Статья 9 закон о защите прав потребителя

Статья 9 ЗоЗПП РФ. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Последняя редакция Ст. 9 Закона о ЗПП

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Комментарий к Статье 9 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Информация я о товаре должна предоставляться потребителю в полном объеме и в соответствии с действительностью. Предоставлять ее обязуется изготовитель или продавец. Однако не менее важной является информация о самом производителе. Это необходимо для реализации права на приобретение безопасного товара, наличия представлений об изготовителе и т.д.

Сфера регулирования

Ст. 9 ЗоЗПП Российской Федерации регулирует информационную сферу в области продаж товаров и предоставления услуг. Это важная функция, так как потребитель имеет безусловное право на получение всех данных не только о товаре, но и производителе. Это необходимо для обеспечения справедливого товарооборота и гарантии его безопасности.

Содержание и структура

Статья 9 Закона «О защите прав потребителей» включает 3 пункта. Первый определяет обязанность производителя товаров указывать конкретную информацию:

  • наименование торговой марки;
  • график работы изготовителя;
  • место его фактического расположения, а также юридический адрес.
  • Продавец обязуется доводить указанные сведения непосредственно до потребителя всеми доступными ему способами.

    В пункте 2 указанной статьи определен порядок предоставления данных о лицензированных видах деятельности, если такие осуществляются производителем и имеют непосредственное отношение к конкретной продукции. К ним относятся:

  • номер лицензии или свидетельства;
  • наименование органа, выдавшего ее;
  • срок действия и т.д.
  • В п.3 определена обязанность продавца доводить всю указанную информацию до потребителя.

    Некоторые нюансы применения

    Отсутствие необходимых данных о производителе в соответствии со ст. 9 ЗоЗПП РФ карается по правилам ст. 14.5 КоАП. В соответствии с ними может быть наложен штраф в размере до 2 тысяч рублей на физическое или до 40 тысяч на юридическое лицо.

    В некотором смысле статья 9 ЗоЗПП аналогична ст. 8 того же нормативно-правового акта, но дополняется отдельными требованиями о лицензировании определенных групп товаров.

    Таким образом, ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает неукоснительную обязанность для продавца (производителя) доводить определенную информацию об изготовителе продукта. Кроме того, если последний имеет лицензию на производство товара, то следует предоставлять данные о лицензии, сроках ее действия и других важных моментах.

    zakonozpp.ru

    Закон о защите прав потребителей / СТАТЬЯ 9

    1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

    2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

    Комментарий к статье 9

    1. В соответствии со ст. ст. 23 и 54 ГК Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах — индивидуальных предпринимателях.

    Для изготовителей, исполнителей, продавцов — юридических лиц (в отличие от первоначальной редакции) Закон в 1996 г. установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно — правовую форму. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

    2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.

    Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ вступил в силу с 3 октября 1998 года.

    Закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. Важное значение для уяснения направленности Закона имеют п. 2 ст. 1, перечисляющий виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона, а также ст. 4, формулирующая критерии определения лицензируемых видов деятельности. Таким главным критерием является возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.

    Статьей 5 Закона определены полномочия Российской Федерации, осуществляемые Президентом и Правительством в соответствии с их компетенцией:

    — определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории РФ.

    Таким образом, оба указанных документа являются едиными для всех участников лицензируемых видов деятельности;

    — определение работ и услуг по видам деятельности, подлежащих лицензированию (независимо от того, каким законом это установлено) в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.

    Смысл этого полномочия, очевидно, состоит в том, чтобы внутри вида деятельности (вида продукции или услуги) установить на основе указанного классификатора конкретные наименования работ, услуг или продукции, в отношении которых необходимо лицензирование. Таким образом, может оказаться, что некоторые товары, работы, услуги, входящие в лицензируемый вид деятельности, тем не менее не будут требовать лицензирования. Применение кодов наряду с наименованиями позволит обеспечить однозначное понимание;

    — утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определение федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление лицензирования в конкретных видах деятельности.

    Помимо собственно лицензирования (в соответствии с любым законом РФ) лицензирующие органы наделены следующими полномочиями: надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий (ст. 6 Закона).

    Указанные полномочия являются едиными для федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование. Последние определяются в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, которое соответствует конституционному законодательству РФ.

    Пункт 3 ст. 6 Закона предусматривает возможность передачи федеральным лицензирующим органом своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

    Закон о лицензировании определяет органы, осуществляющие надзор за соблюдением лицензионных требований и условий, и их права.

    Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определены ст. 17 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в указанный перечень.

    Постановлением установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию конкретных видов деятельности определяются в постановлениях Правительства РФ, утверждающих положения о лицензировании этих видов деятельности, если иное не установлено соответствующими федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и указами Президента Российской Федерации.

