Уплата налогов это политика

Тема 8. «Налоги и фискальная политика».

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

Налоговая система включает в себя:

  • субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  • объект налогообложения (что облагается налогом);
  • налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).
  • Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

    Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

    Поэтому к прямым налогам относятся:

  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.
  • Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

    К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость-НДС;
  • налог с оборота,
  • налог с продаж,
  • акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
  • таможенная пошлина.
    1. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
    2. пропорциональный налог,
    3. прогрессивный,
    4. регрессивный налог.
    5. Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

      При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

      Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода

      доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

      Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

      КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

      Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:

    6. домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
    7. в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.
    8. Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума — 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

      Фискальная политика — сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

      Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

      1. стабильного экономического роста;
      2. полной занятости ресурсов;
      3. стабильного уровня цен.
      4. Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

        Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

      5. государственные закупки;
      6. налоги;
      7. трансферты.
      8. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

        Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

        Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

        Дискреционная — значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика — политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс — медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.

        Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

        а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов — излишек.

        6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение — сокращает дефицит.

        в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

        Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.

        Налоги в России впервые разделены на три вида:

        Федеральные налоги :

      9. налог на добавленную стоимость;
      10. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
      11. налог на доходы банков;
      12. налог на доходы от страховой деятельности;
      13. налог от биржевой деятельности;
      14. налог на операции с ценными бумагами;
      15. таможенные пошлины;
      16. подоходный налог с физических лиц и др.
      17. Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

        Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

        Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

          Местные налоги , например:
        • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
        • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
        • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации ;
        • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
        • курортный сбор и др.
        • Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

          Рекомендации к теме

          Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

          При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

          Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

          Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

          www.yaklass.ru

          2.5. Налоговая политика государства

          Содержание налоговой политики во многом определяется целями и задачами, которые стоят перед государством.

          Эффективность налоговой политики проявляется в оптимальном соотношении интересов государства и налогоплательщиков. Государ-ство заинтересовано в росте налоговых поступлений, субъекты хо-зяйствования — совсем наоборот.

          Таким образом, основным вопросом налоговой политики является обоснование таких ставок налогов, которые стимулировали бы предпринимательскую активность, с одной стороны, а с другой — обеспечивали бы пополняемость бюджета (рис. 2.8).

          Рис. 2.8. Цели налоговой политики

          Фискальная — заключается в изъятии части создаваемого ВВП в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды для финансирования государственных расходов.

          Экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, регулирования спроса и предложе-ния, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

          Социальная — предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения путем перераспределения ВВП.

          Экологическая — предполагает защиту окружающей среды путем усиления роли экологических налогов и штрафных санкций.

          Контрольная — информация контролирующих органов необходима государству для принятия решений в области планирования и функционирования отдельных налогов и налоговой системы в целом.

          Международная — укрепление экономических связей с другими странами путем заключения двухсторонних и многосторонних согла-шений по устранению двойного налогообложения, снижению торго-вых таможенных пошлин и т.п.

          В зависимости от характера и масштаба решаемых задач, длительности периода налоговую политику подразделяют на:

          Налоговую стратегию, которая предполагает разработку концепции развития налоговой системы страны. Среди стратегических целей можно выделить, например, облегчение налогового бремени для предпринимателей, построение стабильной налоговой системы и др.

          Налоговую тактику, которая предполагает решение задач конкретного периода времени. Например, во время экономического кризиса в качестве мер антикризисного регулирования могут быть приняты такие решения, как: снижение ставок отдельных налогов, введение рассрочки в уплате налогов и др.

          Налоговая политика бывает внутренней и внешней. Основными целями и задачами внешней налоговой политики являются:

          усиление налогового контроля при совершении импортно-экс- портных операций;

          разработка мер по избежанию двойного налогообложения;

          разработка путей сближения налоговых систем разных стран.

          Внутренняя налоговая политика разрабатывается для решения

          внутренних задач, стоящих перед экономикой страны на определенном этапе времени. Такими задачами могут быть, например, развитие малого и среднего бизнеса, развитие производства, реструктуризация экономики с уклоном на развитие промышленности и др.

          Существуют три типа налоговой политики государства:

          й тип — Политика максимальных налогов;

          й тип — Политика разумных налогов;

          й тип — Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

          Основной целью политики максимальных налогов является максимизация налоговых поступлений в бюджет. Для этого государство вводит высокие ставки налогов и, как правило, убирает или существенно сокращает налоговые льготы. Очевидно, что такая налоговая политика должна вводиться лишь в экстренных случаях — военные действия, экономический кризис и т.п. Однако следует отметить, что введенная в 1992 году политика максимальных налогов привела к очень негативным результатам — спаду производства, закрытию промышленных предприятий, разорению фермерских хозяйств, резкому сокращению покупательского спроса, росту цен и многолетней зависимости от импорта.

          Политика разумных налогов предполагает снижение ставок налогов и, как следствие, сокращение налоговых поступлений, уменьшение социального обеспечения. Однако в целом такая налоговая политика способствует развитию предпринимательской активности.

          Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий предполагает направление большей части налоговых поступлений на реализацию социальных программ.

          Следует отметить, что экономически развитые страны используют сочетание всех трех типов налоговой политики.

          Россия начала в 1992 году проведение экономических реформ, используя первый тип налоговой политики. Однако в стране на тот момент не было создано необходимых предпосылок — ни экономических, ни социальных, ни политических. Результат известен — резкое сокращение объемов производства, закрытие множества предприятий и организаций, резкое снижение налоговых поступлений в бюджет и др.

          Таким образом, возникла необходимость реформирования существовавшей на тот момент налоговой политики. С 1 января 1999 года была введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ. Заложенные в его основу налоговые преобразования предопределили реализацию второго типа налоговой политики.

          Главной целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильных экономических и финансовых условий для развития реального сектора экономики. Предполагалось снизить налоговое бремя путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, упростить налоговую систему, сократить количество налогов, повысить эффективность контрольных мероприятий, создать равные условия для налогоплательщиков, отменить ряд необоснованных льгот.

          Весь период реформирования налоговой системы РФ можно разделить на следующие этапы:

          Первый этап налоговой реформы (2000-2001 гг.). В этот период были отменены такие налоги и сборы, как: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий.

          С 01.01.2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ. По состоянию на 01 января 2001 г. вторая часть НК РФ состояла лишь из 4-х глав: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН. Позднее были введены в действие следующие главы: гл. 25 «Налог на прибыль организаций»; гл. 25.1 «Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»; гл. 25.2 «Водный налог»; гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» и др.

          В этот период была введена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13%, установлена регрессивная шкала налогообложения по ЕСН.

          Второй этап налоговой реформы (2002-2003 гг.).На этом этапе произошли значительные изменения в налогообложении прибыли — с 01.01.02 г. появилась 25 глава НК РФ «Налог на прибыль». Была изменена система налогообложения природных ресурсов — введена в действие глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Главой 28 НК РФ введен в практику транспортный налог.

          Характерной особенностью этого этапа реформирования налоговой системы является введение специальных налоговых режимов, которые освободили предпринимателей от уплаты некоторых налогов. Так, были введены в действие главы: 26.1 НК РФ «Система нало-гообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)», 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменен-ный доход для отдельных видов деятельности».

          Третий этап налоговой реформы (2004-2008 гг.). В этот период был отменен налог с продаж, снижена базовая ставка НДС с 20 до 18%, изменен порядок уплаты НДС.

          Введены в действие новые главы НК РФ: 25.3 «Государственная пошлина», которая внесла изменения в порядок исчисления и взимания государственной пошлины на территории РФ (со вступлением в силу этой главы был отменен налог на операции с ценными бумагами); 30 «Налог на имущество организаций».

          Особенно следует отметить, что начиная с 2005 г. существенно снижена базовая ставка ЕСН с 35,6 до 26%. С 01.01.10 планируется отмена ЕСН и замена его страховыми выплатами в социальные вне-бюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхо-вания, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом бу-дут изменены ставки страховых выплат и порядок их взимания.

          В заключении необходимо отметить, что период кардинальных изменений налоговой системы практически завершен. В настоящее время одной из серьезных задач, которая стоит перед правительством, является задача легализации бизнеса. А для этого нужна стабильная налоговая система. Поэтому все вносимые в настоящее время изме-нения, как правило, направлены на усовершенствование уже суще-ствующей системы налогообложения.

          knigi.news

          Налоговая политика предприятия

          Налоговая политика предприятия — это составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе эффективных вариантов налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

          Анализ налоговой политики предприятия производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Расчет налогового бремени предприятия.

          Налоговая политика предприятия строится на следующих принципах:

          1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о деловой репутации.

          2. Поиск и использование эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, использование прямых и непрямых налоговых льгот.

          3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.

          4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. Основа такого планирования — целевая сумма прибыли предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.

          5. Своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам. Для этого на предприятии разрабатывают «налоговый календарь», представляющий собой график налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию потока налоговых платежей.

          1-fin.ru

          Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

          Отправить на почту

          Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

          Бюджетно-налоговая политика государства

          Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

          Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

          Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

          Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

        • стабильный экономический рост в стране;
        • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
        • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
        • Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

          Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

        • повышение государственных закупок товаров и услуг;
        • снижение налогового бремени на предприятия;
        • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
        • Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

          А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

        • сокращение государственных расходов;
        • увеличение налогов;
        • сокращение трансфертов.
        • Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

          Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

          Дискреционная (объявляется государством).

          Характерны следующие маневры:

        • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
        • изменение налоговой ставки;
        • изменение трансфертных выплат
        • Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

          «Работают» следующие инструменты:

        • контроль за процентом подоходного налога;
        • косвенные налоги;
        • трансфертные пособия
        • Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

          Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

          Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

          НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

          Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

          А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

          Основные инструменты налогово-бюджетной политики

          Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

        • государственные закупки;
        • налоги;
        • трансферты.
        • Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

        • Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
        • Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
        • О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

        • Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
        • Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

          О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

          Плюсы и минусы фискальной политики

          У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

        • Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
        • Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
        • Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
        • При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

        • Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
        • Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
        • Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
        • О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

          Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

          Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

          nalog-nalog.ru

          Минимизация налогов

          Минимизация налогов – это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

          При минимизации налогов происходит снижение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, за счет применения механизмов, позволяющих уменьшать суммы всех налогов с применением, как законных так незаконных схем.

          Цель минимизации налогов

          Цель минимизации налогов – увеличение всех финансовых ресурсов предприятия посредством максимально возможного уменьшения налоговых платежей.

          В чем заключается минимизация налогов

          Минимизация налогов включает в себя следующие мероприятия:

          разработка грамотной налоговой учетной политики;

          применение налоговых льгот, отсрочек от уплаты налогов;

          использование пробелов в действующем налоговом законодательстве.

          По-хорошему, задумываться над тем, как минимизировать налоги, следует еще до регистрации фирмы.

          Учредитель должен проанализировать, какая система налогообложения будет наиболее выгодной с точки зрения оптимизации налогообложения.

          Выбор правильного режима из возможно допустимых режимов позволяет сократить налоговые издержки порой весьма ощутимо.

          Отличие налоговой оптимизации от минимизации налогов

          Главное отличие оптимизации от минимизации заключается в том, что при проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов, подлежащих начислению и уплате организацией в бюджет.

          Можно сказать, что минимизация налогов является частью налоговой оптимизации, а в свою очередь налоговая оптимизация является составной частью более широкого понятия «налоговое планирование».

          Варианты минимизации налогов

          На практике применяются два варианта минимизации налогов.

          Минимизировать налоги можно законным и незаконным способом.

          Законная минимизация налогов

          Чтобы минимизировать налоги законным способом, необходимо проделать тщательную и кропотливую работу, в совершенстве знать налоговое законодательство, возможности использования налоговых льгот по отношению к конкретной фирме, быть в курсе всех изменений действующего законодательства.

          Любая минимизация налогов законными способами несет строго индивидуальный характер.

          Каждый способ законной минимизации налогов состоит из применения определенных льгот, возможных отсрочек уплаты налогов и других инструментов, дающих право законным путем уменьшить или вообще избавить фирму от налогообложения.

          Минимизацию налогов можно провести самостоятельно или нанять опытного главного бухгалтера или обратиться в специализированную аудиторскую или консалтинговую фирму.

          Незаконная минимизация налогов

          Главное, что следует знать о незаконной минимизации налогов, – это то, что незаконная налоговая оптимизация нарушает законодательство РФ и является уголовно наказуемым действием.

          Основные методы незаконной минимизации налогов заключаются в уклонении от уплаты налогов путем занижения прибыли или завышения расходов, в ведении «черной бухгалтерии», заключении договоров с фиктивными фирмами, применении схем с привлечением фирм-однодневок.

          Минимизировать налоги незаконным способом нетрудно, основная сложность заключается в том, чтобы скрыть использование незаконных схем от налоговых инспекторов.

          Рекомендации по выбору системы налогообложения

          Упрощенная система налогообложения

          Упрощенная система налогообложения (УСН) подходит компаниям с небольшим оборотом, а именно до 150 млн. руб. (в 2017 году именно такой лимит определен законодательством для сохранения прав на УСН).

          Если расходы бизнеса значительны, выгоднее выбирать УСН по ставке 15% «Доходы минус расходы».

          Если затрат не так много, то больше подойдет УСН 6% (налог со всей суммы дохода).

          Лучше просчитать оба варианта, чтобы понять, какой из них больше подойдет компании.

          Общая система налогообложения

          Общая система налогообложения выгодна, если фирма заключает договора с организациями, также применяющими общую систему налогообложения (ОСНО).

          В противном случае могут возникнуть трудности c возвратом НДС.

          Любая из выбранных систем позволяет предпринять ряд мер для уменьшения налогового бремени и минимизировать налоги.

          Возможные мероприятия по сокращению налогов компании, применяющей ОСНО

          Рассмотрим подробнее возможные мероприятия по сокращению налогов для фирмы на ОСНО.

          Минимизировать налоги на ОСНО можно по трем основным видам налогов.

          Налог на добавленную стоимость (НДС)

          Для снижения величины НДС закупку товаров, сырья, материалов для вашего бизнеса следует производить у компаний, которые также платят НДС.

          В этом случае суммы НДС в счет-фактурах поставщика можно принять к вычету.

          Особое внимание стоит уделять правильности оформления первичной документации, поступающей вместе с товаром (товарные накладные и счета – фактуры).

          Налоговые инспекторы внимательно проверяют документы на наличие ошибок, и в случаях не правильного оформления документации отказывают компаниям в вычете НДС из бюджета.

          Налог на прибыль

          Для снижения суммы налога на прибыль следует максимально полно отражать в налоговом учете затраты, относящиеся к непосредственному ведению предпринимательской деятельности.

          При этом все документы должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

          Налог на имущество

          Налог на имущество зависит от стоимости основных фондов и по мере их ежегодного износа уменьшается.

          Важно правильно рассчитать амортизацию.

          Кадастровая стоимость недвижимого имущества, конечно, величина более постоянная, но если у вас имеются основания считать оценку необъективной, можно обратиться в суд и оспорить решение оценщиков.

          Последствия неудачной схемы минимизации налогов

          Во-первых, налоги или страховые взносы будут доначислены, и их нужно будет выплатить полностью.

          Во-вторых, за каждый день просрочки начисляются пени.

          В-третьих, организации выписывают штраф, как правило, 30% от выявленной суммы недоплаты.

          В-четвертых, руководитель компании или иное должностное лицо привлекаются к административной ответственности.

          В-пятых, если речь идет о довольно крупных суммах, то руководящим лицам компании (генеральному директору, главному бухгалтеру и иным руководящим работникам) грозит уголовная ответственность.

          Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

          www.audit-it.ru

    Популярное:

    • Расчитать стаж он Калькулятор подсчета страхового стажа Сегодня 24 июля 2018 г., 19:44 Посчитать стаж работы для больничного листа поможет онлайн калькулятор. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам рассчитывается […]
    • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
    • Пенсия с коэффициентом 1 это сколько Формула будущего К 2020 году средний размер страховой пенсии в России вырастет почти до 15 тысяч рублей. Об этом в конце июня заявил первый зампред правления Пенсионного фонда России (ПФР) Александр Куртин. На данный момент величина […]
    • Приказ 25 ростехнадзора от 23012014 Приказ 25 от 23.01.2014 ростехнадзор пример заполнения отчета 2036; № 27, ст. Нуакшот нате будет гнушаться вам в нечёткость туда что у него будет миопический раскол дуальное гнездо почему он может отдохнуть. Сведения об организации […]
    • Ди адвокат Форесто ошейник ОШЕЙНИК ФОРЕСТО для борьбы с эктопаразитами собак и кошек (организация-разработчик: компания «Bayer Animal Health GmbH», Германия) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Торговое наименование лекарственного препарата: Форесто […]
    • Решение суда правила землепользования и застройки Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ16-46 от 08.12.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 8 декабря 2016 г. председательствующего Александрова В.Н. судей Никифорова СБ., Меркулова В.П. при […]
    • Сотрудник гуфсин взятка В Челябинске трое сотрудников ГУФСИН предстанут перед судом за взятки и героин В Центральный районный суд Челябинска для рассмотрения по существу направлены уголовные дела в отношении двух оперуполномоченных ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по […]
    • Экспертиза на 8 марта москва Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства […]