Божьи законы евреев

Ветхий Завет и долговые отношения

Деятельность, угодная Богу

Мировые религии играли и играют роль систем регламентации жизни огромных масс людей, в том числе и их хозяйственной деятельности. Иудаизм, христианство и ислам, конфуцианство, индуизм и буддизм на протяжении тысячелетий формировали хозяйственную этику многих стран и народов как Востока, так и Запада путем создания через «систему религиозных и прагматических связей практических импульсов к действию». Одним из ведущих факторов, определяющих хозяйственную этику действующих в экономике людей, служит «религиозная обусловленность жизненного поведения». Следствием чего является активная деятельность, угодная Богу и связанная с ощущением себя его «орудием». В силу этих особенностей мировые религии оказали огромное влияние на формирование и становление института долговых отношений как эпохи древности, так и современной нам эпохи.

Почти все религиозные системы регламентации хозяйственного и жизненного поведения содержат запрещение взимать проценты по ссудам. В религиозной этике это запрещение полностью отсутствует только в протестантизме и конфуцианстве, где религиозная этика приспособилась к мирской жизни. Нейтрально к практике взимания процентов по ссудам относилась и Русская православная церковь — монастыри на Руси и в России были крупнейшими заимодавцами. Источником религиозного запрета на взимание процентов является, очевидно, древнейший обычай предоставлять сородичу по его просьбе необходимый беспроцентный заем. Это заставляло рассматривать взимание процентов «между братьями» как нарушение долга помощи друг другу. В религиозных системах регламентации хозяйственной этики особое значение придается милосердию и поддержке в нужде собратьев по вере. Порабощение за долги, отъем земельной собственности встречали религиозное порицание за нарушение солидарности, «скупость» религией осуждается.

Подлинно религиозная причина общественной антипатии к взиманию процента связана с отношением религиозной этики к законности рационального делового предпринимательства. В исконных религиях чисто деловое предпринимательство всегда встречает резкое осуждение как сознательный протест против ростовщичества. Тем не менее в мире реальной экономической действительности религиозная этика неизбежно шла на компромиссы и претерпевала изменения. Парадоксально, но с давних пор, несмотря на запрет на проценты по ссудам, она служила рациональным экономическим интересам кредиторов прежде всего в тех случаях, когда долг был еще непосредственно связан с личностью должника. В ряде азиатских религий было распространено представление о том, что несоблюдение клятвенного долгового обязательства ведет к вечным мукам в потустороннем мире и гибели души, а в Средние века за несоблюдение долгового обязательства в Европе отлучали от церкви, что фактически означало гражданскую смерть.

Законы Моисея и Хаммурапи

В основе двух мировых религий — иудаизма и христианства лежит та часть Ветхого Завета, которая известна как Пятикнижие Моисеево (Тора). Тора содержит в развернутой форме концепцию единобожия и морально-нравственные нормы, рассматриваемые как завет Бога и его Высший Закон. На важность и незыблемость этого Закона имеются неоднократные ссылки в Новом Завете. Пятикнижие Моисеево оказало значительное влияние и на формирование такой мировой монотеистической религии, как ислам. В Коране содержится однозначное указание на необходимость соблюдения всего, что предписано Торой. В свою очередь несомненно, что Пятикнижие унаследовало опыт борьбы с ростовщичеством в Древней Месопотамии и пошло на этом пути значительно дальше. Автор ветхозаветного законодательства безусловно был знаком и с законами Хаммурапи.

Законодательство Хаммурапи и законы Моисея имеют общей чертой ссылки на божественное происхождение. Поэтому оба свода законов священны и подлежат безусловному исполнению. Законы Хаммурапи были открыты в ходе археологических раскопок в Сузах в 1902 году, столице древнего государства Элам. На черном базальтовом столбе было высечено изображение царя Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед Богом Солнца вавилонян Шамашем, который вручал ему эти законы. Аналогично и Моисею Бог вручил каменные скрижали с законами на горе Синай. Имеется несколько норм, которые совпадают и в законах Хаммурапи, и в законах Моисея.