    Одновременно признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», кроме предпоследнего абзаца пункта 5 и абзацев 1 и 2 пункта 8 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного указанным Постановлением. Сохранившие свое действие нормы Порядка предусматривают соответственно: в случае, если лицензированный вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются копии с указанием местоположения каждого объекта (п. 5); порядок деятельности на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ (п. 8).

    Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146.5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальными предпринимателями, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

    uozp.akcentplus.ru

    Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

    Новая редакция СТ 9 Закона о Защите Прав Потребителей России:

    Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

    Комментарий к Статье 9 ЗоЗПП РФ

    1. В соответствии со ст. 23 и 54 ГК, Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах-индивидуальных предпринимателях.

    Для изготовителей, исполнителей, продавцов — юридических лиц (в отличие от старой редакции) Закон установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

    Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

    2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. До принятия закона вопросы лицензирования регулируются постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 » О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другими постановлениями по отдельным видам деятельности.

    Так, например, при сертификации товаров применяются «Правила выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применению знака соответствия», утвержденные Постановлением Госстандарта от 26 мая 1994 года N 12.

    3. Помимо ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию, установленной ст. 12 Закона, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальным предпринимателям, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

    ozppzakon.ru

    Закон О защите прав потребителей – ст. 9

    Законодательство РФ не только четко определяет, каким образом должны быть отрегулированы правовые взаимоотношения между продавцом и покупателем, но также и как именно должны быть решены споры в том случае, если какое-либо из правил будет нарушено.

    Статья 9 Закона о защите прав потребителей определяет, какая именно информация и каким образом должна быть предоставлена потребителю.

    Общие правила

    Сразу следует оговорить, что нормы статьи применяются одновременно и в отношении продавца, и изготовителя, и импортера. О каждой организации должна быть предоставлена подробная информация. Перечень сведений четко закреплен на законодательном уровне. Отсутствие любого из перечисленных пунктов является грубым нарушением законодательных норм и влечет за собой ряд негативных последствий для второй стороны.

    Ключевые моменты

    Статья включает в себя 3 основные части, суть которых заключается в следующем:

  • Продавец (или изготовитель, исполнитель работ) должен предоставить потребителю полную информацию о своем названии, а также месте расположения и графике работы.
  • Частный предприниматель должен размещать в нормальной доступности для клиента документ, подтверждающий факт государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Должна быть указана и информация о том, каким государственным органом было зарегистрировано предпринимательство.
  • Если деятельность на основании других законодательных норм подлежит лицензированию, то потребитель обязательно должен быть ознакомлен с номером лицензии, сроком ее действия, а также тем, каким именно органом лицензия была выдана.
  • Даже если торговля или проведение работ осуществляется в месте, удаленном от основного размещения компании – информация все равно должна быть представлена. Подразумевается здесь выносная торговля, ярмарки – все равно должны быть указаны все сведения о предприятии, которым осуществляется такая деятельность.
  • Комментарии

    Помимо основной информации, которая содержится в нормативном акте, следует дополнительно учитывать, что именно принято понимать под некоторыми понятиями и как следует трактовать положения. К основным комментариям к данной статье следует в первую очередь отнести такие правила:

    • Норма может быть применена непосредственно к той организации, которая сотрудничает с конечным потребителем. Это может быть продавец, исполнитель работ или же изготовитель, который непосредственно продает свой продукт конечному потребителю. На этом важно акцентировать внимание, так как в магазине в уголке потребителя не может быть расположена информация об абсолютно всех компаниях, товары которых представлены в точке продажи. Эти сведения должны быть указаны на упаковке и в сопроводительных документах, которые предоставляются к каждой партии поставок.
    • Даже если предприятие зарегистрировано по тому же адресу, где расположен магазин, то в любом случае полностью вся информация об адресе должна быть представлена. Если же торговая точка расположена по другому адресу, то нужно представить сведения об адресе точки продажи, юридическом адресе предприятия, а также месте расположения головного офиса (адрес, на который обычно могут быть направлены претензии и прочие обращения со стороны потребителя).
    • Когда речь идет о лицензии или регистрационных документах индивидуального предпринимателя, то гораздо проще не указывать положенную информацию, а просто разместить копию должного документа на стенде. В этом случае вовсе не нужно заверять копию нотариально или подтверждать ее подлинность каким-либо другим образом. Также не предъявляется никаких требований к самой копии (цветная или черно-белая, в каком размере). Но при этом важно учитывать то, что по первому требованию потребителя ему должны предъявить оригинал документа.
    • Нельзя запретить потребителю фотографировать или снимать на видео стенд. Это информация, размещенная в общем доступе, и поэтому делать из этого тайну нельзя.

    Также для некоторых видов деятельности могут быть внесены и дополнительные оговорки в эти правила, которые необходимо будет учитывать.

    Данная норма ФЗ является только основой, перечень указанных сведений может быть только расширен другими законодательными нормами, но уменьшен не может быть. Каким бы видом деятельности ни занималось предприятие, но такие сведения должны быть предоставлены обязательно – эти данные не являются конфиденциальными.

    Практические разъяснения

    Любой юрист подтвердит, что важно не только знать теоретические положения той или иной нормы, но также и уметь их применить на практике. Иногда норма может иметь разные трактовки, которые будут изменяться с учетом особенностей ситуации – в каждом случае дополнительно могут применяться разъяснения из другой законодательной нормы. Кроме того, ст. 9 Закона о защите прав потребителей содержит только общие теоретические положения, а вот дополнительные разъяснения в отношении каждого субъекта спора и различных моментов приведены в других статьях данного ФЗ, прочих подзаконных актах и разъяснениях, которые не менее важно учесть при разрешении спорной ситуации.

    Что считать нарушением

    Нужно понимать, что именно отсутствие сведений в свободном доступе уже является грубым нарушением. То есть, если представитель предприятия утверждает, что все положенные данные потребителю готовы предоставить по первому требованию – это также неправильно. Вся информация должна быть доступна, чтобы потребитель имел возможность ознакомиться с ней, не обращаясь предварительно к руководству магазина.

    Исключение составляют лишь те ситуации, когда работа выполняется на дому. В этом случае вся положенная информация излагается в договоре. Если же клиент захочет предварительно узнать положенные сведения, то их нужно уточнить.

    Также учитывают, что не является нарушением отсутствие исчерпывающей информации обо всех филиалах, если организация имеет сеть.

    Сведения должны быть указаны только о головном офисе, а также о непосредственно точке продажи, в которой располагается информация.

    Потом все нужные сведения потребитель может узнать по просьбе, или же посмотрев на сайте или в любом другом источнике.

    Что делать при нарушениях

    Если был зафиксирован подобный факт нарушения, то потребитель в первую очередь должен его зафиксировать. Зачастую для этого используется видео зала. Также можно записать на диктофон разговор с администратором, в котором будет понятно о сути нарушения.

    Если разобраться более логично в сути вопроса, то можно сразу отметить, что каких-либо требований у потребителя в этой ситуации быть не может. Причина в том, что по факту какого-то вреда отсутствие подобной информации ему принести не может. Хотя это и является грубым нарушением действующего законодательства, но за подобные деяния магазина предусматривается только административная ответственность – Роспотребнадзор может выписать штраф руководству компании.

    Если же потребитель обращается с претензией к самому магазину, то в этом случае ему просто могут пообещать принять к сведению жалобу и устранить факт нарушения.

    Когда каким-то образом отсутствие информации привело к ущербу, то необходимо в первую очередь доказать причинно-следственную связь. Далее, если компания отказывается самостоятельно компенсировать вред, то можно только обратиться в суд. Другие организации не имеют права производить принудительное взыскание.

    pravograjdan.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ЗАКОН РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 07.02.92 — «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, N 15, ст. 766)
    • (в ред. от 09.01.96 — «Российская газета», N 8, 16.01.96;
    • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 3, ст. 140)
    • Статья 9 Информация об изготовителе (исполнителе продавце)

      3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

      zakonbase.ru

    Популярное:

    • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
    • Приказ 25 ростехнадзора от 23012014 Приказ 25 от 23.01.2014 ростехнадзор пример заполнения отчета 2036; № 27, ст. Нуакшот нате будет гнушаться вам в нечёткость туда что у него будет миопический раскол дуальное гнездо почему он может отдохнуть. Сведения об организации […]
    • При стаже вождения более 3 лет Стаж вождения Телефонная консультация 8 800 505-92-65 229 ответов от юристов и адвокатов Первый раз сталкнулся с такой историей (стаж вождения - 15 лет). Я инвалид 1-й гр. не имею физической возможности на инв. коляске преодалевать […]
    • Закон о первичных бухгалтерских документах Закон о первичных бухгалтерских документах ВАЛЮТА И ЯЗЫК ПЕРВИЧНОГО ДОКУМЕНТА Основой ведения бухгалтерского учета, как известно, является документальное подтверждение любой хозяйственной операции, совершенной организацией. […]
    • Как находить площадь квадрата правило Площадь фигур Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую, что эти фигуры совпадут. Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны. Площадь квадрата Для вычисления площади квадрата нужно умножить его […]
    • Счетная палата полномочия функции Федеральное казначейство: функции, полномочия, задачи и руководство В числе важнейших российских финансовых органов — Федеральное казначейство. Какие задачи оно решает? Как организовано управление данной государственной […]
    • Энергетика это закон Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ"О безопасности объектов топливно-энергетического […]
    • Страховка worldwide ТУРЫ В ИНДИЮ, ЦЕНЫ ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ: Туры в Индию зимой - тур по популярному маршруту «Золотой Треугольник» (Дели, Джайпур и Агра) продолжительностью от 4 до 7 дней; - экскурсионный тур по классической Индии (Дели - Агра - Джайпур - […]