Правило как отличить предлог от приставки

Отличие предлогов от приставок

С предлогами и приставками учащиеся знакомятся еще в младших классах. Они хорошо знают, что приставка — часть слова и обычно пишется слитно, а предлог — часть речи и пишется раздельно. Однако им бывает трудно отличать предлоги от приставок, так как большинство приставок образовано от предлогов.

После того как в разделе «Словообразование» изучены приставки, полезно составить таблицу.

В работе с таблицей можно использовать различные задания.

1. Подобрать слова или словосочетания с предлогами, не имеющими парных приставок: вместо меня, для отца и т. д.

2. Подобрать слова с приставками, не имеющими парных предлогов: возражать, расколоть и т. д. (можно ввести в это упражнение элемент игры: кто больше слов подберет).

3. Составить словосочетания или предложения, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки: поход по местам боевой славы; дошел до метро пешком и т. д.

Далее остановимся на работе с предлогами и приставками при изучении частей речи.

При существительном могут быть приставки и предлоги. Сопоставим предложения: Проснулся от боя часов. — Отбоя еще не было; Уплачено за воз дров. — Начался завоз зерна.

Применяем правило, которым обычно пользуются в младших классах: если между предлогом и существительным можно вставить слово или поставить вопрос, то перед нами предлог:

С изменением приставки меняется значение существительного; отбой, — прибой, забой, убой; завоз, извоз, навоз, привоз, подвоз, провоз.

При склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.

Предлог не меняет значения слова, но при склонении существительного изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов); уплачено за воз дров (без воза дров, в возе дров, под возом дров, к возу дров).

Для закрепления можно выполнить задания. >

1. Сопоставить предложения и объяснить, где предлог, где приставка.

1) У него плохое настроение. Посмотри на строение этого лепестка.

2) При соединении проводов произошло замыкание. Присоединение проводов здесь нежелательно.

3) Все зависит от правления завода. Отправление поезда в 3 часа.

4) Желаю товарищам удачи. Мы встретились в лесу у дачи.

5) Образовался какой-то нарост. Обратите внимание на рост этого человека.

6) Над стройкой развевался флаг. Он занялся надстройкой дома.

7) Бочка без дна. Здесь бездна интересного.

Из подноса мы сделали кормушку для птиц. Из-под носа у немцев партизаны угнали обоз.

9) Вдруг из-за бора показались танки. Из забора вытащили несколько кольев.

2. Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.

Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка, без хитрости, без системы, без дороги, без заботы, без воли, без плана, без пощады, без конца, без пользы, без страха, без вкуса, без помощи, без сил.

3. Выборочный диктант. Учащиеся записывают отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.

1) Жильцы внесли плату за воду.

2) С задачей я справился легко.

3) У этой книги интересное название.

4) Заводу требуются рабочие.

5) За дачей виднеется лес.

6) Лесник на дереве сделал зарубку.

7) Над стройкой развевался флаг.

Наша организация занялась надстройкой дома.

9) Мой брат защитил. диссертацию на звание кандидата наук.

10) Ребенок нуждается в постоянном присмотре.

11) За рубку леса браконьеров привлекают к суду.

В отличие от существительных у прилагательных бывают только приставки, а предлоги, стоящие перед прилагательными, всегда относятся к тем существительным, с которыми согласуются эти прилагательные, например: без жизненного опыта, площадка при школьном дворе.

Если в этих предложениях прилагательное опустить, предложение не потеряет смысла (без опыта, при дворе); следовательно, предлоги относятся к существительным. У прилагательных же бывают только приставки (безжизненный взгляд, пришкольный участок).

Для закрепления предлагаем задания.

1. Обозначить приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке.

2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека.

3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет.

4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской.

5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

2. Составить предложения со словами.

Бессодержательного — без содержательного, без сильного — бессильного, без защитных — беззащитных, без полезного — бесполезного, без характерной — бесхарактерной.

3. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Перед глаголами не бывает предлогов, так как это несклоняемая часть речи, а только приставки, с которыми от глаголов образуются новые слова: написать, подписать, дописать, выписать. Это правило дети усваивают легко, но несколько упражнений выполнить необходимо.

1. Образовать с помощью приставок различные глаголы, составить словосочетания: дать — отдать долг, выдать зарплату, передать записку, задать уроки, придать важный вид, издать книгу, обдать кипятком, продать товары, подать ужин, сдать экзамен.

Постелить, расступиться, застегнуть, высыпать (можно ввести игровой момент: кто больше?).

2. Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Остановимся на правописании производных предлогов, которые образовались от -самостоятельных частей речи (существительных, наречий, деепричастий) и смешиваются с этими частями речи. На первых порах учащимся бывает трудно понять, что одно и то же слово может выступать то в роли значимой части речи (наречия, существительного, деепричастия), то в роли предлога. Но даже после того, как они осмыслят и усвоят это теоретическое положение, потребуется много упражнений, вырабатывающих навык быстрого различения этих частей речи.

pack-me.ru

Отличие предлогов от приставок. Имя сущ. — Всё на пять!

Отличие предлогов от приставок. Имя сущ.

ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОГОВ ОТ ПРИСТАВОК

Приставка — часть слова и обычно пишется слитно, а предлог — часть речи и пишется раздельно. Однако бывает трудно отличать предлоги от приставок, так как большинство приставок образовано от предлогов.

только предлоги: вместо, для, из-за, из-под, к, кроме, между, ради, сквозь

только приставки: воз-, низ-, раз-, пре-, пере-

предлоги и приставки: без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через

ПРИ существительном могут быть приставки и предлоги. Сопоставим предложения: Проснулся от боя
часов. — Отбоя еще не было; Уплачено за воз дров. -Начался завоз зерна.
Применяем правило, которым обычно пользуются в младших классах: если между предлогом и существительным
можно вставить слово или поставить вопрос, то перед нами предлог:
от — предлог за — предлог
Проснулся от (громкого) боя часов Проснулся от (чего?) боя часов. Уплачено за (большой) воз дров. Уплачено за (что?) воз дров

С изменением приставки меняется значение существительного: отбой, прибой, забой, убой; завоз, извоз, навоз, привоз, подвоз, провоз. При склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.
Предлог не меняет значения слов, но при склонении существительного изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов); уплачено за воз дров (без воза дров, в возе дров, под возом дров, к возу дров).

1. Сопоставить предложения и объяснить, где предлог, где приставка.
1) У него плохое настроение. Посмотри на строение этого лепестка. 2) При соединении проводов произошло замыкание. Присоединение проводов здесь нежелательно. 3) Все зависит .от правления завода. Отправление поезда в 3 часа. 4)|уЖелаю товарищам удачи. Мы встретились в лесу у дачи. 5) Образовался какой-то нарост. Обратите внимание на рост этого человека. 6) Над стройкой развевался флаг. Он занялся надстройкой дома. 7)ч-‘Бочка без дна. Здесь бездна интересного. 8)»Из подноса мы сделали кормушку для птиц. Из-под носа у немцев партизаны угнали обоз. 9) Вдруг из-за бора показались танки. Из забора вытащили несколько кольев.

2. Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.
Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка,без хитрости, без системы, без дороги, без заботы, без воли, без плана, без пощады, без конца, без пользы, без страха, без вкуса, без помощи, без сил.

3. Выборочный диктант. Запишите отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.
1) Жильцы внесли плату за воду. 2) С задачей я справился легко. 3) У этой книги интересное название. 4)’Заводу требуются рабочие. 5) За дачей виднеется лес. 6)-Лесник на дереве сделал зарубку. 7) Над стройкой развевался флаг. 8) Наша организация занялась надстройкой дома. 9) Мой брат защитил диссертацию на звание кандидата наук. 10) Ребенок нуждается в постоянном присмотре. 11)3а рубку леса браконьеров привлекают к суду.

pyat-pyat.ru

Урок русского языка по теме «Учимся различать приставки и предлоги». УМК «Начальная школа XXI века», 2-й класс

Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

1. Организационный момент

– Чему учимся на уроках русского языка?

– Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

– Желаю вам успеха.

