Жалоба по начислению одн за электроэнергию

Жалоба по начислению одн за электроэнергию

Деятельность суда

Приемная суда

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Горбунова И.Г. Дело № 33-911/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск 14 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с Булгина А*** А*** платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды Булгину А*** А***, путем исключения остатка задолженности.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по непредоставлению Булгину А*** А*** квитанций на оплату за потребленную энергию, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» предоставлять Булгину А*** А*** квитанции за потребленную электроэнергию, за исключением электроэнергии на общедомовые нужды.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., объяснения представителей ОАО «Ульяновскэнерго» Пономаревой Е.П. и Хожайнова И.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным иском к открытому акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (далее ОАО «Ульяновскэнерго»), в котором просил признать незаконными действия ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с Булгина А.А. платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды; обязать ОАО «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды Булгину А.А., путем исключения остатка задолженности; признать незаконным бездействие ОАО «Ульяновскэнерго» по непредоставлению Булгину А.А. квитанций на оплату за потребленную энергию, обязать ОАО «Ульяновскэнерго» предоставлять Булгину А.А. квитанции за потребленную электроэнергию, за исключением электроэнергии на общедомовые нужды.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки по обращению пенсионера Булгина А.А. установлены факты нарушения ответчиком прав заявителя и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившиеся в неправомерном начислении и взимании платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также в отказе предоставления соответствующих платежных документов.

Судом в качестве третьего лица привлечено ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» просит решение суда отменить в части, отказав в удовлетворении требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской области к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, перерасчете данных платежей; в остальной части решение оставить без изменения.

Указывает, что в ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует информация о выбранном способе управления собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. ***, ул. ***, д. ***. В отношении вышеуказанного многоквартирного дома ОАО «Ульяновскэнерго» осуществляет поставку электрической энергии на основании публичных договоров энергоснабжения, заключенных собственниками и пользователями помещений.

В адрес ОАО «Ульяновскэнерго» заявки о заключении договора энергоснабжения со стороны управляющей организации не поступали. Таким образом, управляющей организацией, осуществляющей управление вышеуказанным многоквартирным домом, не исполнена обязанность по заключению договора на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению. Следовательно, ОАО «Ульяновскэнерго» вынуждено быть исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников и пользователей помещений вышеуказанного многоквартирного дома.

Все начисления платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды производятся в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354: до 01.07.2016 – исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально размеру общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения, а с 01.07.2016 (согласно новой редакции Правил №354 (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603) – исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально размеру общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения в объеме, не превышающем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

Таким образом, в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствуют нарушения действующего законодательства в части порядка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, в отношении вышеуказанного жилого помещения.

Булгин А.А., представители ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство» МО «Тереньгульское городское поселение», администрации МО «Тереньгульский район» о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч.1 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как следует по делу, поводом для обращения прокурора в суд явилось обращение Булгина А.А. по вопросу правильности учета потребленной на общие домовые нужды электроэнергии и начисления платы за нее.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет Булгину А.А. оплату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений по вопросу оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации – ОАО «Ульяновскэнерго».

Полагая действия ОАО «Ульяновскэнерго» незаконными, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе услугу горячего водоснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), в соответствии с п. 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «и» п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг — управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, именно управляющие компании являлись исполнителями коммунальных услуг и имели право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ОАО «Ульяновскэнерго» и управляющей организаций МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство» МО «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской области не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не свидетельствует о правомерности действий ответчика по взиманию платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с Булгина А.А.

Применение судом ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 01.07.2015, не влияет на правильность решения, поскольку указанная редакция распространяет действие на спорный период.

Пункт 17 Правил № 354, на который ссылается ОАО «Ульяновскэнерго», не наделяет ресурсоснабжающие организации правом управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абз. 2 и 3 этого пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.

В силу п. 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.

В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как правильно указал районный суд, ОАО «Ульяновскэнерго» не представило доказательства наличия соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме № *** ул. ***, с. *** Тереньгульского района Ульяновской области о внесении платы за электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет и требует от жильца многоквартирного дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным ОАО «Ульяновскэнерго» в апелляционной жалобе, не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» — без удовлетворения.

uloblsud.ru

Долги по электроэнергии на ОДН можно и нужно оспорить

В Госжилинспекцию Тверской области часто обращаются граждане с жалобами на завышенные платежи за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН). Еще один аспект подобных жалоб – выставление в квитанциях АО «АтомЭнергоСбыт» долгов и пеней по электроэнергии на ОДН за предыдущие годы.

В связи с этим Госжилинспекция поясняет следующее. 21 сентября 2015 года Заволжский районный суд Твери признал незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах платы за электроэнергию на ОДН (за исключением случаев решения общего собрания собственников о внесении всей платы за электроэнергию по многоквартирному дому напрямую гарантирующему поставщику или наличия договорных отношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией). Определением Тверского областного суда по делу № 33-4723/2015, вступившим в законную силу 19.01.2016, данное решение Заволжского районного суда оставлено в силе.

— На основании указанного определения Тверского областного суда собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно обратиться в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» с требованием о возврате денежных сумм за электроэнергию на ОДН либо о списании начисленного долга, — пояснил руководитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Дмитрий Ефимов. — К исковому заявлению необходимо приложить копии платежных документов, выставленных АО «АтомЭнергоСбыт» и подтверждающих факт наличия долга или оплаты. Таким образом, граждане могут самостоятельно решить данный вопрос в судебном порядке.

tvernews.ru

Куда написать жалобу по ОДН за электроэнергию?

К кому можно обратиться по начислению ОДН за э/энергиию. Я пенсионерка,стараюсь жить экономно.Плачу по счётчику (беру последние 2 месяца) 114 и 117 квт,и плюс начисление ОДН 77квт и 85квт.Почему я должна платить ещё за кого-то, я думаю,что в квитанции мы должны платить только за места общественного пользования, а не за должников. Контролёры говорят чтобы мы сами выявляли и требовали с них оплату за свет,но ни их ли это работа?

Ответы юристов (1)

Здравствуйте! Вы в праве обратиться в с претензией к руководству энергосети, если энергосеть никак не отреагирует или пришлет отписку, тогда обращайтесь в прокуратуру с жалобой на действия энергосети.

Вот вам примерный образец заявления в энергосеть:

ПАО ТНС энерго Ростов-на-Дону

ТНС энерго за февраль месяц 2016 года,
был произведен расчет электроэнергии и высланы квитанции об оплате собственникам
помещений, дома № 259, по ул. Харьковская, за потребленную ими электроэнергию,
где потребления по показаниям общедомового прибора учета составляет: 3281
К/Ватт, что согласно пункту 44 Федерального
Закона № 354, объем коммунальной
услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период,
рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру
общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его
пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в
соответствии с формулами
11 — 14 приложения N 2 к
настоящим Правилам.

Согласно
пункту 44 федерального закона № 354, распределение электроэнергии между
собственниками помещений в доме № 259, по ул. Харьковская, происходит следующим
образом:

1. Квартира № 109 площадь которой составляет
52.7 кв. м.= 28.300 К/Ватт.

2. Квартира № 112 площадь которой
составляет 53.0 кв. м.= 28.461 К/Ватт.

3. Квартира № 122 площадь которой
составляет 33.0 кв. м.= 17.721 К/Ватт.

4. Квартира № 124 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

5. Квартира № 128 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

6. Квартира № 133 площадь которой
составляет 42.2 кв. м.= 22.662 К/Ватт.

7. Квартира № 135 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

8. Квартира № 136 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

9. Квартира № 138 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

10. Квартира № 140 площадь которой
составляет 32.0 кв. м.= 17.184 К/Ватт.

