Первичный учет налога на прибыль

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАЧИСЛЕНИЯ САНКЦИЙ (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ, НЕУСТОЙКИ) ЗА НАРУШЕНИЕ КОНТРАГЕНТАМИ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

С 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Об этом Письмо Минфина России от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28978.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ »О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

На основании ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

Учет налога на прибыль

Учет расходов по налогу на прибыль от обычной деятельности на основе П(С)БУ и требованиям налогового законодательстваПредприятия водопроводно-канализационного и теплового хозяйства являются плательщиками налога на прибыль предприятия согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятия» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. По этому Закону объектом налогообложения является налоговый прибыль. Сумма прибыли (убытка) определяется в соответствии с п.4.3. статьи 4 по данным налогового учета путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов и амортизационных отчислений и отражается в Декларации о прибыли предприятия. Действующая налоговая ставка налога на прибыль

установлена в размере ЗО%103. Показатель текущего налога на прибыль определяет налоговое обязательство предприятия по налогу на прибыль за отчетный период, который рассчитывается и указывается в Декларации по налогу на прибыль предприятия-ежеквартальном налоговом отчете (в 2003 г. по строке 41 «Налоговое обязательство», с 01.01.2003 г. — строка 14). Налоговое обязательство будет равна произведению прибыли, подлежащей налогообложению с учетом балансовых убытков, не компенсированных доходами и ставки налога на прибыли. Общая сумма расходов по налогу на прибыль состоит из текущего налога на прибыль с учетом отсроченного налогового обязательства и отсроченного налогового актива.

Однако, оценка суммы текущих расходов по налогу на прибыль не будет полной, если предприятия не будут также учитывать в расчетах наличие временных разниц между учетной и налоговой прибылью. Далее будет приведена методика оценки влияния временных разниц на сумму расходов по налогу на прибыль.

Согласно Инструкции № 291 на счете 98 «Налог на прибыль» ведется учет положенной по данным бухгалтерского учета суммы налога на прибыль от обычной деятельности и чрезвычайных событий. По дебету счета 98 отражается начисленная сумма налога на прибыль, а по кредиту — включение этих расходов и финансовых результатов по дебету счета 79 «Финансовые результаты». Сумма налога на прибыль от обычной деятельности определяется от прибыли, отраженной в бухгалтерском учете (независимо от суммы прибыли для целей налогообложения) и отражается на субсчете 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности» без уменьшения на сумму уменьшения налога на прибыль, в результате исчисления налога на прибыль от чрезвычайных событий. Налоги на прибыль от чрезвычайных событий отражаются на субсчете 982.

В бухгалтерском учете начисление суммы текущего налога на прибыль за отчетный период и погашение обязательства поквартально отражается записями:

• на сумму начисленного налога

Дебет 981 «Налоги на прибыль от обычной деятельности» Кредит 641 «Расчеты по налогам» (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»)

• на сумму уплаченного налога

Дебет 641 «Расчеты по налогам» (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль») Кредит 311 «Счета в банках»

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, доходах, активах и обязательствах по налогу на прибыль и ее раскрытия в финансовой отчетности установлены П(С)БУ 17 «Налог на прибыль»104.

В пункте П(С)БУ 17 приведены значения терминов, которые используются в нем и являются ключевыми для понимания его сущности, в частности:

• учетную и налоговую прибыль (убыток) — (далее — ОП и 1111);

• налоговая база актива и обязательства, как оценка актива и обязательства, которая используется с целью налогообложения этого актива и обязательства при определении налога на прибыль;

• временные разницы (подлежащих исчислению и налогообложению), как разницы между оценкой активов или обязательства по данным финансовой отчетности и налоговой базой этого актива или обязательства соответственно в текущем периоде;

• отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство и отложенный налог на прибыль;

• текущий налог на прибыль и др.

В Отчете о финансовых результатах отражаются признанные расходы (доходы) по налогу на прибыль в отчетном периоде как текущий налог на прибыль (то есть задекларированный) и отложенный налог на прибыль (отложенные налоговые обязательства (ОНО) за минусом отложенных налоговых активов (ВПА), то есть:

Согласно Инструкции № 291 счет 17 «Отсроченные налоговые активы» предназначен для учета суммы налогов на прибыль, подлежащая возмещению в следующих отчетных периодах, в результате временных разниц между балансовой стоимостью активов и обязательств и оценкой для целей налогообложения или перенос налоговых убытков, не использованных для уменьшения налога на прибыль в отчетном году. Конечное сальдо по счету 17 отражается в строке 60 баланса.

Счет 54 «Отсроченные налоговые обязательства» — для учета суммы налогов на прибыль, которые будут уплачиваться в следующих периодах вследствие возникновения временной разницы между балансовой стоимостью активов или обязательств и оценкой, которая используется с целью налогообложения. Конечное сальдо по счету 54 отражается в строке 460 баланса. На предприятиях коммунального хозяйства, к сожалению, не налажен синтетический и аналитический учет отсроченных налоговых активов и обязательств по видам активов или обязательств, между оценками которых для отражения в балансе и для целей налогообложения возникла разница.

На практике возможны три варианта соотношения учетной прибыли (ОП) и налоговой прибыли (1111), которые в результате дают наличие или отсутствие общего отклонения. В частности, если:

1) ОП=ПП, расходы по налогу на прибыль равны текущим обязательствам по налогу и в налоговом, и в бухгалтерском учете (идеальная ситуация). При этом учетная прибыль (Кт 79), что остается после закрытия доходных и расходных счетов, равен налоговому, рассчитанном в соответствии с требованиями налогового законодательства. Бухгалтерский запись в этой ситуации будет единственным:

Дебет 981 — Кредит 641 (на сумму учетного = налоговом налога на прибыль).

2) ОП>ПП, расходы по налогу на прибыль состоят из текущего налога согласно Декларации и суммы отложенных налоговых обязательств. Бухгалтерский запись в этой ситуации будет следующим:

lybs.ru

Первичные документы для налогообложения прибыли

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Более конкретный перечень подтверждающих документов в НК РФ установлен для получения дивидендов по нулевой ставке согласно ст. 284 НК РФ.

Для применения нулевой ставки российская организация обязана предоставить в налоговый орган оригиналы или копии документов, содержащих сведения:

а) о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов;

б) о стоимости приобретения (получения) соответствующего права.

В п. 3 ст. 284 НК РФ законодатель приводит примеры подтверждающих документов. В частности, такими документами могут быть:

— договоры купли-продажи (мены);

— решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

— договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения;

— решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования;

— ликвидационные (разделительные) балансы;

— свидетельства о государственной регистрации организации;

— решения о выпуске ценных бумаг;

— отчеты об итогах выпуска ценных бумаг;

— уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги;

— выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников);

— выписки по счету (счетам) «депо».

Приведенный законодателем перечень является открытым, следовательно, налогоплательщик имеет право предоставить иные документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 3 ст. 284 НК РФ.

Если документы или их копии составлены на иностранном языке, то они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Пунктом 2 ст. 93 НК РФ установлено, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» официальное делопроизводство на территории Российской Федерации в государственных органах, организациях, на предприятиях и учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации, документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Требования к первичным документам

В Постановлении ФАС Московской области от 18.04.2008 № КА-А40/2976-08 указано на следующие ошибки при составлении первичных документов, подтверждающие оказание консультационных услуг.

Счета-фактуры, счета и акты не содержат ссылки на номер договора; акты не содержат ссылок на приложения, а приложенные к актам распечатки не содержат ссылок на акты; приложения к актам не подписаны сторонами по договору. К тому же в документах либо не раскрыто содержание хозяйственных операций (приложения к актам), либо содержание хозяйственных операций носит обобщающий (абстрактный) характер (остальные документы), что делает невозможным сопоставление отраженных в перечисленных документах хозяйственных операций.

