Закон об образования рт

Закон РТ от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ
«Об образовании»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля 2014 г., 16 марта, 8 октября 2015 г., 6 июля, 17 ноября 2016 г., 23 декабря 2017 г.

Принят Государственным Советом РТ 28 июня 2013 года

Президент Республики Татарстан

Казань, Кремль
22 июля 2013 года
N 68-ЗРТ

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим принят новый Закон Республики Татарстан «Об образовании», учитывающий изменения федерального законодательства.

Регулируются отношения в сфере образования в Татарстане в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям субъектов федерации, применительно к особенностям республики.

К полномочиям Госсовета РТ в сфере образования относятся законодательное регулирование отношений, осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов республики в сфере образования. К полномочиям Кабинета Министров — разработка и реализация программ развития образования; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования и др.

Государственное управление в сфере образования осуществляют федеральные органы госвласти и орган исполнительной власти республики. В муниципальных образованиях — органы местного самоуправления.

Сохранены действующие нормы в части получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, изучения родного языка, преподавания и изучения государственных языков республики в общеобразовательных организациях в равных объемах.

В Законе закреплена структура системы образования. Определен порядок организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, а также организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Органы власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечить открытость и доступность информации о системе образования.

Вводится мониторинг системы образования. Организация мониторинга осуществляется федеральными государственными органами и органом исполнительной власти республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Анализ состояния и перспектив развития образования будет ежегодно публиковаться в виде итогового (годового) отчета в сети «Интернет».

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Закон РТ от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением пунктов 3 и 6 части 2 статьи 3, части 5 статьи 21 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2014 г.

Текст Закона опубликован в газете «Республика Татарстан» от 26 июля 2013 г. N 111, газете «Ватаным Татарстан» от 27 июля 2013 г. N 122-123, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 7, июль 2013 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Татарстан от 13 июля 2018 г. N 55-ЗРТ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Закон Республики Татарстан от 23 декабря 2017 г. N 98-ЗРТ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Закон РТ от 17 ноября 2016 г. N 84-ЗРТ

Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон РТ от 6 июля 2016 г. N 54-ЗРТ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон РТ от 8 октября 2015 г. N 76-ЗРТ

Закон РТ от 16 марта 2015 г. N 14-ЗРТ

Закон РТ от 23 июля 2014 г. N 61-ЗРТ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Транскрипт

1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социальноэкономические основы и основные принципы государственной политики в сфере образования. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: — учебная литература — рукописные и печатные произведения, издаваемые в качестве учебного пособия для всех ступеней образования, повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования; — государственная аккредитация образовательного учрежденияопределение статуса образовательного учреждения для ведения образовательной деятельности согласно государственным образовательным стандартам; — аспирант — лицо с высшим профессиональным образованием, обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации и получения ученой степени кандидата наук; — аттестация выпуска — порядок установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов; — государственная аттестация образовательного учрежденияопределение соответствия материально-технической и кадровой базы образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов и соответствие деятельности образовательного учреждения по установленным нормам; — комплексная оценка деятельностиповторное лицензирование, очередная государственная аттестация и аккредитация образовательного учреждения в объединенной форме этих операций в одно время; — бакалавр — лицо, имеющее первую степень высшего профессионального образования, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности; — учебная программа — документ, в котором отражены содержание учебного предмета, цели и задачи, способ организации процесса обучения, требования к уровню знаний, умений и навыков обучающегося;

2 — интернатура — последипломная специализация для лиц с высшим профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием; — студент — лицо, обучающееся в ступенях среднего профессионального и высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура и специалист); — ступени образования — этапы обучения и воспитания, охватывающие периоды общего (начального, общего основного и общего среднего), начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и профессионального образования после высшего образовательного учреждения; — учебник — учебное пособие, последовательно отражающее основы определенной отрасли науки согласно учебной программе; — подушевое финансированиефинансирование, составленное на основе минимальных норм финансирования, определяемое и распределяемое в зависимости от вида и типа, ступени образования, месторасположения образовательного учреждения на каждого обучающегося и образовательного учреждения; — магистратура — вторая степень высшего профессионального образования, которая выдает диплом государственного образца выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты магистерской диссертации; — содержание обучения — структура, содержание и объём учебной программы, усвоение которой даёт возможность получения уровня образования и определённой специальности; — уполномоченный государственный орган в сфере образованияцентральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан, который реализует государственную политику в сфере образования, контролирует и руководит процессом воспитания и обучения в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы; — соответствующие государственные органы — центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан и иные государственные органы, осуществляющие определенные полномочия в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан; — малокомплектная школа (класс)образовательное учреждение (класс), создаваемое в малонаселенных пунктах с целью охвата образованием небольшого количества учащихся; — образование — процесс обучения и воспитания в интересах лица, общества и государства, обеспечивающий получение обучающимися определенного уровня образования; — индивидуальное занятие — форма занятия с использованием различных методов индивидуального обучения, предоставляющая дополнительные знания учащемуся или студенту; — образовательное учреждениегосударственная и негосударственная образовательная организация, независимо от организационно — правовой формы, осуществляющая непрерывный процесс обучения и воспитания, реализующая одну или несколько учебных программ;

3 — специальное образовательное учреждениеорганизация, имеющая специальные условия для обучения и воспитания и особый педагогический климат, обеспечивающая медицинскую и социальную реабилитацию, образование и обучение профессиям детей, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические или психические отклонения, или поведение которых опасно для общества; — дошкольное учреждение — организация, предусмотренная для детей дошкольного возраста, где они будут охвачены начальным обучением и воспитанием; — специалист — лицо, имеющее высшее профессиональное образование, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности и имеющее возможность выполнить научную работу; — результат обучения — комплекс знаний, умений, навыков, взглядов, мировоззрения и духовных ценностей, приобретаемых обучающимися за период обучения в образовательном учреждении; — учебный план — документ, определяющий изучение учебных предметов и их годовое распределение на весь период обучения в образовательных учреждениях; — система образования — органы управления образованием, образовательные учреждения, субъекты процесса обучения и воспитания, учреждения и другие организации сферы образования, объединения образовательных учреждений, структурные единицы и иные структуры, осуществляющие государственную политику в сфере образования на основании государственных образовательных стандартов и комплекса учебных программ; — нострификация — определение эквивалентности образовательных документов лиц, окончивших образовательные учреждения зарубежных стран и (или) международных организаций; — преподаватель — лицо, имеющее профессиональное образование, занимающееся обучением и воспитанием; — индивидуальная преподавательская деятельностьпреподавательская деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении вне рабочее время или вне образовательного учреждения на основе договора; — ординатура (резидентура) — высшее профессиональное последипломное медицинское образование по определенным медицинским специальностям под руководством врача с ученой степенью или опытных врачей; — качество обучения — способ правильной и эффективной организации процесса обучения, в результате которого лицо получает образование; — качество образования — комплекс показателей государственных образовательных стандартов и государственных требований; — государственные образовательные стандарты — комплекс норм, отражающих содержание образования, значение и сроки обучения, объём учебной нагрузки, уровень усвоения знаний обучающимися и определяющих основные требования к обеспечению процесса обучения, содержанию учебных программ и оценке уровня знаний в образовательных учреждениях с учётом национальных и общечеловеческих достижений;

4 — воспитание — целенаправленный процесс воспитания ребенка родителями (лицами, их заменяющими), образовательным учреждением, обществом и его подготовка к самостоятельной жизни; — обучение — совместная деятельность родителей (лиц, их заменяющих), преподавателя и образовательного учреждения для развития ребенка, совершенствования его таланта, умений и навыков, умственных и физических способностей; — воспитанник — ребенок, охваченный воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях; — обучающийся — воспитанник, учащийся, студент, аспирант, слушатель образовательного учреждения; — образование — беспрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на духовное, интеллектуальное, культурное, физическое развитие и профессиональную компетентность лица; — образование взрослых — комплекс процессов образования, с помощью которого взрослые развивают свои способности и знания, повышают уровень профессиональной и технической специализации или выбирают новое направление; — непрерывное образование — получение образования на протяжении всей жизни и совершенствование знаний и мировозрения; — дистанционное образование — способ реализации процесса обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного личного участия преподавателя и обучающихся; — инклюзивное образование — создание благоприятных условий детям, независимо от пола, расы, языка, национальности, религиозных убеждений, физических или психических недостатков, способностей, культурного и социального положений, для получения образования; — учебное оборудование — оборудование, используемое в процессе обучения для формирования знаний, умений, навыков, физического и интеллектуального развития обучающихся; — учебный процесс — система учебно-воспитательной деятельности для достижения целей обучения; — экстернат — самостоятельное изучение учебных предметов в соответствии с основной учебной программой с последующей аттестацией выпуска в образовательных учреждениях. Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании Законодательство Республики Таджикистан об образовании основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном. Статья 3. Государственная политика в сфере образования

5 1. Государственная политика в сфере образования считается одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Таджикистан. 2. Для реализации государственной политики в сфере образования государство создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование. 3. В целях развития сферы образования государство обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сёл, физических и юридических лиц. 4. Государственная политика в сфере образования реализуется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан на основании прогнозов, концепций, стратегий и государственных программ развития сферы образования. 5. В образовательных учреждениях запрещается пропаганда, создание и деятельность структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений. Статья 4. Основные принципы государственной политики в сфере образования Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: — равноправие граждан в получении качественного образования; — законность, уважение прав и свобод человека и гражданина; — приоритетность сферы образования на всех уровнях государственного управления; — обязательность общего основного образования; — доступность общего среднего образования и продолжения обучения на последующих ступенях образования на конкурсной основе; — приоритетность национальных и общечеловеческих ценностей, гуманистическое значение содержания образования, свободное развитие лица; — любовь к Родине, семье и окружающей среде; — научное, светское и гуманистическое свойство обучения и воспитания в образовательных учреждениях; — единство образовательного и культурного пространства, развитие культуры и защита национальных традиций; — гуманистическое, демократическое и государственно-общественное свойство управления сферой образования и прозрачность в ее деятельности; — самостоятельность образовательных учреждений; — непрерывный процесс образования;

6 — соответствие сферы образования потребностям и задачам социальноэкономического развития Республики Таджикистан; — развитие сферы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм образования; — поощрение просвещенности лица и развития его творчества; — последовательность процесса образования, обеспечивающая связь ступеней образования и единство обучения и воспитания; — интеграция образования, науки и производства. Статья 5. Задачи настоящего Закона Задачи настоящего Закона состоят из: — обеспечения государственной гарантии права лица на образование; — создания правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни; — установления компетенции, полномочий, задач, прав, обязанности и ответственности органов государственного управления, физических и юридических лиц в сфере образования и правового регулирования отношений субъектов процесса обучения и воспитания; — создания условий для усвоения учебных программ; — создания прочных основ моральных устоев и здорового образа жизни; — совершенствования интеллекта путём создания условий для развития лица; — воспитания любви к Родине, уважения к национальным символам, общечеловеческим ценностям, соблюдения национальных обычаев и традиций; — воспитания личности, обладающей чувством высокой гражданской ответственности на благо активного участия в общественно-политической, экономической и культурной жизни; — сознательного отношения лица к своим правам и обязанностям. Статья 6. Государственная гарантия прав граждан на образование 1. Государство гарантирует гражданам Республики Таджикистан, независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения, право на образование. 2. Государство гарантирует гражданам Республики Таджикистан бесплатное обязательное общее основное образование в государственных образовательных учреждениях, а также в рамках государственных заказов на конкурсной основе в последующих ступенях бесплатность получения образования.

7 3. Ограничение прав гражданина на образование по возрасту, состоянию здоровья, наличия судимости и другим признакам может осуществляться только в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 4. Граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выбор образовательного учреждения и формы обучения — дневное, вечернее, заочное, семейное, инклюзивное, дистанционное и экстернат. 5. Государство в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и профессионального образования после высшего образовательного учреждения единожды гарантирует бесплатность образования. 6. Государство поддерживает одаренных обучающихся, оказывает помощь их образованию, по результатам обучения устанавливает им специальную государственную стипендию и, при необходимости, направляет их на учебу за рубеж. 7. Государство гарантирует обеспечение и расходы на обучение и воспитание детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей ограниченными возможностями, инвалидов и других лиц, определяемых законодательством Республики Таджикистан, в государственных образовательных учреждениях за счет бюджетных средств, обеспечивает их трудоустройство после окончания образовательных учреждений. с 8. Государство организует бесплатное обучение на дому или в медицинских учреждениях гражданам, которые по болезни долгое время не могут посетить образовательные учреждения общего образования. 9. Выпускники образовательных учреждений имеют равные права для продолжения обучения в последующих ступенях образования. 10. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные с гражданами Республики Таджикистан права на получение дошкольного обучения и воспитания, начального, общего основного и общего среднего образования. Статья 7. Язык обучения 1. Государственный язык является основным языком обучения в образовательных учреждениях Республики Таджикистан. 2. Государство, гарантируя гражданам выбор языка обучения, обеспечивает получение общего образования на государственном языке и в местах компактного проживания других национальностей — на родном языке в пределах имеющихся возможностей сферы образования. 3. В образовательных учреждениях общего образования язык обучения определяется путём организации необходимого числа учащихся, классов, групп и создания условий для их деятельности. 4. Изучение государственного языка во всех образовательных учреждениях в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и государственными образовательными стандартами обязательно. 5. Во всех образовательных учреждениях обеспечивается изучение иностранных языков, в том числе русского и английского, как средства усвоения

8 научно-культурного наследия человечества, научно-технических достижений и современных технологий. Статья 8. Государственные образовательные стандарты и учебные программы 1. Для всех ступеней образования устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые состоят из следующих показателей: — обязательный минимум содержания учебных программ и условия их реализации; — минимальный и окончательный объем учебных часов; — основные требования к уровню подготовки выпускников; — сроки изучения учебных программ; — подтверждающие нормативные документы, соответствующие образованию. 2. Учебные программы разрабатываются для всех ступеней образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Учебными программами являются следующие: — дошкольное образование; — общее образование (начальное, общее основное, общее среднее); — начальное профессиональное образование; — среднее профессиональное образование; — высшее профессиональное образование; — профессиональное образование после высшего образовательного учреждения; -дополнительное образование; -специальное образование; — образование для взрослых. 3. Выполнение государственных образовательных стандартов и учебных программ во всех образовательных учреждениях обязательно. 4. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов устанавливается Правительством Республики Таджикистан. 5. Для обучающихся образовательных учреждений специального образования разрабатываются, утверждаются и вводятся специальные государственные образовательные стандарты и специальные учебные программы. 6. Нормы и сроки изучения учебных программ в государственных и негосударственных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и соответствующими государственными образовательными стандартами. 7. Для испытания новой технологии обучения и внедрения нового содержания обучения в порядке эксперимента в образовательных учреждениях разрабатываются учебные программы и учебники.

9 8. В образовательных учреждениях дополнительного образования реализуются дополнительные учебные программы. 9. В опытных образовательных учреждениях по разрешению уполномоченного государственного органа в сфере образования в качестве эксперимента могут применяться учебные программы развитых государств. 10. Контроль реализации государственных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере образования. ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Статья 9. Структура системы образования 1. Система образования Республики Таджикистан состоит из следующих структур: — государственные образовательные стандарты; — учебные программы; — формы и нормы получения образования; — органы управления образованием; — образовательные учреждения; — субъекты процесса обучения и воспитания; — учреждения и другие организации сферы образования; — объединения образовательных учреждений; — структурные единицы и иные структуры. 2. В системе образования также можно создавать другие структуры, деятельность которых связана со следующими задачами: — получение образования и его обеспечение; — проведение вступительных экзаменов в образовательные учреждения высшего профессионального образования; — распределение мест в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; — реализация национальных программ оценки; — содействие участию в международных исследованиях; — мониторинг и оценка знаний по вышеупомянутым задачам в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. 3. В системе образования могут быть созданы и другие структуры, деятельность которых не связана с получением образования и его обеспечением.

10 Статья 10. Образовательное учреждение, его структура и типы 1. В Республике Таджикистан функционируют государственные и негосударственные, совместные и международные образовательные учреждения. 2. Статус образовательного учреждения и его структур определяется учредителем (учредителями) и отражается в уставе учреждения в соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистан. 3. Типовые положения образовательных учреждений утверждается Правительством Республики Таджикистан. 4. Утверждение или изменение статуса образовательного учреждения осуществляется на основании заключения государственной аттестации. 5. В Республике Таджикистан осуществляют свою деятельность следующие типы образовательных учреждений: — дошкольные; — общего образования (начального, общего основного, общего среднего); — начального профессионального образования; — среднего профессионального образования; — высшего профессионального образования; — профессионального образования после высшего образовательного учреждения; — дополнительного образования; — специального образования; — другие образовательные учреждения, осуществляющие процесс обучения и воспитания. 6. Другие типы образовательных учреждений определяются Правительством Республики Таджикистан. Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение создаётся государственными органами, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 2. Государственное образовательное учреждение создается по решению Правительства Республики Таджикистан, уполномоченного государственного органа в сфере образования, местных органов государственной власти и проходит государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 3. Государственное образовательное учреждение, имеющее республиканский статус, создается решением Правительства Республики

11 Таджикистан и проходит государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 4. Государственное образовательное учреждение, имеющее местный статус, создается решением местных исполнительных органов государственной власти и проходит государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 5. Негосударственное образовательное учреждение создается решением учредителя (учредителей) в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и проходит государственную регистрацию в установленном порядке. 6. Перевод республиканских образовательных учреждений в структуру местных органов управления образованием и местных образовательных учреждений в структуру уполномоченного государственного органа в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 7. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 8. Образовательные учреждения дошкольного и общего образования в поселках и селах ликвидируются только с согласия соответствующих органов самоуправления посёлков и сёл по окончании учебного года. 9. В случае ликвидации образовательного учреждения соответствующие государственные органы в установленном порядке принимают меры по переводу обучающихся по их желанию в другие соответствующие образовательные учреждения. Статья 12. Порядок регистрации и деятельности образовательного учреждения 1. Порядок регистрации образовательного учреждения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 2. Право образовательного учреждения на ведение финансовохозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, вступает в действие со дня государственной регистрации данного учреждения. 3. Уполномоченный государственный орган в сфере образования и соответствующие государственные органы в установленном порядке выдают образовательному учреждению лицензию. 4. Образовательное учреждение получает право на осуществление деятельности и использование льгот, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан об образовании, только после получения лицензии на осуществление учебной деятельности. Статья 13. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:

12 — органы государственной власти, местные органы государственной власти, местные органы управления образованием; — объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений; — общественные и частные фонды, в том числе зарубежные, зарегистрированные в Республике Таджикистан; — физические и юридические лица. 2. Учредитель (учредители) может создать совместное образовательное учреждение. 3. Учредителем всех видов военных образовательных учреждений является Правительство Республики Таджикистан. Военное обучение граждан осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Статья 14. Устав образовательного учреждения 1. Уставом образовательного учреждения является документ, регулирующий деятельность образовательного учреждения и включающий в себя следующие сведения: — наименование, местонахождение и статус учреждения; — учредитель (учредители); — организационно-правовая форма; — сведения о представительствах и филиалах; — цель процесса обучения и воспитания, виды и типы реализуемых учебных программ; — основная характеристика организации процесса обучения, в том числе язык обучения, порядок приема и исключения обучающегося, сроки обучения, порядок проведения зачетов и экзаменов, режим работы образовательного учреждения, внутренний распорядок деятельности учреждения, а также платные образовательные услуги и порядок их предоставления; — порядок оформления отношений образовательного учреждения с воспитанниками, учащимися, студентами и их родителями (лицами, их заменяющими); — структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе порядок использования имущественных объектов, источники финансирования и материальнотехнического обеспечения, порядок формирования собственности, виды предпринимательской и платной деятельности; — порядок управления образовательным учреждением, в том числе компетенция учредителя (учредителей), порядок создания способов управления, порядок приема, расстановки работников, условия выплаты их заработной платы, порядок внесения изменений и дополнений в устав учреждения, порядок реорганизации и ликвидации; — права и обязанности субъектов процесса обучения и воспитания;

13 — перечень внутренних актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. Устав государственного образовательного учреждения должен предусматривать его коллегиальный орган управления, порядок создания и его задачи. 3. Устав образовательного учреждения разрабатывается учреждением и утверждается учредителем (учредителями). Статья 15. Дошкольное обучение и воспитание 1. Дошкольное обучение и воспитание в Республике Таджикистан осуществляется с целью развития способностей, интересов, психологических, физических, интеллектуальных и культурных особенностей детей дошкольного возраста и практической помощи родителям (лицам, их заменяющих) в обучении и воспитании детей, а также подготовки их к обучению в образовательном учреждении общего образования. 2. В Республике Таджикистан функционируют следующие типы дошкольных учреждений: ясли, ясли — детский сад, детский сад, школыинтернаты, детские дома, центры развития детей, семейные детские сады и другие дошкольные учреждения кратковременного, дневного, круглосуточного пребывания и другие, приравненные к ним государственные и негосударственные учреждения. 3. Родители (лица, их заменяющие) ответственны за обучение и воспитание детей в семье и в дошкольных учреждениях наравне с дошкольными учреждениями и обязаны обеспечить их физическое, духовное и интеллектуальное развитие в раннем детском возрасте и в дальнейшем подготовку к обучению в образовательном учреждении общего образования. 4. Отношения между дошкольными учреждениями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются в соответствии с законодательством Республики Таджикистан двусторонним договором. 5. Государство, поддерживая дошкольные учреждения в материальном и финансовом отношении, обеспечивает доступность обслуживания, дошкольного обучения и воспитания для малообеспеченных семей. 6. Деятельность дошкольных учреждений регулируется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и Государственным стандартом дошкольного образования, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан. Статья 16. Общее образование 1. Общее образование в Республике Таджикистан организуется для получения общих сведений о природе, обществе, национальных и общечеловеческих культурно-исторических ценностях. 2. Общее образование осуществляется посредством образовательных учреждений начального, общего основного, общего среднего образования, малокомплектных школ (классов) и других образовательных учреждений в трех ступенях: начальном, общем основном и общем среднем.

14 3. Возраст и продолжительность обучения на каждой ступени образования определяются настоящим Законом и Типовым положением об образовательном учреждении общего образования. 4. Привлечение детей, достигших 7 лет, в первый класс первой ступени образования является обязательным. 5. Обучение в образовательных учреждениях общего образования организуется в дневной, вечерней, заочной, дистанционной, инклюзивной, семейной формах и экстернатом, порядок осуществления которого определяет уполномоченный государственный орган в сфере образования. 6. Получение общего основного образования для граждан Республики Таджикистан (9 классов) является обязательным. 7. Прием учащихся на третью ступень образования в образовательных учреждениях общего среднего образования осуществляется по их желанию и способностям. 8. Обучение в государственных образовательных учреждениях общего среднего образования, наряду с бесплатным, может осуществляться по желанию родителей (лиц, их заменяющих) учащегося на основе двустороннего договора за плату. 9. Общее основное и общее среднее образование завершается государственной аттестацией выпуска. Порядок и форму государственной аттестации выпуска устанавливает уполномоченный государственный орган в сфере образования. 10. По решению органа управления образовательным учреждением и по согласованию с местным органом управления образованием за систематическое совершение противозаконных действий и нарушение устава образовательного учреждения исключается из школы учащийся, достигший 16 лет. 11. Образовательное учреждение обязано незамедлительно сообщить родителям (лицам, их заменяющим) и соответствующим государственным органам об исключении учащегося. 12. Данное решение по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принимается по согласованию с соответствующими государственными органами. 13. Местные органы управления образованием по согласованию с соответствующими государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан решают вопрос о трудоустройстве или переводе таких учащихся в другие образовательные учреждения. 14. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуется в образовательных учреждениях общего образования, предусмотренных для них. 15. При наличии необходимой материально-технической базы в образовательных учреждениях общего среднего образования организуется также начальное профессиональное образование. 16. Образовательные учреждения общего среднего образования, имеющие лицензию на осуществление деятельности по обучению профессиям, могут на

docplayer.ru

Популярное:

  • Правила оказания жилищных услуг Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в […]
  • Закон n 93-фз от 30062006 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и […]
  • Закон об основах социального обслуживания 1995 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального […]
  • Что там с накопительной частью пенсии Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ"О дополнительных мерах […]
  • Приказ о концессии Приказ о концессии МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 декабря 2010 года N 162н (с изменениями на 31 марта 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: […]
  • Приказы в хирургии ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 апреля 2012 года N 291 О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную […]
  • Основание и причина увольнения Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 июля […]
  • 426 федеральный закон от 281213 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" С изменениями и дополнениями от: 23 […]