2. Актуализация знаний

На доске запись:

– Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Откроем первую часть таблицы:

(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)

– Соберите слова, в которых есть приставки

Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

– Кто не согласен? Почему?

– Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

– Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – «предлог».)

Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)

– узнать, что такое предлог;
– научиться различать предлог и приставку.
– Что знаете о предлоге?
– Что хотели бы узнать?

4. “Открытие” учащимися нового

– Посмотрите на слова с предлогами.

– Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы):

– Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)

– Как отличить предлог от приставки?

На доске записаны предложения:

Митя побежал по тропинке.
Митя побежал по узкой тропинке.

Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

Время выполнения – 2 минуты.

Вывод: между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

(Открывается нижняя строка таблицы):

– Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”

– Проверим по учебнику (с. 151).

Физкультминутка для глаз

5. Закрепление

– С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).

– Как отличить предлог от приставки?

  • Выполним упражнение с комментированием:
  • Задание: записать слова, раскрывая скобки.

    (Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)

    • Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.
    • Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.

      ( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

      Вывод: Как различить предлог и приставку?

      6. Самостоятельная работа

      Попробуйте применить это правило самостоятельно.

      – Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

      Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

      Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

      Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

      (Время выполнения задания – 4 минуты.)

      – Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

      – Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

      – Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

      Физкультминутка

      7. Диагностика

      – Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

      1. (от)крывать
      2. (по)земле
      3. (от)мороза
      4. (про)читать
      5. (на)столе

      Отметь слова с предлогами:

      1. (на)берегу
      2. (у)лететь
      3. (в)театр
      4. (за)ходить
      5. (за)окном

      Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:

      • высокий – 3
      • средний – 2
      • низкий – 1
      • (Время выполнения – 3 минуты.)

        – Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

        7. Рефлексия

        – Какая учебная задача была поставлена на уроке?

        – Достигли мы цели?

        – Что такое предлог?

        – Как различить предлог и приставку?

        – Что было трудным?

        – Покажите своё настроение в конце урока.

        8. Домашнее задание

        Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Как отличить предлоги от приставки: алгоритм действия

        Русский язык является сложной дисциплиной. Чтобы правильно написать слово, человек должен уметь разбирать его по составу, определять сильные и слабые позиции звуков, быстро вспоминать проверочные лексемы. При этом следует знать наизусть многочисленные исключения из правил. Часто правописание слова зависит от части речи. Например, не все знают, как отличить предлог от приставки, и допускают многочисленные ошибки.

        Что такое предлог?

        В русском языке самостоятельное слово и его значимая часть могут звучать одинаково. Слитное написание предлогов — частая ошибка, допускаемая школьниками. И действительно, эту часть речи легко спутать с приставкой. Например, в словах «за водой — заводь», «под водой — подводник». Чтобы избежать ошибок, вспомним определения.

        Предлоги — служебные части речи, которые используются для связи синтаксических единиц в словосочетании или предложении. Они не изменяются, их правильное написание следует запомнить наизусть. Значение предлога зависит от контекста. Это может быть:

      • время (до завтрака, по зиме);
      • место (по трассе, в лесу);
      • причина (ввиду обстоятельств, из-за морозов);
      • цель (в поисках правды, для мамы);
      • обстоятельства, отношения (думаю о друге, скучаю без жены).
      • Предлоги не являются членами предложения и пишутся раздельно с другими словами.

        Приставка: определение

        Так получилось исторически, что некоторые предлоги со временем стали использоваться для дополнения или изменения смысла самостоятельных частей речи. Они превратились в значимую часть слова, стоящую перед корнем, и получили наименование «приставка». Если предлог связывает слова в словосочетании, то с помощью приставки изменяется лексическое и грамматическое значение исходных лексем. Например: окно — подоконник (указание на местоположение), летел — прилетел (сближение + завершенность действия).

        В отличие от предлогов, приставки пишутся слитно со словом. При этом они могут иметь такое же звучание и сходное значение (на льду — наледь, без вкуса — безвкусный). Это порождает множество проблем, ведет к слитному написанию предлогов и раздельному — приставок. Поговорим о том, как избежать подобных ошибок.

        Определяем часть речи

        Как отличить предлог от приставки? Первое, что требуется для этого, — умение определять части речи. Предлоги могут стоять перед существительными (за столом, у дороги), местоимениями (возле тебя, вместо нее) и числительными (по четыре карандаша). Их никогда не встретишь перед глаголами, наречиями, деепричастиями, а также служебными частями речи. Поэтому при написании слов «слететь», «слезть», «сделать» вы можете не сомневаться: это глаголы с приставкой «с». Писать ее следует слитно.

        Особый случай — имена прилагательные и местоимения, которые порой оказываются между существительным и предлогом (в нашем доме, возле красной машины). В таких случаях ошибки допускаются редко. Но все же есть возможность спутать предлог, относящийся к существительному, с приставкой имени прилагательного (без жизненного опыта, безжизненный взгляд). Как быть? Если речь идет о предлоге, то прилагательное можно опустить без потери смысла предложения (без опыта). В противном случае мы имеем дело с приставкой.

        Способы разграничения

        Как отличить предлог от приставки, когда речь идет о существительных и местоимениях? Рассмотрим несколько способов:

        1. Между предлогом и лексемой можно вставить другое слово (по волнам — по синим волнам). В случае с приставкой сделать этого нельзя (полет, подорожник). Именно такой способ изучается в школе. Однако не все дети в начальных классах умеют быстро подобрать подходящее по смыслу определение. Для облегчения задачи научите их вставлять в промежуток местоимения (о маме — о нашей маме, за окном — за моим окном).
        2. Поставьте существительное или местоимение в начальную форму (именительный падеж). Например, (по) дороге — ЧТО? дорога. Слова «подорога» нет, значит «по» — предлог. Отвесил поклон — ЧТО? поклон. Такое слово есть, значит «по» — приставка.
        3. Задайте вопрос к слову. Предлог будет присутствовать в нем: под чем? —под лавкой. Приставка в состав вопроса не войдет: доволен чем? поездкой.
        4. Алгоритм действия

          Итак, подведем итоги. Что делать, когда вы сомневаетесь в написании предлогов или приставок? Следуйте согласно нашей инструкции.

        5. Определите, какой частью речи является сомнительное слово. Если это глагол, наречие, деепричастие или союз, то предлогов перед ними быть не может. Вы имеете дело с приставкой, которая пишется слитно (забежал, задумчиво, залетая, вследствие).
        6. Когда вы сомневаетесь в написании прилагательного, попробуйте его опустить. Если это удалось (площадка при школьном дворе — площадка при дворе), то перед нами предлог. Если нет — приставка, которая пишется слитно (пришкольный участок — сказать «при участок» нельзя).
        7. Если речь идет о местоимении или существительном, используйте три способа разграничения предлогов и приставок, описанных выше.

        Как отличить предлог от приставки? Сделать это несложно, если воспользоваться предложенным алгоритмом. Для тренировки возьмите интересный текст и поупражняйтесь на нем. Главное — отработать навык до автоматизма, чтобы размышления не отнимали у вас много времени.

        fb.ru

        Чем предлоги отличаются от приставок (основные отличия). Различие предлогов и приставок

        Подбежал и подскочил, выбежал и выскочил,

        А потом из подворотни, под калиткой, под забором,

        Под скамейкой, за столбом, на крылечко и за дом.

        Влево, вправо, сверху, вниз, под ногами и под низ,

        Сзади, сбоку, за спиной – всюду он теперь со мной.

        Беспрестанно слышен лай, это мой щенок Абай.

        Ах, какой щенок! Ни минуты на месте! Но не он герой в данном стихотворении, а слова с предлогами и приставками.

        Почему мы пишем слитно слова «подбежал» и «подскочил», «выбежал» и «выскочил», «подворотня», «влево», «вправо», «сверху», «вниз», «сзади», «сбоку», «беспрестанно»?

        Почему мы пишем раздельно «под калиткой», «под забором», «под скамейкой», «за столбом», «на крылечке», «за дом», «под ногами», «под низ», «за спиной», «со мной»?

        Ответ на эти вопросы довольно прост: слитно пишутся приставки, а раздельно – предлоги.