Однако есть и принципиальные различия. В законах Хаммурапи нашла отражение определенная приземленность религиозной идеологии и системы ценностей обитателей Древней Месопотамии. В религиозных верованиях Месопотамии не были разработаны понятия об аде и загробной жизни, о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни. Свой отпечаток наложило многобожие. Потусторонний мир в представлениях жителей Древней Месопотамии, сложившихся ко времени принятия законов Хаммурапи и сохранявшихся на протяжении последующего тысячелетия, считался абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью. В шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному совершенствованию и не исполнению Закона Божьего, а имуществу, богатству неизменно отводилось главенствующее место (поскольку не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ к наслаждению, которое наряду со служением богам являлось уделом человека). В заповеди «небо далеко, а земля драгоценна» заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело обращенных к земным радостям и печалям. Этим объясняется почти полное отсутствие в законах Хаммурапи сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение, светский подход в праве к храмовым должностям, которые могли передаваться, продаваться и передаваться по наследству, да и к самим храмам с их широкой торговой, ростовщической и другой предпринимательской деятельностью. Законы Хаммурапи конкретны, просты и утилитарны. Это свод правил и положений, регулирующих имущественные права и ряд ключевых видов экономической деятельности с санкциями за их нарушение, налагаемыми царской, а не божественной властью.

Тора и хозяйственная этика иудаизма

Вполне возможно, что Моисей был историческим лицом и играл роль не только пророка, но и законодателя, который опирался на божественный авторитет при осуществлении своей деятельности. В соответствии с традицией иудаизма законы Моисея были записаны им со слов Бога примерно четыре века спустя после появления законов Хаммурапи. Имеется достаточно большое количество аналогий с законами Хаммурапи, однако многие постулаты Хаммурапи, имевшие место только в высокоразвитом торговом и промышленном государстве, обладавшем широким разнообразием профессий и сложностью экономических и правовых отношений между ними, отсутствуют в Библии. Некоторые совпадения можно объяснить проникновением вавилонского права в Палестину в то время, когда она входила в империю Хаммурапи. Следует также отметить, что в период пленения в Вавилонском царстве иудейские священники переняли у вавилонских жрецов не только их притязания на верховную духовную власть, но и многие религиозные воззрения. Целый ряд библейских легенд имеет вавилонское происхождение: о сотворении мира, о рае, о грехопадении, о Вавилонской башне, о потопе. Строгое празднование субботы тоже ведет свое начало из Вавилонии. Данные заимствования не могли не оказать своего влияния и на законы Моисея.

Законы Моисея, сформировавшие древнее священное право Израиля, свидетельствуют о наличии у иудейских племен достаточно развитого денежного хозяйства и уже возникших на этой почве внутренних противоречий и социальных столкновений внутри народа. Уравнение притязаний, их предотвращение и организация жизни израильского народа, поклоняющегося единому Богу, и были делом Моисея. Принципиальное отличие Торы от любого иного свода законов древности состоит в том, что законы Моисея носят не характер юридического регулирования, сборника норм и правил с перечнем санкций за их неисполнение, а характер божественного завета, высшего морально-нравственного закона, Закона Божьего, переданного непосредственно Богом через Моисея евреям, ушедшим из египетского плена. На соблюдении евреями этого Закона Божьего основан союз Бога и евреев как народа, избранного Богом и в этом отношении уникального. Однако этот союз длится ровно столько времени, сколько неукоснительно соблюдается закон. Отступление от закона, его нарушение предусматривает не только конкретные санкции в отношении конкретных нарушителей на земле, но и угрозу разрыва Богом священного союза с еврейским народом, следствием чего являются бедствия, насылаемые им в наказание не столько на отдельных нарушителей, сколько на весь народ Израиля в целом.

