Пени на налог на доходы физических лиц

Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению?

На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.
  • Также на основании налогового уведомления подлежит уплате НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., с которых налоговый агент не смог удержать налог, в связи с чем представил сообщение вам и в налоговые органы (пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

    Сроки уплаты налогов

    По общему правилу срок уплаты указанных налогов — не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (календарным годом), за который они исчислены. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов, полученных в 2016 г.: он подлежит уплате не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 (п. 7 ст. 6.1, ст. 216, п. п. 6, 7 ст. 228, п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 397, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

    Неуплата или несвоевременная уплата налогов по налоговому уведомлению может повлечь:

    • начисление пеней;
    • привлечение к ответственности в виде штрафа;
    • взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд.
    • Пени за неуплату налогов

      Пеня — это денежная сумма, которая будет начислена вам на сумму задолженности по налогу, если вы уплатите налог с опозданием (п. 1 ст. 75 НК РФ).

      Пени рассчитываются по формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):

      Сумма пеней = не уплаченная в срок сумма налога x количество календарных дней просрочки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

      С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% ( Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

      Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

      Такое требование должно содержать: сумму задолженности по налогу; размер пеней на момент направления требования; срок уплаты налога; срок исполнения требования; также меры по взысканию налога, которые будут приняты в случае неисполнения требования.

      Указанные в требовании суммы вы должны уплатить в течение восьми рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

      В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления этого письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ).

      Штрафы за неуплату налогов

      За неуплату налога вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40%. При этом привлечь вас к ответственности налоговый орган вправе в течение трех лет с начала календарного года, следующего за тем, в котором налог следовало уплатить (п. 1 ст. 113, ст. 122 НК РФ; Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»).

      Важно знать, что налоговый орган для привлечения вас к ответственности должен иметь доказательства, которые подтверждают совершение правонарушения: располагать документами о том, что инспекция исчислила налог в соответствии с законом, направила вам налоговое уведомление и требование, имеет подтверждение факта и даты получения уведомления.

      Последствия неисполнения требований налогового органа в срок

      При неисполнении требования в срок налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность за счет вашего имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денег (п. 1 ст. 48 НК РФ).

      Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):

    • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
    • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    При подаче налоговым органом заявления мировому судье по вашему месту жительства возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).

    Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

    Кроме того, о неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 01.06.2016 (включительно), без деления по видам налогов, налоговый орган может проинформировать вашего работодателя, а также направить ему или иному лицу, выплачивающему вам заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ (п. п. 6, 9), от 24.11.2016 N ГД-4-8/22302@).

    Неполучение налогового уведомления

    Если у вас есть имущество, которое облагается налогом, но в установленный срок налоговое уведомление вам не пришло, следует выяснить в налоговой инспекции по месту жительства или месту нахождения имущества причину неполучения уведомления. Обратиться в налоговый орган можно лично или направить информацию о неполучении уведомления через официальный сайт ФНС России, в том числе через личный кабинет (п. п. 1, 5 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@).

    При этом вы обязаны не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому не было получено налоговое уведомление. Данное сообщение не представляется в налоговый орган, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении конкретного объекта налогообложения либо не получали его в связи с предоставлением вам налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

    Если до 31.12.2016 вы представили в налоговый орган сообщение об объекте налогообложения, по которому налоговое уведомление вам не направлялось и налог вами не уплачивался, инспекция вправе начислить налог только за 2016 г. С 2017 г. данная льгота отменена, поэтому при получении сообщения об объектах налогообложения инспекция направит вам уведомление об уплате налога за три предшествующих календарных года, но не ранее момента возникновения права на объект ( абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ; ч. 5 ст. 7 Закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ; Информация ФНС России).

    Также следует отметить, что если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., то налоговое уведомление вам не направляется. Однако уведомление с суммой налога менее 100 руб. в любом случае вам направят в том году, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ).

    Что делать, если не пришло уведомление на уплату налога? >>>

    Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц? >>>

    Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

    zakonius.ru

    Начисление пеней за неуплату налога на доходы физических лиц

    Статьи по теме

    Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы физическим лицам, выступают в роли налоговых агентов и поэтому обязаны исчислять, удерживать и своевременно перечислять налог на доходы физических лиц с выплачиваемых доходов. В данной статье разъясняется официальная позиция юристов МНС России по вопросам уплаты пеней налоговыми агентами при несвоевременном перечислении ими налога на доходы физических лиц. Например, налоговый агент своевременно не перечислил налог на доходы из-за того, что не удержал этот налог, при этом денежными средствами, причитающимися государству, он не пользовался. Должен ли в этом случае налоговый агент уплачивать пени, вы узнаете, прочитав статью.

