Кремневое орудие труда используемое как правило при обработке шкур 8 букв

Кремневое орудие труда используемое как правило при обработке шкур 8 букв

Приложение 2. Алгоритм сократической беседы о предмете психологии и ее отраслях

Приложение 3. Методика формирования понятия “человек”

Приложение 4. Примерные планы уроков по теме “Происхождение человека — вненаучные представления”

Приложение 5. Примеры заданий для учащихся

Относительно этих предметов догматический
тон к лицу только шарлатанам; но тут важно
иметь свое собственное понимание и
установить его со всей зрелостью суждения,
на какую только мы способны.

Вводные замечания

История человеческого рода начинается с появления первых людей на земле и продолжается до настоящего времени. В ее изучение вносят вклад многие науки, рассматривающие разные стороны (свойства) человека и всего того, что он создает (культура). Задача состоит в том, чтобы ясно представить все этапы развития человека и общества и дать ответы на вопросы: какими были наши предки, какой природный мир их окружал (климат, ландшафты, растения, животные) и как они жили в этом мире. Решив эту задачу, человек будет иметь право сказать, что он не что иное, как эволюция, осознавшая саму себя (Фридрих Шеллинг, Джулиан Хаксли, Тейяр де Шарден).

По современным оценкам, история человеческого рода, то есть история рода Гомо, охватывает 2,53 млн лет. Говорить о столь длинной истории значит нарушать давнюю традицию: относить к истории и историческому времени только последние примерно 6 тысяч лет. На чем основывалась эта традиция? Во-первых, на библейских представлениях о возрасте мира. Опираясь на Библию, английский ученый и священнослужитель 17 века Дж. Лайтфут рассчитал, что мир был создан за 4004 г. до Рождества Христова. Подобные расчеты предпринимались еще в первые века н.э. В 221 г. Секст Юлий Африканский в своей “Хронографии” установил, что Иисус Христос родился в 5500 г. от “сотворения мира”. На Руси летосчисление основывалось на византийской эре, которая была создана при императоре Констанции в 353 г. Византийская эра вела летосчисление с воскресенья 1 сентября 5509 г. до н.э. Еврейский календарь использует “иудейскую эру”, или “эру от Адама”. За начало иудейской эры принимается 7 октября 3761 г. до н.э. по юлианскому календарю.

Во-вторых, само слово история в древнегреческом языке означало наблюдение, исследование и описание текущих событий. Историк выступал в роли свидетеля происходящего. Со временем эти события уходят в прошлое, соответственно старятся и истории, которые становятся историческими источниками. Создаваемая на их основе наука принципиально будет ограничена событиями, которые моложе самой письменности. После того как появились вещественные доказательства о длительной эпохе пер. вобытных людей, возник соблазн назвать “доисторией” или “предысторией” тот период жизни человечества, когда еще не было письменности. В этом смысле говорят, к примеру, о доисторической археологии и доисторическом человеке.

В настоящее время никто уже не настаивает на ограничении исторического знания лишь письменным периодом, и в качестве важнейших источников информации о прошлом широко используются палеоантропологические, археологические, лингвистические и прочие данные. Тем не менее литературная традиция использования терминов доистория и предыстория живет и процветает.

Казалось бы, всякая история должна иметь начало. Но начало истории человечества имеет особый характер. Его принципиально нельзя установить столь же точно, как начало эры от “сотворения мира”. Главная причина этого не в давности событий, отсутствии свидетелей или в недостатке вещественных доказательств. Все перечисленное — лишь отягчающие обстоятельства, а причина в том, что само понятие начала не применимо к эволюционным, медленным и постепенным процессам формирования новых видов живых существ. Собирая по крупицам следы существования давно исчезнувших предков современного человека, ученые — палеоантропологи и археологи — стремятся уяснить и показать, как изменялся человек и его жизнь в течение нескольких миллионов лет. И несмотря на огромные успехи, ученые вряд ли когда-нибудь перестанут спорить о границе между человеком и животным.

После античных философов исследование проблемы происхождения человека прекратилось на долгое время. Даже для 17 века вполне типичным является высказывание английского философа Томаса Гоббса (1588— 1679): “. Возникновение мироздания и его расчленение никому, кроме творца, неизвестны. Поэтому-то мы и верим, что сотворение мира произошло так, как об этом рассказывает Моисей в святом законе” (Гоббс, с. 222).

В середине 18 столетия Карл Линней в своей классификации животного мира поместил человека в отряд приматов вместе с обезьянами и полуобезьянами. Никаких выводов о наличии общих предков у человека и обезьян или о происхождении человека от обезьяны Линней не делал. Разъясняя смысл “Системы природы”, он остроумно писал, что стремился показать план, которым руководствовался Бог, когда создавал мир. Спорить библейским представлением о божественном сотворении человека Линней и не пытался. Большинство его современников должны были находить ответ на вопрос о происхождении человека исключительно из господствующих в их культуре религиозных представлений. Наука старательно обходила данный вопрос, лишь изредка он затрагивался в трудах европейских философов, которые отлично понимали, что их ждут неприятности, если они будут открыто излагать идеи, противоречащие христианским догматам. Нередко авторы, высказывающие оригинальные идеи, в качестве меры предосторожности скрывали свое настоящее имя. Так поступал, например, Ж.О. Ламетри. Печатные труды выходили либо анонимно, либо под псевдонимом (вымышленным именем), либо под чужим именем (например, известного, но уже умершего человека). Другие философы, хотя и не скрывали своего имени, тщательно маскировали идею об естественном происхождении человека многословием и иносказаниями. Примером могут служить “Идеи к философии истории человечества” И.Г. Гердера. Немногие могли бы уяснить подлинные идеи этой работы и неспроста И. Кант в своей рецензии на нее обращает внимание на следующую мысль Гердера: человек — “дитя всех элементов и сущностей, их самая избранная суть и как бы цвет земного творения, мог быть только последним любимцем природы, для создания которого и встречи с которым должно было быть пройдено много ступеней развития и превращений” (Кант, с. 40).

Французские философы отвергали религиозное учение о происхождении человека решительнее и откровеннее. Вместо него предлагалась гипотеза зоологического происхождения человека, утверждающая, что человек произошел от какой-то древней обезьяны. Однако не все сторонники этой гипотезы оптимистично оценивали шансы науки доказать ее. Например, Поль Гольбах писал, что “человеку не дано знать все; ему не дано знать свое происхождение” (Гольбах, с. 129).

Развернутое изложение гипотезы зоологического происхождения человека мы найдем у Ламетри в сочинении “Человек и машина” (1747):

“Истинные философы согласятся со мной, что переход от животных к человеку не очень резок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков? Животным особого вида, у которого было меньше природного инстинкта, чем у других животных, царем которых он себя тогда не считал; он отличался от обезьяны и других животных тем, чем обезьяна отличается и в настоящее время, то есть физиономией, свидетельствующей о большей понятливости. Ограничиваясь. интуитивным знанием, он замечал только формы и цвета, не умея проводить между ними никаких различий; во всех возрастах сохраняя черты ребенка, он выражал свои ощущения и потребности так, как это делает проголодавшаяся или соскучившаяся от покоя собака, которая просит есть или гулять. Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался необделанный алмаз нашего ума. Но кто заговорил впервые? Кто был первым наставником рода человеческого? Кто изобрел способ использовать понятливость нашего организма? Я не знаю этого: имена этих первых счастливых гениев скрыты в глубине времен» (Ламетри, с. 190— 191).

Чтобы гипотеза, то есть более или менее правдоподобное предположение, превратилась в научную картину, нужны неопровержимые факты. Хорошая гипотеза сама помогает поиску фактов, тогда как из рассуждений Ламетри совершенно не ясно, где и что следует искать. Пройдет еще одно столетие, прежде чем ученые приступят к систематическим исследованиям, а до тех пор авторитетные ученые будут относиться к сообщениям о случайных находках костей и орудий труда якобы допотопных людей с не меньшим сомнением, чем в наше время относятся к слухам о космических пришельцах.

До середины 19 века поисками следов, как тогда говорили, допотопных людей занимались в основном энтузиасты-любители, не имевшие специального научного образования. Назовем, к примеру, двух английских археологов-любителей: антиквара Джона Фрера, еще в 1790 г. сообщившего об открытии кремневых орудий, и сельского пастора Мак-Инери, в 1825 г. раскопавшего кремневые орудия в Кентской пещере близ г. Торкей. Любителем был и француз Жак Буше де Перт (1788—1868), директор таможенного бюро города Аббевиль, расположенного на реке Сомме. В 1836 г. этот всеми уважаемый в городе человек вдруг увлекся археологией и посвятил ей весь остаток своей жизни. К тому времени в окрестностях Аббе-виля, на берегу реки и в каменоломнях, уже неоднократно попадались камни из кремня со следами обработки. Буше де Перт взялся доказать, что эти камни являются орудиями труда допотопных людей. Он выступал с докладами, устраивал демонстрации камней, писал книги, в которых, однако, правильные мысли переплетались с нелепыми заблуждениями. Скептически настроенные ученые чаще обращали внимание на заблуждения, уличая его в элементарной научной безграмотности, и отказывались верить очевидным фактам. “Работа человека над камнем совершенно очевидна, но я один, кто это признает”, — записал он в своем дневнике. Только в конце 50-х годов эти факты получили признание у специалистов.

Вскоре Буше де Перт был признан в качестве основателя доисторической археологии (счем, однако, не согласны английские патриоты, пытающиеся утвердить в этом звании Джона Фрера). С большим уважением о Буше де Перте отозвался Ч. Дарвин в своей книге “Происхождение человека и половой подбор” (1871—1896): “Глубокая древность человека была в новейшее время доказана работами целого ряда авторитетов, начиная с Буше, а этот факт составляет необходимую основу для верного понимания происхождения человека” (Дарвин, с. 4). Таким образом, научный период в изучении загадки происхождения человека отсчитывается примерно от середины 19 столетия.

От Человека умелого к Человеку разумному

Почти 150 лет, прошедшие с начала археологических и антропологических изысканий в области доистории, дали столь обильный материал, что (несмотря на ощутимые пробелы) потребовалось немалое искусство при его обобщении и классификации, чтобы не захлебнуться в море фактов и океане мнений о них.

В пределах подсемейства гоминин путь эволюции, ведущий к современному человеку, стартует с австралопитека, затем следуют Человек умелый (хабилис), человек прямоходящий (питекантроп), далее Человек разумный (включая протонеандертальского, неандертальского и, наконец, кроманьонского человека). Групповой портрет указанной части подсемейства гоминин можно видеть на рис. 1. Несколько упрощенно картина эволюционного развития и распространения человека по континентам представлена на схеме.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА

Незаполненные места на схеме означают отсутствие или неопределенность свидетельств о существовании человека. В большинстве случаев проставлены традиционные, хотя и не системные, названия типов ископаемых людей. В сущности, к этой схеме следует относиться как к мнемосхеме, помогающей изложению и усвоению многочисленных данных палеоантропологии и доисторической археологии. Об одном только следует напомнить: прежние формы гоминид и создаваемые ими культуры не исчезают одномоментно и повсеместно вместе с возникновением новой формы. Иначе говоря, эволюцию человека, биологическую и культурную, нельзя уподобить одной линии.

Австралопитеки

Австралопитеки (букв.“южные обезьяны”: лат. аустралис — южный и гр. питекос — обезьяна) являются ближайшими предками древнейших людей. В свою очередь, австралопитеки произошли 5—6 млн лет назад от неизвестного еще существа. Открыто несколько видов австралопитеков.

Один из них был предком первого вида человека. В этом смысле австралопитеков можно называть предлюдьми или обезьянолюдьми.

Первые находки костей австралопитеков были сделаны в Южной Африке в 1924 г. Их изучением занимался антрополог и анатом Реймонд Артур Дарт, который и дал название этому виду Австралопитек африканский. Хотя внешне австралопитеки мало отличались от человекообразных обезьян, их образ жизни, как выяснил Р. Дарт, резко отличался от обезьяннего. Начать с того, что им было свойственно прямохождение — черта, которая раньше считалась исключительно человеческой. Они были всеядны, то есть питались не только растительной, но и мясной пищей. Несомненно, они охотились на мелких животных: кроликов и зайцев, мышей и крыс, черепах, лягушек и ящериц, на молодых (и слабых) антилоп и низших обезьян. Предполагается, что австралопитеки систематически пользовались орудиями — палками, костями, камнями, но до изготовления каменных орудий они, по всей видимости, не доросли. Примечательно и то, что, будучи общественными животными, Австралопитеки африканские пользовались пещерами в качестве жилища.

Из анатомических отличий австралопитека можно отметить строение зубной системы: клыки и резцы короткие, они не выступают над жевательной поверхностью остальных зубов, а это свидетельствует о слабости естественных средств защиты и без того довольно хрупких существ ростом и весом не более 12-летней девочки (около 1,2 м). Этот вид появился в эволюционной истории 3 млн лет назад и обитал (судя по находкам, сделанным после Дарта) на громадной территории от Эфиопии до Южной Африки. По общепринятой версии, этот вид исчез около миллиона лет назад.

В 1938 г. шотландский палеонтолог Роберт Брум в той же Южной Африке открыл кости другого вида австралопитеков, который он назвал Па-рантропусробустус (т.е. “околочеловек могучий”). Впоследствии это название сменили на Австралопитекус робустус. От Австралопитека африканского этот вид отличался не только размерами тела (рост 1,5 м), но и крупными коренными дубами, что указывало на пристрастие к растительной пище.

В 1959 г. антрополог Мэри Лики нашла кости третьего вида австралопитеков, самого крупного из всех ныне известных (рост 1,65 м). С этой находки началась слава Олдувайского ущелья, расположенного на севере Танзании, немного южнее экватора. Первоначальное название находки зинджантроп (восточноафриканский человек), но в систематику вошло Другое название Австралопитекус бойсеи (австралопитек Бойса, в честь английского бизнесмена Чарльза Бойса, оказавшего финансовую поддержку экспедиции в Олдувай). Зинджантроп имел мощную жевательную мускулатуру, а также огромные предкоренные и коренные зубы, явно предназначенные для пережевывания большого количества растительной пищи (листья, стебли, плоды, корешки, клубни и т.д.), проигрывающей по питательности мясу.

Легко заметить, что и внешностью, и образом жизни оба вида массивных австралопитеков напоминают гориллу. Во всяком случае предлюдьми их невозможно признать. Некоторые антропологи не без основания полагают, что австралопитек Бойса и австралопитек робустус представляют один вид. Хотя широко признано, что эти две формы вымерли, не исключена возможность, что их потомком является горилла. Последнее предположение вполне согласуется с новой систематикой гоминоидов (см. главу 5).

Наконец, в 1974 г. американский антрополог Дональд Джохансон в пустыне Афар (Эфиопия) нашел женский скелет четвертого и самого древнего вида австралопитеков, названного Австралопитеком афарским. У этого скелета появилось даже личное имя Люси; его уникальность заключалась в редчайшей полноте: собрано 40 процентов костей, включая и куски черепа. По мнению Джохансона, ставшего директором Института происхождения человека (Калифорния, США), афарский австралопитек появился на Земле около 4 млн лет назад и был общим предком других видов австралопитеков. На роль непосредственного предка рода человека претендует австралопитек африканский. Предполагается, что из него развился Человек умелый, первый из известных нам изготовителей каменных орудий.

Человек умелый

Homo habilis (Хомо хабилис)

В 1960 г. английский антрополог и археолог Луис Лики (1903—1972) вместе со своим старшим сыном Джонатаном и женой Мэри Лики обнаружил в Олдувайском ущелье окаменевшие костные остатки, которые он отнес к виду Человек умелый. Подлинно сенсационным основанием для такого названия явилось то обстоятельство, что вместе с костями были найдены довольно примитивные орудия из камня. Более всего поражал возраст находок — почти 1,9 млн лет. Изучением многочисленных орудий хабилиса занялась Мэри Лики. Ее исследование позволило существенно удревнить начало палеолита (древнекаменного века). Позднее в долине реки Омо (Эфиопия) были обнаружены еще более древние каменные орудия (возраст 2,4 млн лет), однако ни костей хабилиса, ни костей других животных, рядом не оказалось. По этой причине в приведенной выше схемы вынуждены использовать выражение “первые люди”, а не “хабилисы”. Сам факт изготовления каменных орудий более 2 млн лет назад никем не оспаривается. Однако до сих пор антропологи и археологи спорят о том, кто же был изготовителем первых орудий, можно ли считать эту деятельность трудом, а изготовителя — первым человеческим видом. Например, совершенно серьезно обсуждается возможность инстинктивного труда у хабилисов: “по мнению некоторых, наши предки //не люди были, а марионетки” (Гёте).

В этих спорах столкнулись два диаметральных подхода. Одни исследователи настаивали на том, что хабилиса следует признать человеком только потому, что он производил каменные орудия, вообще безотносительно к его физическим данным. Этой точки зрения придерживается Мэри Лики:

“Собственно говоря, я считаю, что критерий “человеческого” должен опираться на выявление систематического изготовления орудий, а не на строение той или иной окаменелости.

Предки человека должны были неизбежно пройти от стадии, когда не существовало самого понятия орудия, к стадии, когда естественные предметы начали использоваться для различных целей, а затем к стадии, когда естественные предметы приспособлялись для конкретной цели с помощью рук или зубов. И наконец, одно орудие было использовано для изготовления другого — отбойник, чтобы изготовить режущее орудие. С моей точки зрения, вот это и есть та стадия, к которой можно приложить определение “человек” (цит. по: М. Иди, с. 148).

Другие исследователи считали невозможным отступать от принятого в биологии и палеоантропологии принципа систематики, требующего учитывать в первую очередь анатомические признаки. Исходя из этого принципа, очень многие вынуждены были признать в хабилисе всего лишь животное, родственное австралопитековым. При этом, правда, отмечались определенные прогрессивные признаки хабилисов: меньшая массивность челюстей, руки короче ног, более крупный череп и т.д. Тем не менее до принятых минимальных мерок человека было далеко. С давних пор анатомы и антропологи предлагали ввести минимальный объем мозга Для зачисления человекоподобных существ в разряд людей. Английский анатом Артур Кизс взял за предел объем мозга в 750 см , другие авторы (А. Валлуа, Ле Гро Кларк) предлагали взять за минимум 800 см . Германский антрополог Франц Вейденрейх “мозговым Рубиконом” считал 700 см 3 . Олдувайские находки явно не дотягивали до этих границ. В среднем объем полости черепа хабилисов составлял 640 см .

В 1971 г. Ричард Лики (также сын Луиса Лики) собрал коллекцию костей и орудий хабилисов в Кении (стоянка Кооби Фора, на северо-восточном берегу озера Туркан). Среди местных находок выделялся череп, внутренний объем которого оценивался от 700 до 775 см , а древность была примерно такой же, как и у олдувайских хабилисов. Новые данные укрепили позиции тех, кто считает хабилиса ранним видом человека.

Как бы ни решился спор о местоположении человека умелого в биологической систематике, имеющиеся данные позволяют предполагать, что именно он положил начало каменному веку — самой длительной эпохе в развитии человеческой культуры. Каменные орудия хабилисов получили наименование олдувайской культуры и служат археологам стандартом технических достижений раннего палеолита. Олдувайская культура, или индустрия (называемая также рубило-осколочной или галечной), и ее более поздние варианты широко распространились по значительной части Африки, Европы и Азии. “В некоторых местах эта культура процветала еще 200 тысяч лет назад — уже много лет спустя после изобретения более совершенных технологических приемов каменного века” (Ламберт, с. 113). Подробнее культуры каменного века рассматриваются во второй части данной главы.

Хабилисы, как и Австралопитеки африканские, не были чистыми вегетарианцами, в их пищевой рацион входило и мясо. Значительные скопления костей животных вместе с каменными орудиями и характер следов, оставленных рубящими орудиями на костях, указывает на то, что хабилисы употребляли в пищу мясо разнообразных млекопитающих, включая и крупных травоядных животных. Это, однако, не означает, что хабилисы рисковали охотиться на буйволов, слонов, зебр или антилоп. Более вероятно, что они наряду с охотой на мелких животных питались мясом павших от болезней и истощения крупных травоядных. Как известно, климат саванны характеризуется чередованием дождливого и засушливого сезонов. Высокая смертность среди травоядных в сухой сезон создает обильный источник мясной пищи. Поэтому можно предполагать, что каменные орудия изготавливались хабилисами не для охоты, а для разделки туш крупных толстокожих млекопитающих. “Такие звери, обычно неуязвимые для хищников, часто лежат нетронутыми некоторое время после смерти, так как другие животные не могут разорвать их кожу и добраться до мяса. С помощью каменных орудий гоминиды могли первыми начать разделку таких туш” (Фоули, с. 275). Кстати, с психологической точки зрения изготовление орудия для так называемой разделки туши требует меньшей сообразительности, чем для охоты. Если подтвердится предположение о том, что хабилисы не охотились коллективно и с помощью орудий, то это сильно подорвет их шансы на получение титула “первых людей”. Ни изготовление орудий, ни охота сами по себе не являются достаточными признаками начала трудовой деятельности: “. Труд выступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно” (Леонтьев, с. 277).

Примерно 1,6 млн лет назад в Африке от Человека умелого произошел Человек прямоходящий (Homo erectus), создавший культуру нового типа — аббевильскую (по другой терминологии — раннеашельскую), которая обеспечивала сложные формы коллективной охоты на крупных животных.

Человек прямоходящий

Homo erectus (Хомо эректус)

В 1863 г. знаменитый германский биолог Эрнст Геккель (1834—1919) уверенно заявил, что у современных обезьян и человека были общие предки, от которых и следует вести начало человеческого рода. В опубликованной в 1868 г. книге “Естественная история мироздания” Геккель дает название этому гипотетическому предку обезьяночеловек бессловесный, и высказывает догадку, что прародиной человека являются индонезийские острова (Ява, Суматра, Калимантан).

Воодушевленный гипотезой Геккеля, голландский антрополог Эжен (Евгений) Дюбуа (1858—1940) действительно обнаружил на острове Ява (Индонезия) части скелета древнейшего человека и, признавая заслуги Геккеля, назвал его питекантропом, только не бессловесным, а прямоходящим. После долгих споров антропологи пришли к согласию в том, что питекантропы являются ископаемым человеческим видом, присвоили ему новое официальное название Хомо эректус <Человек прямоходящий, или прямостоящий). Следует заметить, что оба названия малоудачны: первое потому, что обезьяночеловеком более уместно назвать австралопитека; второе потому, что прямохождение было освоено предками человека прямоходящего. Среди советских ученых за представителями этого вида прочно утвердилось название архантропы, то есть древнейшие люди. Именно с них было принято вести историю человеческого рода, продолжателями которого считались сначала палеоантропы <древние люди, так именовались неандертальцы), а затем неоантропы (новые люди, или люди современного физического типа, которые в верхнем палеолите представлены кроманьонцами). К сожалению, данная терминология тесно связана с устаревшим представлением о стадиях антропогенеза.

Проясним некоторые подробности триумфального открытия питекантропа. В ноябре 1890 г. в долине реки Бенгаван-Соло (Большая река) в пластах вулканического туфа и песка Дюбуа нашел обломок нижней челюсти с двумя зубами. Опытному антропологу даже такие, казалось бы, незначительные детали скелета могут поведать о многом. Давно минерализованная тяжелая кость, несомненно, была очень древней. На обломке челюсти была видна ямка для двубрюшной мышцы, ее большие размеры указывали на то, что обладатель челюсти, возможно, не был бессловесным существом. В октябре следующего года в той же долине неподалеку от деревни Тринил Э. Дюбуа обнаружил верхнюю часть черепа (без лицевых костей и основания). Бросались в глаза явно обезьяньи черты черепа: сильно покатый лоб, сильно уплощенный затылок, массивный надглазничный валик. Однако измерения черепной коробки показали, что объем помещавшегося в ней когда-то мозга примерно равен 1860 см , что на 350 см больше, чем у самца гориллы. На внутренней стороне черепа был замечен отпечаток мозговой извилины, которая у человека связана с функцией речи. В августе 1893 г. в 15 метрах от предыдущей находки Дюбуа раскопал крупную бедренную кость, похожую на человеческую (а не обезьянью), с отчетливыми следами зубов крокодила. Кость длиной 45,5 см внесла в мысленно конструируемый облик питекантропа два важных признака: рост около 165 см и прямохождение. Возраст этих находок оценивается в 600 тысяч лет. Каких-либо орудий, изготовленных яванским питекантропом, голландскому антропологу найти не удалось.

К настоящему времени обнаружены и исследованы сотни остатков существ, похожих на питекантропа Дюбуа. Они обитали не только в Юго-Восточной Азии, но и в Китае (синантроп), в Европе (напр., гейдельберг-ский человек) и в Африке (атлантроп, олдувайский питекантроп). Существуют бесспорные доказательства того, что питекантропы были прямоходящими, употребляли орудия труда (камни, палки, кости), изготавливали простые каменные орудия, в том числе грубо обработанные ручные рубила, жили и трудились коллективно (охотились, собирали растения, защищались от врагов, возводили постройки на стойбищах). Питекантропы охотились не только на мелких животных. Их добычей могли стать крупные и весьма опасные животные, например, слоны, носороги, махайроды (саблезубые тигры), медведи, буйволы, верблюды, лошади, антилопы, гиены и др. Высочайшим достижением их культуры следует признать приручение одной из сил природыогня. Во Франции в пещере Эскаль обнаружен очаг, которому 700 тысяч лет. Кроме того, можно предполагать, что питекантропы имели примитивную речь, коллективную собственность на орудия труда и места обитания, уравнительное распределение всех продуктов труда (первобытный коммунизм).

Самые древние кости Человека прямоходящего, которые пока известны, имеют возраст 1,6 млн лет, их нашли в Африке, первоначально все в том же Олдувайском ущелье. Спустя месяц после открытия хабилиса супруги Лики откопали куски черепа с объемом мозговой полости около 1000 см . В культурном отношении олдувайские питекантропы отличались от современных им хабилисов тем, что производили крупные рубящие орудия из отщепов, получая последние раскалыванием каменных глыб, и охотились на более крупных животных.

Первое доказательство пребывания питекантропов в Европе получено в 1907 г., когда два землекопа, работая в песчаном карьере недалеко от города Гейдельберг в Германии, выкопали массивную нижнюю челюсть шириной 23,5 см (у гориллы и орангутана 22 см) и без подбородочного выступа. Примечательно, что зубы почти не отличаются от зубов современного человека. Ее исследованием занимался профессор Гейдельберг-ского университета Отто Шетензак. К сожалению, и здесь не обнаружены орудия труда. Возраст челюсти приблизительно определен в 500 тысяч лет. Более древних костей человека в Европе пока не нашли. Однако имеется огромное число орудий труда из камня, приписываемых европейским питекантропам. Самым древним из них — неровно оббитым галькам олдувайской культуры около 1 млн лет (пещера Ле Валлоне на Средиземноморском побережье Франции). Знаменитым аббевильским ручным рубилам 600—700 тысяч лет. В 1965 г. в каменоломне близ венгерского селения Вертешселлеш (в 50 км к западу от Будапешта) обнаружена затылочная кость, размеры которой свидетельствовали о большом черепе (1400 см , как и у современных людей). Вероятный возраст находки 400 тысяч лет. Более всего поражало противоречие между костями и сопутствующими орудиями: сделанные из гальки, они были ненамного более совершенными, чем те, которые производили хабилисы; ручных рубил аббевильского типа здесь не нашли. Похоже, увеличение размеров мозга может значительно опережать развитие культуры.

Первые полноценные и на редкость успешные археологические раскопки длительной стоянки представителей человека прямоходящего были проведены на северо-востоке Китая, в 54 км от Пекина, около деревни Чжоукоудянь. Из здешних известняковых пещер и расщелин пекинские аптекари с давних пор снабжались окаменевшими костями и зубами, которые продавались в качестве целебных “костей дракона”. Начиная с 1921 г. здесь работало несколько археологических партий, но весомые результаты получены только в 30-годы. Правда, еще в 1927 г. профессор Дэвидсон Блэк (18841933), заведовавший кафедрой анатомии в медицинском колледже в Пекине, имея всего три зуба с этих раскопок, объявил об открытии нового ископаемого вида людей, родственного яванскому питекантропу Дюбуа, и дал ему название Синантропус пекинезис (в литературе часто называется синантропом, или же пекинским человеком).

Д. Блэку удалось организовать невиданно грандиозные раскопки, среди Множества участников которых следовало бы назвать китайского археолога Пэй Вэньчжуна и французского биолога и философа Пьера Тейяра де

Шардена. В 1929 г. нашли первый череп синантропа, а всего к 1937 г. было раскопано 5 черепов, 9 их фрагментов, 14 нижних челюстей и 152 зуба, а также 10 очагов и 100 тысяч каменных орудий. Для этого понадобилось убрать и частично просеять около 20 тысяч кубометров скальных пород. Фактически был срезан сверху вниз склон холма на глубину 50 метров. Однако сам Блэк не дожил до завершения работ. С 1935 г. раскопками руководил германский антрополог Франц Вейденрейх (1873—1948). Работы пришлось прекратить в 1937 г. из-за японской оккупации этого района Китая. Далее имела место загадочная, почти детективная история, в итоге которой вся добытая с огромным трудом уникальная коллекция бесследно исчезла при попытке вывезти ее из Китая в США. Сохранились лишь рисунки, фотографии и слепки, с которых сделаны отливы.

Находки в Чжоукоудянь свидетельствуют о том, что пекинский человек жил примерно 360 тысяч лет назад, в конце миндельского оледенения. Средний рост мужчин составлял 162 см, женщин — 152 см. Объем черепа синантропов варьировал от 850 до 1225 см , равняясь в среднем 1075 см 3 . На стоянке обнаружен шестиметровый слой золы и угля, показывающий, что на этом месте в течение нескольких веков люди поддерживали огонь. Орудия (чопперы, чоппинги) синантропы изготовляли в основном из гальки (песчаник, кварц, реже кремень). Рубил из отщепов они не делали.

О выдающейся роли огня в увеличении размеров черепа и мозга человека прямоходящего говорит одна любопытная гипотеза. Что могло сдерживать рост мозга человека? Главным образом толстые массивные кости лицевого и мозгового отделов черепа. Применение огня для обжаривания мяса облегчало и процесс пищеварения, и процесс пережевывания. Жевать подвергнутое тепловой обработке мясо гораздо легче, чем сырое, следовательно, нагрузка на жевательные мышцы уменьшалась. Тем самым люди с более слабой жевательной мускулатурой и меньшими размерами челюстей перестали быть жертвами естественного отбора. В свою очередь, уменьшение жевательного аппарата повлекло укорочение челюсти, утончение костей черепа и высвобождение места для роста головного мозга, а затем и сам рост головного мозга. Это, конечно, упрощенная схема, не учитывающая генетические механизмы, но она верно описывает направление и культурный фактор эволюции. Метафорически выражаясь, природа решала вопрос, что важнее: огромная челюсть, как у гейдельбергского человека, или же большой мозг, как у венгерского питекантропа. Достижения культуры (орудия труда и огонь) решили в пользу второго, но воспользоваться всеми преимуществами большого мозга предстояло новому виду — Человеку разумному.

В настоящее время преобладает точка зрения, что вид Человека прямоходящего эволюционировал в вид Человека разумного. Наиболее древние находки последнего датируются возрастом 250—300 тысяч лет. Это значит, что все дальнейшие формы ископаемого человека — протонеандертальцы, неандертальцы, кроманьонцы, современные расы — рассматриваются как варианты одного и того же вида, Homo sapiens (Человек разумный).

Человек разумный неандертальский

(Homo sapiens neanderthalensis)

Открытие неандертальцев произошло раньше всех других типов ископаемых людей, и это обстоятельство серьезно затормозило и обострило процесс признания новых фактов. Первая находка черепа неандертальца была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г., о чем вспомнили лишь после следующей находки, которую посчастливилось сделать в Германии в 1856 г. В это время еще продолжалось “сражение” археологов вокруг аббевильских камней, а самому Буше де Перту не давала покоя наивная мечта разыскать скелет допотопного кельта. И вот новая сенсация. При расчистке пещеры Фельдхофер в Неандертале, то есть в долине реки Неандер (близ г. Дюссельдорф), рабочие каменоломни наткнулись на человеческие кости. Не придав находке особого значения, они выбросили кости вместе с пещерной глиной. Однако хозяин каменоломни распорядился передать кости учителю своего сына И.К. Фульротту, доктору наук, имевшему интерес к древности. Тщательно изучив кости (крышу черепа и несколько костей скелета) и то место, где их нашли, Фульротт понял, что они принадлежали допотопному человеку. Первым антропологом, исследовавшим остатки неандертальского человека, был профессор Боннского университета Герман Шаафгаузен; он подтвердил догадку Фульротта и опубликовал отчет об этом.

Поначалу многие ученые не согласились с выводом Фульротта и Шаафгаузена. Председатель Берлинского антропологического общества, крупнейший анатом того времени Рудольф Вирхов увидел в строении найденного черепа патологические признаки, а не нормальные свойства древнего человека. Не обошлось и без язвительных шуток. Так, французский антрополог А. Катрфаж в 1874 г. отметил сходство черепа неандертальца с черепом короля Шотландии Роберта Брюса, другой специалист утверждал, что неоднократно встречал на улицах европейских городов людей с подобными надбровными дугами и низким лбом. Издевательски прозвучало объяснение, что найденные кости принадлежали монголоидному казаку, который дезертировал из русской армии, преследовавшей войска Наполеона, спрятался в пещере и там умер от голода. Лишь новые находки заставили смириться с особенностями черепа и костей скелета неандертальца, которые, как тогда казалось, резко отличали этого ископаемого человека от современного. Нужно, однако, принять во внимание, что в то время еще ничего не было известно о питекантропах, при сравнении с которыми неандертальцы выглядят в более привлекательном свете.

К 80-м годам нашего столетия в Европе обнаружены остатки примерно 200 неандертальцев и протонеандертальцев. Их возраст укладывается в диапазон от 300 до 30 тысяч лет назад. Кроме того, скелетные остатки неандертальцев обнаружены в Африке и Азии.

Подавляющее большинство находок неандертальцев не древнее 100 тысяч лет. Большой период, охватывающий миндель-рисское межледниковье и рисское оледенение, остается малоизученным, что не позволяет составить ясное представление о протонеандертальцах, то есть о ранних неандертальцах. К этой группе отнесены, в частности, череп, обнаруженный в 1939 г. в местечке Штейнгейм близ Штутгарта (Германия), и часть черепа (затылочная и теменная кости), найденная в 1955 г. близ Сванскомба в долине реки Темзы (Англия). Обе находки датируются периодом 250— 300 тысяч лет назад. Вместимость черепа из Штейнгейма составляет 1150 см , а черепа из Сванскомба — 1250— 1300 см (оба черепа считаются женскими, у мужчин вместимость должна быть больше). Пожалуй, только специалисты-антропологи разбираются, чем протонеандертальцы отличаются от поздних питекантропов и поздних неандертальцев. Все же не подлежит сомнению тот факт, что в период существования протонеандертальцев произошел крупный шаг в развитии технологии производства каменных орудий — появляются аккуратно обработанные ручные рубила (вроде тех, что открыты в Сент-Ашеле на севере Франции) и орудия, изготовленные с помощью технологии леваллуа (см. далее об орудиях аше-ля). Археологи считают, что аббевильская (шелльская) эпоха сменяется ашельской 300 тысяч лет назад.

Относительно неплохо представлены антропологическим и археологическим материалом европейские неандертальцы первой половины последнего оледенения, то есть от 70 до 35 тысяч лет назад. Именно их часто называют классическими неандертальцами.

Научные представления о внешнем виде неандертальца классического типа претерпели изменения. Первоначальная рекострукция скелета неандертальца, осуществленная Марселлином Булем (1861—1942), теперь отвергается, хотя именно она служит основой для воспроизводимых на протяжении многих десятилетий стереотипных описаний внешнего вида неандертальца: сгорбленный, с приплюснутым носом и очень толстой, неповоротливой шеей, более свойственной горилле, чем человеку, с противопоставляющимся большим пальцем стопы, как у человекообразных обезьян и т.д.

Классические неандертальцы, подобно тяжелоатлетам, имели невысокий рост (155—165 см), широкие плечи и огромную физическую силу. Пропорциями своего тела они напоминали современных саамов и эскимосов, людей, морфологически приспособленных к холодному климату и физическим испытаниям. У них был удлиненный череп (к примеру, череп из Неандерталя имел длину в направлении от лба к затылку 20,2 см, ширину 14,4 см), низкий и покатый лоб (лобный угол около 62°), массивный и сплошной надглазничный валик (а не отдельные надбровные дуги, как у современного человека) и немного выступающий вперед челюстной отдел. Лицо у неандертальца довольно узкое и удлиненное, без подбородочного выступа, ширина нижней челюсти около 14,5 см. Объем мозговой коробки в среднем больше, чем у современного человека (табл. 2).

Следует заметить, что человечество тогда, как и сейчас, не было однородно в антропологическом смысле. Особые группы, в чем-то непохожие на европейских неандертальцев, составляют ближневосточные неандертальцы (находки в Израиле: в пещерах Табун и Схул на горе Кармел, в пещере Амуд и др.), неандертальцы юго-восточной Азии (остров Ява: деревня Нгандонг на реке Соло), субсахарские неандертальцы (череп из Брокен-Хилла в Замбии и череп с берегов бухты Салданья в Южной Африке) и другие. По сравнению с классическими ближневосточные неандертальцы были выше ростом, имели укороченный, но более высокий череп, менее массивный надглазничный валик. Объем головного мозга тоже был больше. В пещере Амуд около Тивериадского озера (Израиль) найден череп неандертальского типа объемом 1740 см . Он считается крупнейшим из известных черепов этого типа (возраст — возможно 45 тысяч лет).

С помощью усовершенствованной технологии леваллуа классические неандертальцы производили орудия, выделяемые археологами в отдельную культуру мустье (по находкам в пещере Ле-Мустье во Франции). В каменном инвентаре неандертальцев археологи различают до 60 видов орудий.

Неандертальцы первыми из людей обживали Русскую равнину и Южную Сибирь. Одна из самых северных стоянок неандертальцев, Хотылево, обнаружена близ г. Брянска. В черте Волгограда исследована другая неандертальская стоянка. Главными объектами охоты неандертальцев Русской равнины были мамонты и зубры. Кости и шкуры мамонта служили для постройки долговременных жилищ, в которых устраивался очаг. В Сибири неандертальские стоянки выявлены в предгорных пещерах на Алтае. Они датируются временем 50—35 тысяч лет назад. Основываясь на сходстве орудий леваллуа-мустьерского типа, археологи предполагают, что первоначальное заселение Сибири происходило из Средней Азии. Южно-сибирские неандертальцы охотились на лошадей, шерстистых носорогов, бизонов, горных козлов, пещерных медведей. Примерно те же виды животных были главными объектами охоты неандертальцев Западной и Южной Европы. Неандертальцы совсем не похожи на затравленных и беззащитных детей природы, которых каждую минуту, в любом месте подстерегают одни лишь опасности. На самом деле не они, а их должны были бояться самые крупные и сильные хищники, какими являлись пещерные медведи и львы. Имеются неоспоримые доказательства того, что неандертальцы хоронили умерших, соблюдая преднамеренный ритуал. Именно практикой захоронения объясняется полнота и многочисленность обнаруженных скелетных остатков неандертальцев. Для примера назовем такие захоронения, как Ле-Мустье и Ла-Феррасси во Франции, Киик-Коба в Крыму, Тешик-Таш в Южном Узбекистане, грот Кафзех в Израиле. Традиционно неандертальские захоронения толковались как свидетельства того, что представление о смерти и “загробной” жизни возникло у людей по меньшей мере 50—60 тысяч лет назад. Однако выдвигались и совсем иные толкования в духе уже цитированных слов Гёте: “по мнению некоторых, наши предки// не люди были, а марионетки”. Так, историк и этнограф С.А.Токарев (1899—1985) писал: “Все, что мы знаем о неандертальцах, заставляет скорее думать, что они руководствовались в своих действиях не сознательными представлениями, а инстинктами. ” (Токарев, с. 161). К прямо противоположному выводу приходит американский археолог Ральф Солецки, открывший в 1960 г. в пещере Шанидар (Загросские горы на севере Ирака) еще одно неандертальское захоронение: “Обобщая все, что нам известно о неандертальцах, мы, упрощенно говоря, видим разум современного человека, заключенный в теле древнего существа. Основанием для такого лестного вывода послужили открытия, свидетельствующие о том, что у неандертальцев существовали верования, обычаи и обряды. Погребение мертвых, сострадание к себе подобным и попытки воздействовать на судьбу — вот новые аспекты, привнесенные в человеческую жизнь неандертальцами” (см.: Констэбл, с. 9). Поскольку даже внешний облик неандертальцев вызывал противоречивые суждения, то вполне понятно, что мнения об их умственных и речевых способностях, уровне развития материальной и духовной культуры должны быть не менее противоречивыми.

По-видимому, самым сильным доказательством появления духовной культуры (общественного сознания) у неандертальцев могут служить “медвежьи пещеры”, которые обнаружены в горных районах на обширной территории от Испании до Кавказа. Так были названы пещеры, в которых археологи нашли в буквальном смысле захоронения костей пещерного медведя. Относить подобные захоронения к неандертальцам позволяют сопровождающие их орудия. Одну из медвежьих пещер исследовал германский археолог Эмиль Бехлер. Она расположена в Швейцарских Альпах на высоте 2445 м и известна под именем Драхенлох, то есть Драконья дыра. В глубине пещеры находился сложенный из камней кубический ящик со сторонами, равными примерно метру, сверху он был прикрыт большой каменной плитой. Внутри же ящика лежало семь медвежьих черепов. Еще шесть черепов найдено в нишах, устроенных в стенах пещеры.

Понять значение загадочных находок помогла этнография. В традиционной культуре многих народов Скандинавии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки встречаются сходные верования, обычаи и обряды, объединяемые понятием “культ медведя”. К этому культу относятся медвежьи праздники, охотничья магия, а также комплекс обрядов после удачной охоты на медведя. Заслуживает внимания та особая забота, которая проявлялась о черепе и костях медведя: “Их не рубили, а разделяли по суставам, собирали после ритуальной трапезы и хоронили в специальных местах: на помостах, пнях, деревьях, в амбарах, в глухих местах леса. У некоторых народов был известен обычай собирать кости медведя в анатомическом порядке, связывать и составленный таким образом скелет хоронить на помосте (у эвенков, юкагиров, амуро-сахалинских народов, финнов, североамериканских индейцев)” (Соколова, с. 72). На похоронах произносились прощальные речи, а могилы считались священными местами. Выполнение этих обрядов преследовало две цели: умилостивить дух убитого медведя и дать ему возможность воскреснуть в новом телесном облике. Сходство описанных обрядов с захоронениями в “медвежьих пещерах” позволяет утверждать о существовании охотничьей магии и промыслового культа в среднем палеолите, что не решался отрицать даже такой противник разумности неандертальцев, как С.А. Токарев (Токарев, с 387).

Скорее всего, многие стороны культуры неандертальцев были восприняты и усовершенствованы кроманьонцами, но до сих пор не ясно, как произошла смена неандертальского типа людей кроманьонским. Одна из точек зрения (Ф.Вейденрейх, В.П.Алексеев) заключается в том, что неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев. Следовательно, расовые особенности современных людей отчасти обязаны морфологическому разнообразию неандертальцев.

Человек разумный разумный

(Homo sapiens sapiens)

В 1968 г. многие видные специалисты по ископаемым людям приехали во Францию, чтобы отметить столетие со времени обнаружения человеческих костей в Кро-Маньоне (деп. Дордонь). Сейчас они хранятся в Естественно-научном музее в Париже, а в 1868 г. их нашли в полузаваленном углублении в скале на высоте 15 м над рекой Везер. По преданию, в этой “дыре” (кро означает дыра, грот) жил когда-то отшельник Маньон. Здесь и были найдены останки двух или трех мужчин, одной женщины и младенца. На некоторых черепах видны были следы тяжелых ударов. По соседству находились кости животных, каменные орудия и множество морских ракушек с просверленными отверстиями. Вероятно, из ракушек было сделано ожерелье, которое служило украшением человеку, жившему 25 тысяч лет назад. Позднее были обнаружены десятки других мест обитания и захоронения людей кроманьонского типа. С помощью современных методов датирования костей (прежде всего радиоуглеродного анализа) установлено, что наиболее древние из них имеют возраст 40 тысяч лет. Примерно таким же возрастом датируется начало верхнего палеолита финальной стадии древнекаменного века.

Эпоха верхнего палеолита характеризуется еще более широким расселением человека по всей земле. Кроманьонцы освоили необъятные просторы Сибири, проникли в Америку и Австралию. В начале этой эпохи завершился эволюционный процесс увеличения объема и массы головного мозга человека. В дальнейшем общая величина мозговой коробки не увеличивалась, а уменьшалась: по объему мозговой коробки кроманьонские черепа превосходят современные на 11 процентов (см. табл. 2).

Начало верхнего палеолита совпало с временным потеплением (внутри вюрмского оледенения) на Земле. В это время, 40—35 тысяч лет назад, на территории Европы и Передней Азии распространился тип человека, который признается ранним представителем европеоидной расы. Он имел высокий рост (в среднем 170—180 см), орлиный нос, высокий лоб без массивных надбровных дуг и четко выраженный подбородок.

Считать европеоидных кроманьонцев эталоном человечества эпохи верхнего палеолита нельзя. Наряду с ними существовали люди и других расовых типов. Даже население Европы по форме черепа разделяется, по меньшей мере, на три группы. Поэтому следует помнить об узком и широком значении термина “кроманьонец”. В узком смысле он относится к людям, обитавшим на юго-западе Франции в период от 40 до 11 тысяч лет назад. В широком смысле наименование “кроманьонец” применяется ко всем людям, жившим в этот период на земном шаре. Кроманьонцы разнообразных расовых типов являются, таким образом, ранними людьми подвида Человек разумный разумный, к которому принадлежит и современное человечество.

Люди верхнего палеолита, как и их предшественники, вели образ жизни охотников-собирателей. Конкретные особенности их быта и хозяйственной деятельности, всей материальной и духовной культуры находятся в теснейшей связи с природно-климатическими условиями, которые имеют географическую зональность, а также сезонную и эпохальную изменчивость. Археология верхнего палеолита знает немало фактов того, как на данной территории в связи с глубокими переменами в климате коренным образом меняется, с одной стороны, состав растительного и животного мира, с другой стороны, все жизнеобеспечивающие компоненты культуры (орудия труда, жилище, одежда). Из-за высокой специализации, настроенности культуры на определенные природные условия (экологическую нишу) людям приходилось иногда мигрировать в поисках наиболее привычной и подходящей для себя среды. Примером этого может служить гамбургская культура, появившаяся на севере Германии в конце последнего оледенения. Позже, в неолите, начались миграции другого рода — люди приходили на новые земли со своим планом их преобразования.

При всей суровости и неприветливости субарктического климата приледниковых районов Европы, Азии и Америки они были настоящим охотничьим раем: на бескрайних просторах тундростепи паслось бесчисленное поголовье крупных травоядных млекопитающих (мамонт, шерстистый носорог, овцебык, северный олень, дикая лошадь, сайга, бизон, зубр и другие виды). Впрочем, и южнее, в районах с умеренным и субтропическим климатом охотники могли надеяться на богатую добычу. Здесь в лесах и лесостепях человек охотился на гиппопотама, слона, носорога, антилопу, благородного оленя, гигантского лося, зебру, соревнуясь с другими видами хищников — львом, тигром и леопардом. Из-за эпохальных климатических перестроек размеры и границы этих районов изменялись многократно на протяжении верхнего палеолита.

Сильное похолодание, имевшее место 23—17 тысяч лет назад, делит эпоху кроманьонцев на три периода:

1) 40—23 тысячи лет назад,

2) собственно ледниковый максимум,

3) период отступления оледенения (17—11 тысяч лет назад).

В первый период климат в Европе был холодным и влажным. Хотя, как Утверждают палеогеографы, равнинные территории были свободны от льдов, наступавших из Скандинавии и Новой Земли, тем не менее неоднократно имели место циклы усиления и ослабления холодов с соответствующими перестройками границ природно-климатических зон. Если ледниковые покровы отступали, то с юга на север продвигались и леса. Когда же похолодание возвращалось снова, происходило расширение в южном направлении зоны тундростепей с их холодостойкой, так называемой мамонтовой, фауной. В этот период в Западной Европе выделяется два типа культур — ориньяк и перигор, в Центральной Европе — селет и восточный ориньяк, в Восточной Европе — костенковско-сунгирьская и др.

Охотники Западной Европы предпочитали селиться в пещерах, тогда как в Центральной и Восточной Европе их современники за неимением пещер вынуждены были сами строить жилища из костей, черепов и бивней мамонтов, в которых, по мнению археологов, жили в среднем до 5—7 лет. Ориньякский тип орудий в Западной Европе непохож на местные типы среднего палеолита, но он похож на орудия, которые были найдены в Центральной Европе. Можно предположить, что ориньякская культура появилась в Западной Европе вместе с пришельцами с востока. Напротив, перигорский тип орудий, по-видимому, развился из местного мустьеро-ашельского типа: в ряде мест обнаружено постепенное увеличение числа ножевидных пластин по сравнению с отщепами другой формы.

Около 23 тысяч лет назад началось мощное похолодание, вскоре приведшее к максимальному продвижению ледника на равнины Европы. 18 тысяч лет назад ледник по долине Днепра дополз до нынешнего положения Киева. Во время наиболее сильного похолодания и максимального оледенения (23—17 тысяч лет назад) в Западной и Центральной Европе, в средней и южной части Русской равнины леса уступили место тундро-степям — холодным и сухим степям с густой травянистой растительностью. Здесь при среднегодовой температуре около 0 градусов могли выжить только приспособившиеся к холоду животные, к которым относились такие виды, как покрытый шерстью мамонт, шерстистый носорог, мускусный бык (овцебык), северный олень и др. Зона тундростепей в максимуме оледенения простиралась от Британских островов до Аляски, которая соединялась с Чукоткой сухопутным “мостом” шириной около 2 тысяч километров (Берингия). Благодаря Берингии в Америку уходили из Азии стада животных, а вместе с ними и люди-охотники.

В это время в Западной Европе существовали культуры типа солютре, в Центральной Европе — павловская культура (иначе называемая восточным граветтом). В Восточной Европе к этому периоду относятся такие памятники, как Молодово, Авдеево и др.

Значительные изменения на земном шаре произошли вскоре после начала таяния ледниковых покровов. Стекающая в океан талая вода постепенно подняла его уровень на 130 м. Примерно 15 тысяч лет назад море затопило сухопутные перемычки, которые соединяли Чукотку и Аляску, острова Индонезии друг с другом и с полуостровом Малакка, Британские острова и Европу.

Из культур третьего периода верхнего палеолита отметим мадленскую, которая была распространена в Западной и Центральной Европе в период от 17 до 12 тысяч лет назад. Названа в честь стоянки Ла Мадлен во Франции. Для каменной индустрии мадлена характерны мелкие сверла, проколки, различные скребла и резцы. Многочисленны и изделия из кости, главным образом наконечники и гарпуны. Известно множество украшенных резьбой предметов, крупные пещерные фрески и гравюры. Примерно 15 тысяч лет назад ледник освободил северную часть Германии. Спустя некоторое время сюда пришли охотники на северного оленя. Их культура, получившая наименование гамбургской, была продолжением мадленской традиции, для которой экологические изменения на юго-западе Франции были не слишком благоприятными.

По мере отступления ледника происходила смена ландшафтов, перестройка природно-климатических зон. На севере Евразии осоково-злако-вые тундростепи преобразовывались в бескормные для крупных травоядных животных мохово-лишайниковую заболоченную тундру и северную тайгу. Следует заметить, что и в современной тундре на севере Сибири “мамонтам, лошадям, носорогам, овцебыкам и бизонам нет места. Летом здесь все заболочено, покрыто мхом и низкорослой осокой, кишат мириады комаров, зимой все засыпано плотным глубоким снегом, особенно в долинах рек, где еще сохранилась кормовая кустарниковая растительность” (Верещагин, с. 92). Даже олени, уцелевшие с ледникового периода, существуют здесь благодаря миграции на большие расстояния летом в тундру к морю, спасаясь от комаров, а на зиму в лесотундру и тайгу на ягельные пастбища. Таким образом, мамонты и их спутники были обречены на вымирание, что и произошло 10 тысяч лет назад. В этой экологической катастрофе вины людей не было, но люди сумели извлечь из нее для себя много пользы.

Жизнь первобытного человека нередко изображают крайне мрачно. Он ведет тяжелую изнурительную борьбу за существование, мало что понимает и умеет, беззащитен перед грозными силами природы, живет в постоянной атмосфере смертельного страха, повсюду ему мерещатся опасности. Чтобы успокоиться, почувствовать себя сильными, первобытные люди изобрели различные средства самообмана и одурманивания: магию, колдовство, шаманство, мифы, алкоголь и наркотики. Усомниться в этом изображении заставляет знакомство с народами, которые сохраняли черты первобытной культуры до 18 и даже начала 20 века. К таким народам относятся и коренные жители Австралии. Многие исследователи не без удивления отмечали, что аборигены сохраняют бодрость и веселость в самые трудные времена, что они готовы смеяться и шутить даже тогда, когда страдают от голода или зноя, когда их одолевают насекомые, мучают нарывы, язвы и прочие болезни. О себе они говорят так: “От природы мы народ веселый. Наши лагеря постоянно оглашаются взрывами хохота”. Причин для смеха достаточно: собака, старающаяся укусить себя за хвост, первые неуклюжие шаги ребенка, мужчина, присосавшийся к вымени козы, женщина, которая кормит грудью сразу двоих детей и т.п.

ПОЗДНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Однако относить страх к неведомым для людей каменного века чувствам тоже нельзя. У австралийских аборигенов, на примере которых этнографы могли непосредственно изучать жизнь людей в условиях максимально приближенных к обстановке позднего палеолита, сильна вера в различные виды магии. Особенно опасаются они вредоносной магии (она же называется “черной магией”). Колдуны, специалисты по магии, непременно есть в каждом роду, и везде они занимают одну из самых высоких социальных позиций. Большую часть бед и несчастий, в том числе болезни и смерти, аборигены приписывают результатам колдовства по заказу своих врагов. Обычай требует в каждом таком случае справедливо наказать виновника. Для этого следует обратиться к своему, так сказать, родному или семейному колдуну, который может выявить виновника, приговорить его и исполнить приговор. Конечно, услуги колдунов обходятся недешево, но зато они освобождают от необходимости самим выполнять опасную и неблагодарную работу. Кроме всего прочего, колдун обеспечивает порядок в коллективе сородичей. Все знают, что в случае нарушения законов рода, где бы ни находился нарушитель его настигнет кара колдуна. Преступник, сбежавший от физической расправы, испытывает страх магического вреда своему здоровью. Страх может быть такой силы, что парализует волю и делает жизнь невыносимой. Бедняга на всю жизнь утрачивает оптимизм и бодрость духа.

Очевидно, что жизнь охотников-собирателей невозможна без практических знаний об окружающей природе, а то, что они на самом деле были немалыми, показывают следующие данные этнографии. Австралийские аборигены, которые придерживались традиционного образа жизни, считали съедобными и по-разному называли 240 видов растений, 93 вида моллюсков и 23 вида рыб; еще около 40 видов растений австралийцы использовали в лечебных целях. Даже звездное небо входило в сферу познаний охотников-собирателей, поскольку помогало ночью найти дорогу в пустынной местности. По рассказу одного этнографа, он узнал о запуске спутника Земли от бушмена, заметившего появление новой “звезды” на небе. Бушмены, живущие в полупустынях Южной Африки, имеют, как и австралийские аборигены, богатейший фольклор и уходящую в глубокую древность традицию наскальной живописи.

Из всех открытий доисторической археологии самым неожиданным и непостижимым оказалось открытие палеолитического искусства. Крупнейшие археологи и антропологи 19 века восприняли первые сообщения о пещерной живописи как глупую шутку или расчетливый обман. Признание и изумление пришло в 20 веке. Современные искусствоведы без церемоний начинают рассказ об истории искусства с произведений кроманьонцев. И это не просто дань исторической точности. Многие находки без всяких натяжек признаются шедеврами, имеющими высокую художественную ценность. При всем этом мало кто сомневается в том, что так называемое палеолитическое искусство по своим функциям было далеко не только искусством: “оно имело религиозно-магическое значение, ориентировало человека в природе, обращая его к животному миру как к главнейшему источнику его существования, позволяло ему познавать картину ночного неба, знакомило его с календарем и учило считать” (Рогинский, с. 21).

Там, где современный зритель видит лишь более или менее мастерски выполненные изображения животных или человека, верования древнего человека позволяли увидеть еще и скрытый, символический смысл. Поясним эту мысль на одном примере из традиционного африканского искусства. У большей части африканских скульптур человека мы видим головы, которые непомерно велики по сравнению другими частями тела. Причина этой непропорциональности заключается отнюдь не в неумении художника создавать реалистические изображения, в действительности она связана с культом предков. Согласно верованиям многих африканских народов, именно в голове культовой фигурки помещается душа какого-нибудь умершего предка. И чем крупнее голова, тем больше шансов, что в ней поселится душа предка. Аналогично, специалисты стремятся найти расшифровку символических значений монументальных наскальных изображений (которыми богаты пещеры южной Франции и северной Испании), небольших гравюр и скульптур (встречающихся не только в Европе, но и на юге Сибири).

В настоящее время число пещер с настенными изображениями, возраст которых более 11 тысяч лет, приближается к 140, причем 120 “картинных галерей” расположено в юго-западной Европе. Великолепные изображения, главным образом животных, обнаружены, например, в пещерах Альтамира и Кастильо (Испания), Ляско, Фон-де-Гом, Ла-Мут, Труа Фрер (“Трех Братьев”), Нио, Анри Коске (все во Франции). Французский археолог Андре Леруа-Гуран провел подсчеты видового состава животных на 66 памятниках пещерного искусства и обнаружил 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и южных оленей, 84 северных оленя, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов. Расцвет этого вида палеолитического искусства приходится на мадленскую эпоху.

По числу скульптур и гравюр лидируют памятники верхнего палеолита на территории России и Украины. Возраст старейших произведений этого рода достигает 30 тысяч лет. Среди них самую многочисленную группу (более 100) составляют Венеры палеолита — женские статуэтки из камня, бивня мамонта и даже обожженной глины. Уникальные керамические фигурки, как женские, так и разных животных, найдены лишь в одном месте — в Моравии у Павловских холмов (стоянка Долни Вестонице). Более древние керамические изделия, а их возраст примерно 25 тысяч лет, еще не встречались археологам. Любопытна оценка “Венер” с точки зрения искусствоведа: “Фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. “Палеолитическая Венера” с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита” (Дмитриева, с. 13). Предлагались разные толкования символического значения женских фигур: символ материнского плодородия (культ материнства), символ женщины-родоначальницы (культ предков), символ женщины-хранительницы домашнего очага (культ духа огня). Последнее толкование довольно убедительно подкрепил данными из этнографии и античной мифологии С.А.Токарев. Оказывается, дух или божество домашнего огня имеет женское олицетворение у многих народов Сибири и Дальнего Востока (айны, нанайцы, гиляки, эвенки, энцы, нганасаны, юкагиры, кеты, чукчи, коряки и др.), а также у греков (имя богини Гестии означает нечто иное, как очаг) и римлян (богиня Веста). Археологически данная гипотеза подтверждается тем фактом, что женские фигурки обычно находились у кострищ.

Не менее увлекательные гипотезы возникли при толковании орнамен-которыми кроманьонцы украшали свои изделия. Не имея возможности задерживаться на этом вопросе подробнее, приведем лишь вывод, к которому пришли исследователи (например, Б.А.Фролов): в них в символической форме представлены знания о мире. Тем самым еще раз подтверждается старая идея о синкретизме культуры первобытного человека: в ней были слиты или переплетены искусство, хозяйство, техника, наука, религия, философия, мораль и т.д. Здесь напрашивается аналогия со смелой и красивой гипотезой А.Вегенера о том, что современные континенты на Земле образовались в результате раскола некогда единого суперконтинента Пангея. Нечто подобное происходило и в истории культуры.

РОСТ ТЕЛА И ОБЪЕМ МОЗГА У ГОМИНИН*

lib.uni-dubna.ru

Популярное:

  • Розробка уроку по правилам дорожнього руху Розробка уроку по правилам дорожнього руху « Урок з безпеки дорожнього руху» Тема. Ти - пішохід Мета: • стимулювати пізнавальну діяльність учнів; • розвивати логічне мислення, • розвивати вміння та навички: 1) розрізняти засоби […]
  • Сластенин ва Педагогика учебное пособие Сластенин в.А. И др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. Рецензенты: доктор […]
  • Пример расчета налогов по усн УСН-ЕНВД: сравнение, совмещение Содержание Какую систему выбрать и можно ли совмещать? Уплата налогов При УСН налог платиться на выбор: 1) 6% с дохода; 2)13%(ставка зависит от региона) от разницы доход-расход. В отдельных регионах ставка […]
  • Бухгалтерский учет налога с оборота Бухгалтерский учет налога с оборота «Talros-Audiit» Роберта Хирви НАЛОГ С ОБОРОТА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ (8 июля 2004 года) ДОХОД С ПРОДАЖ (РЕАЛИЗАЦИЯ) И ОБОРОТ В ЗНАЧЕНИИ ЗАКОНА О НАЛОГЕ С ОБОРОТА (СОВПАДЕНИЕ И […]
  • Краснодар суды адреса Арбитражный суд Краснодарского края Адрес суда и иная контактная информация Адрес суда и иная контактная информация Почтовый адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6 Канцелярия суда: 350063, г. Краснодар, ул. Пушкина, д. […]
  • Приемная семья над несовершеннолетними Семейное право. Под ред. Крашенинникова П.В. М.: 200 8 . — 302 с. В данном учебнике освещаются понятия российского семейного права, семейных правоотношений, брака, условия и порядок его заключения, расторжения и признания […]
  • Преступление и наказание направление путь Преступление и наказание направление путь Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Таблица Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год. Направления и темы. Примеры и презентации итоговых сочинений Здесь можно бесплатно […]
  • Приказ минрегиона 262 Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ СМЕТА МДС 2016 Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации СТ - СМЕТА ПИР Программа для расчета стоимости проектных работ И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ В […]