В соответствии с этими постулатами строятся и все содержащиеся в Пятикнижии нормы, регулирующие долговые отношения в среде евреев. Количество их в Пятикнижии по сравнению с законами Хаммурапи, где долгам и ростовщичеству отведено прямо или косвенно несколько десятков статей, невелико, и они носят принципиально иной характер. Если законы Хаммурапи регулируют долговые отношения, допуская долговое рабство и взимание процентов (лишь ограничивая их размер), то Пятикнижие Моисеево однозначно и категорично запрещает долговое рабство и ссуды под проценты в среде евреев. Несомненно, что этот запрет возник в связи с пониманием опасности для государства ростовщичества и долгового рабства среди соплеменников, а также в целях достижения социального мира в обществе. Создатель Пятикнижия, очевидно, знал о бесплодности принимаемых в Месопотамии периодических актов об отмене долгов, об освобождении кабальных рабов и о возвращении прежним владельцам заложенной за долги земли. Кроме того, история Древнего Израиля уже давала массу примеров закабаления землевладельческой аристократией неимущих земледельцев через ссуду землей, хлебом, посевным материалом, орудиями труда. В результате почти вся масса малоимущего населения Древнего Израиля оказывалась в полной экономической зависимости от сильного землевладельческого класса. Книги биб­лейских пророков того периода полны сетований и жалоб по поводу растущей задолженности бедного люда и его бедственного и зависимого положения. Тем не менее нет никаких свидетельств о развитии в земледельческом обществе Древнего Израиля собственно денежных ростовщических отношений и класса ростовщиков на уровне, который уже существовал в тот период в Вавилонии.

Морально-нравственные запреты

Регулирование института долговых отношений в среде евреев-единоверцев, содержащееся в Пятикнижии, носит характер не карательного уголовного наказания, а морально-нравственных запретов и имеет достаточно стройную структуру. Подобная структура характерна также для христианства и ислама. Очевидно, что в основе структуры запретов на долговое рабство и ростовщичество среди единоверцев лежат главные постулаты законодательства Моисея — Десять Заповедей. Прежде всего это заповеди, обосновывающие божественность переданных евреям законов и неизбежную кару со стороны Бога за их неисполнение: «Я — бог, всесильный твой, бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим меня и соблюдающим заповеди мои». Затем следует заповедь субботы: «Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота, — Богу, всесильному твоему: не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо шесть дней творил Бог небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; потому благословил Бог день субботний и освятил его». Наконец, заповеди, регулирующие отношения между людьми: «Не кради. Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего».

Та часть законов Моисея, которая регулирует экономические отношения между единоверцами, сразу начинается с основополагающего предписания: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним». Здесь, несомненно, влияние заповеди почитания субботы, и, соответственно, седьмой год является «субботним» годом прощения и искупления. Комментаторы указывают, что на основании Торы обращать евреев в рабство запрещено, поскольку они все уже являются «рабами Бога» и могут принадлежать только Всевышнему. Еврей может попасть во временное рабство только в случае совершения кражи и приговора суда, по которому он обязан отработать у владельца похищенного имущества стоимость украденного. При этом у него сохраняются права, оберегающие его жизнь и достоинство, его запрещалось оскорблять, а тем более бить или убивать. В любом случае в начале седьмого года со дня продажи он становился свободным без всякого выкупа. Его статус был скорее статусом податного работника, а не раба в классическом античном смысле.

Ростовщичество по отношению к евреям-единоверцам однозначно запрещено законами Моисея: «Когда деньгами будешь ссужать народ мой, неимущего, который с тобой, — не будь ему притеснителем и не бери с него проценты. Если возьмешь в залог одежду ближнего своего, возврати ее ему до захода солнца, чтобы она была у него». В соответствии с Пятикнижием следует, однако, отличать ссуду для поддержки неимущего от ссуды на коммерческие цели, результатом которой является получение прибыли заемщиком. Проценты по такой ссуде являются законными. Более того, предусматривается механизм взаимопомощи через предоставление беспроцентных ссуд: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его. не бери с него проценты и роста. Серебра своего не давай под проценты и за лихву не отдавай ему хлеба своего».

Заключительная книга Пятикнижия (Второзаконие) представляет собой своего рода последнее напутствие Моисея, его обращение к соплеменникам перед смертью. Моисей возвращается к основным законам Торы, которые необходимо соблюдать уже на своей земле, чтобы сохранить союз между евреями и Богом. Эти законы носят не характер перечня правил, а представлены как обсуждение морально-нравственных проблем. Моисей еще раз предостерегает евреев и напоминает о наказаниях, которые постигнут народ Израиля, если он отступит от соблюдения Божественного Закона, и о награде, которая ждет тех, кто не отступит от него несмотря ни на что.

