Характеристика пособий по безработице

Основы российского права

Социальные права

Эти права сформировались позже других — в течение XX в. — и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

  1. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;
  2. право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  3. право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  4. право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.);
  5. право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
  6. Право на отдых (ч. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

    Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое — детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

    Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

  7. стабильное постоянное пользование жилым помещением;
  8. улучшение жилищных условий;
  9. обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.
  10. В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

    Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

    Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, обществам государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

    isfic.info

    Как получить декретные неработающей женщине?

    Рождение ребёнка всегда требует материальных затрат.

    О работающих женщинах, готовящихся стать матерью, государство позаботилось. Они защищены в социальном плане и ещё до момента родов могут получить декретные.

    А как же обстоят дела с неработающими будущими мамами? Платят ли декретные безработным?

    Декретные выплаты неработающей маме в 2018 году

    Порядок выплаты различных пособий по беременности и родам регулируется ФЗ-№255 от 29.12.2006 г.

    В соответствии со ст. 2 право на декретные выплаты имеют:

  11. лица, работающие по трудовым договорам;
  12. государственные и муниципальные служащие;
  13. индивидуальные предприниматели;
  14. иные «самозанятые» лица, уплачивающие взносы на своё социальное страхование.
  15. Как видите, о неработающих мамах в законе ничего не прописано. Следовательно, данным категориям лиц декретные не предусмотрены.

    Это объясняется тем, что так называемые декретные выплаты характеризуется как возмещение заработка, который будущая мама не получает ввиду ухода в декретный отпуск. А у неработающей женщины подобного заработка нет.

    Исключение составляют:

  16. Будущие мамы, которые вынуждены были уволиться из-за ликвидации работодателя.
  17. Неработающие студентки стационарных отделений учебных заведений. Они получают пособие в размере стипендии независимо от того, платят за своё обучение или нет.
  18. Таким образом, декретные пособия неработающим мамам не положены. Однако государство предусмотрело другие выплаты для неработающих мам.

    Социальные выплаты для безработных мам

    Вне зависимости от занятости каждая беременная гражданка РФ имеет право на социальные выплаты. Ей положены различные виды пособий по родам и уходу за малышом.

    Законодательство предусматривает несколько форм поддержки семей. При этом если ранее пособия по уходу за малышом безработным мамам не выплачивалось, то сегодня абсолютно все категории мам могут рассчитывать на социальные выплаты.

    После рождения ребёнка у родителей возникает право на получение 2 видов пособий, которые выплачиваются на разных условиях:

  19. пособие по уходу за ребёнком до полутора лет;
  20. областное пособие на ребёнка.
  21. Областные пособия назначаются и выплачиваются во всех регионах России по разным правилам и в разных размерах.

    Существует несколько видов социальной поддержки:

  22. Единоразовые выплаты после родов.
  23. Ежемесячные выплаты на уход за ребёнком до 1,5 лет.
  24. Другие выплаты, направленные на поддержку семей с малолетними и несовершеннолетними детьми.

Размеры выплат:

  • Единовременная выплата за рождение малыша составляет в 2018 году 16350,33 рублей.
  • Ежемесячная поддержка на первого ребёнка до полутора лет составляет 3065,69 рублей. При рождении второго пособие составляет 6131,37 рублей ежемесячно.
  • При рождении малыша неработающей ранее маме предложат на выбор 2 варианта получения финансовых выплат:

  • Дальнейшие переводы денег по безработице
  • Замену выплат по безработице на пособие, полагающееся на уход за ребёнком.
  • Важно! С 01.01. 2010 года введено правило, гласящее, что для получения ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет и областных выплат неработающая мама должна быть прописана в том же месте, где и ребёнок.

    Другие виды господдержки для безработных мам

    Закон РФ позволяет малообеспеченным семьям, где женщина работает неофициально или вовсе не работает, получать при рождении ребёнка продукты питания на малыша с молочной кухни до момента достижения ребёнком 2 лет.

    Если вблизи места проживания семьи молочная кухня отсутствует, то служба социальной защиты обязана назначить семье регулярные выплаты в виде денежной компенсации, равной стоимости продуктов питания. Сумма такой компенсации устанавливается на региональном уровне.

    Нуждающимся семьям, которые находятся за гранью бедности, а родители не трудоустроены, полагаются выплаты на содержание и воспитание несовершеннолетних детей.

    Размер этих выплат зависит от количества детей. Подобная поддержка предоставляется в том случае, если получаемый на каждого члена семьи доход не достигает официального значения прожиточного минимума.

    Кроме того, размер господдержки зависит от региона проживания семьи и, как правило, составляет около 300 рублей в месяц на каждого ребёнка. Таким образом, мать с двумя детьми будет дополнительно получать около 600 рублей в месяц.

    Выплаты полагаются и на совершеннолетних детей, которые обучаются в профессиональных, высших или среднетехнических учебных заведениях. Матери ежемесячно перечисляют за них выплаты вплоть до завершения ребёнком учёбы.

    Если в семье есть безработная мама и трудоустроенный папа, то претендовать на пособие по уходу за новорожденным вправе только мама.

    Данное пособие предназначено только тому члену семьи, который ухаживает за ребёнком. По умолчанию считается, что эти обязанности исполняет неработающий член семьи.

    При неработающей маме отпуск по уходу за малышом работающему папе также не положен.

    Неработающие женщины в положении часто задаются вопросом: «Смогу ли я получить декретные, если я забеременела и не работаю?»

    Ответ будет таков: «Выплаты в этом случае положены, но не все и в меньшем размере, чем для трудоустроенных гражданок.»

    Согласно закону, декретные неработающим женщинам не положены (за исключением тех женщин, которые уволены при ликвидации предприятия и студенткам).

    Неработающие будущие мамы имеют право только на получение детских пособий, которые начисляются после рождения ребёнка.

    Для оформления выплат по родам неработающая мама должна обратиться в органы социального обеспечения по месту прописки. Ей необходимо подготовить пакет документов, подтверждающих право пользования госпомощью.

    Вот, что для этого нужно:

  • Заявление с просьбой о назначении причитающихся ежемесячных выплат (пишется в произвольной форме).
  • Справка, полученная в медучреждении о беременности сроком не менее 30 недель.
  • Выписка из трудовой книжки с указанием последнего места работы, заверенная у нотариуса.
  • Документ из центра занятости, официально подтверждающий статус безработной.
  • Справка из ВУЗа, подтверждающая очную форму обучения (для студенток).
  • Через 10 дней с момента подачи заявления и документов сотрудники отдела соцзащиты населения должны принять решение о начислении беременной женщине пособия.

    Для оформления материальной поддержки от государства на новорожденного безработной женщине нужно также обратиться в службу соцзащиты и предоставить следующий набор документов:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении малыша;
  • свидетельства о рождении на других детей (если есть);
  • справку о составе семьи;
  • реквизиты счёта, на который будут производить выплаты пособия;
  • справку об отсутствии выплат по безработице.
  • Совершение платежей и начисление господдержки беременным и матерям строго регулируется законом.

    Служба соцзащиты рассматривает вопрос о присуждении женщине выплат и пособий в течение 10 дней после принятия заявления и сопроводительных документов.

    При удовлетворении заявления женщины переводы будут осуществляться каждый месяц не позже 26 числа. Деньги могут перечисляться по почте или переводиться на банковский счёт.

    Сколько платят?

    Далее представим виды и размеры государственной поддержки, на которую могут рассчитывать разные категории безработных женщин, родившие ребёнка, в 2018 году:

  • Декретные пособия: только для женщин, уволенных в связи с ликвидацией работодателя, вставших на учёт в медучреждения в срок до 12 недель — 613,14 р.
  • Декретные пособия уволенным в период беременности — 34473, 60 р., студенткам – в размере стипендии.
  • Единовременное пособие при рождении ребёнка: всем категориям женщин в размере 16350,33 р.
  • Ежемесячные пособия до 1,5 лет: 3065,69 (при уходе за первым ребёнком); 6131,37 (при уходе за вторым и последующими детьми). Для женщин, уволенных из-за ликвидации предприятия — 40% от её среднего заработка.
  • Конечно, величина выплат безработным беременным женщинам и матерям с детьми очень небольшая.

    Тем не менее, эта помощь иногда оказывается единственной финансовой защитой для неработающих матерей.

    semeinoe-pravo.net

    МРОТ 2017 год

    Каков утвержденный минимальный размер оплаты труда с 1 января 2017 года в стране? Каким образом МРОТ окажет влияние на пособия и зарплату? Затронут ли эти изменения размеры пособий? Каков размер МРОТ с 1 октября 2017 года? Попытаемся ответить на эти вопросы

    Основные вопросы, которые затронуты в статье:

    Размер МРОТ с 1 января

    МРОТ с 1 января 2017 года и зарплата

    Региональный минимальный размер оплаты труда с 1 января 2017 года

    МРОТ по Москве с 1 октября 2017 года

    МРОТ с 1 июля 2017 года для расчета пособий

    Ответственность в 2017 году за зарплату ниже МРОТ

    Размер МРОТ с 1 октяря 2017 года

    Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2017 года

    Размер МРОТ с 1 января 2017 года до 1 июля составлял 7500 рублей.

    Сразу отметим, что МРОТ с 1 января 2017 года в России не увеличился по сравнению с концом 2016 года. Это произошло впервые с 2013 года. По всей видимости, чиновники решили, что увеличивать МРОТ с начала этого года нет необходимости. Регулярные повышения минимального размера оплаты труда выработало у некоторой части бухгалтеров ( да и не только у них) некий «условный рефлекс» о том, что МРОТ повышается именно с начала года. Так, к примеру, в 2016 году МРОТ увеличится с 1 января и составил 6204 рубля (статья 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ). С 01 января 2015 года он был увеличен до 5965 рублей, а с 1 января 2014 повышен до 5554 рубля.

    Однако с начала 2017 года он не изменился.

    Последний раз МРОТ был увеличен с 1 июля 2016 года до 7500 рублей (Федеральный закон статья 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). Следует заметить, что как только изменяется минимальный размер оплаты труда, так практически сразу происходит увеличение и размера налогообложения. Следует помнить и о том, что новый размер МРОТ влияет и на многие другие компенсационные выплаты, включая социальные, поскольку именно на базе МРОТ формируются пособия по безработице. Кроме величины выплат по больничному листу, МРОТ также влияет и на пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Таким образом, чем больше размер оплаты труда, тем больше будет отчислений в различные фонды.

    С 1 января 2017 года до 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда не увеличился, поэтому и размеры пособий оставались на прежнем уровне.

    МРОТ с 1 июля 2017 года .

    Обращаем внимание на то , что в соответствии с Федеральным законом N 460-ФЗ от 19 декабря 2016 года » О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА» с 1 июля 2017 года размер МРОТ составит 7800 рублей. Статья 2 N 460-ФЗ определяет срок вступления закона — 1 июля 2017 года .

    МРОТ с 1 января 2017 года и зарплата

    МРОТ – это та минимальная зарплата, которую работодатель , будь то организация или индивидуальный предприниматель, обязаны начислять своим работникам за полностью отработанный месяц. Это положение указано в ст. 133 ТК РФ. Тем не менее , «чистыми на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и иных удержаний, например алиментов. Таким образом, с 1 января 2017 года начислять за полностью отработанный месяц меньше 7500 рублей нельзя.

    В реальности с 1 января 2017 года оклад работника может быть меньше МРОТ. Это связано с тем, что меньше «минималки» не может быть общая зарплата, в которую в соответствии со ст. 129 ТК РФ входят:

    • вознаграждение за труд;
    • разнообразные компенсационные выплаты, в том числе районные коэффициенты и прочие доплаты и надбавки;
    • всевозможные стимулирующие выплаты в том числе и премии.
    • Итак, общая месячная зарплата с 1 января 2017 года должна быть не менее 7500 рублей.

      Региональный МРОТ с 1 января 2017 года

      Законодательством ( в частности ст.133.1 ТК РФ) предусмотрена возможность установления регионального МРОТ, который может превышать федеральный. В этом случае региональные власти с 1 января 2017 года должны принять специальное соглашение, которое устанавливает региональный МРОТ.

      Предприятиям предоставлено право отказаться от применения регионального МРОТ.

      Для этого необходимо оформить мотивированный отказ и направить его в местное отделение Комитета по труду и занятости. Сделать это надо в течении 30 календарных дней с даты публикации соглашения. Свой отказ компания должна мотивировать вескими причинами (ст. 133.1 ТК РФ). Например, чрезвычайной ситуацией, кризисом в бизнесе или тем, что только начала свою работу. Без веских причин власти не позволят установить зарплату ниже регионального минимума.

      Если организация вовремя не отправила отказ, то считается, что она присоединилась к соглашению. В этом случае зарплата работникам должна быть установлена не ниже регионального МРОТ.

      Но в случае, если Комитет по труду и занятости принял отказ, существует вероятность того, что инспекторы налоговой службы вызовут директора компании на зарплатную комиссию. Они попросят объяснить, почему в организации зарплаты ниже региональной минимальной оплаты труда. А если директор проигнорирует вызов, возможна выездная проверка. ФНС России предписывает подчиненным обращать особое внимание на компании, зарплаты в которых не дотягивают до регионального прожиточного минимума (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722).

      Следует обратить внимание, что региональный МРОТ — это региональный минимальный размер заработной платы. Для расчета различных социальных пособий необходимо использовать федеральный МРОТ.

      МРОТ по Москве с 1 октября 2017 года

      МРОТ по Москве поставлен в прямую зависимость от прожиточного минимума. Прожиточный минимум в Москве устанавливают один раз в три месяца. Причем, если прожиточный минимум возростает, то и МРОТ должен увеличиваться до такой же величины. В тех случаях, если минимум уменьшается, то минимальный размер заработной платы в Москве должен сохраняться. Это закреплено в п.п. 3.1.1, 3.1.2 Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы от 15.12.2015.

      Правительство Москвы утверждает прожиточный минимум один раз в квартал.

      В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.09.17 № 663-ПП прожиточный минимум трудоспособного населения столицы за 2 квартал 2017 года составил 18 742 рубля. Поэтому с 1 октября заработная плата в Москве не может быть ниже указанного значения.

      Таким образом, согласно Постановлению правительства Москвы от 12.09.17 № 663-ПП и трехстороннему соглашению между правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей от 15.12.15 № 858-ПП, МРОТ по Москве с 1 октября 2017 года составляет 18 742 рублей.

      Работодатели в Москве обязаны применять минимальный размер заработной платы в размере 18742 рубля. Сюда включаются все премии и надбавки. Этот размер будет сохраняться до тех пор, пока прожиточный минимум его не превысит или правительство не изменит правила игры. Если работодатель будет платить своим сотрудникам меньше 18742 рубля, то инспекцией по труду на него может быть наложен штраф в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ в размере 50000 рублей. Допускается оплата труда менее установленной величины в 18742 рубля. Но это могут позволить себе только те работодатели, которые в установленном порядке и в установленные сроки направили в инспекцию по труду мотивированный отказ от применения мрот

      МРОТ с 1 июля 2017 года для расчета пособий

      С 1 июля 2017 года для расчета пособий используйте федеральный МРОТ, который составляет 7800 рулей. Его величина определяет размер пособий в двух случаях:

      • когда стаж сотрудника менее шести месяцев;
      • когда зарплата сотрудника ниже «минималки».
      • Ответственность за зарплату ниже МРОТ в 2017 году

        В тех случаях, когда года зарплата работников будет меньше МРОТ, работодатель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа. Величина штрафа для юридических лиц находится в пределах от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявленном нарушении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для руководителя или главного бухгалтера организации предусмотрена следующая ответственность: первое выявленное нарушение — это предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей, повторное и последующие – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Также возможна дисквалификация на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

        Представлена форма 4 ФСС за 2 квартал 2018 года. Новый бланк можно бесплатно скачать в конце статьи..

        Конкретный КБК по НДФЛ в 2018 году зависит от того, кто именно является плательщиком налога. В том случае, если.

        Подробно рассмотрен расчет по страховым взносам за полугодие 2018 г. с примером заполнения

        Для перечисления налоговых и иных платежей и взносов используются новые кбк 2018 года. Изменения затронули.

        Приведен пример заполнения формы 6-НДФЛ за 9 месяцев 2017 года

        Правительство РФ своим Постановлением №981 от 19.08.2017 года утвердило изменения, вносимые в счет-фактуру с 01.10.17

        В статье показано , как надо заполнять расчет по страховым взносам в 2018 году и приведен образец заполнения расчета.

        На конкретных примерах показано, как надо рассчитать больничные выплаты в случае болезни или травмы работника.

        На основании трехстороннего соглашения от 15.12.2015 установлен новый МРОТ по Москве с 1 января 2018 .

        Приведен пример заполнения формы КНД 1151111 за 2-ой квартал 2018 г.

        www.yourbuhg.ru

        мировая экономика

        Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты

        Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
        «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

        Фискальная политика, ее цели и инструменты

        Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

        Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

        Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

        Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

        Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

        Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

        При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

        Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

        Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

        Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

        Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

        Виды фискальной политики

        В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

        Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

        Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

        Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

        Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

        Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

        Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

        Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

        В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

        Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

        Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

        Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

        Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

        Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

        Достоинства и недостатки фискальной политики

        К достоинствам фискальной политики следует отнести:

      • Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
      • Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
      • Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
      • Недостатки фискальной политики:

        1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

        2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

        3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

      • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
      • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
      • 4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

        Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

        www.ereport.ru

    Популярное:

    • Уголовного кодекса рсфср 1922 г Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство. В структуру данного […]
    • Истории судебно медицинская экспертиза История судебной медицины. Преподавание судебной медицины в России Предмет судебной медицины базируется на профессиональных основах действующей в России системы судебно-медицинской службы. Впервые систематизировал и выделил судебную […]
    • Собственность переходит в руки Трансформация собственности Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и […]
    • Они свершали суд Страница:Иван Платонович Каляев (1905).pdf/42 Избравъ политическое убійство, какъ средство, револьверъ и бомбу, какъ оружіе, они путемъ террора пытаются ускорить политическое освобожденіе Россіи. Это не убійство изъ-за угла. Измѣнились […]
    • Тендеры и конкурсы закон Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное В российской деловой практике и в российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы […]
    • Что регулирует договор купли продажи Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 год) (КМКПТ) Статус текстов / карта Дата принятия: 11 апреля 1980 года Вступление в силу: 1 января 1988 года Цель Целью КМКПТ является […]
    • Налог мехами это Налог пушниной в старину Последняя бука буква "к" Ответ на вопрос "Налог пушниной в старину ", 4 буквы: ясак Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ясак В Московском государстве — подать, которой облагались иностранцы (слово […]
    • Приказ о начислении больничных Приказ о начислении больничных а мы вообще-то приказ делаем "На основании представленных документов (больничных листов). приказываю назначить пособие . по б/л XX № XXXXXXX от . " :baby: Кстати, а как вы тогда понимаете часть 1, статьи […]