    Пени и налоговые агенты

    В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

    Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, чем это установлено законодательством о налогах и сборах, сроки.

    Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

    Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогового агента на счетах в банке, а также иного его имущества в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

    Так, согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты пеней обязанность по их уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке.

    Ответственность налогового агента

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке.

    В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

    Согласно п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” указанное в ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту, если только он имел возможность удержать соответствующую сумму налога на доходы физических лиц у налогоплательщика, поскольку удержание осуществляется из выплачиваемых последнему денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма налога удержана им у налогоплательщика.

    Взыскание недоимки по налогу с налогового агента не производится

    Если у налогового агента по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) образовалась недоимка в связи с тем, что он не удерживал у налогоплательщиков налог с выплаченного дохода, взыскание с него суммы недоимки не производится согласно приведенным ниже доводам.

    Обязанность по уплате конкретного налога в соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

    Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Обязанность исчислять и удерживать налог с доходов физических лиц возложена на налоговых агентов, выплачивающих эти доходы налогоплательщикам, на основании п. 1 ст. 226 НК РФ.

    В соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

    Исходя из изложенного, при образовании у налогового агента по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) недоимки в связи с неудержанием у налогоплательщиков сумм налога с выплаченного дохода, взыскание со счетов налогового агента суммы недоимки не производится.

    Согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

    Таким образом, налоговый агент взыскивает суммы неудержанного налога до его полного погашения из дохода, выплачиваемого физическому лицу (из любых сумм), с учетом того, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

    Необходимо отметить, что в силу статей 106, 108 и 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку пеня в соответствии со статьями 72 и 75 НК РФ не является мерой налоговой ответственности.

    Уплата пеней налоговыми агентами

    С учетом изложенных выше положений, вопросы, касающиеся правомерности начисления налоговому агенту пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, можно разделить на две группы:

    налоговый агент выплатил физическим лицам доход, но не удержал из этого дохода налог на доходы физических лиц полностью или частично;

    налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично.

    Если налоговый агент в установленный срок не перечислил налог на доходы физических лиц из-за того, что не удержал его с дохода налогоплательщика, не выполнив тем самым возложенных на него НК РФ обязанностей, он должен уплачивать пени несмотря на то, что в этом случае он не пользовался денежными средствами в виде налога на доходы физических лиц, причитающимися бюджету.

    В рассматриваемой ситуации налоговый агент освобождается от обязанности уплаты пени только в одном случае. А именно, если согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержания исчисленной суммы налога (например, доход был выплачен физическому лицу в натуральной форме, и при этом никаких денежных выплат не производилось) налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщил об этом в налоговый орган по месту своего учета, указав сумму задолженности налогоплательщика.

    Следует отметить, что невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Взыскание пени с налогового агента за неудержанные суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога) при невозможности удержания этих сумм у налогоплательщиков не производится.

    Пунктом п. 1 ст. 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

    Если налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога с этого дохода, но не перечислил ее в бюджет, в этом случае им не только нарушается обязательство по уплате налога, но и осуществляется незаконное пользование денежными средствами, причитающимися бюджету. Поэтому он обязан уплатить пени в целях возмещения ущерба, понесенного казной в результате поступления суммы налога на доходы физических лиц в более поздние, чем это установлено НК РФ, сроки.

    Во всех случаях пени удерживаются из средств налогового агента по следующим основаниям:

  • во-первых, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц;
  • во-вторых, в рассматриваемых налоговых правоотношениях субъектом отношений выступает не налогоплательщик — физическое лицо, а налоговый агент;
  • в-третьих, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
  • Пример исчисления пеней

    В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ начисление пеней производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, начиная со следующего за установленным главой 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ дня уплаты налога. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога на доходы физических лиц. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

    Работнику организации установлен оклад 9500 руб. Ежемесячно ему предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ.

    Налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате с зарплаты работника за январь — март 2002 года, составляет 3601 руб. [(9500 руб. х 3 мес. — 800 руб.) х 13%)], в том числе налог, уплаченный за январь — февраль 2002 года, — 2366 руб. [(19 000 руб. — 800 руб.) х 13%]. Таким образом, за март 2002 года организация должна перечислить налог на доходы с зарплаты этого работника в размере 1235 руб. (3601 руб. — 2366 руб.).

    Однако по ошибке в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ работнику был предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. и за март 2002 года. В связи с этим сумма налога с доходов работника, перечисленная организацией — налоговым агентом за март 2002 года, составила 1183 руб. [(28 500 руб. — 1200 руб.) х 13% — 2366 руб.].

    Денежные средства на выплату зарплаты за март 2002 года получены организацией в банке 2 апреля 2002 года.

    Недоимка по налогу в сумме 52 руб. (1235 руб. — 1183 руб.) была удержана из зарплаты работника за апрель 2002 года и уплачена в бюджет одновременно с налогом на доходы с зарплаты работника за апрель 2002 года 30 апреля 2002 года.

    Ставка рефинансирования с 9 апреля 2002 года установлена ЦБ РФ в размере 23% годовых, до этого она составляла 25% годовых.

    Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ в рассматриваемом примере организация — налоговый агент обязана была перечислить сумму налога на доходы физических лиц с зарплаты работника за март 2002 года не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату зарплаты за март 2002 года, то есть не позднее 2 апреля 2002 года.

    Следовательно, в соответствии со ст. 75 НК РФ в рассматриваемом примере пеня за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц начисляется за каждый календарный день с 3 по 30 апреля 2002 года (включительно).

    Сумма пени, подлежащая уплате одновременно или после уплаты суммы недоимки по налогу на доходы, составляет 1,14 руб. (52 руб. х 25% : 300 х 6 дн. + 52 руб. х 23% : 300 х 22 дн.).

    www.rnk.ru

    КБК по НДФЛ на 2018 год в таблице

    Какие коды бюджетной классификации по НДФЛ на 2018 год утверждены? На какие КБК вносить налог на доходы физических лиц с зарплаты, отпускных и прочих выплат? Приведем удобную таблицу с КБК по НДФЛ на 2018 год. Также в статье вы можете ознакомиться с образцом платежного поручения на уплату НДФЛ.

    Когда перечислять НДФЛ в 2018 году

    Общее правило

    По общему правилу, заплатить в 2018 году НДФЛ нужно не позднее дня, следующего за днем выплаты работнику (физическому лицу) дохода. Так, допустим, зарплату за январь 2018 года работодатель выплатил 9 февраля 2018 года. Датой получения дохода будет 31 января 2018 года, датой удержания налога – 9 февраля 2018. Дата, не позднее которой нужно заплатить НДФЛ в бюджет, в нашем примере – 12 февраля 2018 года (поскольку 10 и 11 число – это суббота и воскресенье).

    Пособия и отпускные

    НДФЛ, удержанный из пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за больным ребенком, а также с отпускных, нужно перечислить не позднее последнего числа месяца, в котором был выплачен доход. Например, сотрудник уходит в отпуск с 6 по 23 марта 2018 года. Отпускные ему были выплачены 1 марта. В этом случае датой получения доходов и датой удержания НДФЛ является 1 марта, а последней датой, когда НДФЛ должен быть перечислен в бюджет – 30 марта 2018 года.

    КБК в 2018 году: таблица

    В 2018 году произошли некоторые изменения в части КБК. См. «Изменения по КБК в 2018 году». Однако КБК по НДФЛ за сотрудников в 2018 году не изменились и остались точно такими же. Не претерпели поправок и КБК по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей. Приведем в таблице актуальные основные КБК на 2018 года по подоходному налогу.

    Таблица с КБК на 2018 года по НДФЛ

    buhguru.com

    Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц


    Начисление пеней и привлечение к налоговой ответственности
    налогового агента за неуплату налога на доходы физических лиц

    Л.А. Панина,
    советник налоговой службы I ранга

    Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

    Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

    Статьей 57 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Уплата пени является способом обеспечения обязательств. Основное назначение пени состоит в освобождении кредитора от необходимости доказывать размер подлежащих возмещению убытков. Для взыскания пени достаточно доказать только сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

    Пеня — это определенная законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе и в случае просрочки исполнения. При этом кредитор при предъявлении требования об уплате неустойки не обязан доказывать причинение ему убытков. Пеня представляет собой неустойку, исчисляемую непрерывно, нарастающим итогом.

    Конституционным Судом Российском Федерации в п. 5 мотивировочной части постановления от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”» определяется, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорность порядка взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица следует из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

    Этот вывод Конституционного Суда Российской Федерации нашел отражение и в постановлении от 15.07.1999 N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”»; так, в п. 3 мотивировочной части Постановления определено, что с учетом положений ст. 57 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

    Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

    Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

    В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

    Так, согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

    Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке.

    Так, ст. 123 НК РФ установлено, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

    Пунктом 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

    При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что вышеуказанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, если у него была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.

    Таким образом, ответственность, установленная ст. 123 НК РФ, применяется в случае, если у налогового агента была возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

    В случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание с налогового агента указанной суммы недоимки не производится согласно нижеприведенным доводам.

    В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена согласно НК РФ на налогового агента (п. 2 ст. 45 НК РФ), то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

    Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

    Исходя из вышеизложенного в случае образования у налогового агента недоимки по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) в связи с неудержанием у физических лиц сумм налога с выплаченного дохода взыскание со счетов налогового агента вышеуказанной суммы недоимки не производится.

    При этом налоговый агент обязан взыскать с физических лиц согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с них или удержанные не полностью, до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

    В силу ст. 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

    В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку пеня не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 НК РФ).

    С учетом вышеизложенных положений вопросы, касающиеся правомерности начисления налоговому агенту пеней за не удержанный полностью налог на доходы физических лиц, частично не удержанный налог вследствие арифметической или иной ошибки, удержанный с дохода, но неперечисленный налог, удержанный с дохода, но перечисленный частично налог, имеют следующие решения.

    Эти вопросы можно разделить на две группы отношений:

    1) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, но не удержал из него налог на доходы физических лиц полностью или частично;

    2) налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично.

    Рассмотрим первую группу отношений.

    Если налоговый агент не выполняет возложенных на него обязанностей НК РФ по исчислению, удержанию у налогоплательщика суммы налога с выплаченного физическим лицам дохода, то возникает ситуация, при которой налоговый агент фактически нарушает свое обязательство по уплате в установленный настоящим Кодексом срок сумм налогов; тем самым на налогового агента как на должника перед государством в лице налоговых органов, выступающих в качестве кредитора, ложится обязанность уплаты пени.

    В рассматриваемой группе отношений налоговый агент освобождается от обязанности уплаты пени только в случае, если согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств он письменно сообщит в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

    В связи с этим взыскание пени с налогового агента за неудержанные суммы налога на доходы физических лиц (подоходного налога) при невозможности удержания их у налогоплательщиков не производится.

    Если налоговый агент не направил в налоговый орган письменного сообщения, то в соответствии со ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, налоговый агент привлекается к налоговой ответственности.

    Привлечение налогового агента к вышеуказанной ответственности не освобождает его от уплаты пени.

    Рассмотрим вторую группу отношений.

    Если налоговый агент выплатил физическим лицам доход, исчислил и удержал причитающуюся сумму налога, но не перечислил ее в бюджет полностью или частично, то в этом случае налоговым агентом не только нарушается обязательство по уплате налога как должника перед государством в лице налоговых органов как кредитора, но и осуществляется незаконное пользование чужими денежными средствами, в результате которого налоговый агент обязан уплатить пени в целях возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения обязательства.

    Как в первой, так и во второй группах отношений пени удерживаются из средств налогового агента, так как: во-первых, налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налог на доходы физических лиц; во-вторых, в рассматриваемых налоговых правоотношениях субъектом отношений выступает не налогоплательщик — физическое лицо, а налоговый агент; в-третьих, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

    Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

    www.nalvest.com

    Популярное:

    • Закон об областном бюджете новгородской области Закон Новгородской области от 28 декабря 2016 г. N 61-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (с изменениями и дополнениями) Закон Новгородской области от 28 декабря 2016 г. N 61-ОЗ"Об областном […]
    • Налог рассчитан не верно Что делать, если налоговый орган неправильно рассчитал налог? Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налогового уведомления. Также по уведомлению уплачивается НДФЛ с доходов, […]
    • Бридж 36 карт правила Количество колод: 2 Количество карт в колоде: 52 Количество игроков: 4 Старшинство карт: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т. Цель игры: набрать максимальное количество пунктов в записи. Правила игры. Данные правила игры утверждены […]
    • Сосуды работающие под давлением правила рб Форум инженеров по охране труда Беларуси Утверждены Правила по обеспечению промышле. admin 02 Фев 2016 Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 года № 7 утверждены Правила по […]
    • Госпошлина расчет калькулятор арбитражный суд Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами […]
    • Закон 69 оз Закон Ивановской области от 6 апреля 2005 г. N 69-ОЗ "О государственной гражданской службе Ивановской области" (принят Законодательным Собранием 24 марта 2005 г.) (с изменениями и дополнениями) Закон Ивановской области от 6 апреля 2005 г. […]
    • Правила площадь круга Округление чисел Числа округляют, когда полная точность не нужна или невозможна. Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце. Натуральные числа округляют до десятков, […]
    • Заявление загс форма 7 Заявление загс форма 7 Электронную форму бланка заявления, соответствующую форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.98 №1274, Вы можете взять здесь: Заявление распечатывается с оборотом в одном экземпляре. Заявление […]