11. Квартира № 144 площадь которой
составляет 42.2 кв. м.= 22.662 К/Ватт.

В доме № 259, по ул. Харьковская, проживают
собственники которые имеют задолженность по оплате за потребленную электроэнергию
и которые ограничены или в отношении которых, были приняты меры по
приостановлению услуги по электроснабжению. Но тем не менее собственники которые имеют задолженность по
оплате за потребленную электроэнергию и которые ограничены в потреблении
электроэнергии, игнорируют введенные ограничения и самостоятельно подключаются
к общей электросети дома № 259 по ул. Харьковская.

Согласно пункту 114 Федерального закона № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель
временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса
соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги
в течение суток. При приостановлении предоставления
коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю
коммунального ресурса соответствующего вида.

В
случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано
наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель
обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное
оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри
помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с
предоставлением ему коммунальных услуг.

Согласно подпункту (в) пункта 119 Федерального закона № 354, при отсутствии
технической возможности введения ограничения при непогашении образовавшейся
задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления
коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой
коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также
за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток)
письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под
расписку.

Тем самым,
контроль за введенным ограничением или за приостановлением предоставления
электроснабжения, а также за учетом изменения показаний индивидуальных приборов
учета лиц, в отношении которых
введены ограничения или приостановления по потреблению электроэнергии, лежит на
должностных лицах Новошахтинского
производственного участка ТНС Энерго.

В случае злостного неисполнения обязательств
по оплате за потребленную электроэнергию, ТНС энерго в праве обратиться в суд с
иском, о взыскании задолженности, в связи с этим возникает вопрос, почему
добросовестные плательщики обязаны оплачивать потребленную электроэнергию
лицами, которые были ограничен или в отношении которых, были приняты меры при
приостановлению услуги по электроснабжению?

Исходя из вышеуказанного, мы не согласны с
распределением и оплатой электроэнергии по показаниям ОДПУ.

На основании изложенного, считаем, что наши
права как добросовестных плательщиков нарушены и,

1. Разъяснить причину начисления, по
ОДПУ без вычета показаний приборов учета электроэнергии лиц, в отношении которых введены ограничения или приостановления
услуги по электроснабжению.

2. Разъяснить, почему добросовестные
плательщики обязаны оплачивать потребленную электроэнергию лицами, которые были
ограничены в предоставлении или в отношении которых, были приняты меры по
приостановлению услуги по электроснабжению?

3. Осуществлять контроль за введенным ограничением или приостановлением
предоставления электроэнергии, а также за учетом изменений показаний
индивидуальных приборов учета лиц, в
отношении которых введены ограничения или приостановления в потреблении электроэнергии.

4. Осуществлять привлечения к
административной и гражданской ответственности лиц, которые игнорируют введенные ограничения или приостановления
услуги по электроснабжению, и которые самостоятельно подключаются к общей
электросети дома № 259 по ул. Харьковская.

5. Рассмотреть данное заявление в
соответствии с частью 1 статьи 12
Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан
Российской Федерации».

ДАТА: ________________ подпись:

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

pravoved.ru

Плата за ОДН: справедливость и точность не совпадают

Содержание платёжек за январь почти не отличается от того, что было в декабре 2016 года, за исключением графы «Электроэнергия ОДН», в некоторых домах, например, норматив вырос с 0,59 до 1,22, то есть более чем в два раза

Уфа, 10 февраля 2017, 16:40 — REGNUM Администрация Уфы уведомила горожан, что с февраля 2017 года вступает в силу новый порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Как отметили опрошенные ИА REGNUM эксперты, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые на общедомовые нужды при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

«В платежном документе по каждому виду ресурса размер платы будет отражаться отдельной строкой: содержание и текущий ремонт общего имущества; ХВС на ОДН; ХВ на нужды ГВС на ОДН; тепловая энергия ГВС на ОДН; электроэнергия на ОДН — сообщается на сайте администрации города. — Кроме того, изменятся нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН. Нормативы платы за электроэнергию и водоснабжение на ОДН применяют с 1 января 2017 г., а за водоотведение — начнут применять с 1 марта 2017-го». В феврале уфимцы смогут получить квитанции, на оборотной стороне которых будет размещена вся информация об изменениях.

Как отмечают уфимцы, получившие квитанции в январе 2017 года, содержание платёжек за январь почти не отличается от того, что было в декабре 2016 года, за исключением графы «Электроэнергия ОДН», в некоторых домах, например, норматив вырос с 0,59 до 1,22, то есть более чем в два раза.

В ходе опроса около 20 уфимцев ни один из них не мог ответить на вопрос, какую сумму вы заплатили или заплатите в январе за ОДН. Тем не менее более половины опрошенных заявили, что тема расходов на ОДН их затрагивает, и ведущим мотивом для беспокойства было названо нежелание платить за должников. В то же время ни один из собеседников агентства не выразил готовности каким-либо образом повлиять на должников. Еще одной причиной недовольства является принцип оплаты «за квадратные метры» без учета этажности и других факторов.

«В двухкомнатной квартире на первом этаже живет один пенсионер, который не пользуется лифтом никогда, на девятом этаже в однокомнатной квартире живет семья из четырех человек, которая не по разу в день ездит на лифте, — приводит пример уфимка Нина Сипайлова. — По правилам за электроэнергию на ОДН, в том числе и за лифт один пенсионер платит больше, чем вся эта семья, почему одни должны платить за других? Разве это справедливо?»

Справедливость и точность не совпадают

Экономист Ринат Гатауллин объясняет причины подхода «по метражу». «Немалая часть населения живёт не там, где прописана, поэтому привязать фактическое проживание человека к квитанции не всегда возможно. В некоторых сдаваемых с несколькими квартирантами квартирах вообще никто не прописан, единственная возможность получить с них хотя бы часть оплаты за пользование ресурсами — это брать плату за квадратные метры». В идеале, считает эксперт, нужен индивидуальный подход, в некоторых странах так рассчитывается уровень инфляции, но при нашей разболтанной и громоздкой системе о таком можно только мечтать.

«Уровень платы за ОДН напрямую зависит от уровня обшей культуры, от сознательности и гражданской позиции жильцов. — Справедливость не всегда совместима с точностью, но к ней всё равно нужно стремиться. Не платить за ОДН — это не выход».

Привыкание и реакция населения региона к плате за ОДН во многом зависит от позиции региональных властей. На каком-то этапе региональные власти могли ввести мораторий на внедрение платы за ОДН, до сих пор устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Региональные власти могут отслеживать ситуацию, контролировать особо алчные компании, вести внятную разъяснительную работу. Отношение населения к ОДН меняется на протяжении шести-семи лет, и пока трудно сказать, насколько жители приблизились к полному пониманию своих прав и обязанностей.

Невеселое начало

В 2010 году из платы за содержание и ремонт жилого помещения были исключены расходы на оплату электроэнергии, необходимой для освещения мест общего пользования и работы лифтов, они были выделены в квитанции по оплате за ЖКУ отдельной строкой в так называемые ОДН (общедомовые нужды), — отметили в экспертном сообществе LogoMarkt. Также в 2010 году произошла ликвидация перекрестного субсидирования, осуществляемая в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которая привела к существенному росту тарифов». В то же время с 1 января 2010 года в Башкирии на 10% выросли тарифы на электроэнергию. Также подорожало тепло: согласно решению Комиссии республики по тарифам, для граждан, получающих тепловую энергию на нужды отопления от ОАО «Башкирэнерго», эта услуга подорожала на 26%. За один месяц стало дороже газоснабжение, рост составил 5%. В связи с ликвидацией перекрестного субсидирования на услуги водоснабжения и водоотведения рост тарифа для населения в 2010 году составил 30%, доля оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения составила 77,6% от их полной стоимости (для сравнения: в 2009-м она составляла 65,6%). Тариф на услугу водоснабжения установлен в размере 9,39 рубля за кубический метр, тариф на услугу водоотведения — 8,04 рубля за кубический метр.

С 1 января стоимость кубометра горячей воды, произведенной ОАО «Башкирэнерго», без водоотведения составила 31,91 руб. Рост тарифа — 27,1%. В целом по Уфе в 2010 году рост платы за жилье и коммунальные услуги для населения не превысил 20%.

С этого же года жители Башкирии начали жаловаться на злоупотребления при начислении платы за ОДН, например, в 2010—2011 годах УЖХ ряда районов Уфы самовольно использовали норматив 7 кВт/ч для начисления платы за ОДН, не учитывая показания общедомовых приборов учета. В результате было незаконно собрано всего 67 млн рублей. Причем у некоторых собственников переплата составила несколько тысяч.

2012 год: потребляют метры, а не люди, жильцы платят за офисы, двойная плата

С 2012 года недовольство начислением платы за ОДН усилилось. 1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, утверждённые постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года. Теперь расходы на общедомовые нужды (ОДН) — на воду (мытьё полов в подъезде, полив клумб) и электричество привязывались к площади квартир собственников, а в квитанциях эти суммы стали выводиться отдельной строкой.

По новой схеме стали считать, что ОДН — это то, что потребил весь дом, минус то, что потребили все жильцы, и этот остаток стали «раскидывать» по всем квартирам пропорционально площади. Раньше эту разницу не выделяли отдельной строкой, а тоже раскидывали, только с привязкой к числу проживающих, а не к площади.

Возникла еще одна существенная проблема: в некоторых домах собственники квартир стали платить за ресурсы, потребляемые офисами и магазинами, расположенными в жилых домах в подвалах, цокольных этажах и других нежилых помещениях.

Пример, когда жильцы платят за арендаторов, приводит жительница одного из многоэтажных домов по улице Менделеева Людмила Васильева. «У нас неплохой дом, стоящий на «красной линии», с несколько необычной, но когда-то удобной планировкой. До «прихватизации» в подъездах было по два выхода, «черный», или пожарный, выходящий во двор, и «парадный», выходящий на улицу. В один из ужасных дней сразу во всех подъездах дома парадный вход был заложен кирпичной кладкой, так мы, собственники квартир, лишились части нежилых помещений нашего дома. Без нашего участия собственниками этих помещений стали люди, никакого отношения к нашему дому не имеющие. Через некоторое время были приватизированы и подвальные помещения, там теперь офисы и парикмахерская. За тепло, свет и воду в этих офисах платим мы, собственники квартир этого дома как за ОДН! Хозяйка парикмахерской заявляет, что платить за воду и электричество она могла бы, но уже платит собственнику помещения, и предлагает нам, жильцам, разбираться с собственником. О нашей ситуации знает начальство и только разводит руками, говорит, что все по закону».

Нередко собственники квартир дважды оплачивали одну и ту же услугу. Например, в 2012 году управляющая компания (УК) включила в расходы жителей многоквартирного дома в селе Мариинский плату за электроэнергию (ОДН) в размере 1,1 руб. на кв. м. Между тем этот платеж уже начислялся по показаниям общедомовых счетчиков. В результате граждане в течение полутора лет дважды оплачивали одну услугу. Теперь компания обязана сделать перерасчет по незаконному платежу.

2013−2014 годы: страсти по ОДН, или Жилищники против жильцов

В 2013 и 2014 годах тема ОДН неоднократно поднимается, собственники квартир делятся методами не платить за ОДН, жилищники призывают собственников совместно бороться с неплательщиками, из-за которых, как считают коммунальщики, плата за ОДН растет.

22 марта глава Башкирии Рустэм Хамитов выступил на совещании республиканского актива ЖКХ, на котором обсуждались вопросы взаимодействия управляющих организаций и собственников жилья. В работе совещания приняли участие члены правительства республики, главы муниципалитетов, представители управляющих компаний, товариществ собственников жилья, домовых комитетов и руководители ресурсоснабжающих предприятий. Хамитов объявил, что «наглость присутствует у определённого круга людей, которые пытаются в общедомовые нужды включить расходы на парикмахерские, салоны красоты и прочие вещи», а «недобросовестные управляющие компании, не снимая показания общедомового прибора учёта, рисуют цифры «на коленке», согласовывают кому-то незаконное подключение к домовым сетям». Именно управляющие организации, подчеркнул руководитель республики, в первую очередь должны активно работать с Советом дома по абонентам, отключенным за долги. Выявлять проживающих без регистрации. Обнаруживать случаи хищения и привлекать виновных к ответственности.

«Жители нашего дома уже третий месяц оплачивают только собственное потребление, игнорируя ОДН», — делятся опытом обитатели дома по улице Кирова. «Принципиально не плачу, — утверждает одна из уфимок. — На сегодня долг составляет около 2,5 тыс. рублей. Соседи, которым за двухкомнатную квартиру выставляют 500—600 рублей ОДН, поступают аналогично. У многих долг за ОДН уже исчисляется тысячами». Звучали призывы «брать на почте чистые квитанции и вписывать туда платежи только за собственную квартиру».

Оппоненты разгневанных жильцов приводят в качестве примера опыт ЖЭУ-68 МУП «УЖХ Сипайловский Октябрьского района» где в 16 — из 78 домов во всех квартирах установлены водомеры, показатели общедомового прибора учета и сумма показателей квартирных счетчиков совпадают, такие дома называют «нулевыми». Плата за ОДН в таких домах минимальна. Успех объясняется активностью жильцов. Так, в доме 43 по Набережной несколько собственников объединились и ходили по квартирам, проверяя, сколько человек там проживает, установлены ли приборы учета.

Многими уфимцами подобный опыт расценивается как неприемлемый: «Это я, значит, должен после работы ходить еще по квартирам и выяснять кто есть кто? — возмущался Алексей Александров. — Чтобы мне потом морду набили или кирпич скинули на машину?»

В 2013 году были введены ограничения начислений за ОДН в размере нормативов. Было отмечено, что в расходы на общедомовые нужды вошли суммы за ресурсы, которые использовали, но не оплатили соседи. По мнению заместителя председателя Госкомитета Башкирии по жилищному надзору Эмилии Абдуллиной, такие расходы должна контролировать и покрывать управляющая компания, а не перекладывать ответственность за неучтённую разницу потребления энергоресурсов на добросовестных собственников многоквартирного дома.

2015−2016 годы: строка уходит, вопросы остаются

В 2015 году поток жалоб на начисления ОДН растет, обращения измеряются тысячами. По некоторым данным, в Жилинспекцию Башкирии ежедневно приходило до 40 жалоб, многие дома обследуются, продолжаются выявления фактов завышения платы за ОДН. Причинами завышения платы за ОДН в Уфе, как сообщало ИА REGNUM, названы незаконные подключения, использование устаревших приборов, которые искажают данные, и несвоевременные платежи. Устранение этих моментов позволило значительно снизить долю ОДН в электропотреблении по обследованным домам.

В конце 2015 года жители Башкирии узнали, с 1 апреля 2016 года строка ОДН в счетах-извещениях уходит в состав строки «Содержание», причем начисление ОДН будет производиться по нормативу, установленному по типовым домам. По утверждению жилищников, сделано это для того, чтобы оградить население от попыток УК и ресурсоснабжающих организаций перенести на жильцов все ненормативные утечки.

Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ, с 1 апреля в оплату за содержание жилого помещения должны были включить расходы по холодной и горячей воде, электрической энергии и тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), а также расходы по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. Однако Федеральный закон от 30.03.2016 г. № 73-ФЗ отодвинул эти изменения на 1 января 2017 года.

15 декабря 2015 года Верховный суд Башкирии признал незаконными действия Энергосбытовой компании Башкирии (ООО «ЭСКБ») по начислению размера платы по услуге «электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды» для оплаты напрямую собственникам. С мая 2016 года ООО «ЭСКБ» перешло на иной механизм начислений ОДН. С этого момента сумма за ОДН гражданам не начисляется, а предъявляется управляющим компаниям. Управляющие компании, в свою очередь, плату за ОДН перевыставляют жителям. Жителям Башкирии предлагается написать заявление в Госжилнадзор по возврату незаконно начисленной платы в соответствии с решением Верховного суда республики. Собственникам дома №8/1 по ул. Ферина в Уфе благодаря этому удалось вернуть оплату за электроэнергию в рамках ОДН. В среднем каждая квартира получила перерасчёт в тысячу рублей.

В апреле 2016 года сообщается, что благодаря нововведениям строка «ОДН» (общедомовые нужды) должна исчезнуть из платёжек. Оплата за ресурсы, расходуемые на содержание общего имущества МКД, станет фиксированной и будет скрываться под строкой «Содержание и текущий ремонт». Тариф на ОДН будет рассчитываться согласно нормативам, принятым Госкомитетом по тарифам. Для реализации данных изменений управляющие и ресурсоснабжающие организации должны заключить между собой новый договор.

На 1 ноября 2016 года перенесен срок установления регионами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, необходимых для расчёта платы на содержание жилого помещения.

За 2016 год в результате проверок по незаконным начислениям гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги выписано 780 предписаний. В итоге в пользу жителей сделан перерасчёт на сумму более 42 млн руб. Из них львиная доля — незаконно начисленные ОДН, на втором месте — корректировка платы за отопление. 20,7 тыс. жителей обратились с жалобами в Госкомитет Башкирии по жилищному и строительному надзору. 35% обращений — претензии к УК по управлению и содержанию жилфонда. 36% — о правомерности начисления платежей.

2017 год

С 1 января этого года одиозная строка ОДН из коммунальной услуги официально превратилась в жилищную, однако уфимцы сообщают о том, что в январе платёжки имеют тот же вид, что и в декабре 2016 года. ООО «ЭСКБ» информирует, что производит перерасчёт платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) в Уфе за 2014−2016 гг. гражданам-потребителям путём рассмотрения индивидуальных обращений на абонентских участках. Подать соответствующее обращение можно будет в течение всего 2017 года.

regnum.ru

Популярное:

  • Судьи самарского областного суда Дела судей Самарского областного суда Ответ получен Официальный запрос #1 Текст официального запроса #1 В Самарский областной суд № 1015 от «05» октября 2016 г. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об […]
  • Увольнение при установлении инвалидности Делопроизводство Как составить трудовой договор на неполный рабочий день? Трудовой кодекс России предусматривает работу сотрудника на предприятии как в течение полного рабочего дня, так и на условиях неполного рабочего времени, […]
  • Правило no 83 еэк оон Правила ЕЭК ООН N 83 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей" (с изменениями и […]
  • Решение о взыскании неустойки по каско Неустойка по правилам пункта 5 статьи 28 Вывод суда о взыскании неустойки по правилам пункта 5 статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" является необоснованным и в удовлетворении соответствующих требований следует отказать. […]
  • И партнёры юристы XIII Всероссийский профессиональный Конкурс "Правовая Россия" 31 мая 2018 года в г. Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Конституционное право Гражданское право Трудовое право Финансовое, […]
  • Кбк социального налога КБК 2017-2018 Содержание С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо"(т.е. кто угодно). Но при этом - это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм. Спецрежимы Для платежей: Налог УСН(упрощенка): КБК УСН […]
  • Энергетика это закон Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ"О безопасности объектов топливно-энергетического […]
  • Федеральный закон от 20 апреля 2014 81-фз Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 […]