Юрист медицинские дела

Практика по спорам об обязании заключить договор социального найма жилого помещения

Федеральные нормативные правовые акты:

Жилищный кодекс РФ

— ст. 10 «Основания возникновения жилищных прав и обязанностей»

— ст. 49 «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»

— ст. 59 «Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире»

— ст. 60 «Договор социального найма жилого помещения»

— ст. 61 «Пользование жилым помещением по договору социального найма»

— ст. 62 «Предмет договора социального найма жилого помещения»

— ст. 64 «Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением»

— ст. 67 «Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма»

— ст. 69 «Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма»

— ст. 70 «Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи»

— ст. 71 «Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи»

— ст. 82 «Изменение договора социального найма жилого помещения»

— ст. 83 «Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения»

— ст. 86 «Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома»

— ст. 89 «Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением»

— ст. 92 «Виды жилых помещений специализированного жилого фонда»

— ст. 99 «Основания предоставления специализированных жилых помещений»

Гражданский кодекс РФ

— ст. 672 «Договор найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования»

— ст. 686 «Замена нанимателя в договоре найма жилого помещения»

Ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»

Нормативные правовые акты г. Москвы:

Ст. ст. 28 — 43 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 «Основы жилищной политики города Москвы»

Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Постановление Правительства Москвы от 19.12.2012 N 743-ПП «О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 07.08.2007 N 662-ПП «Об утверждении Регламента подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 25.12.2007 N 1181-ПП «Об обеспечении заключения договоров социального найма с гражданами, жилые помещения которым предоставлены до 1999 г. по ордерам или на основании иных актов органов исполнительной власти города Москвы» (вместе с «Перечнем мероприятий по выполнению графика заключения договоров социального найма с гражданами, жилые помещения которым предоставлены до 1999 г. по ордерам или на основании иных актов органов исполнительной власти города Москвы»)

Федеральная судебная практика:

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными.

(П. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»)

Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

(П. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»)

Если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение.

(П. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»)

Требование о заключении договора социального найма удовлетворено, так как спорная квартира была предоставлена истцу до ее передачи из федеральной в муниципальную собственность, жилье утратило статус служебного.

(Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2016 N 60-КГ16-2)

Законодательством не предусмотрена возможность заключения отдельного договора социального найма на часть жилого помещения с бывшими членами семьи нанимателя.

(Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2014 N 18-КГ13-164)

Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

(Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N 5-В08-69)

Отсутствие письменного согласия нанимателей-родителей истца на его вселение в квартиру, о которой возник спор, без учета конкретных обстоятельств дела, в том числе длительности проживания в этой квартире, само по себе не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

(Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N 5-В08-114)

Регистрация истцов по месту жительства в других помещениях без реального проживания не препятствует признанию права пользования на иное жилье, если между собственником и пользователем помещения возникли фактические отношения по договору социального найма.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 5-КГ14-167)

Практика Московского городского суда:

Истец и члены семьи истца на законных основаниях владеют и пользуются спорной квартирой длительное время, в установленном законом порядке открыт финансовый лицевой счет на всю квартиру, истец оплачивает коммунальные услуги за пользование всей квартирой, факт отсутствия ордера на вселение в одну из комнат подтвержден справкой МФЦ. При этом в материалах дела не содержится сведений, подтверждающих, что ордер на данную комнату не выдавался, имеющимися в деле доказательствами подтвержден лишь факт того, что указанный ордер не передавался истцу.

Кроме того, доказательств, свидетельствующих о незаконности передачи спорной квартиры истцам, в ходе рассмотрения дела не представлено и в материалах дела не содержится, а отсутствие ордера не является основанием для отказа в заключении договора социального найма.

(Постановление Президиума Московского городского суда от 07.10.2016 по делу N 44г-132/2016)

Снятие с регистрационного учета не является основанием для признания физического лица утратившим право пользования квартирой, а равно и выселения из нее. Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

(Определение Московского городского суда от 05.05.2015 N 4г/1-4077)

Совместное проживание супругов, один из которых является нанимателем квартиры, не означает предоставления второму супругу жилищных прав в отношении этой квартиры.

Семейные отношения по жилищному законодательству сами по себе не являются основанием для возникновения жилищных прав. Более того, семейное законодательство допускает как совместное, так и раздельное проживание супругов (ст. 31 СК РФ).

(Определение Московского городского суда от 02.10.2015 N 4г/3-9717/15)

Само по себе отсутствие в настоящее время ордера на спорное жилое помещение (например, в случае его утери) не может свидетельствовать о незаключенности договора найма жилого помещения, подтверждением заключения которого является открытый на имя истца финансово-лицевой счет, квитанции об оплате коммунальных услуг эксплуатирующей организации.

(Определение Московского городского суда от 28.05.2015 N 4г/7-5151/15)

Требование о заключении договора социального найма не было удовлетворено, так как супруга истца совершила сделку по отчуждению жилого помещения, в результате которой ухудшились жилищные условия истца и его семьи.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

(Определение Московского городского суда от 13.10.2014 N 4г/1-7880)

Отказывая в удовлетворении искового требования, суд указал, что на момент предоставления истцу спорная квартира имела статус общежития, при этом данный статус не изменен и не прекращен. Доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение выбыло из состава специализированного жилищного фонда, в связи с чем изменило свой статус и относится к жилищному фонду социального использования, в ходе судебного разбирательства не представлено и судом не добыто.

(Определение Московского городского суда от 31.10.2016 N 4г-12311/2016)

Оплата коммунальных услуг и длительное проживание на спорной жилой площади не влекут возникновения у истцов права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.

(Определение Московского городского суда от 03.10.2016 N 4г-7641/2016)

Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Отказ в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения, переданного в собственность органов местного самоуправления, но в отношении которого не принято решение о его исключении из специализированного жилищного фонда и правовой статус которого не изменен, неправомерен, поскольку жилые помещения при передаче их в ведение органов местного самоуправления утрачивают статус общежитий в силу закона (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2016 по делу N 33-12324/2016)

Временная регистрация и проживание в жилом помещении не могут являться основанием возникновения жилищных правоотношений по договору социального найма.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.01.2016 по делу N 33-1473/2016)

Переход права собственности на жилое помещение к г. Москве не свидетельствует об изменении его правового статуса. В частности, служебные помещения в подобных случаях остаются служебными. Исходя из этого, если истец проработал на предприятии или в организации, предоставившей ему служебное жилье, 10 и более лет, с ним должен быть заключен договор социального найма.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2015 по делу N 33-9691)

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма принимается во внимание только в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятых гражданами на законных основаниях, и не может повлечь отказ в заключении договора социального найма.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 24.04.2015 по делу N 33-15574/2015)

Закон запрещает использовать освободившуюся комнату в коммунальной квартире в качестве жилищного фонда коммерческого использования при наличии проживающих в той же квартире граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения и имеющих право в соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ на предоставление освободившейся комнаты по договору социального найма.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 06.05.2015 по делу N 33-7865)

Коротко о важном:

— об обязании заключить договор социального найма.

— о признании права пользования жилым помещением.

— Иск по данной категории споров следует предъявлять к собственнику жилого помещения, либо уполномоченному органу, осуществляющему функции по заключению договоров социального найма. В Москве таким органом является Департамент городского имущества (далее — ДГИ) г. Москвы (правопреемник Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП) (например, Определения Московского городского суда от 30.09.2016 N 4г-11370/2016, от 30.06.2016 N 4г-7024/2016).

— Анализ судебной практики по данной категории споров позволяет сделать вывод о том, что чаще всего иски об обязании к заключению договора социального найма предъявляются:

— при переоформлении договоров найма (аренды, безвозмездного пользования) помещений, предоставленных из числа служебных помещений;

— при перезаключении договоров, оформленных на помещения из специализированного жилищного фонда (общежития);

— при признании права пользования жилым помещением, когда истец был вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи (супруг, родители, дети (чаще вселенные до достижения совершеннолетнего возраста)).

— Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Такие помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем (в том числе по договору социального найма). Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения. При этом согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Требовать заключения договора социального найма в отношении такого жилого помещения целесообразно только после его исключения из категории специализированного жилья. Исключение составляют случаи, когда служебные жилые помещения передаются в ведение органов местного самоуправления. В таком случае они утрачивают статус общежитий в силу закона (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») и требовать заключения договора социального найма в их отношении можно, не дожидаясь решения об их исключении из специализированного жилищного фонда (например, Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2014 N 48-КГПР13-8).

— В исковое заявление нецелесообразно включать требование о заключении договоров социального найма с каждым лицом, проживающим в одной из квартир дома, расселяемого в связи со сносом. Законодательство не предусматривает возможности предоставления таким лицам отдельных квартир.

— Если в рамках улучшения жилищных условий квартира была предоставлена на основании договора коммерческого найма, не предусматривающего заключение в дальнейшем договора социального найма, в требовании заключить такой договор, скорее всего, будет отказано (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2016 по делу N 33-8649/2016).

Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Учитывая это, статус жилого помещения с 01.01.2017, в соответствии с п. 1 ст. 28 указанного Закона, можно подтвердить выпиской из ЕГРН.

— Рассматриваемая категория споров относится к спорам неимущественного характера. Соответственно, государственная пошлина при подаче искового заявления от имени физического лица составит 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

— Не рекомендуется предъявлять требование о заключении отдельного договора социального найма в отношении фактически занимаемого жилого помещения, в котором проживают другие лица и в отношении которого уже заключен договор социального найма. Дело в том, что подобные требования фактически являются требованиями об изменении действующего договора социального найма. В такой ситуации суд, скорее всего, откажет в удовлетворении иска (подробнее см. материалы спора «Об изменении договора социального найма жилого помещения»).

— Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не зависит от согласия наймодателя. Отсутствие письменного заявления нанимателя на вселение своего супруга, детей и родителей не лишает последних права пользования жилым помещением и не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма (ст. 70 ЖК РФ; например, Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N 5-В08-114; Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2008 N ГКПИ07-1022).

— Проживание в жилом помещении без регистрации по месту жительства и при отсутствии законных основания для вселения не считается судами основанием для заключения договора социального найма. Таким образом, временное проживание в жилом помещении без соблюдения процедуры вселения не является основанием для заключения договора социального найма (например, Определение Московского городского суда от 27.01.2016 N 4г-0451/2016).

— Стоит иметь в виду, что минимальный размер жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления (в г. Москве не менее 18 квадратных метров на человека (ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29)) и количества членов семьи. При этом согласно ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, если у кого-то из членов семьи в собственности есть жилое помещение, оно учитывается при расчете площади предоставляемого помещения (площадь предоставляемого помещения уменьшается на площадь помещения, находящегося в собственности члена семьи).

— Упомянутое выше правило о норме предоставления жилья не применяется в отношении жилых помещений, предоставленных по договору субаренды или в качестве служебных (10 и более лет назад). Нередко суды отказывали в заключении договора социального найма в отношении таких помещений, ссылаясь на п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП. Согласно этой норме договор социального найма в отношении указанных помещений заключается только при условии, что занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышают размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29. Однако Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2013 N 5-АПГ13-8 п. 1.1 Постановления N 711-ПП был признан противоречащим закону и недействительным, вследствие чего он не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.07.2016 по делу N 33-26300/2016).

— Анализ положений ст. ст. 50 — 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяет сделать вывод о том, что такой критерий, как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятых гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.07.2016 по делу N 33-26300/2016).

— При решении вопроса о заключении договора социального найма в отношении жилых помещений, ранее предоставленных по договорам субаренды или в качестве служебных, стоит обратить внимание суда на то, что согласно п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП, нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является обязательным условием для предоставления ему жилого помещения. Для заключения договора социального найма достаточно подтвердить наличие десятилетнего стажа работы в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-11517).

— Отказ в заключении договора социального найма с лицами, выселенными из муниципального жилья в связи со сносом дома, нарушает их право на заключение договора социального найма. В этом случае необходимо обратить внимание суда на положения ст. 86 ЖК РФ, закрепляющей такое право (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2015 по делу N 33-11859).

— Необходимо помнить, что к специализированному жилому фонду относятся не только служебные жилые помещения, но и другое жилье, предоставляемое отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (например, специально оборудованное жилье, предоставляемое инвалидам). Договор социального найма в отношении таких жилых помещений заключен быть не может (например, Определение Московского городского суда от 08.10.2015 N 4г/4-10826/15).

— Утрата государственными органами ордера не является основанием для отказа в удовлетворении требований о заключении договора социального найма (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2016 по делу N 33-18635/2016).

Для принятия решения в пользу истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

legascom.ru

Обязательные медицинские осмотры: ответственность нанимателей и работников

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист, Александра ФЕДЧЕНКО, юрист 11 Март 2013 .

Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.

Вопросы правового регулирования обеспечения здоровья и безопасных условий труда в связи с внедрением новых технологий производства приобретают сегодня повышенную актуальность.

Нормативная база

Предупреждению профессиональных заболеваний, негативного воздействия производственных факторов на течение общих (непрофессиональных) заболеваний, а также проведению своевременных реабилитационных мероприятий и улучшению условий труда способствуют закрепленные в законодательстве Республики Беларусь правила, касающиеся медицинских осмотров работников. Основными нормативными правовыми актами в сфере правового регулирования проведения медицинских осмотров являются:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
  • Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда);
  • Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарно-эпидемическом благополучии населения);
  • Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее — Инструкция).
  • Кроме того, в качестве примера отраслевого регулирования, можно также выделить:

    • Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
    • Инструкцию о порядке проведения в гражданской авиации предполетного медицинского осмотра членов экипажа и диспетчеров управления воздушным движением перед заступлением на дежурство, утвержденную приказом Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 10.09.1996 № 103.
    • Проведение обязательных медицинских осмотров (далее — обязательные медосмотры) является одним из основных требований охраны труда. В соответствии с п. 10 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья. В свою очередь, работник в соответствии с п. 4 ст. 232 ТК обязан проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры. Указанные нормы конкретизируются в ст. 228 ТК, согласно которой наниматель обязан организовать проведение указанных медосмотров работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудше­нии состояния их здоровья.

      Порядок прохождения медосмотров

      Одним из ключевых нормативных актов в этой сфере является названная Инструкция.

      Пункт 2 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

      Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1–3 к Инструкции, которые содержат в себе:

    • перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);
    • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);
    • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.
    • С целью защиты прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, абзацем 3 п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005
      № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» установлена обязанность требовать от граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, предоставления ими документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующего вида работ. Названная гарантия продублирована в ст. 21 Закона об охране труда, и реализована в Инструкции, согласно п. 14 которой периодические медосмотры граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, проводятся индивидуально на основании направления работодателя в организацию здравоохранения. Хотя следует обратить внимание, что в соответствии с п. 43 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359, при изложении правовых норм следует избегать дублирования нормативных предписаний по одному и тому же вопросу.

      С целью организации периодических медицинских осмотров п. 16 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ
      (Приложения 1–3 к Инструкции). Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.

      Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 23 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условий труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

      Следует обратить внимание, что п. 11 Инструкции устанавливает особое требования для лиц, направляемых на работы вахтовым методом — они обязаны пройти предварительный медосмотр не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы. В остальных случаях в соответствии с п. 12 и 15 Инструкции периодические медицинские осмотры в зависимости от характеристики работы выполняются в следующие сроки:

      — работники, занятые в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проходят периодические медосмотры 1 раз в 5 лет;

      — работники, занятые на работах, для выполнения которых обязательны медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, проходят периодические медосмотры 1 раз в год;

      — работники при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проходят периодические медосмотры в сроки, установленные в вышеназванных Перечне факторов и Перечне работ.

      В случае отсутствия прямого указания на сроки проведения периодических медосмотров в Перечне факторов согласно абзацу 3 п. 12 Инструкции, они проводятся с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, а именно:

    • 1 раз в год — в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
    • 1 раз в 2 года — в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
    • 1 раз в 3 года — в случае допустимых условий труда (класс 2).

    Часть 2 ст. 228 ТК предусматривает предоставление работникам правовых гарантий на время прохождения медицинских осмотров в виде сохранения места работы (должности) и среднего заработка.

    В соответствии с п. 5 Инструкции обязательные медосмотры проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими выданное в порядке, предусмотренном законодательством, специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность).

    Если работник отказывается…

    В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья к работам с вредными и неблагоприятными производственными факторами.

    Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации названной обязанности нанимателя, позволяющий применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.

    В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.

    Отстранение от работы (недопуск к работе) по вышеназванному основанию будет осуществлен нанимателем и в том случае, если работник не прошел обязательный медосмотр не по своей вине. Например, в случае если в нарушение п. 9 Инструкции наниматель не выдал лицу, поступающему на работу, соответствующее направление на обязательный медосмотр, а также в случае болезни работника или если имели место иные уважительные причины, препятствовавшие прохождению медосмотра. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 49 ТК в этих случаях работнику будет произведена оплата за все время отстранения от работы в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).

    Следует обратить внимание, что в случае отстранения работника от работы в соответствии со ст. 49 ТК без достаточных на то оснований, на должностное лицо, виновное в незаконном отстранении от работы, возлагается обязанность возместить причиненный ущерб, что закреплено в ст. 245 ТК. В соответствии со ст. 244 ТК при таких обстоятельствах размер ущерба, причиненного работнику, будет равен размеру среднего заработка за все время незаконного отстранения от работы.

    В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком согласно ст. 197 ТК (противоправным, виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей), наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.

    Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

    До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).

    В соответствии с правилами ст. 199–200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее 6 месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 198, п. 4 ст. 42 ТК. В качестве обязательного условия применения такой меры п. 4 ст. 42 ТК указывает факт применения ранее к работнику мер дисциплинарного взыскания. Таким образом, работник, отказавшийся от прохождения обязательного медосмотра, может быть уволен, если к нему уже применялась любая из мер дисциплинарного взыскания вне зависимости от характера совершенного ранее проступка. При принятии решения об увольнении работника на основании ч. 4 ст. 42 ТК, безусловно, следует учитывать, что работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию при его погашении в соответствии со ст. 203 ТК, а именно, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

    «Личный юрист», № 1/2012

    statut.by

    Популярное:

    • Будет ли пенсия при отсутствии стажа Какая пенсия в Израиле? Некоторые граждане России могут стать репатриантами в Израиле. Но что их ждет и какая пенсия в Израиле, стоит рассмотреть более подробно. Например, средний возраст, в котором люди могут выходить на пенсию, […]
    • Налог в 1998 году История НДФЛ в России За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с […]
    • Пдд пункт 124 штраф Что грозит за нарушение правил маневрирования? Соблюдение правил маневрирования является одним из важнейших условий безопасности дорожного движения. К маневрам относятся движение задним ходом, перестроение, поворот или остановка (п. 8.1 […]
    • Именинник правила II. Двойные согласные § 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс […]
    • Работа псков проживание Гросс/год: 65 000 руб. Грузчик (с проживанием и питанием) Медсестра на вахту с бесплатным проживанием УКСC Федеральная сеть частных пансионатов для пожилых • Псков Рабочий на производство (вахта с проживанием) мясницкий ряд • […]
    • Как рассчитать декретный пособия Расчет декретных выплат Новый порядок назначения и расчета суммы декретных выплат, вступивший в силу с 1 января 2011 года, предполагает использование утвержденного Правительством РФ правила определения размера пособия по беременности и […]
    • Гарантии при расторжении трудового договора с несовершеннолетними Гарантии при расторжении трудового договора с несовершеннолетними Трудовые отношения с несовершеннолетними прекращаются в случаях, предусмотренных законодательством или самим договором (статьи 77-84 ТК РФ и 76-116 ЗоТД РЭ). В Эстонской […]
    • Переселение этаж Равноценная квартира при переселении из аварийного жилья Здравствуйте!Моя квартира находится на 2 этаже в аварийном доме.Жильё собираются сносить,а людей переселять в новостройку.Мне предлагают квартиру на 1 этаже,а меня это не […]