Руководство по ликвидации аварий на объектах производства хранения

Руководство по ликвидации аварий на объектах производства хранения

Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, необходимо применять данные таблицы 2.

При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются.

В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

В случае, если для опасного производственного объекта по указанным критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

В случае, если опасный производственный объект расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.

Разъяснения по вопросам идентификации и классификации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса:

Класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 3 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Класс опасности опасных производственных объектов обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

В случае если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего комплекса могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1 — 7 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливается наиболее высокий из них (пункт 10 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).

В случае, если опасный производственный объект нефтегазодобывающего комплекса расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

  • в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
  • в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
  • в случае изменения требований промышленной безопасности;
  • по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
  • ДПБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ДПБ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Разработка декларации является нелицензируемым видом деятельности. Однако, к составлению расчетно — пояснительной записки рекомендуется привлекать специализированные научные, экспертные и проектные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.

    В соответствии с РД 03-14-2005 декларация должна включать следующие структурные элементы:

    — данные об организации — разработчике декларации;

    — раздел 1 «Общие сведения»;

    — раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;

    — раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности»;

    — раздел 4 «Выводы»

    — раздел 5 «Ситуационные планы»

    — обязательные приложения к декларации:

    — приложение N 1 «Расчетно-пояснительная записка»;

    — приложение N 2 «Информационный лист».

    Расчетно-пояснительная записка и Информационный лист оформляются отдельными книгами.

    Разработку декларации рекомендуется начинать с составления расчетно — пояснительной записки. Это обусловлено тем, что в декларации представляются результаты всесторонней оценки риска аварии и анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Указанные результаты должны быть обоснованы данными, приведенными в расчетно — пояснительной записке.

    Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если она не входит в состав проектной документации), консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

    Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

    Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями — расчетно-пояснительной запиской, информационным листом.

    Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

    Экспертиза проводится с целью установления:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
  • о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
  • Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

    В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в установенном порядке. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории.

    Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

    Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

    Внесение заключения экспертизы ДПБ в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности

    Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется Ростехнадзором (центральный аппарат и территориальные органы). Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.

    Срок предоставления Ростехнадзором государственной услуги:

    Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов. Уведомление об отказе во внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявительных документов.

    Документом, необходимым для предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, является заявление заказчика экспертизы промышленной безопасности о внесении заключений экспертизы промышленной безопасности в Реестр.

    Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    К заявлению о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр прилагается заключение экспертизы промышленной безопасности на бумажном и электронном носителе.

    За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

    Внесение ДПБ в Реестр деклараций промышленной безопасности

    Государственная услуга по ведению реестра деклараций промышленной безопасности предоставляется Федеральным органом исполнительной власти — центральным аппаратом Ростехнадзора.

    Документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является заявление о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр, о предоставлении выписки из Реестра, об исключении декларации промышленной безопасности из Реестра (далее — заявительные документы).

    Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или их уполномоченные представители.

    Внесение (отказ во внесении, внесение изменений) декларации промышленной безопасности в Реестр — в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов.

    Исполнитель проводит проверку правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов и, в случае их соответствия требованиям Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления вносит в Реестр необходимые сведения и готовит уведомление о внесении декларации в Реестр. В случае несоответствия заявления и прилагаемых документов требованиям Административного регламента исполнитель в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления вносит сведения о заявителе в электронную базу данных и готовит уведомление об отказе во внесении декларации в Реестр.

    Заявительные документы, внесенные в Реестр, хранятся в архивных делах структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, в течение срока действия декларации промышленной безопасности.

    В течение суток со дня внесения исполнителем декларации промышленной безопасности в Реестр уведомление о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр передается в структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за работу с заявителями, для вручения в установленном порядке заявителю.

    Зарегистрированная декларация промышленной безопасности на бумажном носителе вместе с уведомлением о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр вручается заявителю для дальнейшего хранения.

    В случае принятия решения об отказе во внесении декларации промышленной безопасности в Реестр подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за предоставление государственной услуги, в течение трех рабочих дней со дня подписания уведомления передает в структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за работу с заявителями, уведомление об отказе во внесении декларации промышленной безопасности в Реестр с обоснованием причин отказа.

    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:

    а) представляет экземпляр декларации и заключения экспертизы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и (или) ее соответствующий территориальный орган, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;

    б) представляет копии декларации и заключения экспертизы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект;

    в) представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, на основании мотивированного запроса этого органа;

    г) обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;

    д) обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.

    Гриф секретности декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), которым была представлена декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.

    Оригиналы декларации и заключения экспертизы, а также копии документов о представлении их в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору хранятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

    Основные нормативные документы, касающиеся ДПБ

    www.promrisk.ru

    ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
    ПК «РУСЬ»,
    ПК ГИАС «БЕЗОПАСНОСТЬ», ПК ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»

    Программный комплекс «РУСЬ» «Промышленная безопасность»

      (Включен в единый реестр российских программ для электронных
      вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России,
      Рег. номер ПО 2833),

      Программный комплекс «РУСЬ» «Пожарная безопасность»

        (Включен в единый реестр российских программ для электронных
        вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России,
        Рег. номер ПО 2831),

        Программный комплекс «РУСЬ» «Охрана окружающей среды (ООС)» :

          (Включен в единый реестр российских программ для электронных
          вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России,
          Рег. номер ПО 2835),

            Программный комплекс «ГИАС» «Экобезопасность»

              (Включен в единый реестр российских программ для электронных
              вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России,
              Рег. номер ПО 3525

              В программный комплекс ПК «Русь», ПК ГИАС «Безопасность», ПК ГИАС «Экобезопасность» в рамках информационно-технологического сопровождения (ИТС) постояннно вносятся изменения, связанные с улучшением функциональных характеристик программных модулей, добавлением новых программных модулей связанных с изменениями НПА, принятием новых ФЗ, новых методик, расчетов, в том числе в обновлениях постоянно учитываются подзаконные акты для исполнения требований Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, включая изменения с 01.01.2016 г. в расчете платы за НВОС по объектам ОНВ.

