглого стола неожиданно столкнулось с рядом трудностей. Так, в проведении мероприятия в редакции газеты «Тверская жизнь» было отказано в связи с тем, что руководство не устроил список приглашённых участников. Похоже, что запретили мероприятие сотрудники губернатора Андрея Шевелёва. Более того, перед входом в музей в назначенный час из припаркованных машин странные люди в штатском фотографировали всех входящих в здание. Кто были эти люди? Сотрудники ФСБ или личная охрана Шевелёва? Это тем более странно, потому что общество «Мемориал» проводит подобные круглые столы каждый год, на протяжении последних двадцати лет.

– Все препятствия в проведении сегодняшнего круглого стола возникли из-за оглядки на власть: что ей это может не понравиться, – отметил Сергей Глушков. – Хотя мы приглашали представителей «Единой России», никто из них не пришёл на эту встречу. Сегодня мы обсуждаем перспективы тверской многопартийности. Базой нашего обсуждения является отношение к земле, на которой мы живём, как к части России. Как вы знаете, вступил в действие новый закон об упрощении регистрации политических партий в России, который резко меняет расстановку сил на политической арене нашей страны. В настоящий момент появилась возможность для формирования множества политических партий. Возникает вопрос: хорошо это или плохо для региона и для страны в целом? Наша цель – выяснить палитру мнений, которая существует на данный момент.

Геннадий Климов, главный редактор газеты «Караван+Я»:

– Давно назрела необходимость изменений в государстве, потому что нынешняя политическая система зашла в тупик. Это видно на примере Тверской области. В настоящее время население полностью исключено из управления регионом. Оно не имеет ни одного легального способа провести в органы законодательной власти депутатов, которые бы радели за права граждан, были озабочены судьбой Тверской области, своего города или села. Сегодня депутатские мандаты банально покупаются. КПРФ в Тверской области, как я предполагаю, финансирует Абрамович, «Единую Россию» – другие олигархи. В результате представители партий защищают интересы тех олигархических структур, которые их финансируют. Чтобы изменить ситуацию, во власть должны прийти граждане, которые были бы заинтересованы в обустройстве своих территорий. Новый закон предусматривает сокращение количества человек, необходимых для регистрации партии (до 500 человек). Это открывает возможность тверитянам создавать партии, выражающие их интересы.

Как это сделать? Закон не предусматривает создание региональных партий, а только федеральных. То есть представительства партии должны быть в 50 субъектах Федерации. Но и это в принципе решаемо. В этом случае складывается другая уникальная ситуация, когда тверская партия займёт большинство мест в региональных органах законодательной власти. Таким образом, появится возможность отстаивать интересы населения. В противном случае, если тверское сообщество не создаст свою партию, её наверняка создадут национальные диаспоры. Они смогут консолидированно проголосовать за своих кандидатов, и в результате в законодательную власть большинством войдут представители чеченской, азербайджанской, татарской диаспор. Русских, карел в этом случае в тверском парламенте не будет. И это создает ситуацию неустойчивости, опасности для всех. Это последствия принятого закона. Он создает новые возможности, но сможет ли общество воспользоваться ими – зависит от лидеров территории. России нужна внятная региональная политика, политика, позволяющая выбирать своеобразный путь регионального развития при сохранении единства государства.

Юрий Пушкарёв, доцент кафедры экономики и менеджмента городского хозяйства тверского филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета:

– Меня в ситуации, которая возникла в связи с принятием нового закона, беспокоит одно. Когда государству было выгодно главенство одной партии, законодательство сильно ограничивало регистрацию других партий. Сейчас, когда у «Единой России» закончились ресурсы, упростили порядок регистрации. Причём кидаемся из одной крайности в другую. Раньше для регистрации партии требовалось иметь 40 тысяч сторонников, сейчас всего 500 членов партии. Я думаю, что на самом деле во всех случаях учитываются интересы одной единственной партии для обеспечения её главенства и процветания. Таким образом, в дальнейшем будут действовать одни «карманные» партии, которые опять же будут в зависимости от одной единственной политической структуры, стоящей у руля.

Владимир Гайдуков, доцент кафедры государственного управления ТвГУ:

– Сейчас субъектам Федерации дана возможность взять политический суверенитет без ограничений. Развитие многопартийности в нашей стране даст резкий толчок развитию федерализма. В данный момент у нас нет важнейшей грани демократического устройства – федерализации России. Если вы посмотрите на другие федеральные страны, такие как Германия, США, то вы увидите там наличие ярких федеральных политиков практически в каждом регионе. В России ни в одном регионе нет политика федерального уровня. Назначение вновь создаваемых партий (как в Индии ашрамов) – собрать все гуманитарные силы. Поэтому, я думаю, новые партии дадут политиков федерального уровня. И перед Тверью стоит задача вырастить политика всероссийского уровня.

Владимир Осипов, председатель тверского отделения Петровской академии наук и искусств:

– Вопрос в том, стоит ли тратить время и силы на партийное строительство в России? Я всё больше склоняюсь к тому, что российское партийное строительство – это дохлый номер. Вы совершенны правы, когда предполагаете, что это очередная имитация класса, стоящего у власти. Дробление русской интеллигенции на партии направлено на отвлечение граждан от реальных проблем. Но есть объективная реальность – мы тяготеем к региональному единству и вне зависимости от партийной принадлежности являемся патриотами своей земли. Поэтому этот законодательный акт можно использовать для консолидации тверского сообщества. И реальные шаги в этом направлении делаются, в частности, Геннадий Андреевич Климов пишет об этом на страницах своей газеты. Сейчас в регионе возникли надпартийные структуры: общественное объединение «Малая Родина», которое в основу положило территориальный принцип, и объединение художественной и научной интеллигенции.

Вячеслав Войцехович, профессор ТвГУ, член партии «Справедливая Россия»:

– Все разговоры о партийном строительстве – отвлечение от дела. Нужен прогноз, собственный план действий, и тогда в контексте развития России и тверской земли имеет смысл говорить, хорошо это или плохо. Я считаю, что многопартийность приведёт только к усилению властной элиты и имитации политической активности, направленной на пустые задачи, монополии силовиков-олигархов с прозападной системой ценностей. Это в свою очередь приведёт к обострению борьбы между богатыми и бедными и в конце концов к смене элит другой системой ценностей. Думаю, это произойдёт до 2026 года.

Ирина Алёшина, доцент кафедры социологии и связей с общественностью ТвГУ:

– Принятие закона об упрощении регистрации политических партий в России было спровоцировано оппозицией. Выход на Болотную привёл к тому, что закон принят и принят в таком виде, каком мы видим его сейчас. На мой взгляд, власть это сделала для того, чтобы общество было занято политической борьбой и не мешало ей работать в том направлении, в котором она хочет. Чтобы никто не путался под ногами со своими претензиями. Между тем с середины 90-х у меня сложилось устойчивое убеждение, что Россия и партии – это вещи несовместимые. У нас в стране возможны движения, не ограниченные рамками жёсткой идеологии и партийной дисциплины. Посмотрите, сколько партий осталось с 90-х годов? Традиционная КПРФ, партия, которая является «сливом» недовольных, эпатажная ЛДПР и все остальные – разновидности этих структур или партии, поддерживаемые властью. Выдерживают только движения. Власть, понимая это, ушла от принятия закона о движениях, но сама благополучно этим воспользовалась. Первый раз Путин пришёл к власти посредством движения «Единство», второй – через «Общероссийский народный фронт». Не благодаря «Единой России» – её близко к выборам не подпускали. Выборами занимался «Народный фронт». То есть власть видит перспективу своего развития в движениях, а не партиях. Поэтому я считаю, что закон был принят не потому, что ЕР потеряла своё влияние, нет. Просто власть делает что-то совершенно другое, а вот другим она этого делать не даёт.

Артём Важнов, член партии «Яблоко»:

– Необходимость принятия закона назрела давно. Но он принят в недоработанном, я бы сказал, кастрированном виде. Самое большое упущение, на мой взгляд, в том, что в нём не прописана возможность объединения партий в блоки для участия в выборах. Сейчас партии с родственной идеологией будут вынуждены конкурировать на одном и том же политическом поле.

Максим Новиков, член «Республиканской партии»:

– Я пять лет занимаюсь оппозиционной деятельностью, являлся членом «Республиканской партии», незаконно закрытой. Этого закона мы ждали давно, однако он вышел совершенно сырым. Его приняли, чтобы кинуть кость людям с Болотной. Какой я вижу в нём плюс? Политическое поле расширилось. Я могу предсказать, что в России появится сильная националистическая партия, которая возьмёт на выборах 20 и больше процентов. Возьмёт голоса у «Единой России», которая с национальной политикой совершенно не справляется. Партию «Справедливая Россия» ждёт медленная смерть, со своими конкурентами она не справится. ЛДПР тоже ждёт политическое забвение. Коммунисты в этой борьбе выстоят и закалятся и объединят вокруг себя левые силы. В то же время я вижу множество минусов в новом законодательном акте. Я боюсь, что сложится ситуация, когда будут регистрировать только тех, кто согласен с властью. Поэтому остаётся ждать, когда хоть одну партию зарегистрируют по новому закону, только в этом случае можно будет что-то обсуждать. А сейчас мы не знаем, что будет после 7 мая и как на самом деле будет реализовываться закон.

Александр Блинов, член РОО «Демократический выбор»:

– В конце мая, я надеюсь, мы создадим в нашем городе новую партию «Демократический выбор». И честно говоря, я не разделяю того пессимизма, который был сегодня здесь озвучен. Безусловно, новый закон – это та победа, которую нам удалось одержать. Это плохо для коммунистов, «Единой России» и для тех системных партий, которые обосновались в Думе. Новый закон позволяет создавать новые партии и объединяться под одними знамёнами. Я уверен, что наша партия сумеет договориться с либеральным флангом. В этой ситуации ничего не надо бояться и смело участвовать в выборах, если мы хотим что-то реально изменить.

Иван Капышев, руководитель тверского отделения Всероссийского общественного движения «Народный собор»:

– На данном этапе этот закон выглядит как размывание политической структуры страны. Потому что те 500 человек, которые будут представлены в виде 300 партий в Госдуме, никогда между собой не договорятся, они никогда не примут конструктивного решения. Должна быть двух-, трёхполярная система, не более. И вопрос нужно ставить не о том, кто будет биться за кресла в Думе, а о том, за какой проект развития эти люди будут биться. Надо переходить от вопроса личного участия в борьбе за кресла к вопросу консолидации усилий для того, чтобы остановить развал и уничтожение России. Так что этот закон – окончательное смазывание роли государства в развитии нашей страны. И только в случае объединения разорванной на части интеллигенции и регистрации одной единственной партии, которая будет противовесом нашей правящей структуре, возможно реальное влияние на жизнь общества.

Геннадий Климов:

– Когда делают прогнозы развития политических процессов в связи с новым законом о партиях, не учитывают фактор социальных сетей в Интернете. Это явление возникло несколько лет назад. Благодаря этому стало возможно создание виртуальной партии. Сейчас есть подобные партии с собственной идеологией, насчитывающие 140-150 тысяч членов. Государство разрешило регистрацию огромного числа партий, чтобы создать много шума, и за этим шумом в Интернете не возникла новая сильная идеология, которая представит реальную угрозу существующей власти. Однако виртуальные партии создают реальную опасность для существующего политического строя, могут явиться и инструментом трансформации некого фазового перехода в общественных настроениях – это может привести и к созданию конкурентной общественной морали, общественного уклада. Решение проблемы конкурентоспособности России лежит именно в сфере идеологии.

Сергей Шишков, член КПРФ:

– У меня сложилось такое впечатление, что этот законопроект был уже давно готов и, когда понадобилось, его просто достали на свет. Результатом этого стало 188 заявлений на регистрацию партий, которые лежат сегодня в Мин-юсте. На мой взгляд, благодаря новому закону управляемая демократия станет ещё более управляемой. Любую партию можно «надуть» чем угодно, поставить у руля нужного человека, и она будет оттягивать голоса избирателей. В ближайшее время системные партии, которые представлены в Думе, сохранят своё влияние. А вот партии социальных сетей, о которых говорил Геннадий Андреевич, пострадают, потому что их голоса разнесут моментально. В то же время я не понимаю логику этого закона. Другое дело, если бы разрешили регистрацию региональных партий, но 500 человек на Россию — это несерьёзно.

Сергей Глушков:

– Мне кажется, 500 человек или 5 тысяч – значения не имеет. И если найдутся 500 человек, которые будут работать на какую-то популярную идею, то их партия может стать партией большинства. Таковы реалии.

Сегодня мы стоим на пороге серьёзных перемен, и в каком направлении они пойдут, в этом наши мнения расходятся. Но изменения неизбежны и принятие этого закона тоже есть знак того, что власти деваться некуда и ей пришлось пойти на некоторые уступки.

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

www.karavan.tver.ru

Многопартийность превратит Россию в Спарту

Госдума одобрила закон, упрощающий создание партий. Насколько короче станет путь в большую политику в нашей стране? Какое будущее у нынешних партий? Выдержат ли конкуренцию? Новый закон Дмитрий Киселёв обсуждал с экспертами в студии радио «Вести ФМ».

Киселев: Добрый вечер. Это «Горячая точка» на «Вести ФМ». Ее ведущий я, Дмитрий Киселев. У нас в гостях завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Владимирович Поляков. Здравствуйте, Леонид Владимирович.

Поляков: Добрый вечер.

Киселев: И генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Здравствуйте, Алексей.

Мухин: Здравствуйте.

Киселев: Понятно, что сегодня мы будем говорит о новом законе, который на уходящей неделе принял Совет Федерации и отправил его на подпись президенту. Это Закон о политических партиях, который так долго ждали и о котором так много говорили. И теперь после принятия этого закона, после того как президент его подписывает, необходимая численность партии снижается с 40 тысяч членов до всего 500 человек. То есть она снижается в 80 раз.

Это довольно радикальная перемена. Партию нельзя будет упразднить в связи с недостаточным количеством ее членов в региональных отделениях, но в то же время партия должна будет в течение семи лет подряд принимать участие в выборах. В противном случае она подлежит ликвидации. По действующим нормам этот период составляет пять лет.

То есть, с одной стороны, радикальное послабление, а с другой стороны некоторое ужесточение именно к деятельности самой партии. То есть партия не должна быть формальной, она должна быть боевой, действующей, участвующей. Ну и уже есть заявки от экзотических структур — субтропических партий, любви, пива, ну и так далее. Президент планирует увидеться с инициативными группами по созданию партий 2 апреля. Очевидно, тогда же может и подписать этот закон, как это и ожидается. Ну и что будет? Кто готов?

Поляков: Будет многопартийность. Собственно, та желанная, вожделенная многопартийность, об отсутствии которой наша оппозиция всех мастей — и системная, и не системная — твердила последние практически лет пять, лет семь точно. А теперь это будет многопартийность. Широкие ворота открываются в политическое пространство, что называется, каждый кто не хочу, пожалуйста, собирайтесь хоть завтра, создавайте свою партию, боритесь за любые посты, за пост муниципального советника и за пост президента России. Вот так. Давайте попробуем это безграничное море.

Мухин: Есть одна проблема. Ближайшие выборы федерального уровня через пять лет, а президентские через шесть. Поэтому очень своевременный закон. Но хотя, с другой стороны, многие партии за этот период смогут обкатать себя, показать себя на региональном уровне и заявить о своей серьезности.

