Проект следственный комитет

Проект федерального закона «О потерпевших от преступлений»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О потерпевших от преступлений

В целях обеспечения государственной поддержки потерпевших от преступлений, а также их близких настоящий Федеральный закон определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших от преступлений (далее – потерпевшие), а также основы государственной политики в области их правовой, социальной защиты и порядок производства государством компенсационных выплат указанным лицам.

Основы правового статуса потерпевших

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том смысле, в каком они определяются в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Для целей настоящего Федерального закона:

1) потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред;

2) иждивенец – лицо, которое имеет право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Правовые основы законодательства о потерпевших

Законодательство о потерпевших основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших

Защита и восстановление прав, свобод и законных интересов потерпевших основывается на следующих основных принципах:

1) уважения прав и свобод человека и гражданина;

2) равенства прав и свобод потерпевших независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

4) неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступления;

5) доступности правосудия;

6) доступности разумного и справедливого возмещения вреда, причиненного преступлением;

7) доступности государственной компенсации в связи с причинением потерпевшему вреда преступлением;

8) доступности социальной и иной помощи;

9) социального партнерства.

1. Потерпевший имеет право на:

1) информацию о своем правовом статусе, о ходе уголовного судопроизводства, о порядке возмещения вреда, причиненного преступлением, а также иную информацию, затрагивающую его права, свободы и законные интересы;

2) доведение до сведения дознавателя, следователя, руководителей органов дознания и следствия, прокурора, суда своей позиции по вопросам уголовного судопроизводства, в части касающейся его прав, свобод и законных интересов;

3) правовую и социальную помощь;

4) получение справедливого и разумного возмещения вреда, причиненного преступлением и (или) государственной компенсации;

5) обеспечение безопасности своей, а также близких родственников, родственников и близких лиц.

2. Потерпевший реализует права в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Порядок возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, и предоставления государственной компенсации

Пределы ответственности за вред, причиненный преступлением Лицо, признанное вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях лицо, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, обязано возместить потерпевшему вред, причиненный преступлением, в размере, установленном вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства.

Цели государственной компенсационной деятельности

Государство, выплачивая потерпевшему компенсацию, преследует следующие цели:

1) восстановления социальной справедливости;

2) доступности и справедливости компенсации потерпевшему, в том числе в случаях, когда виновное в совершении преступления лицо не установлено, скрылось, не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказано;

3) оперативности в решении вопроса о предоставлении компенсации потерпевшему.

Условия предоставления государством компенсации потерпевшему

1. Государство гарантирует предоставление установленных настоящим Федеральным законом денежных компенсаций:

1) потерпевшему, который в результате совершения в отношении его преступления:а) получил тяжкий вред здоровью или заразился ВИЧ-инфекцией;б) получил вред здоровью любой степени тяжести, если преступление было совершено близким родственником потерпевшего, от которого он находится в материальной зависимости;в) стал жертвой сексуального насилия;г) находится в затруднительном материальном положении, в связи с совершением в отношении него кражи, мошенничества, вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленного уничтожения или повреждения имущества, при условии, что его ежемесячный доход ниже двукратного размера прожиточного минимума;

2) иждивенцам потерпевшего, который умер в результате совершения преступления или в связи с полученным от преступления вредом здоровью.

2. Право на получение компенсации возникает с момента признания лица потерпевшим или с момента перехода прав потерпевшего в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при соблюдении следующих условий:

1) заявление на компенсацию подано в течение трех лет с момента признания лица потерпевшим или наделения его правами потерпевшего;

2) преступление совершено в отношении гражданина Российской Федерации либо на территории Российской Федерации, при этом в отношении иностранных граждан действует принцип взаимности;

3) у потерпевшего в связи с причинением ему вреда преступлением не возникает право в соответствии с законодательством Российской Федерации или гражданско-правовым договором на получение социальных, страховых и иных денежных выплат, в противном случае он имеет право на компенсацию в размере разницы между выплатами, производимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и получаемыми по другим основаниям;

4) потерпевший сотрудничает со следствием и не совершал противоправных или общественноопасных деяний, которые стали обстоятельством, способствующим совершению преступления.

Правовые основы деятельности Федерального фонда помощи потерпевшим

1. В целях реализации обязанности государства выплачивать компенсацию потерпевшим создается государственный внебюджетный Федеральный фонд помощи потерпевшим, деятельность которого регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Положение о Федеральном фонде помощи потерпевшим утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Средства государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим образуются за счет:штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания;государственных средств, полученных от конфискации имущества в порядке, установленном уголовным законодательством Российской Федерации;государственных средств, полученных от реализации вещественных доказательств по уголовному делу;сумм залогов, внесенных в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, и обращенных в доход государства;доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;добровольных взносов граждан и юридических лиц;поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством.

Виды и размеры государственной компенсации

1. Размер компенсации определяется судом в порядке гражданского судопроизводства или в рамках гражданского иска в уголовном процессе. Размер компенсации, во всяком случае, должен покрывать расходы:

1) по потере заработка (исходя из размера, который бы покрывал разницу между размером среднего заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, и размером заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) в месяц обращения за компенсацией. При этом минимальный размер компенсации должен быть таким, чтобы сумма ежемесячного среднего заработка и компенсации составляла не менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а максимальный – не более пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Компенсация выплачивается ежемесячно до восстановления трудоспособности. В случае стойкой утраты трудоспособности размер компенсации определяется в соответствии с размером среднего заработка (дохода, денежного довольствия) потерпевшего по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией, которая выплачивается до приобретения потерпевшим права на пенсионное обеспечение;

2) на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления в объеме и размере не ниже установленных для застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок оплаты дополнительных расходов, предусмотренных настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;

3) на погребение (в части превышающей установленный законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле предельный размер социального пособия на погребение, исходя из стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению). Компенсация на погребение выплачивается лицу, за счет средств которого осуществлялось погребение потерпевшего;

4) на содержание иждивенцев (ежемесячно на каждого иждивенца до назначения пенсии по случаю потери кормильца и в течение года после назначения выплачивается компенсация в размере минимального размера оплаты труда).

2. Потерпевшим, предусмотренным подпунктом «г» пункта 1 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона выплачивается единовременная компенсация в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

3. При исчислении размера компенсаций, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в отношении потерпевшего, не имеющего постоянного источника дохода, за основу берется сумма в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

4. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер компенсации определяется с применением районного коэффициента.

5. Суммы выплаченных компенсаций подлежат последующему взысканию с лица, признанного вступившим в законную силу приговором суда виновным в совершении преступления, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с лица, на которое законом возложена материальная ответственность за действия виновного лица, в пределах размера подлежащего возмещению вреда, установленного вступившим в законную силу приговором суда или решением суда, вынесенным в порядке гражданского судопроизводства. Если суммы выплаченных компенсаций не покрывают размер вреда, причиненного преступлением, то они подлежат взысканию только после возмещения вреда в полном объеме.

Особенности реализации права на получение компенсации несовершеннолетним потерпевшим

Если преступлением причинен вред несовершеннолетнему, который не занимается трудовой деятельностью, компенсация, предусмотренная пунктом первым части первой статьи 7 настоящего Федерального закона должна быть назначена одному из его родителей, усыновителей, опекунов, которые уволились с работы, перешли на другое место работы либо изменили существенные условия труда в целях осуществления ухода за несовершеннолетним потерпевшим, в связи с чем их доход сократился. Если несовершеннолетний вел трудовую деятельность, то размер указанной компенсации может определяться на усмотрение его законного представителя с учетом мнения самого несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка (дохода, денежного довольствия) несовершеннолетнего либо исходя из размера среднего заработка (дохода, денежного довольствия) его законного представителя по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения за компенсацией.

Право на срочную компенсацию

Лицо, указанное в пункте первом части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, подавшее заявление на получение государственной компенсации, имеет право при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, на получение срочной компенсации, если среднедушевой доход семьи такого лица не превышает двукратный размер величины прожиточного минимума. Вопрос о выплате срочной компенсации решается в срок не более трех дней с момента обращения за ней в филиал территориального отделения Фонда помощи потерпевшим. Срочная компенсация выплачивается ежемесячно до решения вопроса о наличии оснований для выплаты компенсации, предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона, в размере, соответствующем величине прожиточного минимума, на потерпевшего, а на период его временной нетрудоспособности либо в случае стойкой утраты им трудоспособности, а также в случае смерти потерпевшего на каждого его иждивенца. Выплаченные суммы срочной компенсации не подлежат возврату в случае принятия судом решения об отсутствии оснований для выплаты компенсации в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, когда потерпевшим или иждивенцами одновременно с получением суммы срочной компенсации на том же основании были получены суммы из других источников (страховые, социальные, со стороны подозреваемого, обвиняемого или подсудимого и др.).

Надзор за исполнением законов о защите прав потерпевших осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении после учреждения государственного внебюджетного Федерального фонда помощи потерпевшим.

Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Следственный комитет Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Статья 1

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 15) дополнить новым пунктом следующего содержания:

«9) организация и производство судебных экспертиз.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291; 2002, № 1, ст. 2; 2007, № 7, ст. 831; 2007, № 31, ст. 4011; 2011, № 50, ст. 7351; 2013 № 27, ст. 3477; 2013 № 48 ст. 6165) следующие изменения:

1) в статье 3 после слов «федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации,»;

а) в части 1 после слов «федеральных органов исполнительной власти,» дополнить словами «Следственного комитета Российской Федерации,»;

б) в части 2 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации»;

в) в части 4 после слов «федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «, Следственного комитета Российской Федерации»;

г) в части 7 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации»;

д) в части 8 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации»;

а) в части 1 после слов «федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «, Следственного комитета Российской Федерации»;

б) в части 2 после слов «федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «, Следственного комитета Российской Федерации»;

4) в пункте 3 абзаца шестого статьи 15 после слов «федеральных органов исполнительной власти» дополнить словами «, Следственного комитета Российской Федерации»;

б) в части 3 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации»;

а) в части 1 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации»;

б) в части 2 после слов «федеральными органами исполнительной власти» дополнить словами «, Следственным комитетом Российской Федерации».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Образовательный проект «Юный следователь»

11 августа 2016 года в Республике Крым в международном детском центре «Артек» при активном участии сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и Академии Следственного комитета Российской Федерации началась реализация новой образовательной программы для детей «Юный следователь», призванной способствовать формированию у детей и подростков интереса к изучению работы следователя и следователя-криминалиста, повышению уровня правового образования и правовой культуры подрастающего поколения.

Учитывая двухлетний положительный опыт реализации указанной программы, с 2018 года «Юный следователь» начинает транслироваться не только в МДЦ «Артек», но и в таких флагманах детского отдыха как ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан», ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок», ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена».

Популяризация профессии следователя и организация профориентационной работы с детьми и подростками является одной из важнейших задач Следственного комитета Российской Федерации, поставленной Председателем. Несмотря на большой интерес в современном обществе к деятельности следственных органов, на сегодняшний день не существует типовых программ подготовки юных следователей, отвечающих современным требованиям.

Вместе с тем актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность данного направления деятельности сложно переоценить, что и продиктовало в конечном итоге необходимость создания соответствующей программы, способствующей в том числе и формированию позитивного отношения молодежи к службе в следственных органах Следственного комитета, положительной мотивации на поступление в соответствующие ведомственные образовательные организации Следственного комитета, созданию условий для правового и гражданского обучения, воспитания подростков.

Успешная реализация данной задачи невозможна без преемственности в развитии, преемственности в воспитании, без опоры на достигнутые результаты, в связи с чем к реализации образовательной программы планируется активное привлечение действующих сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций Следственного комитета и, конечно же, ветеранов следствия.

sledcom.ru

Главное управление по расследованию особо важных дел

  • Следственное управление
  • Контрольное управление
  • Главное следственное управление

  • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
  • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
  • Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов войны
  • Управление по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов
  • Второе следственное управление (с дислокацией в городе Санкт-Петербург)
  • Третье следственное управление (с дислокацией в городе Нижний Новгород)
  • Четвертое следственное управление (с дислокацией в городе Екатеринбург)
  • Пятое следственное управление (с дислокацией в городе Новосибирск)
  • Шестое следственное управление (с дислокацией в городе Хабаровск)
  • Седьмое следственное управление (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону)
  • Отдел документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу (с дислокацией в городе Ессентуки Ставропольского края)

  • Управление по расследованию особо важных дел
  • Контрольно-криминалистическое управление
  • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
  • Организационно-аналитический отдел
  • Отдел обеспечения деятельности
  • Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений
  • Главное управление процессуального контроля

  • Управление процессуального контроля за следственными органами
  • Управление организационно-аналитического и документационного обеспечения
  • Главное управление криминалистики

  • Методико-криминалистическое управление
  • Технико-криминалистическое управление
  • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
  • Управление научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательский институт криминалистики)
  • Отдел криминалистического сопровождения следствия (с дислокацией в городе Екатеринбург)
  • Главное организационно-инспекторское управление

  • Управление организационного и документационного обеспечения
  • Информационно-методическое управление
  • Главное управление обеспечения деятельности

    • Финансово-экономическое управление
    • Управление материально-технического обеспечения
    • Управление имущественных отношений и организации капитального строительства
    • Отдел планирования и организации государственных закупок
    • Отдел организационного и документационного обеспечения
    • Отдел гражданской обороны и мобилизационной подготовки
    • Контрольное управление Председателя Следственного комитета Российской Федерации

      Управление процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений

      Управление физической защиты и комендантских служб

      Управление международного сотрудничества

      Управление кадров

      Управление учебной и воспитательной работы

      Правовое управление

      Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению

      Управление взаимодействия со средствами массовой информации

      Управление аудита и ведомственного финансового контроля

      Управление по защите государственной тайны

      Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России)

      Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу»

      В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом-единороссом Александром Ремезковым внесен законопроект (№ 440058-6), в разработке которого Следственный комитет Российской Федерации принимал самое активное участие, направленный на реформирование основ российского уголовного процесса для обеспечения его справедливости. Законопроект предусматривает положения, обязывающие следователя, прокурора, а также суд в процессе доказывания по уголовному делу принимать меры к установлению истины, то есть к выяснению обстоятельств преступления такими, какими они были в действительности.

      Необходимо напомнить, что российское уголовное судопроизводство справедливость правосудия традиционно связывало с истиной, поскольку нельзя вынести справедливый приговор, основываясь на недостоверных или неполных данных.

      Этот правовой институт, целью которого является всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного его разрешения, был указан в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, УПК РСФСР 1922 года, УПК РСФСР 1960 года. Однако из УПК РФ 2002 года он был неоправданно исключен.

      Необходимо отметить, что в качестве цели доказывания истина определена, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Федеративной Республики Германия (абзац 2 параграфа 244), а также Уголовно-процессуальном кодексе Франции (статья 310) как базовая ценность романо-германского уголовного процесса, к которому традиционно тяготеет российское уголовное судопроизводство.

      Между тем в начале 2002 года в России была реализована англо-американская модель чистой состязательности. В соответствии с этой моделью судья не должен проявлять активность в сборе доказательств, а стоит как бы над сторонами, наблюдая за их процессуальным спором, после чего выносит решение на основании позиции той стороны, чьи аргументы были сильнее. Таким образом, априори истина его не интересует. И именно поэтому в этих странах так высоко оплачивается труд адвоката, работа которого нередко предрешает оправдательный приговор несмотря на то, что лицо виновно.

      В СМИ уже появилась информация оппонентов о том, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации, якобы ограничивая состязательность, презумпцию невиновности и другие базовые принципы демократического уголовного процесса.

      На самом деле это не так.

      Никто не собирается отменять состязательность. Предлагается только модернизировать этот принцип с учетом российских традиций уголовного судопроизводства, в соответствии с которыми приговор по уголовному делу назначается с учетом действительных (истинных) обстоятельств совершенного преступления, а не ораторского мастерства сторон.

      Взамен состязательности с пассивной ролью суда законопроектом предлагается модель так называемой сбалансированной состязательности, когда судья в случае недостаточности имеющихся доказательств будет проявлять активность для выяснения подлинных обстоятельств дела именно для того, чтобы вынести справедливое итоговое решение. Это даст судье возможность при недостатке предъявляемых сторонами сведений, не поступаясь совестью, получить все необходимые доказательства дляформирования собственного внутреннего убеждения и вынести обоснованный приговор. Он может быть как обвинительным, так и оправдательным. В этом и есть конституционный смысл роли судьи в обеспечении справедливости правосудия, что так важно для российского гражданского общества и конституционного принципа независимости судебной власти.

      Оппоненты говорят о том, что в результате этого выиграет только сторона обвинения, ошибки которой будут исправляться судом.

      Это тоже далеко не так. В силу особенностей российского уголовного судопроизводства сторона обвинения на судебной стадии изначально ставится в более выгодное положение по сравнению со стороной защиты, так как она обладает всей полнотой доказательственной базы, собранной на стадии предварительного расследования. Сторона же защиты на этом этапе только начинает искать оправдательные доказательства. Если подсудимому назначен бесплатный адвокат, не проявляющий, как правило, активности, а сам подсудимый не обладает юридическими знаниями, то обеспечить надлежащую защиту и собрать доказательства своей невиновности ему практически невозможно. Предлагаемый законопроект предусматривает в этой ситуации необходимую систему противовесов, когда судья, установив неполноту доказательств, которые могут свидетельствовать о невиновности подсудимого, устранит ее. Поэтому новый порядок будет ограждать подсудимого от несправедливого обвинения.

      Не посягает законопроект и на презумпцию невиновности. Он вообще ее никак не коснется. В соответствии с частью 3 статьи 14 УПК РФ все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. Как сейчас, так и в случае принятия законопроекта неустранимые с учетом всех принятых мер сомнения будут толковаться в пользу обвиняемого. Закон лишь уточнит, что исчерпывающие меры, принимаемые следователем, прокурором и судом, должны быть направлены именно на поиск истины.

      Это позволит отойти от обвинительного уклона, создать правовые условия, при которых следователь становится не «преследователем», а «исследователем» в целях установления обстоятельств происшедшего события, в связи с которым производится расследование. На следователя в законодательном порядке акцентировано будет возложена обязанность тщательно собирать не только обвинительные, но и оправдательные доказательства. Всё это будет на пользу нашим гражданам, представление о справедливом правосудии которых традиционно связывалось с поиском «правды» в суде, повысит их доверие к следственным органам и к судебной власти.

      Мы отлично понимаем, что для преодоления обвинительного уклона понадобится изменение не только закона, но и правосознания должностных лиц, применяющих его. Однако без создания соответствующих законодательных правовых основ, без указания в законе на истинные ориентиры процесса доказывания добиться этого будет невозможно. Законопроект как раз и направлен на выработку таких фундаментальных основ. Его принятие может стать первым шагом на пути реформы отечественного уголовного процесса для обеспечения справедливости правосудия и повышения роли судьи как независимого вершителя правосудия.

      Хотелось бы надеяться на то, что этот важный шаг будет правильно понят и поддержан общественностью.

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ

      ИНСТИТУТА УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

      Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2008, N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 15, ст. 1756; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3428, 3431; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 13, ст. 1687; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6334) следующие изменения:

      1) статью 5 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

      «22.1) объективная истина – соответствие действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения;»;

      2) часть третью статьи 15 изложить в следующей редакции:

      «3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела, исполнения сторонами их процессуальных обязанностей, а также осуществления предоставленных им прав.»;

      3) дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

      «Статья 16.1. Установление объективной истины по уголовному делу

      1. Суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны принять все предусмотренные настоящим Кодексом меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, подлежащих доказыванию для установления объективной истины по уголовному делу.

      2. Суд не связан мнением сторон. При наличии сомнений в истинности мнения сторон суд принимает все необходимые меры к установлению действительных фактических обстоятельств уголовного дела в целях обеспечения отправления справедливого правосудия.»;

      4) часть первую статьи 17 изложить в следующей редакции:

      «1. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью.»;

      5) статью 21 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

      «1.1. При осуществлении уголовного преследования прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны сохранять объективность и беспристрастность, не допуская обвинительного уклона в доказывании. Обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого) или смягчающие его наказание, подлежат тщательному и всестороннему исследованию и оцениваются наравне с обстоятельствами, изобличающими обвиняемого (подозреваемого) или отягчающими его наказание.»;

      6) в статье 119 слова «обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство,» заменить словами «обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования или судебного разбирательства, прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство,»;

      а) после слова «Судья» дополнить словами «в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства»;

      б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

      «5.1) в ходе досудебного производства были допущены иные существенные нарушения закона, повлекшие нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, которые не могут быть устранены в ходе судебного заседания, если такие нарушения не связаны с восполнением неполноты проведенного дознания или предварительного следствия.»;

      в) дополнить частью 1.1. следующего содержания:

      «1.1. Уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом только по ходатайству стороны в случаях:

      1) неполноты предварительного следствия или дознания, которая не может быть восполнена в судебном заседании, в том числе, если такая неполнота возникла в результате признания доказательства недопустимым и исключения его из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве;

      2) наличия оснований для предъявления обвиняемому нового обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении или обвинительном акте.»;

      8) статью 238 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

      «1.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части первой настоящей статьи, судья приостанавливает производство по уголовному делу в отношении обвиняемого, участие которого в судебном разбирательстве невозможно, если раздельное судебное разбирательство не воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу. В случаях, когда раздельное судебное разбирательство воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу, приостанавливается все производство по уголовному делу.»;

      9) часть первую статьи 243 изложить в следующей редакции:

      «1. Председательствующий руководит судебным заседанием, принимая необходимые меры к всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств уголовного дела, а также обеспечивая состязательность и равноправие сторон.»;

      10) статью 247 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

      «5.1. В случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть проведено, если это не воспрепятствует установлению объективной истины по уголовному делу.»;

      11) статью 252 дополнить частью третьей следующего содержания:

      «3. Суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе восполняет неполноту доказательств в той мере, в какой это возможно в ходе судебного разбирательства, сохраняя при этом объективность и беспристрастность и не выступая на стороне обвинения или стороне защиты. При отсутствии возможности устранить неполноту доказательств в судебном разбирательстве суд в порядке, установленном пунктом 1 части 1.1 настоящего Кодекса возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению.»;

      12) часть четвертую статьи 275 после слов «по ходатайству сторон или по инициативе суда» дополнить словами «если это необходимо в интересах установления объективной истины по уголовному делу»;

      13) часть первую статьи 369 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

      «1.1) односторонность или неполнота судебного следствия – в случаях, предусмотренных статьей 380.1 настоящего Кодекса;»;

      14) часть первую статьи 379 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

      «1.1) односторонность или неполнота судебного следствия;»;

      15) дополнить статьей 380.1 следующего содержания:

      «Статья 380.1. Односторонность или неполнота судебного следствия

      2) не были допрошены лица, показания которых могут иметь значение для установления объективной истины по уголовному делу;

      3) не были изъяты документы или вещественные доказательства, имеющие значение для установления объективной истины по уголовному делу.»;

      16) статью 389.15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

      17) дополнить статьей 389.16.1 следующего содержания:

      «Статья 389.16.1. Односторонность или неполнота судебного следствия

      1. Проведенным односторонне или неполно признается судебное следствие, в ходе которого остались невыясненными обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда и установление объективной истины по уголовному делу.

      2. Судебное следствие во всяком случае признается односторонним или неполным, когда по уголовному делу:

      1) не была проведена судебная экспертиза, производство которой в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным;

      2) не были допрошены лица, чьи показания могли быть использованы для установления объективной истины по уголовному делу;

      3) не были изъяты документы или вещественные доказательства, имеющие значение для установления объективной истины по уголовному делу.».

    Популярное:

    • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
    • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
    • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
    • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
    • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
    • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]