              Поэтому «скриншоты» экранов функциональных блоков, приведенные на данном сайте, постоянно изменяются и окна программ, могут существенно отличаться от актуальных версий, которые передаются юридическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), МЧС, органам управления субъектов РФ, Министерствам природных ресурсов по субъектам РФ, Ростехнадзорам, управлениям Росприроднадзоров по субъектам РФ в рамках информационно-технологического сопровождения.

              КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
              НА ПЕРЕДАЧУ ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ
              ПК ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»
              (обеспечение регионального контроля в соответствии с ФЗ
              от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ, )

              КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
              НА ПЕРЕДАЧУ ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
              ПК «РУСЬ»
              (обеспечение выполнение требований ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ,
              N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014), №123-ФЗ, N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014), № 384-ФЗ)

              ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПК «РУСЬ»
              ПК ГИАС «БЕЗОПАСНОСТЬ», ПК ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»

              ПК имеет блочную структуру, каждый блок может функционировать как отдельно, так и собираться в необходимые конфигурации и может поставляться в любом составе.При этом базы данных, введенные в программные модули сохраняются и не зависят от времени поставки последующих дополнительных блоков т.е. не зависят от поставки дополнительных блоков. Базы данных построены на единой классификационной основе т.е. пользователь может заказать и работать в каком то отдельном программном модуле и в случае добавления в последующем дополнительных модулей, блоков ему не надо повторно вводить данные по предприятию. При этом базы данных сохраняются по годам и и привязаны к конкретным промышленным площадкам, обособленным подразделениям, опасным объектам, объектам негативного воздействия на окружающую среду (ОНВ), расположенных на конкретных территориях (ОКАТО, ОКТМО).

              ПК обеспечивает создание систем мониторинга безопасности объектов техносферы (СМБОТ), систем поддержки принятия управленческих решений (СППР) в ЧС, ведения баз данных производственного контроля ПК, ПЭМ, ПЭК с использованием средств измерений, обеспечивающих непрерывные автоматические замеры выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, их систематизацию, обработку, автоматический перенос данных при формировании инвентаризации источников ЗВ, автоматический перенос данных из инвентаризации в расчетные модули при формировании тома ПДВ, формирование сводных данных при контроле на границе СЗЗ, на территории зоны влияния объектов, перенос фактических данных при расчете платы за НВОС.

              ПК позволяет создать вертикально-интегрированную корпоративную информационную систему управления в области промышленной, пожарной, экологической, эксплуатационной, энергетической безопасности, в том числе вертикально-интегрированные системы при обращении с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, отходами производства, как на уровне компаний, так и на уровне субъектов РФ, округов, с обеспечением приема-передачи информации в ХМL-формате по всей информационной вертикали управления.

              ПК позволяет в любой момент времени самостоятельно сформировать юридическим лицом, субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), без привлечения сторонних организаций, из текущей единой базы данных предприятия, всю необходимую документацию в области охраны окружающей среды (ОС), промышленной, пожарной, эксплутационной безопасности, в том числе, ПНООЛР, том ПДВ, НДС, сформировать технический отчет о неизменности технологических процессов, производить расчет платы за НВОС, сформировать план ЛАРН, ПЛАС, ПЛА, декларацию пожарной безопасности, декларацию промышленной безопасности, паспорт опасного объекта, технические паспорта зданий, энергетические паспорта, обеспечить построение сценариев аварийных ситуаций, деревьев отказов, произвести расчет условных вероятностей, расчет рисков, построить поля потенциального риска, расчитать ущерб, построить F/N, F/G диаграммы, сформировать статотчетность 2 ТП (воздух), 2 ТП (водхоз), 2 ТП (отходы), 2 ТП (рекультивация), 4-ОС, 5-ГР, 6-ГР, 70-ТП, 71-ТП, 1-ЛС, 2-ЛС и др. с выгрузкой на веб-порталы, Росстат, самостоятельно провести расчет класса опасности отходов КООПС, КОСНВОС, сформировать паспорта отходов в соответствии с «ФККО-2014», сформировать документы для получения комплексных разрешений в соответствии с требованиями 219-ФЗ, сформировать другие документы в соответствии с требованиями НПА.

              ПК позволяет создать системы СЭМ, автоматизированные системы управления (АСУ) по ISO 14001;

              Поставляется без ключей физической защиты.

              Формат приема-передачи информации — ХМL.

              Система поставляется бесплатно.

              Оплата производится только за годовое ИТС (аналогично ИТС «Гарант», «Консультант»).

              ИТС включает в себя постоянную актулизацию ПК в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов, постоянную актуализацию базы нормативно- правовых документов, консультации, помощь «горячей» линии, в случае необходимости просмотр расчетов с оказанием помощи по исправлению ошибок.

              В программу в рамках ИТС постоянно добавляются новые расчетные методики, РД, СП, СТО, ПБ, постоянно актуализируются справочники, классификаторы.

              ПК «Русь», ПК ГИАС содержит:

            • Возможность загрузки чертежи выполненных в AutoCAD (формат DXF), КОМПАС, MapInfo (формат MID/MIF), ArcInfo (формат SHP), сканобразы чертежей, цифровые фотографии в JPG (*.jpg), BMP(*.bmp), WMF (*.wmf) с последующей их привязкой и нанесением на них атрибутивной информации
            • Содержит универсальный редактор отчетов с формированием отчетов в форматах; Отчеты (jrpt), Электронная таблица OpenOffice (ods), Текстовый документ OpenOffice (odt), Microsoft Excel 97-2003 (xls), Microsoft Word 2007 (docx), Документ PDF(pdf), Web страница (htm, html), Microsoft Excel 2003 XML (xml)
            • АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ:

              РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ПК «РУСЬ», ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»

              ПОСТРОЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ, ПОЖАРНОЙ, ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

              Программные комплексы ГИАС «Экобезопасность» (ПК ГИАС «Экобезопасность») и «Русь» (ПК «Русь»), используют клиент-серверную технологию доступа к данным и позволяют построить распределенную систему сбора и обработки информации, используя локальные вычислительные сети, глобальную сеть Интернет и беспроводные сети передачи данных, как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

              ПК ГИАС «Экобезопасность», «Русь» обеспечивает подключение неограниченного количества рабочих станций для ввода, анализа и обработки информации.

              Количество одновременно подключенных рабочих станций определяется характеристиками сервера БД ГИАС «Экобезопасность», «Русь» и возможностями операционной системы установленной на сервере.

              ПРАЙС-ЛИСТ
              НА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (ИТС)
              ПК «РУСЬ»
              «ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
              ПРАЙС-ЛИСТ
              НА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (ИТС)
              ПК «РУСЬ»
              «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ООС)»
              ПРАЙС-ЛИСТ
              НА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
              ПК ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»
              В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ
              ПК ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»
              РАБОТАЮТ:
            • Государственные органы управления
            • Вертикально-интегрированные компании
            • Юридические лица
            • БЕСПЛАТНЫЕ ПРОГРАММЫ
              ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
              В ОБЛАСТИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (НВОС)
              ОБНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ «РУСЬ», ГИАС «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ»
              ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

              Методология, алгоритмы построения ПК «Русь», ПК ГИАС «Безопасность», ПК ГИАС «Экобезопасность» отрабатывались в рамках выполнении Государственных заказов и контрактов по созданию единой методологии сбора, хранения, обработки и анализа информации в сфере природопользования, охраны окружающей среды, экологической. промышленной, эксплуатационной, пожарной безопасности, построенных на единой классификационной основе с уровней: объект — промплощадка — предприятие — объединение, компания — субъект РФ — округ РФ — органы управления на уровне РФ в том числе:

            • Государственный заказ № 41-93ЭБР от 05.01.93г. Федеральной программы «Экологическая безопасность России»;
            • Контракт № МП 55-96 от 02.07.96г. на создание научно-технической продукции по заданиям Госкомэкологии России «Разработка макета экологического паспорта промышленного предприятия»;
            • Контракт № СЗ-98 от 25.02.98г. на создание научно-технической продукции по заданиям Госкомэкологии России «Разработка ГОСТа «Экологический паспорт природопользователя»;
            • Работы, предусмотренные на 1999г. планом государственной стандартизации – тема № 2.0.409-1.004.99 «Экологический паспорт природопользователя» (взамен ГОСТ 17.0.0.04-90) и Контракты № С5-99 от 14.04.99 «Доработка проекта ГОСТа «Экологический паспорт природопользователя» и № С 11-00 от 21.04.2000г. «Разработка проекта ГОСТа. Охрана окружающей среды. Требования к оформлению классификаторов экологической информации»;
            • Договор № 07-НИОКР от 01.06.2001г. с «ВНИИПрироды» «Разработка Государственных стандартов, направленных на создание и ведение единого информационного банка данных (юридическое лицо-район-территория) о влиянии природопользователя на состояние природной среды» (по заданию МПР России);
            • Договор № 08-НИОКР от 01.06.2001г. «Разработка методологии и нормативных актов, моделей, методик управления природопользованием в рамках ГОСТа Р17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы» (по заданию МПР России);
            • Государственный контракт № ИГ-02-56/471 от 28.10.2002г.по созданию научно-технической продукции в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» по базовому проекту ОС-29 «Научно-методическое обеспечение апробации государственных стандартов, устанавливающих требования по созданию системы охраны окружающей среды на предприятиях и проведению паспортизации предприятий и территорий»;
            • Договор № 1/41-АИ-2002 от 28.10.2002г. с Государственным унитарным предприятием «Информационный центр ВНИИгеосистем» по теме: «Разработка информационной системы управления в области лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами» в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» по базовому проекту: «Разработка 1 очереди Единой информационной системы природопользования и охраны окружающей среды (ЕИСП), включая создание информационной системы мониторинга природопользования и охраны окружающей среды»;
            • Договор с МПР России 2003г. «Разработка ГОСТа серии Р «Паспорт территории»;
            • Договор с МПР России № ВС-03-28/868 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-42 «Анализ ведомственных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов в сфере природопользования и подготовка предложений по их совершенствованию»;
            • Договор с МПР России № ВС-03-28/856 от 17.12.2004г. по базовому проекту ОН-46 «Создание системы информационно-аналитического, нормативно-методического обеспечения взаимодействия МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».
            • Договор № АГ-03-13/158 от 05.09.2005г. по базовому проекту 2М8-05 «Провести исследования по стратегии развития информационного обеспечения системы МПР России».
            • Другие Государственные контракты.
            • Внимание .

              В программный комплекс ПК «Русь», ПК ГИАС «Экобезопасность» постояннно вносятся изменения, связанные с изменениями НПД, улучшением функциональных характеристик программных модулей, поэтому «скриншоты» экранов функциональных блоков постоянно изменяются и некоторые окна программ, приведенные на данном сайте, могут существенно отличаться от актуальных версий, которые передаются юридическим лицам,
              органам управления субъектов РФ, Росприроднадзорам, Ростехнадзорам, МЧС.

