Наказание словесные

Какой штраф за оскорбление личности в России в 2018 году

В нормативных актах РФ оскорбление личности определяется как унижение достоинства и чести человека, выраженное в неприличной форме. Между тем во всех этим моментах разобраться достаточно сложно. Например, не всегда получается точно установить, в каком случае слова были сказаны с намерением оскорбить человека, а когда имело место высказывание собственной точки зрения в предельно жесткой форме.

Соответственно, здесь все достаточно субъективно. При этом не стоит забывать, что люди по-разному воспринимают словесные выпады в свой адрес. Например, один воспримет как оскорбление сделанное ему строгое замечание, тогда как другой вполне может не обратить никакого внимания на нецензурные слова. Помимо этого, есть еще ряд важных моментов.

Если говорить в целом, то оскорблением личности считаются высказывания с использованием бранных слов, сделанные с намерением унизить оппонента, поиздеваться над ним, причинить человеку душевных страданий.

Соответственно, если в замечании, пускай даже сделанном на повышенных тонах, не прозвучало откровенно нецензурных выражений, то это сочтут высказыванием собственного мнения.

Какой штраф могут выписать за оскорбление личности

Для начала давайте напомним один весьма важный момент. В России, начиная с 2012 года, оскорбление личности уже не является преступлением. Теперь это правонарушение. Логика в таком шаге законодателей вполне понятна. Все дело в том, что оскорбление личности считалось незначительным преступлением, соответственно, никаких слишком жестких мер к нарушителям не применяли.

Более того, в суде доказать вину обвиняемого непросто, поскольку предоставлять следует весомые доказательства, такие, например, как аудио- или видеозапись либо показания свидетелей. Наиболее сложный момент – установление умысла. Иными словами, нужно еще доказать, что в данном случае было нанесено умышленное оскорбление, а не имело место высказывание собственной точки зрения в жесткой форме.

В этой связи в судебной практике практически не было дел, в которых рассматривался бы исключительно факт оскорбления. В подавляющем большинстве случаев они являлись «довеском» к более серьезным статьям УК РФ. Постепенно такие дела и вовсе перестали рассматриваться, и законодатели приняли решение переквалифицировать оскорбление личности из преступления в правонарушение. В данном случае они попросту руководствовались реальным положением вещей.

Сейчас в УК есть всего лишь две статьи, предусматривающие привлечение к ответственности за оскорбление личности. В обоих случаях потерпевшими могут быть спецсубъекты. В частности, к уголовной ответственности привлекаются лица, нанесшие оскорбление военнослужащим либо представителям власти на основании статей УК РФ 336 и 319 соответственно.

В настоящее время данное правонарушение предусмотрено КРФоАП. В частности, за оскорбление личности виновные могут быть привлечены к ответственности на основании одной из 3 частей статьи 5.61. При этом наказание стало более мягким. В частности, с обидчика, не являющегося юридическим или должностным лицом, можно взыскать не более 3 тысяч рублей. Кстати, для последних двух категорий предусмотрены более солидные штрафы. В частности, для:

  • юрлиц – 100 000 рублей;
  • должностных лиц – 30 000.

Чем может обернуться публичное оскорбление личности

Давайте рассмотрим еще один важный момент. Речь идет о публичном оскорблении личности. Для начала стоит напомнить, как данный момент трактуется действующим законодательством. В данном случае речь идет о нанесении оскорбления в:

  • СМИ;
  • каких-либо печатных произведениях;
  • устном выступлении;
  • присутствии других граждан, то есть на публике.
  • Наказание здесь будет более серьезным. Так, на частное лицо, нанесшее другому гражданину публичное оскорбление, могут наложить штраф в размере 5 тысяч рублей. Как и в предыдущем случае, для юридических и должностных лиц предусмотрено более весомое материальное наказание. Первые могут быть покараны штрафом в размере 0,5 миллиона рублей, вторые – 50 тысяч. Следует уточнить еще один момент. Юридические и должностные лица также могут быть привлечены к ответственности в случае, если ими не были приняты меры для недопущения факта публичного оскорбления при наличии соответствующей возможности. В таком случае первые караются штрафом в размере 50 000 рублей, вторые – 10 000.

    Оскорбление в Интернете и на рабочем месте

    Рассмотрим еще один очень важный момент. Речь идет об оскорблении, нанесенном одним пользователем другому в Интернете, в том числе и в социальных сетях. С одной стороны, здесь вполне можно констатировать публичность. Ведь доступ к Интернету имеют множество людей, соответственно, размещенная здесь информация является общедоступной. Как минимум ее могут увидеть несколько пользователей. В этой связи еще не так давно судами оскорбления, нанесенные в Сети, рассматривались именно как публичные.

    В данном случае интернет-сайты приравнивались к средствам массовой информации. Однако в настоящее время ситуация изменилась. Все дело в том, что в действующих нормах законодательства нет никакого прямого указания на то, что нанесенное в Интернете оскорбление следует считать публичным. Здесь есть только лишь одно исключение – новостные сайты, имеющие официальный статус СМИ.

    Нередко конфликтные ситуации случаются на рабочих местах. В подавляющем большинстве случаев наказание здесь будет административным, в том числе и за публичное оскорбление. При этом кем относительно друг друга являются нарушитель и потерпевший, не имеет значения. Иными словами, к одинаковой ответственности будут привлечены и подчиненный, и начальник. Такой же подход применяется и относительно спорных ситуаций, возникших между коллегами, работниками обслуживающей сферы и клиентами, и так далее. Единственное, что в данном случае классифицируется – это характер нанесенного оскорбления, то есть было оно публичным или нет.

    К уголовной ответственности, как уже говорилось выше, могут быть привлечены только лишь лица, нарушившие нормы статей 319 и 336 УК РФ. При этом здесь следует учитывать одно важное обстоятельство. Лицо можно привлечь к уголовной ответственности только лишь в случае, если оскорбление было нанесено им потерпевшему, находившемуся при исполнении своих служебных обязанностей, и публично. Нарушение норм статьи 319 может обернуться штрафом в размере до 4-х тысяч рублей. Однако есть и другие варианты наказания. Виновное лицо, в частности, могут привлечь к исправительным или обязательным работам.

    Для того чтобы наказать обидчика, нанесшего оскорбление, потерпевшему следует обратиться с соответствующим заявлением в полицию, прокуратуру, участковому уполномоченному или суд. При этом потерпевший должен предоставить как можно больше доказательств. Иными словами, одного лишь заявления в данном случае будет недостаточно для привлечения другого лица к ответственности. Доказательствами в данном случае признаются, например, показания свидетелей, письма с текстом оскорбительного содержания, аудио- и видеозаписи, в том числе сделанные камерами наблюдения или автомобильного видеорегистратора. Если же конфликтная ситуация произошла, когда потерпевший и обидчик находились один на один, то доказать вину второго достаточно проблематично, особенно если тот начинает все отрицать.

    shtrafyinfo.ru

    Тест с ответами по педагогике

    Вопросы:

    1.? В переводе с греческого педагогика означает:

    2.? Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:

    3.? Образовательные программы разрабатываются на основе:

    А) концепции образования

    Б) программы развития образования

    В) закона об образовании

    Г) образовательного стандарта

    4.? Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:

    В) решение проблемы

    Г) частично-поисковый метод

    5.? Впервые термин «дидактика» ввел:

    А) Я. А. Коменский

    Г) И. Г. Песталоцци

    6.? Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

    7.? Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

    8.? Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:

    А) иллюстрация и демонстрация

    Б) беседа и демонстрация

    В) семинар и наблюдение

    Г) словесные и наглядные

    Д) дискуссия и видеометод

    9.? Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:

    В) систематичности и последовательности

    10.? Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:

    А) педагогический мониторинг

    Б) педагогическая диагностика

    В) педагогическая рефлексия

    Г) педагогический менеджмент

    Д) педагогический анализ

    11.? Основной метод воспитания – это:

    Б) слово учителя

    12.? Наказание – это:

    А) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

    Б) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

    В) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

    Г) воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

    13.? Воспитательный процесс – это процесс:

    14.? Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

    А) культурологический подход

    Б) психологический подход

    В) индивидуальный подход

    Г) комплексный подход

    Д) системный подход

    15.? Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:

    В) последовательности и систематичности

    Г) связь теории с практикой

    16.? Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

    А) сотрудничество семьи, школы, общественности

    Б) взаимоотношения воспитателей и воспитанников

    В) влияние на воспитанника через коллектив

    Г) влияние родителей и воспитателей на воспитанника

    Д) влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

    17.? Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:

    А) физическое воспитание

    Б) нравственное воспитание

    В) трудовое воспитание

    Г) эстетическое воспитание

    Д) умственное воспитание

    18.? Мониторинг – это:

    А) часть операционной системы

    Б) технические средства обучения

    В) углубленное изучение

    Г) наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса

    19.? Вставьте пропущенное слово:

    …………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.

    20.? Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:

    likedoc.ru

    Н.Н. Долгова МДОУ
    ЦРР — ДС № 53 «Ёлочка» г.Тамбов
    (из материала для радио-эфира)

    Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых — помочь ему в этом.

    Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  • Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
  • От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

    На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

    На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность — в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания — телесные контакты.

    Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

    От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

    Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

    — создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

    — признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

    — сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

    В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

    Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

    Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника — замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

    Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки — активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

    Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

    — не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

    — не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

    — поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

    — не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

    — показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

    — не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

    Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

    «ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

    «Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

    Принципы общения с агрессивным ребенком:

    — для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

    — помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

    — дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

    — показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

    — пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

    Игры на выплеск агрессивности

    «Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

    «Кукла Бобо» — кукла для выплеска агрессии.

    Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

    — сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

    — не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

    — после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

    — не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

    — не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него — дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

    Игры: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом

    «Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

    «Сидящий и стоящий».

    — препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

    — удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

    — не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

    — усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

    — мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

    — сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

    Помощь ребенку в преодолении застенчивости — разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

    Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

    Советы родителям замкнутых детей:

    Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    — расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

    — подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

    — стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

    — если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

    Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
    2. — проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

      — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

      — не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

      — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

      — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

      — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

      — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

      — выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

    3. Изменение психологического микроклимата в семье:
    4. — уделяйте ребенку достаточно внимания;

      — проводите досуг всей семьей;

      — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    5. Организация режима дня и места для занятий:

    — установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    — избегайте по возможности больших скоплений людей;

    — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Специальная поведенческая программа:
  • — придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

    — не прибегайте к физическому наказанию

    — чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

    — составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

    — воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

    — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

    — не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

    Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    — лишение удовольствия, лакомства, привилегий

    — запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

    — внеочередное дежурство на кухне и т. д.

    Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

    doshvozrast.ru

    Наказание словесные

    Тема 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

    6.1. Понятие о методах воспитания. Их классификации

    Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

    • непосредственного влияния на учеников (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);

    • создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

    • использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы или коллектива – школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;

    • совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);

    • обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;

    • погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.

    Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

    1. По характеру воздействия на личность воспитанника:

    а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание.

    2. По источнику воздействия на личность воспитанника: а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) методы приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) методы торможения; е) методы руководства; ж) методы самовоспитания.

    3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

    4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на: а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

    б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

    5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия: а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение); г) волевую сферу (требование – упражнение); д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция); е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы); ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

    Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: 1) формирования сознания личности; 2) организации деятельности и опыта общественного поведения; 3) стимулирования поведения личности.

    6.2. Методы формирования сознания личности

    Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Слово помогает воспитанниками осмыслить свой жизненный опыт, мотивацию своих поступков. Однако само по себе словесное воздействие на воспитанника в отрыве от других методов воспитания недостаточно эффективно и не может сформировать устойчивые убеждения.

    Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

    Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

    Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий.

    Рассказ используется преимущественно в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

    Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснения сочетаются с наблюдением учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и могут перерасти в беседу.

    К разъяснению прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

    Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что сказали бы мне в этой ситуации учитель или родители?»

    Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Педагогическая эффективность этого метода зависит от принятой воспитателем формы обращения к ребенку, его авторитета, нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению.

    Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

    Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников, – политические, экономические, культурные, эстетические, правовые. Проводят их в средних и старших классах. Для проведения диспута необходима предварительная подготовка. Прежде всего следует выбрать тему диспута, которая должна отвечать следующим требованиям: а) иметь отношение к реальной жизни школьников; б) быть по возможности простой для понимания; в) быть незаконченной, чтобы дать свободу для размышлений и споров; г) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; д) предлагать учащимся на выбор варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя герой?»

    Чаще всего для организации диалога формулируется пять-шесть проблемных вопросов, требующих самостоятельных суждений и составляющих канву спора. Участников диспута заранее знакомят с этими вопросами, однако в ходе диспута от предложенной ранее логики можно отступить.

    Иногда воспитатель назначает учеников, которые выступают в роли «зачинщиков» и ведущих спора. Сам педагог должен занять позицию «стороннего наблюдателя», не навязывая своей точки зрения и не воздействуя на мнения и решения учеников. В ходе диспута важно соблюдать этику спора: возражать по существу высказанного мнения, не переходить «на лица», аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать чужую. Хорошо, если диспут не завершается готовым, окончательным («правильным») мнением, поскольку это даст возможность ученикам совершить последействие, т. е. доспорить позже.

    Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. В педагогической практике в качестве примеров чаще других используются выдающиеся личности (писатели, ученые и др.), а также герои литературных произведений, кинофильмов. Пример взрослого (родителя, педагога, старшего товарища) может быть действенным только в том случае, если он пользуется авторитетом у детей, является для них референтной личностью. Очень эффективен пример сверстника, однако в этом случае нежелательно привлекать для сравнения одноклассников и приятелей, лучше использовать в качестве образца для подражания ровесников – героев книг и фильмов.

    6.3. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения

    Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.

    Суть упражнений состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. Для их успешного формирования упражняться надо начинать как можно раньше, поскольку чем моложе личность, тем быстрее укореняются в ней привычки. Человек со сформированными привычками проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях: умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно оценивает их, учитывая позицию других людей. К качествам, основанным на сформированных воспитанием привычках, можно отнести выдержку, навыки самоконтроля, организованность, дисциплину, культуру общения.

    Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство воспитанника. Использование приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно в нем присутствующее, направлено на благо самого человека и это единственное насилие, которое может быть оправданно. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, и требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.

    Условия эффективности приучения состоят в следующем: а) выполняемое действие должно быть полезным и понятным для воспитанника; б) действия должны выполняться на основе привлекательного для ребенка образца; в) для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия; г) действия должны выполняться систематически, контролироваться и поощряться взрослыми, поддерживаться сверстниками; д) по мере взросления действие должно выполняться на основе ясно осознаваемого нравственного требования.

    Требование – это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств.

    Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, следует рассматривать как опосредованные требования.

    По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявляется прямое требование в решительном тоне, причем при этом возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

    Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Выделяют различные виды косвенного требования.

    Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

    Требование-игра. Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

    Требование доверием употребляется, когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения. В этом случае доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.

    Требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

    Требование-намек успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев превосходит по эффективности прямое требование.

    Требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

    Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.

    Создание воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включение в воспитывающую ситуацию формирует у детей определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду.

    6.4. Методы стимулирования поведения и деятельности

    Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Они оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.

    Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.

    Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет в ребенка уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

    Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательного дозирования и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. Методика поощрения предполагает соблюдение ряда условий: 1) поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение; 2) важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива; 3) поощрение должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива; 4) при использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

    Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленные виды наказаний могут реализовываться в различных формах в зависимости от логики естественных последствий: наказания-экспромты, традиционные наказания.

    Как всякий метод стимулирования, оказывающий сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности, наказание должно применяться с учетом ряда требований: 1) оно должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика; 2) нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика; 3) применяя наказание, следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают; 4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка, надо найти в его поведении и положительные стороны и подчеркнуть их; 5) за один проступок должно следовать одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но только одним, за все проступки сразу; 6) наказание не должно отменять поощрения, которое ребенок мог заслужить ранее, но еще не успел получить; 7) при выборе наказания необходимо учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен, каковы причины, побудившие ребенка совершить данный проступок; 8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше не стоит вести разговор о прежних его проступках.

    Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование не только стимулирует активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания, поскольку в ходе соревнований ребенок учится реализовать себя в различных видах деятельности.

    Методика организации соревнований предполагает учет следующих требований: 1) соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей (оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, помочь завершить трудную работу, снять напряжение); 2) не все виды деятельности детей следует охватывать соревнованием: нельзя соревноваться по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»), проявлению нравственных качеств; 3) чтобы из соревнования ни на минуту не исчез дух игры и товарищеского общения, оно должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.); 4) в соревновании важны гласность и сравнимость результатов, поэтому весь ход соревнований надо открыто представлять детям, которые должны видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками или баллами.

    6.5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

    Данная группа методов направлена на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля).

    К основным методам контроля относятся: а) педагогическое наблюдение за учениками; б) беседы, направленные на выявление воспитанности; в) опросы (анкетные, устные и т. п.); г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.

    Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др.

    Для эффективности использования данного метода необходимо, чтобы наблюдение: а) носило систематический характер; б) велось с конкретной целью; в) опиралось на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности; г) имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

    Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

    Психологические опросники выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или негативные отношения к тем или иным его членам. Опросники позволяют своевременно обнаружить возникающие противоречия и принять меры по их разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например, не ставить вопросы в прямолинейной форме, следить за тем, чтобы содержание ответов включало взаимопроверяемые сведения и т. п.

    Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.

    Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток) проявляет интерес к самому себе как к личности и все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру и собственным поступкам, дает нравственную оценку своему положению в социуме, своим желаниям и потребностям. Методическая инструментовка процесса самоанализа предполагает учет следующих требований: во-первых, важно своевременно внушить школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу закономерно, поскольку помогает ему правильно сориентироваться в окружающем мире и утвердиться в нем; во-вторых, необходимо научить школьников способам самоанализа (оценке своего конкретного поступка; формированию собственного мнения о своем поведении, положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями и учителями).

    Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной, неповторимой, уникальной личности (создание «Я-концепции»). Самопознание связано с открытием ребенком своего внутреннего мира, что предполагает, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).

    Грамотное управление процессом самопознания основывается на учете следующих факторов: 1) педагог должен следить за тем, чтобы процесс самопознания не вызвал у ребенка душевного кризиса, основанного на осознании несоответствия своего внутреннего мира идеалам и ценностным ориентациям; 2) нельзя допустить, чтобы в процессе самопознания ребенок «ушел в себя», создав тем самым реальную опасность для возникновения устойчивого эгоцентризма или комплекса неполноценности, выражающихся в неадекватной самооценке и плохих межличностных контактах.

    6.6. Понятие о приемах воспитания

    Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

    Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

    Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

    «Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

    «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

    «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

    «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

    «Истории о себе». Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

    «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

    «Общее мнение». Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

    «Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

    «Справедливое распределение». Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

    «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

    Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

    «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

    «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

    «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

    «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

    «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

    При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю профессиональной деятельности, характеру, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту.

    www.tinlib.ru

Популярное:

  • Развод дочери с мужем Развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна К разводам знаменитостей публика уже давно привыкла. На сегодняшний день – это уже обыденность. В последнее время часто можно наблюдать за распадом крепких пар, которые прожили в браке не один […]
  • Можно ли оформить автомобиль на себя по генеральной доверенности Как оформить генеральную доверенность на автомобиль В наше время не так часто встретишь человека, который не имел бы в личной собственности автомобиль и хотя бы однажды в своей жизни не покупал или не продавал его. Наверное, именно […]
  • Госпошлина при подачи кассационной жалобы в областной суд Какая госпошлина для подачи кассационной жалобы по новому закону с 01.01.2012 года? Все таки какая госпошлина за кассационную жалобу в связи введением, нового закона и процедуры апелляции в областном или городском судах? Как указано в […]
  • Какое наказание может быть за клевету Наказание за оскорбление личности по статье Сегодня достаточно распространены конфликтные ситуации между знакомыми или незнакомыми людьми. Споры, ругань, обидные слова и унижения — люди идут на все с целью отстоять себя и свою точку […]
  • Езда без постановки на учет штраф В каких случаях нужен техосмотр для автомобиля? Особенности прохождения Технический осмотр автомобильного транспорта позволяет проверить состояние и соответствие автомобиля требованиям безопасности. Прохождение процедуры обязательно […]
  • Возврат платы за детский сад Предоставление компенсации за детский садик в 2018 году Если ребенок посещает детский сад, его родители обязаны вносить денежные средства за получение услуги. Однако государство позволяет в 2018 году вернуть часть уплаченных денежных […]
  • Налоги на прицепы для легковых автомобилей Утилизационный сбор на автомобили в России Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно. По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда […]
  • Закон об образовании 2014 содержание Закон об образовании 2014 содержание 8(495)912-63-37 gmc@edu.mos.ru Комментарии к ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. Уважаемые коллеги! Новый закон «Об образовании в Российской […]