Программы обучения детей правилам безопасного поведения в сети интернет

Программы обучения детей правилам безопасного поведения в сети интернет

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Данная программа рассчитана на период с 2013 по2017 год.

Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МОУ «СОШ №35 с УИОП» г.Воркуты созданы следующие условия:

  • В ОУ Разработаны и утверждены:
    • РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
    • ПРАВИЛА использования сети Интернет
    • ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
    • ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися общеобразовательного учреждения сети Интернет.
    • КЛАССИФИКАТОРЫ информации, доступ к которой учащихся запрещен и разрешен.
    • 2. Cоздан и работает СОВЕТ по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Разработано и утверждено ПОЛОЖЕНИЕ о школьном Совете по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете

      3. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

      4. Ведется журнал учета работы в Интернет.

      1. Нормативно-правовая база

      Программа разработана с учетом требований законов РФ:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».
    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
    • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
    • 2. Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы

      Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)

      Задачи:

    • формирование и расширение компетентности работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
    • формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
    • изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
    • формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
    • организации просветительской работы с родителями и общественностью.
    • Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет

      Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1–4, 5–9, 10– 11 классов.

      Классные руководители 1-11 классов.

      Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет.

      Школьные методические объединения

      — Учителям провести классные часы, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.), «Развлечения и безопасность в Интернете», «Темная сторона Интернета» (7-8 кл.), «Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).

      Классные руководители 5-11 классов.

      Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) – возраст младшие школьники.

      Учителя начальных классов.

      На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (8 класс), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).

      — Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»

      — Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?».

      Исполнители:

      • Школьные методические объединения.
      • Классные руководители 1-11 классов.
      • Учитель информатики.
      • Зам. Директора по ИТ.
      • Результатами выполнения программы являются:

        Цели и задачи программы

        Перечень непосредственных и конечных показателей

        Фактическое значение на момент разработки программы

        показателей по периодам реализации программы

        Плановое значение на день окончания действия программы

        Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий в том числе сети Интернет.

        Задача №1. Формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;

        -Доля педагогов, использующих современных коммуникационных взаимодействий.

        -Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию.

        Задача № 2. формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;

        -Доля педагогов использующих сетевых технологий, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности.

        Задача № 3. изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

        -Владение правовыми знаниями в области информатизации.

        Задача № 4. формирование знаний в области безопасности обучающихся, использующих Интернет;

        -Владение знаниями о защитите компьютера от вредоносных программ, о нелегальном, пиратском контенте и об опасности его скачивания.

        Задача № 5. организации просветительской работы с родителями и общественностью.

        — Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве.

        Основные правила для школьников младших классов

        Вы должны это знать:

      • Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
      • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться.
      • Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
      • Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не нужно, чтобы незнакомые люди видели фотографии Ваши, Ваших друзей или Вашей семьи.
      • Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
      • Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
      • Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
      • Основные правила для школьников средних классов

      • При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
      • Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
      • Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
      • Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
      • Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом
      • Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
      • Основные правила для школьников старших классов

      • Нежелательно размещать персональную информацию в Интернете.
        Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
      • Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
      • Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
      • Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
      • Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
      • Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
      • Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
      • Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел
      • Основные правила для родителей.

        Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:

      • Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
      • Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
      • Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
      • Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
      • Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
      • Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
      • Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
      • Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
      • Основные правила для учителей и преподавателей.

        Чтобы помочь учащимся, Вы должны это знать:

      • Подготовьтесь. Изучите технику безопасности в Интернете, чтобы знать виды Интернет — угроз, уметь их распознать и предотвратить. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных, а также какое программное обеспечение на них установлено.
      • Прежде чем позволить ребенку работать за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
      • Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
      • Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе.
      • Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет.

        Из опыта работы учителя географии МКОУСОШ № 38 г. Тулы
        Федуркиной Татьяны Юрьевны
        (учитель высшей квалификационной категории).

        В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

        Тема: Информационная безопасность в сети Интернет.

        Класс: 9-11.

        Правовая база.

        Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

        Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

        30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

        Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

        Задачи: ознакомить учащихся:

        – с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

        – как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

        – как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

        Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Проблемы информационной безопасности в сети Интернет».

        Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

        Ход занятия.

      • Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.
      • Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.
      • Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации «Проблемы информационной безопасности»
      • Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».

        Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

        Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

        Информация – сведения или сообщения.

        Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

        Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

        Слайд 3. Источники информации.

        Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

        Система социально-воспитательной работы и др.

        Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

        Слайд 4-7. Справочная информация.

        По последним данным, в России:

        средний возраст начала самостоятельной работы в Сети — 10 лет (в 2009 году — 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

        30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

        Ежедневная детская аудитория Рунета:

        самые «любимые» детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

        Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

      • сетевые игры;
      • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
      • обмен файлами;
      • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
      • ведение блогов и пр.
      • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
      • 40% получают непосредственные предложения о встречах «в реале».
      1. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:
      2. – Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
        – Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

        задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-преступлений?». (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

        1. Обсуждение результатов работы.
        2. Продолжение работы с презентацией «Проблемы информационной безопасности».
        3. Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

          Защитите свой компьютер.

        4. Регулярно обновляйте операционную систему.
        5. Используйте антивирусную программу.
        6. Применяйте брандмауэр.
        7. Создавайте резервные копии важных файлов.
        8. Будьте осторожны при загрузке содержимого
        9. Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

          Защитите себя в Интернете.

        10. Думайте о том, с кем разговариваете.
        11. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
        12. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
        13. Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

          Думай о других пользователях.

        14. Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
        15. При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
        16. Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
        17. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
        18. Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
        19. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
        20. Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

          Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

          Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

          Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

          Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

          Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

        21. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.
        22. Учитель благодарит учащихся за работу
        23. 10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

          Используемая литература и Интернет-ресурсы:

          1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2009, ч. 1,2.

          school35-vorkuta.ru

          «Видновская средняя общеобразовательная школа №4»

          В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использования Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных школьных веб-страниц; рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.); обмен опытом; ответы на типичные вопросы; получение («скачивание») небольших обучающих программ по разным предметам; совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.

          Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.

          Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:

          • заражению вредоносными программами при скачивании файлов,

          • нарушению нормального развития ребенка,

          • неправильному формированию нравственных ценностей,

          • знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

          Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.1.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)

          Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее. Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.

          Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.

          Цель: формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.

          • организация технического контроля безопасности

          • подготовка учителя (классного руководителя) к использованию образовательных ресурсов Интернета;

          • создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.

          • разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;

          Механизм реализации программы

          Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

          С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

          С подключением доступа к сети Интернет в школе проведены следующие организационные мероприятия:

          • Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в школе.

          • Утверждена инструкция ответственного за работу «точки доступа к сети Интернет».

          • Координация и информационно — методическое обеспечение осуществляется заместителем директора по УВР.

          • В школе разработаны и утверждены:

          • РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет

          • ПРАВИЛА использования сети Интернет

          • ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.

          • ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения сети Интернет.

          Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.

          Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:

          1) во время проведения занятий — преподаватель, проводящий занятие;

          2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся — лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.

          Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий.

          Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.

          Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации «Интернет Цензор», исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

          Антивирусный пакет компании «Доктор Веб», установленный на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

          Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.

          Профилактическая работа с обучающимися. Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе — в виде сказок, игр. В средней школе — в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе — в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.

          Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно- математических наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа, посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

          Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны — родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

          Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей — и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».

          Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские собрания «Безопасный Интернет — детям».

          Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации негативных последствий

          Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

          Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:

          1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;

          2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;

          3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

          Формирование информационной культуры и безопасности — процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов, родителей) — формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.

          Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет

          lenschv-4.edumsko.ru

    Популярное:

    • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
    • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]
    • Опека и попечительство гражданское право шпаргалка Гражданское право, Гатин А.М., 2009 Гражданское право, Гатин А.М., 2009. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством […]
    • Можно ли оформить доверенность на ипотеку Доверенность на продажу квартиры: виды и способы оформления Доверенность на продажу недвижимости представляет собой документ, в котором собственник (доверитель) передаёт свои полномочия на продажу недвижимости третьему (доверенному) […]
    • Расчитать стаж он Калькулятор подсчета страхового стажа Сегодня 24 июля 2018 г., 19:44 Посчитать стаж работы для больничного листа поможет онлайн калькулятор. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам рассчитывается […]
    • Как оформить карточку для получения пенсии Пенсия на карту Сбербанка Пенсионный Фонд перечисляет пенсию на лицевой счет сберкнижки на основании заявления пенсионера. Получать ее через кассу Сбербанка намного удобнее, в отличие от многочасового ожидания в очереди на почте. Поэтому […]
    • Когда пишется мягкий знак после шипящих правило Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: орфография Выберите […]
    • Проверка налогов инн яндекс ФССП - проверка задолженности На исполнении Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России находятся десятки миллионов исполнительных производств в отношении физических лиц. Вовремя не уплаченные штрафы ГИБДД или налоги очень частая […]