Закон о защите потерпевших от преступлений

Законопроект о потерпевших от преступлений: так ожидаемое третье чтение.

Не дождавшись рассмотрения в третьем чтении законопроекта № 173958-6, защищающего права потерпевших от преступлений (далее – законопроект о потерпевших от преступлений) 1 , доверенное лицо Президента РФ, председатель правления МПОО «Сопротивление», член Общественной палаты РФ Ольга Костина, а также общественные деятели, известные ученые-правоведы и ряд профильных организаций выступили с открытым обращением к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о содействии.

Разработка законопроекта о потерпевших от преступлений началась юристами Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» совместно со Следственным комитетом РФ несколько лет назад в связи с необходимостью реализации ст. 2, ч. 1 ст. 45 и ст. 52 Конституции РФ. В данных статьях указано, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и гарантируется им, а также то, что права потерпевших от преступлений охраняются законом, и государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

При рассмотрении законопроекта о потерпевших от преступлений в Госдуме в 2013 году в первом и втором чтениях он был поддержан единогласно. Однако третье чтение проекта так до сих пор и не состоялось. Также остановилось и продвижение поправок, усиливающих защиту свидетелей и лиц, пострадавших от преступных посягательств.

Основная цель законопроекта – обеспечение государственной поддержки потерпевших от преступлений, а также их близких. Проект Федерального закона определяет принципы защиты и восстановления их нарушенных прав, свобод и интересов, а также основы государственной политики в области правовой, социальной защиты потерпевших. «Несмотря на то, что сам проект отражает многие решения и позицию Конституционного Суда РФ, отвечает мировым стандартам по процессуальной защите прав потерпевших и, в первую очередь, самой ее незащищенной части — несовершеннолетним, предоставляя им дополнительные права и гарантии, подобного, комплексного подхода и решения в законодательной практике России не было», — говорит Антон Цветков, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», председатель ОНК г.Москвы.

Антон Цветков, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», председатель ОНК г. Москвы

«Мы все понимаем, что многие вопросы в России решаются благодаря только личному участию главы государства, на что мы, подписавшие обращение, очень и рассчитываем«.

Разработчики законопроекта предусмотрели необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве, наделили потерпевшего правами, которые будут соотноситься с правами подозреваемого и обвиняемого (например, правом на информацию), а также предложили целый ряд дополнительных мер по защите прав несовершеннолетних потерпевших. «Меры, принятые в поддержку потерпевших, станут для многих важным стимулом к полному, добровольному и добросовестному сотрудничеству с правоохранительными и судебными структурами, и в конечном итоге будут содействовать раскрытию преступлений и профилактике правонарушений», – обещает Ольга Костина.

Принятие законопроекта о потерпевших от преступлений потребует приведения целого ряда законов в соответствие с вновь принятым. В частности, подлежит дополнению УПК РФ (например, ст. 44, ст. 146), Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другие.

Нормами законопроекта предусмотрено, что защита и восстановление прав, свобод и (или) законных интересов потерпевших от преступлений основывается на принципах:

  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • законности;
  • неотвратимости ответственности за совершение преступлений;
  • права на доступ к правосудию;
  • права на финансовую компенсацию причиненного вреда за счет государства;
  • права на получение социальной помощи; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
  • Цитата

    Ольга Костина, доверенное лицо Президента РФ, председатель правления МПОО «Сопротивление», член Общественной палаты РФ

    «Для успешного решения этой проблемы [принятия законопроекта о потерпевших от преступлений Ред.] необходима прямая политическая поддержка главы государства«.

    «Глава государства в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на положение жертв преступлений в Российской Федерации и указывал на необходимость их максимальной защиты. Тем не менее, до сих пор положение дел в этой области уголовного права не меняется», – отмечает Ольга Костина.

    В открытом обращении к Президенту РФ Владимиру Путину указано, что ст. 52 Конституции РФ, гарантирующая доступ граждан к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, на практике не работает. «Отсутствие государственного механизма компенсации причиненного преступлением вреда, слабое процессуальное положение потерпевшей стороны, а также законодательные инициативы последних лет, направленные на гуманизацию уголовного законодательства, которая, по сути, провалилась, подрывают авторитет не только судебной власти, но и доверие граждан к государственной политике в целом», – отмечают авторы письма.

    Они уверены, что для принятия законопроекта о потерпевших от преступлений необходима политическая поддержка и содействие Президента РФ. В настоящее время к обращению уже присоединились 59 граждан и организаций, среди которых Андрей Бабушкин, Всеволод Чаплин, Диана Гурцкая, Антон Цветков и многие другие. Обращение открыто для подписания.

    С текстом обращения можно ознакомиться здесь.

    www.garant.ru

    Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений

    Статьей 52 Конституции Российской Федерации установлено, что права потерпевших от преступлений охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Защита прав потерпевших также гарантирована уголовно-процессуальным законом и определена статьей 6 УПК РФ в качестве первоочередной задачи уголовного судопроизводства.

    Для правового государства и общества одинаково важны защита потерпевших от преступлений и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Однако на практике по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, поэтому фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного судопроизводства, что свидетельствует о неполной реализации как принципа равенства сторон в уголовном процессе, так и принципа состязательности.

    В силу публично-правового характера уголовного судопроизводства интересы государства защищает прокурор, следователь и дознаватель, интересы обвиняемого – адвокат. Законодательство предоставляет лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, бесплатную юридическую помощь посредством назначения ему адвоката. Потерпевший же предоставлен сам себе. Такое положение дел свидетельствует о несоответствии закрепленных в уголовно-процессуальном законе прав потерпевших на судебную защиту, получение квалифицированной юридической помощи на основе равноправия и состязательности сторон.

    Согласно Всеобщей декларации прав человека, Декларации основных принципов для жертв преступлений, Рекомендациям Комитета министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного процесса» важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал Постановление от 29.06.2010 № 17, в котором судам даны разъяснения о применения норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве. При этом в пункте 1 Постановления подчеркивается, что важнейшее назначение судопроизводства – защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 УПК РФ суды должны обеспечить потерпевшему от преступления возможность отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами. В статье 42 УПК РФ, определяющей правовое положение потерпевшего в уголовном процессе, это важное положение отсутствует, что является очевидным упущением законодательства. В то же время в отношении подозреваемого и обвиняемого законодатель указывает, что они имеют право защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. Таким образом, равноправие сторон обвинения и защиты в этом вопросе фактически восстановлено указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

    Потерпевший – это физическое лицо, жертва, которой причинен физический, имущественный ущерб или моральный вред. Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из его фактического положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но никак не формируется им. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, подлежит обжалованию в порядке статей 124 и 125 УПК РФ.

    В случаях, когда в суде будет установлено, что лицо, которому преступлением причинен вред, не признано потерпевшим по делу, суд признает такое лицо потерпевшим, уведомляет его об этом, разъясняет права и обязанности, обеспечивает возможность ознакомления со всеми материалами дела. Кроме того, лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело.

    В соответствии с частью 8 статьи 42 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, переходят только к одному из близких родственников. Если преступлением затрагиваются права и законные интересы нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица должны быть признаны таковыми.

    В случае, когда потерпевшим признано юридическое лицо, его права и обязанности согласно части 9 статьи 42 УПК РФ осуществляет представитель, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо ордером, если интересы представляет адвокат.

    В тех случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетний или лицо, по своему физическому или психическому состоянию лишенное возможности самостоятельно защищать свои права, в соответствии с частью 2 статьи 45 УПК РФ к обязательному участию в уголовном производстве привлекаются их законные представители.

    В силу пункта 13 части 2 статьи 42 УПК РФ потерпевший имеет право получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по делу. Также потерпевший вправе получать копии приговора суда первой инстанции, решения судов апелляционной и кассационных инстанций.

    Рассматриваемым Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации расширен перечень документов, копии которых потерпевший имеет право дополнительно получать. В их числе копии документов о принятии уголовного дела к производству и производстве следствия следственной группой, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о направлении уголовного дела по подследственности, а также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы.

    Потерпевшему, гражданскому истцу, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором осуществляется правосудие, следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению, должны быть в силу части 3 статьи 18 УПК РФ переведены на их родной язык.

    Потерпевшему или его законному представителю на любом этапе уголовного судопроизводства должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию по существу дела и те доводы, которые он считает необходимым для ее обоснования. При этом суд должен учитывать доводы потерпевшего по вопросам, которыми затрагиваются его права и законные интересы, и дать им мотивированную оценку при принятии судебного решения.

    Также потерпевший или его законный представитель имеют право ходатайствовать о применении в отношении них мер безопасности. Реализовать это право предоставлено потерпевшей стороне в любой момент производства по делу. При постановлении приговора вопрос об отмене мер безопасности должен решаться с учетом мнения потерпевшего.

    В силу части 1 статьи 44 УПК РФ потерпевший, предъявивший требования о возмещении имущественного ущерб, а также компенсации причиненного преступлением морального вреда, должен быть признан гражданским истцом. Если этого не было сделано в ходе предварительного расследования, то указанный пробел должен быть восполнен судом. Решение о признании гражданским истцом принимается до окончания судебного следствия и оформляется постановлением судьи или определением суда.

    Если судом рассматривается вопрос о применении к причинителю вреда мер медицинского характера, гражданский иск потерпевшего не подлежит рассмотрению, что не препятствует его последующему предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

    Потерпевшему также обеспечивается возмещение расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (статья 131 УПК РФ). Указанные расходы должны подтверждаться соответствующими документами. Речь в данном случае идет о расходах, понесенных в ходе производства по уголовному делу, которые взыскиваются с осужденных или возмещаются из средств федерального бюджета как процессуальные издержки (часть 1 статьи 132 УПК РФ). К ним, в частности, относятся суммы, связанные с явкой к месту проведения процессуальных действий, суммы, выплаченные в возмещение недополученной зарплаты или за отвлечение от обычных занятий.

    Кроме того, в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона потерпевший наделен правом обжалования неправосудного, по его мнению, приговора. Отмена приговора в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении либо за мягкостью наказания, а равно и отмена оправдательного приговора при отсутствии кассационного представления прокурора может иметь место только в случаях, когда потерпевший или его законный представитель подали кассационную жалобу именно по этим основаниям. Если же потерпевший или его законный представитель, представитель обжаловали приговор по другим основаниям, то суд кассационной инстанции не вправе ухудшить положение осужденного или отменить оправдательный приговор.

    www.prokuror-rostov.ru

    Закон о защите свидетелей

    Содержание статьи

    В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

    Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

    Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

    Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.

    Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой свидетелей, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

    В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.
  • Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

    Основания для защиты свидетелей и потерпевших

    Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

    Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.

    Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ. В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие. Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

    Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

    Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

    Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

    • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
    • перемена места работы (учебы);
    • замена старых документов на новые;
    • перемена внешности;
    • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
    • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
    • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.
    • Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.

      По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

      Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы. В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза. Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

      Органы защиты свидетелей и потерпевших

      Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

    • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
    • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
    • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).
    • Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

      Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

      Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней. Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту. Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

      Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

      После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

      Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

      Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

      С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

    • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
    • права и обязанности сторон;
    • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).
    • Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

      Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина. Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток. Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца. В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

      Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

    • были устранены основания для их применения;
    • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
    • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.
    • Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

      Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

      ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

      opravdaem.ru

      Потерпевшие избавятся от «комплекса жертвы»

      Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О защите прав потерпевших от преступлений». Документ станет новой вехой в уголовном судопроизводстве страны и значительно расширит права тех, кто признан потерпевшим по уголовному делу. И отметим, что такое право потерпевшим гарантировано Конституцией Российской Федерации.

      Проект закона долгое время готовился в Общественной палате, а одним из тех, кто его активно продвигал, стала глава правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина. В конце декабря на встрече с главой государства Ольга Костина попросила президента РФ поддержать предлагаемые изменения в Уголовном кодексе и подписать важный документ.

      «Мы долгое время работали над проектом закона и в его создании были задействованы представители самых различных ведомств», — рассказала корреспонденту «Правды.Ру» Ольга Костина. По сути, законопроект гарантирует то, что давно написано в главном документе страны — Конституции РФ. В статье 52 говорится, что лицо, признанное потерпевшим от преступления, вправе рассчитывать на поддержку государства как в социальном и реабилитационном плане, так и в смысле защиты, если речь идет об угрозе жизни и здоровью.

      Однако для того, чтобы конституционное право заработало в полную силу, требовалось внести изменения сразу в несколько законодательных актов. Этого как раз на протяжении всей истории новейшей российской Конституции сделано не было. Экспертное сообщество, о котором говорит Костина, привлекалось неспроста: прокуратура, Следственный комитет рассматривали возможность принятия таких изменений, а также их соответствие законодательству.

      С 1 января 2015 года, когда законопроект окончательно начнет работать, потерпевшим юридическое или физическое лицо будет признаваться с момента возбуждения уголовного дела. Такой статус, назначенный сразу с начала работы следствия, позволит правоохранительным органам ходатайствовать перед судом об аресте имущества обвиняемого еще до приговора суда. Шаг, безусловно, важный. Ведь если в уголовном деле предполагается гражданский иск о возмещении материального или морального вреда, то компенсация потерпевшему будет назначена из средств после реализации имущества обвиняемого или из денег, которые находятся на банковских счетах.

      Если раньше своей законной компенсации потерпевшему приходилось ждать годами, пока осужденный выплачивал «по пять копеек», то теперь такой расклад окажется вряд ли возможным. И тем более не удастся переписать имущество на близких родственников, пока не состоялся суд, и заявить о полном и внезапном банкротстве. Конечно, речь не идет о тех, у кого имущества не было изначально, но тут, как говорится, законодатели бессильны.

      Еще одно новшество документа будет предписывать судам учитывать мнение потерпевшего при избрании меры пресечения обвиняемому. Теперь, если жертва преступления сочтет, что во время следствия находящийся на свободе предполагаемый преступник сможет оказать на него давление или угрожать жизни и здоровью, то она, жертва, сможет ходатайствовать перед судом об аресте подследственного.

      Кроме того, изменения вносятся в федеральный закон «О государственной защите свидетелей, потерпевших, а также иных участников уголовного судопроизводства». Это позволит создать условия, при которых давление на потерпевших или свидетелей со стороны обвиняемого или других заинтересованных лиц станет невозможным. Жертву преступления также будут уведомлять о том, когда осужденный прибыл на место отбывания наказания и когда отбудет из исправительного учреждения.

      Немаловажным фактором новой законодательной инициативы станут изменения в законе «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы». Сама процедура надзора, скорее всего, перестанет быть условной, такой, которой она сейчас фактически и является. Правоохранительные органы уже давно сталкиваются со статистикой, которая показывает довольно большой процент рецидива среди освободившихся из колоний. Закон сейчас запрещает бывшему осужденному появляться на улице после 23 часов, посещать увеселительные заведения и мероприятия. Однако где на самом деле находится их подопечный, надзорные органы знают весьма условно. Сам же «подопечный» нередко пускается во все тяжкие, совершая рецидив.

      И, пожалуй, самой главной частью подписанного президентом документа является взаимодействие следственных органов с потерпевшим, которым был признан несовершеннолетний. До этого момента участие ребенка, как лица, в уголовном судопроизводстве фактически не отличалось от взрослых. И если речь идет о сексуальном насилии, то визиты к следователю, который скрупулезно расспрашивает про обстоятельства преступления, могут нанести серьезную психологическую травму. Показания детей теперь будут записывать на видео и следователю больше не придется десятки раз вызывать ребенка на допрос. Также предполагается присутствие на допросе психолога, и этот аспект будет обязательным к исполнению.

      Новые поправки в законодательные акты позволят увеличить процент состязательности и равноправия сторон, участвующих в уголовном процессе. Возможно, благодаря новому документу, положительная динамика и отсутствие наиболее неприятных сопутствующих уголовному процессу вещей, будет действительно ощутима, а законодательная инициатива заработает по-настоящему.

      Читайте самое актуальное в рубрике «Происшествия»

      www.pravda.ru

      ФЗ о защите свидетелей

      Согласно официальной статистике, ежегодно, в качестве свидетелей и пострадавших, в Российской Федерации выступает более 10 миллионов человек. Их показания учитываются по ходу расследования преступлений разной степени тяжести. Каждый пятый гражданин подобной категории получает угрозы, направленные на отказ от даваемых свидетельских показаний или же их изменений. Люди опасаются за свою жизнь и отказываются от дачи показаний и в местах лишения свободы может оказаться ни в чем неповинный человек, в то время, как настоящий преступник останется на свободе.

      Для избежания подобных ситуаций, была разработана программа защиты свидетелей, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом о гос защите.

      Описание ФЗ 119 о государственной защите

      Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят участниками Государственной Думы 31 июля 2004 года, а Совет Федерации одобрил его 8 августа. Настоящий нормативно-правовой документ регламентирует систему мер общегосударственной защиты пострадавших, свидетелей и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства. В данную систему входит мера безопасности и мера общественной охраны соответствующих лиц, а также устанавливаются главные причины и последующий порядок их применения.

      Закон о защите свидетелей в России определяет 3 основных вида правового статуса свидетеля:

    • конституционный статус. Является общим для всех свидетелей Российской Федерации, так как всем субъектам предоставляются одинаковые права и свободы, которые обеспечивает Конституция России;
    • общеправовой статус. В этом случае, права и свободы, которыми наделяется лицо, носят общеотраслевой характер и отражают особенности положения отдельных категорий лиц. Обозначается как уголовно-процессуальный статус соучастника уголовного судопроизводства;
    • индивидуальный статус. Устанавливаются права конкретного лица, выступающего в том или ином качестве.
    • В настоящем Федеральном законе происходит фактическая совокупность 2 статусов: общеправового и индивидуального. Это объясняется тем, что свидетель не может быть вовлечен в орбиту уголовного судопроизводства и при этом не обладать статусом индивидуального участника.

      Структура процессуально-правового статуса свидетеля включает следующие элементы:

    • законодательные нормы и требования, регламентирующие статус свидетеля;
    • способность и дееспособность;
    • права и обязанности;
    • законодательные интересы;
    • юридическую ответственность;
    • обеспечение прав, свобод и законных интересов.
    • Юридический статус свидетеля в уголовном судопроизводстве состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов в виде его правомочий и интересов, а также обязательств и ответственность за их недовыполнение. В начале 2017 года, документ претерпел некоторые изменения и доработки, которые направлены на совершенствование порядка исполнения общегосударственной охраны свидетелей, потерпевших и других участников данного процесса.

      Содержание ФЗ о государственной защите потерпевших состоит из преамбулы, 7 глав и 29 статей.

      Глава 1. Основные положения Федерального закона. Включает статьи с 1 по 5, которые рассматривают:

    • общегосударственную защиту пострадавших, свидетелей и других участников процесса;
    • список лиц, которые подлежат государственной защите;
    • список служб, обеспечивающих соответствующую охрану свидетелей;
    • правила исполнения защиты;
    • законодательную основу.
    • Глава 2. Виды общегосударственной защиты (ст 6-15). Данный раздел устанавливает:

      • меры безопасности;
      • личную охрану, включая охрану имущества;
      • обеспечение специальными средствами индивидуальной охраны;
      • конфиденциальность информации относительно защищаемого лица;
      • предоставление другого места жительства, а также замена документации и изменение внешности;
      • изменение места работы;
      • гарантирование безопасности военнослужащего;
      • обеспечение безопасности лицу, которое находится в местах отбывания наказания;
      • меры общественной поддержки.
      • Глава 3. Основания и процесс исполнения общегосударственной защиты (статьи 16-22). Регламентирует:

      • причины применения мер безопасности;
      • причины использования общественной поддержки;
      • порядок исполнения мер безопасности;
      • процедуру исполнения общественной поддержки;
      • отказ от мер безопасности;
      • конфиденциальность исполнения соответствующей охраны;
      • ответственность за неисполнение решений об осуществлении общегосударственной защиты.
      • Глава 4. Полномочия и обязательства защищаемых лиц и служб:

      • статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц;
      • статья 24. Полномочия и обязанность служб.
      • Глава 5. Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона:

      • ст 25. Ответственность государственного служащего;
      • ст 26. Ответственность за разглашение конфиденциальных сведений;
      • ст 27. Ответственность защищаемого лица.
      • Глава 6. Финансовое и материально-промышленное обеспечение гос защиты (статьи 28);

        Глава 7. Заключительные положения закона (ст 29).

        Скачать Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в последней редакции по ссылке.

        Изменения в законе о защите свидетелей

        В декабре 2016 года, Президент РФ подписал приказ о введении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон « О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 27 января 2017 г. участники Государственной Думы приняли соответствующий законодательный документ, который был одобрен Советом Федерации 1 февраля.

        Согласно последним изменениям, был расширен список свидетелей и потерпевших, которые подлежат общегосударственной защите, а именно:

      • военнослужащие служб военной полиции Вооруженных Сил, которые принимают непосредственное участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
      • военнослужащие Вооруженных Сил РФ, принимающие участие в борьбе с терроризмом;
      • военнослужащие служб внешней разведки РФ, участвующие в специальных операциях по обеспечению безопасности Российской Федерации.
      • Нововведения распространяются на порядок исполнения перевода на другую работу и переселение на другое место жительства защищаемых лиц. Особенный порядок будет касаться лиц, которые являются участниками Госудумы, Совета Федерации, Правительства РФ или представителями служб государственного правления. Был включен обязательный пункт о заключении договора при применении мер безопасности. Соответствующее соглашение позволяет защищаемому лицу продлить программу защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства.

        Изменения, вносимые в ФЗ 119 о государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, устанавливают новые нормы и требования относительно заключения договора и применения мер безопасности. Были конкретизированы некоторые термины и понятия, применяемые в настоящем законе.

        210fz.ru

    Популярное:

    • Приказ по проведению дня учителя в школе Приказ по проведению дня учителя в школе Немного о документа:[1] - нужно знать всем, очень полезная вещь Хотябы главу 52, минимум ст. 333 [2] - тоже должен знать каждый учитель, минимум 1 раз прочитать. Там есть и про обязанности […]
    • Федеральный закон об основах социального обслуживания населения в рф Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
    • Штраф платежка декларация Платежка на штраф в налоговую: образец 2017 Актуально на: 1 июня 2017 г. Пример платежного поручения на уплату штрафа по транспортному налогу За совершение налогового правонарушения к организации или физлицу могут быть применены налоговые […]
    • Приказ о выполнении предписания образец Приказ о выполнении предписания образец ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 23 января 2014 года N 25 Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный […]
    • Приказ об утверждении рабочей документации образец Приказ об утверждении рабочей документации образец МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 августа 2015 года N 552н Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями В […]
    • Приказ 605 от 16122013 г Горячая линия (347) 291 20 70 Приказ Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605 Документ опубликован не был Примечание к документу В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального […]
    • Правила безопасности подземных работ МЧС России Приказ от 11 декабря 2013 г. N 599 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" Зарегистрировано в […]
    • Заявление о закрытии лицензии Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов" На основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (Собрание […]