Поляков: Конечно.

Мухин: Поэтому в принципе время выбрано очень удачно и верно, так как не позволяет слабым, больным попасть на федеральный уровень.

Поляков: Слабых, больных мы не имеем в виду.

Киселев: Политически слабых, да?

Поляков: В политическом смысле имеем в виду слабых, да.

Киселев: Смотрите, вы говорите: выборы ближайшие. У нас выборы вообще два раза в год, мы это понимаем — весной и осенью, у нас два единых дня голосования, и у нас множество субъектов. Добро пожаловать, поработайте сначала на таком базовом уровне, на среднем, а потом уже. Это только. «я другой такой страны не знаю», где сидит человек состоятельный, решает стать президентом вдруг, когда никогда, ни на одном уровне власти не работал, и через два месяца он уже кандидат в президенты страны. Ну, это такой экзотик, да? То есть это странная история.

Поляков: Вы Михаила Дмитриевича, видимо, имеете в виду, например.

Киселев: Я имею в виду Прохорова непосредственно, да. То есть его решимость и его формирование вызывает уважение, но он точно никогда не был связан со здравоохранением, он точно не знает, что такое межнациональные отношения. То есть у него есть сферы жизни, которые были от него скрыты. И если он будет во власти.

Поляков: Прецеденты были вообще, Дмитрий. Я вспоминаю сразу американца Роса Перо, тоже миллиардера, который никогда, ни на каком уровне в политике не участвовал, и сказал: так, ребята, надоела мне ваша дуополия, ваша двухпартийная система, я создам новую партию. И пошел. И, в общем-то, взял прилично. Правда, он не выиграл ни одного штата, но количественно (там же, вы знаете, такая особая система) он набрал где-то 18 миллионов голосов.

Киселев: Да, но все смеются до сих пор на самом деле, потому что это такой вот именно экзотик, и это некая шутка о несерьезности Роса Перо точно. Потому что когда он шел, все понимали, что он президентом точно не станет. То есть это некий другой вид спорта.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Офисные сканеры оказались умнее КОИБов

КОИБы — высокотехнологичные устройства для подсчёта голосов на выборах — оказались не удел. С принятием нового закона о партиях они просто не смогут обрабатывать бюллетени с перечнем всех политических объединений. О несовершенстве этих комплексов и преимуществах офисной техники задумался Максим Кононенко.

Михаил Прохоров держит тактическую паузу

Олигарх Михаил Прохоров вновь откладывает создание партии. Причем, он пока не решил, создавать ли ее вообще. Вместо партии может появиться общественное движение. До 15 июня Михаил Прохоров обещал провести встречу со своими сторонниками и озвучить планы. Эксперты и общественность обсуждают политические перспективы экс-кандидата в президенты. Корреспондент радио «Вести ФМ» — Ольга Беляева — выслушала мнения.

radiovesti.ru

Популярное:

  • Правила пропуска судов через шлюзы ввп Правила пропуска судов через шлюзы ввп Правила Плавания по Внутренним Водным Путям(ППВВП) России. от 14 октября 2002 г. N 129 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В соответствии с пунктом 2 […]
  • Приказ фсин 770 от Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской […]
  • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
  • Если свидетель не придет в суд У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или "читалке". Мы собрали […]
  • Президент имеет право обнародовать законы О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные вопросы (А.Н. Нуянзин, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2001 г.) О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы.Некоторые […]
  • Журналист закон о сми Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и […]
  • Стаж для расчета больничного менее 6 месяцев МРОТ для расчета больничных Актуально на: 7 июля 2016 г. Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из среднего заработка, полученного работником за расчетный период, т. е. 2 календарных года, предшествующих году […]
  • Бюллетень верховного суда рф 2007 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации N 7 за 2007 год В данном номере публикуются постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г.: N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении […]