Транспортные расходы на возврат товара

Как учитываются транспортные расходы в смете (нюансы)?

Отправить на почту

Транспортные расходы в смете встречаются на практике в основном в документации строительных организаций. При этом отражение транспортных расходов в смете может являться одним из способов их документального обоснования.

Смета как документальное обоснование расходов

Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.

О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.

Транспортные расходы — что это?

Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.

Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее — постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 — транспортная накладная.

    Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее — ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.

    Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.

    При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

    При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

    Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

    В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

    Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.
  • Пример

    ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.

    Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.

    При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.

    В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

    Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
  • Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.
  • В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.
  • Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

    В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.

    При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

    При этом в отношении документального сопровождения данных услуг налоговое законодательство содержит следующие требования (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123):

  • при доставке товаров транспортными организациями необходимо наличие ТН или ТТН;
  • при доставке личным транспортом покупателя необходим путевой лист;
    • при доставке транспортом поставщика — ТН или ТТН.
    • ВАЖНО! Письмо ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ подтверждает возможность применения любого из документов (ТН или ТТН) при перевозках.

      Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

      nalog-nalog.ru

      Таможенное оформление при импорте

      Несколько слов об импортном контракте

      Любая внешнеэкономическая сделка начинается с составления и подписания контракта. Прежде всего из содержания контракта необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Положения договора могут дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).

      При этом данный момент следует отличать от условий поставки товаров, которые прежде всего указывают на то, откуда, куда, каким образом и за чей счет будет она осуществляться. Условия поставки устанавливаются Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс-2000». Однако этими Правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страхованием грузов, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при ознакомлении с договором, ведь дата поставки не всегда с ним совпадает и может наступить раньше или позже. Правильное определение момента перехода права собственности необходимо для того, чтобы верно отразить в учете контрактную стоимость ввозимого (импортируемого) товара, транспортные расходы, курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курсов валют, и исчислить НДС и налог на прибыль.

      Международный контракт является одним из документов, подтверждающих импорт товаров. После того как он будет подписан, начнется исполнение внешнеэкономической сделки. Иностранный поставщик отгрузит товары. Они пересекут границу, поступят на таможенную территорию РФ, и начнется их таможенное оформление, будут рассчитаны таможенные платежи. Затем товар прибудет на предприятие. Для расчетов с иностранным поставщиком организация должна закупить валюту, предоставив соответствующие документы для валютного контроля. Вот сколько операций должно быть отражено в учете, и все они должны подтверждаться документами: счетами иностранного продавца, транспортными и экспедиторскими документами (международными авто-, авиа-, железнодорожными накладными, багажными квитанциями, коносаментами и т.д.), грузовыми таможенными декларациями (ГТД), справками об уплате пошлин, сборов.

      Таможенное оформление при ввозе (импорте) товаров

      Импортом товара признается его ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Так гласит п. 10 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ. В Таможенном же кодексе (далее — ТК РФ) термин «импорт» не встречается. Вместо него используется оборот «выпуск для внутреннего потребления». Импорт товара является таможенным режимом, характеризующимся тем, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары находятся на территории их ввоза (импорта) и не связаны обязательством об их вывозе с этой территории.

      В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска, предъявить их таможенному органу и представить документы, а так же сведения, установленные статьями 73 — 76 ТК РФ.

      Учитывая нормы ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, следующие через таможенную границу, в обязательном порядке должны проходить процедуры таможенного оформления при импорте товаров и таможенного контроля. Таможенное оформление при их ввозе (импорте) начинается с предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов установленных ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие производится ранее), а завершается помещением товаров под таможенный режим ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.

      Декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным брокером (ст. 124 ТК РФ). Декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого они декларируются (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть в случае ввоза (импорта) товара из-за рубежа им будет являться российский покупатель. Таможенный брокер — это посредник, осуществляющий проведение таможенных операций от имени и по поручению декларанта. Им может быть только российское юридическое лицо, в обязательном порядке включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 139 ТК РФ). Организация-импортер должна заключить с ним договор поручения и выдать ему доверенность.

      Таможенная декларация на ввозимые (импортируемые) товары подается не позднее чем через 15 дней считая со дня их предъявления таможенным органам в месте прибытия указанных товаров либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда декларирование осуществляется не в месте прибытия товаров (ст. 129 ТК РФ).

      При их декларировании в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 131 ТК РФ):

      — внешнеторговые договоры купли-продажи либо иные виды договоров, заключенных в процессе внешнеэкономической сделки;

      — имеющиеся в наличии у декларанта коммерческие документы;

      — транспортные (перевозочные) документы;

      — разрешительные документы, такие как: разрешения, лицензии, сертификаты и другие документы установленные для предъявления таможенным законодательством РФ;

      — документы, удостоверяющие происхождение декларируемых товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ);

      — банковские документы: платежные и иные расчетные документы;

      — документы, удостоверяющие сведения о декларанте.

      На импортируемые товары до времени их прибытия на таможенную территорию РФ либо до завершения режима внутреннего таможенного транзита может быть подана предварительная таможенная декларация (ст. 130 ТК РФ). Для этого в таможенный орган представляются заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. После прибытия товаров таможенный орган сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях, с теми, которые написаны в оригиналах документов. Однако если товары фактически не предъявлены в таможенный орган, в адрес которого направлена предварительная таможенная декларация, в течение 15 дней с момента ее принятия, то такая декларация не может считаться неподаной.

      Покупка валюты для расчетов с иностранными поставщиками

      Как правило, организация-импортер расчеты со своими иностранными партнерами осуществляет в валюте. Валютные операции в нашей стране являются объектом валютного контроля, который в соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании осуществляется Правительством РФ, кроме того контроль валютного регулирования осуществляется органами и агентами валютного контроля.

      Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

      Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченный банк (п. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании), в котором на каждый импортный контракт резидент должен оформить паспорт сделки (ПС). Составление ПС не требуется только в исключительных случаях, например, в случае, когда общая сумма по договору составляет меньше 5000 долларов США.

      Для оформления ПС резидент представляет в банк два экземпляра заполненного ПС и внешнеторговый контракт. Если резиденту требуется разрешение со стороны органа осуществляющего валютный контроль на осуществление валютной операции, то для его оформления он представляет в банк и это разрешение (п. 3.5 Инструкции ЦБ РФ N 117-И). ПС должен содержать такую информацию, как: полные реквизиты российской организации-импортера (наименование, адрес, ИНН и др.).

      Если ПС оформлен верно, тогда оба его экземпляра подписываются уполномоченным лицом банка и на них ставится печать банка. При этом один экземпляр возвращается резиденту (вместе с оригиналом контракта), а другой — помещается банком в досье по ПС (вместе с копией контракта). Если после оформления и подписания банком ПС во внешнеторговый контракт вносятся изменения, касающиеся сведений, указанных в ПС (порядок расчетов, сроки поставки товаров и т.д.), то резиденту необходимо его переоформить.

      Не имея на руках подписанного ПС, импортер не сможет провести платеж в адрес своего иностранного контрагента, что чревато финансовыми санкциями, предусмотренными импортным контрактом. После того как обе стороны внешнеторгового контракта исполнят свои обязательства по договору, банк закрывает ПС.

      Перевод валюты иностранному контрагенту осуществляется на основании платежного поручения, которое, помимо обязательных реквизитов, должно содержать код вида валютной операции (см. Приложение 2 к Инструкции N 117-И), дату и номер паспорта сделки. Одновременно с платежным поручением на списание денежных средств с расчетного счета для расчетов с иностранным поставщиком резидент должен направить в уполномоченный банк такой документ как — справка о валютных операциях (см. Приложение 1 к Инструкции N 117-И).

      С целью учета валютных операций по валютному договору и организации контроля за проведением таких операций резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, должен представить в банк документы, на основании которых проводились указанные операции, фактически подтверждающие ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ (копии ГТД, накладные). Документы представляются одновременно со справкой о подтверждающих документах, составленной в двух экземплярах, оформленной в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П, в срок, не более 45 календарных дней после окончания месяца, в котором по договору фактически осуществлялся ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ. При этом ЦБ РФ вправе устанавливать иные сроки представления резидентом вышеуказанных документов.

      Пример: Организация приобретает валюту для расчетов с иностранным поставщиком в размере 20 000 евро. Валюта куплена 21.07.2008 по курсу 37,5 руб/евро. Курс ЦБ РФ на эту дату (условный) — 37,0 руб/евро, на дату оплаты (22.07.2008) — 37,1 руб/евро. Комиссионное вознаграждение банку составило 400 руб.

      В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

      Списаны денежные средства с расчетного счета организации на покупку 20 000 евро по курсу 37,5 руб/евро Дт 76 Кт 51 — 750000-00

      Отражена покупка 20 000 евро по курсу ЦБ РФ 37 руб/евро Дт 52 Кт 76 — 740000-00

      Отражен убыток от покупки валюты по курсу, превышающему официальный курс на дату покупки Дт 91.2 Кт 76 — 10000-00

      Комиссионное вознаграждение банка за услугу по покупке валюты Дт91.2 Кт 51 — 400-00

      Произведена оплата иностранному поставщику (20 000 евро x 37,1 руб/евро) Дт 60 Кт 52 — 742000-00

      Отражена положительная курсовая разница ((37,1 руб/евро — 37 руб/евро) x 20 000 евро) Дт 52 Кт 91.1 — 2000-00

      В налоговом учете курсовые разницы будут представлены таким образом. В составе внереализационных доходов положительная курсовая разница от переоценки имущества в виде валютных ценностей, проводимой в ввиду изменений официально установленного курса иностранной валюты по отношению к рублю, составила 2000 руб. (п. 11 ст. 250 НК РФ). Датой получения дохода будет считаться последнее число текущего месяца (пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ).

      В состав внереализационных расходов будут включены отрицательная разница вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в размере 10 000 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ) и комиссионное вознаграждение банка в размере 400 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Датой осуществления расходов от покупки иностранной валюты будет считаться дата перехода права собственности на иностранную валюту (пп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ).

      Обратите внимание: в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить возврат в РФ денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары. Иными словами, если российская организация в счет поставки товаров перечислила иностранному поставщику аванс, а тот не поставил товар в срок, указанный в договоре, то этот аванс он обязан вернуть. Наказание за невыполнение резидентом в установленный срок данной обязанности — путем наложения административного штрафа на юридических лиц размер которого составит от трех четвертых до одного размера исходя из суммы денежных средств, не возвращенных в РФ (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

      В связи с этим возникает вопрос: будет ли российский покупатель привлекаться к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, если, к примеру, срок отгрузки товара согласно внешнеторговому контракту 60 дней, а фактически товар отгружен через 70 дней?

      Подобная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 26.02.2006 N А56-30586/2005. Как следует из материалов дела, во исполнение импортного контракта организация в мае перечислила поставщику аванс. Контрактом определен срок ввоза товара — 21 июля, фактически товар поставлен 30 августа. Управление ФСФБН посчитало, что в установленный срок организация не выполнила обязанность по возврату денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, за что была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

      Суд указал, что по смыслу законодательства сроки по возврату денежных средств определяются в контракте и могут не совпадать со сроками ввоза товара. В заключенном сторонами контракте эти сроки возврата не определены, а общий срок действия договора установлен до 31 декабря. В действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по сокращению срока поставки и товар фактически ввезен. (Аналогичного мнения придерживается и ФАС МО в Постановлении от 20.06.2007 N КА-А40/5136-07: если на момент привлечения заявителя к административной ответственности договорные обязательства были выполнены, товар был ввезен, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют.)

      Что же должна предпринять российская компания, если на момент проверки выяснится, что товар на территорию РФ не ввезен и аванс не возвращен? Она должна принять все зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил, регулирующих спорные правоотношения с иностранным контрагентом: предъявить претензию, обратиться в суд. Если подобными действиями организация не добьется отмены наказания, то, возможно, уменьшит размер штрафа. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 суд посчитал, что принятие мер по взысканию с инофирмы денежных средств, ранее перечисленных в счет поставки товара, о чем свидетельствует принятие к рассмотрению его заявления арбитражным судом иностранного государства, является обстоятельством, которое в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, но не является основанием для освобождения от него.

      Имейте в виду, что таможенные и налоговые органы контролируют соблюдение валютного и налогового законодательства при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ. В их компетенцию входит проверка документов и в случае необходимости написание акта по результатам проверки. Составлять же протокол, рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, полномочны органы валютного контроля (ст. 23.60, пп. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Поэтому налоговые и таможенные органы могут только сообщить в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора о выявленном по результатам проверки административном правонарушении.

      Из арбитражной практики по этому вопросу в качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1510, в котором говорится об отсутствии у налоговых органов РФ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.

      Упрощенное декларирование

      Федеральная таможенная служба России может устанавливать в отношении отдельных лиц установленные законом специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ), а именно:

      — подача одной периодической таможенной декларации в отношении всех товаров, пересекающих таможенную границу в течение определенного периода времени;

      — выпуск товаров при условии представления сведений, необходимых для их идентификации (ст. 150 ТК РФ). При этом импортер должен в письменной форме дать обязательство о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров;

      — проведение таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа, а на объектах импортеров;

      — возможность хранение этих товаров на своих складах;

      — иные упрощенные процедуры, допускаемые ТК РФ.

      Кто из импортеров может воспользоваться всеми преимуществами упрощенных процедур? Такое право дано организациям, осуществляющим ВЭД не менее трех лет. При этом у них отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях, они не считались подвергнутыми административному наказанию за совершение подобных административных правонарушений в области таможенного дела. К тому же эти организации ведут систему учета своей коммерческой документации способом, дающим возможность таможенным органам сверять сведения, содержащиеся в ней, а так же сведения, представленные ими при производстве таможенного оформления товаров.

      Что это за система учета, позволяющая предприятию претендовать на применение упрощенных таможенных процедур? Перечень документов и сведений, обязательный для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также применяемый Порядок ведения системы учета коммерческой документации приведены в Приказе Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (далее — Порядок).

      Данный порядок устанавливает необходимые требования к правилам ведения системы учета коммерческой документации. Она должна включать информацию о внешнеэкономической сделке, о товарах , находящихся в каждой товарной партии, а так же последующих операциях с этими товарами (п. 6 Порядка).

      В системе учета отдельно должны присутствовать сведения о товарах, которые проходят процедуру декларирования (п. 7 Порядка) в отдельно подаваемых таможенных декларациях, в одной таможенной декларации, но имеющими разные номера товара, а также в одной ГТД под одним номером товара, правда, они имеют разные технические и коммерческие характеристики.

      В п. 8 Порядка указано: в коммерческой документации обязаны содержаться сведения по каждому товару товарной партии (реквизиты внешнеторгового договора, паспорт импортной сделки, счета на оплату и поставку товара, информацию о ввозимом (импортируемом) товаре включающую в себя: наименование, страну происхождения этих товаров, код по ТН ВЭД РФ и фактурная стоимость). Система учета должна иметь возможность формировать сведения в виде формуляра внешнеэкономической сделки, образец которого приведен в Приложении к Порядку, с целью представления таможенным органам в случае проведении таможенной ревизии или по их письменному запросу.

      Требования к системе учета коммерческой документации достаточно жесткие. Они предусматривают подробную идентификацию импортируемого товара и контроль дальнейших операций с ним в каждой партии, однако организациям, претендующим на право применения упрощенных процедур таможенного оформления, необходимо их соблюсти.

      Таможенная стоимость как база для исчисления таможенных платежей

      Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся таможенная пошлина, НДС, акциз (для подакцизных товаров), таможенные сборы,.

      Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как правило, является таможенная стоимость, поэтому правильность ее определения будет влиять на размер платежей. Она исчисляется одним из шести методов, изложенных в ст. 12 Закона о таможенном тарифе. Подробно на этих методах останавливаться не будем, отметим только, что чаще всего используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Если его применить невозможно, то берется второй метод, а если и он не подходит — используется третий и т.д., то есть эти методы применяются не по желанию декларанта, а последовательно. При этом последний имеет право выбрать очередность применения четвертого и пятого.

      Для определения таможенной стоимости декларант заполняет специальные формы. При применении первого метода — по стоимости сделки с ввозимыми (импортируемыми) товарами заполняется форма ДТС-1, в иных случаях — ДТС-2.

      Сущность первого метода (ст. 19 Закона о таможенном тарифе) заключается в том, что таможенная стоимость ввозимых (импортируемых) товаров определяется как стоимость совершаемой сделки, то есть цена, формально уплаченная либо подлежащая уплате за указанные товары, плюс дополнительные начисления, предусмотренные ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза и др.). При этом дополнительные начисления к этой цене осуществляются на основании подтвержденных документально и позволяющих определить количественные сведения с на основании данных бухгалтерского учета покупателя. В случае отсутствия таких сведений данный метод не применяется (п. 2 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).

      Кроме расходов, которые увеличивают таможенную стоимость ввозимых (импортируемых) товаров, п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрены расходы, в нее не включаемые: расходы на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

      Обратите внимание: транспортные расходы непосредственным образом влияют на величину таможенной стоимости товара. При определении этой стоимости относительно цене, фактически уплаченной либо подлежащей уплате за эти товары, следует дополнительно начислить расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе). Данные расходы после прибытия товаров на таможенную территорию РФ в их таможенную стоимость не включаются при условии, если они выделены из цены, заявлены декларантом и подтверждены им документально (пп. 2 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).

      То есть если место отправления обозначить как пункт А, место прибытия на таможенную территорию РФ — пункт Б, а конечный пункт назначения — пункт В, то транспортные расходы на отрезке АБ будут включаться в расчет таможенной стоимости товаров, а транспортные расходы на отрезке БВ, соответственно, нет. Однако на практике чаще всего перевозка от пункта А до пункта В осуществляется одним лицом. Это может быть сама организация-импортер либо перевозчик. Может случиться так, что транспортные расходы на всем пути следования берет на себя иностранный поставщик и в соответствии с условиями поставки эти расходы включены в цену сделки. В любом случае эти расходы от А до В должны быть разделены (АБ + БВ), а правильность подобного разделения необходимо подтвердить документально.

      Согласно Инструкции определяющей порядок заполнения декларации таможенной стоимости при осуществлении перевозки (транспортировки) безвозмездно либо посредством собственных транспортных средств покупателя расчет осуществляется на основании установленных на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. Если же у декларанта отсутствуют сведения о единых тарифах, то для целей таких расчетов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с обязательным включением всех требуемых статей или элементов затрат. Если ДТС-1 заполняется в отношении товаров нескольких видов, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ распределяются между товарами различных наименований исходя из пропорций их веса брутто.

      Если в соответствии с предусмотренным внешнеторговым контрактом базисом поставки расходы по доставке товара по территории РФ (после места ввоза) были включены в цену сделки, то для импортера предусмотрена возможность вычета их из цены сделки (при соответствующем документальном подтверждении).

      В старой Инструкции по заполнению форм декларации таможенной стоимости были установлены обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие расходы к вычету: раздельное указание в счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю для оплаты товаров, расходов по доставке до и после ввоза (импорта) на таможенную территорию РФ, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте. В связи с этим интересным представляется мнение ГТК России, изложенное в Письме от 13.03.2000 N 01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров». Письмо хоть и ссылается на эту старую Инструкцию, однако смеем предположить, что подход таможенных органов к данному вопросу вряд ли изменился. Раздельное указание в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным для их учета (исключения из цены сделки) условием при определении таможенной стоимости ввозимых (импортируемых) товаров. Так, в результате контроля таможенной стоимости ГУТНР были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом значительно завышалась стоимость доставки товара по территории РФ. В связи с этим сведения о стоимости доставки товара по территории РФ должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. Для этого в документах должен быть четко определен устанавливаемый порядок расчета стоимости транспортировки таких грузов в зависимости от расстояния (дальности перевозки).

      Таможенная стоимость, рассчитанная в ДТС, переносится в грузовую таможенную декларацию (ГТД), которую декларант предъявляет таможенным органам. Если эту стоимость, указанную в ГТД, необходимо скорректировать, например, в случае обнаружения опечаток, арифметических, технических или методологических ошибок, повлиявших на ее величину, несоответствия заявленной величины этой стоимости сведениям, предъявленным в подтверждение документов и т.д., то заполняется форма КТС-1 или КТС-2.

      В случае если для определения таможенной стоимости товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется ее курс по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ст. 326 ТК РФ).

      Таможенные платежи

      Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся:

      — ввозная таможенная пошлина;

      — НДС, который взимается в установленном порядке при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ;

      — акциз (для подакцизных товаров);

      Таможенная пошлина

      Согласно ст. 4 Закона о таможенном тарифе в РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

      — адвалорные, ставки, начисляемые в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;

      — специфические, ставки, начисляемые в установленном размере на единицу ввозимых товаров;

      — комбинированные, такие ставки включают в себя оба названных вида таможенного обложения.

      При импорте товаров основным документом, по которому определяется размер ввозных таможенных пошлин, является Таможенный тариф РФ. Согласно Закону о таможенном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин используются дифференцированно с учетом страны происхождения товаров. Так, например, в отношении товаров, страной происхождения которых являются развивающиеся страны — пользователей схемой преференций РФ, используются ставки в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ. Что касается товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей схемой преференций РФ, они вообще не применяются.

      Обратите внимание: ставки ввозных таможенных пошлин на разные товары могут меняться, что является своего рода механизмом регулирования внешнеторговой деятельности. При этом следует учитывать, что эти ставки на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД России, не могут изменяться чаще чем один раз в 6 месяцев, а единовременное их изменение не может превышать 10%-ных пунктов (Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 N 1347).

      Таможенный сбор за таможенное оформление

      При осуществлении внешнеторговых операций с импортеров взимается таможенный сбор за таможенное оформление, который должен быть уплачен до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ). Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 357.10 ТК РФ). Они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 000 руб. включительно ставка сбора составляет 500 руб., а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 млн руб. — 100 000 руб.

      Если после принятия таможенной декларации в ходе проверки будет осуществлена ее корректировка, которая повлияет на величину сборов за таможенное оформление, то эта величина не должна пересчитываться, а дополнительное взыскание и возврат сумм установленных таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления не производятся (п. 2 ст. 357.8 ТК РФ).

      Налог на добавленную стоимость

      Ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ признается объектом налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом налогообложение осуществляется исходя из условий избранного таможенного режима, например при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

      Список товаров, которые не подлежат налогообложению при импорте, изложен в ст. 150 НК РФ. Перечисленные в нем товары ввозятся (импортируются) далеко не каждым налогоплательщиком. Наиболее часто льгота применяется в отношении технологического оборудования, комплектующих, а так же запасных частей к такому оборудованию, в случае ввоза (импорте) их в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Во всех остальных случаях, не перечисленных в ст. 150 НК РФ, налог при ввозе (импорте) товаров придется уплачивать.

      При ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ налогооблагаемая база исчисляется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащая уплате таможенной пошлины и акцизов (если ввозятся подакцизные товары) (п. 1 ст. 160 НК РФ). При этом налоговая база устанавливается отдельно в отношении каждой группы товаров одного наименования, вида и марки (п. 3 ст. 160 НК РФ).

      Таким образом, сумма НДС, которую импортер должен уплатить на таможне, будет рассчитываться следующим образом (абз. 3 п. 1 ст. 153 НК РФ):

      НДС = (ТС + ВТП + А) x 18% (или 10%),

      где: ТС — таможенная стоимость ввозимого товара;

      ВТП — ввозная таможенная пошлина;

      А — сумма акциза (для подакцизного товара).

      Сумма НДС исчисляется в российских рублях (п. 3 ст. 324 ТК РФ) и округляется до второго знака после запятой (п. 30 Инструкции ГТК России от 07.02.2001 N 131).

      Уплата таможенных платежей

      В Таможенном кодексе предусмотрена уплата таможенных платежей и налогов двумя способами: в кассу и на счет таможенного органа (ст. 331 ТК РФ). Оплата производится в рублях. Вносить платежи при ввозе (импорте) товаров нужно не позднее 15 дней с момента фактического предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия в РФ либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда процедура декларирования таких товаров производится не в месте их прибытия.

      По требованию плательщика уполномоченное лицо таможенных органов обязано выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 331 ТК РФ), стандартная форма которого утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 3).

      В большинстве случаев импортеры осуществляют авансовые платежи (ст. 330 ТК РФ), когда денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет будущих таможенных платежей и не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм этих платежей в отношении конкретных товаров. Данные денежные средства являются имуществом лица, которое произвело эти авансовые платежи, и их не рассматривают в качестве таможенных до тех пор, пока это лицо не оформит распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации выступает в качестве такого распоряжения.

      Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени организации, внесшей авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данной организации, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными. В данном случае дополнительного согласия лица, внесшего указанные платежи, на их расходование не нужно.

      По требованию плательщика в обязанности таможенного органа входит представление ему отчета о расходовании денежных средств в письменной форме, в срок не позднее 30 дней со дня получения такого требования. Форма отчета утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 1).

      В случае несогласия плательщика с результатами предоставленного ему отчета проводится взаимная выверка расходования денежных средств указанного плательщика. Ее результаты оформляются Актом выверки авансовых платежей.

      Итак, для целей бухгалтерского и налогового учета будут необходимы следующие документы, подтверждающие уплату таможенных платежей:

      — ДТС (декларация таможенной стоимости);

      — КТС (корректировка таможенной стоимости) — если она оформлялась;

      www.brokert.ru

    Популярное:

    • Ди адвокат Форесто ошейник ОШЕЙНИК ФОРЕСТО для борьбы с эктопаразитами собак и кошек (организация-разработчик: компания «Bayer Animal Health GmbH», Германия) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Торговое наименование лекарственного препарата: Форесто […]
    • Здесь здание здоровье правило ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ На главную Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>> Важнейшие правила правописания. Правописание приставок. 97. Вместо и после приставок, которые оканчиваются на согласный, произносится и […]
    • Пенсии женщин будут меньше Расчет пенсии по старости: как рассчитать (формула, примеры)? Р асчет пенсии по старости — с 2015 года для него применяется новая формула. В этой статье мы расскажем, какие инструменты задействованы в определении суммы ежемесячных […]
    • Закон саратовской области о присвоении звания ветеран труда В Саратовской области изменится порядок присвоения звания "Ветеран труда" 27 июля 2016, 11:48 В Саратовской области изменяются порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Соответствующий законопроект сегодня одобрен на очередном […]
    • Керимов учебное пособие Основные виды затрат Для начала приведем несколько определений: Издержки это затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции, работ, услуг: Затраты – потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить […]
    • Образец приказа об экскурсии по городу Приказ об экскурсии школьников ПРИКАЗА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Приказ №_____ от (дата). «Об организации выездного мероприятия учащихся» Согласно плану выездных культурно-массовых мероприятий, проводимых в г. […]
    • Оформление собственности на новостройку через суд Обязательство о выделении доли по материнскому капиталу В тех ситуациях, когда оформить жилье на всех членов семьи в соответствии с законом о материнском капитале непосредственно перед перечислением средств господдержки из бюджета […]
    • Как определяется размер пенсии по старости Размер страховой пенсии по старости Начавшийся в январе 2015 года новый этап реформирования пенсионной системы РФ в первую очередь коснулся порядка назначения и расчета страховых пенсий. Трудовая пенсия, состоявшая из страховой и […]