Правило парных согласных на конце слова

Примеры слов с парными согласными

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

  • изре д ка [и з р’ и т к а];
  • сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
  • Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

    Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

    Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

  • про с ьба [п р о з’ б а];
  • во к зал [в а г з а л].
  • Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

    Например:

    Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

    Примеры слов с парными согласными в конце слова

  • зуб — зубы;
  • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
  • мно­го коров — коро­ва;
  • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
  • друг — у дру­га;
  • моно­лог — запись моно­ло­га;
  • тет­радь — тет­ра­ди;
  • жёлудь — желу­дё­вый;
  • пло­щадь — на пло­ща­ди;
  • холод — холо­ди­на;
  • сват — сва­ты, сва­тья;
  • образ — обра­за;
  • сказ — ска­зи­тель;
  • измо­розь — моро­зить;
  • измо­рось — моро­сит.

  • russkiiyazyk.ru

    Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

    1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

    2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

    3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

    Оборудование: доска, тетради для письма, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, учебник “Русский язык” для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева, презентация.

    1. Сообщение темы и цели урока.
    2. Шка…, дру…, кру…, мор…, тру…

      -На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

      -Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

      — Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

      -Открыли тетради, запишите число, классная работа.

      В прошлый раз был педагогом,
      Послезавтра — машинист.
      Должен знать он очень много,
      Потому, что он . (Артист)

      Кафтан на мне зеленый,
      А сердце как кумач,
      На вкус как сахар сладок,
      А сам похож на мяч.

      -На какую букву начинаются слова? ( На букву А.)

      -Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

      -Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. — Запишите, обозначьте орфограмму. — Проверим.

      — Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

      — Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

      -Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

      Аля, Алла, Анна, Арина.

      — Что общего у этих слов? (Они все пишутся с большой буквы, обозначают имена девочек)

      Алеет за лесом закат.

      -Что такое закат? (Солнце заходит за линию горизонта.)

      -Что значит алеет? (Становится алым, ярко красным.)

      3. Проверка домашнего задания.

      -Найти в предложении главные члены.

      При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание согласного в слове.

      -Прочитайте слова, которые требуют проверки.

      -Почему их надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

      -Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

      Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

      5. Работа по теме урока.

      1.Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах.

      Выполняется упр. 168.

      Перед выполнением упражнения дети отвечают на вопрос Почемучки. Для этого читают правило на с. 98. Затем читают образец ответа и комментируют написание слов по очереди.

      2.Упражнение в изменении слова для проверки парного согласного.

      Дети возвращаются в начало урок, записывают правильно слова вместе с проверочным словом. (Слайд №5)

      3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

      • Звуки бывают гласными и согласными.
      • Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
      • Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
      • Согласные звуки бывают парные и непарные.
      • Парные согласные это б в г д ж з
        п ф к т ш с
      • Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й
      • Всегда мягкие ч щ х ц

        4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

        Выпиши парные согласные:

        Выпиши слова с парной согласной на конце:

        Глаз, кот, лук, гном, воз:

        Моро…, жира…, пиро…, бага….

        — Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

        6. Словарно-орфографическая работа.

        -Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

        Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

        2.Работа над новым словарным словом.

        Отгадайте: кто мы?

        Если дождик, мы не тужим —
        Бойко шлёпаем по лужам,
        Будет солнышко сиять —
        Нам под вешалкой стоять.
        (Сапоги.) (Слайд №8)

        — Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

        — Что обозначает это слово? (Обувь.)

        — Можно купить в магазине один сапог?

        — Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

        — Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

        — Составьте и запишите предложение с этим словом.

        3.Работа над фразеологическим оборотом.

        — Кто из вас слышал выражение “Клевать носом”? Когда так говорят?

        -“Клевать носом” — выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидящем положении. Клонить голову, очень хотеть спать. (Слайд №9)

        Вышла на небо луна,

        Ночь за окнами темна,

        Стали носом все клевать…

        Не пора ли засыпать.

        — Составьте устно предложение с выражением “Клевать носом”.

        7. Закрепление изученного материала.

        — Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Правило парных согласных на конце слова

        Предмет: Русский язык
        Класс: 2
        Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

        Цель: формировать умения УУД

        Предметные:

      • формировать умение видеть орфограмму;
      • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
      • развивать орфографическую зоркость;
      • Метапредметные:

      • развивать внимание, мышление, речь;
      • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
      • уметь контролировать и корректировать свою работу;
      • уметь строить работу с партнёрами;
      • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
      • Личностные:

      • уметь оценить свою работу и работу товарища;
      • уметь находить причину успеха работы.
      • Тип урока: урок открытия нового знания
        Оборудование:

      • схема с основными вопросами урока;
      • алгоритм проверки парной согласной;
      • карточки с заданиями;
      • сигнальные карточки;
      • карточки для самооценки.
      • Ход урока

      • Мобилизующий этап.
      • Цель: мотивировать к учебной деятельности
        Прозвенел для нас звонок —
        Начинается урок.
        К нам без опоздания
        Приходи, старание.
        Помоги нам потрудиться:
        Мы пришли сюда учиться.
        — На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
        -Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
        — Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

        2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
        Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

      • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
      • Орфографическая зарядка.
        — Итак, в путь.
        — Остановка в городе Слов.
        — Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
        Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
        -Разделите слова на группы.(1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 — слова с непроверяемой безударной гласной).
        Постановка проблемы урока
        — Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
        — Все ли написали правильно эти слова?
        -Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

      • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
      • -Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
        -Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
        — В течение урока мы ответим на вопросы:
        Что
        Где надо проверять?
        Как
        Чем

        3. Выявление места и причин затруднения.
        Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
        Работа в группах.
        Тетра. арбу…, сне…, сапог…, гри. сле…
        Вывод.
        — Встаньте те, у кого нет ошибок.
        — Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
        Правило.
        Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

        4. Построение проекта выхода из затруднения.
        Цель: построить проект выхода из затруднений.
        На доске образец написания слов с парной согласной.
        ГРИБ ГОЛУБКА
        ЗУБ ЗАКЛАДКА
        ГЛАЗ РЕДКИЙ
        — Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).
        Давайте составим схему слов к первому столбику.

        -Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
        Давайте составим схему слов ко второму столбику.

        -Что общего у слов первого и второго столбика?(При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
        — Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
        (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
        Вывод: -Ответим на вопросы:
        — Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
        -Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
        -Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
        — Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
        Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с
        Где надо проверять? в корне, на конце слова
        Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.
        Чем после согласного слышался гласный звук
        Физминутка.
        — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
        Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

        5. Реализация построенного проекта.
        Цель: реализовать проект.
        — Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
        Спор согласных.
        — В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
        — В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.
        — Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, — говорили глухие.
        Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
        — Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — усмехались глухие согласные.
        Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
        И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
        — Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
        Правило-вывод.
        Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
        -Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
        Алгоритм

        • Прочитать слово
        • Выделить корень
        • Определить парную согласную
        • Подобрать проверочное слово
        • — Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
          -Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
          — Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

          6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
          Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
          — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
          — Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
          1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
          2. Всё перетрут терпение и … (труд).
          3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
          4. Что за чудо – синий дом!
          Ребятишек много в нём.
          Носит обувь из резины
          И питается бензином! (Автобус)

          7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
          Цель: организовать самопроверку по эталону.
          Работа в группах.
          — А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово(приложение №1).
          Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

          8.Включение в систему знаний и повторений.
          Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

          Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
          Игра «Будь внимательным»
          -Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
          Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.

          Самостоятельная работа. Исправить ошибки.
          Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блискийдрук .
          — Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
          — Где находится парная согласная? (В середине слова.)
          — Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
          Работа с текстом.
          — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.
          — Жители этого города составили для вас текст.
          — Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
          — А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
          — Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
          Лёд стал крепким.
          Был сильный мороз.
          Пруд замёрз.
          — Озаглавьте текст. (Зимой.Пруд зимой.)
          — Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
          — Какой частью речи они являются?
          — Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
          — Запишите это предложение под диктовку.

          9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
          — Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
          — С чем вы сегодня познакомились?
          — Вернёмся к целям нашего урока?
          — Почему мы достигли поставленных целей?
          — А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

          Список использованной литературы

          1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 2 класс.Ч.2 М.Просвещение, 20011 г.,
          2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.
          3. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.

          vio.uchim.info

          Правописание парных согласных в корне слов

          Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

          Парные согласные

          Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

          Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

          Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

        • столб (п) — проверочное — столбы
        • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
        • бород (т)ка — проверочное — борода
        • Правописание слов с парной согласной в корне

          При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

          • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
          • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
          • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
          • Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

            Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

            Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

          • в конце слов (например, чиж);
          • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
          • Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

            Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

            Правописание в третьем классе

            В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

            Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

            Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

            Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

            1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
            2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
            3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
            4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

            Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

            obrazovanie.guru

            Правописание слов с парной согласной на конце

            Урок русского языка. 2 класс

            Тема: Правописание слов с парной согласной на конце

            Цель: ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце;

            — формировать умение подбирать проверочные слова, распознавать

            — развивать внимание и память, обогащать речь обучающихся;

            — воспитывать любовь к русскому языку

            Оборудование: фигурки сквозных персонажей, магнитная азбука, карточки с заданием для каждого ученика, рабочая тетрадь, учебник, зеленая и красная ручки у детей.

            o Ребята, сегодня урок будет особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний.

            o Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.

            o За каждый правильный и четкий ответ я буду давать жетон. Постарайтесь собрать их побольше до конца урока.

            II. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

            1. – Вот какую проблему нам предстоит решить:

            В нашем русском языке
            “Ходят парами” бэ-пэ
            вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
            Эти пары у людей вызывают интерес.
            Часто “хитрые подружки”
            Подменить хотят друг дружку.
            Как узнать писать какую –
            Эту букву иль другую?
            С толку сбить хотят ребят.
            Но у нас не детский сад?
            Мы решим проблему эту?
            А расскажем всему свету?
            Предстоит сегодня вам
            Все расставить по местам.

            2. Работа с магнитной азбукой (парные согласные)

            А вот и “хитрые подружки” из магнитной азбуки. Расставьте их парами.

            Чем похожи все эти буквы? (Согласные)

            На какие две группы можно их разбить? (Звонкие и глухие) Молодцы!

            1. Подготовим руку к письму. (Физ. минутка) – Запишите число, классная работа.

            2. В чистописанье буквы

            “Хитрые, опасные”
            Постарайтесь-ка запомнить
            Парные согласные.

            б/п в/ф г/к д/т ж/ш з/с (Запись на доске)

            § Пропишите буквы по образцу в тетрадях.

            IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

            Прежде, чем вы начнете писать слова под мою диктовку, послушайте совет:

            Смотреть в тетрадь соседа,
            Считаю, смысла нет.
            Ведь нет у вас уверенности,
            Знает ли сосед.

            Пишите слова в столбик с маленькой буквы.

            Зуб, клюв, слон, дом слог, сад, уж, груз.

            — Что происходит с непарными согласными в конце слова при произношении? (Произношение и написание совпадает (слон, дом.)

            — Что происходит с парными согласными? (Произношение не совпадает с написанием (са[т], зу[п])

            Какую орфограмму надо подчеркнуть? (Парный согласный на конце слова.)

            V. Формулирование темы урока.

            — Кто сформулирует тему урока?

            Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слова.

            Физ./минутка. Встаньте, надо мозг “включать”,

            “Носик-ушко” показать.
            Ускоряем мы движенье.
            Показали направленье.
            Потянулись, улыбнулись,
            Тихо на урок вернулись.

            ( Сквозные персонажи последовательно прикрепляю к доске магнитами).

            Петя Зайцев и Вова Колесников тоже писали под мою диктовку. Вам интересно узнать, как они справились с работой?

            Откроем первое слово.

            Петя Вова — зуб зуп

            Подумайте, кто из них правильно написал парную согласную на конце? У кого другое мнение?

            А какую букву написали вы? Кто написал другую букву?

            VI. Ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце.

            Чтоб узнать нам кто прав, а кто нет,

            В ходе рассуждений получим ответ.

            1. Слово мы произнесем, c буквой звук соотнесем.

            Какой звук слышен в конце слова зуб? ([п]) обозначим

            Он звонкий или глухой? (Глухой)

            o Соответствует написанной букве? (Нет)

            o Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!

            2. Будем слово изменять и согласный проверять.

            o Какое слово подобрали? (Зубы). Запишем.

            o Теперь какой звук слышим? ([б])

            o Он звонкий или глухой? (Звонкий).

            o Соответствует звук букве? (Да).

            o Подчеркните согласную и следующую за ней гласную буквы. (Зубы). Она поставила согласный звук в сильную позицию.

            3. — Подберите другое проверочное слово. (Зубок).

            o В какой позиции звук в этом слове? (В сильной).

            o Проверьте свою запись с образцом на доске.

            зуб — зубы – зубок

            10. Теперь вы можете ответить на вопрос – Кто правильно написал слово? Исправьте ошибку у Вовы. А у вас правильно?

            o Ребята, а ведь вы сейчас составили образец проверки слов с парной согласной на конце.

            — Трудно было это сделать?

            VII. Овладение алгоритмом действий.

            1. — Хотите узнать, чем занималась на уроке Катя Персикова? (фигурка крепится к доске).

            — Она не только грамотно написала слова диктанта, но и следила за ходом наших рассуждений и записывала ключевые, главные слова – наши действия. Вспомним их порядок – алгоритм. (Алгоритм крепим к доске).

            Сравни Что сравнили? (Зуб и зубок).

            Измени Что изменяли? (Форму слова).

            Подбери Что подбирали? (Однокоренное слово).

            Подчеркни Что подчеркивали? (Орфограмму).

            2. — В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.

            Я в помощь вам даю подмогу.

            И дальше в путь, друзья, в дорогу!

            Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).

            Много (изменить количество и станет много).

            Нет (добавить “нет” — изменить форму слова).

            Какой? (это слово будет называть – признак).

            Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать).

            3. — Используйте алгоритм и “подмогу” при проверке слов парной согласной на конце. Продолжим проверять слова.[ф] в клюв клювы клювик клюф

            [к] г слог слоги слоговой слок

            4. – Кто понял, как проверять парный согласный на конце слова? Молодцы! Выполняйте работу самостоятельно. Если не уверены в своих силах, продолжайте работу с нами.

            [т] д сад сады садовый сат

            [ш] ж уж ужи ужак уш

            [с] з груз грузы грузить грус

            o А теперь обобщим нашу работу.

            2. Для чего нужно знать парные согласные?

            3. Что нужно делать, чтобы грамотно писать парные согласные на конце слова?

            Прочитаем правило в учебнике (с. 114).

            VII. Закрепление полученных знаний и умений. Работа по учебнику

            VIII. Итог урока

            1. Чему учились? Чему научились? Для чего это нужно знать?

            2. Что на уроке понравилось больше всего?

            3. Выставление оценок.

            o Кто набрал 4 и более жетонов? Вы получаете за работу “пять”.

            o Кто набрал 3 жетона? Ваша оценка “четыре”.

            o Все были молодцы!

            1. Д/задание: выписать из книги для чтения 3 слова с парной согласной на конце, проверить по алгоритму.

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Популярное:

    • Приказ водительской справки Приказ водительской справки В Вашей корзине пока пусто! Телефоны: Часы работы: Восстановить пароль: Согласно приказу Миндзрава РФ от 30.06.2016 г. № 441н с января 2017 года во всех филиалах медцентра выдаются справки на оружие нового […]
    • Правила возведения отрицательного числа в степень Что такое степень числа Обращаем ваше внимание, что в данном разделе разбирается понятие степени только с натуральным показателем и нулём. Понятие и свойства степеней с рациональными показателями (с отрицательным и дробным) будут […]
    • Заявление на алименты до 3 лет Заявление на алименты до 3 лет Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • Образец приказа об экскурсии по городу Приказ об экскурсии школьников ПРИКАЗА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫЕЗДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Приказ №_____ от (дата). «Об организации выездного мероприятия учащихся» Согласно плану выездных культурно-массовых мероприятий, проводимых в г. […]
    • Как определяется размер пенсии по старости Размер страховой пенсии по старости Начавшийся в январе 2015 года новый этап реформирования пенсионной системы РФ в первую очередь коснулся порядка назначения и расчета страховых пенсий. Трудовая пенсия, состоявшая из страховой и […]
    • Безопасная налоговая нагрузка по налогу на прибыль Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать? Отправить на почту Налоговая нагрузка по НДС, который в структуре налоговых платежей организации составляет, как правило, наибольшую долю, является объектом пристального […]
    • Проверить штрафа по номеру авто Как проверить штрафы ГИБДД по номеру машины? В прошлом году на сайте ГАИ появилась услуга, которая позволяет проверить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля онлайн , в 2018 году форма не претерпела изменений и осталась прежней. На данный […]
    • Повышенное пособие по уходу Больничный по беременности и родам при выходе в декрет По действующим нормам Трудового кодекса РФ, декретный отпуск трудоустроенным женщинам в 2016 году предоставляется по месту работы по соответствующему заявлению на основании […]