Поскольку в актах отсутствует ссылка на приложения, а сами приложения в двух случаях не содержат ссылки на акты и во всех случаях не содержат ни наименований должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, ни личных подписей указанных лиц, суды обоснованно признали данные приложения составленными с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), в связи с чем были отклонены ссылки на них как на первичные документы.

В силу ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичные документы должны содержать такие обязательные реквизиты, как содержание хозяйственной операции, ее измерители в денежном и натуральном выражении.

В счетах-фактурах, счетах и актах сдачи-приемки работ отсутствуют количественные и качественные показатели, хотя по условиям договора сумма оплаты за услуги определяется на основе почасовой ставки персонала и времени, затраченного персоналом.

Также в счетах-фактурах, счетах и актах не указаны детальный характер оказанных услуг с расчетом затрат рабочего времени сотрудников, выполнивших данные работы, а содержание операций указано как «консультационные услуги», в то время как они оказывали разные виды услуг, которые требуют различной детализации, в связи с чем и документирование оказанных услуг велось раздельно.

Таким образом, из содержания вышеперечисленных документов нельзя определить вопросы, по которым осуществлялись консультации, объем, характер и направленность оказанных услуг, правильность формирования фактической стоимости услуг.

Подтверждение расходов копиями документов

Расходы могут быть подтверждены копиями документов, но эти копии должны быть надлежащим образом заверены.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Учитывая изложенное, почтовые расходы по судебным искам, подтвержденные копиями почтовых квитанций, оригиналы которых переданы в арбитражный суд, соответствующие вышеуказанным требованиям, учитываются для целей налогообложения прибыли на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Исходя из того, что для документального подтверждения расходов необходимо иметь оправдательные документы, которыми согласно п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ должны оформляться все проводимые организацией хозяйственные операции, и эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, можно сделать вывод, что в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих произведенные затраты (почтовых квитанций, переданных в арбитражный суд), для целей налогообложения прибыли расходы могут быть подтверждены надлежаще заверенными копиями таких документов (Письмо Минфина России от 11.07.2008 № 03-03-06/2/77).

Положение о том, что расходы могут быть подтверждены копиями документов, но эти копии должны быть надлежащим образом заверены, подтвержает также и следующий пример.

Согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (далее — Правила), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно Приложению № 2 к Правилам, в том числе в виде выписки из государственного реестра по форме согласно Приложению № 5 к Правилам.

Согласно п. 23 Правил информация, указанная в п. 20 Правил, предоставляется по запросу за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату):

а) юридическому лицу — сведения о нем при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем в виде выписки из государственного реестра;

б) физическим и юридическим лицам — сведения о конкретном юридическом лице при обращении в регистрирующий орган за информацией о нем, за исключением сведений о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, об органе, выдавшем указанный документ, а также сведений о банковских счетах.

Размер платы за предоставление такой информации в виде документов, которые предусмотрены в п. 20 Правил, составляет 200 рублей за каждый документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 рублей за каждый документ.

Согласно Правилам документ, подтверждающий оплату за предоставление выписки из ЕГРЮЛ, передается в уполномоченный орган вместе с запросом и не возвращается организации.

Следовательно, копия документа об уплате организацией рассматриваемого платежа, имеющая соответствующие отметки кредитного учреждения с указанием даты операции, может служить основанием для учета в целях налогообложения прибыли расходов по уплате платы за получение выписки из ЕГРЮЛ, если произведенный расход соответствует критериям признания расходов, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

При этом следует учитывать, что в отделениях Сбербанка России применяются бланки платежных документов по форме № ПД (налог) и форме № ПД-4сб (налог), которыми оформляется перечисление налогов и сборов только налогоплательщиками — физическими лицами (Письмо Минфина России от 31.10.2007 № 20-12/104579).

Указание в первичном документе лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ

Указание в подтверждающем затраты первичном документе в качестве контрагента юридического лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, может повлечь за собой непризнание этих затрат в качестве расходов для целей налогообложения прибыли.

Например, если налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшена на оплату услуг гостиниц на основании документов (кассовых чеков, счетов и др.), в которых указаны некорректные ИНН, а сведения о гостиницах отсутствуют в ЕГРЮЛ, то такие затраты по итогам судебного разбирательства не были учтены в расходах для целей налогообложения прибыли.

Если налоговые органы выяснили, что указанные в документах ИНН гостиницам не присваивались, а суд установил, что работники организации там не проживали, то оплата услуг несуществующим юридическим лицам не может быть признана фактически произведенными расходами, а представленные документы — достоверными. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 25.06.2008 по делу № А65-15766/2007-СА2-9 суд решил, что исходя из положений ст. 252 НК РФ доначисление организации налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ со стороны налогового органа было произведено правомерно.

Сведения о контрагенте юридического лица, указанные в первичном документе, должны быть в ЕГРЮЛ. Но при рассмотрении таких дел суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах. Они должны исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, например, установить, был ли в действительности факт оплаты покупателем товаров.

Если проведение налоговыми органами встречных проверок контрагентов общества с целью получения первичных документов, подтверждающих расчеты между организациями и проверяемым обществом, оказалось невозможным из-за того, что организаций с указанными реквизитами в информационной базе данных ЕГРЮЛ нет, организации-поставщики не зарегистрированы ни в качестве юридических лиц, ни в качестве налогоплательщиков, то следует помнить, что организация, не прошедшая регистрацию в установленном порядке в качестве юридического лица (вследствие чего и не прошедшая регистрацию как налогоплательщик), не может являться участником гражданских правоотношений.

Общество, как это установлено в ходе рассмотрения судебного дела (Постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2008 по делу № А-62-2563/2007), не предпринимало каких-либо действий для установления правоспособности своих контрагентов, то есть не проявило необходимой доли разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами и, как следствие, понесло для себя негативные последствия в виде отказа налогового органа признать обоснованным его право на включение понесенных затрат по оплате стоимости услуг в расходы при налогообложении прибыли.

Как отмечено в Определении КС РФ от 24.01.2008 № 33-О-О, разрешение споров, касающихся выполнения обязанности по уплате налогов, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства, в том числе правомерности применения налоговых вычетов, обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств — факт оплаты покупателем товаров (работ, услуг), действительные отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.

Поскольку расчеты за поставленный товар между обществом и организациями осуществлялись наличными денежными средствами, то суд подтвердил правильность признания расхода общества для целей налогообложения прибыли.

Документы для признания расходов в виде лизинговых платежей

Если договором лизинга не предусмотрено оформление акта приема-передачи услуги, то договор лизинга и акт приема-передачи имущества, являвшегося предметом договора лизинга, наряду со счетами и платежными документами об уплате лизинговых платежей являются достаточным документальным подтверждением понесенных организацией-лизингополучателем расходов в виде лизинговых платежей (письма Минфина России от 09.11.2006 № 03-03-04/1/742 и ФНС России и УФНС России от 01.04.2008 № 20-12/030773).

Как документировать амортизацию части здания

Если здание находится на модернизации со сроком проведения работ более одного года и при этом часть помещений выведена из эксплуатации, а другая — продолжает сдаваться в аренду, то возникает вопрос о том, учитывать ли в целях исчисления налога на прибыль амортизацию по указанному зданию и как это оформить документально.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено в главе 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

При этом в п. 3 ст. 256 НК РФ определено, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Таким образом, если при проведении работ по модернизации, длившихся более 12 месяцев, часть здания выведена из эксплуатации, а другая часть помещений в нем продолжает сдаваться в аренду или использоваться в иной деятельности, приносящей доходы, амортизация по этой части здания (пропорционально объему площади, сдаваемой в аренду) учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.04.2008 № 20-12/030776). То есть для учета амортизации в составе расходов для целей налогообложения прибыли должен быть документ, в котором рассчитана амортизация по части здания (пропорционально объему площади, сдаваемой в аренду).