В области регулирования долговых отношений Моисей еще раз формулирует и дополнительно детализирует основные положения, относящиеся к этой сфере отношений между людьми. Он снова напоминает о необходимости освобождения долговых рабов на седьмой год и дополняет это положением об одновременном прощении долгов и помощи неимущим: «К концу семи лет установи отпущение. И вот в чем заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога. Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата твоего прости ему. Но не должно быть у тебя нищего. Если же будет у тебя нищий из братьев твоих. раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет». Еще раз однозначно повторяется запрет на ростовщичество по отношению к единоверцам: «Не бери с брата своего проценты: ни с серебра, ни со съестного, ни с чего-либо, что можно отдавать в рост. С чужеземца можешь брать проценты, но с брата своего не бери, чтобы благословил тебя Бог. » Запрещено брать в залог по этим беспроцентным займам жизненно важные предметы обихода: «Да не берет никто в залог ни мельницы, ни верхнего жернова, ибо жизнь берет он в залог. Возврати ему залог до захода солнца, чтобы лег он спать в одежде своей. Не бери в залог одежды вдовы. » За соблюдение законов в этой сфере обещана награда от Бога, а за нарушение — наказание. Причем интересно, что и награда, и наказание относятся также к сфере долговых отношений: «. и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и будешь ты властвовать над многими народами, а над тобой они властвовать не будут. (Награда) . Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобой выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет тебе давать взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы: он будет головой, а ты будешь хвостом. (Наказание)».

Законы Моисея сыграли основополагающую роль в формировании хозяйственной этики еврейского народа. Хозяйственная этика древних иудеев была традиционалистской, преисполненной почтительности к богатству. Ее требования относятся (как и во всех других этических системах древности) только к братьям по вере, но никак не к чужакам. Для евреев на все последующие века ощутимым доказательством милости божьей стал успех в коммерческих, финансовых и иных делах. Много позже этот принцип делового успеха как символа праведного служения Богу вошел и в систему христианской протестантской религиозной трудовой этики.

bujet.ru

Заповеди Божии (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 20-я

Знаем ли мы, что заповедал нам Христос? Как правильно понимать ветхозаветное десятисловие? И зачем Бог дал человеку Свои заповеди?

Сегодня мы поговорим о заповедях Господних. Казалось бы, с заповедями всё понятно – спроси о них любого, и он ответит: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не желай дома ближнего твоего…» Но тема заповедей для христиан намного шире, и заповеди для них – это не только то, что сказал Господь Моисею на горе Синай, хотя и тут не всё так просто, как кажется. 612 заповедей Господь дал через Моисея евреям, и среди них большое количество ритуальных постановлений, которые должны были дать человеку правильный образ мыслей, настроить его на богоугождение в повседневной жизни – ежесекундно.

Но мы с вами – христиане. Иисус Христос говорит: «Не любящий Меня словес Моих не соблюдает. Любящий меня заповеди Мои соблюдет» (ср.: Ин. 14: 21). И нам нужно разобраться, что же имеет в виду Господь, о каких заповедях говорит и что значит соблюсти их. Не убивать? Конечно, убивать не надо. Это прекрасная заповедь, как и заповеди не красть, не желать дома ближнего твоего, не блудить, чтить отца и мать. Это всё? Или есть еще и иные заповеди?

Заповедями Христовыми мы должны считать всякое слово Евангелия в повелительном наклонении

Со всей ответственностью говорю: заповедями Христовыми мы, христиане, должны считать всякое слово Евангелия, сказанное в повелительном наклонении. Например, Господь Иисус Христос на Тайной вечери говорит апостолам: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя, Нового Завета, изливаемая во оставление грехов». Это – заповедь. И это Господь говорит всем людям. И когда Он говорит человеку, у которого умерла дочь: «Не бойся, только веруй», мы, применяя к себе сказанное Иисусом Христом, и тут находим для себя заповедь. Тысячи страхов осаждают человеческую душу, стесняют разум, заставляют сердце биться часто, как птица в клетке… Мучают человека страхи. Причем страхи мучают больше, чем реальная опасность. В реальной опасности можно мобилизоваться, а страхи расслабляют человека. А Господь говорит: «Не бойся, только веруй» – и это заповедь. Мы и от страха все спасаемся верою.

Итак, всякое повелительное обращение Христа к людям – это, по сути, Его заповедь. «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя» – это заповедь. Дерзай, душа человеческая. Муж ты или жена, душа твоя словно дева, обрученная мужу Христу. И потому «дерзай, дщерь. Вера твоя спасла тебя». Давай, иди вперед, не бойся. Не бойся, только веруй.

И еще раз повторю: всякое повелительное обращение Христа к ученикам – это Его заповедь. Через них она касается и всех. Он говорит Сам об этом: бодрствуйте и молитесь, чтобы не попасть в напасть; дух бодр, плоть немощна, а то, что вам говорю, всем говорю: «Бдите», то есть бодрствуйте! Этот принцип: когда вам, ученикам, говорю – всем говорю: «Бдите», – касается и всех других заповедей. Вам говорю: «Приимите, ядите…» – это всем говорю: «Приимите и ядите». Вам говорю: «Не бойтесь» – всем говорю: «Не бойтесь. Только веруйте». Вам говорю: «Дерзай, дочь» – всем говорю: «Дерзай, дочь». «Марфо, Марфо, печешися о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра» – и это нам сказано. Это значит, что надо перенаправить свою жизнь с внешней деятельности на некие внутренние механизмы. Нужно Богу сердцем угодить. Нужно пытаться думать только о Боге и отдать сердце только Богу. Это окажется гораздо тяжелее, чем выкопать котлован, или забить сваю, или вырыть колодец, или основать приют. Всё внешнее делается тяжело, но легче, чем если сесть и подумать о Господе.

Заповеди Господни – это всё, что Господь хочет от человека. Христос хочет от нас больше, чем требует Ветхий закон. Христос требует сердечного служения, поклонения в Духе и истине Отцу Небесному и Ему, Христу Господу, потому что «иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его (Сына)». Так мы выходим на некий рубеж необходимости изучения Святого Евангелия. Заповеди Господни невозможно исполнять, не зная их.

Заповедь «не укради» не только про имущество. А можно воровать чужую честь? А время можно воровать?

Даже заповеди Ветхого Завета невозможно исполнить, не зная их. Например, заповедь «не убий». Ну, не убивал я никого. Не нажимал на курок, не целился в человека. Не брал кирпич, не бил им по голове. Но вот я, будучи научным руководителем какого-нибудь института, присвоил себе чужую работу. А человек, у которого я его труд украл и, подписав своим именем, защитил как свою диссертацию, узнав об этом, умер от разрыва сердца. Я кто? Я – вор и убийца. Человек умер – я украл и этим его убил. Или я, например, увел чужую жену, а муж взял и повесился с горя. Я кто? Я прелюбодей и убийца. Я взял чужое и заставил человека уйти из жизни. «Не убий» – это более широкая заповедь, она говорит не только о том, что нельзя взять палку и кого-то забить ею насмерть. Как и заповедь «не укради». А можно воровать чужое имя? Нет. А чужую честь? Нет! А время можно воровать? Прийти в гости почесать языком, например? Вот я пишу что-то, но тут ко мне приходит товарищ. Я бросаю писанину: «Ой, здравствуй! Рад, что ты пришел». Если у него совесть есть, он посидит полчаса и уйдет, но у него совести нет, у него проблема с совестью – и он сидит час, два, три… как Винни-Пух и Пятачок сидели у Кролика. Посидели еще немножко, потом еще немножко… Мысли мои там, в работе, а он, мой приятель, – здесь. Я улыбаюсь ему, а душа моя разорвана… Он ворует мои нервы и мое время. Но он не чувствует этого. Он бесчувственный вор моего времени. Скажите, что, вы не воровали никогда время ни у кого? Вы воры? Воры, конечно. Скажите, что, вы никого не убили взглядом, словом, осуждением, клеветой, пожеланием «что б ты сдох!», «что б тебя не было!». Так что эти простые заповеди тоже рождают много вопросов.

Надо учиться понимать заповеди. Как можно исполнять то, что не понимаешь?! А поймешь – начнешь исполнять потихонечку. И тем более это касается заповедей Христовых. Вот учение Иисуса Христа о непротивлении наглому злу. О том, чтобы не бороться со злом методами зла, уйти от борьбы. Христос – мастер айкидо. Уходит от прямого столкновения и побеждает врага его собственной энергией. Японцы придумали такую борьбу – айкидо. Ты не ломаешь кирпичи головой, не пробиваешь доску ладонью, а ты ловишь врага на его энергии – и он сам себя разрушает. Ты вовремя уходишь в сторону. Христос – мастер айкидо. Он говорит: «Не воюйте с идиотами – они сами погибнут. Встань в сторону, успокойся, это не твое дело. Не живи так, как они живут. Встань здесь, они там пройдут. Бизон пробежит мимо, пропусти…»

Христос учит нас состраданию, милости, терпению. Он учит нас молитве к Богу настырной. Такой настырной, как была настырна просьба вдовы к судье, который никого не боится. Вот женщина-вдовица. Она беззащитна. У нее нет ни мужа, ни сыновей, и некому ее защитить. Она пришла к судье и стучит к нему в двери с утра до вечера, так что и надоела уже ему. И он говорит: «Ладно, помогу ей!» А ведь он никого не боится, никого не стыдится. И Господь обращает наше внимание: «Видите, как оборачивается дело? Даже такой бессовестный судья помогает женщине в ее просьбе! Значит, и Бог поможет вам, если вы вопиете к Нему день и ночь».

Господь учит нас молиться день и ночь. Учит нас отдавать свое, не брать чужого. Учит нас радостям посреди скорбей. Учит нас состраданию чужому падению. Учит нас закрывать уста в нужное время. Не обсуждать чужую грязь, не разносить ее, как мухи заразу, по миру. Он очень многому учит нас. Он мастер всех искусств боевых и околобоевых. Он учит нас побеждать в любой войне. Он самый сильный. Лукавый уж насколько сильный, уж какие хитрые выпады острым оружием делал лукавый против Христа в пустыне. «А ну-ка сделай камни хлебами»; «А ну-ка бросься вниз»… И как красиво, как искусный воин-фехтовальщик, Христос отразил все три выпада простыми словами: «Не хлебом единым жив человек»; «Богу поклоняйся, Ему служи»; «Не искушай Господа Бога Твоего».

Христианская жизнь – боевое искусство, а заповеди – это приемы: они учат, как победить грех

Он умеет воевать, Он учит нас драться с грехом, потому что жизнь христианская – драка с грехом. Ты меня так зашел победить, а я вот так повернусь. Я тебя уже вижу. Ах, ты хочешь меня здесь подсечь? А я здесь повел себя так. Христианская жизнь – это боевое искусство. А заповеди – это приемы. Не один прием и не два и не десять, а сотни приемов. Как тренируются дзюдоисты, боксеры, каратисты, тхэквондисты, сколько там пота, крови, сколько синяков и сколько разных приемов! Евангелие – это собрание приемов для борьбы с грехом. Все эти приемы – заповеди. Тебя обозвали, а ты успокоился. Тебя вызвали на бой, а ты не пошел, потому что не воюешь с фантомами, ты не Дон Кихот, ты не воюешь с мельницами. Тебя вытаскивают на безобразный разговор, а ты: «Простите меня, грешного», поклонился – и у них аргументов больше нет для войны с тобой. Они замолчали, они не знают, что дальше делать, как воевать с таким нестандартно действующим человеком.

Христос учит нас воевать с грехом. Его заповеди – это приемы борьбы с грехом. Согрешил – совесть болит. Господь тебя учит: смирись, покайся, принеси молитву, подай милостыню. Вот тебе сразу и лекарство. Совесть успокоилась, всё хорошо, дальше живем. Это всё заповеди: учись отдавать, учись забывать, учись не смотреть на чужие грехи, учись прощать. Учись жертвовать собой, молиться учись настырно, внимательно. Учись думать о смерти, учись не бояться убивающих тело, а душу убить не могущих. Это всё заповеди. Всё, что Евангелие нам возвещает, – это учение Христово, и это учение, по сути, воинский устав, некая секретная книжка тайных воинских упражнений, как можно сразиться с грехом и не проиграть, как можно от ядовитых укусов защититься и из колец змея, этого адского питона, выскользнуть, словно ты намазался маслом, чтобы он не задавил. Чтобы ты выскользнул из этих удушающих объятий вездесущих беззаконий.

Вот так нужно думать о заповедях. И нужно изучать Евангелие. Не нужно думать, что знаешь заповеди, потому что знаешь Евангелие: «не убий», «не укради» и прочее. Ничего ты не знаешь! Забудь то, что знаешь, потому что ничего не знаешь. Нужно изучать Евангелие и пытаться приложить его, как пластырь, к своему сердцу. Читаешь про прокаженных и думаешь: а я здесь где? Постой-ка, я тоже прокаженный! Весь покрыт язвами – от темени до подошвы ног. Это про меня тут написано. Читаешь про расслабленного: а я здесь где? Я же расслабленный, я же не могу никак подняться. Я же лежу, валяюсь, не встаю. Читаешь про слепого – а ведь я же слепой! Разве я не слепой? Разве я вижу ад впереди и диавола слева и ангела справа, а под ногами – преисподнюю? Ничего я не вижу! Я слепой? Слепой, конечно. Не был бы слепым, не ошибался бы, но я же ошибаюсь. Евангелие о слепом, прокаженном, горбатом, скрюченном, лежащем у купели Силоам – это все про меня.

Надо изучать Евангелие: в нем везде Господь дает нам врачевство – это и есть заповеди Господни. Поэтому нам, христианам, необходимо набраться такого пафоса читать Божие слово, думать о нем, хранить его в сердце, как Матерь Божия делала, размышлять о нем, делиться понятым и почувствованным. Исполнять на деле его – и это будет исполнение на практике слов Господа, Который сказал: «Любящий Меня словеса Мои соблюдет, а не любящий Меня словес Моих не соблюдает». Это и есть заповеди Господни.

Мы не можем объять необъятное, Козьма Прутков совершенно прав, но мы пытаемся приблизиться к живому пониманию Божиего слова. Слово Божие живое, действенное, оно острее меча обоюдоострого, оно проходит даже до разделения души и тела, составов и мозгов, судительного помышления и намерения сердечного. Мы пытаемся войти в этот образ Божиего слова живого. Поэтому изучайте Евангелие и через него исполняйте волю Господню.

Заповеди Божии

Люди, далекие от Церкви, не имеющие опыта духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты и ограничения. Это весьма примитивный взгляд.

В Православии все гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нарушать нельзя, это приведет к большому ущербу и даже к катастрофе. И физические, и духовные законы даны Самим Богом. Мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни с предупреждениями, ограничениями и запретами, и ни один нормальный человек не скажет, что все эти предписания излишни и неразумны. Законы физики содержат немало грозных предупреждений, также и химические законы. Известна школьная поговорка: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!» Идем на работу — там свои правила техники безопасности, их надо знать и соблюдать. Выходим на улицу, садимся за руль — должны соблюдать правила дорожного движения, в которых очень много запретов. И так везде, в любой области жизни.

Свобода — не вседозволенность, а право выбора: человек может сделать неправильный выбор и очень сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасностях на жизненном пути. Как говорит апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 10, 23). Если человек игнорирует духовные законы, живет как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он теряет свою свободу, повреждает свою душу и наносит большой вред себе и окружающим. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17), — говорит Господь Иисус Христос.

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей закона Божиего:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.

Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно.

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Грехами против первой заповеди являются:

  • атеизм (отрицание Бога);
  • маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
  • язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
  • ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
  • отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью. и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.

Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.

Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2, 19). Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание. есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.

Святитель Николай Сербский. Притча

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Четвертая заповедь

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.

Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.

Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.

Шестая заповедь

Не убивай.

Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид — все это грехи против заповеди «не убий», потому что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Восьмая заповедь

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Грешим мы против девятой заповеди не только тогда, когда возводим клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, тем самым соучаствуя в грехе осуждения.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Рассказ преподобного Иоанна Савваитского

Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.

pravoslavie.ru

Популярное:

  • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]