        А чем предлоги отличаются от приставок?

        Предлоги и приставки – разные единицы языка

        Являясь совершенно разными единицами языка, приставки и предлоги определяются следующим образом:

      • Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования нового слова.
      • Предлог – это служебная часть речи, связывающая слова друг с другом.
      • растёт под окном

        заглядывает в окно

        свернул с дороги

        свернул за угол

        На этом этапе важно усвоить, что перед глаголами предлогов не бывает, а бывают только приставки, а они пишутся со словами слитно.

        Предлоги и приставки по-разному связываются со словами

        Существует верный способ, который обязательно подскажет, как можно отличить предлог от приставки.

        Дело в том, что предлоги и приставки по-разному связываются со словами. Предлоги допускают вставку слов между собой и последующим словом, а приставки нельзя разделить со словами, которые они образуют приставочным способом.

        Для доказательства можно провести эксперимент:

        • Грибы растут под берёзами. – Грибы растут под (этими) берёзами (вставка слова возможна – пишется раздельно).
        • Там растут подберёзовики. – Там растут под(эти)берёзовики (вставка слова невозможна – пишется слитно).
        • Примеры слов с приставкой под-: подберёзовик, подосиновик, подстаканник, подбородок, подлесок, подполье, подоконник, подвеска, подстилка, подставка, подгонка, подпорка, подъезд, подход, подвоз, подпил, подрез, подвес и др.

          Существует множество слов и с другими приставками, общая же модель их образования будет всегда одна и та же.

          Различие предлогов и приставок при помощи вопроса

          Если поставить падежный вопрос от главного слова к зависимому, то можно с лёгкостью отличить предлог от приставки. Предлоги будут частью вопроса, и писать их нужно раздельно:

        • вышел (от кого?) от друга;
        • верил (во что?) в справедливость;
        • сражался (за что?) за родину;
        • думал (о чём?) о задании;
        • искал (в чём?) в дневнике;
        • бег (в чём?) в мешках;
        • игра (во что?) в домино;
        • счастлив (от чего?) от победы.
        • Надо обратить внимание, что используются только вопросы косвенных падежей:

        • род. п. – справился (без чего?) без ошибок;
        • вин. п. – заплатил (за что?) за электричество;
        • дат. п. – сходил (за чем?) за хлебом;
        • тв. п. – встретился (с кем?) с товарищем;
        • пр. п. – думал (о чём?) о деле.

        Сказка о предлогах

        Обычно дети любят лингвистические сказки, одна такая поможет им понять, чем предлоги отличаются от приставок.

        «Жили-были в стране Лингвинии слова. Они жили дружно, часто соединялись в семьи и становились родственниками. В этом огромную роль играла Приставка, которая только своим присутствием превращала одни слова в другие. Все так любили её, что желали встать к ней как можно ближе — слитно.

        Но вот однажды появился в той стране Предлог, он очень походил на Приставку, но характер у него был другой. Он был настоящий склочник. Вскоре Предлог перессорился со всеми словами: Существительным, Прилагательным, Местоимением. Но больше всего рассердился Глагол. Он так был разгневан, что отказывался стоять рядом с Предлогом.

        Так и живут в волшебной стране Приставка и Предлог. Отличия их в том, что слова стремятся встать к Приставке поближе, а от Предлога подальше. Глагол совсем не разрешает ему стоять перед собой, признаёт только Приставку».

        Задания на различение предлогов и приставок во втором классе

        Каждый второклассник должен знать, чем отличается приставка от предлога. 2 класс с лёгкостью справляется с заданиями, например такими:

        1) Спишите текст, раскрыв скобки:

        Что за прелесть – новый мяч!

        (По)катился сразу (в)скачь

        И (за)прыгал (по)тропинке,

        (вы)скочил под ноги Нинке.

        Нина мячик (у)видала,

        С ним немножко (по)играла:

        (Из-под) лесенки (до)стала,

        (Под) кустом его взяла,

        (С)нова мне мой мяч дала.

        2) Где нельзя вставить предлог?

        3) Чем предлоги отличаются от приставок?

      • буквами и звуками;
      • составом слова;
      • раздельным написанием.
      • 4) Вставьте предлоги и приставки в словах:

        • …ехали … бабушке;
        • …стучал …. дверь;
        • …играли …площадке;
        • …брались …города;
        • …шли …лес;
        • …брались …чащу.
        • 5) Преврати словосочетания с предлогом в слова с приставкой:

          • повязка на рукаве _________________________________
          • часы на стене _____________________________________
          • лампа на столе ____________________________________
          • час перед рассветом ________________________________
          • песни за столом__________________________________
          • жители под водой________________________________
          • посёлок за рекой_________________________________
          • Предлоги и приставки в наречиях

            Следующий этап изучения предлогов – 7 класс. На этом этапе изучаются наречия, образованные способом перехода из существительных с предлогами.

            Это очень трудная тема, так как слитное и раздельное написание наречий чаще всего нужно запоминать. Бывает сложно определить в них, чем отличается приставка от предлога, в чем разница написания таких слов.

          • Наречия с приставками: влево, вправо, вверх, вниз, вверху, внизу, вкривь, вкось, налево, засветло, затемно, заранее, направо, наверх, начисто, набело, наголо, поверху, понизу, посуху, сверху, снизу, слева, справа и др.
          • Наречия с предлогами: без толку, без умолку, в насмешку, до отвала, до упаду, до смерти, за полночь, на бегу, на скаку, на славу, на смех, от силы, по старинке, с наскока, на радостях, по памяти, по совести, под шумок, под уклон и др.
          • Чем предлоги отличаются от приставок в наречиях?

            В большинстве случаев перед наречиями пишутся приставки, предлоги пишутся реже. Обычно правописание приставок и предлогов у этой части речи обусловлено тем, от каких слов они образованы. Рассмотрим некоторые из этих условий.

            1) Наречия, которые образованы от других наречий, пишутся слитно, но если они употреблены в значении существительного, то пишутся раздельно:

          • Назавтра все пришли вовремя (пришли вовремя когда?) – значение наречия.
          • Собрание назначили на завтра (назначили на какое время?) – значение существительного.
          • 2) Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, которые в данное время без приставки не употребляются. Примеры таких слов: вдоволь (доволь), вдребезги (дребезги), взаперти (заперть), восвояси (свояси), впритык (притык), впросак (просак), врасплох (расплох), всмятку (смятка), втихомолку (тихомолок), дотла (тло), изнутри (нутрь), исподлобья (подлобье), исподтишка (тишок), наземь (земь), наискось (искось), насмарку (смарка), наспех (спех), натощак (тощак), наугад (угад), начеку (чека), невдомёк (домёк), невзначай(взначай), невмоготу (могота), невпопад (попад), поодаль (одаль), поперёк (перёк), пополам (полам), пополудни (полудень), снаружи (наружь), спозаранку (позаранок), спросонок (просонок), сызмальства (мальство), чересчур (чур).

            3) Пишутся слитно наречия, образованные от:

          • числительных: вдвое, втрое, надвое (но: по двое, по трое, по четверо);
          • кратких прилагательных: влево, затемно, докрасна, издавна, сдуру, попросту;
          • полных прилагательных: вплотную, впустую, вслепую (но если прилагательное начинается с гласной, пишется раздельно: в открытую);
          • местоимений: вничью, вовсю;
          • существительных, если нельзя вставить слово между словом и предлогом: вброд, вволю, впоследствии, вправду, вскорости, всухомятку, наизготовку, напролёт, начистоту, сроду.
          • 4) Пишутся слитно наречия с приставкой в- и суффиксом –ку: вперемежку, впритирку, вразброску, вразмашку.

            Исключения: в насмешку, в рассрочку, в диковинку, а также со словами, начинающимися с гласного: в одиночку.

            5) Пишутся слитно наречия, которые имеют пространственные или временные значения: вверх, вниз, слева, вправо, вначале, наконец, навеки.

            Предлоги пишутся перед наречиями, если можно вставить какой-то элемент между ними и словом: без (моего) ведома, без (всякого) запроса, без (лишних) обиняков, без (всякого) удержу.

Популярное:

  • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]