Об истребовании документов у налогоплательщика налоговым органом, проводящим налоговую проверку

Нередко на практике в связи с проведением выездной налоговой проверки налоговики запрашивают большой объем информации. В таком случае организации направляют в налоговый орган ходатайство о продлении срока представления заверенных копий документов. При этом возникает вопрос: должен ли налоговый орган при продлении срока представления документов по ходатайству проверяемого юридического лица учитывать объективное отсутствие возможности последнего представить требуемые документы в установленные налоговым органом сроки?

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом указанной статьей не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.

К таким документам, видимо, относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

НК РФ не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.

Таким образом, налоговые органы самостоятельно определяют, на какой срок возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов (Письмо Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336).

www.reglament.net

Учет расчетов по налогу на прибыль

Формирование налога на прибыль в бухгалтерском учете регулируется в законодательстве РФ Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Это первый документ, информативно связавший бухгалтерский и налоговый учеты. Основой для его создания послужили:
— международный стандарт финансовой отчетности 12 «Налоги на прибыль», действует с 1979 г.;
— американский стандарт SFAS 109 «Учет налога на прибыль», действует с 1987 г.
Как установило ПБУ 18/02, расходы по налогу на прибыль должны отражаться в соответствии с принципом временной определенности. На практике это означает, что в отчетности будет отражаться не только налог, начисленный за период, но и сумма, которую организация заплатит в будущем с уже полученных доходов.
Основная цель ПБУ 18/02 заключается в том, чтобы бухгалтер мог рассчитать налог на прибыль не только по данным налогового, но и бухгалтерского учета, а также показать собственникам реальную сумму прибыли, подлежащую распределению.
Кроме этого, ПБУ 18/02 призвано сделать отчетность более прозрачной и отразить в ней следующую информацию:
— текущий налог;
— различия между бухгалтерской и налоговой прибылью;
— причины их возникновения и суммы, способные оказать влияние на величину налога в будущем (временные разницы, отложенные активы и обязательства).
Расчет текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) ведется по данным о величине условного расхода (условного дохода), скорректированного на постоянное налоговое обязательство, постоянный налоговый актив, увеличение или уменьшение отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.
Согласно п. 21 ПБУ 18/02 текущий налог на прибыль определяется по формуле:

Текущий налог на прибыль = Условный расход (условный доход) + Постоянное налоговое обязательство — Постоянный налоговый актив +/- Изменение величины отложенного налогового актива +/- Изменение величины отложенного налогового обязательства.

Налог, рассчитанный с бухгалтерской прибыли (убытка) (по данным счета 99 «Прибыли и убытки»), называется условным расходом (доходом) (п. 20 ПБУ 18/02):

Условный расход (условный доход) = Бухгалтерская прибыль (убыток) x Ставка налога на прибыль.

А фактический налог, который нужно заплатить в бюджет по данным налогового учета, — это текущий налог:

Текущий налог на прибыль = Налогооблагаемая прибыль x Ставка налога на прибыль.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету 99 по учету прибылей и убытков. Рассмотрим пример.

Пример 1. Организация по данным бухгалтерского учета в I квартале получила прибыль в размере 50 000 руб., а во II квартале — убыток в размере 5000 руб. Всего по итогам полугодия бухгалтерская прибыль составила 45 000 руб. (50 000 — 5000).
На основании бухгалтерской прибыли I квартала организация должна исчислить сумму условного расхода по налогу на прибыль:
Д-т сч. 99, субсчет «Условный доход (расход) по налогу на прибыль»,
К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», — 10 000 руб. (50 000 руб. x 20%) — начислен условный расход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.
На основании бухгалтерского убытка II квартала исчисляется сумма условного дохода по налогу на прибыль:
Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»,
К-т сч. 99, субсчет «Условный доход (расход) по налогу на прибыль», — 1000 руб. (5000 руб. x 20%) — начислен условный доход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.
Общая величина «текущего налога на прибыль» по итогам II квартала составит 9000 руб. [(10 000 — 1000) или (45 000 руб. x 20%)].

Отметим, что ПБУ 18/02 обязывает организации отражать в бухгалтерском учете сумму налога на прибыль, исчисленную исходя из показателя бухгалтерской прибыли (прибыли, выявленной по данным бухгалтерского учета), а затем выявлять все разницы (как положительные, так и отрицательные), обусловленные различными правилами учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве.
Обобщим различия в признании доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Все различия бухгалтерского и налогового учета сводятся в конечном счете к двум операциям.
Первая — бухгалтерский налог на прибыль (условный расход) нужно уменьшить до налогового.
Вторая — бухгалтерский налог на прибыль (условный расход), наоборот, нужно увеличить.
Чтобы это сделать, потребуется два дополнительных счета, которые введены Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н «О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению»:
— счет 09 «Отложенные налоговые активы»;
— счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Кроме того, необходимо открыть еще несколько дополнительных субсчетов к счету 99 «Прибыли и убытки», а именно:
— субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль;
— субсчет «Постоянное налоговое обязательство»;
— субсчет «Постоянный налоговый актив».
Для того чтобы получить сумму текущего налога на прибыль, следует произвести корректировку условного расхода с помощью постоянных и временных налоговых активов и обязательств.
Постоянные разницы появляются из-за несовпадения фактов признания доходов и расходов. Иными словами, это те доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерский финансовый результат, но при расчете налога на прибыль не учитываются.
Постоянная разница. Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы (п. 4 ПБУ 18/02):
— формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
— учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Постоянные разницы возникают в результате:
— превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;
— непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;
— образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству РФ о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;
— прочих аналогичных различий.
Постоянные разницы возникают, например, при получении доходов, перечисленных в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а также при осуществлении расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Для учета постоянных разниц могут использоваться отдельные субсчета «Постоянные разницы» к синтетическим счетам учета расходов и доходов. Рассмотрим пример.

Пример 2. Организация в I квартале получила бухгалтерскую прибыль в размере 50 000 руб. Представительские расходы составили в I квартале 55 000 руб. Фонд оплаты труда за I квартал — 1 125 000 руб. Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в размере 4% от расходов на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ), или в сумме 45 000 руб. (1 125 000 руб. x 4%). Сумма превышения фактических представительских расходов над их нормируемой величиной в 10 000 руб. (55 000 — 45 000) является в бухгалтерском учете постоянной разницей. Сверхнормативные представительские расходы учитываются на счетах учета затрат обособленно.
На основании бухгалтерской прибыли отчетного периода организация должна исчислить сумму условного расхода по налогу на прибыль:
Д-т сч. 99, субсчет «Условный доход (расход) по налогу на прибыль»,
К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», — 10 000 руб. (50 000 руб. x 20%) — начислен условный расход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.
Сверхнормативные представительские расходы в сумме 10 000 руб. (55 000 — 45 000) представляют собой постоянные разницы.
В бухгалтерском учете составляются проводки:
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 45 000 руб. — учтены в составе управленческих расходов представительские расходы в пределах установленных законодательством норм;
Д-т сч. 26, субсчет «Постоянные разницы»,
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 10 000 руб. — сверхнормативные представительские расходы учтены как постоянные разницы.
Поскольку в бухгалтерском учете возникли постоянные разницы, то сумма условного расхода по налогу на прибыль должна быть увеличена на постоянное налоговое обязательство по итогам I квартала:
Д-т сч. 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство»,
К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», — 2000 руб. (10 000 руб. x 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство, возникшее в данном отчетном периоде.
Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль — «текущий налог на прибыль» — составит 12 000 руб. Эта величина состоит из условного расхода по налогу на прибыль — 10 000 руб. и постоянного налогового обязательства по налогу на прибыль — 2000 руб.

Постоянные разницы ведут к возникновению в бухгалтерском учете постоянного налогового обязательства или постоянного налогового актива.
Под постоянным налоговым обязательством (активом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02):

Постоянное налоговое обязательство (актив) = Постоянная разница, возникшая в отчетном периоде x Ставка налога на прибыль.

Возникновение постоянного налогового обязательства происходит в том случае, когда расходы, отраженные в бухгалтерском учете, не учитываются при расчете налога на прибыль. В этом случае получается, что налоговая прибыль больше бухгалтерской. Поэтому бухгалтерскую прибыль нужно увеличить.
Наиболее ярким примером могут послужить сверхнормативные проценты за пользование кредитами и займами. В бухгалтерском учете они признаются в полной сумме. В налоговом учете отнести на расходы можно только сумму в пределах норм. Все, что ее превышает, и приводит к появлению постоянной разницы. Надо сказать, этот тип разниц связан только с текущим отчетным периодом и никак не влияет на последующие.
Постоянное налоговое обязательство отражается следующей записью:
Д-т сч. 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство»,
К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», — отражено постоянное налоговое обязательство.
Постоянный налоговый актив возникает, когда доходы не учитываются при расчете налога на прибыль (ст. 251 НК РФ), например денежные средства и имущество, полученные безвозмездно от учредителя, которому принадлежит более 50% уставного капитала, и др. Если подобные операции возникли, значит, бухгалтерская прибыль стала больше налоговой. Поэтому ее нужно уменьшить. Это приводит к возникновению постоянного налогового актива. В бухгалтерском учете составляются следующие записи:
Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»,
К-т сч. 99, субсчет «Постоянный налоговый актив», — начислен постоянный налоговый актив.
Типы постоянных разниц и возникновение постоянных налоговых активов и постоянных налоговых обязательств представлены в табл. 1.

Возникновение постоянных налоговых активов и постоянных налоговых обязательств

Признание в
бухгалтерском
учете

www.mosbuhuslugi.ru

Популярное:

  • Найм жилья закон Закон о запрете курения 15-ФЗ: где теперь нельзя курить и какой штраф? Закон о запрете курения, вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих […]
  • Эксплуатационный приказ это Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 января 2017 г. № 11н “Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия” (не вступил в силу) В соответствии со […]
  • Федеральный закон 159-ф3 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N […]
  • Ст 46 закона 255-фз Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства См. Энциклопедии и […]
  • Закон тишины 2018 в самаре Закон тишины 2018 в самаре от 13 января 2014 года N 7-ГД Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Самарской области (с изменениями на 4 июня 2018 года) ПринятСамарской Губернской Думой24 декабря 2013 […]
  • Транспортный налог саратовской области льготы Коды ОКТМО 2016-2017 года (ОК 033-2013) В платежном поручении вместо ОКАТО с 1 января 2014 года указывают ОКТМО(даже если платежи за 2013 год). Также в большинстве деклараций с 2014 года(и в 2016-2017 году) нужно указывать ОКТМО. В РСВ-1 […]
  • Председатель перовского районного суда г Москвы Председатель перовского районного суда г Москвы Перовский районный суд города Москвы на апрель 2013 г. Некоторых важных данных, которые я привожу, нет даже на официальном сайте суда! Адрес Перовского районного суда города Москвы […]
  • Закон об обезличивании персональных данных Конфиденциальность локальных нормативных актов и других документов работодателя "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2013, N 1 КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ РАБОТОДАТЕЛЯ В статье рассмотрена проблема […]