              Пакеты прикладных программ предназначены для конечного пользователя, для юридических лиц, органов управления, построены на единой классификационной основе, при этом каждый модуль может функционировать как отдельно, так и собираться в любую заранее заданную конфигурацию для ведения единой базы данных, вне зависимости от времени сборки, как для вертикально-интегрированной компании, так и для субъектов СМСП, имеющих промплощадки, расположенные в различных ОКАТО, ОКТМО РФ.

              Программы имеют открытые форматы межмашинного обмена (XML), соответствуют требованиям ISO,
              позволяют осуществлять прием-передачу «выгрузок» в любые другие программы

              www.aieco.ru

              Охрана труда

              Система управления охраной труда в организации

              Система управления охраной труда (СУОТ) представляет собой часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда , связанными с деятельностью организации. СУ ОТ включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации.

              Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют нормы ТК РФ, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, стандарты ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования».

              Новый подход к управлению охраной труда в организации

              Рыночные отношения обусловливают необходимость формирования нового подхода к управлению охраной труда, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Сегодня некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций, позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

              В конце 1990-х гг. в западных странах резко изменился подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям .

              Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествует 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с потерей трудоспособности на один день и более), 1-3 тыс. микротравм и 10-30 тыс. опасностей, возникающих на производстве.

              Пирамида происшествий

              Гипотетически каждый из выделенного количества опасных факторов (10-30 тыс.) при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, их необходимо идентифицировать. Процесс идентификации происходит в несколько этапов. На первом этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски. Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области охраны труда организации, составления программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Новизна такого подхода заключается в том, что именно на основе анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем охраны труда, определяются задачи и сроки их выполнения .

              Изменению подверглась и оценка работы руководителей высшего и среднего звена, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание так называемые неписаные правила обеспечения охраны труда.

              Высшее руководство организации отвечает за политику в области охраны труда, проявляет лидерство в решении проблем охраны труда и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области охраны труда и, таким образом, формирует культуру охраны труда в своей организации.

              Пирамида ответственности

              С документами СУОТ (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Эти локальные нормативные акты вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

              Роль руководителей среднего уровня — обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области охраны труда, а также требований охраны труда, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание за невыполнение поручений, несоблюдение указанный требований и т.п. должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т.д.) в решении вопросов охраны труда, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах охраны труда.

              Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков и т.п. в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, другие происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства и удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых во многом и зависит обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

              Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению охраной труда в организации (ГОСТ Р 12.0.007-2009).

              Принципы управления охраной труда в организации на современном этапе

              Наиболее важными элементами современного подхода в области охраны труда являются разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране груда на основе новых принципов управления охраной труда в организации.

              Многолетний опыт работы по совершенствованию охраны труда, разработке и внедрению систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией в ведущих организациях страны позволил сформулировать 18 принципов управления безопасностью и охраной труда 1 При формировании 18 принципов управления охраной труда в условиях экономического и финансового кризиса использовался опыт известных ученых в сфере мирового менеджмента: Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Тагути, Э. Шухарта и др., а также научная и практическая работа Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии Академии труда и социальных отношений с ведущими организациями, которые добились положительных результатов в области управления охраной труда. . Использование этих принципов при минимальных затратах (что важно в нынешних кризисных условиях) сможет оказать большое влияние на повышение безопасности производства и снижение затрат от непроизводительных потерь, к которым относятся прямые и косвенные потери от несчастных случаев и аварий на производстве.

              Порядок изложения (нумерацию) принципов не следует увязывать с их важностью для успеха: все они одинаково важны, а порядок их реализации может варьироваться в соответствии с особенностями организации и состоянием трудоохранной, промышленной и экологической безопасности в ней.

              Принцип 1. Создавайте новую культуру охраны труда. Ключевую роль в создании новой культуры управления в области охраны труда играют системы управления охраной труда на уровне организаций и формирование у руководителей этих организаций приверженности делу охраны труда.

              Внедрение СУ ОТ организации, которая легко интегрируется в другие системы управления, например управление качеством, охраной окружающей среды, создает условия, при которых охрана труда становится для руководителей приоритетной задачей развития коллектива. СУОТ становится для организации проектом высшего уровня: за создание системы отвечает первый руководитель организации, за ее функционирование — как правило, технический директор или главный инженер организации. Кроме того, документы системы (руководство по СУОТ, стандарты предприятия, инструкции по охране труда) подписывают руководители организации, тем самым они берут на себя ответственность за их реализацию и успешное функционирование. Охрана труда становится частью корпоративной культуры организации.

              Одним из важных инструментов создания позитивной культуры охраны труда является политика в области охраны труда, направленная на достижение безопасности за конкретный период деятельности, разработанная с участием персонала организации, документально оформленная и подписанная первым руководителем организации. В результате культура охраны труда становится позитивной, дающей уверенность работникам организации, что безопасность является одной из ключевых ценностей организации.

              Принцип 2. Введите в практику обязательное непрерывное обучение кадров в области охраны труда. Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию. Наиболее важным итогом обучения по охране труда должно стать усвоение обучающимися принципов, заключающихся в усилении личной ответственности за собственное здоровье и безопасность. Обучение и повышение квалификации в области охраны труда должны обеспечить процесс внедрения передовых знаний среди работников, повысить их компетенцию в предпринимаемых ими действиях. Таким образом, важнейшим фактором обучения руководителей и персонала должны стать компетентность и осведомленность, а чтобы добиться этого, руководители должны проявлять качества лидеров и демонстрировать приверженность идеям безопасности. Отсюда возникает первостепенная необходимость обучать руководителей принципам приверженности безопасности: только овладев этими принципами, они будут заинтересованы в постоянном освоении их работниками новых знаний в области охраны труда

              Учитывая необходимость в массовом обучении новым методам работы в области охраны груда, нужно создавать условия для открытого образования работников на основе дистанционных методов обучения (интернет- технологии, видеоконференции и др.), а также использовать индивидуальное обучение на основе информационных технологий.

              Принцип 3. Обучайте лидерству и приверженности руководителей вопросам охраны труда. Согласно данному принципу безопасность поддается управлению, является объектом постоянного и всеобщего внимания; безопасность — успех бизнеса организации, она прибыльна. В общем виде цель приверженности безопасности сформулирована в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью ООО «Северсталь-ресурс»: «Безопасность — везде. Безопасность — всегда. Безопасность — во всем».

              Безопасность груда необходимо рассматривать как важную область деятельности, сопоставимую с другими производственными задачами. Высшее руководство должно однозначно считать и подтверждать своими действиями, что безопасность имеет такое же значение, как цена, производительность, качество и человеческое отношения. Все менеджеры и руководители организации должны демонстрировать наглядную и активную приверженность принципам безопасности, поощрять инициативы, связанные с улучшением безопасности, и руководить этим процессом, а также содействовать участию сотрудников в улучшении результатов деятельности по охране труда.

              За внедрение политики в области охраны труда и элементов СУОТ в организации отвечает первый руководитель компании, а также руководители структурных подразделений (бизнес-единиц компании). Линейные руководители всех уровней ответственны за результаты деятельности в области безопасности на подведомственных им участках. Руководители и специалисты служб охраны труда обеспечивают линейных руководителей рекомендациями по выполнению обязательств по охране труда, проводят необходимые экспертизы и т.п. При необходимости они должны иметь полномочия для прямого доступа к высшему руководству организаций.

              Права, отчетность и ответственность должны быть четко определены в зависимости от делегируемых полномочий для каждой должности в каждой организации. Права и ответственность в области охраны труда, делегированные отдельным сотрудникам, должны быть документально оформлены. Руководство должно обеспечить понимание сотрудниками их прав и ответственности.

              Принцип 4. Разработайте программу морального и материального поощрения работников. Новые трудовые отношения в области безопасности невозможно создать без отказа от приоритета наказаний за любые ошибки персонала, в том числе не приведшие к травмам и аварийным ситуациям. Страх неизбежности наказания снижает эффективность работы коллектива, производительность труда, создает ненормальный психологический и социальный климат на производственных участках и рабочих местах.

              Самым важным в управлении безопасностью является мотивация работников. В реализации этого принципа надо исходить из того, что люди мотивируют себя сами, но для этого руководству организации надо создать такой климат, в котором награда за безопасное поведение отвечает желаниям и потребностям всех работников организации.

              Способов и методов материальной и моральной мотивации сотрудников существует много, но главный вывод мотивирования работников в области охраны труда заключается в том, что достижение высоких показателей в сфере безопасности помогут предприятию повысить производительность труда за счет повышения эффективности производства, проявления доброй воли, благодаря высокому моральному настрою в коллективе.

              Принцип 5. Разрушайте барьеры между подразделениями и людьми, работающими в них. Отсутствие административных барьеров между подразделениями характеризует высокую культуру трудовых отношений в коллективе и достигается за счет объединения усилий подразделений, занимающихся исследованиями, проектированием, эксплуатацией, производством, ремонтом, подрядными работами. Это позволяет коллегиально решать проблемы обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла предприятия. На каждом этапе проекта должна быть сформирована команда (целевая группа), которая будет претворять в жизнь программу совершенствования управления безопасностью.

              Принцип 6. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом и его результатами. Устраните ситуации, которые «обкрадывают» рабочих, специалистов и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Работников, не имеющих нарушений правил безопасности, необходимо поощрять в противовес распространенной в наших организациях практики предавать огласке только случаи нарушений или травм.

              Кроме того, в организации важно создать социальный климат доверия, партнерства и взаимного уважения как по вертикали, так и по горизонтали

              Принцип 7. Переходите от контроля за обеспечением безопасности к управлению безопасностью. Для этого на уровне организации должен быть сделан акцент на приоритетности организационной культуры, повышении ответственности, приверженности руководителей компании определенным целям, мотивации людей на безопасный и высокопроизводительный труд. На уровне надзорных и контролирующих органов это связано с переходом от надзора за объектами к надзору за функционированием систем управления безопасностью в организациях, эффективность которых подтверждается аудитом этих систем. В свою очередь, СУОТ должны строиться на достижениях современного менеджмента и международных стандартов в области управления безопасностью.

              Новый подход к формированию СУ ОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает общедоступность данных о состоянии условий и охраны труда, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью груда работников организации, а также персонала других организаций (поставщики и подрядчики), потребителей продукции (работ, услуг).

              Принцип 8. Определите роли, ответственность и полномочия каждого работника в области обеспечения безопасности. Эффективное внедрение системы управления охраной труда может быть достигнуто только при активном участии всех работников организации. Распределение ответственности и полномочий среди должностных лиц должны быть равнозначным, что позволит создать эффективное взаимодействие между руководителями и персоналом возглавляемых ими подразделений. При этом надо учитывать, что каждый уровень управления организации выполняет свою роль, имеет свои специфические виды ответственности и полномочий.

              Принцип 9. Управляйте изменениями. Понятие «изменения» включает, но не ограничивается изменениями в производственном процессе и используемом оборудовании; в сооружениях; в составе используемых веществ и введении новых материалов, осуществлении экспериментальных работ; в проектах, реализуемых в действующих цехах; в структуре управления.

              Процедура управления изменениями в первую очередь предусматривает распределение ответственности за ее осуществление. Для этого создается комиссия по рассмотрению изменений, в состав которой входят специалисты в области безопасности (трудоохранной, промышленной, пожарной, экологической и др.), менеджер по качеству и инженер по охране труда, начальник цеха, инженер по промышленной гигиене и т.д. При этом начальник службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности организации последним подписывает комплект необходимой документации.

              Принцип 10. Доведите до всех работников организации политику руководства в области охраны труда. Политика организации в области охраны труда должна соответствовать характеру и масштабу рисков, увязываться с целями организации и включать в себя обязательства, принятые и подписанные высшим руководителем организации по обеспечению постоянного улучшения условий и охраны труда. Политика должна активно пропагандироваться в качестве основного документа и постоянно совершенствоваться.

              Без такой политики поведенческие аспекты безопасности не будут в достаточной степени приняты во внимание, и безопасность отодвинется в сторону, когда другие производственные проблемы, например в условиях кризиса, станут более неотложными. Важно, чтобы политика получила эффективное распространение и была доведена до сведения каждого работника, была им понятна и выполнялась.

              Принцип 11. Введите в практику регулярное проведение поведенческого аудита безопасности. В организации, в которой правильно реализуется процесс мотивации, руководство и каждый работник привержены принципам безопасности и активно участвуют в работе по ее обеспечению.

              В российской практике давно зарекомендовал себя такой метод привлечения работников к контролю за обеспечением безопасности на производстве, как многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Он и сегодня широко практикуется в организациях. Однако этот метод, применяемый на протяжении многих лет практически без изменений, достаточно формализован и перестал активно влиять на приверженность специалистов вопросам охраны труда и результативность этой деятельности. Кроме того, большое количество нарушений на рабочих местах и участках происходит по организационным причинам: из-за ошибочных действий персонала или несовершенства с позиций безопасности действующих инструкций, стандартов предприятий и т.п. На практике на эти проблемы обращают внимание лишь тогда, когда происходят несчастные случаи, в частности опрашивается персонал: почему он так работал, соответствует ли его работа регламентируемым процедурам и методам, не содержат ли ошибок сами процедуры, соответствуют ли они действующим правилам и нормам и т.п.

              Устранить эти недостатки можно с помощью поведенческого аудита безопасности. Цели, которые преследует поведенческий аудит, направлены на определение, обнаружение и исключение отклонений, вызванных неправильным, несоответствующим и (или) опасным поведением персонала, и содействие закреплению правильного поведения. Поведенческий аудит безопасности не исключает другие виды контроля, применяемые в организациях.

              Принцип 12. Введите приоритет, по которому закупки оборудования, средств индивидуальной защиты определяются их функциональными свойствами, а не ценой. Главное — не деньги, а безопасность и безвредность. Поставляемая организации продукция, включая технические устройства и услуги, должна иметь сертификат соответствия ГОСТ РилиТУ. Средства индивидуальной защиты дополнительно должны иметь гигиенический сертификат.

              Требования о соответствии приобретаемой продукции требованиям нормативной документации по охране труда (в том числе нормативам по радиационной безопасности) содержатся в договорах на поставку, заключаемых службами снабжения организации.

              При поиске новых поставщиков/подрядчиков и закупке новых видов товаров и услуг рекомендуется рассылать опросный лист, включающий сведения о состоянии охраны труда поставщика При окончательном выборе поставщика учитывается полученная информация о выполнении им требований охраны труда, связанных с его продукцией или услугами.

              Принцип 13. Улучшайте каждую процедуру обеспечения безопасности. Чтобы улучшать процедуры обеспечения безопасности, их надо сначала создать. Принять решение о документировании процедуры необходимо для того, чтобы быть уверенным, что процедура будет выполняться всеми работниками одинаково безопасно. Кроме того, задокументированная процедура позволяет контролировать, правильно ли она исполняется персоналом.

              Исходя из требований российских и международных стандартов по управлению охраной груда (OHSAS 18001, ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 и др.), в организации должны быть разработаны процедуры, включающие идентификацию опасностей, оценку рисков, идентификацию законодательных и иных нормативных правовых требований, создание осведомленности, обучения и информирования, управление документацией и др., включая управление аварийными ситуациями и внутренний аудит в области охраны труда.

              Принцип 14. Постоянно ставьте цели и добивайтесь их. Цели организации в области охраны труда — это прогнозируемые и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии с политикой, направленной напоследовательное улучшение условий и охраны труда Они разрабатываются на основании информации о функционировании СУОТ, результатах оценки риска и выявленных несоответствий. Цели определяют то, что нужно выполнять, а задачи определяют уровень выполнения в установленный период времени. Цели в области охраны труда в организации направлены на выполнение ее политики в области охраны труда и постоянное совершенствование СУОТ.

              Использование системного подхода в постановке целей и задач и планировании мероприятий в совокупности с системой учета затрат на охрану труда позволяет вести единый учет средств, расходуемых на безопасность, контролировать и анализировать достижение целей и задач и выполнение запланированных мероприятий.

              Принцип 15. Определите методы оценки результативности работы в области охраны труда. Система измерения результативности деятельности по охране труда в организации включает оценку состояния охраны здоровья и безопасности труда; эффективности функционирования и результативности СУОТ; качества и полноты ответственности работников в области охраны труда. Она позволяет объективно оценивать выполнение конкретными работниками обязанностей по охране труда, устанавливать отклонения достигнутых показателей от требуемых или запланированных величин, дает возможность сопоставлять работу различных подразделений и отдельных работников по охране труда. Кроме того, измерение результативности дает информацию для планирования дальнейшей работы по охране труда, материального и морального стимулирования персонала, совершенствования форм и методов работы по обеспечению безопасности труда, корректировки регламентирующих документов и т.д.

              Показатели, характеризующие работу организации по охране труда, могут быть самыми разнообразными: содержание рабочих мест в соответствии с требованиями безопасности и гигиены труда; своевременное выполнение запланированных мероприятий по охране труда; своевременное выполнение мероприятий по актам расследования аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; своевременное выполнение предписаний государственных органов надзора и контроля, служб охраны труда, других служб организации; снижение аварийности и заболеваемости на производстве.

              Принцип 16. Организуйте регулярное проведение дней безопасности труда. В соответствии с мониторингом условий и охраны труда в организации на регулярной основе проводятся дни охраны труда, цель которых — привлечь внимание органов власти, работодателей и всех работников организации к проблемам предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

              В этот день все структурные подразделения и их работники, общественные организации уделяют вопросам охраны труда особое и приоритетное значение. Заслушиваются информация руководства организации, а также отчеты руководителей подразделений о состоянии работы по охране труда за прошедший месяц и выполнение решений, принятых ранее, и др.

              Начиная с 2003 г. по инициативе МОТ проводится Всемирный день охраны труда, который приходится на 28 апреля. Таким способом МОТ продвигает идею активного предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, приоритета предупреждающих мероприятий по обеспечению безопасности груда и сохранению здоровья на работе.

              Принцип 17. Откажитесь от «пустых» лозунгов, призывов по охране труда, наполните их «живым» смыслом. Достижения в области обеспечения безопасности должны быть последовательными, исходить из достигнутого уровня безопасности с ориентацией на четко запланированные мероприятия. С этой целью в организации желательно сформулировать миссию и видение руководителей организации и всех ее работников в области охраны груда (см. ниже). Такая направленность деятельности позволяет ориентировать весь коллектив на перспективу достижения поэтапной полной безопасности за счет реализации конкретных мероприятий.

              Принцип 18. Переходите на интегрированное управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью. В условиях экономического и финансового кризиса, когда значительно меньше финансовых средств выделяется на предупредительные мероприятия в области охраны труда и других направлений обеспечения безопасности, целесообразно переходить на разработку и внедрение интегрированных систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией, чтобы не снижать уровень безопасности производства Во-первых, это позволяет перейти к комплексному решению проблемы снижения потерь в организации, а значит, способствовать эффективности и экономичности производства за счет предупреждения проявления несчастных случаев, аварий, загрязнения окружающей среды. Во-вторых, значительно снижаются затраты на разработку отдельных систем управления по указанным направлениям, сокращается количество разрабатываемых документов по системам, видов аудита и затрат на их проведение и т.п. В-третьих, упрощает понимание специалистами и персоналом документов, регламентирующих процедуры обеспечения безопасности и безвредности производства.

              Миссия и видение организации в области охраны труда

              При разработке корпоративной политики в области охраны труда некоторые организации определяют свои миссию и видение в рамках данной политики. В этом случае под видением понимается устойчивое представление о том, что изменит и сделает будущее в области охраны труда более ценным, а под миссией — стратегическая позиция, занятая организацией с целью реализации видения.

              В качестве примера приведем «Заявление о Миссии и Видении в области охраны труда» ОАО «Северсталь- ресурс».

              Миссия компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда: «Безопасность для всех. Безопасность во всем. Безопасность превыше всего. Любую деятельность в компании “Северсталь-ресурс” мы будем выполнять безопасно».

              Видение компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда предусматривает за период два года сократить травматизм на 20% и создать систему управления охраной труда, согласно с которой:

              — элементы системы управления охраной труда установлены в соответствии с мировыми стандартами;

              — создана соответствующая корпоративная организационная структура для управления охраной труда;

              — новые процессы управления охраной труда установлены во всех производственных процессах и организационных структурах компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании « Северсталь-ресурс»;

              — проведена оценка рисков, осуществляется постоянная работа по уменьшению влияния рисков;

              — общая (единая) система учета происшествий распространена на все подразделения компании «Северсталь-ресурс» и на все предприятия;

              — у рабочих и линейных руководителей существует мотивация работать безопасно;

              — все работники компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании «Северсталь-ресурс», обеспечены оптимальными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и приборами контроля.

              В соответствии с программой по реализации Видения планируется достигнуть следующих показателей:

              — за период три года сократить уровень травматизма на 40%;

              — за период четыре года сократить уровень травматизма на 60%;

              — за период пять лет обладать системой управления охраной груда мирового уровня с целью исключения смертельного травматизма.

              Постоянные улучшения в области охраны труда необходимы для того, чтобы:

              — стать признанным лидером отрасли в сфере управления безопасностью;

              — быть предпочтительным работодателем;

              — обеспечить лояльность персонала;

              — сократить затраты, связанные с травматизмом;

              — увеличить социальную ответственность бизнеса.

              В конечном итоге все это гарантирует устойчивое развитие организации на перспективу.

              Требования к системе управления охраной труда

              Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование СУОТ в соответствии с установленными требованиями. При создании системы управления охраной труда необходимо:

            • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
            • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
            • формулировать политику организации в области охраны труда;
            • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
            • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей, выполнения поставленных задач.
            • Система управления охраной труда должна предусматривать:

            • планирование показателей условий и охраны труда;
            • контроль плановых показателей;
            • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
            • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
            • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
            • потенциал интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

            Политика организации в области охраны труда

            Руководство организации обязано: а) определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда; б) обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, поддержку ее на всех уровнях управления и реализацию; б) периодический пересмотр (анализ) и корректировку политики с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

            Политика организации в области охраны труда должна:

            • определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
            • обеспечивать соответствие трудоохранной деятельности характеру и масштабу рисков, а также увязку с хозяйственными целями организации;
            • содержать обязательство руководства организации (работодателя) по обеспечению соответствия условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);
            • включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, существующих производственных рисках, полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;
            • предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
            • быть доступной заинтересованным сторонам.
            • Цели в области охраны труда

              Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и безопасности труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования в области охраны труда; риски, связанные с производством; технологические операции; производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

              Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

              Цели и задачи по охране труда по возможности должны иметь количественное выражение.

              Идентификация опасностей на рабочих местах

              Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать опознавание и управление рисками, регулярную оценку потребности в соответствующих действиях.

              Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать: а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника; б) потенциальные причины возникновения заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой; в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

              Идентификация опасностей производственных процессов должна включать анализ организации и управления выполнением работ, проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования, монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений), характеристик приобретаемых товаров и услуг.

              Оценка риска

              Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости их исключения или снижения. При этом необходимо рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергают текущую и будущую деятельность. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда. Все идентифицированные риски подлежат управлению с учетом приоритетов применяемых мер, таких как:

            • исключение опасной работы (процедуры);
            • замена опасной работы (процедуры);
            • инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;
            • административные методы ограничения воздействия опасностей;
            • использование средств коллективной и индивидуальной защиты.
            • Для выполнения работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

              Планирование мероприятий и функционирования

              системы управления охраной труда

              Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. При определении целей в области охраны труда необходимо устанавливать приоритеты, выявлять и учитывать те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на условия и охрану труда. Данная информация должна постоянно обновляться. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

              При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать: а) требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда; б) важные факторы охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации; в) ресурсные возможности; г) политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; д) мнение заинтересованных сторон.

              Руководство организации должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

            • подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
            • определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
            • разъяснению работникам степени соответствия их рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения соответствующего уровня безопасности труда;
            • совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
            • выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны труда;
            • выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.
            • Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно, через запланированные интервалы пересматривать. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения в структуре оказываемых услуг или условий функционирования. Кроме того, программа должна предусматривать:

            • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда
            • для каждого подразделения и уровня управления в организации;
            • обеспеченность необходимыми ресурсами;
            • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
            • Структура работ по обеспечению безопасных

              условий и охраны труда, распределение полномочий

              В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на руководителя организации (работодателя). В целях реализации мероприятий по охране труда в организации назначается специальный представитель руководства, как правило, главный инженер организации. Независимо от других возложенных на него обязанностей он должен нести ответственность и обладать полномочиями:

            • для организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в соответствии с требованиями законодательства;
            • обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
            • инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
            • выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
            • выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
            • организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
            • проверки выполнения принятых решений;
            • управления устранением несоответствий;
            • регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.
            • В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, иными заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

              Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня; лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

              Руководство организации должно определять требования к кадрам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

              В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создаются службы охраны труда или назначаются работники, на которых (наряду с основной работой) возлагается выполнение обязанностей по охране труда; создаются комитеты (комиссии) по охране труда; выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

              Обучение, квалификация и компетентность персонала

              Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране труда. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых ими работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения рабочих заданий.

              На уровне организации необходимо устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся; а) обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством; б) фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда; в) понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда и системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях; г) возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

              В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

              Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

              1. ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда; провести вводный инструктаж;
              2. контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
              3. вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

              Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которых возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

              Подготовленность к аварийным ситуациям

              Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

              В наличии должны иметься планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий. При необходимости должны анализироваться и корректироваться планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий. Организация должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

              Прочие вопросы внедрения и функционирования СУОТ

              Создаваемая в организации система управления охраной труда должна обеспечивать, во-первых, передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; во-вторых, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документальное оформление; в-третьих, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

              Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры СУОТ в их взаимодействии. При этом документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда. Важно, чтобы документация была хотя и минимального, но достаточного объема для ее результативного использования.

              Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Она должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида; в свою очередь, эти методы должны своевременно корректироваться.

              Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и данных согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009, с тем чтобы:

              документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

            • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования СУОТ;
            • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо иным способом, исключающим их непреднамеренное использование;
            • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с правилами соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений, при этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.
            • Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области безопасности труда. Она должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

              а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

              б) выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

              в) установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

              г) разработки и использования методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая при этом исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

              isfic.info

    Популярное:

    • Фнп правила безопасности опасных производственных объектов подъемные Регистрация в Ростехнадзоре? Многочисленные вопросы, поступающие специалистам Индустриальной безопасности, от наших Заказчиков, которые касаются регистрации в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, […]
    • Приказ о выполнении предписания образец Приказ о выполнении предписания образец ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 23 января 2014 года N 25 Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный […]
    • Субъект преступления ст 111 ук рф Какое наказание предусматривает ст. 116 ч. 1 УК РФ? Нанесение лицу побоев или совершение по отношению к нему других действий насильственного характера, вызвавших физическую боль, но не приведших к умышленному причинению даже небольшого […]
    • Правила безопасности подземных работ МЧС России Приказ от 11 декабря 2013 г. N 599 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" Зарегистрировано в […]
    • Поступления налогов в региональный бюджет РИА Рейтинг Доходы региональных бюджетов растут, но у многих съедаются инфляцией Динамика и структура доходов региональных бюджетов (таблица) Экономика в июле: спад ускорился. У более чем 10 регионов госдолг превышает собственные доходы […]
    • Сроки подачи исков статья Возможность подачи и сроки давности исков по ст. 115, 116, 119 УК РФ в 2013 году Мировым судом ответчику был вынесен приговор по ст. 115 УК, ст. 116 УК, ст.119 УК (все статьи по одному делу).Вина была обвиняемым признана и доказана в […]
    • Ст 116 п2 ук рф Статья 116. Побои Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, […]
    • Закон рк о гос Контроле и надзоре I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 . Настоящие Общие правила взр ы вобезопасности для взр ы вопожароопасн ы х химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение […]