Сущность налога на прибыль в рф

Субъекты налога: понятие, виды

Налоговые правоотношения предполагают обязательное участие в них субъектов в различных статусах. Какими они могут быть? В связи с чем гражданин или организация могут приобретать статус участника налоговых правоотношений?

Что понимается под субъектом налога?

Субъекты налога (или правоотношений в сфере исполнения соответствующих платежных обязательств перед бюджетом) – это физические и юридические лица, которые обладают правом участвовать в различных налоговых правоотношениях, иметь права и обязанности, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ на федеральном, региональном или же муниципальном уровне.

Человек, фирма или орган власти чаще всего становятся субъектами налога в силу вступления в гражданские правоотношения. Например, заключив подрядный контракт и получив компенсацию по нему, сторона договора, как правило, обязана исчислить налоги на полученный доход и уплатить их в бюджет РФ. Кроме того, человек или фирма могут иметь какой-либо источник налога в собственности – например, объект недвижимости. Не участвуя, таким образом, в гражданских правоотношениях, они тем не менее являются субъектами налоговых правоотношений. В данном случае – в силу действия определенных норм права. Их содержание определяется налоговой политикой государства.

В зависимости от приоритетов законодателя в нормативных актах могут вводиться новые сборы, и отменяться либо корректироваться действующие, устанавливаться определенные ставки и особенности исчисления платежей. В отношении ряда налогов, подлежащих уплате гражданами и организациями в бюджет РФ, устанавливаются льготы и вычеты.

Основные характеристики налоговой правосубъектности

Эксперты выделяют ряд ключевых характеристик налоговой правосубъектности. Прежде всего, данный статус предполагает наличие у человека или организации юридических прав и обязанностей в области имущественных и административных правоотношений, которые могут быть связаны с исчислением, уплатой, учетом налогов и сборов, предоставлением отчетности по платежам в бюджет РФ.

Налоговая правосубъектность может предполагать появление у человека или организации статуса объекта налогового контроля и установление для них тех или иных мер ответственности за налоговые правонарушения. Как правило, больший объем обязанностей в этом смысле имеют юридические лица.

Налогоплательщик (ЮЛ) может вступать в широкий спектр правоотношений – являться арендатором или арендодателем, подрядчиком, заказчиком, собственником, работодателем. Физлицо, в свою очередь, во многих случаях имеет больший объем прав. Но в тех пределах, что могут быть установлены конкретным договором, который оно заключает, или же статусом, который определен для него отдельными положениями законодательства.

Основные российские налоги, а также правовой статус их субъектов устанавливаются на уровне федерального законодательства. В региональных и муниципальных правовых актах могут определяться характеристики конкретных элементов налогов – например, ставки по ним.

Участники правоотношений в сфере налогов

Рассмотрим более подробно то, в каких статусах могут быть представлены субъекты налога в различных правоотношениях. Участники соответствующих коммуникаций в соответствии с законодательством РФ могут быть:

  • физическими и юридическими лицами в статусе налогоплательщиков;
  • физлицами и юрлицами, являющимися налоговыми агентами;
  • государственными и муниципальными органами власти;
  • внебюджетными структурами;
  • кредитно-финансовыми организациями.
  • Данный перечень потенциальных участников налоговых правоотношений, в принципе, можно считать закрытым. Практически любые субъекты налога, так или иначе, будут относиться к какой-либо из отмеченных выше категорий плательщиков.

    Стоит отметить, что все группы участников налоговых правоотношений могут быть представлены иностранными субъектами, которые ведут деятельность на территории РФ или, например, владеют каким-либо имуществом в России.

    Полезно будет рассмотреть особенности статуса налогоплательщиков в соотнесении с распространенными платежными обязательствами, такими как, например, налог на прибыль и на имущество.

    Субъекты уплаты налога на прибыль: нюансы

    Кто перечисляет в бюджет налог на прибыль? Основной в данном случае налогоплательщик – ЮЛ (юрлицо). Налог на прибыль в размере 20% должен перечисляться всеми фирмами, которые работают по ОСН (общей системе формирования платежных обязательств перед бюджетом РФ).

    Если фирма, в свою очередь, перешла на УСН, то она будет платить уменьшенный налог – 6% с выручки или же 15% с разницы между доходами и издержками в рамках отчетного периода. Индивидуальные предприниматели не платят рассматриваемый сбор. Они – субъекты налога на доходы физлиц, при условии, что работают по ОСН. ИП на УСН, в свою очередь, платят налог в том же размере, что и юрлица.

    Кто перечисляет в бюджет налог на имущество?

    Субъект налога на имущество может иметь статус как физлица, так и фирмы. Однако исчисляется сумма для каждого типа плательщиков по разным принципам. Если соответствующий субъект налога – налогоплательщик в статусе физлица, то платежное обязательство начисляется на недвижимость, находящуюся в собственности гражданина, исходя из его кадастровой и инвентаризационной стоимости в соответствии с нормами Главы 32 Налогового кодекса. В свою очередь, налог на имущество юрлиц определяется по положениям Главы 30 НК РФ.

    Организация как субъект налога на прибыль в общем случае платит сбор, исчисляемый исходя из среднегодовой стоимости объекта. И это, безусловно, не единственная разница в подходах законодателя к регулированию имущественного налога для физлиц и юрлиц. Отличаются принципы исчисления обоих платежных обязательств, порядок внесения денежных средств в бюджет.

    Соотношение обязанностей юрлиц и физлиц как субъектов налога

    Так, юрлица обязаны определять размер налога на имущество самостоятельно. Для граждан соответствующую работу проводит ФНС РФ. Подобная закономерность, в принципе, характерна и для многих других налогов. Например – тот, что уплачивается по факту получения фирмой коммерческой прибыли, исчисляется компанией самостоятельно. А если речь идет об НДФЛ с зарплаты гражданина – обязательства по определению его величины и уплате в бюджет возлагаются на работодателя. Данный нюанс подтверждает тот факт, что перечень обязанностей, возлагаемых на юрлиц как на субъектов налога, как правило, шире, чем тот, что определен для граждан.

    Рассмотрев сущность субъекта налоговых правоотношений, мы также можем изучить специфику их объекта.

    Что представляет собой объект налога?

    Под таковым понимается актив, выручка или прибыль физлица или организации, имеющие определенную стоимость и подлежащие в силу положений законодательства налогообложению. В случае с налогом на имущество это может быть объект недвижимости. В случае с коммерческой деятельностью – доход с продаж товара или оказания услуги. Налог чаще всего начисляется на них в процентном выражении — в соответствии со ставкой, которая определена для того или иного объекта законодательно.

    Объект и субъект налога – понятия, тесно связанные между собой. Второй фактически является носителем первого, который, в свою очередь, предопределяет статус субъекта как участника правоотношений. Если объект налогообложения в собственности человека или организации отсутствует или не получен им в результате коммерческих сделок, то они и не будут становиться субъектами платежного обязательства.

    Объект и субъект как элементы налога

    Можно отметить, что наряду с объектом и субъектом в структуре налога присутствует ряд иных элементов. А именно: база, ставка, период исчисления, порядок, а также сроки уплаты. Также в качестве элемента налога, как правило, рассматриваются установленные для него льготы. Все составляющие платежных обязательств граждан и организаций перед бюджетом РФ определяются законодательством государства.

    fb.ru

    Налоги и налогообложение

    Объекты налогообложения при УСН

    Объектами налогообложения при УСН могут выступать: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налогоплательщик является участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. В этих случаях налогоплательщик обязан применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться ежегодно с начала налогового периода, о чем налогоплательщик должен уведомить налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект налогообложения меняться не может.

    При любом из двух возможных объектов налогообложения налогоплательщики должны определять размер полученного ими дохода, не учитывая доходы, предусмотренные ст. 251 НК и облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35 и 9%, а также полученные в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств, и учитывая, и учитывая:

    1) доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК;

    2) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК.

    Если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то возникает необходимость учета расходов налогоплательщика. При этом полученные доходы можно уменьшить на следующие виды расходов:

    1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, признаваемых амортизируемым имуществом;

    2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком, признаваемых амортизируемым имуществом;

    21) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

    22) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

    23) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно- технической политике»;

    3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

    4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

    5) материальные расходы;

    6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

    7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;

    8) суммы НДС по оплаченным товарам, работам или услугам, приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;

    9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика;

    10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

    11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;

    12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных норм;

    13) расходы на командировки, в частности на: проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения и оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

    14) плата государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление документов в пределах установленных тарифов;

    15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

    16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

    17) расходы на канцелярские товары;

    18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

    19) расходы, связанные с приобретением права на использование и обновление программ для ЭВМ и баз данных;

    20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) или реализуемых товаров, работ или услуг, товарного знака и знака обслуживания;

    21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

    22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с применением УСН;

    23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, уменьшенные на величину НДС; при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшать доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров;

    24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

    25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

    26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

    27) расходы на проведение, если это установлено законодательством РФ, обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

    28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

    29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

    30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

    31) судебные расходы и арбитражные сборы;

    32) периодические или текущие платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

    33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, установленном п. 3 ст. 264 НК;

    34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ;

    35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

    36) расходы по вызову твердых бытовых отходов.

    При этом Налоговым кодексом РФ установлено, что при определении сумм большинства видов расходов, принимаемых к вычету из полученных доходов, налогоплательщики обязаны руководствоваться порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций соответствующими его статьями.

    В отношении сумм расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходов на приобретение или создание самим налогоплательщиком нематериальных активов, НК РФ установлены дополнительные правила. В частности, расходы по основным средствам, приобретенным (сооруженным, изготовленным) в период применения налогоплательщиком УСН, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, производственные в указанном периоде, принимаются в полной сумме с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. В отношении нематериальных активов, приобретенных или созданных налогоплательщиком в период применения УСН, расходы принимаются с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

    Если основные средства или нематериальные активы приобретены (сооружены или изготовлены) до перехода на УСН, то их стоимость включается в расходы в следующем порядке:

    • расходы по основным средствам и нематериальным активам со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения УСН;
    • в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения УСН в размере 50% стоимости, второго календарного года — 30% и третьего календарного года — 20% стоимости;
    • в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения УСН равными долями стоимости основных средств.
    • При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

      Если налогоплательщик применяет УСН с момента постановки на учет в налоговых органах, то стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Во всех остальных случаях стоимость основных средств и нематериальных активов должна приниматься равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН, за исключением тех случаев, когда происходит переход с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, тогда остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН с объектом обложения в виде доходов, не определяется.

      При определении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой классификации, срок их полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

      Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется исходя из срока действия патента, свидетельства или из других ограничений. Если срок полезного использования определить невозможно, то он устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности налогоплательщика.

      Для расчета сумм единого налога при УСН крайне важным является порядок признания доходов и расходов. В соответствии с НК датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, работ, услуг, имущественных прав, а также погашения задолженности или оплаты налогоплательщику иным способом, т.е. применяется кассовый метод.

      В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

      Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров (работ, услуг или имущественных прав) признается прекращение обязательства налогоплательщика (приобретателя) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (работ, услуг или передачей имущественных прав).

      Следует отметить, что учет расходов при применении УСН имеет некоторые особенности.

      1 Материальные расходы, расходы на оплату труда, а также оплата процентов за пользование заемными средствами и оплата услуг третьих лиц признаются расходами в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

      2 Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации этих товаров. При этом налогоплательщики могут использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара.

      3 Расходы на уплату налогов и сборов признаются в составе расходов в том размере, в котором они были фактически уплачены налогоплательщиком.

      4 Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение или создание нематериальных активов отражаются в составе затрат в последнее число отчетного или налогового периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы принимаются только по оплаченным основным средствам или нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

      5 Если налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров, работ, услуг или имущественных прав выдан вексель, то расходы по приобретению товаров, работ, услуг или имущественных прав могут быть учтены только после оплаты векселя.

      Налогоплательщики не могут учитывать в составе доходов и расходов суммовые разницы, если по условиям договора обязательство или требование выражено в условных единицах.

      Не учитываются в целях налогообложения расходы, относящиеся к налоговым периодах, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов (при изменении объекта налогообложения).

      В целях признания расходов организациям и ИП необходимо вести в установленном порядке первичные документы, соблюдать порядок ведения расчетно-кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. На них возлагается также обязанность ведения налогового учета показателей своей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы налога.

      Налоговая база, как уже отмечалось выше, зависит от того, какой объект налогообложения выберет налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы организации или ИП, то налоговой базой является денежное выражение их доходов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или ИП, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

      Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. Они пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов или на дату осуществления расходов. Если налогоплательщик получает доходы в натуральной форме, то они должны быть учтены по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

      Для налогоплательщиков, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается сумма минимального налога в размере 1% суммы полученного ими дохода. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущие периоды.

      Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

      При этом убыток может быть перенесен на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. В таких случаях у налогоплательщика возникает обязанность хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

      Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не может быть принят при переходе его на УСН, как и убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН — при переходе на иной режим налогообложения.

      Если налогоплательщик применяет по отдельным видам деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то он обязан вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. При невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении специальных налоговых режимов.

      isfic.info

      Виды деятельности, подлежащие лицензированию в 2017 году по ОКВЭД

      Отправить на почту

      Виды деятельности, подлежащие лицензированию — 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

      Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

      Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

      Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

      Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

      Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

      Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

      О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье «ФНС России борется за достоверность ЕГРЮЛ».

      Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

      В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

      1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
      2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
      3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
      4. Выпуск авиационной техники.
      5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
      6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
      7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
      8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
      9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
      10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
      11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
      12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
      13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
      14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
      15. Организация азартных игр.
      16. Деятельность охранных, детективных служб.
      17. Переработка и продажа лома металлов.
      18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
      19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
      20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
      21. Работа с источниками радиации.
      22. Оказание образовательных услуг.
      23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
      24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
      25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
      26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
      27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
      28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

      Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

      Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

      Какой ОКВЭД использовать фирме

      До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

      Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

      Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

      Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

      Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

      О том, надо ли осуществлять переоформление уже имеющихся лицензий в связи с переходом на новый классификатор, читайте в материале «Переоформлять лицензии из-за перехода на ОКВЭД2 не нужно».

      Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

      Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

      Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

      Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

      В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

      Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

      Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

      В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

      В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

      В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

    • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
    • 30.11 (строительство судов, включая военные);
    • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
    • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
    • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

    Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

    Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

    Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Популярное:

    • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
    • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
    • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
    • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
    • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
    • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]